Библиотечные мероприятия к дню заповедников. Сценарий тематической беседы, посвященной дню заповедников и национальных парков в рамках года экологии в россии

Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

11 января - день национальных парков и заповедников России

(сл.1)

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о нац. парках и заповедниках России.

(сл.2) Фадеева А.

***

Есть особый день в России,

Он природе посвящен.

Заповедникам красивым

И нац. паркам всем поклон.

Про сохранность дикой флоры

Нам сей праздник говорит,

Чтобы Родины просторы

Каждый смог бы оценить.

(сл.3) Курсков В.

***

День заповедников и парков

В стране сегодня отмечают,

И пусть в январский день не жарко,

Но всем нам душу согревают

О красоте природы мысли,

Так сохраним ее все вместе,

Леса, поля, низины, выси,

Вершины гор до поднебесья!

(сл.4)

- Заповедники – это особо охраняемые территории или акватории, на которых стараются сохранить природу в первозданном виде.

Для этого на территории заповедника полностью запрещена любая хозяйственная деятельность и туризм.

(сл.5)

Нац. парки - почти то же самое, что и заповедники, только в парках разрешен туризм.

(сл.6)

Всего в России 101 заповедник и 35 национальных парков.

Больше всего заповедников на территории Красноярского, Приморского и Хабаровского краев.

(сл.7)

День заповедников начал отмечаться с 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

(сл.8)

В 2016г. В.В.Путин издал указ о признании 2017г – годом заповедников и нац. парков.(зачитываем слайд)

(сл.9)

в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский. Так что в этом году у него юбилей – 100 лет!

(сл.10)

Первый национальный парк – Сочинский был открыт в целях сохранения уникальных природных комплексов , использования их в природоохранных, рекреационных, просветительных и научных целях и «Лосиный остров» в Москве.

Крупнейшие национальные парки: «Удэгейская легенда», «Юдыг Ва», «Тункинский», «Водлозерский», Шорский.

Конечно же, и в Подмосковье есть заповедники и нац. парки. Самый известный – «Лосиный остров» (выходят Воронова А., Азаров Е., Полякова К., Бахметьев М.)

(сл.11-12) Воронова А.

Несомненно, это самый известный у москвичей национальный парк-заповедник. «Лосиный остров» считается самым большим лесопарком на Европейском континенте, расположенным в городской черте. Его общая площадь достигает размеров почти в 117 тысяч квадратных километров.

Большую часть этого национального заповедника – порядка 80% - занимают лесные насаждения: березняки, хвойные и широколиственные деревья. Богато представлена и фауна, где в естественных условиях можно увидеть оленей и лосей, диких кабанов, ондатр и бобров, а также белок и даже норок.

И, несмотря на то, что расположен заповедник в пределах Москвы, вы сможете насладиться тишиной русской природы, сделать прекрасные фото, подышать свежим воздухом и прекрасно отдохнуть.

(сл.13-14) Азаров Е.

Следующий в нашем списке национальных заповедников Москвы – природный памятник «Серебряный Бор». Лесной массив произрастает на искусственно появившемся острове, расположенном в излучине Москвы-реки. Этот зеленый уголок столицы стал излюбленным местом отдыха москвичей. Памятником природы объявлен в 1991 году.

Свое название «Серебряный Бор», где в основном растут величественные сосны, получил из-за интересного природного явления, когда поутру, погожим днем сосны излучают свет, сравнимый с блеском тщательно надраенной серебряной утвари. К сожалению, в наши дни такое явление наблюдается довольно редко из-за сильно загрязненного воздуха в его окрестностях.

Сегодня в «Серебряном Бору» расположены коттеджи высоких государственных чинов и иностранных представительств, но здесь же имеется несколько пляжей, в том числе и для нудистов, различные развлекательные заведения, а также рестораны и кафе.

(сл.15-16) Полякова К .

Национальный заповедник Москвы – ландшафтный заказник «Теплый Стан» расположен на юго-западе города, на так называемой Теплостановской возвышенности. Интересно, что на сегодняшний день именно здесь находится высшая точка мегаполиса (253,4 метра над уровнем моря).

По территории национального парка протекает речушка Очаковка. Ее водный бассейн в этом районе вместе с истоком и всеми притоками, а также родник Холодный неподалеку от Коньково, которые известны по летописям 8-вековой давности, внесены в реестр памятников природы.

Местная фауна богата своими представителями. Здесь можно встретить кротов и белочек, зайцев и даже ласку. В лесопарке гнездятся дятлы, соловьи, дрозды, поползни и сойки.

Сегодня на этой территории оборудована зона отдыха «Тропарево» с прекрасной инфраструктурой: аттракционы, городок для детей, собранный из деревянных конструкций, «лягушатник» для водных процедур.

В глубине заказника расположены два родника – Тропаревский и Сергиевский Кукринского ручья. У истока последнего стоит часовня во имя Сергия Радонежского.

(сл.17-18) Бахметьев М.

Первый в нашем списке национальных заповедников Московской области – Приокско-Террасный биосферный резерват. Раскинулся он недалеко от подмосковного Серпухова. Местная флора включает в себя более 1000 видов растений, но основу лесных зон составляют сосны.

Здесь, в естественных условиях, можно встретить лосей и оленей, волков и лис, диких кабанов и даже рысь. В летний период на деревьях и в зарослях гнездятся зяблики, мухоловки, синички и ястребы. Большую часть местного ландшафта – порядка 92% - занимают лесонасаждения.

(сл.19) Четвериков А.

Приходится хранить природу под замком,

И пропускать туда народ лишь по билетам,

Заводы, фабрики, коммуникации кругом,

И спам на улицах, не только в интернете.

День заповедников и парков, Помни - ТЫ!

Начни с себя и расскажи всем детям,

Если растут на клумбочке цветы,

Их завтра может и не быть, на этом белом свете.

Выходят Тепикин Д., Зайченко К., Миронов М., Иванова В.

(сл.20-21) Тепикин Д.

Национальный заповедник Московской области – Государственный заказник «Журавлиная родина» - раскинулся на территории двух районов Подмосковья – Сергиево-Посадского и Талдомского. На географических картах России место обозначается как Дубнинский болотный массив.

Посещать «Журавлиную родину» рекомендуется с последней декады августа месяца и до последних чисел сентября, когда на местных лугах можно увидеть великое множество журавлей – по нескольку тысяч в день. Именно здесь они собираются в стаи, которые периодически взмывают ввысь и отправляются на зимовку в дальние страны. Зрелище незабываемое!

Было бы неверным сказать, что в другое время года здесь неинтересно. В те же теплые месяцы можно наблюдать за жизнью прекрасных журавлей, выходящих к водоемам или идущих по лесным тропкам, и даже появляющихся у рядом проходящих автотрасс. Опытные путешественники берут с собой бинокли, отправляясь на «Журавлиную родину». Так будет сподручней.

(сл.22-23) Зайченко К.

Национальный парк Завидова разместился на площадях Московской и Тверской областей, на так называемой Верхневолжской низменности. Международная организация ЮНЕСКО признала этот заповедник самым экологически чистым местом на Земле.

Государственный комплекс «Завидово» имеет богатую флору и фауну. В местных лесах растут лиственные и хвойные деревья, а также многочисленные кустарники и ягоды. В местном ландшафте присутствуют прекрасные луга и водоемы с редкими водными растениями. Есть места, выйдя к которым будто попадаешь в сказочный мир, знакомый многим из детских мультипликационных фильмов.

Местная фауна также представлена весьма широко, где только млекопитающих животных имеется порядка 41 вида. В озерах водятся сазаны, щуки, лещи, а также налимы, окуни и судаки.

(сл.24-25) Миронов М.

Этот огромный лесной массив расположен в Шатурском районе Московской области. Заповедник – часть древней Мещеры. Состоит он из сменяющих одна другую лесных дубрав, липовых рощ, сосняков, ареалов черной ольхи и множества других типов лесных насаждений.

Тут и там по всей территории находятся заболоченные места: верховые с растущей на них клюквой, переходные с тянущимися из трясины березками, низинные и сенокосные луга.

Как и на «Журавлиной родине», которую мы описывали выше, здесь можно встретить множество серых журавлей.

(сл.26-27) Иванова В.

Да, этот национальный парк расположен не непосредственно в Подмосковье, но близко от него. Этот национальный заповедник – прекрасное место для любителей активного отдыха и туризма, почему мы и решились о нем рассказать.

Само Плещеево озеро возникло еще в эпоху ледникового периода, а со времени его образования прошло порядка, только вдумайтесь, 30 тысяч лет – 300 веков!

В национальном парке богатое представительство флоры и фауны: 710 видов растительности (35 находятся в российской Красной Книге), более 60 видов животных и 200 видов птиц. Это место – действительно красивейший уголок нашей русской природы!

(сл.28) Ювкина С.

Как прекрасна наша зелёная планета,

Когда вокруг полно тепла и света.

Когда везде растут деревья и цветы -

Яркие большие, непревзойденной красоты.

Как хорошо, что есть места на планете,

Которые радуют душу взрослым и детям.

Где играют зверушки без всяких невзгод.

Где о них заботятся круглый год.

Так давайте поддержим в столь радостный день

Каждый листочек, цветочек, тигренка,

Кролика, зайца, слоненка и львенка,

Всех обитателей заповедных лесов,

Зелёных парков и прекрасных садов.

(сл.29) Солодихин Д.

Гринпис (англ. green peace - «зелёный мир») - международная неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Она объединяет 28 национальных и региональных организаций в 47 странах Европы, Америки, Африки, Азии и Тихоокеанского региона. (Annual Report 2015).

В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

Гринпис использует прямые действия (акции и протесты), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей.

Принципы организации:

    Независимость . Гринпис существует только на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Гринпис ответственен за эффективное использование выделяемых средств и тратит их только на природоохранные проекты.

    Ненасильственность . Гринпис не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения целей. Все акции - выражение мирного протеста, даже если эти действия выглядят неоднозначными. Гринпис никогда не отвечает на агрессию тем же, даже когда сталкивается с запугиванием или угрозой.

    Протест действием . Гринпис верит в протест, который приносит результаты, верит в то, что акции смогут вдохновить людей и организации и изменить их отношение к природе. Это далеко не единственный, но, наверное, самый заметный способ привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.

(сл.30) Чернышов К.

Кра́сная кни́га - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

А теперь немного поиграем. Пока команда разгадывает кроссворд болельщики отгадают ребусы.

(сл.31) Кабан

(сл.32) Волк

(сл.33) Лиса

(сл.34) Крот

(сл.35) Тигр

(сл.36) Береза

(сл.37) Выдра

(сл.38) Зубр

(сл.39) Сокол

(сл.40) Снегирь

(сл.41) Сорока

(сл.42) Стриж

(сл.43)

А теперь команды меняются кроссвордами и проверяем.

Следующее задание командам – придумать и написать плакат-лозунг об охране окружающей природы, а болельщики отгадают пока голоса птиц Подмосковья.

(сл.44) Большой пестрый дятел

(сл.45) Ворон

(сл.46) Обыкновенная горлица

(сл.47) Озерная чайка

(сл.48) Перепел

(сл.49) Серый гусь

(сл.50) Снегирь

(сл.51) Сойка

(сл.52) Соловей

(сл.53)

А теперь посмотрим, что получилось у наших команд (демонстрируют свои плакаты-лозунги).

Молодцы! Вас просили подготовить 3 загадки про птиц Подмосковья, пожалуйста, начинаем.

И, наконец, последнее домашнее задание – конкурс пантомим! Кондратьев А.

(сл.54)

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом -
Цвет любимый выбирай!

Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства -
Заповедны берега.

Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

(сл.55)

Спасибо за внимание.

Дополнительные задания

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Вопросы

    Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

    Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

    Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

    Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

    В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

    От чего утки плавают? (от берега)

    Сколько ног у паука? (8)

    Первые весенние птицы (грачи)

    Что делает ёж зимой? (спит)

    Каркуша - это (ворона)

    Какая змея самая большая? (анаконда)

    Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

    Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

    Какие камни в море? (мокрые)

    Целый день летает, всем надоедает (муха)

    В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

    Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

    Рыжая плутовка (лиса)

    Он начинает неделю (понедельник)

    Первый весенний цветок (подснежник)

    Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

3 задание:

Вопросы викторины

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

    Всегда черного цвета.

    Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

Природоведение" href="/text/category/prirodovedenie/" rel="bookmark">природоведения и биологии мы с вами очень часто употребляли выражения «Природа – наш дом родной», «Берегите природные богатства», «Планета в опасности». Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

Прослушивание фонограммы песни «Как прекрасен этот мир».

Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень не похожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

(слайд 4)Для защиты и охраны редких и исчезающих видов животных и растений создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ) (слайд 5-9). Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

(слайд 10) Сегодня в России насчитывается 101 заповедник общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны) и 40 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны), а сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.

Охраняется в заповедниках

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

И тревога за жизнь неустанна

Чтоб не сгинуть в космической мгле

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

А себя мы прощаем, и себе мы прощаем,

А грядущее нас не простит.

(слайд 11-17)Рассказ о Воронинском заповеднике.

Заповедник "Воронинский" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Основными целями деятельности заповедника являются сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственный природный заповедник "Воронинский" создан 12 августа 1994 г. с целью сохранения и мониторинга природных лесостепных комплексов. Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона на юго-востоке Окско-Донской равнины, имеет площадь 10390 га и протяжённость с севера на юг около 50 км. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области , Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух относительно больших участков и восьми малых, расположенных в долинах реки Ворона и её притоков.

Климат района умеренно-континентальный. Средняя температура июля +20,4°С, января -11,3°С. Средняя температура воздуха + 4,7°С. Годовое количество осадков - 510 мм.

Главная водная артерия территории заповедника - река Ворона, правый приток Хопра. Общая протяжённость реки 454 км, из них 234 - по Тамбовской области и более 90 км - по заповеднику. В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озёра: Симерка (площадь 40 га), Кипец (70 га), Рамза (200 га) и около ста мелких озёр.

Лесопокрытая территория составляет 77,2% площади заповедника. Это, в основном, дубравы - 35,9%, осинники - 20,8% и черноольшанники 14,4%. Травяные сообщества (14,6%) представлены низинными болотами, пойменными лугами, остепнёнными лугами и небольшими участками луговых степей. Всего в настоящее время найдено и определено около 600 видов растений, что составляет 60% потенциальной флоры. Среди них редкие и исчезающие виды, занесённые в Красные книги различных уровней: рябчик русский, ятрышник шлемовидный, пальчатокоренник мясо-красный, шпажник тонкий, несколько видов ковылей.

В заповеднике представлена типичная фауна южной лесостепи. Здесь встречаются 25 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих (самые крупные - лось, кабан, косуля, волк). Среди них "краснокнижные" виды - украинская минога, скопа, орлан-белохвост, змееяд, выхухоль. Территория заповедника является важным остановочным пунктом на пути птиц, совершающих регулярные сезонные перелёты, и включена в список ключевых орнитологических территорий международного значения в Европейской России.

Вот такой прекрасный и удивительный заповедник есть у нас в области.

В заповеднике существуют особые правила поведения.

(слайд 18)Правила поведения в заповеднике

В заповеднике запрещается: - рвать цветы, собирать грибы и ягоды, ломать ветки,

Бегать, кричать, шуметь,

Разводить костры, устраивать пикники,

Мусорить,

Вести хозяйственную деятельность

Все это негативно сказывается на жизни животных и растений.

По территории заповедника следует передвигаться тихо и спокойно, чтобы не мешать зверям и птицам и не нарушать их ритм жизни.

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Итак, ребята, чему было посвящено наше сегодняшнее мероприятие?

- Какие опасности подстерегают нашу планету?

- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды ?

- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

(Я. Аким)

Литература:

1. Даль словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 4. – М.: Мир книги, 2004.

2. Заповедники. Т.9. – М.: Мир книги, 2003.

3. , и др. Биология: Словарь для студентов и абитуриентов/ Под ред. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2002.

«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. Международный День птиц (1 апреля)
  5. Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)
  6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  8. Всемирный день туризма (27 сентября)
  9. Всемирный День защиты животных (4 октября).
  10. День заповедников и национальных парков- 11 января
  11. Всемирный День охраны здоровья- 7 апреля
  12. День подснежника- 19 апреля –
  13. Международный День бездомных животных 16 августа
  14. Всемирный День домашних животных 30 ноября

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный заповедник в Пензенской области , в лесостепной зоне Среднего Поволжья России . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных степей северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части Приволжской возвышенности на территории Пензенской области и частично (охранная зона) в Ульяновской области . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира , отдельных видов и сообществ растений и животных , типичных и уникальных экологических систем .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству И. И. Спрыгина и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка (Жигулёвский государственный природный заповедник имени И. И. Спрыгина ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более 860 видов сосудистых растений , что составляет 55 % видового состава флоры Пензенской области . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в Красную книгу Пензенской области (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки Суры (на северо-востоке Кузнецкого района , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки Кадады (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

2 К

3 П

4 Э

5 Ж

9 Б

6 Б

7 Д

8 Н

10 Л

11 У

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
  • Предметы из нее мало весят.
  • При поджигании плохо пахнет и много черного дыма
  • Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

  • У нас ее получают из дерева.
  • Она легко горит.
  • Из нее получается очень много мусора.
  • На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Когда падает, оно разбивается.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим.
  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

  • Этим мы пользуемся каждый день.
  • Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  • Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  • С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.


Елена Нестерук
Сценарий досуга «Международный день заповедников»

Цель :

Познакомить с понятиям "заповедник " и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника ;

Закрепить представления детей об «этажах» леса;

Закреплять правила поведения в заповеднике ;

Познакомить с заповедниками Москвы и Московской Ю области;

Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

Воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.

Демонстрационный материал : карта России, фотографии заповедника , иллюстрации растительного и животного мира заповедников , экологические знаки

Раздаточный материал : цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)

Предварительная работа : заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к подготовке досуга .

Ход занятия:

Воспитатель : «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин) .

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Воспитатель : Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Воспитатель : А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

(вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

(пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель : Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Ответы детей.

Воспитатель : А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель : А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники .

Воспитатель : Что же такое заповедник ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Заповедник - это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Ребята, как чудесен заповедник ! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели

Физкультурная пауза :

Мы в заповеднике друзья (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

В нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»

Воспитатель : Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.

Дети встают лесенкой :

1 – й этаж – мхи и лишайники;

2 – й этаж – грибы;

3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;

5 – й этаж – клен и береза;

6 – й этаж – ель и сосна

Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.

Растения 1 – го этажа :

Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.

Курчаво свившись, мох зелёный

Покрыл валежник, почву, пни,

Залез на комель толстый, чёрный

Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)

Растения 2 – го этажа :

Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.

Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы

Из-под снега прямо

Смятая панама –

Вылезает старичок

По прозванию Сморчок.

Под землёй не усидел,

Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)

Растения 3 – го этажа :

Мы травянистые растения, лекарственные.

Я – ландыш – занесен в Красную книгу.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны – подружки,

На ковре зелёном – скромные цветы.

Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.

Любят все чернику очень,

Ягодки чернее ночи.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Растения 4– го этажа :

Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон

На открытых местах, на песках и где ельник

Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

Растения 5 – го этажа :

Мы деревья, но не самые высокие

Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.

Старый клен стоит один,

Весь во мху затшалом.

На опушке у руин,

И скрипит устало.

Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели

Белой зовут по коре

Кудрявой зовётся по кроне.

Сказочный вид на заре

Лес в золотой короне.

Растения 6 – го этажа :

Ель и сосна : хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника .

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у нас в Москве и Подмосковье тоже есть заповедники ?

Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.

Дети рассказывают, демонстрируя иллюстрации растительного и животного мира заповедников .

1. Национальный парк «Лосиный остров»

Самый большой лесопарк Европы в черте города,. Лосиный остров всегда славился богатством животного мира. Здесь живут пятнистые олени, лоси, кабаны, норка, белка, ондатры, бобры. Огромная, просторная территория национального парка позволяет полостью позабыть о близости шумного мегаполиса. Около 80 процентов парка занимают леса : березняки, хвойные, широколиственные. Головокружительно свежий воздух, дикая русская природа и шанс сфотографировать оленя или лося в естественной среде.

2. Приокско-Террасный биосферный резерват

На левом берегу Оки, неподалеку от Серпухова, сохранился островок нетронутой природы – Приокско-террасный заповедник . На этой охраняемой природной территории растет около 1000 видов редких и уникальных растений в окружении сосновых деревьев. В заповедной зоне обитают самые разные животные : лось, кабан, волк, выдра, рысь, олень и многие другие млекопитающие. Над заповедником весной и летом кружат зяблики, мухоловки, синицы и ястребы.

3. Завидовский заповедник

Национальный парк, разместившийся на территории Московской и Тверской областейявляется одним из самых экологически чистых мест на планете! Здесь есть лиственные, хвойные и смешанные леса, великолепные луга и разнообразные водные растения. В местных лесах растет смородина и малина, черемуха, клюква и брусника. Некоторые места похожи на картинки из сказок или любимых многими мультфильмов про сказочные леса, где под каждым листом кроется ягода. Животный мир Завидовского заповедника не менее разнообразен : ученые насчитали здесь до 41 вида млекопитающих. В водоемах плавает сазан, щука, лещ, налим, окунь и судак.

4. Журавлиная родина

Государственный заказник расположен на территории Дубненского болотного массива - крупнейшего в Московской области. Лучшее время для поездки на "Журавлиную родину" - с 20-х чисел августа и до конца сентября. В это время птицы собираются в стаи по нескольку тысяч журавлей и то и дело взмывают в небеса. Но и в другое время года путешественнику будет на что посмотреть. Журавлей здесь так много, что они нередко выходят на лесные тропинки и даже к автодорогам.

5. Национальный парк «Плещеево озеро»

Крупнейший пресноводный водоем на европейской территории страны. Плещеево озеро – уникальное озеро ледникового происхождения.

Национальный парк отличает богатство флоры и фауны : здесь можно встретить 710 видов растений (35 из них занесены в Красную Книгу России, 60 видов диких животных и 210 видов птиц. Удивительный по красоте островок по-настоящему русской природы!

6. Ландшафтный заказник «Тёплый Стан» (зона отдыха «Тропарево» )

Одно из самых живописных мест юго-запада столицы. Заказник расположен на Теплостанской возвышенности, здесь находится высшая точка Москвы. По территории заказника протекает река Очаковка. Ее исток, долина и приток, а также родник Холодный близ Конькова, который дарил людям воду еще 800 лет назад, объявлены памятниками природы. На реке создан большой пруд, вокруг которого расположена зона отдыха. Здесь обитают кроты и белки, зайцы и ласки, гнездятся дятлы, поползни, сойки, певчие дрозды и соловьи.

7. Черустинский лес

Большой лесной массив на крайнем востоке Московской области, самый крупный в Шатурском районе. Эта местность - часть знаменитой Мещеры, края болот, лесов и озер. Лесной массив состоит из чередующихся участков дубрав, липняков, высокоствольных и заболоченных сосняков, черноольшаников и других типов леса. По всему массиву разбросаны небольшие болота : верховые с клюквой, переходные с приземистой березой, низинные, а также сенокосные поляны. Это место является превосходным местом для наблюдения за серыми журавлями, без встречи с которыми вылазка вряд ли обойдется.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Для этого нужно запомнить несколько правил :

1. На природе запоминать увиденное .

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

В каждом заповеднике есть знаки . Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике .

(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")