Гипсовый клей: что это такое, для чего используется? Клеи и подручные средства для монтажа гипсовой плитки Чем заклеить фигурку из гипса.

С облицовкой гипсокартоном знаком практически каждый, второе ее название «сухая штукатурка». Эта технология имеет как преимущества перед стандартной штукатуркой, так и свои недостатки. Одним из недостатков является необходимость монтажа каркаса, а каркас занимает определенное место и обладает некоторой стоимостью. Менее известное приклеивание гипсокартона без монтажа каркаса пользуется меньшей популярностью, однако так же заслуживает внимания. В некоторых случаях это весьма актуальное решение.

Актуальность приклеивания ГВЛ и ГКЛ

При отделке больших площадей метод не имеет смысла, монтаж каркаса вполне оправдан и занимаемое им место не проблема. Другое дело, когда нужно облицевать отдельную стенку в тесном помещении и каждый сантиметр пространства важен. Это может быть стенка в санузле, ниша под радиатор или откос. Конечно, первое, что приходит в голову в таких ситуациях — обычная штукатурка и это хорошее решение. Наклеивание гипса имеет некоторые преимущества перед штукатуркой и самое главное — скорость. Ведь не нужно ждать просыхания стен, достаточно схватывания клеящего состава для продолжения отделочных работ. Приклеенный гипсокартон или гипсоволокно требуют меньшего расхода сухих смесей, менее требовательны к слоям.

Гипс можно умудриться наклеить даже на стены с большими перепадами 10+ сантиметров. Очень удобно наклеивать гипсокартон при облицовке плиткой ниш отопительных радиаторов в кирпичных стенах. Для оконных откосов лучше использовать стандартный монтаж с утеплением, а вот откосы межкомнатных проемов великолепно облицовываются приклеиванием.

Как приклеить ровно

Кто-то утверждает, что приклеить гипс к стене ровно, как при монтаже каркаса не возможно. Это совсем не так, если использовать специальные маячки — закрученные в стену саморезы в местах, где будут наноситься «ляпки» клея. Саморезы — маячки выставляются в плоскость и в уровень. В процессе приклеивания саморезы не дадут листу провалиться и плоскость облицовки будет повторять уровень маячков.

Если облицовываемая площадь менее квадратного метра, клеящий состав можно наносить сплошным слоем на стену или на прогрунтованные листы гипса. Куда наносить зависит от конкретного случая и делается из соображения удобства. При сплошном нанесении нужно оставить зазоры в несколько сантиметров в углах, для выхода лишнего клея. Если площадь более метра, актуально приклеивать местами «ляпками». Частота «ляпок» должна быть примерно такого же формата, как и каркас, то есть расстояния между клеящими точками не должны превышать 60 сантиметров. А вообще, чем чаще, тем лучше.

Саморез закручивается на нужную глубину и своей шляпкой препятствует листу провалиться дальше положенного.

Приклеиваемые листы и стены необходимо очистить и прогрунтовать грунтом глубокого проникновения!

Во время приклеивания листы ГКЛ/ГВЛ аккуратно пристукивают рукой или киянкой до момента, пока лист не упрется в шляпку самореза. Чтобы зафиксировать лист, радом с выставленным саморезом можно просверлить, прямо через лист, отверстие и притянуть саморезом с пластиковым дюбелем. После схватывания клеящего состава притягивающие саморезы удаляют или оставляют, если, например, на стену будет ложиться плитка и шляпка самореза не будет мешать.

Большой зазор от стены

Когда в месте приклеивания между гипсом и стеной получается зазор более 2-5 сантиметров, можно прикрутить к стене куски того же гипса на саморезы с дюбелями, так сказать «нарастить основание». Такой подход будет полезен если основание вызывает сомнения в адгезии — не удалось хорошо очистить от старой краски, газобетон, старая кирпичная стена вся сыпется. Главное надежно зафиксировать эти самые «островки» дюбелями, для пено/газобетона придется подобрать специальные.

Последующая отделка

Все стыки приклеенного гипса заполняются шпаклевкой, лучше делать это той же смесью, на которую клеили. После заполнения всех стыков следует их проклеить серпянкой. Идеальный вариант — когда в дополнение к серпянке стены обклеивают малярной стеклосеткой. И это касается не только приклеивания, а облицовки гипсокартоном в общем. Если планируется покраска, то стеклосекту лучше заменить стеклохолстом. Далее все стены шпаклюются стандартным способом.

Перед поклейкой серпянки нужно забить швы гипсовой смесью, даже если зазоры совсем маленькие. Это значительно повысит общую прочность и предотвратит появление трещин.

Какой клей выбрать для гипсовой плитки?

Хотя это фото монтажа на профиль, данное утверждение справедливо и при наклеивании гипсовых листов.

При последующей облицовке кафелем сплошным шпаклеванием нужно вообще пренебречь, главное забить швы и не забыть про серпянку, стеклосетка тоже не лишняя.

На что клеится гипсокартон/гипсоволокно

Самым универсальным средством является смесь «фуген», он отлично подходит и для последующего сплошного шпаклевания. Ну а в общем подойдет любая гипсовая смесь, которая может держать слои. Это штукатурка «ротбанд», «гольдбанд» и прочие. У кнауфа даже есть специальный клей для этого «перфликс», но какого-то преимущества перед другими смесями я так и не заметил.

Вернуться в раздел «Ремонт квартиры»

Yserogo.ru Все права защищены.
Дизайн: ® Творческая мастерская Федора Рашпиля.

Как клеить декоративный камень своими руками

Применение в отделке гипсового декоративного камня сможет придать вашему интерьеру уют и неповторимость. Демократичная цена, лёгкость в работе, достаточный выбор расцветок и фактур, которые близки к таковым у натурального камня, позволяет применять декоративный камень для отделки квартир и помещений иного предназначения.

Декоративный камень для отделки интерьера

Гипсовый декоративный камень применяют для отделки коридоров, кухонь и гостиных. Можно выложить и всю стену полностью, и её отдельные фрагменты. Такой камень отлично подходит для обрамлений дверей и арок, уместен для оформления камина и неплохо сочетается с фотообоями. Камень декоративный подобен старинной кирпичной кладке и, тем не менее, это современный отделочный материал. Если гостиная у вас небольшая, то лучше камень выложить фрагментами и не облицовывать им целиком поверхность стены. При обширных площадях можно выложить полностью одну либо две стены. Камень кажется холодным и строгим, однако создаёт уют.

Неплохо выглядят встроенные полки из гипсокартона, которые отделаны декоративным гипсовым камнем. Этот камень является незаменимым при оформлении камина.

Камень укладывается легко. Главное - импровизировать в ходе работы. Разумеется, нужно представлять, что именно вам хочется в конечном итоге увидеть, однако каких-либо строгих норм тут нет. Искусственный декоративный камень отличается по цвету, фактуре, размеру. Для стены обычно используют камень некрупной фактуры и небольших размеров. А для оформления арки может использоваться более грубый кирпич, обладающий крупной фактурой. Камень по цвету должен гармонировать с общей гаммой помещения.

Стоимость гипсового декоративного камня определяется фактурой, толщиной и цветом камня.

гипсовая плитка на что клеить

Не следует приобретать дешёвый камень, ведь это, скорей всего, некачественная продукция. Камень гипсовый от действительно зарекомендовавших себя компаний стоит от 500 рублей.

Какой клей применяется для работы с искусственным камнем на гипсовой основе

Для работ с гипсовым камнем применяют клей, созданный также на гипсовой основе. Этот вид клея быстро схватывается, а его остатки клея легко удалить влажной губкой. Применять можно сухие смеси (такие, как «Гипсолит» либо «Перлфикс-КНАУФ») либо готовый к использованию клей (Monte alb). Подходит также готовый клей, созданный на основе акриловых полимеров, под названием «Сумасшедшая липучка».

Сухую смесь разводят водою в указанных на упаковке. Нежелательно использование клея на цементной основе. Гипсовый камень обладает пористой поверхностью, хорошо впитывающей в себя влагу, необходимую для схватывания цемента. У цементного клея время схватывания куда побольше, нежели у гипсового.

Как клеить гипсовый камень своими руками

Для укладки камня необходимы простые инструменты: шпатель, уровень, кисти, стусло, поролоновые губки и карандаш. В случае применения сухой смеси - миксер, ёмкость для смеси и дрель.

Поверхность, на которую плитка кладётся, должна быть ровная. При помощи шпаклёвки и штукатурки нужно выровнять стену, затереть шлифовальной сеткой и прогрунтовать. Сам камень также лучше прогрунтовать. Грунтовка помогает снизить впитываемость внутренней поверхности камня, а также убрать пыль. Нужно дать грунтовке просохнуть, что займёт часа в зависимости от вида применяемой грунтовки. При помощи уровня надо отметить карандашом линию первого ряда плитки.

Если применяется сухая смесь, надо приготовить клей, для чего в ёмкость наливается вода по инструкции, засыпать смесь и тщательно перемешать миксером. Вода должна иметь комнатную температуру. Не следует замешивать много клея, т.к. он быстро схватывается и вы не успеете выработать его.

Нужно определиться, в какой очерёдности будет укладываться камень. Если он разных размеров, следует чередовать большие плитки со средними и маленькими. Во 2-м ряду очерёдность надо поменять. Когда камень одного размера, то для начала 2-го ряда часть этого камня надо отпилить ножовкой, дабы швы в верхнем ряду не совпали с таковыми в нижнем.

Гребёнчатым шпателем необходимо клей нанести на камень, убрать излишки и плотно прижать к стене. Клей тоже можно нанести и на стену. Гипсовый декоративный камень не имеет идеальной ровности, потому проследите, чтоб верхние ряды плиток не убежали по горизонтали. А для этого используются специальные клинышки. Выступивший клей надобно сразу удалять влажной губкой.

Чтоб угол красиво смотрелся, надо плитку подрезать при помощи ножовки и стусла под углом 45 градусов. Клея, выступающего по краям камня тогда, когда он прижимается к стене, обычно хватает для заполнения швов. Когда клея недостаточно, надо швы заполнить затиркой для камня либо применять клей, на который укладывался камень. Швы надо заполнять аккуратно во избежание попадания клея на камень. В магазине бывают специальные мешочки, также можно воспользоваться кондитерским шприцем.

Вообще, клеить этот материал можно при помощи любого состава: клея ПВА, монтажных либо водно-акриловых составов, мастики.

Главное - обработать тщательно перед этим грунтовочной смесью либо гипсовой штукатуркой основание. Потом наносится при помощи зубчатого шпателя раствор клея и цемента.

Камень из гипса прикладывается так, чтоб лишний клей из-под него выдавливался. Раствор клея сохнет быстро, потому лучше покрывать сразу незначительные площади - 1 кв. м. Нужно смотреть, чтоб клей на лицевую сторону не попадал, и выдерживать ровность рядов. Хотя возможна и небольшая кривизна, имитирующая какую-либо поверхность.

Покупая камень в магазине, надо купить сразу и краску под цвет камня. Ею затем следует прокрасить места, где выступает клей. Когда окончательно высохнет после укладки камень, нужно покрыть его лаком на водяной основе либо акриловой специальной пропиткой, предохраняющей камень от повреждений, а также улучшающей его вид.

http://www.allremont59.ru

Клей для плитки на гипсовой основе, плиточный клей на гипсовой основе —

Камень и плитка являются великолепными отделочными материалами, которые пользуются высокой популярностью. Они отличаются долговечностью, красотой и качеством. Однако для того, чтобы эти материалы служили как можно дольше, необходимо их правильно укладывать.

Помимо процесса облицовки особое внимание также стоит уделить и выбору клея. Специалисты для этих целей рекомендуют использовать один из клеевых составов на гипсовой основе, представленных на современном рынке строительных материалов.

Клей на гипсовой основе является идеальным материалом, который можно активно использовать при внутренней отделке помещений. Дело в том, что гипс имеет удивительное свойство поглощать в воздухе излишки влаги, а при необходимости отдавать их обратно. Именно по этой причине строительные материалы, которые имеют гипсовую основу, в помещении создают благоприятный микроклимат.

Клей плиточный Кнауф Перлфикс

Упаковка Кол-во единиц Цена 218,42 руб./меш. Расход : 5,0 кг/м2 в зависимости от высоты зубца шпателя Подробнее >>>

Клей плиточный Кнауф Перлфикс ГВ

Упаковка Кол-во единиц Цена мешок 30 кг поддон 40 мешков 000,00 руб./меш. Расход : 5,0 кг/м2 в зависимости от высоты зубца шпателя Подробнее >>>

Практически каждый клеевой состав на гипсовой основе имеет высокие технологические характеристики, которые удовлетворяют многим требованиям, предъявляемым к процессу отделки офисов, квартир и прочих помещений. Они способны быстро затвердевать и набирать прочность в самые кратчайшие сроки, безусадочны, не растрескиваются при твердении. К тому же, плиточный клей на гипсовой основе обладает звуко- и теплоизолирующими свойствами, является полностью экологически чистым и отличается таким уровнем кислотности, который имеет человеческая кожа. Такой клей не имеет запаха, он полностью пожаробезопасен.

Необходимо отметить, что клей для плитки на гипсовой основе предназначается для приклеивания листов гипсокартона, плит изоляционных из пенополистирола, а также для монтажа внутри помещений гипсовых панелей. К основным достоинствам данного строительного материала можно отнести большой срок схватывания, что позволяет при необходимости корректировать положение листов. Он пластичный, отлично тянется и при этом не теряет свои свойства. Монтажный клей на гипсовой основе имеет полимерные добавки, которые способны обеспечить повышенную адгезию.

При выборе обязательно хорошенько изучите инструкцию к материалу. Сегодня большинство клеев на гипсовой основе имеет в своем составе также и минерально-полимерный композит, содержащий песчано-цементную смесь и разные полимерные добавки, которые только улучшают свойства данного строительного материала.

Клей для гипсовой плитки

Плитку очень часто применяют при отделке пола и стен, ведь она отчается высокой прочностью и надежностью, а также имеет презентабельный внешний вид. Правда, чтобы подобные материалы прослужили вам как можно дольше, необходимо выбрать правильную клеящуюся смесь для работы и соблюдать технологию укладки плитки.

При выборе отделочных материалов не забудьте найти специальный клей для гипсовой плитки . В данном случае подойдут клеящиеся смеси на гипсовой основе. Они быстро затвердевают, не дают усадки, не растрескиваются и остаются прочными. Во время работы вам не придется мучиться с неприятными запахами и постоянно проветривать помещение, ведь подобный клей не имеет запаха и отличается экологичностью.

В зависимости от предназначения, клей на гипсовой основе может содержать различные добавки, изменяющие или улучшающие его свойства. Вы сами можете добавить в него немного красящего пигмента, чтобы полученный цвет сочетался с оттенком плитки (межплиточные швы будут не столь заметны).

Некоторые мастера делают смесь из гипса и обычного клея ПВА, используют «жидкие гвозди», монтажную пену, клей герметик. Причем последние удобно использовать для бесшовной укладки плитки (наносятся точечно).

Главное, чтобы гипсовая плитка не входила в продолжительный контакт с «мокрыми» смесями, иначе она впитает в себя всю жидкость.

Перед началом работы все пористые поверхности рекомендуется обработать грунтовкой или использовать смеси с водоудерживающими добавками. Уже на сухую подготовленную поверхность наносят клей для гипсовой плитки и укладывают отделочный материал.

Частые вопросы. оборудование для малого и домашнего бизнеса. технология производства искусственного облицовочного камня и декоративной тротуарной плитки, брусчатки. литьевые формы для вибролитья цементных бетонов.

Декоративный камень из гипса. чем клеить? — строим дом

03.12.2012, 12:57 #19 allanekСтарожил форума

Регистрация: 05.07.2010Адрес: Киев-ЛютежПол: ЖенскийСообщений: 1,015Вы сказали Спасибо: 689Поблагодарили 658 раз(а) в 410 сообщенияхПоделюсь своим опытом.

Опробировано и проверено временем не единожды, потому как люблю в интерьере «кирпичную» стену.

Гипсовая плитка под кирпич или камень для внутренней отделки

Кладём плитку под кирпич на СМ-11, а швы заполняем клеем для мозаики (он белого цвета). СМ-11 держит плитку мёртвой хваткой, ну а купить мешок клея для мозаики, чтобы заполнить швы(если нужны белые швы) стОит в разы дешевле, чем класть всю площадь на этот клей. Ещё ни разу нигде ничего не отваливалось, а то, что этот вариант не бьёт по карману, совершенно очевидно. Честно говоря, с удивлением прочла про то, что плитка пачкается клеем, клеили и светлую, и темную плитку под кирпич, с таким явлением не сталкивалась, видимо, всё дело в самих плиточниках.

Главная / Продукция / Ассортимент продукции / Сухие строительные смеси «ЧелСИ» /

КЛЕЙ МОНТАЖНЫЙ ГИПСОВЫЙ БЕЛЫЙ GM-49

ОСОБЕННОСТИ
Клей монтажный обладает хорошей удобоукладываемостью, ударостойкостью и прочностью на изгиб.

НАЗНАЧЕНИЕ
Клей монтажный предназначен для монтажа и заделки швов гипсокартонных и гипсоволокнистых листов, гипсовых пазогребневых перегородок и гипсоблоков. Служит для приклеивания керамических плиток, плиток из натурального и искусственного камня. Наносится ручным и механизированным способом. Механизированное нанесение осуществляется с применением раствор смесительных насосов, предназначенных для мелкозернистых сухих смесей (шпаклёвки,клея ("шпаклёвочные станции")). Смесь изготавливается в строгом соответствии с ГОСТ 31387-2008, и является универсальной гипсовой смесью. Применяется при внутренних работах в сухих помещениях.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

— Температура воздуха – от +5˚С до +35˚С;

— Температура основания – от +5˚С до +25˚С;

— Температура воды затворения – от +10˚С до +20˚С;

— Относительная влажность воздуха – не более 75%;

— Относительная влажность поверхности – не более 8%;

— Набор прочности предыдущего слоя – не менее 50% от проектной мощности.

ВНИМАНИЕ! В зимний период смеси сухие строительные модифицируются противоморозными добавками, позволяющие работать с материалами при отрицательных температурах.

Недеформирующиеся минеральные основания. Все виды бетонных оснований: монолитные и ячеистые бетоны, в том числе газобетон, пенобетон, шлакобетон и т.п. Все виды цементных оснований: цементно-песчаные, цементно-известковые и другие, в том числе цементные штукатурки. Также могут использоваться на кирпичных основаниях.

ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ.

Основание должно быть не промёрзшим, ровным, прочным, сухим, не иметь загрязнений, обладать несущей способностью и соответствовать требованиям СНиП 3.04.01-87 и СНиП 2.03.13-88. Перед работами, необходимо плохо держащиеся и осыпающиеся элементы, очистить поверхность от предыдущих покрытий и любых загрязнений, препятствующих сцеплению материала с поверхностью.

В зависимости от типа поверхности и для повышения прочности сцепления основания с материалом необходимо обработать поверхности грунтами или грунтовками. Сильно впитывающие основания (ячеистый бетон и т.п.) обрабатываются грунтовками глубокого проникновения (пропиточные грунтовки), непрочные основания обрабатываются укрепляющими грунтовками. Не впитывающие или слабо впитывающие поверхности (монолитный бетон, гипсокартонный листы и т.п.) обрабатываются контактными грунтами типа «БЕТОНКОНТАКТ» для создания адгезионного слоя.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА.

Для приготовления раствора в зимних условиях в неотапливаемых помещениях или на улице время использования раствора (жизнеспособность) снижается, поэтому раствор в момент укладки должен иметь температуру: 1) при температуре наружного воздуха до минус 11°С – не менее +10°С; 2) при температуре наружного воздуха от минус 11°С до минус 18°С – не менее +15°С; Температура раствора с химическими добавками в момент укладки допускается до +5°С. Подогрев растворных смесей с химическими добавками не рекомендуется. Для приготовления раствора необходимо 1 кг сухой смеси смешать с 0,21-0,22 л чистой воды, передозировка воды ведет к снижению прочности покрытия. Перемешать до образования однородной массы, дать раствору отстояться 5-10 минут, а затем повторно перемешать. Раствор готов к применению.

ВНИМАНИЕ! Раствор запрещается загущать сухой смесью или разбавлять водой, запрещается добавлять другие компоненты, смешивать смеси различных производителей. Запрещается смешивать цементные смеси с материалами, содержащие гипс. Запрещается смешивать гипсовые смеси с материалами, содержащие цемент.

ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ. КЛАДОЧНЫЕ И МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ.

Инструменты для кладочных и монтажных работ: растворная лопата, мастерок, кельма, молоток-кирочка, расшивки, швабровка, отвес, строительный уровень, деревянный угольник, шнур-причалка, деревянная порядовка.

Перед началом монтажа первого ряда блоков необходимо тщательно выровнять базовую поверхность до уровня горизонта. Выравнивание осуществляется клеевым раствором. Для этого раствор наносится на фундамент толщиной до 10 мм. При укладке следующих слоёв блоков клей наносится полосой, соответствующей ширине блока.

Как и чем клеить декоративный гипсовый камень

При монтаже блоков, не имеющих пазы, раствор наносится, в том числе, и на вертикальные плоскости. Время укладки блоков не более 25 минут после нанесения раствора. Толщина слоя нанесения раствора составляет 5-10 мм. После укладки блок или плиту следует прижать так, чтобы толщина шва после прижатия составила 3-5 мм. Корректировку положения блоков необходимо проводить в течении 10-15 минут после укладки. Все последующие ряды кладки блоков выполняются с перевязкой (стыковой шов должен проходить не менее чем в 10 см от места нахождения стыкового шва предыдущего ряда). Несущие стены перевязываются кладкой или стыковка выполняется с помощью анкеров. Проведение дальнейших строительных работ по кладке возможно через трое суток.

ВНИМАНИЕ! Данное техническое описание не может заменить профессиональной подготовки строителя при выполнении облицовочных работ. Также строитель должен руководствоваться инструкциями по ведению общестроительных работ и техники безопасности в строительстве.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Использовать средства защиты для глаз и кожи, работать в специальной одежде и обуви. Не допускать попадания сухой смеси или раствора на глаза и кожу, при попадании в глаза – немедленно промыть проточной водой, после обратиться за помощью к врачу.

УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ.

Смеси сухие строительные упаковываются в прочные бумажные клапанные мешки весом по 25 кг. Мешки со смесью укладываются на деревянные поддоны размером 1200х800 мм, упаковываются в полиэтиленовый колпак с обязательной обмоткой стрейч-плёнкой. Низ поддона застилается полиэтиленовой подстилкой. При данном виде упаковки, допускается хранения смеси как в закрытых складских помещениях, так и на складах открытого хранения. Перевозка смесей осуществляется как бортовым автомобильным грузовом транспортом, так и крытым. Из повреждённых мешков смесь пересыпать в целые мешки и немедленно использовать. При слёживаемости сухой смеси мешок встряхнуть. Дата изготовления указывается на мешке и в паспорте качества.

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ СУХОЙ СМЕСИ В НЕПОВРЕЖДЁННОЙ ФИРМЕННОЙ УПАКОВКЕ

В СУХИХ ПОМЕЩЕНИЯХ – 12 МЕСЯЦЕВ С ДАТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Строительный материал относится к 1 классу (уд. эфф. акт. менее 370 Бк/кг)

Наш дом
Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда непременно нужно, что-то склеить. А клея под рукой нет. Или бывают такие люди, которые все хотят сделать своими руками. Вообще для всех, кто хочет что то склеить, мы выкладываем обширный материал о клее и его видах

1. КЛЕЙСТЕР
2. СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ
3. ГУММИАРАБИК
4. КАЗЕИНОВЫЙ КЛЕЙ
5. ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ КЛЕЙ
6. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СТЕКЛА (ПЛЕКСИГЛАСА)
7. РЕЗИНОВЫЙ КЛЕЙ
8. КЛЕЙ ДЛЯ НАКЛЕЙКИ СУКНА ИЛИ КОЖИ НА СТОЛЫ
9. КЛЕЙ ДЛЯ ПАПИРОСНОЙ БУМАГИ
10. КЛЕЙ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА, ФАРФОРА И ФАЯНСА
11. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ЯНТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
12. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ
13. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ КОЖИ
14. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МРАМОРА
15. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ГИПСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
16. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕЙКИ СЛОМАННЫХ ОСКОЛКОВ
17. ПРИКЛЕЙКА ФОРТЕПИАННЫХ КЛАВИШ
18. СКЛЕЙКА СЛЮДЫ
19. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦЕМЕНТ
20. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЕЙ БФ-2
21. КЛЕЙ БФ-6
22. САМОДЕЛЬНАЯ КЛЕЕВАРКА
23. КАК НАНЕСТИ КЛЕЙ РОВНЫМ СЛОЕМ

КЛЕЙСТЕР

Крахмальный: Картофельную муку (крахмал) заливают небольшим количеством воды и тщательно размешивают до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струёй вливают крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтобы не было комков. Как только клейстер станет прозрачным и студенистым,им можно пользоваться. Мучной: Просеянную пшеницу или ржаную муку засыпают в кипящую воду, а потом, помешивая, подогревают на слабом огне,пока мука не заварится.

Декстриновый клей. Сухой картофельный крахмал подогревают на железном листе до 400~. Полученные коричневые полупрозрачные комки разламывают в порошок.Приготовления клея: 10 граммов этого порошка тщательно разводят в 2О -25 кубических сантиметров холодной воды. Можно ещё добавить 2 грамма сахара.Клей употребляют в основном для склеивания бумаги.

СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ

Плитку столярного клея разбивают на кусочки, опускают их в клееварку и заливают холодной водой так,чтобы она слегка покрывала клей. Когда клей набухнет (через 10-12 часов), клееварку ставят на небольшой огонь, где держат до тех пор, пока клей не растворится. Пользоваться им следует, пока он горячий.

Клеевая паста. Для склеивания с металлом,стеклом,камнем и т.п. В горячий столярный клей добавляют мелко просеянной древесной золы, чтобы получилась густая паста.

Переплётный клей. К растопленному столярному клею добавляют глицерин (1 весовая часть глицерина на 20 весовых частей клея).

Синдетикон. Состав этого клея: сахара 120 граммов, гашеной извести 30 граммов, столярного клея 120 граммов и воды 400 кубических сантиметров. Сначала растворяют сахар, потом примешивают известь и нагревают, помешивая, в течение часа. Прозрачный раствор сливают и добавляют в него кусочки столярного клея. Когда клей набухнет, его варят как обычно, пока клей полностью не растворится. Синдетикон - универсальный клей.

Водоупорный клей. В горячий столярный клей добавляют натуральную олифу или льняное масло (1 часть олифы или масла на 4 части клея).

ГУММИАРАБИК

Гуммиарабик делают из камеди(смолы),которую выделяают некоторые растения. Однако вполне удовлетворительный клей можно получить, используя смолу вишнёвых, сливовых, абрикосовых деревьев, а также смолу, выделяемую белой акацией. Кусочки этой смолы очищают от коры и грязи, высушивают и размалывают в порошок, который хранят в закрытом флаконе.По мере надобности нужное количество порошка растворяют в тёплой воде, и клей готов к употреблению. Гуммиарабик - лучший клей для бумаги.

КАЗЕИНОВЫЙ КЛЕЙ

Казеиновый клей употребляют для склеивания различных материалов, в том числе фаянса, пластмассы и др. Казеиновый клей отличается большей влагоустойчивостью, чем столярный клей. Казеин обычно продаётся в виде порошка, но его легко можно приготовить самим. Получение чистого казеина:Обезжиренное молоко ставят в тёплое место, чтобы оно закисло. Затем его фильтруют через промакательную бумагу. Казеин (белковое вещество молока) остаётся на бумаге. Его промывают в мягкой воде, потом, завязав в тряпочку, кипятят в воде, чтобы удалить жир. После этого казеин раскладывают на промакательной бумаге и сушат при комнатной температуре. Приготовление клея. Десять частей казеина и одну часть буры замешивают в двух частях воды до получения теста, затем прибавляют ещё две части воды. Полученный клей годен к употреблению в течение двух -трёх часов, после чего затвердевает. Казеиновый клей можно приготовить, добавляя к творогу по каплям нашатырный спирт, пока не получится студенистая прозрачная масса. Этой массой и смазывают склеиваемые детали. Для большей прочности смазанным клеем поверхностям дают просохнуть, потом покрывают тонким слоем известкового теста и уже после этого соединяют склеиваемые детали.

В готовый казеиновый клей добавляют несколько капель формалина или раствора алюминиевых квасцов для получения водоупорного клея.

ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ КЛЕЙ

Целлулоидным клеем можно склеивать самые разнообразные материалы - дерево, кожу, ткани, пластмассу и т.д. Клей быстро сохнет и совершенно не боится влаги. Для приготовления клея используют негодную киноплёнку. Её отмывают в горячей воде от эмульсии и режут на мелкие кусочки. Эти кусочки помещают в пузырёк и заливают ацетоном или амилацетатом (грушевая эссенция). На одну часть целлулоида берут 2-3 части ацетона. Пузырёк время от времени взбалтывают. Когда плёнка полностью растворится, клей готов к употреблению.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СТЕКЛА (ПЛЕКСИГЛАСА)

Мелкие опилки органического стекла помещают в пузырёк и заливают растворителем, составленным из равных частей ацетона и амилацетата. После заливки растворителя пузырёк ставят на несколько дней в тёплое место. Когда органическое стекло растворится,клей готов к употреблению. В качестве растворителя можно использовать и один ацетон или грушевую эссенцию, при этом органическое стекло растворится не полностью, но полученным раствором всё же можно клеить. Органическое стекло перед склеиванием нагревают до 20~.

РЕЗИНОВЫЙ КЛЕЙ

Клей для резиновых изделий можно изготовить следующим способом. Кусок хорошей мягкой резины крошат на мелкие кусочки, которые настаивают в течение нескольких суток на чистом, лёгком так называемом авиационном бензине. В результате получается раствор резины, который осторожно сливают, фильтруют и оставляют открытым на тёплом месте до получения густой массы. Её и используют для склеивания. Соединяемые поверхности должны быть очищены от всякой грязи и жира.

Ещё один рецепт клея для галош: В 100 частях сероуглерода растворяют 13 частей гуттаперчи и 25 частей каучука. К полученному раствору добавляют 7-8 частей бычьего клея и перемешивают. Если склеиваемые поверхности зачищены (ножом или наждачно бумагой), то достаточно положить тонкий слой этого клея, чтобы соединение было очень прочным. Клей затвердевает вполне через 1-2суток.

КЛЕЙ ДЛЯ НАКЛЕЙКИ СУКНА ИЛИ КОЖИ НА СТОЛЫ

Состав клея: Пшеничная мука - 10 частей, квасцы - 0.2 части, вода - 410 частей. пшеничную муку замешивают в холодной воде до образования кашицы без комков. Остальную воду нагревают до кипения и в ней растворяют квасцы. Кашицу добавляют в раствор квасцов, помешивают и кипятят смесь до образования полупрозрачной массы.

КЛЕЙ ДЛЯ ПАПИРОСНОЙ БУМАГИ

Декстрин размешивают с небольшим количеством воды и добавляют такое количество денатурированного спирта, чтобы получилось сиропообразная жидкость. Этот клей не просачивается через бумагу.

КЛЕЙ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА, ФАРФОРА И ФАЯНСА

Чтобы получить массу для склеивания стекла, нужно растопить на медленном огне 50 граммов светлого шеллака с 25 граммами скипидара. Смесь немного охлаждают и разделяют на небольшие плитки. При употреблении массу согревают и аккуратно соединяют их. Излишек массы осторожно удаляют. При склейке стекла пользуются также желатином, к которому прибавляют небольшое количество водного раствора двуххромокислого калия. Этот клей под воздействием света становится совершенно не растворимым даже в горячей воде.

Казеин, растворённый в жидком стекле, также пригоден для это цели. Фарфор можно склеивать теми же составами, что и стекло. Для починки посуды особенно хорош цемент из гипса, замешанный на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним надо очень осторожно. Можно получить клей для фарфора и фаянса и следующим способом: Сбить в пену яичные белки и поставить их в прохладном месте на сутки. После этого следует отделить отстоявшийся белок и тщательно растереть с порошком негашёной извести, прибавляя её постепенно в таком количестве, чтобы получилась тестообразная масса. Этот клей накладывается на склеиваемые части тонким слоем. Процесс склеивания нужно производить как можно скорее, чтобы клей не успел подсохнуть. Для склеивания частей фарфоровых и стеклянных предметов можно применить следующую смазку: взять промытой стеклянной муки (измельчённого стекла) -1 часть, добавить речного песку (сеянного) -2 части и жидкого стекла -6 частей. Эта замазка очень прочно цементирует склеиваемые части. По структуре она несколько грубовата, так что применяется для склеивания крупных предметов.

Вот другая замазка , отличающаяся от предыдущих более мелкой структурой, применяется также для склеивания крупных предметов. Берут жжёной извести (негашёной) -1 часть, мела (молотого)- 10 частей и жидкого стекла 2.5 части. По обоим рецептам замазка приготовляется перед употреблением, так как быстро твердеет. Есть особо твёрдая замазка для склейки некрупных предметов из стекла и фарфора. Готовить её можно так: берётся жжёный скульптурный или медицинский гипс и кладётся на один день в насыщенный раствор квасцов. Затем его высушивают и снова прокаливают и измельчают. Обработанный таким образом гипс в соединении с водой превращается в очень твёрдую массу.Соотношение гипса и воды должно быть таким,чтобы получилась жидкая масса консистенции сливок.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ЯНТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Янтарные изделия можно склеивать следующим образом. Соединяемые поверхности обмываются водным раствором едкого калия, слегка подогреваются и крепко сжимаются. Склеиваемые части можно также смазать тонким слоем варёного льняного масла после чего шов следует осторожно подогреть над пламенем древесного угля. При этом соединяемые детали должны быть сильно сжаты при помощи струбцины или обвязаны проволокой. Рекомендуется также клей, состоящий из раствора твёрдого копала в эфире.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ

Слоновая кость склеивается при помощи пасты из гашёно извести и сырого яичного белка. Для этой цели можно пользоваться также раствором альбумина в воде. Склеиваемые части должны быть крепко сжаты и оставлены для просыхания в прохладном месте по крайней мере на сутки. Мелкие изделия из слоновой кости склеиваются сплавом из равных частей воска, канифоли и скипидара. Этот состав не отличается особой прочностью, но зато очень удобен в применении.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ КОЖИ

Кожу склеивают раствором чистого каучука в сероуглероде.Склеиваемые части слегка подогреть и клей старательно растереть на месте будущего шва. Рекомендуется прибавлять к полученному раствору небольшое количество скипидара. Клей для кожи можно приготовить ещё так: хороший светлый столярный клей размачивают в воде в течение суток и затем медленно расплавляют на огне с небольшим количеством воды. После этого в жидкую массу прибавляют таннин, отчего она приобретает вид липких нитей.Склейка производится этой липкой массой, причём кожа должна быть предварительно вычищена (вымыта бензином) и сделана шероховатой при помощи стеклянной бумаги (шкурки).

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МРАМОРА

Склеивать мрамор можно следующим составом:четыре части гипса и одну часть гуммиарабика в порошке тщательно перемешивают. Затем прибавляют крепкого раствора буры в холодной воде до получения теста. Соединяемые части намазываются этой замазкой, крепко сжимаются и оставляются для просушки в прохладном сухом месте 5-6 дней. Ещё один способ склейки мрамора: смешивают две части воска и одну часть каучука с двумя частями истолчённого в мелкий порошок мрамора и подогревают на огне. Мрамор при склеивании должен быть совершенно сухим. Наружные щели замазываются дополнительно алебастром, растёртым в кашицу с клеевой водой. Если мрамор серый, то вместо алебастра берут шифер, красный и тёмный мрамор подмазывают охрой. Окончательно всю поверхность полируют очень мелкой пемзой или трепелом.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ГИПСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Склейку гипсовых изделий следует производить при помощи синдетикона или густого столярного клея. И в том, и в другом случае нужно следить, чтобы клей не выдавился из шва наружу, так как при этом получается чёрная линия, портящая вид вещи.Шов следует замазать снаружи гипсом.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕЙКИ СЛОМАННЫХ ОСКОЛКОВ

Разбитый осколок можно склеить, даже если он раскололся на мелкие куски. Прежде всего необходимо тщательно вычистить и удалить с мест излома все частицы масла, нагревая куски на раскалённой плите. После этого все частицы, которые должны соприкасаться, тщательно посыпают шеллаком и снова нагревают до тех пор, пока шеллак не расплавиться и не заполнит поры. Нагревание должно производиться на гладкой металлической доске,а пламя не должно касаться кусков, иначе они могут треснуть в другом месте. По этой причине не следует их слишком нагревать. Когда шеллак расплавиться, куски складывают вместе, прижимают один к другому и оставляют в струбцинке, пока они не остынут.Соединённые таким образом куски настолько прочно склеены, что не уступят цельному камню.

ПРИКЛЕЙКА ФОРТЕПИАННЫХ КЛАВИШ

Отставшие от клавиш костяные пластинки приклеивают следующим образом. Смешивают белую окись цинка с обыкновенном столярным клеем, затем обработав напильником или наждачной бумагой поверхности как деревянной клавиши, так и костяной пластинки, смазывают клавишу указанной смесью и оставляют её на 5-10 минут. После этого накладывают на клавишу пластинку и привязывают её шнурком. Через 3-4 часа клей просохнет и выступивший по краям избыток можно удалить напильником или наждачной бумагой.

СКЛЕЙКА СЛЮДЫ

Слюду склеивают жидким раствором желатина. Если склейка должна отличаться особой прочностью, то к желатину прибавляют хромовые квасцы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦЕМЕНТ

Универсальный цемент (китайский) получают следующим образом: приготовляют смесь из 54 частей порошка гашеной извести, 5 частей тонко измельчённых квасцов и 40 частей свежей, хорошо взбитой бычьей крови. Все вышеуказанные вещества должны быть смешаны как можно тщательнее, чтобы получилась однородная масса желаемой густоты, смотря по назначению. В густом виде этим цементом можно пользоваться для склеивания камня, фаянса, фарфора, и т. д. В более густом виде он употребляется для покрытия различного рода предметов, чтобы сделать их водонепроницаемыми.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЕЙ БФ-2

Это густая прозрачная жидкость светло-желтого цвета, которую применяют для склеивания ваз, статуэток, барельефов, антикварных изделий из фаянса, стекла, пластмассы, дерева и металлов, а также для ремонта металлических изделий: вёдер, баков и др. Не рекомендуется для склеивания посуды, в которой готовят пищу. При склеивании надо следить за тем, чтобы в клей нет попадала вода. Поверхности склеиваемых изделий тщательно очищаются от грязи, пыли, ржавчины и следов жира. Металлические предметы обрабатывают шкуркой и промывают бензином или другими средствами, неметаллические - моют горячей водой с содой или бензином. Места, подлежащие склейке, после их очистки тщательно просушивают. В зависимости от типа повреждения ремонт производят следующим образом: края изделия для склеивания встык смазывают тонким слоем клея с помощью деревянной палочки или кисточки и высушивают на воздухе до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем наносят второй толстый слой клея и слегка подсушивают. Склеиваемые части плотно соединяют, связав верёвкой или бинтом. Склеенные мелкие изделия помещают в кастрюлю или металлическую банку, заливают водой и ставят на огонь. Воду доводят до кипения, которое должно продолжаться не менее трёх часов, после чего кастрюлю снимают с огня, охлаждают на воздухе и извлекают изделия. Можно также изделия прогревать в духовках или печах при температуре 120-150~ в течение 1 часа, или над электрической плиткой.Отверстия в изделиях, например в металлических, заделываются следующим образом: из подходящего материала (тонкой жести, алюминия, меди и т.д.) вырезают заплату, размеры которой должны быть больше отверстия на 0,5-1 сантиметр. Накладывают заплату на отверстие и склеивают изделие (см. выше). Затем внутрь посуды наливают воду так, чтобы она доходила до нижнего края заплаты и не касалась её. Поставив изделие на электрическую, газовую плитку или керосинку, воду кипятят не менее двух часов, потом снимают с огня и охлаждают на воздухе. Если заплату накладывают на днище ведра, таза и пр., их прогревают над огнём в течение одного-двух часов. При склеивании статуэток, пепельниц, антикварных изделий, больших ваз и др., где не требуется высокой прочности склейки,можно ограничиться выдержкой при комнатной температуре в течение четырёх суток.

КЛЕЙ БФ-6

Этот клей применяется для ремонта одежды, белья, ковров и т.д. Он представляет собой густую прозрачную жидкость жёлтого или красного цвета. Подлежащие склеиванию места изделий предварительно очищают от пыли щёткой, смачивают тёплой водой и хорошо отжимают. Выпрямив края смоченных мест ткани, наносят на них два слоя клея и сушат на воздухе после нанесения каждого слоя до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем соединяют склеиваемые предметы и надавливают на них горячим утюгом (осторожно). Утюг прижимают через увлажнённую ткань в течение 2-3 секунд с промежутком в 10-15 секунд до тех пор, пока склеиваемая поверхность не высохнет. После охлаждения до комнатной температуры изделие готово к употреблению.

САМОДЕЛЬНАЯ КЛЕЕВАРКА

Варить столярный клей непосредственно на огне нельзя, так как он может пригореть.Поэтому его варят в специальных клееварках. Клееварку можно сделать и самим из консервной банок. Берут одну банку побольше, а другую поменьше. У большой банки вверху делают несколько отверстий диаметром 5-6 миллиметров. К маленькой банке припаивают железные скобы, с помощью которых она укрепляется на большой банке. Сухой клей замачивают и кладут в маленькую банку, а большую наливают воду и подогревают её. Когда вода закипит, клей растопится и им можно будет пользоваться.

КАК НАНЕСТИ КЛЕЙ РОВНЫМ СЛОЕМ

Нужно клей налить на поверхность, а потом разровнять его тонкой палочкой.

Монтаж гипсовой лепнины - технологически несложный процесс, но требует аккуратности, точности, некоторых знаний и навыков. Изложенная информация позволит каждому обладателю этих качеств украсить любое помещение без необходимости обращения к специалистам.

Что нужно сделать заранее?

Прежде чем приступать к установке декоративных элементов из гипса, необходимо позаботиться о соблюдении ряда условий, которые позволят произвести монтаж надежно и без потерь.

  • Помещение, где планируется проведение работ, должно быть не слишком холодным (более 18-и °C) и достаточно сухим. Иначе гипсовые элементы растрескаются или «поплывут». Поэтому не рекомендуется использовать подобный декор в небольших ванных комнатах.
  • Необходима подготовка украшаемой поверхности. Выступы затираются наждачной бумагой, впадины заполняются шпатлевкой. Без этого не будет плотного прилегания деталей и впоследствии они отклеятся. После сглаживания стены и потолок грунтуются специальным раствором, который сохнет 2-3 дня.
  • Разметка. Обязательно качественное соединение деталей, если этого нет, обе поверхности обрабатываются абразивом или подпиливаются. Также понадобится нанести маркеры на стену или потолок, чтобы соблюсти общий рисунок расположения гипсовых элементов.

Правильная подготовка помещения и материалов - залог долговечности установленных элементов.

Влияние веса изделий на способы монтажа

Важную роль играет тяжесть лепнины. В зависимости от нее выбирается определенная методика, вид крепления, подготовка поверхности и декоративного элемента.

Установка гипсовой лепнины малого веса производится следующим образом:

  • Тыльную часть изделия необходимо выровнять. Для этого по ней нужно несколько раз провести среднего размера наждачной бумагой, чтобы сгладить выступающие части.
  • Соединяемые поверхности опрыскиваются из пульверизатора водой, после чего на гипс наносится слой строительного клея ПВА и проводится притирка, чтобы он равномерно распределился.
  • Понадобится придерживать декоративный элемент в течение двух-трех минут для плотного соединения деталей между собой.

Небольшую и легкую гипсовую лепнину можно устанавливать в одиночку. Для тяжелых или длинных частей лучше воспользоваться помощью, иначе они могут сломаться из-за провисания при неравномерной поддержке.

Монтаж больших гипсовых элементов требует несколько отличных способов крепления.

Сначала подготавливается поверхность. Желательна установка на «голый» бетон, а если на стене/потолке штукатурка, то на нее наносится частая насечка для увеличения силы сцепления. Штукатурка счищается. Перед монтажом стену необходимо обработать грунтовкой из строительного клея ПВА с водой.

Для усиления сцепления поверхностей используются гвозди и шурупы, которые размещаются на расстоянии 15-20 см друг от друга. Применение оцинкованных креплений исключит появление ржавчины и последующее разрушение конструкции. Отверстия под дополнительный крепеж необходимо просверлить заранее - они делаются и в детали, в и стене.

Для крепления тяжелых элементов декора необходимо приготовить специальный клей: ПВА соединяется с водой в пропорции 40 на 60, после чего туда добавляется гипсовый порошок марки Г-7 или Г-10 и тщательно вымешивается до получения сметанообразной консистенции. Клейкая смесь наносится на тыльную поверхность изделия, и оно крепко прижимается к стене/потолку. После этого вкручиваются шурупы, забиваются дюбеля или гвозди.

Оставшиеся технологические отверстия и места соединения элементов затираются жидкой гипсовой смесью. Процедуру необходимо производить через 2-3 дня после основного монтажа, когда все окончательно высохнет и хорошо закрепится.

Очистка гипсовой скульптуры

Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.

Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.

Пленочный способ очистки гипса

Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.

Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.

Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.

Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).


32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.

Склейка гипса

Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.

Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.

Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).

33 34
33—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт.
33. До реставрации.
34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.

Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.

После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.

Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе

Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.

Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).

35 36
35-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ.
35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми.
36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).

Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».

Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.

Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.

Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.

Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).

Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.

Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.

Приготовление левкаса

Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.

В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.

Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.

Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.

При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.

Тонировка гипса

Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.

Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:

1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;

2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;

3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).

Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.

Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.

Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).

Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.

Гидрофобизация гипса

Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).

По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.

Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.

Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)

Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:

1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;

2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;

3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.

Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.

Если появилась идея , тогда нужно принять во внимание множество факторов:

  1. Следует продумать дизайн гипсовой плитки под кирпич – будет ли это или камень, а может старинный царский кирпич?
  2. Какой будет : со швом или без него?
  3. На какую поверхность следует производить кладку декоративной плиткой?
  4. Какие материалы, инструменты будут задействованы?
  5. Какой клей применить для укладки гипсовой плитки?

Гипсовая плитка в интерьере

Для приклеивания или плитки под кирпич, производители выпускают клеевые составы, в которые входит гипс. Вся группа данных растворов имеет название «клей гипсовый монтажный». Данный клей для плитки производится в сухом виде. В состав вхож алебастр. С данным клеем можно работать на бетонной поверхности, кирпичной стене, оштукатуренных поверхностях, гипсокартонных изделиях.

Этими смесями не только клеится гипсовая плитка, но и заделываются трещины, расшиваются плиточные швы. А также можно замазать сколы на стене из кирпича, в штукатурке, на каменной поверхности.

Гипсовый клей монтажный

Смесь клея может содержать кварцевый песок. Поскольку эта добавка ухудшает сцепление с поверхностью, песка в составе должно быть минимальное количество. Степень эластичности клея и его качеств зависит от добавления воды для создания раствора. Чем больше воды требуется для замешивания, тем хуже качества клеевого раствора. О количестве воды можно узнать из инструкции по применению. Нормой считается 1 кг сухого клея на 300 мл воды. Время затвердевания клеевой смеси в ёмкости потребуется от 30 до 60 минут.

Приготовление и использование гипсового клея

Для приготовления гипсового клея следует внимательно прочесть инструкцию на упаковке. Изначально в ёмкость наливается определенное количество воды, в неё тонкой струйкой всыпается сухая смесь и постепенно перемешивается. Таким образом, можно избежать появления комочков.

Гипсовый монтажный клей После замешивания клей должен немного постоять для растворения составных элементов клея. Время для растворения указано на упаковке. Поверхность, на которую будет наноситься клеевой раствор, должна быть чистой и прогрунтованной. должны быть зачищены наждачной бумагой.

Клей наносится на основу зубчатым шпателем тонким слоем, а также обычным шпателем на гипсовую плитку. После приклеивания плитки, лишний клей сразу же удаляется. Толщина клея между плиткой и основанием должна быть 15 мм, не больше.

Чтобы на инструменте не оставался и не засыхал клей, его следует промывать в воде.

Процесс нанесения клея на гипсовую плитку В основном клей полностью затвердевает после по истечении 24 часов. Срок высыхания клея зависит от температуры помещения, а также от влажности воздуха.

Читайте также

Каким лаком покрывается гипсовая плитка

Клей на водной основе и без неё

Клей для гипсовой плитки следует выбирать тщательно. При выборе данного материала следует смотреть производителя (это говорит о качестве клея), состав клея, на какой он основе и как разводится?
Клей бывает:

  1. Разведенный водой или следует самостоятельно размешать раствор с водой.
  2. Отсутствие воды – «жидкие гвозди», мастика.

Клей на воде

ПВА – обычный, всем известный клей, применяя его в монтаже, требуется добавить гипс и воду.
Водоэмульсионный клей–раствор, предназначенный для декоративной отделки плиткой, который имеет положительную адгезию, эластичный, не имеет ядовитых для человека примесей.

Строительный клей ПВА Он производится в готовом к использованию виде. Предназначен для любых поверхностей.

Безводный клей


Читайте также

Чем затереть швы на гипсовой плитке

Сухой клей

Есть ряд клеевых смесей, идущих в продаже в виде порошка:


В видео показан процесс поклейки гипсовой плитки на шпаклевку.

Реактивный состав клея

Данный клей используется для приклеивания различных строительных материалов. В состав клея входит катализатор. Клей застывает, поэтому работать с ним надо быстро. Он эластичен, что удобно при работе с ним, имеет хорошие качества схватывания с поверхностью. Популярные марки реактивного клея:

При правильном выборе клея гипсовая плитка будет держаться на поверхности, сохраняя свой первозданный вид много лет.