Автобиография марины нееловой. Фильмография и биография Марины Нееловой

Марина Мстиславовна Неелова родилась в Ленинграде 8 января 1947 года. С раннего детства будущая Народная артистка России тянулась к искусству. В четырехлетнем возрасте девочка уже танцевала на занятиях в балетной школе, куда родители Марины Нееловой определили свою дочь. А в будущем Марину ждала нелегкая судьба театральной актрисы и долгий тернистый путь к вершинам подлинного искусства.

Учеба в Петербурге: В 1965 году Марина Неелова поступила в Театральную академию (бывший ЛГИТМиК), а в 1969 с блеском закончила свое обучение на курсе Василия Меркурьева. Тогда и началась творческая биография Марины Нееловой. Во время учебы у нее состоялся кинодебют, который, по сути, определил дальнейшую судьбу молодой актрисы. Это была роль в фильме "Старая, старая сказка", получившем восторженные отзывы критиков. Неелова мечтала о работе в Ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова, а потому после окончания учебы вознамерилась просить известного режиссера о зачислении ее в труппу. Однако врожденное чувство такта не позволило девушке открыто выступить со своей просьбой.

Переезд в Москву Затем биография Марины Нееловой пополнилась новыми страницами. Приняв решение в будущем дождаться приглашения от Товстоногова, Марина переезжает в Москву, где поступает в труппу Театра Моссовета к режиссеру Юрию Завадскому. Одновременно актриса знакомится с Анатолием Эфросом и проходит у него пробы. Однако у режиссера вызывает сомнения маленький рост Марины Нееловой. В 1974 году Неелова переходит в театр "Современник", в котором работает по сей день. В период своего становления как театральной актрисы она успешно участвовала в нескольких кинопроектах. Фильм "Монолог" 1972 года с Михаилом Глузским заставил критиков единодушно признать игру нашей героини как проявление истинного актерского мастерства, а фильмы с Мариной Нееловой вскоре начали занимать свое место в прокате. Амплуа С 1970 и по 1980 год Марина Неелова успешно развивает свою творческую карьеру.

В театральных спектаклях она исполняет главные и заглавные роли, снимается в кино у таких известных режиссеров, как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Вадим Абдрашитов. Амплуа молодой актрисы ближе всего к "травести", а духовная составляющая ее ролей впечатляет своей цельностью и глубиной. Героини Нееловой страдают, они ранимы, пытаются сопротивляться жестокой несправедливости. Образы, которые воплощает актриса на сцене и на экране, отражают жизнь многих и многих русских женщин, их чаяния, устремления, мечты и разочарования. Драмы и трагедии на сцене Марина Неелова - актриса драматическая, даже трагедийная, если рассматривать ее роли в более узком смысле. На первый взгляд обычные, самые незначительные события в жизни женщины преподносятся Нееловой в фокусе глубокого анализа, и зрители, затаив дыхание, следят за развитием сюжета. Однако при всей очевидной драматической подоплеки постановки, Марине не чужда какая-то доли комедийности, она способна придать юмористическую окраску эпизоду, смягчить тяжесть происходящего на сцене и таким образом реализовать всю многогранность своего театрального мастерства. Зрители это понимают, и они благодарны талантливой актрисе за глубокие впечатления.

Шахматный этюд Личная жизнь Марины Нееловой началась сразу после окончания курса в Академии театрального искусства, когда дипломированная актриса вышла замуж за режиссера Анатолия Васильева, переехала с ним в Москву и прожила в браке долгих 8 лет. Этот свой период жизни Марина старается не вспоминать. Настоящая личная жизнь Нееловой фактически началась со знакомства с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Это произошло в 1984 году на вечеринке у пианиста Владимира Крайнева и его жены Татьяны Тарасовой, которая является близкой подругой Марины. Они познакомились - шахматист Гарри Каспаров, 21 год, и актриса Марина Неелова, ей тогда было 37 лет. Начался бурный роман, который продолжался несколько лет и окончился рождением ребенка, девочки. Марина назвала дочь Никой. Отношения с Каспаровым на этом закончились, причем во многом благодаря стараниям матери чемпиона, которая не особо жаловала своим вниманием актрису Неелову. Влияние матери Гарри Каспарова на сына было всеподавляющим. Клара Шагеновна опекала своего единственного ребенка по всем направлениям. Она сопровождала шахматиста в его поездках на соревнования, где устраивалась во время матча за его спиной и неотрывно следила за игрой, полагая, что своим молчаливым присутствием помогает сыну одержать победу.

Дочь Ника Ника Неелова-Геворгян, дочь Марины Нееловой и Кирилла Геворгяна (не по родству, но по признанию), сегодня известная художница, занимается инсталляцией, живет в Лондоне. Во время пребывания в Голландии вместе с отцом, главой дипмиссии России в Амстердаме, Ника поступила в Королевскую академию искусств, окончила ее и затем продолжила обучение в UCL SLADE of FINE ART, Лондонской школе изящных искусств, получив диплом магистра после ее окончания. Ника свободно владеет французским и английским. Изобразительное искусство стало частью ее жизни, инсталляции художницы Ники Нееловой-Геворгян выставляются в престижных арт-салонах всего мира. Последний конкурс, в котором приняла участие Ника, был организован лондонской галереей Чарльза Саатчи для выпускников художественных институтов Англии. Молодая художница заняла первое место и получила присужденный ей приз в прямом эфире 4 телевизионного канала Великобритании. Дочь и ее творчество Что такое художественная инсталляция Ники? Это сочетание самых непредсказуемых материалов, предметов и канцелярских принадлежностей. Как можно использовать в искусстве бараньи кости, например? Уголь антрацит, ореховую скорлупу или высушенных насекомых? Ведь все перечисленное является природным материалом, а значит, в руках художника может принять уникальную, неповторимую форму. И художница Ника, глубоко творческий человек, дочь Марины Нееловой, создает свои фантастически интересные образы, складывая, склеивая, сочетая и комбинируя. Ее работы отмечены дипломами. Художник Илья Кабаков, достигший недосягаемых высот в деле инсталляции, характеризует работы Ники как пример новых, ранее неизвестных в искусстве решений. Возможно, в создании эксклюзивных произведений Нике помогает ее независимый и решительный характер, который культивировался в пятилетней девочке отцом и матерью. Сразу после переезда семьи в Париж Ника пошла в школу, не зная ни одного французского слова. Одноклассники дразнили ее, смеялись над ее русским происхождением. Ника только хмурилась, а через три месяца начала говорить по-французски. Одноклассники и родители открыли рот от удивления, когда услышали довольно правильные фразы из уст маленькой Ники Нееловой-Геворгян.

Замужество: В начале 90-х годов Марина Неелова вся отдалась работе в театре, переживая период относительного одиночества. Тогда же у нее периодически случались и роли в кино. Все свободное время Марина отдавала воспитанию дочери. И когда в ее жизни появился Кирилл Горациевич Геворгян, актриса увидела в этом знакомстве новую перспективу жизни для себя. Будущий муж Марины Нееловой был дипломатом, ответственным сотрудником Министерства иностранных дел России. Долгое время работал за рубежом. Несмотря на разницу в возрасте, Марина Неелова и Кирилл Геворгян поженились. Муж был моложе своей жены на шесть лет, но это никак не сказывалось на их отношениях. В 1993 году дипломат Геворгян получил назначение во Францию, и вся семья переехала из Москвы в Париж. Теперь Марине приходилось периодически приезжать на спектакли "Современника", которые без нее были невозможны, поскольку зрители ходили "на Неелову". Актриса уставала от постоянных перелетов, но выхода не было, из родного театра она уйти не могла. Галина Волчек, худрук театра, старалась подгонять спектакли, сообразуя их с приездами Марины, и в какой-то степени это удавалось.

Биография Марины Нееловой, благодаря многочисленным вояжам, становилась все содержательнее. Постепенно обстановка наладилась. Муж Нееловой работал в российском посольстве, маленькая Ника училась в школе, а Марина жила между Парижем и Москвой. Театр В репертуаре театра "Современник" много постановок по произведениям литературной классики. Марина Неелова, биография которой постоянно пополняется новыми ролями, занята практически во всех этих спектаклях. "Три сестры" и "Вишневый сад" Чехова, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Ревизор" Гоголя, "Анфиса" Леонида Андреева. А всего за 30 лет службы в "Современнике" актриса сыграла более 60 ролей. В спектакле "Вишневый сад" 1976 года Марине досталась роль Ани, которой актриса соответствовала по возрасту. "Вишневый сад" в постановке 1997 года уже позволял ей сыграть роль Раневской. Любовь Андреевна Раневская в исполнении Марины Нееловой потрясла зрительскую аудиторию в день премьеры. Трагичность финала, неотвратимость и безысходность горя - все это было написано на лице Раневской. А в широко раскрытых глазах отражалась боль от ударов топора, вырубавшего вишневые деревья. Кино Фильмография Марины Нееловой насчитывает около 50 картин с ее участием. Какие-то из них прошли незамеченными. Как говорит сама актриса: "Я бы оставила несколько фильмов, а остальные вычеркнула". Но такие фильмы, как "Осенний марафон" или "Ты у меня одна", не забываются, многие зрители смотрят их по нескольку раз. Все свои кинороли Марина ведет ненавязчиво, благородно, подчеркнуто корректно. Ее героини обладают внутренней культурой, они застенчивы и сдержанны. И вместе с тем каждая из них способна на взрыв, решительные действия, если дело касается родного близкого человека. Как это было в фильме "Осенний марафон", в эпизоде, когда Андрей Бузыкин едва не попадает под машину. Алла подбегает и (куда только подевалась тихая сотрудница машбюро) коршуном набрасывается на оторопевшего водителя "Газели". Такие перевоплощения под силу не каждой актрисе. Неелова импровизирует на ходу, не обращая внимания на сценарий, и ее видение ситуации придает особую эмоциональную окраску эпизоду.

Семья Биография Марины Нееловой немало может поведать нам о качествах характера актрисы. Она является человеком сомневающимся, постоянно анализирующим все и вся. Когда-то комплексовала по поводу слишком тонкой своей талии, заставляла портниху несколько раз перемерять, потому что никак не хотела признавать, что ее талия всего 54 сантиметра. Марина почему-то считала, что это не очень нормально, просто недопустимо. Однажды на вопрос своих друзей, как у нее обстоят дела в семейной жизни, Марина грустно ответила: "Это единственная роль, которая мне не удается". В то же время всем известно, что она счастлива в своем замужестве, а супруг Кирилл Геворгян в ней просто души не чает и готов носить (и носит) на руках. Семья Нееловой и Геворгяна дружная, только вот их дочь старается дистанцироваться от родителей из желания быть полностью самостоятельной.

Отказ от прошлого: Неелова - одна из немногих высококлассных актрис, которым удается объединить в одно целое свою профессию и дом, семейное существование во всех его проявлениях. Марина умеет вычеркивать из своей жизни эпизоды, точно так же, как в монтажной комнате на киностудии вырезают целые куски кинопленки, безвозвратно и без сожаления. Часто актрису спрашивают, неужели она не вспоминает свое бывшее увлечение, Каспарова. И постепенно все начинают понимать, что ответа на этот вопрос не будет уже никогда. Марина монтажными ножницами вырезала все ненужное из своего прошлого. Биография Нееловой Марины Мстиславовны, таким образом, проходит своеобразное редактирование, раскрывая перед публикой лишь самые главные события в жизни актрисы.

Документальный фильм: Не так давно - в 2011 году - был снят документальный фильм "Не спрашивайте меня о моих романах" о жизни и творчестве Марины Нееловой. На протяжении часа актриса рассказывала о себе, о своем творчестве в родном театре "Современник", о дочери и муже. В съемках фильма принял участие и Кирилл Геворгян, супруг Марины, рассказала о себе и Ника Неелова-Геворгян, дочь. Но не было сказано ни слова о шахматисте Каспарове, которому актриса посвятила несколько лет своей жизни.

26 марта 2010, 21:36

Детство Марина Неелова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее мама, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей получить высшее образование. Затем родилась Марина, и мама целиком посвятила себя воспитанию дочери. Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они часто ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю жизнь. Главным же для нее всегда был театр. По ее словам она никогда не представляла себя ни кем кроме актрисы. Поступление в ЛГИТМиК По окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как всегда очень большой - сто человек на место. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения… "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за который можно спрятаться и оттуда отрывок читать".
Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не самый лучший - наверняка "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела произвести впечатление. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом сразу разглядели в девушке огромный драматический талант. Она была принята на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева. Учась в институте, Марина Неелова заявила о себе, как о весьма неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона совсем как живая". Театр В 1969 году Марина Неелова окончила институт. У нее были все шансы попасть в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она буквально грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но… даже показываться в БДТ Неелова не стала. Боялась не понравиться, не поступить - и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный бред, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой… Товстоногов, кстати, после "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неелова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов иногда ошибался. В 1971 году Марина Неелова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала недолго. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили. В этот момент на Неелову и обратил внимание молодой талантливый режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее войти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Нееловой на эту роль звали Ирину Муравьеву, но она уйти в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Нееловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" почти уже тридцать лет.
За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других. Изящная актриса По сцене она движется как беспокойная кошка… у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неелову для спектакля "Вишневый сад", специально ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому что считал, что такую женщину одевать иначе было бы преступлением! Вес у Марины Мстиславовны всегда был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в любой лифт, Неелова непременно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз… Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неелова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо женщина мгновенно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"… Застенчивая Марина вечно комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…" Кино В кино Неелова дебютировала, еще учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла сразу две роли - капризную принцессу и мечтательную дочь трактирщика. Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог". В кино Нееловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).
После съемок своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Нееловой: она так серьезно относится к делу, что звездная болезнь ей не грозит. Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы"). Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неелова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель. На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, угравшую батрачку, в течение нескольких недель таскать мешок, набитый камнями, вставать на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить дрова, полоть лен… В том же фильме ее должен был ударить Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все равно достаточно сильно - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, поэтому он попросим бить "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Нееловой красовались натуральные синяки и ссадины. С середины 80-х Неелова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник). Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неелова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного. В кино душа Нееловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и даже композиторы сплошь попадались ей только хорошие или очень хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна… Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского…
Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и даже Сергея Курехина… Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова… Не судьба, а большой советский кинословарь. Роман с Гарри Каспаровым Как у любого выдающегося человека, у Нееловой не могло быть все по шаблону. В том числе и в личной жизни. Ее роман с Гарри Каспаровым стал настоящей сенсацией, бомбой. Еще бы - на дворе 1984 год, люди только готовятся к будущим переменам, страна все еще остается достаточно пуританской, а тут такое! Две звезды, шахматист, без пяти минут чемпион мира, и знаменитая актриса, любимица советских зрителей, начинают встречаться. Каспаров невероятно молод, ему всего 21 год, Нееловой уже 37... Но это не мешает ни ей, не ему. Гарри всегда нравились женщины опытные, плюс к этому он, будучи личностью неординарной, искал возлюбленных, равных себе по уровню таланта. По той же причине тянулась к юному дарованию и Неелова. Вот что много лет спустя написал в своей книге «Дитя перемен» сам Каспаров: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Марина Неелова была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. ...Ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж.
Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. ...Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу мо- ей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. ...По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу...Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь». По другой версии, именно Каспаров был отцом ребенка, и на разрыв с Нееловой он пошел именно потому, что знал об этом. Плюс ко всему на молодого шахматиста оказала давление его мать, не желавшая свадьбы сына с женщиной, почти вдвое старше его. Как бы то ни было, в 1987 году Неелова родила дочь, которую назвала Ника (Марина Мстиславовна словно предчувствовала, что спустя шесть лет получит одноименный приз за роль в фильме «Ты у меня одна»). Крах отношений с Каспаровым она переживала крайне тяжело, но все же нашла в себе силы, чтобы выдержать удар. В том же году Неелова стала народной артисткой СССР, а годом позже на экраны вышла картина «Дорогая Елена Сергеевна», одна из лучших в фильмографии актрисы. Семейная жизнь И все же Марина обрела свое счастье. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неелова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им ради семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс. Но вскоре стало понятно, что без сцены Марина жить не может. Несколько лет Марина ухитрялась жить "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрисы, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неелова отправлялась в аэропорт… Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семья вернулась в Москву. Жизнь Нееловой вошла в "тихие берега": театр - дом, дом - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочь Ника - прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее нееловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней нееловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неелова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни. Театр и кино в последние годы В последние годы в кино Марина Неелова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни. Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает жить ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности". Признание Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно - признали "старики". Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог") партнер Нееловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса. Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неелову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз". Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви. Лия Ахеджакова о Марине Нееловой: "Она вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене. Она удивительно относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и настроение, иногда бывает так трудно играть. Но я никогда не замечала этого у Марины. Не потому, что она этого не чувствует, а потому, что она это преодолевает. У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что просто чудо для такой крупной актрисы".

Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений Раззаков Федор

Марина НЕЕЛОВА

Марина НЕЕЛОВА

М. Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители были людьми творчески одаренными (отец прекрасно рисовал) и мечтали, чтобы их дочь посвятила себя искусству. Уже с четырех лет мама стала водить Марину в Кировский театр оперы и балета, и за год они пересмотрели все спектакли по нескольку раз. После этого мечтой Марины на долгие годы стал балет. Однако в старших классах она всерьез увлеклась театром и, после окончания школы в 1964 году, поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская В. Меркурьева и И. Мейерхольд).

Еще в институте о Нееловой сложилось мнение, что характер у нее скверный. «У нее, Маргариты Тереховой и еще у пары-тройки студентов», - говорили сплетники в коридорах института. Однако Василий Васильевич Меркурьев, который никогда не отрицал этого мнения, все же относил Неелову в число самых одаренных своих учениц. Сама же Неелова на этот счет высказывалась коротко: «Просто у меня есть характер, и не нужно говорить, что это плохо».

В 1968 году Неелову внезапно пригласили на пробы фильма Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». На две главные роли - дочь трактирщицы и принцессы из представления, разыгранного куклами, - пробовались несколько известных актрис, однако режиссер остановила свой выбор именно на Нееловой.

Актриса вспоминает: «Прекрасно помню первый съемочный День. Я испытывала страх, который испытывает, наверное, каждый нормальный человек перед первым шагом на сцену, перед вторым, перед десятым и каким угодно, сколько бы ты ни работал. От страха я почувствовала полную раскованность. Я тогда всех насмешила своим отчаянием. Кошеверова, нежный, чуткий человек, нашла в этом что-то и утвердила меня на роль, хотя все категорически высказывались против: «Кого угодно, только не эту». Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты...»

В 1969 году Неелова закончила ЛГИТМиК и была зачислена в штат «Ленфильма». Однако после работы у Кошеверовой сниматься ее больше никто не приглашал, и она некоторое время сидела без работы. По ее же словам: «Я пошла в кино, чтобы через него оказаться в театре. В театре я показываться не могла потому, что, во-первых, страшно боялась, а во-вторых, ни в какой театр, кроме БДТ, живя в Ленинграде, естественно, я не хотела, а в БДТ... Показываться и не быть принятой было равносильно потере уверенности в себе на много лет. Человек, проигрывая, очень теряет в своих запасах. После окончания учебы я так построила свою жизнь в фантазиях: надо будет сняться в каком-то фильме, где я замечательно сыграю и где меня кто-нибудь увидит и пригласит к себе в театр...»

В 1970 году Неелова снялась во второй своей картине - «Цвет белого снега» режиссера Анатолия Васильева. Она сыграла девушку, работающую контролером метрополитена. Фильм не принес актрисе ни славы, ни большого творческого удовлетворения. Однако в том же году на экраны страны вышел фильм «Старая, старая сказка», и именно благодаря ему Неелову заметили. Как гласит легенда, некий актер похвалил ее директору Театра имени Моссовета, охарактеризовав как «молодую Раневскую». После такой похвалы Неелову пригласили в Москву.

М. Неелова вспоминает: «Я начала репетировать в пьесе, и на пятую или шестую репетицию пришел Юрий Завадский (главный режиссер Театра имени Моссовета. - Ф. Р.). Пришел и весь худсовет. Занятые в будущем спектакле артисты очень волновались, а я на почве всеобщего волнения успокоилась. Завадский никак не мог дойти до моего выхода, он на каждом слове всех останавливал: войди снова, повтори, неправильно. Как Станиславский: не верю. Я же все время стояла наготове, и меня такое положение уже начинало раздражать. Ведь то был мой дебют, а они тут разрепетировались и никак не могут остановиться. Да что Ж это такое? Только приготовлюсь, а на сцене снова какая-то заминка.

У меня уже был такой напор, что, не выдержав, я выскочила на сцену. Завадский был ошеломлен, а я в течение двадцати минут не давала ему опомниться ни на секунду. Он, оказывается, был не в курсе, что пришел меня смотреть. Его просто попросили прийти на очередную репетицию и сделать замечания. Юрий Александрович удивленно смотрел на меня, пытаясь понять, кто я такая и что вообще происходит. А я играла и думала: только бы мне до конца дойти, показать, на что я способна...»

В 1971 году Неелову приняли в Театр имени Моссовета. В том же году Н. Кошеверова пригласила ее в свой очередной фильм - «Тень» по комедии Е. Шварца, где Нееловой предстояло стать Аннунциатой, преданной и самоотверженной помощницей Учетного. Последнего в фильме сыграл Олег Даль, который был партнером Нееловой и в «Старой, старой сказке». Это совпадение будет затем однозначно интерпретировано досужими умами как роман между двумя актерами. Однако на самом деле романа между ними не было, хотя Неелова, по ее же словам, была влюблена в Даля до умопомрачения.

Между тем после съемок в «Тени» предложения сниматься в других картинах посыпались на Неелову со всех сторон. Она записала на свой счет следующие фильмы: «Ждем тебя, парень...», «Принц и нищий» (оба - 1972), «Сломанная подкова», «Монолог» (оба - 1973). Из всего перечисленного самое сильное впечатление как на критиков, так и на зрителей произвела последняя работа Нееловой - картина Ильи Авербаха «Монолог», где она сыграла свою современницу Нину. Критик А. Плахов так писал об этой работе актрисы: «Соединение сформировавшейся у Нееловой внутренней темы и соответствующего ей жизненного материала произошло в картине «Монолог». Актриса играла здесь младшую представительницу семьи с прочно устоявшимися традициями. Профессор Сретенский в исполнении Михаила? Глузского олицетворял как бы незыблемость этих традиций. Его Дочь (Маргарита Терехова), безвольно плывя по течению в своей Не очень-то задавшейся жизни, не устояла перед опасностью разменивания, растрачивания нравственных ценностей. Для общего смысла фильма было чрезвычайно важно, что же принесет с собой внучка, еще не сформировавшаяся как личность, но чутко резонирующая каждой звучащей вокруг нее эмоциональной Ноте. Марина Неелова в этой роли воплотила своеобразный синтез земного и духовного, энергии и бездействия, несовершенства красоты, жажды нового и почитания традиций. В этой заплаканной, обиженной, отвергнутой любимым девчонке было что-то пронзительно узнаваемое, свойственное большинству героинь актрисы начала семидесятых годов. Сквозь инфантильность и экзальтацию «гадкого утенка» прорывалась покоряющая сила вечной женственности, только лишь деформированной, но неизжитой...» Не случайно некоторые зарубежные журналисты, отзываясь о «Монологе», показанном на фестивале в Каннах, особо отличали героиню Нееловой. В одной из рецензий этот образ даже был назван самым неожиданным и сложным среди женских типов советского кино со времен Вероники из фильма «Летят журавли».

В 1973 году Неелова снялась всего лишь в одной картине - «С тобой и без тебя» режиссера Родиона Нахапетова. На этот раз актрисе предстояло перевоплотиться в батрачку Стешу. Перевоплощение было тяжелым. Для этого Нахапетов заставлял актрису таскать тяжелый мешок, набитый камнями, в шесть часов утра отправлял на дойку коров, а затем требовал, чтобы она научилась косить лен. Косить Неелова действительно научилась, причем делала это так споро, что бригадир колхоза, где снимался фильм, предложил ей альтернативу: если она внезапно уйдет из кино, то он с удовольствием возьмет ее к себе в бригаду.

В одной из сцен фильма герой актера Ю. Будрайтиса - кулак - должен был толкнуть батрачку (Неелову) на телегу, а затем отхлестать ее вожжами по спине за то, что она не хотела жить с ним на хуторе и рвалась в колхоз. Чтобы сцена выглядела правдоподобно, Нахапетов долго уговаривал актера сделать все как можно натуральнее.

М. Неелова вспоминает: «На репетиции нехлипкий Юозас толкнул меня на телегу, я - шмяк, звук раздается - кость об кость, дерево о дерево. Я ему говорю: «Юозас, ты меня немножко так направляй все-таки». Он - мне: «Нет, ты сама как-то выворачивайся, я не знаю, как тебя толкать, у меня же темперамент, я не могу». И - шарах меня снова. Я вся в синяках: ноги - синие, руки - синие, лицо - побито. Пять раз он меня бьет. Рука у него тяжелая. На крупном плане хорошо видно, как у меня голова при каждом его ударе буквально отлетает от туловища. А Родион задумчиво так: «Нет, как-то ненатурально, давай еще раз». После очередного дубля Нахапетов снова в раздумьях: «Странно, не могу понять. Так - вроде бы нормально. А в камеру смотрю - как-то ненатурально получается. Ты как следует дай ей!»

В конце концов сцену сняли, однако, когда прозвучала долгожданная команда «Стоп», на лице Нееловой алели четыре рубца. Однако муки Нееловой были сторицей вознаграждены после выхода картины на экран: за эту роль она была награждена призом «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе.

В 1974 году творческая карьера Нееловой могла круто измениться. Режиссер БДТ Г. Товстоногов, посмотрев «Монолог» с ее участием, внезапно решил пригласить актрису в свою труппу. Он попросил завлита вызвать актрису в театр на предмет серьезного разговора. Однако той встрече так и не суждено было произойти. Незадолго до этого Неелова уволилась с «Ленфильма», получив приглашение играть в труппе театра «Современник».

В «Современник» ее пригласил Константин Райкин, которому требовалась партнерша в спектакль «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Неелова какое-то время от этого приглашения отказывалась, боясь своего провала, однако Райкин, устав доставать ее по телефону, заявился к ней домой (он только вернулся со съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где играл татарина Каюма, и был наголо обрит). Они проговорили около четырех часов, после чего Неелова наконец дала свое согласие играть Валентину (при этом она продолжала играть и в спектаклях Театра имени Моссовета).

После этого спектакля народная молва вновь приписала Нееловой некие близкие отношения, на этот раз с Райкиным-младшим. Что здесь было правдой, а что нет, судить не берусь, лишь приведу на этот счет слова одного из виновников тех слухов - К. Райкина. Он, в частности, сказал: «Это сложно... партнерство на сцене и партнерство в жизни - разные вещи. Марина и я - мы совершенно неотменимо тяготеем друг к другу. И всегда так было. Я ну просто умирал от нее, она ко мне тоже хо... нет, «хорошо относилась» - это не те слова, мы просто жить не могли Друг без друга...»

Между тем к метаниям Нееловой между двух театров вскоре Прибавилось еще одно - съемки в кино. Режиссер Вадим Абдрашитов пригласил ее на роль Валентины Костиной, женщины, обвиняемой в убийстве своего возлюбленного. С этого момента Распорядок дня Нееловой был насыщен работой до предела. Днем она играла в «Современнике», вечером мчалась в «Моссовет», в два часа ночи, загримированная и готовая к роли, стояла на съемочной площадке, утром вновь летела на репетицию в «Современник». Дело кончилось тем, что однажды во время репетиции спектакля «Записки Лопатина», где героиня Нееловой должна была лечь на кушетку, она... заснула. Ее разбудила Галина Волчек, которая тут же и поставила вопрос ребром: пора окончательно определяться с театрами. И Неелова выбрала «Современник».

В «Современнике» Неелова получила сразу четыре роли: Ларису в «Четырех каплях», Веронику в «Вечно живых» (обе пьесы - Виктора Розова), Нику в «Записках Лопатина» Константина Симонова и Виолу в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира. Как писал в те годы критик Н. Лейкин: «Так и подмывает сказать о молодой, недавно вступившей в труппу московского театра «Современник» актрисе «сакраментальную» фразу: «На театральном небосклоне взошла новая актерская звезда»... Сами собой «стекают» с пера эпитеты - естественная, непосредственная, искренняя, органичная, трепетная и т. д. и т. п. Все верно применительно к образам, созданным Нееловой, к ее сценическому существованию в них. И вместе с тем все эти эпитеты слишком общи и потому недостаточно точны и выразительны для определения ее актерского своеобразия и актерской притягательности: кого бы, в каком бы блистательном актерском окружении ни играла Неелова, она всегда - магнит (или магнитик) зрительского внимания, зрительского погружения в творимую ею жизнь человеческого духа...»

Между тем до конца десятилетия Неелова сыграла несколько ролей и в кино. Речь идет о фильмах: «Ольга Сергеевна» (ТВ) (1975), «Просто Саша» (ТВ), «Шагреневая кожа» (ТВ) (1976), «Враги», «Красавец-мужчина» (ТВ), «фотографии на стене», «Ошибки юности» (фильм вышел на экраны только в 1989 году), «Тем временем где-то...» (все - 1978), «Осенний марафон» (1979)-Ролей могло быть и больше, если бы Неелова сознательно не отказывалась от многих предложений. Почему? Она не видела в них достойного своего таланта материала. Позднее она выскажется на этот счет следующим образом: «Самый мой любимый фильм - «Монолог». А нелюбимые я даже не хочу вспоминать. Они есть, и я вообще в последнее время боюсь сниматься в кино-Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть. И, к ужасу своему, я понимаю, что это так и будет продолжаться. Кого-то одного винить нельзя...»

В 1976 году за воплощение образов современника в кино Неелова была удостоена звания лауреата премии Ленинского комсомола.

Из всего приведенного выше списка самой заметной работой Нееловой стала роль машинистки Аллы в картине Георгия Данелия «Осенний марафон». Как вспоминает сама актриса: «Мы встретились с Данелией на съемочной площадке впервые, и, как всегда у меня, очень сложным оказалось начало работы. Почти треть картины спорили, опровергали друг друга, но потом как-то вдруг мы начали соглашаться со всем, что предлагалось им или мной...»

«Осенний марафон» собрал в прокате 22,3 млн. зрителей и был удостоен наград на фестивалях: в Сан-Себастьяне (1979), Душанбе (1980), Шамрусе (1980). В 1981 году создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.

В 1980 году М. Нееловой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Первая половина 80-х принесла Нееловой целую вереницу интересных ролей в театре и кино. На сцене «Современника» она сыграла: Олю Соленцову в «Спешите делать добро», маркизу Чибо в «Лоренцаччо» (оба - 1980), Машу в «Трех сестрах» (1982), Елену в «Близнеце» (1984).

Снялась в картинах: «Дамы приглашают кавалеров» (1981), «Фантазии Фарятьева» (1982), «Карусель» (ТВ) (1983), «Чужая жена и муж под кроватью» (ТВ) (1984), «Полуденный вор» (из телесериала «Следствие ведут знатоки») (1985).

В 1984 году народная молва приписала Нееловой очередной любовный роман - на этот раз с Гарри Каспаровым. Поверить в это было трудно, хотя бы потому, что шахматист был на 16 лет Моложе актрисы. Однако слухи оказались правдой. Их подтверждение мы находим в книге самого Г. Каспарова «Дитя Перемен». Приведу отрывок из нее: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что Ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира (в 1985 году Каспаров стал чемпионом мира. - Ф. Р.). Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. И отнюдь не был монахом.

Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. Мы имели много общих друзей среди писателей и художников. Она оказалась в элитарном московском театре «Современник» после успешно сыгранной роли женщины, брошенной своим любовником в фильме «Монолог». Театральный критик однажды сказал о ней: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка... У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику». Вне сцены говорили, что «она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза - шипы». Короче говоря, это была неординарная женщина, и неудивительно, что молодой человек 21 года очаровался ею.

По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу со всеми утомительными ограничениями, вытекающими из этого. Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах».

В 1987 году Неелова действительно родила девочку, которую назвала Ника (кстати, так же звали героиню, сыгранную актрисой в спектакле «Записки Лопатина» К. Симонова).

Рождение ребенка безусловно сказалось на творческой активности Нееловой - она практически перестала играть в театре, сниматься в кино. На сцене она играла всего лишь несколько ролей в спектаклях: «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Крутой маршрут». В кино вышли всего лишь три фильма с ее участием: «Мы веселы, счастливы, талантливы» (1986), «Тень, или Может быть, все обойдется», «Дорогая Елена Сергеевна» (оба - 1988)-В последней картине Неелова впервые встретилась с режиссурой Эльдара Рязанова. Картину снимали в кратчайшие сроки (22 дня) в августе-сентябре 1987 года. В прокате он занял 14-е место, собрав 15,9 млн. зрителей.

В начале 90-х годов Неелова записала на свой счет еще две кинороли: в фильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (1993) она сыграла Наташу (за эту роль она получила «Нику-93», кроме этого, фильм собрал призы семи различных кинофестивалей) и в картине Евгения Татарского «Тюремный романс» (1994) - следователя прокуратуры, влюбившегося в заключенного.

В апреле 1994 года театральные круги облетела весть о том, что Неелова собирается покинуть страну. Эти слухи вскоре подтвердились: Неелова действительно уехала из России во Францию вместе с дочерью и мужем - дипломатом Кириллом Геворгяном.

Около двух лет Неелова жила в Париже, целиком поглощенная личной жизнью. Но осенью 1996 года она вновь вышла на сцену родного ей «Современника» и приняла участие в гастрольной поездке театра в США. На Бродвее «Современник» показал два своих лучших спектакля: «Три сестры» и «Крутой маршрут». Публика была в восторге. 18 мая 1997 года «Современнику» была вручена почетная награда в области театрального искусства «Drama Award».

Осенью того же года Неелова вернулась из Парижа в Москву. В связи с этим критик А. Соколянский писал: «У Марины Нееловой есть все данные, чтобы стать сегодня лучшей трагической актрисой российской сцены - вопрос в том, хочется ли ей этого. Амплуа роскошной мелодраматической красавицы в зрелости, если рассуждать по-человечески, столь же заманчиво, а душевных затрат требует куда меньше. Скоро Неелова должна сыграть героиню тургеневского «Месяца в деревне». Спектакль ставит Роман Виктюк, умеющий соблазнять больших актрис пышными прелестями звездного положения... В его спектакле трагический талант Нееловой почти не имеет шанса раскрыться. Впрочем, в каком бы качестве ни появилась на сцене Марина Неелова, зрительская любовь и признательность ей обеспечены».

Из интервью М. Нееловой разных лет: (1981) - «Я совершенно неспособна на активный отдых, никогда не смогла бы заниматься туризмом, не люблю ходить просто в гости. Хорошо себя ощущаю только в кругу очень близких мне людей...»

(1982) - «Надо сказать, что в отличие от театра, где никто Мне не говорит, что у меня ужасный характер, в кино, пожалуй, Думают именно так. Хотя я считаю, что характер у меня не ужасный, а он у меня просто есть. Но так или иначе, мои встречи с режиссерами в работе почти всегда упираются в споры, что вызывает у режиссеров негодование. Бывают съемки в ужасающей атмосфере, когда тебя колотит от одного только затылка режиссера. На одном фильме у нас возникла взаимная ненависть, он меня не мог видеть, я его. Причем только на площадке. За ее пределами общаемся нормально. Перед камерой - полная несовместимость, разные группы крови. Потом я посмотрела фильм - он мне понравился...

В чем же дело? Наверное, в моих, я не назвала бы их чрезмерными, требованиях. Во-первых, я хочу, чтобы к артисту в кино относились с уважением. Во-вторых, чтобы артист имел право высказать свое мнение и чтобы к нему в какой-то степени прислушивались. В-третьих, чтобы режиссер четко знал, чего он хочет, и мог бы об этом рассказать актеру...»

(1984)- «Я - эмансипированная женщина, полностью уравненная в правах с мужчиной, ни от кого не зависящая. Я могу сама заменить колесо у автомобиля, вбить гвоздь, передвинуть диван и так далее. Но как иногда хочется быть слабой, нежной, ничего не умеющей, просто женщиной!..»

(1985)- «У меня ужасный характер! Ужасный! Мне все плохо, у меня же не бывает хорошо. Если меня спрашивают: «Марина, у тебя все хорошо?» - у меня все плохо. Потому что я начинаю заранее программировать свою жизнь, понимая, что никакой программе она не поддается. Но мне нужно знать, что вот я завтра должна уехать. Я начинаю ворчать, если я не уезжаю. А если мне говорят: «Хорошо, ты уедешь», - то думаю, почему я уезжаю, когда нужно сделать то-то. Или устала, мне нужно отдохнуть. Но сказали, что завтра выходной, - и это ужасно, потому что вместо того, чтобы работать, я буду отдыхать. И все у меня плохо. Солнце - плохо, потому что в этот день я снимаюсь, когда могла загорать. Но если дождь - тоже плохо, потому что я могла в этот день работать. Никогда я не испытываю покоя!

И вокруг меня люди близкие - тоже, потому что уж им-то я не даю быть спокойными никогда. Если получаю новую роль, то первое, что говорю: «Я завалюсь в ней, абсолютно, с позором провалюсь!» Если же не очень проваливаюсь и мне говорят: «Вот видишь!» - я все равно нахожу какие-то выходы отрицательных эмоций. У меня положительных эмоций не бывает...»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

194. МАРИНА Океан, в котором Звонок плеск волны, Мечется под взором Траурной луны, И, вгрызаясь резче В неба бурый мрак, Блещет в нем зловещий Молнии зигзаг. В судороге пьяной Каждый новый вал Пляшет, плещет рьяно Вдоль подводных скал, А по небосводу, Рыща напролом, Рвется

Марина В Канаду Дима поехал, получив приглашение на свадьбу дочери своего знакомого бизнесмена Бориса Бирштейна. Тогда Дима жил по принципу, провозглашенному в фильме «Кавказская пленница»: «Жизнь хороша, и жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Жил он, надо сказать,

НЕЁЛОВА Марину Неёлову я увидел в курсовой работе своего ученика по режиссерским курсам - там она играла работницу метро. Она мне очень понравилась, и я все время думал: «Надо обязательно снять эту девочку». И когда приступили к «Осеннему марафону», сказал Леночке, чтобы

МАРИНА НЕЕЛОВА Когда Юра Рост прочитал сценарий «Настя», он спросил, кого я планирую на роль старухи. Я сказал, что скорей всего Нину Мамиконовну Тер-Осипян.- Ты уже говорил с ней?- Пока нет.- Пригласи Марину Неелову.- На старуху?! Марину на Настю надо было пробовать.- А

Марина НЕЕЛОВА М. Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители были людьми творчески одаренными (отец прекрасно рисовал) и мечтали, чтобы их дочь посвятила себя искусству. Уже с четырех лет мама стала водить Марину в Кировский театр оперы и балета, и за год

ГЛАВА 2. МАРИНА И САРА БЕРНАР. ПЕРЕВОДЧИК ГЕРАКЛИТА НИЛЕНДЕР. ВСТРЕЧА С АНДРЕЕМ БЕЛЫМ. ПИСЬМО МАРИНЫ. ЕГИПЕТСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОЛЕНИЩЕВА. МАРИНА И ПАПА Я училась дома. По школьным предметам не помню учительницы, пожилая француженка давала мне уроки литературы: я же увлеклась

Марина У Иосифа смолоду было много друзей, в том числе близких, таких, кого он любил и кому полностью доверял. Но у него не было желания всех их между собой перезнакомить и подружить. Получались группы друзей, между собой разделенные почти непроницаемыми перегородками,

Марина НЕЕЛОВА Неелова всегда принадлежала к тому типу актрис, которые на разговоры о своей личной жизни налагают негласное табу. Поэтому долгое время об этой стороне жизни актрисы ходили лишь всевозможные слухи. Например в конце 60-х, когда Марина только-только начала

Марина Стих в Петербурге осенний скандал с бедной Черубиной и дуэлью знаменитых поэтов, отшумело зимнее море в Коктебельской бухте, мирно дремало оно летней ночью под «башней» волошинского дома, уводя вдаль сказочно яркую лунную дорожку. По вечерам на «башне» звучали

Марина 1 Быть голубкой его орлиной! Больше матери быть, – Мариной! Вестовым – часовым – гонцом – Знаменосцем – льстецом придворным! Серафимом и псом дозорным Охранять непокойный сон. Сальных карт захватив колоду, Ногу в стремя! – сквозь огнь и воду! Где верхом –

Тонкий стан, проникновенный, немного испуганный взгляд, потрясающе привлекательная внешность…Многие узнали в этом образе актрису театра и кино, известную личность.

Да, это Марина Неелова! Ее биография, личная жизнь интересует многих, особенно представителей сильного пола. Поскольку она всегда была символом женственности, нежности на советском экране. Интересно, есть ли у нее муж, дети?..

Марина Неелова родилась в 1947 году. Биография ее началась в послевоенном, полуразрушенном Ленинграде. Родители ее были далеки от искусства, хотя девочка всегда проявляла личный интерес к театру и кино. Жизнь тогда была очень тяжелая, но, несмотря на это мама прилагала все усилия для творческого развития своих детей. В 4 года она отдала Марину в балетный класс. Это, конечно, помогло ей в дальнейшем, дало артистизм, любовь к сцене. Но становиться балериной она не захотела.

Ее всегда тянуло к актерской деятельности. Девочка была артистична, умела правильно подавать свои эмоции, чувства. Именно поэтому она победила на конкурсе чтецов. Дальше ее ждал всесоюзный конкурс, затем надо было ехать на Кубу. Но, к ее сожалению, родители ее туда не пустили. Зато разрешили посещать кружок художественного слова. Это пригодилось ей в актерской профессии.

После окончания школы, Марина, не задумываясь, подала документы в театральный вуз. Она очень волновалась, выучила отрывок из «Войны и мира» Толстого. Актриса была неуверенной в себе и подумала, что ее ждет провал, потому что отрывок этот известный, члены жюри много раз его слышали в устах других абитуриентов.

Начало актерской карьеры

Во время учебы в институте Марина мечтала попасть в труппу к известному тогда деятелю искусств режиссеру Г.А.Товстоногову. Но она, всегда будучи боязливой и сомневающейся в своих силах, не решилась прямо просить его об этом.

Ее учитель, Меркурьев, отмечал высокий талант студентки и ее своеобразность. После окончания института Марина Неелова отправилась в Москву. Там она поступила на работу в Театр им. Моссовета. Руководил им тогда Ю.Завадский. Так началась ее актерская биография. Она привлекла своим личным, непохожим ни на кого, образом интерес другого известного мастера — Эфроса.

Позже актрису позвали в театр «Современник». Дальнейшая ее жизнь будет связана с этим театром. Словно дети, зрители выражали свой восторг, видя игру молодой актрисы.

Ее фото стали продаваться в киосках. Она появилась впервые на сцене этого театра в спектакле «Валентин и Валентина». С ней играли известные актеры (в том числе – Константин Райкин). До этого роль эту играла другая актриса. Режиссер В.Фокин был доволен, что в его труппе появился новый талант.

Далее Марина Неелова продолжала играть на сцене этого театра. Ее актерскую биографию пополнили роли в спектаклях: «Ревизор», «Три сестры», «Вишневый сад», «Двенадцатая ночь», «Шинель». Везде она показывала свой личный темперамент, играла так словно впервые в жизни. Причем в гоголевской «Шинели» актриса великолепно сыграла мужскую роль — главного героя, маленького человека Акакия Акакиевича. Успех был потрясающий. Для детей она сыграла в спектакле «Белоснежка и семь гномов» — Белоснежку.

Актриса исполнила роли и в произведениях современных авторов. Например, «НЛО», «Осенняя соната» и др.

Роли в кино

Марина Неелова очень любит сниматься в кино. Ее кинематографическая биография началась сравнительно рано. Она давно проявляла личный интерес к кино. И вот на втором курсе института ей предложили сыграть в фильме «Старая, старая сказка». Это была первая в жизни роль актрисы в кинематографе.

Марина Неелова в фильме «Старая, старая сказка»

Первоначально он был задуман как фильм для детей. Но позже его полюбили и взрослые. После своего дебюта в кино ее популярность возросла. Многие поклонники просили ее автограф на фото. Это была экранизация сказок Г.Х. Андерсена («Огниво», «Ганс Чурбан», «Свинопас» и др.) В главной роли был Олег Даль. Марина играла сразу две роли в фильме: принцессу и дочь трактирщика. Они были так талантливо исполнены, что молодую актрису заметили ценители кино.

Марина Неелова и Галина Яцкина в фильме «Слово для защиты»

Дальнейшая ее биография была связана неразрывно с кинематографом. Актрису просто заваливали режиссеры с предложениями сняться в фильмах. В 1972 году она исполнила роли сразу в трех кинокартинах: «Принц и нищий», «Монолог», «Ждем тебя, парень». Далее были еще несколько ролей.

Марина Неелова в фильме «Дорогая Елена Сергеевна»

В 1979 году страну буквально взорвала мелодраматическая комедия «Осенний марафон», где Марина исполнила роль любовницы главного героя. Это страдающая героиня, бесконечно любящая чужого мужа, не надеющаяся на продолжение отношений, но не решающаяся все порвать.

Актриса сумела вызвать к своей героине симпатию и сочувствие у зрителей. Вообще, у Марины хорошо получалось играть страдающих женщин.

Марина Неелова в фильме «Красавец-мужчина»

Надо отметить, что в этом фильме замечательно исполнили остальные роли прекрасные, талантливые актеры того времени: Н.Гундарева и О.Басилашвили. На фоне их Марина Неелова смотрится замечательно, ничуть не проигрывая и не соперничая. В целом фильм получился гениальным и имеет огромный успех до сих пор.

В биографии актрисы были множество других ролей в различных фильмах. Было также участие в озвучивании мультфильмов и фильмов. Многие запомнили Алису из мультфильмов «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», разговаривающую голосом этой артистки. Она вложила свое личное обаяние в героев, словно сама проживает их жизнь.

Марина Неелова и Олег Даль в фильме «Тень»

В фильме «Сказка странствий» Марина озвучивает главную героиню- девочку Марту. У нее хорошо получается говорить голосами детей. Из Википедии стало известно, что она озвучила мышь Соню в американском фильме «Алиса в стране чудес», вышедшем в 2010 году.

Неповторимый образ

Свой образ, неподражаемый и таинственный Марина Неелова сохранила во всех своих ролях, как в театре, так и в кинофильмах. Хрупкая, невесомая (вес актрисы всего 45 кг!) , ищущая защиты и в то же время сильная духом женщина. Ее голос – детский и немного капризно-обиженный нельзя было спутать ни с чьим другим.

Марина Неелова и Александр Збруев фильме «Ты у меня одна»

Огромные глаза, хорошая фигура (талия ее 54 см!) завоевали сердца многих поклонников. Видимо, данные балерины до сих пор в ней живы. «Ани Жирардо» — так ее окрестили русские режиссеры. Вячеслав Зайцев, подбиравший наряд для актрисы, заявил, что «Марина Неелова соткана из с…а». Это было так неожиданно. Многие признавали ее привлекательность, но сказать об этом вслух боялись.

Марина Неелова озвучила мультфильм «Алиса в стране чудес»

Ее биографию, личную жизнь изучали многие, в том числе зарубежные критики. Один американский искусствовед отметил, что ее игра в «Вишневом саду» Чехова настолько убедительна, что «по ее широко распахнутым глазам видно, что топор опускается прямо в ее сердце!». Она переживает действие реально, не играя, на самом деле!

И, конечно, многих интересовало, есть ли у нее семья, дети, муж.

Личная жизнь актрисы

Марина Неелова так же распахнута душой для всех знакомых, как и на сцене. Но ее биография, личная жизнь сложилась не совсем удачным образом. Из детей – всего одна дочь. В интернете можно найти ее фото с дочерью. Сейчас актриса живет со вторым мужем.

Первый раз Марина вышла замуж довольно рано. В 1970 году она исполнила роль в фильме «Цвет белого снега». Эта была дипломная работа молодого режиссера Анатолия Васильева. Он долго искал претендентку на главную роль в своем фильме. Девушка должна быть оригинальная, не такая как все, «с изюминкой». Когда он увидел Марину, то понял, что это она и есть!

Марина Неелова с мужем Кириллом Геворгяном

Во время съемок фильма, актриса и режиссер почувствовали влечение друг к другу. И после того, как кинокартина была снята, вскоре поженились.

Но прожили вместе молодые люди недолго, всего восемь лет. Трудно сказать, что стало причиной развода. Об этом никто не знает.

После этого у Марины был роман с чемпионом мира, шахматистом Гарри Каспаровым. Это была страстная любовь, несмотря на то, что любовник был младше ее на 16 лет! Это не помешало их счастью. Влюбленные расстались по настоянию его матери. Вскоре Марина родила дочь. Гарри не признал себя ее отцом, хотя прослеживаться большое внешнее сходство девушки с ним.

В 1989 году Марина успешно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна. Он младше ее на шесть лет. Они вместе до сих пор. В связи с работой мужа, супругам приходится часто жить за пределами России. Но актриса продолжает играть в театре. Спектакли специально подстраивают под время ее приезда.

Дочь Ника — весьма талантливая девушка. Она — профессиональный скульптор. Ее работы победили на международном конкурсе.

Награды актрисы

Первую свою награду Марина получила за роль в фильме «С тобой и без тебя». Затем получила приз зрительских симпатий на фестивале в Белграде.

В 1976 году актриса была награждена премией Ленинского комсомола за успешное воплощение советского образа в современной молодежи. С 1980 года она — заслуженная артистка РСФСР. За роль в «Осеннем марафоне» актриса получила награду – Государственную премию им. братьев Васильевых. С 1987 года Марина Неелова — народная артистка России.

За роль в спектакле «Крутой маршрут» актриса получила Государственную премию в области театрального искусства. За роль в фильме «Ты у меня одна» она удостоена приза «Ника». Также Марина является обладательницей орденов: « Дружбы» и «За заслуги перед Отечеством». В 2012 году ей вручили Орден почета.

Сейчас народной артистке 70 лет. Хочется пожелать ей здоровья, творческих успехов, продолжения актерской карьеры, оставаться такой же неподражаемой, красивой, талантливой.