Декоративная штукатурка графито грация. Неординарная штукатурка графито в вашем доме

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной , а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой высокого качества. Причем допускается как однородная , так и имитирующая , то есть, с наполнителем из . Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • марки М400 в соотношении с 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой , повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – , мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение . В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля , 3 доли и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:

Имитируем камень, дерево и лепнину с помощью пластичного материала

Технология «графито»получила название по имени одного из производителей материала. Эта технология позволяет при помощи пластичной композитной смеси имитировать на любой поверхности различные материалы – от натурального камня до коры дерева. «Пластилиновая» штукатурка не боится дождя и перепадов температур, ее можно использовать для декора интерьера и на улице.

Графито-смесь состоит из белого цемента, песка, пластификаторов и еще десятка других элементов. Ее выпускают несколько компаний, а точный состав держат в секрете. Но пользователи FORUMHOUSE настойчиво пытаются его разгадать, попутно предлагая свои разработки для отделки фасадов.

Если внутри помещений все, что угодно, можно вылепить из гипсовых смесей, то декорация экстерьера всегда была проблемой. Конечно, фасады под кирпич, натуральный камень и даже дерево делали и до появления новой технологии. Чаще всего для этих целей использовали искусственный камень, собственноручно сделанную цементно-песчаную смесь с пластификаторами или расфасованные смеси для технологии печатного или пресс-бетона. Поэтому «графито» сравнивают со всем сразу.

Lascade:

– Я работал с графито. Это действительно интересная штука, которая позволяет много чего делать, начиная от простой отделки фасадов зданий и стен в интерьерах с имитацией различных поверхностей, до изготовления архитектурных форм.

Форумчанин GRAFITчик познакомился с технологией в 2006 году. Одной из первых его работ стала отделка цоколя и фасада. Графито лепили на штукатурную сетку.

Преимущества и недостатки

Пользователь FORUMHOUSE Флекс отмечает, что технология имеет преимущества по сравнению с другими, даже натуральными, материалами:

– Искусственный камень, как и натуральный, имеет высокую плотность, что приводит к большим линейным деформациям в летний и зимний период. Как результат – камни отваливаются. Камень отлично смотрится и хорошо себя ведет только внутри помещений, где нет перепадов температур. У графито отваливаться от поверхности нечему, так как это монолитное покрытие.

Кроме того, любые криволинейные поверхностипрактически невозможно облицевать искусственным или натуральным камнем, а технология «графито» – позволяет.

Заявленная плотность декоративного покрытия для технологии «графито» – около 1300 кг на 1 куб. м, что сравнимо с легкими бетонами (у обычной ЦПС – около 1800). Паропроницаемость – на уровне цементных штукатурок.

«Если делать вручную, обычной ЦПС, то будет, вероятно, крепче и долговечнее, чем оригинальными смесями. Но и паропроницаемость ниже, а вес больше, что для фасадов не есть гуд. Откосы, фриз, пилон, капитель – вот в этом случае смесь, возможно, предпочтительнее, - делает вывод Анатолий-60, демонстрируя «камни» из цементно-песчаной смеси.

Пользователь Pop1872 , поработавший с разными материалами, уверяет, что по сравнению с пескобетоном (полимерцементным) графито легче в нанесении, а сама фактура смеси более податлива и реалистична. Но некоторые вещи все же лучше смотрятся из пескобетона. «Если бы я делал Стоунхендж – то из пескобетона, а орнаменты и наскальные рисунки – из графито!» – резюмирует форумчанин.

Главный минус смесей на основе ЦПС и пресс-бетонов – вес: материал получается слишком тяжелым, чтобы, например, облицовывать стены по утеплителю. Кроме того, к их пластичности тоже есть претензии.Это и дает шанс пластичным штукатуркам, способным легко принимать и сохранять рельеф штампа.

Смесь лепится и формуется до полутора часов после нанесения, а в течение 6 часов – спокойно режется.

Форумчанин Иосич заинтересовался этой технологией как раз потому, что надо было утепленный пенопластом фасадотделать камнем (или под камень). Но вешать на ППС натуральный или искусственный камень он побоялся. Поэтому решил использовать графито: на эркере колонны из асбоцементной трубы утеплены пенопластом и отделаны штукатуркой под дерево. Потолок балкона (монолит) также отделан штукатуркой под дерево. Элементы фальшфахверка– пенопласт, отделанный тем же материалом.

Учтите, что при выполнении работ на утеплителях надо учитывать их водопоглощение. Резкий уход влаги при работе с любыми отделочными материалами, будь то штукатурка или облицовочный камень, будет приводить к появлению трещин.

Флекс в своих работах использовали простой плотный пенопласт. На плоском заборе все колонны и башенки из пенопласта отделаны графито. Объекту – уже третий год.

Официально декоративные штукатурки типа «графито» (Графито, Flex-C-Ment, Flex-Beton) предназначены для придания внутренним и внешним поверхностям трехмерного вида натурального камня и кирпичной кладки. На подготовленную поверхность наносится слой раствора, а затем при помощи полиуретановых форм делается рисунок. Однако эту технологию используют не только при отделке фасадов и внутренних стен, но и заборов, печей, дорожек, лестниц, колонн, при реставрации лепнины и пр.

У новой технологии есть ряд важных преимуществ перед ЦПС и штампованным бетоном.В частности, возможность нанесения слоя от 0,5 до 7 см инизкий удельный вес раствора – не более 20 кг на кв.м при толщине 2 см.Основанием может быть бетон, керамика, гипсокартон, пенопласт, дерево, железо, пластик и другие поверхности (для каждой – своя технология). Главное, чтобы оно было целым и неподвижным.

Удельный вес покрытия зависит от толщины нанесенной смеси, а она, в свою очередь, – от фактуры фасада – рисунка.

Например, вес 1 кв.м, отделанного по технологии графито, толщиной в 1 см, в высохшем состоянии равен примерно 2-13 кг, – рассказывает форучанин Kenigsberg, Поэтому такую смесь можно смело применять по утеплителю – при условии, что он надежно закреплен. Мастер отмечает, что большую толщину он бы не рискнул вешать на фасад с утеплителем, только отдельные элементы – обрамление оконных проемов и т.п. А если без утеплителя – по блоку или кирпичу, то можно и 10 см. Но стоимость такого фасада будет приличной – как половина стоимости строения, если не больше. А вообще, обладая определенными навыками, можно и на 0,5 см показать фактуру камня.

Технология нанесения

Чаще всего при помощи «графито» имитируют более дорогой, привередливый и тяжелый натуральный камень. Не всякое основание его выдержит, особенно криволинейное, не говоря уже про потолки. А легкую штукатурку – запросто. Минус граффито – по сравнению с бетонными аналогами пластичные штукатурки – дороже.

Важнейший этапработы со смесью – подготовка поверхности основания. Его требуется хорошо зачистить, заделать явные трещины, загрунтовать. Для лучшего сцепления смеси на стенах не должно остаться грязи, краски, пыли. Как правило, поверхность обрабатывают хорошо зарекомендовавшей себя грунтовкой «Праймер 100», но можно выбрать и другую. То же касается и средств для заделывания трещин – у каждого бренда свои рекомендации, но на рынке есть, из чего выбрать.

Производители смесей утверждают, что их материал будет отлично держаться и без использования армирующей сетки, но многие форумчане предпочитают действовать наверняка.

Обычно смесь кладется двумя слоями: первый, армирующий (1-2 см) – после грунтовки поверхности, второй, формовочный – после высыхания первого и еще одной грунтовки. Классическая схема – грунт, металлическая сетка, базовый слой, грунт, декоративный слой, формовка, покраска акриловым колером, покрытие полиуретановым лаком.

Гладкие материалы армируют сеткой или слоем под «гребенку», а затем на шероховатую поверхность наносят финишный слой. Starik80советует брать гребенку не 8-10 мм, а 5 мм – расход будет меньше, и работать удобней. Он наносил тонкий слой, придавал поверхности шероховатость садовыми граблями или щеткой жесткой. Затем наносил штукатурку до 5 см, ничего не ползло.

Перед нанесением второго слоя (от 0,5 мм – в зависимости от глубины рельефа, который вы выбрали) нужно убрать с поверхности наплывы и неровности. Делается это обычным шпателем. Не нужно ждать, когда грунтовочный состав высохнет полностью, оптимально – средняя стадия: наполовину высох и липнет к пальцам.Что касается смеси, то она лучше всегодержится и формуется, если наносить ее в течение получаса после смешивания.

Как уверяет опытный GRAFITчик , около 80% работ проходит с толщиной слоя в 1 см. В качестве примера форумчанин демонстрирует «кирпич» толщиной 0,7-0,8 мм:

Важно! Чтобы покрытие не крошилось, четко следуйте инструкции к смеси. Проблемы с прочностью часто связаны с изменением водоцементного соотношения или быстрым испарением воды из цементных растворов. Иными словами, смесь «горит».

Смесь наносится с помощью шпателя, мастерка или специального распылителя. Чем меньше движений на этом этапе вы нанесете, тем крепче будет поверхность. Затем финишный слой выравнивается гладилкой. Текстура на подсохшемслое штукатурки делается при помощи разнообразных форм (под кирпич, камни, дерево) или вручную, резцами. Хотите красивые лицевые швы – используйте еще и расшивку.

Чтобы формы не липли к смеси, их нужно смочить изнутри уайт-спиритом. Не помешает обработать им и саму стену. Если что-то не получилось, не переживайте –после высыхания смеси дефекты можно устранить ремонтной смесью.

– Камни без форм – тоже тема! Креативно... Вот что у нас получается. – показывает фото Pop1872 .

Покраска сформированного рельефа начинается только после полного высыхания смеси. Может уйти немало времени – в зависимости от толщины слоя, влажности климата и температуры на улице.

Для придания поверхности определенного цвета обычно используют жидкие красители. Концентрированные краски разбавляют специальными средствами и водой (см. рекомендации производителей) – взависимости от эффекта, которого вы хотите достичь. Пропорции красителя и других компонентов зависят и от того, чем вы будете наносить краску – губкой, валиком или пульверизатором.

Фоновый цвет на больших поверхностях обычно наносят распылителем, излишки воды собираются губкой. Дальше при помощи кисти (губки) и пигментовформируется реалистичный рисунок.

Есть несколько технологий окраски. Чаще всего колер разводят водой до нужного тона, затем красят камни и закрепляют гидрофобизатором. Иногда краску добавляют в грунтовку или лак. Основной фон можно получить и окрашиванием бетона в массе, добавив пигмент в смесь. Однако, при добавлении в раствор сухих красителей, они не должны превышать 2% состава, иначе раствор «расслабится».

Реалистичная имитация камня – настоящая живопись. Здесь не помешает набить руку, прежде чем начинать красить забор или стену коттеджа.

А неутомимый GRAFITчик предлагает имитировать дерево: «Для обслуживания дерева люди ежегодно выбрасывают деньги!»

Универсальные советы: цвета наносятся круговыми движениями, для высветления определенного участка его нужно аккуратно потереть сухой губкой. Делайте это только после того, как краска подсохнет. Швы и «впадины» прокрашивают кисточкой. Чем темнее полость, тем больше визуальная глубина рельефа.

Окрашенную поверхность следует закрепить слоем протектора. Вертикальныеучастки покрываются лаком на водной основе, горизонтальные –полиуретановым.Делается это после высыхания краски.Исказился цвет, появились трещины – опять же, не горюйте, декоративное покрытие можно обновить при помощи специальной ремонтной смеси, разбавив ее водой. Да и в целом, эта технология позволяет перекрашивать камни в любой цвет, если старый надоел.

Укладка декоративного покрытия на пол почти не отличается от работы со стенами, но смеси, средства для заделывания дыр и трещин здесь – свои. Кроме того, используются модификаторы. Армирующая сетка для полов обязательна. Основной слой покрытия – 1-2 см. Начинать формовку нужно тогда, когда смесь схватится настолько, что не будет прорезаться до грунта. Не забывайте смачивать поверхность и форму уайт-спиритом. Краситель часто добавляется сразу в смесь, а сверху пол посыпается красителем-стабилизатором. Окончательную раскраску делают по высохшему покрытию, спустя 6-12 часов.

Впрочем, для уличного покрытия «с рисунком», возможно, имеет смысл выбрать более дешевые и прочные смеси для штампованного бетона. У них, конечно, большой удельный вес, но для горизонтальных покрытий это – не помеха.

Как удешевить отделку?

Существенный минус оригинальных смесей типа «графито» – их дороговизна. Поэтому форумчане активно ищут альтернативу пластичной штукатурке.Для украшения фасадов предлагают использовать различные материалы – пресс-бетон, травертин, декоративный стеклоцемент, стеклофибробетон и собственные смеси.

Чучупака100:

– Как по мне – кора дерева и в печатном бетоне ничем не отличается от натурального. Основа – бетонная колонна, сама «кора» очень крепкая. Еще сучки должны доделать.

Анатолий-60 использовал ЦПС спластификатором. Для форумчанина была важна скорость схватывания, поэтому он взял противоморозные. А вот для ручной формовки, напротив, чем дольше схватывается, тем удобнее работать. Анатолий не рекомендует использовать гипс – не дружит с цементом. Для ускорения – лучше жидкое стекло, но возможно растрескивание.

ufzyf предлагает свой рецепт пластичной смеси: качественный морозостойкий клей, волокна целлюлозы и пленочныйконсервант.

kom-trans вывел такую формулу:1 часть цемента, 3 части песка, 2% - Д5, 1% – средство для мытья посуды типа «Фэйри». Целлюлозу он сразу разводит с водой на глаз, а затем затворяет раствор уже данным составом. «Фэйри» добавляет только после того, как попробовал просто с добавкой Д5 – раствор получился пластичный, но жесткий. А моющее средство исправило этот недостаток.

Форумчанин Pavelm обращает внимание на то, что вес такого бетона будет слишком велик для фасадных работ, а значит, в смеси должна присутствовать воздухововлекающая добавка:

– Плотность фирменной штукатурки меньше, чем обычной. Этого можно добиться, только «распушив» раствор. Примерные пропорции на 1 куб песка – 320 кг белого цемента М600, плюс воздухововлекающие добавка и гиперпластификатор. В качестве фибры может быть использована целлюлоза типа «Армоцел», которая и как армирование немного работает, и как водоудерживающая добавка.

GRAFITчик также дает несколько рекомендаций. Он советует выбирать фибру (полиамин) не 45 мм, а 5-15 – удобно при замесе и использовании пистолета. Используйте воздухововлекающий с-пластификатор, он выбирает сухие. Цемент ДО (без добавок) – лучше 400-500. Cостав перлитобетона нужно немного облегчить. В каждом регионе есть свои облегченные заполнители – вместо песка (песок дает смеситекучесть, а это идеально только для вибролитья). Легкий– до 1400 кг на куб. м – цементный бетон при соблюдении всех норм дает хороший продукт.

Форумчане активно экспериментируют и делятся своими успехами.

ГриценкоСН75 делал с помощью этой технологии камушки из ЦПС.

GRAFITчик посоветовал сделать их верхнее обрамление, использовав бревнышно, жесткую щетку и щетку по металлу. Пошкрябал, оставил подсохнуть, смел мягкой маклавицей – дерево имитирует«на ура»: «Камень и состаренное дерево – классика жанра».

В результате различных экспериментов и жарких споров пользователи FORUMHOUSE пришли к выводу, что не в каждом случае графито целесообразнее других технологий декоративной отделки. Но если нужно сделать быстро, много и по утепленному фасаду – это хороший вариант.

Иосич пробовал плиточный клей и штукатурные смеси, все было не то. Смесь, при толщине 1,5 – 2см, должна быть пластичной (как клей), держать форму (не сползать) со стены и не застывать слишком быстро, чтобы можно было хорошопроштамповать. Клей – пластичный, но толстый слой сползает со стены. Штукатурка держится, но быстро застывает.

Анатолий-60:

– Технология графито применима на фасадах (по утеплителю) в силу высокой паропроницаемости смеси и небольшого веса отделки. Но начинающих хочу предостеречь от нее. Начните с обычного пескобетона. Без форм и штампов. Бетон в течение суток после наложения на поверхность отделки легко поддается различного рода формовке. И можно получить продукт, не уступающий по большинству параметров. И без привязки к поставщику чудо-смеси.

Хотя, соглашаются форумчане, декоративные элементы графито позволяет выполнять гораздо интереснее.

Подробнее о технологии графито читайте в . Здесь можно найти рецепты пластичных бетонных смесей от форумчан и посмотреть на фотографии работ. О декоративной покраске стен рассказывает художник-колорист в этом видео . Все, что нужно знать о декоративных красках и штукатурках, - .

Следующим этапом в строительстве загородного дома, когда коробка дома стоит, является проведение отделочных работ. Отделочные работы подразделяются на наружные и внутренние. Наружные отделочные работы главным образом связаны с отделкой фасада здания. На сегодняшний день существуют следующие наиболее популярные методы отделки фасадов загородных домов; облицовка кирпичом, оштукатуривание, сайдинг, пластиковые панели, исскуственный и природный камень. Каждая из перечисленных технологий обладает определенными достоинствами присущими только этому конкретному виду отделки. Но есть еще одна технология отделки, которая фактически обладает всеми достоинствами всех перечисленных технологий отделки фасадов домов. Это уникальная технология отделки Графито . Технология проведения отделочных работ Графито пришла к нам из Европы и США. Основным и самым главным достоинством Графито является ее универсальность, благодаря чему она имеет широкий спектр применения в отделочных работах.


Уникальная технология отделки Графито

Оригинальность этой технологии заключается прежде всего в том, что в зависимости от свойств укрываемой поверхности можно не только подобрать оптимальный рисунок поверхности, но и составить тот вариант смеси, которая максимально будет подходить к отделочной поверхности. Приготовленными растворами по технологии Графито можно отделывать бетонные, кирпичные, пенобетонные, газобетонные, пеноплистерольные и деревянные поверхности, а также конструкции из ДСП и гипсокартона.

Штукатурка Графито - системный подход и высокое качество

Основным составляющим компонентом декоративной штукатурки Графито является так называемый белый цемент. Приготовленная на его основе декоративная штукатурка обладает повышенной вязкостью и пластичностью. Кроме того с его помощью можно придать любой отделываемой поверхности трехмерный вид. В результате с помощью декоративной штукатурки Графито можно получить поверхности, имитирующие керамогранит, кафельную плитку, ламинатную доску, силикатный и облицовочный кирпич, текстуры натурального или искуственноно камня, коры дерева, структурной штукатурки. Фактически с помощью декоративной штукатурки Графито можно реализовать любую фантазию заказчика или владельца загородного дома. Еще одно неоспоримое достоинство технологии проведения работ по системе Графито является возможность наносить штукатурный раствор в сыром виде на любые поверхности, которые не требуют дополнительной специальной подготовки. Специальный наполнитель пристутствующей в структуре декоративной штукатурки Графито позволяет наносить ее даже на пластиковые поверхности. Обладая такой высокой степенью адгезии штукатурка Графито нанесенная на вертикальную поверхность сохраняет необходимую форму и размеры. Заслуга в этом особых полимерных частиц входящих в состав наполнителя. Работают они следующим образом. Сначала они проникают в мельчайшие трещины в структуре обрабатываемого материала, а затем затвердевают, обеспечивая эффект, подобный холодной сварке. Наносится смеси Графито во влажном состояние на укрываемую поверхность слоем от 0,5 до 15 см, и при этом не образуются характерных для других видов штукатурки подтеков.
Структурно верхний слой штукатурной смеси Графито представляет собой клеточное волокно, которое напоминает своеобразные "усики". При затвердевании раствора они прочно скрепляются друг с другом.
Все вышеперечисленные свойство в итоге и позволяют характеризовать систему отделки поверхностей Графито как материал с уникальными характеристиками и эксплуатационными свойствами:
- высокая морозостойкость,
- тепло- и влагоизоляционные свойства,
- устойчивость к внешним воздействиям,
- износостойкость.

Графито - широчайшая область применения

Штукатурные смеси системы Графито находят свое применение во многих областях строительства. Графито можно применять при отделке фасадов не только малоэтажных домов, но и высотных, с большим количеством этажей. Кроме стен дома вы можете варьируя рисунок и структуру смеси Графито декорировать цоколь, забор, колонны, как при наружной, так и внутренней отделки дома и других хозяйственных построек на своем загородном участке. Обладая высокими прочностными характеристиками смеси Графито можно применять и при отделке горизонтальных поверхностей - тротуаров, дорожек, мансард, веранд, парковок. Особую красоту и шарм добавляют в интерьере загородного дома печи, дымоходные трубы, элементы стен и полов отделанные по технологии Графито.



Мощение дорожки в технологии Графито

Особенно рекомендуется производить мощение смесью Графито горизонтальных поверхностей с высокими эксплуатационными нагрузками. Специально разработанная для этих целей смесь Графито легко наносится на основание пола, не образуя воздушных пузырьков и подтёков. В ее состав включены дополнительные ингредиенты, которые обеспечивают схватывание даже при предельном температурном режиме. В качестве декора печатный бетон Графито можно применять при облицовке полов в различных помещениях (столовой, холла, бани), а также для оформления тропинок, тротуаров, двориков, платформ бассейнов и декоративных водопадов.
Как наиболее передовая технология в области отделки и декорирования поверхностей, система Графито обладает рядом существенного характера преимуществ по отношению к другим отделочным материалам:
- широкая область применения,
- формирование любого интерьера,
- эксклюзивность и индивидуализм,
- долговечность и прочность,
- низкая стоимость (смотрите таблицу )

Таблица. Сравнительный анализ стоимости отделки в наиболее популярных технологиях *


Способы отделки Стоимость руб. **
материала подготовка поверхности работ итого
Натуральные обои, бамбук, джут
Ограничение по эксплуатационным характеристикам, бережный уход. Сложно совместить стыки.
600 300 700 1600
Натуральный камень
Укладка крупноформатного камня неценных пород.
800 200 1100 2100
Пробковые покрытия
600 500 900 2000
Текстильные обои на тканевой основе
Идеальная подготовка поверхности.
600 500 1000 2100
Дизайнерские декоративные штукатурки 800 300 800 1900
Водно-дисперсионные краски
Идеальная подготовка поверхности, ограничение по эксплуатационным характеристикам, бережный уход.
70 300 900 1270
Панели с натуральным шпоном покрытые акриловым лаком
С учетом стоимости профиля, гарантия 1 год.
3500 50 400 3950
Отделка Графито 86 0 300 386
* Рассчитывалась средняя розничная стоимость декоративных покрытий.
** Средняя стоимость строительных работ и материалов.

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.

УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИТО

Уникальность технологии

Декоративная штукатурка Граффито - набирающий популярность в России вид отделочных материалов. Уникальный материал широко используется в США и Европе. Граффито давно и с успехом применяется в качестве оригинальной отделки загородных домов, торговых и жилых помещений, офисов и развлекательных центров, кафе и ресторанов, бассейнов и заборов - зона применения граффито весьма обширна.

Покрытие «граффито» - это раствор на основе белого цемента, используемый для придания внутренним и внешним стенам 3-х мерного вида отделки.

Уникальная система «Граффито» - это возможность имитации:

    кафельной напольной и облицовочной плитки любой текстуры,

размера и цвета;

    керамогранита;

    ламинатной доски;

    силикатного и облицовочного кирпича;

    любой текстуры камня как натурального так и искусственного;

    коры дерева;

    структурной штукатурки.

Основанием для Граффито может служить любая поверхность - бетон, пенобетонные блоки, кирпичная кладка, пенополистерол, ДСП, гипсокартон, дерево, стекло, металл, пластик и другие.

Смесь Граффито наносится во влажном виде на любые поверхности, которые перед этим не требуют специальной подготовки слоем от 0,5 см до 15 см, при этом не образуется подтёков.

Высокая степень адгезии характеризуется специальным видом наполнителя, предотвращающего стекание сырой смеси с наклонных и вертикальных поверхностей - это позволяет придавать желаемую форму смеси, сразу после нанесения на заданную поверхность, например: пол или стена.

В составе наполнителя находятся полимерные частицы, разработанные таким образом, что при определённом воздействии они размягчаются, и приобретают способность проникать в трещины, а затем - затвердевать, словно холодная сварка. Полимерные частицы на молекулярном уровне, обеспечивают взаимодействие смеси даже с самыми мельчайшими выступами поверхности.

Верхний слой смеси представляет собой клеточное волокно, которое напоминает своеобразные "усики". Когда раствор затвердевает, "усики" скрепляются друг с другом. Это придаёт граффито уникальные характеристики и эксплуатационные свойства, такие, как: высокая морозостойкость, тепло- и влагоизоляционные свойства, устойчивость к внешним воздействиям, износостойкость.

Отделка фасадов

Технология граффито позволяет предложить отделку фасадов и цокольных этажей от многоэтажных зданий до частных коттеджей. Широчайший выбор вариантов отделки под штукатурку, кафель, кирпичную кладку, любую текстуру камня.

Отделка стен

Осуществление работ по отделке внутренних и внешних стен зданий. Возможность реализации самых смелых дизайнерских решений и проектов по внутреннему декору помещений. Отделка сложных геометрий без дополнительных затрат по времени и финансам.

Отделка полов

Возможность отделки полов внутри и снаружи зданий коммерческой и жилой недвижимости. Повышенные прочностные характеристики позволяют эксплуатировать пол в торговых центрах и местах с интенсивным трафиком. Широчайшее разнообразие вариантов отделки под кафельную плитку, ламинатную доску и натуральный камень. Идеально работает с системой теплых полов.

Специальная смесь, разработанная для пола, легко наносится, не образуя воздушных пузырьков и подтёков. В состав включены дополнительные ингредиенты, которые обеспечивают схватывание даже при предельном температурном режиме. В качестве декора печатный бетон граффито можно применять при облицовке полов в различных помещениях (столовой, холла, бани), а также для оформления тропинок, тротуаров, двориков, платформ бассейнов и декоративных водопадов. Смесь граффито, применяемая в качестве напольного покрытия, придаёт поверхностям непревзойдённую пластичность, что позволяет замедлить образование трещин. Но одно из основных преимущество использования декоративного отделочного материала граффито - его низкая стоимость по сравнению с другими материалами.

Отделка граффито ванных комнат, душевых, платформ бассейнов и декоративных водопадов.

Отделка камина, печи, барбекю

Одно из самых практичных решений - использовать для отделки камина декоративную штукатурку граффито. Декоративная штукатурка граффито дает возможность не только быстро и красиво отделать камин, садовую печь, барбекю, но и сделать при этом очень красивое и оригинальное изделие при минимальных затратах.

Используя огромную коллекцию полиуретановых форм и штампов граффито, вы, можете осуществить отделку камина или печи под различные фактуры камня и элементы деревянной отделки. По технологии граффито можно отделывать не только новые камины, барбекю или печи, но и реставрировать старые, преображая их старый неприглядный внешний вид.

В этой работе с помощью граффито построена каменная пещера, внутри которой находится очаг, а пень на крыше это дымоход.

Отличительные свойства декоративной штукатурки Граффито:

    объёмный материал, придающий изделиям трёхмерный внешний вид;

    очень легко и быстро наносится, обладает высокими эксплуатационными качествами (огнестойкость, прочность, пластичность);

    имеет отличную адгезию - без проблем наносится на любые виды поверхностей, обеспечивая максимальную степень сцепления.

Декоративная штукатурка граффито объединяет в себе самые лучшие качества других отделочных материалов, но при этом отличается конкурентной ценой.

Декоративная штукатурка граффито, универсальный отделочный материал, который идеально подходит для создания эксклюзивных интерьеров и экстерьеров. Сегодня многие дизайнеры и отделочники используют в своих работах декоративную штукатурку граффито. И этому есть простое объяснение. Декоративная штукатурка граффито, не только красивый отделочный материал, но и с его помощью можно в кратчайшие сроки выполнить комплекс работ по отделки стен и фасада задания. Декоративная штукатурка граффито подходит для нанесения на различные виды поверхностей для внешних и внутренних работ. Еще один важный фактор- скорость выполнения работ.

Вы мечтали о привлекательной отделке фасада - пожалуйста! Вам очень хочется оформить гостиную в духе старинного замка - нет ничего сложного! Декоративная штукатурка граффито готова воплотить в жизнь ваши самые заветные желания! Покрытия, при отделке которых использовалась декоративная штукатурка, прослужат вам много лет верой и правдой.