HomeE-mail

ОБЩЕСТВО, ШКОЛА, СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Знакомим читателей "Преображения" с докладом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, с которым Владыка выступил на пленарном заседании юбилейных Международных образовательных Рождественских Чтений. Митрополит Ювеналий предложил на представительном международном форуме доклад "Общество, школа, семья: традиции и современность":

"Обращаясь к соотношению традиций и современности в жизни нынешней России, мы взглянем на то, как это проявляется в обществе в целом, в школе, и в семье.
Почти в течение тысячелетия жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности. Однако, власть, господствовавшая в нашей стране практически на протяжении всего ХХ века, начала свое правление с гонений на веру и ревностного разрушения религиозных традиций. Потом правители поняли, что общество не может в своей жизни обойтись без традиционных устоев как важнейшей опоры своей жизнедеятельности. Известны попытки искусственного формирования советских традиций, которые по большей части не привились. В результате сегодня мы наблюдаем разрыв связей между поколениями, ценностный кризис и крушение идеалов. Место веры часто занимает духовное безразличие, любовь и жертвенность подавляются своекорыстием.
В то же время нельзя сказать, что современное общество является совершенно бестрадиционным, поскольку никакая культура не в состоянии существовать, если не располагает традиционным компонентом. Однако, если в стабильных обществах прошлого традиция выступала в качестве скрепляющего, если хотите консервативного, гармонизирующего фактора, противостоящего хаотическому началу в культуре, то в наши дни она скорее рассматривается многими как своего рода архаичный, почти маргинальный фактор. Между тем традиция - это не музейное богатство, а жизненная сила, пронизывающая современность и помогающая пролагать путь к будущему.
Уже примерно полтора десятилетия прошло с тех пор, как наша Церковь имеет возможность свободно возрождать свое служение во всем его многообразии. Именуемая столпом и утверждением истины (см.: Тим. 3:15), она является хранительницей высших вечных истин веры, а также определенного религиозно-культурного уклада жизни.
Какой же отклик находит наше служение в сердцах современных людей, и что нам следует сделать, чтобы быть лучше услышанными?
Анализируя нынешние общественные условия бытия Церкви, должно со всей откровенностью признать, что разрушавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений религиозные традиции в значительной степени сломаны. Этот факт вызывает у тех, кто ревнует о духовно-нравственном возрождении России, разную реакцию. Кто-то пытается усердно возрождать и пропагандировать православные обычаи в форме, характерной для минувших веков, вызывая нарекания в этнографичности. Кто-то считает, что всякие усилия изменить жизнь общества бесполезны, и замыкается в узком кругу. Мы видим такие примеры в жизни.
Но есть и еще один путь - воспитателя, который не предлагает своему ученику такие знания, которые тот не в состоянии освоить, но идет к своей цели постепенно и терпеливо, не торопя события. Такое положение можно уподобить тому, как по повелению Господню пророк Моисей сорок лет водил избранный народ по пустыне в ожидании того, что люди избавятся от рабской психологии, приобретенной в египетской неволе, и будут готовы вступить в Землю обетованную свободными, в мире с Богом и своей совестью.
Мы являемся свидетелями того, как духовное сеяние сегодняшнего дня не падает на каменистую почву, но приносит плоды (см.: Лк. гл. 8).
От веков древних традиции сохранялись в семье, человеческом союзе, зиждущемся на любви. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви, имеющей главою Христа. Святой апостол Павел говорит, что "почитать свою семью и воздавать должное родителям… угодно Богу" (1 Тим. 5:4). Ныне же наблюдается прискорбная деградация этого важнейшего общественного института. Во многих случаях семья оказывается закрытой для внешнего воздействия, а люди, страдающие от горя, остаются беспомощными в сложившихся обстоятельствах. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение. Катастрофически растет число разводов. Для многих создание семьи вообще кажется необязательным. Страдают дети, воспитанием которых не хотят заниматься, предоставляя их бездушному воздействию компьютера и телевизора. Деградировала культура общения между людьми.
Многие тяжело страдают от одиночества, и в то же время испытывают трудности при обращении за помощью к Церкви: для одних это неприемлемо как следствие советского жизненного опыта; для других - пока непривычно. Таковые не должны быть нами отвергнуты оттого, что не имеют достаточных духовных сил и знаний о вере. Именно о снисходительности Божией к внутренней жизни каждого человека прообразовательно говорит премудрый Соломон, описывая ниспослание манны небесной: "свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого" (Прем. 16:21). Церковь поэтапно, разными путями вводит людей в свою сокровищницу, постепенно раскрывая жизненность и силу веры и благочестия.
Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, гражданам дать осознать смысл соборного труда на благо любимого Отечества, всем людям помочь понять, что главный источник жизни - в Боге. В этой связи предстоят те труды, о которых говорил Ангел, провозвещая Захарии миссию Иоанна Крестителя: "возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1:17).
Уверен, что связующим звеном между обществом и семьей, причем звеном действенным, призвана быть школа.
На протяжении многих веков школа на Руси не только распространяла знания, но и была учительницей основ Православия. С течением времени стремление к накоплению информации стало вытеснять из школы воспитательные функции, что к сегодняшнему дню достигло поистине удручающих масштабов. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (+ 1937), отмечал в свое время, что "развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума". Именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни.
Все большую роль в развитии сферы образования играет и наша Церковь, располагающая для этого постоянно возрастающими ресурсами. Ведь на сегодня в Русской Православной Церкви более 27 тысяч приходов. И практически при каждой церкви имеется воскресная школа. Хочу рассказать о Подмосковье, где в Московской епархии более одной тысячи приходов. У нас некоторые воскресные школы насчитывают по нескольку сотен учеников, а где-то в отдаленном селе батюшка ведет занятия всего лишь для нескольких детей. Современная православная педагогика, ориентируясь на преподавание необходимых знаний о вере, стремится быть более жизненной, обучая детей, и так обремененных огромным объемом информации, через самые разнообразные формы деятельности: паломничества, разного рода кружки, развивающие творческое начало личности и т.д. Особое внимание уделяется изучению православных традиций. Издаются программы, учебные пособия, различные материалы в помощь учителю. В целом делается большое общее дело духовного просвещения и катехизации.
В 2001 году Московская епархия заключила договор о сотрудничестве с Министерством образования Московской области. Создан Координационный совет по взаимодействию. Были отобраны программы, по которым проводятся уроки факультатива "Основы Православной культуры". Наладился процесс подготовки светских преподавателей в нескольких вузах Московской области. В результате на сегодня этот предмет преподается в 85% средних учебных заведений, а также в ряде вузов и колледжей Подмосковья. Должен отметить, что вся эта работа получает положительный отклик в обществе.
Важно сказать еще об одном экспериментальном начинании. В прошлом году был издан учебник профессора Людмилы Леонидовны Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья", который проходит апробацию в ряде школ региона. Предполагается использовать его при обучении истории родного края в рамках регионального компонента. Мне представляется, что эта книга может быть использована в любом регионе России, надо только описание подмосковных святынь заменить на описание тех духовных сокровищ, которые имеются в каждой епархии, в каждой области. Зато духовно-воспитательная часть учебника имеет универсальное значение. Считаю, что своевременно нашей Церкви подготовить подобные учебники для всех возрастных групп.
Церковь сегодня должна заботиться о просвещении и взрослых. Дети порой оказываются более воцерковленными и информированными, чем их родители. А ведь ребенок значительную часть времени находится в семье, и нам необходимо помочь достижению духовного единства между отцами и детьми. Для этого в Подмосковье при многих храмах создаются школы и лектории для взрослых. На общеепархиальном уровне мы ежегодно участвуем в проводимом Министерством образования Московской области в нескольких городах весеннем родительском собрании, которое уже превратилось в традиционный Пасхальный фестиваль.
К представителям всех поколений обращено и широкое празднование в России Дней славянской письменности и культуры. В этом году общероссийским центром торжеств станет древняя подмосковная Коломна. Программа предполагает участие и детей, и взрослых. Обращение к духовному наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, к достоянию отечественной традиции имеет огромное воспитательное значение.
Особую роль в нашей образовательной деятельности, в том числе и в ее воспитательном аспекте, имеют Рождественские чтения. Первоначально этот форум проводился только в Москве как международный, однако с течением времени инициатива была подхвачена и на местах, во многих епархиях. Например, в Московской епархии уже в четвертый раз прошли Подмосковные образовательные Рождественские чтения, организованные при непосредственном участии Министерства образования Московской области. Надо заметить, что на уровне многих благочиннических округов такие встречи проходили и ранее. В нашей практике созывается не отдельная конференция с узким кругом участников, а наступает целый период в жизни региона. После торжественного открытия на протяжении двух-трех недель во всех муниципальных образованиях проходят конференции, семинары, "круглые столы", разного рода конкурсы, концерты. Мы стремимся создать единое культурно-образовательное пространство и привлечь к максимально широкому участию в нем и взрослых, и детей. Тематика, которой мы уделяем особое внимание, - это любовь к родному краю, труд на благо Отечества, забота о возрождении России. В конце этого года на Пятых Подмосковных Рождественских чтениях мы сосредоточим свое внимание на теме "На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения". Торжественное закрытие чтений, проходящее при неизменном участии губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, ежегодно собирает на стадионах несколько тысяч участников.
Из приведенных примеров виден размах церковно-школьного взаимодействия в Подмосковье. Все это невозможно было бы сделать руками одних священнослужителей. Им помогают тысячи мирян, в первую очередь православных педагогов, а их поддерживает великое множество родителей.
Почему так происходит? Оставим в стороне дискуссии, являющиеся пищей для прессы и иных средств массовой информации. Посмотрим в глаза правде. Духовно-нравственное воспитание на основе Православия помогает формированию у ребенка верного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма, вводит в мир отечественной православной традиции.
"Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни" (Притч. 13:12), - говорит Священное Писание. Эти слова имеют отношение и к нашей отечественной истории. Вера Православная долго была гонима, а подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время надежды. И как цветущее древо жизни дети России, которым мы свободно можем говорить о Боге и о любви к ближнему.
В заключение хочу сказать, что мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда по духовно нравственному возрождению нашего Отечества. Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение православной традиции. И здесь нам важно помнить учение святого апостола Павла, который, говоря о традиции как о предании, предостерегал от слепого следования преданиям человеческим и от неумеренности в этом деле, что может отдалить нас от Господа (см.: Кол. 2:8; Гал. 1:14). Он призывал твердо держаться учения Церкви (см.: Кор. 11:2).
Следуя апостольскому наставлению, покажем миру, что нет ничего современнее и жизненнее православной традиции, возвещающей о Христовой любви".