Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Из истории - Балашихинская земля: святыни и люди

Общий обзор

Люди на территории современного Балашихинского района жили с незапамятных времен: на берегах Бисеровского озера ЗО лет назад археологи обнаружили орудия труда и остатки керамики, относящиеся к эпохе неолита, к рубежу IV-III тысячелетий до Рождества Христова; в районе д. Акатово - археологические памятники эпохи бронзы (II тыс. до Р.Х.). Более поздние поселения, относящиеся к Дьяковской культуре (VII - VIII вв. у по Р.Х.), находились на берегу реки Пехорки, неподалеку от территории усадьбы Пехра-Яковлевское. В ХI-ХП вв. славянские племена кривичей и вятичей расселялись по территории современной Московской области. Племенная граница проходила как раз по Балашихинской земле. От этой эпохи здесь осталось более 350 курганных захоронений. Обнаруженные археологами предметы старины исчисляются многими сотнями. В урочище "Лисья гора" было древнее языческое капище. По мнению археологов, Балашихинская земля является настоящим археологическим заповедником Подмосковья, ибо по реке Пехорке в древности проходила транзитная торговая магистраль.

Но даже самые древние из ныне существующих поселений относятся к гораздо более поздней эпохе: впервые они упоминаются в писцовых и приправочных книгах XVI-XVII вв. Деревень здесь было немного; края эти почти сплошь покрывали дремучие леса, через которые шли дороги на Первопрестольную столицу: Стромынка - из богатого торгового села Стромынь. Владимирка - из древнего Владимира, а Муромская дорога - из Мурома. Сосновый бор вплотную подступал к дорогам. Ветви могучих деревьев смыкались над головой путника. Бор этот огромным зеленым языком - в добрый десяток верст шириной и сотней верст длиной - тянулся через все Подмосковье с востока, со стороны Мурома, на северо-запад. До наших дней на Московской окраине сохранилась небольшая часть этого бора - нынешний Национальный парк "Лосиный Остров". Тонкие ниточки дорог тянулись в Москву из Волоколамска, Твери, Ярославля, Мурома, Владимира, Нижнего Новгорода, Рязани, на подступах к Москве, проходя через эти дремучие леса.

Земли Балашихинского края издавна были боярскими вотчинами, но лишь в XVIII в. их / начинают активно осваивать. Петровская, а особенно екатерининская эпохи оставили на Балашихинской земле немало замечательных памятников зодчества. Кто же владел этими землями? Очень разные люди. Были среди них мудрые и мужественные, сентиментальные и предприимчивые, горячие и расчетливые - но при всей несхожести характеров большинство из них объединяли два свойства: отеческая вера и любовь к России.

Среди тех, кому принадлежали имения в пределах нынешнего Балашихинского района, были выдающиеся военачальники и государственные мужи, видные сановники и известные ученые. По пышности и богатству иные из усадеб Балашихинской земли могли соперничать с царскими дворцами; владельцы их были не просто знатными и богатыми людьми - они в буквальном смысле творили нашу историю и культуру.

На Балашихинской земле сохранилось несколько усадебных комплексов. Они находятся в разной степени сохранности. Эпоха революционных разрушений была к ним безжалостна. При каждом поселении,а тем более дворянской усадьбе, были построены церкви. Почти все они, за редким исключением, пострадали. С выдающимися памятниками истории и культуры Балашихинского края связаны имена князей Голицыных, Трубецких, Долгоруковых, Юсуповых, Нарышкиных, Гагариных, графов Б.П. Шереметьева. А.Г Разумовского, П.А. Румянцева, купцов Третьяковых и многих других знатных и славных родов России. Много замечательных страниц истории Подмосковья связаны с жизнью и деятельностью этих людей.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась для России бурным развитием промышленного производства, общественной и культурной жизни. В Балашихинском районе, как и во всем Подмосковье, значительно увеличивается число рабочих, идет рост населения и объемов промышленного производства. Растет число мануфактур. В основном они создаются в местах усадеб. Пополняется число прихожан балашихинских храмов; церкви перестраиваются, увеличиваются в объемах, благоукрашаются.

Почти весь XX век - тяжелое для России и ее Церкви время. Закрываются почти все храмы на Балашихинской земле, духовенство подвергается репрессиям. В годы безбожия, когда отбирались и уничтожались церкви, запрещалось верить и служить, Балашихинский край явил многих борцов за веру: священников и мирян. Новопрославленными святыми этой земли являются священномученики Алексий Никольский и Иоанн Державин. Конец ХХ-го века, его 90-е годы - долгожданное время возрождения духовной жизни в России. Храмы возвращаются Русской Православной Церкви, начинается процесс их восстановления.

В третье тысячелетие Балашихинское благочиние, его духовенство, прихожане храмов вступили с надеждой на утверждение позитивных направлений развития российского общества. Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархииВ настоящее время открыты и восстановлены все храмы Балашихинской земли. До революции их было 9, и относились они к разным благочинническим округам. Сейчас в Балашихинском благочинии 21 храм. Возобновление деятельности прежде закрытых церквей и строительство новых - это веление времени. Ему внимают и власти: главы администраций городов и сельских округов Балашихинского района активно поддерживают возрождение духовной жизни в своем крае. Храм Спаса Преображения города Балашихи является центром Балашихинского благочиния. Настоятель храма - Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии - благочинный церквей Балашихинского округа Московской епархии.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -