Церковный календарь на 28 июля по нс. Церковный Православный праздник июля

Вновь и вновь россияне в массовом порядке интересуются историей своей страны в плане различных праздников, коих накопилось большое количество. По этой причине зачастую попросту не представляется возможным все их отследить.

Сегодняшний день в этом плане является важным для истории нашей страны. Дело в том, что на 28 июля приходится следующий праздник: День Крещения Руси. В свою очередь Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. В народном же календаре день обозначен следующим образом: Кирик и Улита.

Крещение Руси историки относят к 988 году - времени княжения в Киеве князя Владимира (Красное Солнышко). Киев в то время был фактической столицей древней Руси, которую в советских учебниках истории так и называли - Киевская Русь. В знаменитой летописи "Повесть временных лет" Киев назван "мать городов русских".

День крещения Руси стал официальным праздником в 2010 году, но разговоры об этом начались еще в 2008-м, когда отмечалась 1020-я годовщина крещения Руси. Собравшийся в тот год Собор Русской православной церкви обратился к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением сделать день памяти князя Владимира государственным праздником в честь крещения Руси.

В письме отмечалось, что крещение Руси было важнейшим событием в истории славянских народов, проживающих на территории нынешних России, Украины и Белоруссии.

Идея оказалась своевременной, соответствующий документ был утвержден российским парламентом, и 31 мая 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий 28 мая как памятную дату - День крещения Руси.

Крещение Руси - это, как считают историки, провозглашение христианства в качестве государственной религии. Креститель Руси - князь Владимир (Владимир Красное Солнышко), который правил в Киеве, был внуком великой княгини Ольги, которая также приняла христианство в Константинополе.

В "Повести временных лет" есть описание "процесса" выбора Владимиром религии для своих подданных. По легенде, Владимир ориентировался на наиболее прогрессивные в то время авраамические религии, подразумевавшие единобожие вместо идолопоклонства.

Владимир отказался от ислама, поскольку эта вера запрещает употребление алкоголя, а, как говорится, "веселие Руси есть пити". Отказался, по легенде, Владимир и от иудаизма, в результате остановившись на христианстве, причем на его греко-византийском варианте, который его поразил благолепием службы.

Крещение Руси - событие, важное не только для православных и вообще верующих - это праздник всех россиян. Именно крещение определило исторический путь развития России и ее ближайших соседей - Украины и Белоруссии, став мощным локомотивом, который привел эти страны в число европейских народов, но со своими национальными особенностями.

Поэтому в этот день проходят не только церковные, но и светские мероприятия, в основном посвященные истории и религиоведению, цель которых донести до граждан важность крещения Руси для всех славянских народов.

Какой церковный праздник сегодня, 28.07.2017: День памяти равноапостольного великого князя Владимира

28 июля Русская Православная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира. С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре - День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом президента в День памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник - День Крещения Руси, который празднуется всенародно.

Равноапостольный великий князь Владимир - Креститель Руси - родился в 960 году, в 988 году ввел в Киевскую Русь христианство как государственную религию, предопределив таким образом дальнейшее духовное развитие русского народа.

Президент РФ Дмитрий Медведев 1 июня 2010 года подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона?О днях воинской славы и памятных датах России?". В перечне памятных дат России появился новый праздник - День Крещения Руси, который стал отмечаться 28 июля, когда Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

С инициативой всенародно праздновать этот день выступили еще в 2004 году ученые из России, Украины и Белоруссии. Патриарх Алексий II обратился к властям трех государств с предложением учредить новый праздник.

Принимая решение о новой памятной дате, Совет Федерации подчеркнул: "Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды".

Этот день посвящен памяти святых раннего христианства - Иулитте (на Руси называемой Улитой) и Кирику. Жили они на рубеже 3-4 веков. Иулитта - молодая женщина из знатного семейства, недавно потерявшая супруга, Кирик - ее сын.

Мать и сын исповедовали христианство и, как и многие другие гонимые, она не пожелала отречься от веры. Бросив дом и все нажитое, она забрала Кирика, которому исполнилось три года и двух рабынь, и так отправилась в другой город, где стала вести жизнь нищей странницы.

Но как-то раз Иулитта была узнана и приведена к местному правителю. На его суде женщина призналась, что она христианка. Тогда ее сына отняли и подвергли мученицу наказанию плетьми. Кирик лил слезы, видя, что делают с его матерью, но не стал просить пощады, а также, как и она, признался в своей истинной вере и попросил допустить к матери.

Тогда правитель швырнул Кирика с каменного помоста. Его мать он приказал продолжить пытать, а затем повелел отсечь ей голову. В правление Константина Великого обретение мощей святых случилось по указанию одной верной рабыни, которая с другими невольницами похоронила тела мучеников. Иулитта и Кирик почитаются как покровители старообрядцев.

В народе на этот день также приходился праздник середины лета, когда солнышко сияло во всю силу, и, возможно поэтому, в этот день вспоминали и Владимира Красно Солнышко, известного как Креститель Руси и правитель, неустанно трудившийся для крепости государство и завоевания христианством душ подданных.

Иулитта считалась также заступницей женщин, величавших ее "Матушкой Улитой". В этот день женский пол должен был отдыхать, и к тому даже был такой предлог мистического толка, что в этот день на полях вовсю гуляет нечисть.

Если же хватит смелости пойти с серпом на жатву, то можно увидеть "маньяка", то есть злое предзнаменование, и оно непременно сбудется. Правда, для полевых работ это действительно не лучшее время из-за дождливой погоды, о чем говаривали: "Кирики - всегда мокродырики".

А вот самым малым крестьянам в этот день было не до забав - их учили работать по дому, чтобы росли надежными помощниками родным, были им опорой, а в пример ставили Кирика.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 июля, Православная Церковь совершает память святого равноапостольного великого князя Владимира, а также празднует 1030-летие Крещения Руси.

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

празднуется собор Киевских святых

и память мч. Авудима, сщмч. Петра Троицкого диакона.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Отвергнув пиршества и тризны,

Разрушив капища богов,

Великий князь, служа Отчизне,

Поверг всех мысленных врагов.

Имея в прошлом тьму наложниц

И гордость главного жреца,

Он к Правде обратил безбожниц

Духовной силой мудреца.

Христолюбивые уроки

Владимир слышал с юных лет,

Не сразу, но в благие сроки

Узрел Спасенья вечный свет.

Подобно храброму Давиду,

Он змия верой поразил,

Под православною эгидой

Победы знамя водрузил.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

* Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI)
Мученика Авудима (ок. 284-305); Лоллиана. Благоверного царя Иустиниана II (695). Преподобной Матроны Хиосской (обретение главы). Священномученика Петра диакона (1938).

Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

Князь Владимир до принятия крещения был грубым язычником. Но, ведя распутную, неосознанную жизнь, в 988 году князь принял святое крещение от византийского духовенства. Перед этим событием, в течение нескольких лет, он анализировал, более детально знакомился с мировыми концессиями. Но ислам, иудейство, христианство римского образца, оставило сердце языческого властителя холодным. Только лишь богослужение и обязательство личного преображения, проповедуемое в православии, побудило Владимира покаяться и стать христианином. При крещении Владимир был назван Василием. Вместе с великим князем крестились многие его друзья и соратники по военной и политической службе. Пример князя побудил к принятию христианства и значительную часть граждан Киева. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Мученики Кирик и Иулитта

Мученики Кирик и Иулитта пострадали в начале IV в. Чтобы скрыться от гонителей, Иулитта с трехлетним сыном своим Кириком из Иконии, где жила, отправилась в Таре. Но вскоре прибыл сюда правитель Александр для преследования христиан. Иулитта была приведена к нему на суд. Она бесстрашно исповедала себя христианкой, и ее начали жестоко бить.
Тогда Кирик, видя мучения матери, стал плакать. Александр взял на руки Кирика и начал успокаивать ласковыми словами. Но мальчик не перестал плакать и рваться к матери и при этом также назвал себя христианином. Тогда правитель с гневом бросил его на пол и убил. Иулитта, увидев смерть сына, благодарила Бога, что сын ее удостоился пострадать за Христа. Ее же Александр велел повесить, строгать тело острым железом и лить на раны кипящую смолу, наконец, умертвил мечом и тело бросил на съедение псам. Служанки Иулитты похоронили тело мученицы. При императоре Константине оно найдено нетленным и было положено в Софийском храме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

Год рождения князя Владимира неизвестен, (историки считают, что это примерно 960-й год). Согласно источникам XVI века, родился он в селе Булутине, куда его бабка, княгиня Ольга, сослала его мать, которая, по версии некоторых исследователей, будучи христианкой (она была раздатчицей милостыни, а это — занятие христианки), нарушила со Святославом заповедь "не прелюбодействуй". Внука Ольга взяла к себе в Киев.

Среди сыновей великого князя Святослава Владимир, по "Повести временных лет", он был третьим после Ярополка и Олега. В 970 году, отправляясь в очередной военный поход на Византию, отец поставил его, совсем еще мальчика, князем в Новгороде. А киевским князем после смерти отца в 972 году стал Ярополк. Потом, как это практически всегда бывало в те времена, у братьев началась затяжная война за Киевский престол, закончившаяся, по летописям в 980 году (по житию, составленному во второй половине XI века монахом Иаковом, — в 978-м) победой Владимира.

Есть косвенные сведения о симпатиях князя Ярополка к христианству, поэтому вполне объяснимо, что при его победившем сопернике на христиан в Киеве начались гонения.

В арабских и персидских источниках сохранились сведения о русском посольстве в Хорезм, прибывшем, чтобы обсудить нюансы, связанные с принятием ислама.

Однако, согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении "по закону греческому". Через год, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес — Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те, в свою очередь, поставили ему условие — креститься. Владимир вместе с дружиной крестился, после чего обвенчался с Анной, вернулся в Киев и велел уничтожить языческие идолы и крестить народ.

Правда, по более раннему источнику — житию, составленному монахом Иаковом — крестился князь в 998 году, а Корсунь взял и женился на сестре императоров через три года. Впрочем, о том, что детали хронологии этих событий не сохранились, еще в начале XI века предупреждал летописец в "Повести временных лет". Поэтому датой крещения Руси традиционно считается летописный 988 год.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в Новгороде пришлось силой подавлять бунты, в Ростово-Суздальской земле христиане оставались меньшинством и после Владимира. Но Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата с епархиями в Новгороде, Белгороде Киевском, Переславле и Чернигове.

Началось распространение грамотности - вначале практически насильно, как при Петре I, детей отдавали в ученье византийцам и болгарам, а через поколение на Руси уже появились свои писатели, такие как митрополит Илларион, автор "Слова о законе и благодати".
При князе Владимире на Руси началось масштабное каменное строительство.

Скончался князь от болезни в своей загородной резиденции Берестове 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года и был похоронен рядом с женой в Киевской Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году.

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, сначала его поминали вместе с сыновьями — святыми Борисом и Глебом.

Первые надежные сведения об официальном почитании святого равноапостольного князя Владимира относятся к XIV веку. По одной из гипотез, канонизация состоялась во второй половине XIII века. А в 1635 году при митрополите Киевском Петре Могиле во время раскопок Десятинной церкви были обнаружены его мощи.

А поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви, его почитают не только православные, но и католики, особенно российские и украинские.

Великий князь Киевский Владимир продолжил дело своих предшественников по объединению различных славянских племен в единое Русское государство. Однако в историю России и Православной Церкви он вошел в первую очередь как креститель. Именно в его правление произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство.

Жизнь крестителя Руси Киевского князя Владимира можно разделить на две части. Первую ее половину князь был язычником и оставил о тех временах не самую лучшую память у своих подданных, но позже, приняв христианство, он полностью изменился. И перемена эта была поистине чудесна.

Будущий правитель Киевской Руси родился около 962 года в селении Будутина Весь под Киевом. Он был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги . После рождения Владимира отобрали у матери, воспитан он был при дворе Ольги. Из-за того, что его княжеское происхождение было неполноценным, в детстве и юности Владимира часто звали «робичичем», то есть сыном рабыни, что явно задевало его самолюбие.

В 969 году, перед военным походом на Дунай, князь Святослав разделил свои владения между сыновьями. Старшему из них, Ярополку, достался Киев, другому сыну, Олегу - земля древлян, а Владимир отправился в Новгородскую землю. Эта область досталась княжичу неспроста. По совету Добрыни, дяди Владимира по материнской линии, прибывшие в Киев новгородцы сами попросили молодого князя себе в правители.

После того как в 972 году Святослав погиб, Ярополк и Олег развязали междоуслобную войну. Ее результатом стала гибель Олега. Владимир на время бежал «за море» - как предполагают историки, в Скандинавию или Прибалтику, однако вскоре вернулся с наемниками и начал войну против Ярополка. В результате сговора с одним из слуг своего брата Владимир убил Ярополка и завоевал право княжить в Киеве.

Как отмечают летописцы, в то время язычник Владимир отличался жестокостью, злопамятством и порочностью. Только официально у него в это время было пять жен. Помимо этого, согласно летописям, у Владимира были сотни наложниц, в том числе из Чехии и Болгарии. Князь был убежденным язычником. Вскоре после восшествия на Киевский престол он устроил на холме близ своего дворца пантеон идолов, то есть поставил изваяния языческих богов - Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В 983, году в правление Владимира, в Киеве были убиты варяги-христиане - Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми мучениками за веру на Русской земле. В то же время Владимир проявил себя как мудрый правитель-государственник. В частности, он совершил несколько успешных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города», то есть Волынь.

В попытках укрепить единую власть на территории всего древнерусского государства князь пытался ввести единый культ бога Перуна. Но языческая реформа Владимира была неудачной, так как у каждого из племен были свои боги, в том числе и главное божество. Видимо, эта неудача, а также пример живших рядом с ним христиан, все чаще заставляла киевского князя задуматься о необходимости перемен и в своей жизни, и в жизни всей страны. И в конце концов он решился на серьезный шаг.

Еще в детстве Владимир познакомился с христианством, так как его бабушка, княгиня Ольга, крестилась сама и распространила новую веру при своем дворе. Но свой собственный осознанный выбор в пользу Христовой веры князь сделал в 988 году, когда принял крещение. О том, что выбор Владимира был не просто формальностью (как это было со многими его современниками), а серьезно затронул его внутреннюю, духовную жизнь свидетельствуют дела, которые князь совершил, став христианином. Летописцы отмечают, что после крещения Владимир разительно и быстро изменился. Сложно сказать, что за чувства испытывал он и какие мысли подвигли его к крещению - заглянуть в душу человека всегда непросто. Но со стороны случившееся выглядело как чудо. Князь распустил свой многочисленный гарем, стал жить в полноценном христианском браке со своей супругой, царевной Анной. Он возвел церковь Пресвятой Богородицы (также называемую Десятинной) на месте убиения христиан-варягов Феодора и Иоанна. Можно сказать, что князь совершил публичный акт покаяния за свое прошлое - весьма серьезный поступок, на который отваживались немногие правители.

Вообще отношение к смерти у Владимира изменилось в корне. Раньше, князь мог убить своего врага не задумываясь - а теперь, став христианином, опасался казнить даже преступников. Владимир стал активно творить дела милосердия. Так, он повелел всякому нищему и больному приходить на княжеский двор за едой, питьем или деньгами. Узнав, что многие не могут сами дойти до дворца, князь приказал снарядить специальные телеги со снедью и питьем, которые ездили по городу, насыщая нуждающихся.

После своего крещения князь Владимир решил обратить в новую веру и весь свой народ. Это сказалось на многих сторонах жизни его подданых. В первую очередь, христианство меняло нравственные, моральные ориентиры славян. Вместо грубости и жестокости язычества оно учило людей любви, милосердию, жертвенности. Также новая вера позволяла Руси измениться в плане культуры и образования ведь с христианством к славянам пришла письменность, литература, искусство и многое другое. В 989 году Владимир начал массовое крещение руссов. По его приказанию было разрушено языческое капище на холме перед дворцом. Идолы были изрублены, сожжены, а главный из них - идол бога Перуна - сброшен в Днепр.

Крещение жителей Киева произошло в водах реки Почайны - притока Днепра. Совершили таинство священники, которых Владимир привез с собой из города Корсунь, а также те, кто прибыл на Русь в свите его новой жены - византийской царевны Анны. Однако христианизация Руси не произошла в один момент, на это потребовалось несколько веков. Изначально новая вера распространилась в Поднепровье и ряде княжеских городов. Да и там христианство активнее принимали представители знати, а вот среди простого народа оно утверждалось медленнее.

В некоторых частях княжества, как, например, в Новгородской земле, происходили даже конфликты между представителями власти - христианами и духовными вождями язычников. В Северо-Восточной Руси христианство, вероятно, появилось только в 11 веке. При Владимире же на Руси была образована Киевская митрополия, которая стала частью Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Киевским был Михаил (988-991), предположительно, родом из Сирии.

В государственном плане князь Владимир и после крещения продолжил политику централизации власти вокруг Киева. В конце 10 - начале 11 века. он вел продолжительную борьбу с главными врагами Руси: печенегами - степными кочевниками. Для отражения их нашествий он построил по южным границам Руси «засечную черту» - города-крепости, которые все вместе образовали своего рода пограничные заставы, соединенные между собой мощным земляным валом. Также он совершил ряд походов на запад и заключил мирные договоры с соседними государствами - Польшей, Чехией, Венгрией. Для укрепления власти внутри государства князь поставил в главнейших городах своих сыновей: в Новгороде - Вышеслава, в Полоцке - Изяслава, в Ростове - Ярослава, и так далее. Князь также стремился просвещать подданных, следил за развитием образования. По его повелению из лучших семей брались дети и направлялись на обучение грамоте. Таким образом, за пару десятков лет на Руси выросло совершенно новое поколение образованных людей.

Просветитель и креститель Русской земли скончался 15 июля 1015 года в сельце Берестове недалеко от Киева. К сожалению, вскоре после его смерти на Руси разгорелись междоусобные войны между его сыновьями. Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с 11 века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково - Владимир Красное Солнышко. Однако официально его канонизировали позже; первые достоверные сведения об этом относятся только к 14 веку. За труды, направленные на просвещение языческих славянских племен светом Христовой веры, князь был прославлен в чине Равноапостольного Святого.

Икона Святого Равноапостольного князя Владимира

Молитва Князю Владимиру

"О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит пас со беззаконьями нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратится, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков".