Особенности правового положения общественных движений. Общественные движения

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что...

1) первая создается на базе членства, второе - нет

2) первая является общероссийским объединением, второе - религиозным

3) первая является местным объединением, второе - межрегиональным

4) второе создается на базе членства, первая – нет

5) первая является региональным объединением, второе - местным

36. Некоммерческим партнерством признается

1. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей некоммерческого характера.

2. .некоммерческая организация, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

3. .добровольные объединения граждан и юридических лиц на базе членства.

4. добровольное объединение граждан на базе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении ᴇᴦο членами (участниками) имущественных паевых взносов.

5. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на базе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тема 7˸ Государство и иные публичные образования как субъекты гражданского права

Вопросы˸

1. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства, государственных и муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях.

3. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

4. Гражданская правосубъектность иностранных государств на территории РФ.

5. Ответственность по обязательствам РФ, её субъектов, муниципальных образований.

В первом вопросе раскрыть понятие правосубъектности публично-правовых образований˸ организационное единство, обособление имущества, ответственность по своим обязательствам, выступление от собственного имени. Принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Во втором вопросе , перечислить органы уполномоченные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях. Государство, как субъект исключительных прав.

В третьем вопросе раскрыть участие публично-правовых образований в вещных, договорных, корпоративных, наследственных, обязательственных правоотношениях.

В четвертом вопросе раскрыть участие иностранных государств в гражданских правоотношения на территории РФ˸ вещные, обязательственные, корпоративные правоотношения.

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что... - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что..." 2015, 2017-2018.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение - некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение - это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Ø общественная организация;

Ø общественное движение;

Ø общественный фонд;

Ø общественное учреждение;

Ø орган общественной самодеятельности;

Ø политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей с целью реализации их общих интересов и социальной активности (например, деятельность экологических организаций, творческих союзов и добровольных обществ по спасению памятников культуры). Их деятельность не сводится к участию в управлении государством, хотя зачастую и приобретает политический характер. Необходимо подчеркнуть так же и то, что общественные организации – это самодеятельные формирования , не подчиняющиеся внешним указаниям (кроме законов государства) и руководствующиеся в своей деятельности совместно разработанными их членами особыми нормативными документами – уставами.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.


Общественные движения отличаются от общественных организаций не только тем, что они могут объединять множество организаций, в том числе и политических партий, причем зачастую различных и даже противоположных ориентаций. В некоторых случаях сочетаются признаки организации и движения (в народных фронтах). Примером такого массового движения является «Общероссийский народный фронт», созданный по инициативе В. Путина с целью объединения усилий общественных организаций с правящей партией «Единая Россия». Обычно движения создаются для выполнения определенной задачи. Вот как, например, определяет задачи «Общероссийского народного фронта» В. Путин:

«Мы создаём «Народный фронт» для того, чтобы были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений».

Можно выделить такие разновидности общественных движений, как элитные и массовые, консервативные и движения протеста, реформаторские и революционные, насильственные и ненасильственные; в зависимости от объекта борьбы – антивоенные, правозащитные, экологические и пр.; по социальному составу – молодежные, женские, национальные, рабочие, крестьянские и др.

Характерными чертами общественных движений являются:

1) относительная диффузность, более низкий уровень организации;

2) высокая степень стихийности, слабая институционализация.

Спонтанно возникающие общественные движения всегда обусловлены недовольством людей: одни считают, что надо все срочно менять, другие яростно сопротивляются не устраивающим их изменениям.

Общественные движения требуют наличия лидеров, способных сформулировать цели движения и повести за собой массы. Движение может возглавляться одним лидером, группой лидеров (в том числе иерархически организованной) или конкурирующими за влияние лидерскими группами.

Судьба общественных движений различна. Если значительная часть общества поддерживает цели движения, то оно имеет хорошие шансы на институционализацию, в противном случае движение, скорее всего, распадется. Умеренная государственная оппозиция может быть полезна для придания движению морального авторитета, но жесткие меры тоталитарного государства способны уничтожить движение полностью.

Таким образом, общественные организации и общественные движения – это особые институты политической системы наряду с государством и партиями. В отличие от государственных образований эти организации не имеют властных полномочий и не могут принимать общеобязательные решения. Общественные организации участвуют в решении политических проблем общества, но не властвуют непосредственно как государственные институты.

  • Избирательные права граждан
  • Избирательные права граждан и их ограничения
    • Активное, пассивное и иные избирательные права
    • С какого возраста граждане могут осуществлять свои избирательные права?
    • Дополнительные ограничения избирательных прав
    • Избирательные права и место жительства
  • Избирательное законодательство и гарантии избирательных прав граждан
    • Конституция Российской Федерации и международные избирательные стандарты
    • Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав
    • Специальные избирательные законы
    • Гарантии избирательных прав
    • Другие законы и нормативные акты
  • Механизмы защиты избирательных прав граждан
    • Куда обращаться - в избирательную комиссию или в суд?
    • Защита избирательных прав в избирательных комиссиях
    • Защита избирательных прав в суде
    • Защита избирательных прав путем обращения в прокуратуру и иные правоохранительные органы
  • Право граждан участвовать в организации и проведении выборов
    • Избирательные комиссии должны быть независимы от органов власти
    • Система избирательных комиссий в Российской Федерации
    • Как формируются избирательные комиссии?
    • Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
    • Что могут члены избирательной комиссии?
  • Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
    • Как нарезка избирательных округов влияет на права избирателей?
    • Процедура нарезки избирательных округов
    • Одномандатные и многомандатные избирательные округа
    • Правила нарезки избирательных округов
    • Как граждане могут повлиять на нарезку избирательных округов?
  • Выдвижение и регистрация кандидатов - одна из самых болевых точек в реализации избирательных прав граждан
    • Способы выдвижения кандидатов
    • Выбор: подписи или залог?
    • Сбор подписей и их проверка
    • Проблемы при внесении избирательного залога
    • Проблемы оформления документов
  • Права граждан, связанные с информационным обеспечением выборов
    • Информирование граждан и предвыборная агитация
    • Право граждан на получение информации, связанной с выборами
    • Участие граждан в информационном обеспечении выборов
    • Контроль за проведением предвыборной агитации
  • Списки избирателей и контроль за их ведением
    • Составление списков избирателей
    • Форма списка избирателей
    • Контроль за ведением списка избирателей
  • Общественный контроль при проведении голосования и подсчете голосов
    • Методы контроля
    • Общая схема организации наблюдения в день голосования и при подсчете голосов
    • Мотивация общественных контролеров
    • Основные трудности набора и подготовки общественных контролеров
    • Пакет документов для общественного контролера в участковой избирательной комиссии
    • Основные задачи обучающего занятия
    • Контроль в вышестоящих комиссиях
    • Сбор и анализ копий протоколов и жалоб
  • Право граждан на участие в референдуме
  • Что необходимо знать о референдуме?
    • Объем прав и виды референдумов
    • Что общего и какие различия между выборами и референдумом?
    • Где можно найти информацию о правилах проведения референдума?
    • Какие вопросы могут выноситься на референдум?
  • Порядок организации и проведения референдума
    • Как происходит выдвижение и оформление инициативы проведения референдума?
    • В какие сроки происходит подготовка и проведение референдума?
    • Как создать агитационную группу участников референдума?
    • Гражданин должен иметь право ознакомиться с текстом нормативного акта, выносимого на референдум
    • Юридическая сила решения, принятого на референдуме
    • Особенности проведения референдумов по вопросам преобразования или изменения границ муниципальных образований
  • Право граждан на объединение
  • Что нужно знать гражданину о праве на объединение?
    • Где содержится информация об общественных объединениях?
      • Законы об общественных объединениях
      • Подзаконные нормативные правовые акты об общественных объединениях
      • Внутренние нормативные акты
      • Уставы политических партий
    • Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?
  • Как создать и зарегистрировать общественное объединение или политическую партию?
    • Как создать общественное объединение?
      • Кто не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения?
      • Существуют ли какие-либо запреты на создание и деятельность общественных объединений?
      • Регистрировать общественное объединение или нет?
      • В какой орган необходимо подавать документы о государственной регистрации общественного объединения?
      • Как принимается решение о государственной регистрации общественного объединения?
      • Почему отказывают в государственной регистрации? Практика обжалования
      • Реорганизация - один из способов создания общественного объединения
    • Как создать политическую партию?
      • Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения
      • Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений
      • Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения
  • Государственный контроль за деятельностью общественных объединений и политических партий
    • Пределы государственного контроля
    • Обязанности общественных объединений
    • Обязанности политической партии
    • Государственный надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
      • Финансовый контроль
      • Кто осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям?
      • Какие существуют формы и методы контроля?
    • Контроль за деятельностью политических партий
  • Приостановление и прекращение деятельности общественных объединений, политических партий
    • Порядок приостановления деятельности общественных объединений и политических партий
      • Основания для приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии
      • Порядок ликвидации общественного объединения
      • Основания ликвидации политической партии
      • Ликвидация регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии без ликвидации всей политической партии
      • Каковы последствия ликвидации и реорганизации политической партии?
    • Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
  • Право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
  • Публичные мероприятия граждан
    • Законодательное регулирование
    • Ограничения и принципы проведения публичных мероприятий
    • Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют?
    • Особенности проведения отдельных видов публичных мероприятий
  • Как организовать проведение публичного мероприятия?
    • Организатор публичного мероприятия
    • Уведомительный порядок - в помощь организатору!
    • Где и когда проводить публичные мероприятия?
      • Особенности проведения публичных мероприятий на территориях памятников истории и культуры
    • Организационные условия проведения публичных мероприятий
  • Органы власти и организаторы, участники публичных мероприятий
    • Органы власти и их полномочные представители
    • Права и обязанности представителей правоохранительных органов по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий
    • Ответственность организаторов и участников публичных мероприятий
  • Право граждан на судебную защиту
  • Международное и российское законодательство о праве на судебную защиту
    • Международное законодательство
    • Законодательство Российской Федерации
    • В какой суд идти?
  • Защита прав граждан в делах, возникающих из публичных правоотношений
    • Виды, общие и специальные правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
    • Заявление - начало дела, вытекающего из публичных правоотношений
    • Дела о признании недействующими нормативных правовых актов
      • Кто имеет право обратиться в суд?
      • Порядок рассмотрения заявлений
    • Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
    • Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
  • Право на судебную защиту в Конституционном Суде Российской Федерации
    • О Конституционном Суде и его полномочиях
    • Юридическая сила решений Конституционного Суда
      • Действие постановлений Конституционного Суда в пространстве
    • Как обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и какие условия при этом необходимо соблюсти?
      • Как правильно составить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?

Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?

Общественное объединение - это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Принцип добровольности означает, что никто не вправе принуждать кого- либо вступать или не вступать в общественное объединение. Принцип равноправия означает, что все члены и участники общественного объединения обладают равными правами и обязанностями.

Под принципом самоуправления следует понимать полную самостоятельность деятельности общественного объединения в рамках закона. Принцип законности означает, что общественное объединение обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Поэтому вмешательство государства в эту деятельность недопустимо.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Одним из основных способов достижения этого является опубликование соответствующих данных в средствах массовой информации. Данное право конкретизируется и уточняется в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

При распространении информации о деятельности общественного объединения следует также учитывать положения Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Следует заметить, что только общественная организация и политическая партия основаны на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - это разновидность некоммерческого фонда, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества в общественно полезных целях. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  1. она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  2. в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Основные виды общественных объединений:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности (предпринимателей и др.);
  2. профсоюзы (профессиональные союзы, федерации, конфедерации профсоюзов);
  3. творческие, научные, научно-технические и культурно-просветительские общественные объединения (творческие союзы писателей, журналистов, художников, архитекторов, артистов и др., общества изобретателей и рационализаторов, популяризаторские общества, общества любителей книги, охраны памятников культуры, природоохранные и др.);
  4. физкультурно-спортивные общественные объединения (спортивные, оборонно-спортивные, охотников, автолюбителей, пожарные, оздоровительные и др.);
  5. объединения социальной защиты (женские, студенческие, детские, ветеранские объединения, общества инвалидов, общества спасения на водах, общественные - детские, мира и др. - фонды;
  6. международные организации и органы (представительства и отделения международных организаций).

В зависимости от территории, на которой действует общественное объединение, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Деятельность регионального общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Деятельность местного общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественное движение (далее - Движение) - это некоммерческое общественное объединение, созданное по инициативе группы граждан на принципах самоуправляемости и на основе общности интересов, для реализации определенных в Уставе целей.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основные положения создания и деятельности общественных движений:

Общественное движение это не имеющее членства общественное объединение, т.е. с момента государственной регистрация общественного движения лица, учредившие общественное движение, становятся его участниками.

Общественное движение может быть создано гражданами и (или) юридическими лицами (общественными объединениями) (Общественное движение может быть учреждено как минимум тремя лицами).

По территориальной сфере общественное движение делится на:

  • Общероссийское общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Межрегиональное общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Региональное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • Местное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Учредительным документом Общественного движения является Устав .

Высшим органом управления в Общественном движении является Съезд (Конференция) или Общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом Общественного движения является выборный коллегиальный орган (Правление, Совет и др.), подотчетный Съезду (Конференции) или Общему собранию.

Движение обладает следующими правами и возможностями

  • от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
  • быть истцом и ответчиком в суде;
  • в интересах достижения уставных целей совершать сделки, соответствующие уставным целям Движения и законодательству РФ, как на территории РФ, так и за рубежом;
  • иметь самостоятельный баланс, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием;
  • иметь собственный флаг, штампы, эмблемы, вымпелы и другую символику, подлежащую государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ;
  • свобода определения своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности.

Прайс-лист на проведение регистрационных действий Общественного движения

Вид услуги

Стоимость в рублях РФ

Срок исполнения

Регистрация Общественного движения

от 40 000

(в зависимости от территориальной сферы деятельности)

от 3 месяцев

Внесение изменений в Общественное движение

по договоренности

от 1 месяца

Реорганизация путем слияния, присоединения, разделения и выделения

по договоренности

от 3 месяцев

Реорганизация путем преобразования

по договоренности

от 3 месяцев

Ликвидация Общественного движения