HomeE-mail

Иван Ардыбашев.

ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

"Прославление святых есть неотъемлемая, необходимая составная часть духовной жизни Церкви и ее апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Духовный опыт святых XX века - прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия."
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий,
из Доклада на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях
"Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества";
24 января 2004 г., Москва,
Государственный Кремлевский дворец

С любовью и благоговением обращаемся мы к подвигу новомучеников Российских. В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях.
Чествование новопрославленных святых совершается ежегодно - 7 февраля, если этот день совпадает с воскресеньем, или "в следующий за сим воскресный день". В нынешнем году Собор новомучеников и исповедников Российских Святая Церковь праздновала 11 февраля. Обратимся к истории праздника и сегодняшнему времени.
XX век был для России веком невиданных в истории гонений на Церковь, на Православие. На миллионы верующих людей, и прежде всего духовенство - святителей, священников, монахов - победившее богоборческое государство обрушило столь жестокие репрессии и гонения, что, казалось, весь ад восстал на Русскую землю и ее православный народ.
Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.
Среди многих миллионов жертв советской власти десятки и сотни тысяч православных мучеников и исповедников противопоставили этой адской злобе и лжи самоотверженную смиренную любовь и верность Христу. В XX веке Русская Церковь явила миру такое количество подвижников, мучеников и исповедников, которое сопоставимо разве что с числом всех святых, прославленных за всю историю христианства. На крови новых мучеников, подвигами исповедников и праведников Церковь вновь утвердилась и продолжает возрождаться ныне. Мы свидетели такого возрождения. Свет великой жертвенной любви наших святых соотечественников озаряет нам сегодня путь ко спасению.
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: "Претерпевший же до конца спасется" (Мк. 13:13), - говорит Христос. Таких людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого и явили Его силу в нашем мире, Церковь называет святыми.
В истории канонизации святых в Русской Православной Церкви выделяется пять периодов: от крещения Руси до Макариевских Соборов, собственно Макариевские Соборы (1547 и 1549 годы), от Макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода, синодальный и современный периоды.
Современный период начался канонизацией двух подвижников на Поместном Соборе 1917-1918 годов. И в недавнюю эпоху жестоких гонений Русская Церковь прославляла святых угодников Божьих: были канонизации святых в 70-е годы прошлого века. Однако в истории Русской Православной Церкви не существовало постоянно действующей Комиссии по канонизации святых. Образование ныне действующей Синодальной Комиссии по канонизации святых имеет свою предысторию. В мае 1981 года начала деятельность Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Трудами этой группы была подготовлена канонизация девяти подвижников Русской Православной Церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной Церкви. Торжественная канонизация великих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви нового времени. На Поместном Соборе 1988 года было определено: "Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду".
Исполняя это Определение, Священный Синод на заседании 11 апреля 1989 года образовал Синодальную Комиссию по канонизации святых и дал председателю Комиссии полномочие "привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви". Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.
Свои заключения Комиссия представляет либо Святейшему Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору. Согласно Уставу Русской Православной Церкви прославление подвижника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого - решением Архиерейского или Поместного Собора.
Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: "...инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев". Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет либо Святейшему Патриарху, либо непосредственно в Комиссию. Сама Синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.
Определением Архиерейского Собора 1992 года предписывалось: "Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии".
В период деятельности Комиссии с 1989 года и до Архиерейского Собора 2000 года было прославлено 18 святых и выработаны "Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века". Эти критерии были одобрены священноначалием нашей Церкви.
Синодальную Комиссию по канонизации святых в Русской Православной Церкви возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве с 13 по 16 августа 2000 года, заслушал доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах деятельности синодальной Комиссии по канонизации святых в РПЦ в предсоборный период. Собор 2000 года рассмотрел материалы о подвижниках, пострадавших за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей.
Участниками Собора было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Канонизация новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Юбилейном Соборе в августе 2000 года - одно из величайших событий церковной истории. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года было прославлено 1118 святых новомучеников и исповедников Российских, имена которых стали известны. Поскольку пострадавших за Христа в XX веке несоизмеримо больше, то Архиерейский Собор прославил и тех, чьи имена неизвестны людям, но ведомы Богу. Такое прославление всего сонма за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских XX века, поименованных и неименуемых, не оставило вне церковного почитания всех пред Богом святых этого периода.
Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года также определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на Основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых" (Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14).
В послесоборное время состоялось несколько десятков заседаний Комиссии. В период между Соборами Комиссия тщательно изучает материалы, поступившие от различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских XX века, а также других подвижников минувших веков. Для сбора и изучения материалов о подвижниках и исповедниках веры, для включения их в состав Собора новомучеников и исповедников Российских Епархиальная комиссия по канонизации святых была образована и в Московской епархии.
Синодальная Комиссия провела исследование о более четырех сотен мучеников и исповедников, и этот процесс продолжается. В своей работе комиссия не предвосхищает суда Божьего о человеке. Вопрос, который она рассматривает, состоит в том, действительно ли жизнь и подвиг человека совершены в правде и истине, в единстве с Церковью и является ли этот подвиг образцом для подражания.
Итоги работы Комиссии затем обсуждались на заседаниях Священного Синода. К началу октября 2004 года в состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода включены были еще имена 478 подвижник материалы о которых поступили из 35 епархий.
26 декабря 2006 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских еще десять человек. На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено1724 святых их них 521 в Московской епархии.