Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Святые дни рождественской радости.

Христианский мир встретил праздник Рождества Христова. Еще раз поздравляем наших читателей с этим спасительным праздником и наступившим новым гражданским годом. Эти праздничные дни – особые: Церковь называет период от Рождества Христова до Богоявления святыми днями или святками. Всего таких дней двенадцать. В этот период нет поста. Это дни особой радости о рождении Богомладенца, дни особого прославления Бога за Его милосердие к человеческому роду.

Мудрые и неразумные

А вот канун праздника Крещения Господня является уже днем строгого поста. 18 января - крещенский сочельник.  Православные христиане всегда готовятся к великим праздникам Божьим. С самых древних времен подготовка к очень важному событию связана у людей с особым ритмом жизни, который называют постом. Человек собирается, учитывает важные моменты и совершает действия, помогающие ему понять событие и достойно его встретить и провести. Для этого же и мы будем проводить крещенский сочельник в воздержании и внимании к себе и окружающим.

В Святом Евангелии содержится притча о десяти девах, рассказанная Христом. Готовясь участвовать в свадебном торжестве, десять дев вышли на встречу Жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же вместе со светильниками взяли масла в сосудах своих. И как Жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот Жених идет, выходите навстречу Ему. Девы проснулись и стали поправлять светильники свои. У мудрых дев они горели светло, потому что в них было масло, а у неразумных они гасли. И сказали они мудрым девам: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но те отвечали: «Чтобы не случился тогда недостаток и у нас и у вас, лучше пойдите, купите себе масла». Те пошли покупать, а тем временем пришел Жених; мудрые девы вошли с Ним на брачный пир, и двери затворились. Через некоторое время пришли и те девы, стали стучаться и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но Жених отвечал: «Истинно говорю вам, Я вас не знаю». Спаситель окончил рассказ этот следующими словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын человеческий. Господь наш Иисус Христос, призывая верующих к постоянному духовному трезвению, рассказал эту притчу, открывая людям тайны Своего Царства, открывая пути, которыми входят в это Царство. Готовясь встретить Царя Небесного Царства, люди должны бодрствовать, запасая елей благочестия и богоугодных дел. Важно всегда следить за светильником своей души, заботясь о елее добрых дел. В период святок это особенно актуально.

От Рождества Христова

Рождение Иисуса Христа, событие, когда Сам Господь ради нашего спасения становится человеком, рождается от Девы Марии - это величайшее и непостижимое Чудо. Мы светло и радостно встретили этот праздник. Да, мы ежегодно вспоминаем событие рождения Богочеловека, но в то же время, оно ежегодно и совершается! К этой атмосфере ожидания Чуда присоединяется и окончания гражданского года. Надо заметить, что начало исчисления временного отрезка длинною в календарный год с первого января - сравнительно недавнее решение человеческого ума. И, если вспомнить логическое обоснование этого решения, то оно связано именно с Рождеством Спасителя: время отсчитывают от Рождества Христова. То есть, вначале совершается Рождество Иисуса Христа и от этого глобального для человечества события начинают отсчитывать время - календарный год и время в целом. Мы так сегодня и говорим: «Наступил 2018 год от Рождества Христова». Для новозаветного человечества такое решение логично. Но счёт времени от Сотворения мира тоже очень убедителен.

Началу нового гражданского года сегодня люди придают слишком большое значение. Понятно, что окончание года, подведение его итогов, благодарение Творцу за еще один год нашей жизни - вещи важные и нужные, но новогодняя суета не должна закрывать от нас главное, что происходит в Божьем мире. Это замечание особенно актуально для людей, живущих в православной России. Введение в западном мире григорианского календаря - событие ошибочное: начало исчисления времени по юлианскому календарю произошло незадолго до Рождества Христова и потому нам дорог этот календарь. Он более точен. Христиане западного мира встречают Рождение Сына Божьего значительно раньше. Но так сложилась их история, не наша. Однако очерёдность праздников у них сохранилась: пусть раньше, но они в начале встречают приход в мир Спасителя мира, а затем, уже в череде святых для них праздничных дней, отмечают и начало Нового года. В России же новый год встречают раньше Рождества. Эта историческая ошибка и является сегодня тем, что называют искушением, а по-другому говоря, испытанием. Испытанием знания истории, испытанием знания приоритетов, испытанием веры Богу и испытанием верности Церкви. Время зимнего поста готовит нас к празднику Света. Рождество Христово - это праздник великой всемирной радости. Но войти в эту светлую духовную радость сможет лишь тот, кто готовился к этому празднику со всей ответственностью, не размениваясь на мишуру суетного и не важного.

Атрибуты праздника

Пришёл праздник, наступили святки: ликование, связанное с Рождением Спасителя продолжается. Это время наполнено духовным трепетом от прикосновения к Таинству, к Чуду. Очень древней традицией является шествие христославов на святки. Прихожане храма объединяются в группу и посещают дома тех, кто по причине болезни не имеет возможности посетить храм. Нарядные и радостные, с «вифлеемской звездой», с песнопениями и подарками они приносят в дома обездоленных и страждущих радость праздника Божьего. Среди христославов всегда много детей. Святость и радость этих дней особенно остро чувствуют эти «маленькие люди». Их ангельские, тонкие и чистые души ликуют в эти дни! Они ждут от нас добра и подарков. К этим правильным чувствам детей желаем присоединиться и мы, взрослые.

От праздника Рождества до праздника Богоявления в храмах, на площадях городов и в домах христиан стоят вечнозеленые деревца. До Крещения Господня будет стоять величественная и украшенная ель и на главной площади нашей страны.

Как символ праздника Рождества Христова ель появилась на площадях и в домах христианских стран в XIX веке, сначала в Европе, а затем и в России, и в Америке. Этот прекрасный символ закрепился в праздновании Рождества потому, что удачно попал в смысл торжества. Ёлка напоминает нам гору, а пространство, образуемое нижними раскидистыми ветками ели, символизирует вертеп - пещеру в горе, где произошло событие Рождества Богомладенца. В таких пещерах в древности находили приют и защиту от непогоды странники, пастухи. Вертепы как место жилища избирали себе и разбойники, не переводящиеся никогда. В вертеп пришлось прийти и непраздной Деве Марии, так как люди вытеснили Её и Готовящегося родиться ради них Бога из своего мира. В самой холодной пещере воплотилось самое горячее сердце, совершилась тайна вхождения Бога в человеческую историю. В то время, когда спали люди, ангельский мир, непрестанно славящий Бога, с благоговейным трепетом взирал на совершавшееся на земле величайшее Чудо.

В убогом вертепе находились животные - невинные и безгрешные твари, всегда знающие Своего Творца. Недалеко находились простецы-пастухи, следящие за животными. Им явились ангелы Божии и сообщили великую Тайну Боговоплощения: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (см. Лк. 2,11). Узнали о Рождении и месте Рождения Царя царей и учёные мужи, те, кто искал Бога всю жизнь. Снарядив караваны, они пришли увидеть Его и поклониться Ему и Его Пречистой Матери. Учёные волхвы принесли Новорожденному дары. Главными из этих даров были золото - атрибут царской власти, ладан - приношение, совершаемое Богу и смирна - благовоние для погребения.

Другие традиции

Подарки и сегодня находят место в наших домашних вертепах. Детишки так любят это место под ёлочкой, в вертепе, где взрослые возлагают дары, говоря, что подарки оказались там таинственным образом. Есть еще семьи, где взрослые говорят своим детям, что подарки принес не мифический дед мороз (в это разумные дети не верят), а святитель Николай. В европейских странах не забыты сказания, что в преддверии Рождества Христова угодник Божий Николай посещает дома христиан, награждая хороших и послушных детей подарками, а строптивых и ленивых - розгами…

Сохранилась в мире, а в нашей стране возрождена, традиция сооружать вертепы, то есть кроме зелёной, празднично украшенной ёлки, увенчанной вифлеемской звездой, сооружают  полусферу, подобие пещеры, где располагают фигуры Девы Марии с Младенцем Христом, святого Иосифа Обручника, мудрых волхвов с дарами и фигурки животных - ягнёнка и других. Такие вертепы можно видеть в рождественские дни в городах Европы, Америки, Австралии… Нередко такой вертеп устанавливают прямо в храме.  Рождественский вертеп в преддверии праздника появляется всегда на территории нашего Преображенского храма. Он довольно большой, его обрамляют еловые ветви и украшают мигающие огоньки. Почти все приходящие в храм, останавливаются около него и в молчании стоят, прикасаясь душой в великой Тайне.

Всмотримся и мы в образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубоко, духовно глубоко творение Господне! С этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мёртвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всём (см. 1 Кор. 15:28).

Какая слава, какая радость и надежда! Воспоём же с благоговением, любовью и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего сотворённого Им в вечности на небе.

Время милосердия и добра

В таинственную и светозарную ночь Рождества Христова православные христиане, подражая несущим стражу пастухам, собрались в Божьих храмах, чтобы поклониться Сыну Божьему Рожденному, принести собранные за время поста дары своих сердец, и, в благоговении, вместе с ангельским необъятным воинством восславить Бога и воспеть Ему: «Слава в вышних Богу, и на земле - мир, в людях - благоволение!»

Кто-то скажет: а где сегодня этот мир? Обрети мир в своём сердце! Христос родился и принёс нам мир, и его принятие или отвержение зависит уже от воли человека. Сделаем же наши сердца милостивыми и добрыми. Простим всем всё, исторгнем из сердец наших обиды и злобу.

Не забудем во время святок тех, кто ждал праздника, стремился к нему, желал войти в его радость. Будем милостивы к своим близким, детям, тем, кто нуждается в помощи и защите. На святках христиане богаты на благотворительность, на добрые дела, на подарки. В храмах проводятся яркие и интересные представления с участием прихожан и детей самых разных возрастов. После концерта праздник продолжается на улице, у Рождественского вертепа, где детям и взрослым обычно представляют сюжет на Евангельскую тему – поклонение волхвов Христу, за простотой и видимой театрализованностью которого скрывается большой духовный смысл, донести который детям – особенно младшего возраста – гораздо проще в наглядной и доступной форме. Кстати, вертепом называют еще кукольный театр в виде двухъярусного ящика с фигурками для уличных представлений на библейские сюжеты. До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. Эта традиция, запрещённая в советский период истории России, возрождается, как и хождение христославов. Празднующие Рождество Христово вместе весело водят хороводы, участвуют в конкурсах, катаются на лошадях и получают вкусные подарки.

Святки - время посещения родных, близких и обездоленных. Пусть этот праздник будет радостным праздником для всех!

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -