HomeE-mail

Летопись родного края.

ЮБИЛЕЙ БЕСПОРОЧНОГО СЛУЖЕНИЯ

В одном из номеров прошлого года мы дали нашим читателям обещание, что познакомим их с архивными документами, рассказывающими о юбилее священника Димитрия Воинова. Эти документы относятся к концу XIX века. С именами священнослужителей из рода Воиновых связаны многое десятилетия из истории Преображенского храма Г. Балашихи. Тогда храм имел посвящение Спасу Нерукотворному, а место его расположения указывалось как село Пехра-Яковлевское или Яковлевское Пехорка. Материал, который мы ныне предлагаем читателям, был опубликован в журнале «Московские епархиальные ведомости», № 43, за 1869 г. Он имел название несколько непривычное слуху современного человека, но, желая донести до читателей дух той эпохи, мы оставляем его название без изменений.

«Село Яковлевское Пехорка тож и юбилей заштатного священника оного Д.П. Воинова 28 июля 1869 г.

Село Яковлевское Пехорка тож известное в народе более под названием Леоново находится в расстоянии от Москвы по Владимирскому шоссе в 18 верстах. Оно замечательно как своим красивым местоположением, так и некоторыми историческими воспоминаниями. Через село проходит, некогда так оживленное, Владимирское шоссе с красивым через речку Пехорку мостом; на горе – прекрасной архитектуры церковь во имя Спаса Нерукотворенного, и рядом с ней обширный Господский дом; по сторонам церкви и дома виднеются разбросанные купами деревья и цветники.
…Местное предание объясняет наименование села Яковлевским тем фактом, что оно принадлежало в древности болярам Яковлевым и некоторые старожилы рассказывают, что они доселе еще помнят надгробные камни на урочище, так называемом копылки с надписями, что умершие были из дома Яковлева.
Предание добавляет, что на означенном урочище находился также в древности женский монастырь с кладбищем, и мимо него тянулась дорога во Владимир. Время построения деревянной церкви с. Яковлевское неизвестно, а каменная во имя Спаса Нерукотворенного вместо деревянной сооружена князем, действительным камергером А.М. Голицыным в 1786 г., как то и значится в клировых ведомостях. Как о редкости, можно здесь упомянуть о том, что в церковной ризнице сохраняется доселе грамота патриарха Адриана, выданная церкви в 1700 г., по случаю производившихся переправок в оной. Внутренность храма богато украшена церковной живописью итальянской школы. Для знатока и любителя она представляет очень много замечательного. Стоит упомянуть здесь о хранимой иконе Нерукотворенного Спаса, высокой живописной работы, украшенной стразами и, по преданию, существующей более 200 лет, о картинах «Рождество Христово» художника Торелли, «Трех радостей», «Крещение Иоанна»… Означенные иконы и картины были выписываемы бывшим владельцем с. Яковлевского князем Голицыным преимущественно из Италии. Самое село и церковь оного удостаивали своим посещением некоторые из Высочайших особ; так в 1817 г. были здесь императрица Мария Феодоровна и Елизавета Алексеевна; а в 1826 г. Великая княгиня Елена Павловна. В дополнение к вышесказанному, можно прибавить еще следующее. К яковлевскому приписано известное село Горенки, принадлежащее некогда Долгоруким. В домовой церкви этого сельца в 1730 г. 5 апреля было совершено бракосочетание князя Ивана Алексеевича Долгорукова и княжны Натальи Борисовны Шереметевой, известной в Русской истории и литературе своей печальной судьбой и беспримерным самоотвержением. «Ехать надобно было, пишет она в своих записках, - в село (Горенки) 15 верст от города; там наша свадьба была. В этом селе они (Долгоруковы) всегда летом живали; место очень веселое и устроенное, палаты каменные, пруды великие, ранжиреи и церковь в палатах». Домовая церковь, по преданию, была во имя Успения Божией Матери и доселе жители сельца Горенок в этот праздник поднимают к себе из приходской церкви иконы и служат молебны.
Познакомив несколько наших читателей с действительно замечательным в некоторых отношениях с. Яковлевским, скажем несколько слов о юбилее престарелого священника-иерея оного, ныне находящегося за штатом, Димитрия Петровича Воинова. Он родился в 1795 г. и поличил свое образование в Перервинской семинарии, при ректоре оной архимандрите Евгение, ныне архиепископе, 92-летнем старце, управляющим Донским монастырем. По окончании курса в семинарии 22 июля 1819 г. рукоположен митрополитом Серафимом во диакона в Дмитровской, что при Голицинской больнице, церкви, а в 1821 г., по смерти отца своего священника с. Яковлевского Петра Васильева, посвящен на его место во священника митрополитом Филаретом. В продолжение долговременного пастырского своего служения священник Воинов проходил должность духовника, депутата, был награжден набедренником и скуфьею. В 1859 г. за слабостью здоровья от места отказался и с благословения Его Высокопреосвященства передал оное сыну своему, ныне местному священнику Н.Д. Воинову. Впрчем, по резолюции покойного митрополита должность духовника духовенства остается за ним доселе. По особенной любви и уважению к своему почтенному 74-летнему собрату, хотя и находящемуся за штатом, духовенство Черкизовского благочиния, с разрешения Его высокопреосвященства, по докладу местного благосинного, решилось отпраздновать пятидесятилетний его юбилей 28 числа, включая то число и два года диаконского служения. Вечером, накануне праздника, было совершено соборное всенощное бдение, а в самый день торжества – Божественная литургия, в сослужении местного благочинного, священника села Черкизово И. Знаменского, и 9 иереев Черкизовского благочиния. Первенствовал в служении литургии сам юбиляр. В обычное время благочинным была произнесена проповедь на слова церковной песни «Днесь благодать Святого Духа нас собра». Проповедник коснулся в ней разных сторон многополезной пастырской деятельности юбиляра, и представил оную как образец для подражания. По литургии было отслужено благодарственное молебствие Всемилостивому Спасу и провозглашено многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему митрополиту Иннокентию и юбиляру. Краткою, но выразительною речью, священник с. Архангельского Никольское тож И. Отрадинского, в которой он приветствовал от лица духовенства Черкизовского благочиния и поздравил виновника настоящего торжества с пятидесятилетием его беспорочного многотрудного служения, кончилось это духовное торжество. По окончании его все участвующие в богослужении равно и значительнейшие прихожане были приглашены юбиляром в дом разделить скромную трапезу.
С. И. Н.