Как правильно сделать выводы. Что должно быть в выводах глав дипломной работы

Существует несколько способов, как сделать правильный вывод к реферату.


Первый способ заключается в предварительной подготовке выводов к главам, которые позволяет сделать изложенная информация. Этот способ предполагает свободное владение информацией по заданной теме, чтобы легко делать качественные выводы. В то время, как, если информация воспринимается впервые, то сложно будет сделать какие-то умозаключения, знаний для этого явно недостаточно. В этом случае, не получится даже четко сформулировать хотя бы одно предложение, либо будут повторяться сведения, представленные в написанном параграфе. Вывод должен быть сгруппирован и логично изложен, однако дублировать полученные ранее результаты не допускается, возможно, на их основе сделать общий вывод.

Второй способ предполагает использование внешних источников. Чтобы сделать работу по написанию выводов ко всему реферату легче, следует выделять основные мысли из каждой главы и параграфа. В этом случае очень удобно использовать различные печатные издания для сбора информации об исследуемой проблеме, потому как они обязательно будут содержать выводы. При этом важно не учитывать вывод целиком, а использовать только ту информацию, которая относится к теме реферата, но при этом следует учитывать, что полученные выводы не противоречили цели исследования.

После написания реферата, собранные выводы необходимо систематизировать и перефразировать под свой стиль изложения текста, удалить противоречивые мнения, если они присутствуют, недостающую информацию дополнить и привести в соответствие с целью и предметом исследования. После осуществления обработки, выводы будут выглядеть последовательно, а главное, логично, потому как за основу будут брать мнения людей, которые достаточно четко ориентируются в вопросе.

Третий способ предполагает заимствование чужих мыслей. Его рекомендуется использовать, если удастся найти информацию, которая будет полностью соответствовать теме реферата. В противном случае, текст будет явно выделяться на фоне, и выглядеть нелепо, кроме того, выводом он точно не будет.

Итак, для того, чтобы грамотно сделать вывод, необходимо придерживаться выполнения следующих правил:

  1. Вывод должен резюмировать вышеизложенную информацию по главе и в целом по реферату.
  2. Вывод должен быть одной направленности с работой, не допускается указывать противоречивые точки зрения.
  3. Вывод должен быть кратким и конкретным и должен соответствовать сути проблемы.
  4. В тексте реферата, если предполагается сделать вывод после главы, должны употребляться выражения: «учитывая полученные данные, можно сделать вывод», «в итоге, следует отметить». Некоторые преподаватели не рекомендуют специально оформлять выводы после каждой главы, поэтому, лучше уточнить, как правильно написать работу.
  5. Вывод должен стать логическим завершением реферата, результатом проведенных исследований, исходя из задач, которые были поставлены во введении.

Как показать руководителю курсовой работы, что ее автор справился с поставленной задачей? Написать правильный вывод к проекту. Именно он позволит заслужить высокий балл при проверке и поможет ознакомить членов комиссии с объемом проделанной работы, если проект необходимо будет защищать. Но даже если защиты перед сторонней аудиторией не состоится, руководитель работы может попросить сделать доклад по курсовой работе перед сокурсниками. В обоих случаях справиться с задачей поможет вывод. Как его написать, чтобы заинтересовать слушателей и убедить их в серьезности проделанной работы?

План-схема по составлению вывода к курсовой работе.

Заключительная часть проекта не должна удивлять слушателей и членов комиссии. Ее задача показать (донести) наработки, идеи, результаты и полезность выполненной работы коллегам, используя доступный научный язык. А значит, автору проекта потребуется выделить базовые моменты курсовой и второстепенные. Затем на основе первых составить итоговый текст.

Структура будет следующей:

  • Актуальность рассматриваемой задачи. Надо напомнить, какая научная проблема исследовалась, почему была выбрана именно она, какие следствия имеют найденные пути ее решения. Обосновывая актуальность , автор говорит о полезности, ценности своего труда.
  • Рассмотрение целей и задач исследования. Детально о них говорилось во введении, а потому в итоговой части должно говориться о том, что автор достиг поставленных целей, решил задачи. Не стоит бояться употреблять следующие фразы: «я в ходе исследовательской работы пришел к выводу…», «мною были проанализированы и решены следующие проблемы…» и так далее. Вывод отражает то, что уже сделано, а потому акцент необходимо делать на результатах.
  • Описание предмета, объекта, ситуации исследования. Не надо вдаваться в подробности, необходимо вкратце упомянуть объект исследования, чтобы коллегам или членам комиссии было легче переключиться на результаты.
  • Рассказ об использованных механизмах и методах исследования . Здесь стоит четко обозначить полезность именно применяемых для исследования методов. Можно упомянуть, почему они были использованы, а не другие. Такой подход покажет руководителю, что автор проекта проработал большое количество вариантов.
  • Детальная демонстрация результатов. Самый емкий пункт итоговой части. Необходимо доступным научным языком показать, каких результатов достиг автор в ходе исследовательской работы.

В заключение вывода нужно показать потенциал выполненного научного исследования. Этот блок нельзя упускать, если в планы студента входит желание продолжить работу над темой в рамках диплома.

Основы оформления вывода курсовой работы

Структура не обязательно должна быть такой, как приведена выше. Руководитель проекта может потребовать изложить лишь результаты труда и использованные методы в поиске решений. Каким хочет видеть вывод преподаватель, стоит узнать заранее. Но чтобы он не порекомендовал, а объем итогового текста не должен быть больше 2-4 страниц. Расчет объема проводят так: вывод по ГОСТу составляет около 10% от общего числа страниц самой работы.
Превышать установленное количество листов не стоит, если автор хочет, чтобы о проделанной им работе прочло как можно больше людей. Полный текст курсового проекта будет читать только руководитель, остальные участники защиты ознакомятся лишь с выводом или введением . Читать будут ту часть, которая написана емко и коротко.

  1. Связность блоков. Заключительная часть составляется по схеме, каждый блок которой должен быть логически связан со следующим.
  2. Краткость и ясность изложения. Стоит удалить сложноподчиненные предложения, трудные для понимания фразы и прочее.
  3. Насыщенность фактами. Имеет значения не проделанная работа, а полученные результаты. В выводе акцент ставится именно на них.

В итоговом слове нельзя допускать дублирования текста из основного проекта и введения. Это самостоятельная часть проекта, демонстрирующая успехи.

Написанные выводы к курсовым работам по:

1. Написанный вывод к курсовой работе по экономическому анализу предприятия

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При написании курсовой работы анализ предприятия показал, что оно имеет явную и доказанную тенденцию развития по интенсивному пути. При неизменной площади предприятие достигло высоких экономических показателей.

Но одновременно с этим были выявлены многие недостатки которые привели к снижению урожайности, а как шлейф снижение прибыли и рентабельности.

Для выхода из сложной экономической ситуации были предложены учёными различные пути повышения использования земли при помощи внедрения достижений научно-технического прогресса.

Конкретно для данного предприятия была разработана программа по выходу из ситуации. Внедрение новейшей системы орошения. Которая позволяет в заморозки использовать воду, а не электроэнергию, что значительно снижает затраты, и повышает урожайность и сберегает его от морозов в следующем году.

Внедрение других технологий не целесообразно и требует дополнительных затрат. Но эти технологи тоже решают данную проблему но имеют намного больше недостатков чем предложенная система.

В целом предприятие задумывается о системе развития интенсивным путём и внедряет новые технологии, выращивает морозоустойчивые и высокоурожайные саженцы, которые при заморозках не утрачиваю урожай. Все предложенные методики необходимо использовать в комплексе, что приведёт к дальнейшему развитию. Но нельзя останавливаться на достигнутом необходимо вести свою деятельность в том же направлении.

2. Вывод к курсовой работе по экономике предприятия

ВЫВОДЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Вывод написан на двух листах

Скачать полный текст выводов к курсовой работе -

3. Вывод к курсовой работе по овощеводству

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В данном районе имеются хорошие почвенно-климатические условия для возделывания овощей, и можно получать вы­сокие урожаи. Также имеется спрос населения в свежих и ранних овощах. Чтобы отрасль овощеводства была рентабельной необходимо:

1. повысить уровень агротехники, соблюдение севооборотов;

2. внедрение новейших приёмов выращивания овощных культур;

3. внедрять новейшие высокоурожайные сорта и гибриды;

4. посев проводить семенами элиты и суперэлиты;

5. для получения ранней продукции - внедрение рассадного метода;

6. полив овощей производить в своевременные сроки, оптимальны­ ми нормами;

7. совершенствовать систему защиты растений от вредителей и болез­ней;

8. вносить необходимое количество органических и минеральных удоб­рений;

9. уборку овощей проводить максимально механизировано.

4. Вывод к курсовой работе по экономике сельского хозяйства

Выводы и предложения курсовой работы

ОАО «Приднепровское» Нововоронцовского района - достаточно крупное хозяйство, которое специализируется на выпуске продукции растениеводства. Этому способствует наличие обширных пахотных площадей и обеспеченность данной отрасли механизированными средствами производства.

Второй по значимости является отрасль животноводства, которая представлена скотоводством, свиноводством. В структуре товарной продукции удельный вес животноводства составляет всего 32,8 %. Основной продукцией, получаемой от этой отрасли, является молоко, мясо КРС, а также свинина.

В целом, продукция животноводства в последние годы имеет тенденцию к убыточности и низкой рентабельности продукции. С увеличением производственных затрат и прямых затрат труда в данной отрасли наблюдается рост себестоимости продукции. Как следствие, эти затраты не покрываются за счет выручки от реализации продукции и в хозяйстве не только снижается прибыль, но и появляются убытки.

Но с помощью мер, разрабатываемых в хозяйстве с целью дальнейшей интенсификации животноводства и повышения ее эффективности, в скором будущем появятся первые положительные изменения.

В настоящее время для многих хозяйств района является характерным упадок животноводческих отраслей. Однако, постепенно преодолевая трудности, они вновь идут к восстановлению.

Те, кто ежедневно пишет какие-либо тексты (статьи, рефераты, курсовые и т. д.) сталкиваются с различными фразами и словосочетаниями, которые, вроде бы, кажутся простыми, но только на первый взгляд. Например, то же «в заключение» или «в заключении». Кажется, что правильно пишется и так, и так. Но нет. Это два разных сочетания, которые имеют свои значения и по-разному употребляются в тексте.

Значение слова

Как известно, русский язык богат на множество интересных слов, словосочетаний, фраз. Некоторые слова даже похожи друг на друга по звучанию. Их, порой, бывает очень сложно употребить в письме. К таковым относятся, к примеру, производные от предлогов и существительных:

  • в течение дня - в течении песни;
  • в продолжение разговора - в продолжении романа;
  • вследствие ухудшения здоровья — в следствии по делу;
  • в заключение путешествия - два года в заключении.

Те, кто постоянно имеет дело с написанием текстов, могут на автомате отличить, когда необходимо употребить «в заключение» или «в заключении», в зависимости от контекста. Но те, кто редко что-то пишут, могут употребить предлог и словоформу неверно. Вот поэтому и важно научится отличать одно от другого. Ведь, как бы то ни было, писать все-таки нужно грамотно.

Для начала, чтобы разобраться с написанием, можно посмотреть на то, как видоизменяются окончания данного слова:

  • Именительный падеж (отвечает на вопрос кто/что? ) - окончание на "-ие".
  • Родительный падеж (отвечает на вопрос кого/чего? ) - окончание на "-ия".
  • Дательный падеж (даю кому/чему? ) - окончание на "-ию".
  • Винительный падеж (обвиняю кого/что? ) - окончание на "-ие".
  • Творительный падеж (интересуюсь кем/чем? ) - окончание на "-ием".
  • Предложный падеж (расскажу о ком/о чём? ) - окончание на "-ии".

Само же слово имеет несколько значений. Так, оно может означать:

  1. действие (например, заключение контракта, брака);
  2. состояние (пожизненное заключение, заключение в тюрьме);
  3. вывод, итог или следствие чего-то (заключение эксперта, заключение произведения).

Что такое «в заключении»?

Данное сочетание не является частью речи. Это всего лишь словоформа, созданная из существительного и предлога. Пример заключения:

  • Этот мужчина находится в заключении уже пять лет.
  • В заключении всегда хочется на волю.

Чтобы было более понятно, данное слово можно заменить несколькими синонимами. Например:

  • в неволе;
  • в заточении;
  • взаперти;
  • под присмотром (под стражей).

То есть, если речь идет, к примеру, о концовке написания доклада, тогда легко будет определиться, написать «в заключение» или «в заключении». Ведь, сидя в заключении, вряд ли можно писать доклад. Предложение получится весьма абсурдным и непонятным для читателя. А вот написать какую-то итоговую мысль, концовку к докладу - это вполне возможно.

Что такое «в заключение»?

Данное сочетание является предлогом, который зачастую пишется раздельно, с узнаваемым окончанием «-ие» и говорит о завершении чего-то. Например:

  • В заключение рассказа она низко поклонилась и села на свое место.
  • В заключение выступления был салют.
  • В заключение праздника все получили подарки.

Если, прочтя примеры, вы все еще не поняли, когда употребляется «в заключение» или «в заключении», тогда можно посмотреть на несколько синонимов. Например:

  • напоследок;
  • в конце;
  • под конец.

То есть, если речь идет, например, о длительном пребывании в тюрьме, тогда вряд ли кто-либо напишет «в заключение». Это будет полностью нечитабельным предложением. Но если написать, что кто-то находился в заключении длительное время, предложение обретет смысл.

Исключения из правил

Как уже известно, предлог «в» вместе с существительным, которое заканчивается на «-ие» в винительном падеже и окончание которого совпадает с окончанием этого же существительного в именительном падеже, пишется следующим образом - «в заключение». Но есть и исключения из правил. Например:

  • Он был заинтересован в заключении сделки. (Многие программы и онлайн-редакторы могут отметить в этом предложении ошибку, но все написано правильно).
  • В заключении курсовой работы преподаватель нашел ошибку. (Еще один пример, когда можно подумать, что предложение ошибочное).

Дело в том, что в первом и втором примере написанное выступает не устойчивым сочетанием включающим в себя окончание «-ие», а свободным сочетанием в предложном падеже. Поэтому помимо обладания знаниями о правилах необходимо также обращать внимание на то, в каком контексте употребляется то или иное слово, чтобы не допустить ошибку.

Дополнительные примеры написания

Чтобы окончательно понять, когда и какое «заключение» употребляется, можно прочесть еще несколько простых и не очень примеров:

  • В заключение восторженной речи актер решил выразить благодарность своим родителям.
  • В заключении у бандита находилось двое заложников.
  • В заключение хотелось бы отметить, что он был выпущен под залог.
  • Он будет в заключении, и за него вряд ли внесут залог.
  • Прогремел салют в заключение фестиваля.
  • Они нашли несколько ошибок в заключении эксперта.
  • В заключение сделки были внесены все необходимые изменения.
  • В заключении сделки были заинтересованы все стороны.

При грамотном написании работы составить заключение будет достаточно просто. Мы расскажем о том, как это сделать.

Как подвести итог в письменной работе

Для того чтобы правильно написать вывод, нужно сначала со всей основательностью подойти к выполнению работы. Вне зависимости от того, дипломный ли это проект, курсовой или просто реферат, сочинение, вы должны будете при его написании реализовать поставленные научно-исследовательские, учебные цели. Они как раз и лягут в основу будущего заключения.

Причем удобнее будет подводить итоги после каждой отдельной главы письменной работы. В этом случае вам фактически не нужно будет думать, как написать вывод. Вы лишь объедините уже имеющиеся пункты в один логически связанный текст.

В целом же, последовательность действий при написании заключительной части работы будет выглядеть следующим образом:

  1. Обозначьте главную цель работы. Что требовалось выяснить, доказать, продемонстрировать. Удалось ли это сделать? Если да, то к какому итогу вы пришли по окончании работы?
  2. Составьте план содержания. Какие вопросы рассматривались? Какие выводы были получены по каждому из них?
  3. Внимательно изучите мини-выводы после каждой главы работы. Достаточно ли они последовательны и логичны?
  4. Приступайте к объединению мини-итогов в общее конечное заключение. Здесь также нужно соблюдать определенный план.

План написания заключения

  1. Начните с того, какие цели были поставлены в самом начале. Возьмите эту информацию из введения к работе. Начните эту часть заключения словами «В данной работе мы рассматривали вопрос…», «В начале работы мы поставили перед собой цель выяснить ….» и пр.
  2. Отметьте, что удалось узнать по ходу рассмотрения вопроса, ориентируясь на итоги каждой главы / раздела. Эту часть можно оформить, например, таким выражением: «В ходе исследовательской работы мы узнали, что…».
  3. Сделайте конечные выводы. Здесь уместно будет написать что-то вроде: «В заключении можем подвести следующий итог - …».

Помните, что не нужно переписывать уже имеющийся текст - замените слова синонимами, перефразируйте выражения, поменяйте структуру предложений. В самом конце подведите общий вывод, который следует из всех перечисленных итогов.

Что касается объемов заключения, то будет правильно писать вывод размером примерно в один абзац для каждой главы работы. Итоговое же заключение для сочинений, рефератов можно сделать объемом 1-2 страницы. Для курсовых и дипломных проектов, которые подразумевают сложное глубинное исследование, можно сделать более подробные выводы. Однако учтите, что общий объем вступительной и заключительной частей не должен превышать 25% от всего объема текста, иначе эти части будут казаться «водянистыми», что неприемлемо для качественной исследовательской работы.

Также несколько советов о том, как писать выводы для различных письменных работ, вы найдете в статье .

Как писать заключение .

Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы.Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу,то заключение - ее итог.И писаться заключение должно иными словами, чем введение.

Заключениеможет писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.

Актуальностьпроблемы.

Краткий обзор теоретической части.

Целью нашего эмпирического исследования являлось….

Мы ставили перед собой следующие задачи….

Мы использовали следующие методики….

В исследовании принимало участие…. человек,они были…. (тем-то).

Мы получили следующие результаты….

Как писать выводы

Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются.У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно -один абзац (5 - 10 строк).

1 вывод пишется по теории.

Остальные выводы пишутся по эмпирической части.Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а подостоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случаеодин вывод будет включать в себяили заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями(«существуетдостовернаяположительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсонаравен 0,5, р <0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р <0,05).Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимсявсе полученные результаты.

Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»

Заключение

Особая актуальность изученияпамяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про­цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ­альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат­ривает получение ими образования в объеме средней об­щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред­полагает тщательное изучение своеобразия их памяти,что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.

По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..

Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская , М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала,что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показателиниже аналогичных показателей здоровых детей.

В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.

Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.

Целью нашегоэмпирического исследованияявлялось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.

В качестве предметаисследования выступала кратковременнаяпамять. Объектомисследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.

Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности.Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнитьрисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать . Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное длядошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.

Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.

Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная сформированность познавательных про­цессов являетсяодной из основныхпричинтрудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали,что существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен­ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо­бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара­стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро­вых рядов.

2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаютсяпроцессы запоминанияабстрактных объектов,геометрических фигур, цифр.При выполнениимодифицированноготеста «Запомни рисунок»многие дети с ЗПР просто не могут назватьабстрактныеобразы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминатьтакого рода информацию.В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).

3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достовернониже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р <0,001).

4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объемакратковременной памяти.