Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Державная Владычица.

Ежегодно 4 ноября Православная Церковь, все ее верные чада чествуют один из любимых народом Божьим образов Пресвятой Богородицы – Казанскую. В главном церковном песнопении, посвященном Казанской иконе Божией Матери, Она величается как Победительная Взбранная Воевода. Сегодня людям не очень понятны древние слова величания и потому разъясним их. В тропаре Казанской иконе речь идет о Предводительнице воинства, Которая всегда одерживает победу в битве с врагами Православия.

Казанская

Почему же Божию Матерь величают Воеводой? Казалось бы, такое обращение к Пречистой Отроковице слишком сурово, но ведь и суров мир, в котором мы живем, и поле битвы, о котором всегда говорят святые отцы и богословы, не затихает ни на минуту… Да, как справедливо писал великий русский мыслитель, в мире идет война и поле битвы сердца человеческие. Однако, часто эта духовная битва обретает видимые и страшные черты. К великой скорби. Наша страна из-за правильного отношения к Создателю, из-за исповедания Православия периодически подвергается суровым военным нападкам, которые организует враг рода человеческого. И в такие периоды наш народ особенно усердно молит Пресвятую Богородицу о помощи. А Она, Милостивая и Милосердная, молит Сына Своего о православном Отечестве нашем и людях его. Потому и зовем мы Царицу нашу еще и Заступницей Усердной. Молит Мати Господа Вышняго, молит и Сама возглавляет полки православных ратников. И всегда, осеняемые Ее пришествием, одерживает православное христолюбивое воинство наше победу над врагом!

Так благословил Господь, что именно Казанская икона Его Матери стала победным стягом христолюбивого воинства, державной Хранительницей нашего государства. Такая икона Царицы Небесной особым образом явилась в городе Казани в конце 16 века, и по месту чудесного явления стала именоваться Казанской. Слух о явлении образа, обретенного по велению Самой Богородицы на пепелище дома православной семьи, разнесся по всему городу, собралось множество народу, и архиепископ, в присутствии властей, с крестным ходом торжественно перенес икону в церковь святителя Николая. Там совершился первый молебен перед новооткрытым образом. Настоятелем этой Никольской церкви в то время был священник Ермолай, который впоследствии стал московским святителем и Патриархом. Это он подробно описал обретение иконы. Потом чудотворный образ торжественно перенесли в Благовещенский собор города Казани. Во время крестных ходов совершались чудеса исцелений от слепоты. Это был знак того, что святыня была явлена для избавления от духовного ослепления.

 Итак, будущему Патриарху Ермогену, который в 1579 году был простым иереем Церкви Христовой, Промыслом Божиим выпала честь поднять на свои руки чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Святителем  были «премудро сложены» стихиры, канон и тропарь досточудной иконе, дошедшие до нас.

Воевода и Царица

С тех давних пор Казанский образ Царицы Небесной оказался связан с важнейшими событиями в ис­тории России. Всенародная святыня принимала участие в решении многих государственных вопросов. Она, если можно так выразиться, является государственной иконой России. Окруженный горестными событиями трагического 20 века, священномученик Серафим Звездинский открывает нам небесную тайну о Казанской иконе Богородицы, говоря, что в ней Божия Матерь является Воеводой и Царицей. Нельзя не верить страдальцу за Христа.

Но будет недопустимой ошибкой изображать Матерь Божию в воинских доспехах. А ведь такие изображения можно сегодня встретить… Наша Церковь отвергает их, называя лжеиконами. Пресвятая Богородица никогда не наденет рыцарские латы и шлем, но Она воистину является Взбранной (непобедимой в бранях, в сражениях) Воеводой, ведущей благочестивых людей к спасению, и, если понадобится, то и на смертный бой с врагами православной Отчизны нашей.

А как изображают православные иконописцы Взбранную Воеводу? Что за икона Божьей Матери, именуемая Казанской? Какова ее иконография?

В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную еще со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта. Древнейшие иконы 6-7 вв., выполненные в этой технике, хорошо сохранились до наших времен.

Молящаяся

   Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности в подземных некрополях римских катакомб. Сокрытие христианства, святых иконописных образов обусловлено было гонением на веру в те времена. Вплоть до эпохи царствования святых равноапостольных Константина и Елены.

   «Оранта» означает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной   позе с воздетыми руками. «Нерушимая стена», «Неупиваемая чаша», «Знамение» - наиболее известные иконы этого типа. Данные иконографии выражали образ христианской святости, неустанного молитвенного обращения к Богу.

   Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира - ризой (омофором, мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме.

   Главной иконой святой ротонды была Богоматерь Оранта. Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском Храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой омофор в знак заступничества.

Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим христианам. На Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой   стеной».

Умиление

На иконах Богоматери канона «Умиление» Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты (щеки) Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей». Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах святой Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

   Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями.

   Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью». Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Путеводительница

Третий тип икон - «Одигитрия». В переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни - в этом смысле Она и является Путеводительницей. Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14;6). Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский.

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических изводах. Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

И Казанская икона Божьей Матери относится по иконографии к типу «Одигитрия». Большинство икон данного типа представляют Божию Матерь с Богомладенцем, изображенным на правой руке Богородицы. Но есть изводы, где Младенец помещен на левой руке. Такой способ изображения называется «Панагия Декса» (греч. - святая). Изображение Богоматери на иконах типа «Одигитрия», как и в типе «Умиление», - поясное, или в полный рост, но встречаются и огрудные. Такой как раз является Казанская икона Божией Матери.

В следующую нашу встречу мы продолжим беседу об этом чудном образе Богородицы, обратимся к художественным особенностям иконы, о чудотворных ее списках и славного участия святыни в истории нашей страны.

Путь ко спасению

Давайте рассмо­трим художественные особенности святыни. Рисунок Ка­занской иконы Божией Матери притягивает взор неизъяснимой силой. Характер изображения говорит о его древности.

Очень редко Богородица на иконах изобра­жается по плечи, как в Казанском образе. Огрудный рисунок образа максимально приближает к нам лик Царицы Небесной. Икон, в которых использован такой древний прием изображения Пречистой, очень мало. И Богомладенец на Богородичных иконах так­же очень редко изображается по пояс или по плечи. Есть лишь несколько икон такого канона.

Незабываема и великолепна художественная компози­ция Казанского образа Богородицы. Это воистину шедевр мирового изобразительного искусства! Наш взор следует за волной дивного силуэта, рожденного близостью голов Господа Иисуса Христа и Его Матери. Голова Пречистой Девы Марии благоговейно склонена к Предвечному Младенцу. Взгляд Ее не обращен на предстоящего перед иконой человека и полон покоя, тихой материнской радос­ти, умиротворения. Но одновременно, Пречистая полна внимания к молящимся Ей людям, Она готова выслушать молитву верующего сердца.

Богомладенец предстоит фронтально. Мягкость линий риcyнкa сочетается с простотой и даже некоторой строгостью. Фигура Младенца Христа в этой иконе исполнена особой ду­ховной сосредоточенности и собранности. Его правая рука ­в благословляющем жесте. Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем духовного совершенствования. Напомним читателям, что Казанская принадлежит к типу икон, называемых Одигитрия, то есть Путеводительница. Христос – путь и истина. Он – путь ко спасению, а Его Пречистая Матерь ведет сердца христиан этим путем.

Левая рука Христа опущена вдоль тела и прикрыта спадающей тканью. Спаситель источает божественное достоинство, спокойствие и бесстрастие. В Казанской иконе Божией Матери отражено присущее Господу качество, которое бого­словы называют трансцендентностью. Это слово можно пе­ревести как надмирность. Бог, сотворивший видимый и неви­димый мир, не принадлежит ему, Он над миром, вне его и времени.

В Казанском образе использована обратная перспектива. Иконописцы, внимая Божиему веленью, показывают взира­ющeмy на икону те части изображения, которые человек, за­нимaющий определенную точку зрения, не имеет возможно­сти видеть. Создатели иконы как бы «разворачивают» изоб­ражение. Используя приемы обратной перспективы, изображая лики и фигуры фронтально, они пишут на иконах (час­тично) боковые и задние поверхности голов и тел, то есть те поверхности, которые мы не имеем возможности видеть. Таким образом, предстоящие на иконах не скрываются от молящегося человека, а раскрываются ему.

Чудотворные списки

     Христиане через любой почитаемый образ Богоматери могут получить божественную помощь. Но есть особо чтимые святыни. Как правило, существует чудотворный первообраз и есть несколько чудотворных списков с него. Первоявленной Казанской иконы мы сейчас увидеть не можем, она была украдена в начале 20 века нечестивцами и, вероятнее всего, уничтожена...  

Есть список, который называют «московским», с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило столицу от поляков. Сейчас московский список Казанской находится в Богоявленском соборе Москвы.

Другой чудотворный список Казанской Божией Матери находится во Владимирском соборе Санкт-Петербурга, в благодарность о спасении России в 1941-1945 гг.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. другой почитаемый Казанский образ, украшенный окладом с драгоценными камнями и жемчугом, попал за границу и оказался в Англии. В 1950 г. его приобрел для своей частной коллекции в замке Фарм Ф.А. Митчелл-Хеджез. Этот чудотворный список хранился в Ватикане, в личных покоях Папы Римского. Более 10 лет назад папа Римский передал в дар Русской Православной Церкви эту чудот­ворную икону Казанской Божией Ма­тери, перед который Пантифик ежедневно молился. Об истории иконы в мире и в России было немало споров. Ясно одно — передан­ный в Россию образ Казанской Божи­ей Матери несомненно является чу­дотворной иконой. Об особом почита­нии иконы в дореволюционной России свидетельствует ее великолепный дра­гоценный оклад.

 В Ватикане при стечении ты­сяч верующих прошла торжествен­ная церемония прощания с иконой Ка­занской Божией Матери. Бесконечно чтимый казанцами об­раз Божией Матери засиял в храме Ка­занского Богородицкого монастыря.

Пресвятая Богородица, спаси нас

Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону.

Она пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие молитвы были услышаны Царицей Небесной и 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков.  Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

В 1709 г. царь Петр Великий со всем своим воинством перед началом Полтавской битвы молился пред Казанской иконой Богородицы - местного чудотворного списка из села Каплуновка.

Перед этой же иконой со слезами произносил свои моления, стоя на ко­ленях, Главнокомандующий Русской армией Светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов о спасении России во время нашествия французов. После молебна на Куту­зова была возложена Казанская икона. Богоматерь явила Свою милость к русскому воинству: в день празднования Казанской иконы – 4 ноября 1812 г. – русские пол­ки под командованием Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву под Вязьмой, где потери францу­зов составили до 2 тысяч пленными и свыше 6 тысяч уби­тыми и ранеными. Это было первым сокрушительным по­ражением непобедимой наполеоновской армии.

После разгрома французской армии фельдмаршал М.И. Кутузов все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору Санкт-Петербурга.

Еще во времена Петра I святитель Митрофан Воронежский благословил императора поставить Казанский образ Владычицы как глав­ный камень во основание Петербурга, и возвестившего, что пока икона в городе и народ перед ней молится Пресвятой Богородице, нога вражеская не ступит на его зем­лю. И этот город не смогли взять даже фашистские оккупанты в грозные для нашей страны годы Великой Отечественной войны. 21 сентября 1943 г., в праздник Рождества Пресвятой Бо­городицы немецкие танки, наступавшие на Ленинград, остановились. Не только российские, но и американские, и германские историки не могут внятно ответить на вопрос, почему это произошло.

Киев - матерь городов русских, был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 г.

Рассказ о чудесах от великой православной святыни можно продолжать еще долго. И невозможно рассказать о всех благодеяниях Царицы и Воеводы православной стране нашей.

Переполнено благодарностью сердце, а уста немеют, не имея возможности по достоинству воздать Богу и Его Пречистой Матери должное славословие. Исповедуем устами и верим сердцем, молитвенно воздыхая: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

 

 

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -