Путешествие к первобытным. Игра-путешествие по истории древнего мира "жизнь первобытных людей" Жизнь древних людей для детей

Юлия Мазнина

Недавно, заскучав по маленьким и большим путешествиям, мы с сыновьями и племянниками решили устроить путешествия во времени дома. мы уже искали, следующим пунктом наших путешествий в прошлое стал каменный век. Интересно же посмотреть, как жили первобытные люди. Но случилось так, что мы не просто посмотрели на жизнь доисторических людей, а из-за ошибки в машине времени превратились в гоминид — предков человека, и нам пришлось пройти весь путь эволюции вместе с первобытными людьми, чтобы снова стать Homo sapiens — человеком разумным. Игра заняла у нас около двух часов. Сценарий подойдет детям от 3 лет.

Ведущий: Если бы с вами оказались на нашей планете Земля 3 миллиона лет назад, все вокруг нас было бы немного не так. И мы были бы на ней единственными людьми. Да-да, не удивляйтесь. В то время человека на Земле еще не было. Учетные считают, что первый человек появился на нашей планете 2,4 миллиона лет назад. Случилось это в Северо-восточной Африке.

На карте (физической или политической) найдите северо-восток Африки, можете поставить там какую-нибудь отметку или воткнуть флажок.

Ведущий: Потом первобытные люди ушли в Азию и Европу. Здесь развитие древнего человека пошло быстрее. В Азии появились первые цивилизации.

На карте покажите Азию и Европу. Можно указать движение первобытных людей стрелками (Если карта у вас ламинированная, стрелки можно нарисовать или вырезать из бумаги).

Ведущий: Хотите посмотреть, как жили первобытные люди, и чем они занимались? Тогда нам с вами нужно попасть в Каменный век, а точнее, в самое его начало — в эпоху палеолита, когда доисторические люди научились использовать каменные орудия труда.

Ведущий в задумчивости оглядывает участников.

Ведущий: Чтобы первобытные люди приняли нас за своих, нам с вами нужно немного поменять наш внешний вид. Как одевались доисторические люди? Ткани они делать не умели, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. Ноги первобытные люди предпочитали оставлять босыми, но мы с вами можем сделать особую обувь — поршни, собрав кусок кожи вокруг щиколотки.

Участники одеваются как первобытные люди. Вместо кожи можно использовать, например, ткань коричневого цвета. Поршни мы фиксировали вокруг щиколотками банковскими резинками.

Ведущий: Все готовы к путешествию во времени? Включайте машину времени, поехали! Наша цель – каменный век, эпоха палеолита.

Дети запускают машину времени, все участники перемещаются к месту, отмеченному табличкой «Палеолит» (прочитать может сам ведущий или участники, которые умеют читать). В качестве машины времени может выступить любая коробка, пульт, детский руль. Вы даже можете просто представить, что она у вас есть и, например, лежит на ладони. Мы используем доску с выключателями, шпингалетами и прочими развивашками для ручек.

Ведущий: Так-так. Похоже, сегодня наша машина времени слегка барахлит. Мы с вами оказались не в эпоху палеолита, а немного раньше, когда на Земле жили предки человека – гоминиды. Сейчас гоминидами называют предков человека и больших человекообразных обезьян.

Ну что ж, придется нам с вами, ребята, пройти тот же путь, что прошел человек в процессе своей эволюции – от человека умелого (Homo Habilis), еще очень похожего на человекообразных обезьян, до человека разумного (Homo sapiens), как мы с вами. Вперед!

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны. Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук. Если вы решите полакомиться корнеплодами, выкопанными из земли (например, морковкой или репой), их, конечно, нужно почистить.

2 остановка. Человек умелый (Homo habilis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homo habilis (хОмо хАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

3 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus )

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – Homo Erectus (хОмо эрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Участники высказывают свои предположения. Можно провести опыты: потушить свечку водой из пульверизатора, задув ее, перекрыв доступ воздуха, закрыв ее банкой или засыпав песком или солью. Зажгите одну свечку от другой – так древние люди могли передавать огонь друг другу.

Ведущий: Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

Участники выбирают в пещере место для очага, обкладывают его камнями. У нас были настоящие, но можно вырезать камни из картона. Собирают хворост (им могут стать простые карандаши) и зажигают огонь (можно свернуть трубочки из бумаги или салфеток). У нас в качестве хвороста были коричневые кубики , а огонь мы сделали из красных, желтых и оранжевых кубиков.

Ведущий: Как вы думаете, как огонь изменил жизнь древнего человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Огонь изменил питание древнего человека: если раньше он ел пищу только сырой, то теперь ее можно было готовить на костре: жарить мясо, запекать овощи. Огонь позволил древнему человеку жить в более прохладном климате, ведь у костра было теплее. Огонь сделал жизнь первобытных людей более безопасной: свет и запах костра отпугивали диких зверей, наверное, поэтому люди и сейчас так любят смотреть на огонь.

Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада (этот вариант детям особенно нравится) и деревянные палочки для шашлыков. Если длинных палочек нет, можно воспользоваться зубочистками. Пусть участники сделают себе шашлыки и «поджарят» их на костре. Эту игру можно вставлять в любой квест и проводить на любом празднике — она всегда пользуется успехом. Она дает участникам возможность немного отдохнуть, и еще к игре сразу привлекаются те, кто до этого особо не участвовал.

4 остановка: Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homo heidelbergensis (хОмо хейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким. Сейчас спортсмены тренируются с гантелями? А что мог использовать гейдельбергский человек?

Сделайте несколько упражнений с камнями. Вместо настоящих камней можно взять мешочки с крупой (лучше тканевые) или толстые книжки, которые удобно держать.

Ведущий: Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?

Ведущий: Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

Участники могут изобразить животных, о которых рассказывает ведущий.

Ведущий: Думаю, нам с вами тоже нужно обзавестись копьем и отправиться на охоту. А до изобретения копья, древние люди охотились, закидывая животное камнями.

Копье можно сделать из палки, привязав к ней или прикрепив скотчем наконечник из картона или другого материала. Если палки нет, копье можно вырезать из большого куска плотного картона. В качестве камней в данном случае лучше взять мягкие или тряпочные мячики.

Устройте охоту на мамонта или слона. Мамонта можно сделать так: поставьте два стула или положите на пол две большие подушки и накройте их большим куском ткани. Бросая копья, попробуйте сбросить покрывало со стульев. А возможно мамонтом согласится стать старший брат или папа. Пусть шерстистым носорогом будет фитбол – бросая копья или камни закатите фитбол за черту.

Ведущий: Гейдельбергский человек также научился строить жилище из веток и шкур. Как мы сейчас называем такие жилища?

Участники высказывают свои варианты.

Ведущий: Правильно. Жилище из веток мы называем шалашом, а если жесткий каркас из веток покрыть шкурами животных получатся яранга, чум, вигвам или типи. Может и нас с вами такое жилище построить?

Постройте модель шалаша. Вам понадобится: небольшой кусочек туристического коврика, поролона или просто пластилин, зубочистки, несколько смятых фольгированных фантиков или разрезанная на части фольга от плитки шоколад (фантики должны быть смяты так, чтобы их потом можно было расправить). Сначала поохотьтесь на животных: разложите на столе смятые фантики, пусть участники попробуют попасть в них копьями – зубочистками. Кто попал в «зверя», забирает фантик себе. На куске туристического коврика сделайте основу для вигвама из зубочисток. Затем пальцами или с помощью стеки займитесь выделкой шкур (расправьте фантики) и покройте ими основу вигвама. Закрепите фантики клеем или с помощью зубочисток. Готово!

5 остановка. Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homo sapiens neanderthalensis (хОмо сАпиенс неандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Сделайте землянку из пластилина. Жилье гейдельбергского человека из шкур и землянку можно поставить все землянки в пустую коробку, добавить сухую траву, листья, гречку или другую крупу, деревья от конструктора, из пластилина же можно слепить костер, древнего человечка также можно слепить из пластилина или взять из конструктора. У вас получится .

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Участники греют свой щечки, лобики, носы, пятки, коленки и т.д.: трут ладошки друг об друга, а затем прикладывают их к разным местам.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

Если у вас есть лук, расставьте на полу фигурки (картинки животных), пусть участники сходят на охоту. Мы вместо лука использовали рогатку.

Ведущий: Умел неандерталец и рыбачить. Думаю нам с вами тоже нужно научиться рыбачить по-неандертальски – оглушая рыбу метким попаданием заостренной палки.

Вам понадобятся несколько надутых воздушных шариков. Прежде чем надуть их, спрячьте внутри «зубы». Зубы можно подобрать среди продолговатых пуговиц, деталей конструктора (в них должно быть сквозное отверстие) или просто вырезать из картона. Раскидайте шарики по комнате, дайте каждому участнику по зубочистке. Задача участников – поймать шарик одной или двумя ногами без помощи рук, а затем проткнуть шарик зубочисткой (проткнуть воздушный шарик, просто бросив в него зубочистку, — практически невозможно, проверили). Находящиеся внутри шарика предметы участники забирают себе.

Всезнайка: Из костей и зубов животных и из раковин морских и речных моллюсков неандерталец научился делать украшения. У нас с вами тоже есть трофеи. Давайте соберем украшения.

Участники получают по длинной толстой нити и собирают украшения.

6 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homo sapiens sapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homo sapiens sapiens (хОмо сАпиенс сАпиенс). Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты. Отыщем музыкальные инструменты и станцуем?

Участники находят подходящие инструменты (барабаны, деревянные палочки, ложки, коробочки-шумелки, флейты) и танцуют под первобытную музыку (можно использовать звуки африканских барабанов ) или под смешную «Песню о вещах» в исполнении М. Боярского. Вместо барабанов можно использовать перевернутые кастрюли, картонные коробки, пластиковые контейнеры или просто стучать по табуретке или столу.

Ведущий: Кроманьонцы, научились не только охотиться, но и воевать. Для защиты они обносили свои стоянки частоколом из бревен, веток и даже костей мамонта.

Ведущий: Кроманьонцы научились делать ловушки для диких зверей. Но нам с вами нужно их обойти.

Расположите на полу листы бумаги, кусочки напольного коврика, кубики от конструктора. Пусть участники аккуратно пройдут по около них, ничего не задев.

Ведущий: Могли кроманьонцы и заготавливать еду.

Раздайте участникам по несколько кусочков толстых ниток. Пусть они выложат улиток – на листах белой бумаги, представив, что это снег. Можно выложить улиток на полу и закидать их «снегом» (ватой или ватными дисками).

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством и своим жилищем. Встречалось им много интересных растений. Повезло и нам с вами. Что это за растение, как вы думаете?

Ведущий подводит участников к подвешенной пиньяте коричневого цвета – плоду какао-дерева. Участники разбивают пиньяту, находят шоколадные конфеты и делают вывод, что это какао-дерево. У нас к праздничному столу дети несли конфеты на шкуре, взяв ее за два конца.

Вместо заключения

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

Участники прощаются с ведущим.

В подготовке этой игры мне очень помогла энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» из серии «Пешком в историю» (книга в Лабиринте) и настольная карточная игра «Жили-были в каменном веке» из этой же серии (игра в Лабиринте).

Понравился сценарий праздничной игры? Сохраните его себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО -- перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО -- перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО -- по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы -- это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей -- уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство -- передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.

К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков -- охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» -- если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями в жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохи первобытности.

Кроме миграционных путешествий, в древности развивались «брачные путешествия», которые постепенно становились характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древних афинян,.24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.

Стадии становления человека

Известно, что их три, а именно:

  • древнейшие представители людского рода;
  • современное поколение.

Данная статья посвящена исключительно 2-й из вышеперечисленных стадий.

История древнего человека

Приблизительно 200 тыс. лет тому назад появились люди, которых мы называем неандертальцами. Они занимали промежуточное положение между представителями древнейшего рода и 1-м современным человеком. Древние люди были весьма неоднородной группой. Исследование большого числа скелетов позволило сделать вывод, что, в процессе эволюции неандертальцев на фоне разнообразия строения, определились 2 линии. Первая была ориентирована на мощное физиологическое развитие. Визуально самые древние люди отличались низким сильно скошенным лбом, заниженным затылком, слабо развитым подбородком, сплошным надглазным валиком, крупными зубами. Они обладали весьма мощной мускулатурой, при том что их рост составлял не более 165 см. Масса их мозга достигла уже 1500 г. Предположительно древние люди использовали зачаточную членораздельную речь.

Вторая линия неандертальцев отличалась более утонченными чертами. У них наблюдались значительно меньшие надбровные валики, более развитый подбородочный выступ и тонкие челюсти. Можно сказать, что вторая группа существенно уступала в физическом развитии первой. Однако у них уже наблюдалось значительное увеличение объема лобных долей мозга.

Вторая группа неандертальцев боролась за свое существование посредством развития внутригрупповых связей в процессе охоты, защиты от агрессивной природной среды, врагов, другими словами, при помощи объединения сил отдельно взятых особей, а не путем развития мускулатуры, как первая.

В результате такого эволюционного пути появился вид Homo sapiens, что переводится как "Человек разумный" (40-50 тыс. лет назад).

Известно, что небольшой промежуток времени жизнь древнего человека и первого современного была тесно взаимосвязана. Впоследствии неандертальцы подверглись окончательному вытеснению кроманьонцами (первыми современными людьми).

Виды древних людей

В связи с обширностью, неоднородностью группы гоминид принято выделять следующие разновидности неандертальцев:

  • античные (ранние представители, жившие 130-70 тыс. лет назад);
  • классические (европейские формы, период их существования 70-40 тыс. лет назад);
  • пережиточные (жили 45 тыс. лет назад).

Неандертальцы: повседневная жизнь, занятия

Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей.

Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений.

Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них.

Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку.

Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием: поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед.

Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.

Орудия неандертальцев

Они незначительно отличались от тех, которые использовали их предшественники. Однако спустя время орудия древних людей стало более сложным. Новообразованный комплекс дал начало так называемой мустьерской эпохи. Как и ранее, орудия изготавливались преимущественно из камня, однако их формы становились все разнообразнее, а техника вытачивания - сложнее.

Основная заготовка оружия - отщеп, образующийся в результате скалывания с нуклеуса (куска кремня, имеющего специальные площадки, с которых производилось скалывание). Для данной эпохи было характерно приблизительно 60 разновидностей орудия. Все они - вариации 3 основных: скребло, рубильца, остроконечник.

Первое используется в процессе разделывания туши животного, обработки дерева, выделки шкур. Вторые - это уменьшенный вариант ручных рубил ранее существовавших питекантропов (в длину они были 15-20 см). Новые их модификации имели длину 5-8 см. Третье орудие было с треугольным очертанием и острием на конце. Они применялись в качестве ножей для резания кожи, мяса, дерева, а также как кинжалы и наконечники дротиков, копий.

Помимо перечисленных видов, у неандертальцев имелись и такие как: скребки, резцы, проколки, выемчатые, зубчатые орудия.

Кость также служила основой для их изготовления. До наших времен дошло очень мало фрагментов таких экземпляров, а целиком орудия можно увидеть еще реже. Чаще всего это были примитивные шилья, лопаточки, острия.

Орудия различались в зависимости от разновидностей зверей, на которых охотились неандертальцы, а следовательно, и от географического региона, климата. Очевидно, что африканские орудия отличались от европейских.

Климат местности обитания неандертальцев

С этим неандертальцам повезло меньше. Они застали сильное похолодание, образование ледников. Неандертальцы, в отличие от питекантропов, которые обитали в местности, подобной африканской саванне, жили, скорее, в тундре, лесостепи.

Известно, что первый древний человек, так же как и его предки, осваивал пещеры - неглубокие гроты, небольшие навесы. Впоследствии появились уже постройки, расположенные на открытом пространстве (на стоянке на Днестре найдены останки жилища, изготовленного из костей, зубов мамонта).

Охота древних людей

В основном неандертальцы охотились на мамонтов. До наших дней он не дожил, однако всем известно, как выглядит этот зверь, так как были найдены наскальные рисунки с его изображением, нанесенные людьми позднего палеолита. Помимо этого, археологи находили останки (иногда даже весь скелет целиком или туши в вечномерзлом грунте) мамонтов в Сибири, на Аляске.

Для поимки такого большого зверя неандертальцам приходилось потрудиться. Они выкапывали ямы-ловушки либо загоняли мамонта в болото, чтобы тот увяз в нем, затем добивали.

Также промысловым животным являлся пещерный медведь (он больше нашего бурого в 1,5 раза). Если крупный самец поднимался на задние лапы, то он достигал 2,5 м в высоту.

Неандертальцы охотились также на зубров, бизонов, северных оленей, лошадей. С них можно было получить не только само мясо, но и кости, жир, шкуру.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг . Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть - сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог - стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло . Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос . Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила . Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня . Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Находки из пещер Схул и Джебел Кафзех

Первая находится неподалеку от Хайфы, вторая - на юге Израиля. Они обе расположены на территории Ближнего Востока. Эти пещеры знамениты тем, что в них были найдены останки людей (костные), которые были более близки к современным людям, чем к древним. К сожалению, они принадлежали лишь двум индивидуумам. Возраст находок 90-100 тыс. лет. В связи с этим можно говорить, что человек современного вида в течение многих тысячелетий сосуществовал с неандертальцем.

Заключение

Мир древних людей весьма интересен и до конца еще не изучен. Возможно, со временем нам откроются новые тайны, которые позволят взглянуть на него с иной точки зрения.

Я бы не хотела поменяться местами с древним человеком. Хотя сейчас многие говорят о том, что надо бы «опроститься», сбросить с себя оковы цивилизации, жить на природе, есть натуральную еду. И тогда мы, как и наши предки, сможем дожить до 150 лет. Я много читала об эволюции человека. И думаю, что каждый образованный человек согласится, что жизнь древних людей была сложной.

Жизнь и выживание древних людей

На самом деле, продолжительность жизни людей была гораздо меньше. Они жили до 35-40 лет. Инфекций и онкологии тогда почти не было. Но людям приходилось много охотиться , а это было очень опасно.

Уже тогда они научились разделять обязанности. Появилось некое подобие патриархата . Мужчины добывали пищу, женщины обрабатывали добычу (готовили еду, выделывали шкуры), самые пожилые члены общества занимались воспитанием и обучением детей. Это был прообраз пенсии.


Как жили и питались древние люди

Вероятно, питание древних людей и вправду было более здоровым. За исключением того, что, чаще всего, оно было недостаточным. Но нам бы оно, в любом случае, не понравилось:

  1. Они ели гораздо больше белка . Но мясо всегда было в дефиците. В ход шли, например, личинки и насекомые.
  2. Редко употребляли углеводы . Вкусные сладкие фрукты и плоды были роскошью. С тех времен у нас сохранилась нездоровая привязанность к сладкому.
  3. Открытие огня стало прорывом. Термически обработанная пища лучше усваивается. Ее белки повлияли на рост мозга человека и ускорили эволюцию.
  4. В рационе не было соли . Да, с ней еда вкуснее, и в ней содержатся необходимые микроэлементы. Но она может вызвать обезвоживание и приводит к проблемам с сердцем.

Несмотря на то, что жизнь древних людей была гораздо сложнее, биологически они были более приспособлены к этому миру. Как вид, конечно. Вряд ли кому-то из нас пришлась бы по душе такая жизнь. Слишком уж сложной она была. Все наши современные проблемы и заболевания связаны с тем, что нам удалось обмануть природу. А вы бы хотели поменяться местами с древним человеком?

Полезно0 0 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Когда я была маленькая, мне всегда читали книги, и очень часто там были темы о древнем мире и обычаях древних людей . Меня настолько заинтересовала эта тема, что я целыми днями могла слушать о том, как жили древние люди, чем они занимались. И сейчас я попытаюсь рассказать вам о жизни древних людей.


Какие люди считаются древними

Точную дату, когда появился древний человек , ученые до сих пор не могут назвать. Одно лишь известно, что они появились около двух миллионов лет тому назад. Древние люди напоминали чем-то и современного человека, но, в большей мере, они были внешностью склонны к горилле. У них были длинные руки , форма черепа больше похожа на форму обезьяны, также они имели мозг, меньший размером, чем размер мозга современного человека. По сравнению с древнейшими людьми, древние люди уже были способны выговаривать определенные звуки и отрывки слов , но предложения и слова, имеющие смысл, произносить они не могли. Можно выделить некоторые характерные черты древних людей :

  • мо зг чуть больше, чем у обезьяны;
  • способность выговаривать отрывистые звуки;
  • объединение в малые общности, наподобие племен .

По сути, я считаю, что древний человек - это эволюционирующий и более способный представитель, чем древнейший его сородич.

Жизнь древних людей

Древние люди имели, в основном, однообразный и монолитный образ жизни. Практически каждый день они занимались одним и тем же делом. Основными занятиями древних людей являлись:

  • охота;
  • собирательство;
  • доб ыча и поддержка огня;
  • освоение новых земель.

Жизнь этих людей была довольно жестокой, и я могу пояснить почему.

В древнее время, человек, имевший более сильное телосложение, и больший инстинкт самосохранения, получал практически все блага окружающей его природы, в то время как слабый и немощный человек умирал от голода или холода.


День древних людей проходил довольно-таки рутинно. Примерно он выглядел так: утром или вечером мужчины объединялись в группы, а затем шли на охоту. Добыв какую-либо дичь и прийдя на место своего обитания, они шли к женщинам, которые с помощью огня готовили мясо, рыбу или корнеплоды. Огонь они, в основном, добывали с помощью молнии, а затем поддерживали его, постоянно подкидывая туда палочки, ветки и угольки. Жили древние люди в пещерах, и это было их единственное убежище.


Жизнь древнего человека была очень опасной , его окружали дикие условия, хищные звери и птицы , охотно отбирающие последние пропитание у человека. Поэтому жизнь древних людей была непростая, скорее, я бы сказала, это была не жизнь, а выживание.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

В детстве я мечтал стать археологом. Я грезил себя на Куликовом поле или в песках Вавилона, достающим из-под земли оружие и черепа воинов. Моя мечта почти сбылась: я стал историком. Для меня «древний» и «доисторический» не одно и тоже. У Древнего мира уже была история. Посмотрите, какая она может быть разная.


Когда и как жили древние люди

Древний мир. Знания и мифы переплетаются, когда мы слышим это словосочетание. Мало сведений досталось историкам о тех временах. Но сегодня уверенно можно сказать, что 6000 лет назад возникла древняя цивилизация в долине Тигра и Евфрата .Они называли себя «черноголовыми», а мы их называем шумерами. Они создали себе первых богов, у них была своя культура, но лишь осколки её доступны для изучения. То, что удаётся нам узнать сегодня об их жизни , кажется нам страшным, но одновременно мудрым. В центре их городов стояли многоступенчатые башни – зиккураты, на вершинах которых было святилище, то, что сегодня бы назвали храмом.


Древние люди умели наблюдать за звёздным небом и знали целых пять планет. Дома они строили из камня и кирпичей. Хозяйство (двор) находилось на крыше. Одевались они в шерстяные одежды и выделывали шкуры. И уже тогда появились драгоценности. Хлипкие (по нашим понятиям) шумерские корабли из тростниковых стволов доплывали даже до Индии . Это была настоящая древняя цивилизация . Вот ещё интересные факты о древних людях Шумера:

  • у древних шумеров были прообразы современных банковских сейфов;
  • в их домах не было окон;
  • ножи делали из глины.

Другие древние

Вопрос, а что было до древнего человека, терзал общество. В конце 19-го века госпожа Блаватская в свое работе «Тайная доктрина» отвечает на эти вопросы.


Все современные люди потомки гиперборейцев, великой расы, со своей цивилизацией, которые жили на севере Евразии или за Полярным кругом . Они обладали даром предвидеть и телепортироваться, владели неведомыми техническими навыками, но 9000 лет назад пришли в упадок. Что ещё говорит Блаватская о древних людях:

  • сейчас живёт пятая раса, а всего будет семь;
  • считала, что конец каждой расы связан с космической катастрофой ;
  • доказывала, что учение истории о древнем мире неверное.

Конечно, это псевдоистория , утопия, альтернатива. Назвать можно по-разному, но как захватывающе! Уверен, нам ещё многое придётся узнать о том, как жил древний человек.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Конечно же, все замечают, как с годами человечество развивается. Появляются новые блага цивилизации. Даже я прекрасно помню время, когда никто не знал о существовании мобильного телефона и, например, планшетного компьютера. А ведь в далеком прошлом людям приходилось самостоятельно добывать огонь и мастерить предметы быта. Напомню вам немного, как именно жили древние люди.


Образ жизни древних людей

История говорит нам о том, что первобытные люди появились на нашей планете около 2 млн. лет назад . Конечно же, мельчайшие детали их жизни воссоздать невозможно, но в наши дни уже очень много известно о жизни того времени.

Условия были сложными, поэтому поодиночке никто не жил. Древние люди собирались в небольшие группы , где за каждым были закреплены определенные обязанности. Они вместе добывали себе еду, охраняли и обустраивали свое жилище.


Такие первобытные орудия труда, как палка и камень помогали древним людям добывать себе пищу. Самой важной проблемой было именно пропитание . Первобытные люди в большой степени зависели от природы. В засушливую погоду они оставались без ягод, а разыгравшиеся пожары отгоняли вдаль всех животных. Именно поэтому они долго не засиживались на одном месте. Им приходилось кочевать в поисках еды.


Лучшим вариантом для них было найти пещеру для жизни недалеко от воды . Тогда их постоянной добычей становились животные, которые пришли на водопой. Все накопленные навыки и опыт передавались из поколения в поколение.

Предметы домашнего быта и приготовление пищи

В далеком прошлом люди тоже облагораживали свое жилище и находили способы создать предметы домашнего обихода. Так, например, для изготовления домашней утвари древние люди использовали :

  • плотные ветки деревьев;
  • скорлупу кокосовых орехов;
  • дерево;
  • бамбук;
  • кожу.

Еду они готовили в корытах из дерева , кидая в них раскаленные камни. Только потом, когда древние люди научились делать посуду из глины , они смогли на огне готовить еду. Чтобы приготовить обед, женщины:

  • собирали плоды;
  • искали птичьи яйца;
  • находили улиток и крабов.

На мужские плечи ложилась охота и рыбалка. Поймав хорошую добычу, с нее можно было получить не только сытный обед, но еще шкуру и кости, которые потом использовались в быту. Трудно поверить, что наша жизнь стала настолько развитой по сравнению с первобытными временами. Возможно, наши потомки тоже будут удивляться, как это у нас машины ездили по дорогам, а не летали по воздуху. :)

Краткосрочный план урока истории Казахстана в 5 классе
Раздел долгосрочного плана:
Школа:
5.1.Жизнь древних людей на территории
Казахстана
Дата:
Класс: 5
Тема урока
ФИО учителя: Локтионова С.В.
Участвовали:
Отсутствовал
и:
Путешествие в жизнь древних людей
Учебные цели для
достижения на этом
уроке (ссылка на
учебную программу)
Цель урока
Критерий успеха
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме (рассказ, изображение,
постановка, макет).
Учащиеся продемонстрируют жизнь первобытных людей
через постановку
Учащиеся демонстрируют жизнь первобытных людей через
постановку
Языковые цели
Ключевые слова:
обработка кожи, сбор урожая, охота, рыбалка, мотыжное
земледелие,
рукоделие, ткачество, керамика, глиняные
сосуды
Серия полезных фраз для диалога/письма
В жизни и в быту древних людей произошли следующие
изменения:...
Следующие факторы повлияли на изменения в жизни
древних людей:...
То, что мы определили...
В итоге...
По мнению нашей группы...
Следующие причины / факторы......
....стали самыми главными достижениями
Судя по этому, … было важнее чем... потому что.....
Привитие ценностей
­ трудолюбие
­ терпеливость
Межпредметная связь
География, всемирная история, изобразительное искусство

Предшествующие
знания
знают о том, что мужчины занимались охотой, а женщины
собирательством; различают орудия труда древних людей:
дубина, палка­копалка, чоппер, чоппинг, наконечники стрел
и т.д.; умеют систематизировать орудия труда в
зависимости от рода занятий

Ход урока
Запланиров
анные
этапы урока
Начало: 3
мин
Середина:
3
мин

Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
Организационный момент (психологический настрой
«Пожелание друг другу»)
ИР: Работа с иллюстрациями:
 Определение группового соответствия «Виды
деятельности древних людей»
 Выход на тему урока;
 Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока;
Иллюстрации по
теме «Разные
виды
деятельности
древних людей»
ПР: Приём «Рассуждаем вместе»
 В каком периоде древние люди объединялись в
Учебник, КСП
стада, роды, племя?
Рассматривая картинки, уч­ся определят причину
объединения древних людей в разный период времени
ФО: жесты
ИР: Проблемный вопрос: приём «Секретный
предмет» (глиняная кружка, лук и стрелы, камень и
т.д.): что это такое и какое может иметь отношение к
уроку?
5
мин
Кинометафора: просмотр фрагмента из фильма
«Древнейшие люди»
 Какие произошли изменения в жизни и быту

2
мин
15
мин
древних людей?
 С какими трудностями столкнулись древние
люди?
 Что способствовало изменению в жизни и
быту древних людей?
ФО: похвала
Разминка: «Море бушует раз» (нацелена на умение
остановить момент, с последующим деление на
группы по одинаковым фигурам)
Групповая работа: Творческое задание
(Интерпретация):
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие
в жизнь древних людей»
Используя стратегию «Стоп­кадр», изобразить
стоп­кадр из жизни и быта древних людей, опираясь
на полученные карточки с названием видов
деятельности. В группе обсуждают, и с помощью
движений инсценируют событие перед классом.
Задание­сцена:
1.Изготовление орудия труда из камня
2.Занятие собирательством и земледелием
3.Охота
Раздаточный
материал
Видеофрагмент
из видеоурока об
орудиях труда
древних людей
из видеоурока
по всеобщей
истории
«Древнейшие
люди»
(videouroki.net)
Разрезанные
картинки с
орудиями труда
древнейших
людей.
Правила работы
в группе на
доске.
Учебник,
шаблон таблицы
Листы А­4,

4. Разжигание огня
5.Рисование наскальных рисунков
6. Строительство жилища
7. Ткачество, обработка шкур
Дескриптор:


Знают какие изменения произошли в жизни
древних людей;
учащиеся безошибочно определяют вид
деятельности древних людей;
 могут последовательно изобразить изменения
в быту древних людей
ФО: сигнальные карточки
3.Используя стратегию
«Карусель» провести
взаимопроверку в группах, опираясь на демо­
лист
фломастеры
Карточки –
подсказки
Демо­лист
ПР: Стратегия «Деловая игра»
Составление диалога с выбором роли (учет рода
занятий предполагаемого собеседника):
Художник­земледелец
Строитель­ хранитель очага
Ткач­гончар
Охотник­собиратель
Старейшина­ребёнок
Дескрипторы:
­ соответствие теме,
­учет рода занятий предполагаемого собеседника;
­ наличие 4­8 реплик,
Критерии
оценивания:
Учащиеся
безошибочно
определяют род
занятий
соответствие теме
учет рода занятий
предполагаемого
собеседника
наличие 4­8 реплик
Дескрипторы
Услов.об
озн.
­
*
+
Лист
взаимооценки
Конец урока
3мин
Обратная связь: Билет на выход с урока
 На уроке я узнал…
 На уроке я не понял…
 Мне хотелось бы узнать

Охрана
здоровья и
соблюдение
техники
безопасности
Физминутка
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку?
Какие задания вы даете
ученикам более способным
по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете
проверять уровень освоения
материала учащимися?
 используя
разноуровневые
задания, мотивируя
на успех
 применяя
интерпретацию
Самооценивание
Сигнальные карточки
Взаимооценивание
по стратегии «Колесо знаний»,
«Карусель»
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели
обучения? Если ученики
еще не достигли цели,
как вы думаете,
почему? Правильно
проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы
время во время этапов
урока? Были ли
отклонения от плана
урока, и почему?

Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?
1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных

учеников на что обратить внимание на следующем уроке?