Исследовательская работа "доспехи и оружие русских богатырей". Доспехи древней руси

Защитное вооружение

Все доспехи, шлемы, наручи, поножи, щиты обозначаются общим термином «защитное вооружение». Защитное вооружение было известно людям с глубокой древности. По примерам, первобытных племен, которые смогли просуществовать до 20 и даже начала 21 столетий, мы знаем, что древним людям было известно защитное вооружение. Это и простейшие деревянные щиты, и первые доспехи, сделанные из кожи, деревянных или костяных пластинок. Как только человек ознакомился с металлом, из нового материала стали изготавливать не только наступательное, но и защитное .


В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников. Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русской войске постоянно рос.

Кольчуга. Этот вид защитного вооружения появился ещё в 1 тыс. до н. э. и был известен на Ближнем Востоке и в Римской империи. Довольно долгое время считалось, что с падением Рима кольчуга в Западной Европе была забыта и её заново освоили только во времена крестовых походов, когда рыцари увидели её преимущества во время войн с мусульманами. Однако затем выяснилось, что это мнение ошибочно. Кольчатый доспех был широко известен в раннее средневековье на территории Великой Скифии – Сарматии, от Карпат до Северного Кавказа, Прикамья и Приуралья. Кольчуги были распространены и в «варварской» Европе, включая Скандинавию.

Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.

1. Русские кольчуги. IX–XIII века. 2. Элементы плетения из одного склепанного и четырех сварных колец. Источник: Мы - славяне! Энциклопедия.

Восточные славяне в VIII – X вв. сами производили кольчуги. Видимо, став наследниками традиций сармато-аланской эпохи. Кольчуги, изготовленные русскими мастерами X века, через Волжскую Булгарию попадали в далекий Хорезм. Спустя некоторое время русские кольчуги получили признание и в Западной Европе. На территории Руси археологи нашли более сотни кольчуг IX – XIII вв. из них около 40 целых. «Брони кольчатые» (слово «кольчуга» впервые зафиксировано в письменных источниках XVI века) мастера составляли из примерно 20 тыс. колец 6 – 13 в поперечнике, при толщине проволоки 0,8 – 2 мм. Для изготовления всего одной такой «рубашки» требовалось около 600 м проволоки. При применении другой технологии кольца делали не из проволоки, а вырубались из листа железа особым штампом. Кольца были обычно одинакового диаметра. Но в более поздние времена стали сочетать кольца разной величины, закрывая наиболее важные места тела мелким плетением. Некоторые кольца были заварены наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось. Перед Батыевым нашествием на Руси появились кольчуги из уплощённых звеньев – «байданы» и кольчужные чулки – «нагавицы».


Всадник в кольчуге и наговицах.


1. Кольца кольчуг. VIII–XIII века. 2. Плетение из сварных и склепанных колец.

Панцирь (пластинчатый доспех). Долгое время считалось, что с пластинчатыми доспехами – «бронями дощатыми», русские познакомились не ранее XII века. Однако изобразительные источники донесли до нас изображения доспехов, которые, как правило, показаны в виде чешуи. Да и в летописном рассказе о том, как в 968 году печенеги впервые пришли на Русскую землю сообщается, что воевода Претич обменялся подарками с печенежским князем и среди русских даров был доспех. В 1948 году в Новгороде, в слое 11 века были найдены стальные пластинки. Это были фрагменты пластинчатого доспеха. Вскоре подобные находки были сделаны и в других древнерусских городах. В IX – XII кольчуга преобладала в защитном снаряжении русских воинов. Примерно на каждые четыре найденные кольчуги, приходятся фрагменты всего одного панциря. В XII – XIII вв. с развитием наступательного и защитного оружия, кольчуги начинают уступать место пластинчатым доспехам. Так, в том же Великом Новгороде в слоях XIV – XV вв. уже на девять остатков пластинчатой брони приходится один обрывок кольчуги. Надо отметить, что «монгольские» завоеватели пользовались такими же пластинчатыми доспехами.

Пластинчатый доспех, как и кольчуга, наследие более древней эпохи. Он был известен на Ближнем Востоке ещё во 2 тыс. до н. э. и доспехи этого типа были широко распространены по всей территории Евразии, включая скифосибирский мир и Дальний Восток. На Руси «брони дощатые» известны с периода образования державы Рюриковичей и являются ещё одним наследием Скифии.


I. Воины в пластинчатом и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы "Святой Георгий". Начало XIV века.
II. Детали защитной одежды (VIII–XIV века): 1 – детали пластинчатых доспехов, 2 – скрепление частей пластинчатого доспеха, 3 – скрепление чешуйчатого доспеха, 4 – детали чешуйчатых доспехов.

Панцирь - это доспех собранный из небольших пластинок (его ещё называют ламеллярным). Пластины доспеха связывали между собой ремешками, пропущенными через небольшие отверстия по краям пластин. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок, защита была двойной. К тому же пластины делали изогнутыми, что должно было лучше отводить или смягчать удары.

Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.

Другим видом доспеха была чешуйчатая броня. Пластины были почти квадратными – 6 х 4 (6) см, и пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины надвигались друг на друга. В таком панцире было 600 – 650 пластин. Чтобы пластины не топорщились от удара или при резком движении, не отходили от основы, их ещё скрепляли с основой ещё одной – двумя центральными заклепками. Такой панцирь, в отличие от системы «ременного плетения», был более пластичным. Пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII – XIV столетий. На рисунках чешуйчатые доспехи встречаются с XI века.

Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.


Воин в комбинированном доспехе.

Шлем. Шлемов VI – VIII вв. на территории Восточной Европы археологами пока не обнаружено. Один из древнейших – шлем конической формы был найден в кургане X века. Древний кузнец отковал его из двух частей и соединил полосой с двойным рядом заклепок. Нижний край был обтянут обручем, на котором имелись петли для бармицы – кольчужной сетки, прикрывавшей шею и голову сзади и по бокам. Учёный мир 19 столетия поспешил назвать шлём скандинавским («норманнским»). Вскоре выяснилось, что подобные шлемы имели распространение на большой территории. Скандинавы пользовались иными типами шлемов. Конические же шлемы были восточного происхождения.

Однако конические шлемы на Руси не получили массового распространения. X веком датируются и сферо-конические шлемы, которые лучше отводили удары. Эти шлемы обычно делали из нескольких, чаще всего четырех пластин толщиной 1,2-1,7 мм, которые находили друг на друга и соединялись заклепками. Внизу шлема с помощью прутка, который вставляли в петельки, крепили бармицу. Большинство шлемов этого типа явно принадлежали не простым воинам. Железные пластины фигурно вырезаны, покрыты позолотой и серебром. Вытянутое навершие шлема иногда оканчивалось втулкой для султанчика для перьев или крашенного конского волоса.


Конические, сферо-конические и куполовидные шлемы X–XIII века.

Ещё один тип шлема, который был распространен на Руси в XI – XIII вв. – это высокие «колоколовидные» сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. Этот шлем весьма популярен у художников, изображающих древнерусских воинов. Кроме того, в землях «чёрных клобуков» носили четырёхгранные шлемы с наличниками – масками, которые закрывали всё лицо. Такие шлемы появились в 12 столетии.


Колоколовидные сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. XI–XIII века.


Шлем с личиной. XIII век.


Шишаки.


Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. XII–XIII века.

Сферо-конические шлемы Древнерусского государства породили позднейший московский «шишак». На рубеже 12-13 столетий был выработан тип крутобокого куполовидного шлема с полумаской – кружками для глаз и наносником. Нельзя забывать некоторые важные детали древнерусских шлемов. Это мягкая подкладка, её обычно делали из меха, она нужна была для удобства – не очень-то приятно надевать железный предмет непосредственно на голову, и для смягчения ударов противника. Шлёмы снабжались ремнями для застёгивания под подбородком. Иначе шлем мог просто слететь с головы от резкого движения, не говоря уж про удар в сражении.


Шлем из кургана Чёрная Могила, X век.


Русский шелом XVI века.

Щит. Славянских воинов любят изображать вооружёнными миндалевидными щитами. Однако это ошибка. Данные археологии свидетельствуют, что в VIII – X вв. у русов, как и их соседей, щиты были круглые, обычно метр в поперечнике. Археологи установили, что древнейшие щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек – около 1,5 см толщиной, которые были соединены вместе, обтянуты кожей и скреплены заклепками. По внешней поверхности щита, особенно по краю, располагались железные оковки. Посередине щита было отверстие, которое закрывало выпуклая металлическая бляха, которой отражали удар («умбон»). Умбоны имели полушаровидную и сферо-коническую форму.

На внутренней стороне щита крепили ремни, в которые воин продевал руку. Там также имела прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал ремень и через плечо, он был нужен для того чтобы воин мог закинуть щит за спину, во время похода, или когда надо было действовать двумя руками.


Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века.

В XI веке щиты становятся выпуклыми. В это же время массово распространяются миндалевидными щитами. Но и круглые щиты не сдают своих позиций. Миндалевидные щиты были массово распространены по всей Европе. Видимо, это было связано с усилением роли конницы. Миндалевидный щит прикрывал конного воина от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Высота миндалевидного щита составляла от трети до половины человеческого роста. Эти щиты были плоскими или немного изогнутыми по продольной оси. Соотношение высоты и ширины было 2:1. Миндалевидные щиты, как и круглые, делали из дерева и кожи, оковывались по краям и имели умбон.

Щиты обычно разрисовывали и украшали. В XII столетии это были эмблемы и символы княжеских родов. На изображениях святых воинах щиты были украшены крестами. В более раннюю эпоху щиты, видимо, украшали священными символами, знаками рода, племени. Фон щита окрашивался. Известно, что русские предпочитали красный цвет.

В Древней Руси щит являлся престижным видом вооружения. Ранние источники упоминают щит на третьем месте, сразу после меча и копья. Достаточно вспомнить, что у славян-язычников само Солнце (Даждьбог Сварожич) представляло собой огненно-золотой щит. Свой щит в знак покровительства Вещий Олег повесил на врата Царьграда. Щитами русы клялись, скрепляли договоры. Достоинство щита оберегалось Русской Правдой – человек, который осмеливался украсть щит, испортить его, должен был выплатить значительный штраф. Потеря щита в бою была символом полного разгрома и поражения.


Внутренняя сторона круглого щита и вид его сбоку. XII–XIII века


Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Одежда воина

Ткань и кожа в земле сохраняются плохо, для этого нужны особые условия, вроде болот Новгородской земли, которые законсервировали много предметов древнерусского быта. Изображений древних русов также немного. Лучше сохранились металлические предметы – оружие, некоторые детали одежды, вроде пряжек, пуговиц и фибул (застежек плащей и рубашек). По некоторым таким деталям учёные восстанавливают общий вид одежды. Кроме того, исследователи, из-за недостатка источников, часто обращаются к материалам соседних народов – жителей Скандинавии или Степи. Привлекают и более поздние русские этнографические материалы – 18 – начала 20 столетий, благо традиции в одежде сохранились до этого времени.

Комплекс мужской одежды включал в себя рубаху, штаны и плащ. На ногах носили кожаную обувь, на голове полусферические шапки с меховыми околышами. Одежду шили из льна и шерсти. Кроме того, в дружинной среде был популярен дорогой иностранный шелк.


Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.

1. В. Васнецов. «Богатыри»

Уже давно стало привычным, что отличительной особенностью любой профессиональной армии является однообразное защитное снаряжение и форма одежды.

Но так было не всегда. У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя.
Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.

2

По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.

Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов. Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.

В XIV-ХV веках появилась разновидность кольчуги - байдана , отличавшаяся формой колец, которые были крупнее кольчужных и более плоские. Обычно кольца крепили внакладку. Но использовалось и крепление на шип, в этом случае достигалась большая прочность сочленений, но их подвижность была меньше. Байдана, весившая до 6 кг, надежно защищала воина от ударов рубящим оружием, но от стрел, дротиков и другого колющего оружия спасти не могла.

3

С Х века известна на Руси «пластинчатая броня », её изготавливали из скрепленных между собой и надвинутых друг на друга металлических пластин, которые могли быть различной величины и формы, но чаще прямоугольной. Толщина пластин могла достигать 3 мм. Такой доспех надевался на толстую стеганую или кожаную куртку, реже - на кольчугу. С XI-ХII веков пластины стали ремешками крепить к кожаной или матерчатой основе, что позволило сделать доспех более эластичным.

4. Кольчуга и пластинчатая броня X-XI века

4а. Кольчуга. XII-XIII века / Художник Владимир Семенов /

С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял из стальных пластин с закругленным нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь ».

5. Панцирь чешуйчатый. XI век / Художник Владимир Семенов /

5а. Панцирь пластинчатый. ХIII век / Художник Владимир Семенов /

С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги и броневого доспеха. Наибольшее распространение получили колонтарь, юшман и куяк.

Колонтарь – доспех от шеи до пояса без рукавов, состоящий из двух половин, застегивающихся на боках и плечах воина. Каждая половина состояла из крупных металлических пластин, которые скреплялись небольшими кольцами или кольчужным плетением. От пояса к нему мог прикрепляться кольчужный подол, опускающийся до колен.

6

Юшман – кольчужная рубашка с вплетенными на груди и спине горизонтальными металлическими пластинами, которые обычно крепились с припуском друг на друга. Весил до 15 кг, совмещал в себе прочность пластинчатого доспеха и эластичность кольчуги. На его изготовление могло уходить до 100 пластин.

7. Воин в юшмане, на правой руке наручи, к шлему прикреплена бармица.
/ Художник Владимир Семенов /

Куяк изготавливался из металлических пластин, округлых или прямоугольных, набранных каждая по отдельности на суконную или кожаную основу.
Изготавливались с рукавами или без них и имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на спине и груди большими металлическими пластинами. Обычно он надевался поверх кольчуги, используя как дополнительную защиту.

8. Куяк. XVI век

Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало , состоявшее из крупных металлических пластин, соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название.

9. Воин в доспехе с зерцалом, XVII век / Художник Владимир Семенов /

Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем). Навершие шлема иногда украшалось флажком – яловцом. Чтобы усилить защитные свойства шлемов, их дополняли полумаской или наносником, которые спускались со шлема, закрывая нос и верхнюю часть лица.
Часто к шлему крепилась кольчужная сетка – бармица , защищавшая шею и плечи воина. С конца ХII века появились шлемы с масками-личинами (своеобразное забрало), которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.

10. Шлем с бармицей. X век / Художник Владимир Семенов /

11. Шлем с полумаской и бармицей. XII-ХIII века

/ Художник Владимир Семенов /

12. Шеломы. XI-XIII века / Художник Владимир Семенов /

13. Щиты / Художник Владимир Семенов /

Руки воинов, одетых в доспехи с короткими рукавами, предохраняли от локтей до запястья наручами. У кистей рук наручи соединялись прямоугольными пластинами – чревцами, а к руке прикреплялись специальными ремешками. Ноги воинов предохраняли поножами - бутурлыками. Они были трех основных видов: из трех широких металлических пластин, соединявшихся кольцами таким образом, что охватывали всю ногу от колена до пятки; из двух узких и одной широкой пластины; из одной вогнутой пластины, закрывавшей только переднюю часть ноги.

С XIII века для защиты ног стали использовать кольчужные чулки-нагавицы. В это же время появляются металлические наколенники, но широкого распространения они не получили, так как затрудняли действия воинов в пешем строю.

В XVI-ХVII веках на Руси появился заимствованный у кочевников стеганый панцирь – тегиляй . Это был длинный кафтан с короткими рукавами и стоячим воротником, подбитый толстым слоем ваты или пеньки. Изготавливался из толстой бумажной материи, нередко по груди на него нашивали металлические пластины. Часто пластины или куски металла вшивали и между слоями материи. Тегиляй надежно защищал от рубящих ударов, и чаще всего использовался небогатыми воинами. Но известны и тегиляи, покрытые парчой, бархатом или шелком, что делало их дорогими и очень нарядными. Такие тегиляи носили даже великие князья и цари.

14. Воин в тегиляе, на голове стеганая шапка, XVI век

/ Художник Владимир Семенов /

15. Доспехи. XIII-XIV века / Художник Владимир Семенов /

16. Чалдар (конский убор). XVI век / Художник Владимир Семенов /

17. Бахтерец и тарч. XVI век / Художник Владимир Семенов /

18. Лучник. ХIII век. / Художник Владимир Семенов /

19. Лучник. XVI век / Художник Владимир Семенов /

20. Парадные доспехи. XVII век / Художник Владимир Семенов /

Развиваясь и совершенствуясь, эти виды воинского защитного снаряжения просуществовали до конца XVII века. В таких доспехах наши предки громили псов-рыцарей на льду Чудского озера, освобождали русскую землю от ордынского ига, отстаивали свободу и независимость Отчизны.

21. Н.С. Присекин. «Куликовская битва»

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.


Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.


Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.


Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.


"Мугальские" то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.


Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.


Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.


Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.




Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.



Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).


Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.


Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.


Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому


Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см

Шапка мисюрка.


Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов”


Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.


Продолжение следует


Рисунки Олега Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие из них созданы для крупнейших музеев и частных коллекционеров из России, Украины и других стран. Мы уже рассказывали о реконструкции в акварелях Федорова, на этот раз речь пойдет о воинах Древней Руси.

Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.

Как показывают исторические материалы, славяне, основное население древнерусских территорий, в военно-техническом отношении были относительно слабы. В качестве оружия они использовали разве что стрелы, копья и топоры. Изменилась ситуация после того, как на территорию Древней Руси пришли так называемые «русы». По мнению ученых, так в древние времена называли воинов, пришедших из северной Европы. Вместе с русами появились и прогрессивные для того времени предметы воинского вооружения и защиты.


Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие "игрушечные" предметы вооружения. Например, в найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6-10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.


Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.






К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.




Древнерусские воины перенимали у степняков не только навыки верхового боя, но и заимствовали оружие и одежду, характерные для «всаднической» культуры. Именно в то время на Руси появились сабли, сфероконические шлемы, кистени, кафтаны, сумки-ташки, сложные луки и другие предметы вооружения всадника и снаряжения лошади. Слова кафтан, шуба, ферязь, сарафан имеют восточное (тюркское, иранское, арабское) происхождение, отражающее, судя по всему, и соответствующее происхождение самих предметов.


С учетом того, что на большей части территории Древней Руси климатические условия были достаточно суровыми, историки предполагают, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. «На него надели шаровары, гетры, сапоги, куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую» - так арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан описывает похороны знатного руса. О ношении русами широких шаровар, собранных у колена, - упоминает, в частности, и арабский историк начала X века Ибн Русте.


В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси "русская шапка", форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.


Необходимость вести боевые действия в основном против степных легковооруженных всадников обусловила постепенное изменение русского вооружения в сторону большей легкости и гибкости. Поэтому поначалу вполне европейское (варяжское) оружие русских дружин времен походов на Византию постепенно приобрело более восточные черты: скандинавские мечи сменились саблями, воины пересели с ладей на коней, и даже тяжелый рыцарский доспех, со временем получивший широкое распространение в Европе, никогда не имел аналогий в произведениях древнерусских оружейников.

Есть замечательное правило: если в прошлое выстрелить из пистолета – будущее выстрелит в тебя из пушки. По версиям некоторых современных «деятелей от науки», пишущих книги или статьи на тему истории Древней Руси наши предки, оказывается, были настолько отсталыми дикарями, что жили на болотах, пугали всех прохожих под видом «леших» и прочей «нечисти». А потому, мол, и доблестных подвигов, борьбы с врагом за землю свою у наших предков не было – и была при этом «кучка разрозненных славянских племён, враждовавших друг с другом», как утверждают некоторые «знатоки древности». И бегали наши предки-русичи в одних портках, а то и без оных – именно на это делает упор в одной статье некий современный «археолог». Интересно, а в чём люди в те времена должны были бегать? В джинсах и кроссовках? Хотя, мы и сегодня ходим… в штанах. И в брюках. А женщины в юбках и платьях. Не понимаю, почему в статье о вооружении нужно делать акцент именно на штанах, при этом забывая главное – наличие того или иного вида вооружения у славян, технологию его изготовления, способы применения в бою…

Подобные «исторические сведения», очерняющие или высмеивающие наших прапредков, можно назвать не только идеологической диверсией, но и сочинениями психически нездоровых личностей. К сожалению, подобным примитивным подходом к изучению отечественной истории до сих пор страдают российские псевдоучёные и религиозные деятели с ортодоксальным видением, ведущие отсчет истории Руси – России почему-то с одного, отдельно взятого периода.

Меч как символ

Отставим в сторону всяческие измышления и домыслы на тему истории, а посему спокойно и обстоятельно поведаем нашим уважаемым читателям о том, как русское воинское искусство заставляло трепетать врагов от славянского меча.

Меч – на Руси издревле был привилегированным оружием и носивший его, как правило, имел высокий общественный статус. Меч состоял из широкой, острой с двух сторон полосы, то есть клинка, и из крыжа рукояти, части которой именовались: яблоко, черен и огниво. Каждая плоская сторона клинка называлась «голомень», или «голомя», а острия – «лезвиями». На голоменях делали одну широкую или несколько узких выемок. Клинки изготавливались из стали или железа, меч вкладывался в ножны, обитые кожей или, позднее, бархатом. Ножны делались из железа и иногда украшались золотыми или серебряными насечками. Меч привешивался к поясу при помощи двух колец, расположенных у устья ножен.

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема Древней Руси. Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого оружия, дошла до нас с X века. Погребения воинов-князей – Игоря, Святослава и Владимира Святославича включали богатый набор оружия и прочего военного снаряжения.

Древнерусский меч – оружие рубящее: «да не ущитятся щиты своими и да посечени будуть мечи своими» или «посекоша мечем нещадно». Но некоторые выражения летописи, правда, более поздние, позволяют предполагать, что меч применялся иногда и для закалывания врага: «призвавше ко оконцю пронзут и мечем». Обычная длина меча X века была около 80 – 90 см. Ширина клинка равнялась 5 – 6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом. В летописи встречается выражение «обнажи меч свой».

Такое дорогое оружие мог позволить себе воин – дружинник, обладающий определённым достатком. Хотя, меч можно было заполучить и в бою, взяв его у павшего ратника. Кстати, именно таким образом частенько охотились в буквальном смысле наши враги за русскими мечами – настолько высоко ценилось качество ковки каждого русского меча! Доходило даже до того, что «охотники» за оружием раскапывали захоронения воинов-русичей, чтобы добыть меч!

Меч всегда был лучшим подарком для мужчины военного сословия. Существует легенда, впрочем, она нашла своё отражение в «Повести временных лет», как славяне «одарили» мечом хазар, пришедших на Русь за данью. Посланцы хазар предложили полянам заплатить дань с «дыма» (с каждого дома) тем, что было ценного. Наши люди поступили так, как описано в летописи: «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч». Хазарские старейшины, получив такие дары, решили пойти поискать себе других данников.

Почему это произошло? Вряд ли от каждого дома врагам преподнесли по столь ценному подарку – мечу, но, скорее всего, хазарам прислали дань не «с дыма», как пишет летописец, а в количестве всего нескольких штук, но при этом отменного качества.

Хазары, будучи сами неплохими воинами, сумели по достоинству оценить добротность присланных мечей, и поняли, что получили оружие местной ковки. А это значит, что народ, с которого они собрались брать дань, великолепно владеет мастерством изготовления оружия. А раз так, то и одолеть такой народ не просто!

Мастерство древнерусских кузнецов

Изучение найденных при археологических раскопках древнерусских орудий труда и ремёсел, оружия опровергает примитивную точку зрения некоторых «историков» о том, что якобы до 12 – 14 веков основой хозяйственной жизни на Руси были охота и промыслы, а не земледелие и ремесло, и показало высокий уровень развития этих областей хозяйства в Древней Руси ещё с 1 тыс. н.э.

То же относится и к умению ковать оружие. Вообще, не только оружие, но и все основные орудия труда древнерусских земледельцев ещё с 9 – 10 веков, многочисленных ремесленников и строителей изготовлялись из железа и стали, в силу чего ремесло по добыче и обработке черного металла являлось одним из важнейших звеньев в производительных силах Древней Руси.

Основой техники металлургического производства Древней Руси являлось прямое восстановление железной руды в металлическое железо. Этот способ производства железа и стали, носящий в историко-технической литературе название «сыродутный», был крупнейшим изобретением в истории человечества и на протяжении почти 3000 лет, до появления чугунолитейной техники, являлся единственным способом получения черного металла.

В Древней Руси наряду с железом очень широко применялась углеродистая сталь. Режущие орудия труда, оружие и инструменты изготовлялись из стали. Древнерусские письменные памятники упоминают сталь под терминами «оцел» и «харалуг». Позднее, в 16 веке в русских источниках появляется новый термин – «уклад», обозначающий понятие сталь.

Более того, существовало несколько способов получения разной стали! Что, в свою очередь, говорит о высокоразвитом и технологичном умении древних кузнецов. По-старому кузнец назывался коваль или ковач.

Русское оружие 9 – 13 веков было очень разнообразно по форме и по роду применения. Среди археологических находок встречаются мечи, сабли, копья, стрелы (из металла делались наконечники), боевые топорики, булавы, кинжалы, боевые ножи, шлемы, кольчуги, щиты. Основным оружием профессионального воина Древней Руси – дружинника был меч, как было сказано выше. Массовым же оружием, которым вооружался в бою рядовой воин, было копье и топор, лук и стрелы.

В области изучения оружия в своё время господствовали разнообразные теории, принижавшие культуру и технику Древней Руси. Всё русское оружие из погребений дружинников приверженцами «норманнской теории» рассматривалось как импорт из Скандинавии, а для видов, отсутствующих у скандинавов, – привезенным с Востока.

Однако доказано, и свидетельством тому являются не только летописи, но и применяемый не раз комплексный металловедческий анализ археологических находок, что оружие и, в частности, мечи, успешно ковалось местными оружейниками – славянами. Поясним: металловедческое изучение археологических находок включает в себя микроструктурный (изучение строения металла или сплава под микроскопом, наблюдение ведется на специально подготовленной путем полировки и травления реактивами поверхности металла), рентгеноструктурный (изучение с помощью рентгеновских лучей атомной структуры металлов) и спектральный (исследование химического состава металлов на основании его спектра) анализ.

Отбрасывать в сторону и игнорировать столь серьёзный метод изучения археологических находок – недопустимо для настоящего исследователя и преступно для любителя-«археолога». Проблема на сегодняшний день состоит в том, что большинство книг, рассчитанных на массового читателя, не только по вооружению русских воинов, но и вообще по истории Руси пишут дилетанты, либо жулики, не утруждающие себя хотя бы тем, чтобы заглянуть в академические и профессиональные источники, ознакомиться с уже существующими изысканиями учёных. Жульничество проявляется как раз в замалчивании ранее проведённых исследований и их результатов, доказывающих наличие высокоразвитых цивилизованных славянских народов, а не «дикарей, живущих на болотах»!

Тема воинской доблести русских ратников, история развития вооружения и доспехов в Древней Руси настолько богата и обширна, что невозможно раскрыть её полностью только в одной статье. Надеемся, что в будущих наших материалах нам удастся сделать это более подробно.

Завершая этот краткий исторический экскурс, приведём свидетельство ровесника IX века. Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX века писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из Славян – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому морю».

Итак, мы видим, что древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников-воинов мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделки не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, делавших мечи из булатной стали!

Литература:

ЗЕРЦАЛО. XVII век.
Потапов А., Русский ратный обычай. М.: Издательство «Ладога-100», 2006.
Колчин Б.А., Мастерство древнерусских кузнецов. / По следам древних культур. Древняя Русь. Сборник. М.: Госкультпросветиздат, 1953.