Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Богоявление.

Наступил очередной гражданский год третьего тысячелетия христианства. Человеческая цивилизация ведет отсчёт времени от главного события, определившего духовный мир человечества - Рождества Христова. Двенадцать святых дней празднования Рождества называются святками. Этот период закончился. 18 января – Крещенский сочельник, день строгого поста. Это канун праздника Крещения Господня.

Пророк, Предтеча и Креститель

19 января православные христиане торжественно празднуют Крещение Господне, или Богоявление. Во время ежегодного церковного торжества мы вспоминаем  день, когда Господь Иисус Христос в тридцатилетнем возрасте пришел на берег Иордана, где Его крестил святой пророк Иоанн Предтеча. Воспоминаемое евангельское событие дало название празднику. Да, мы говорим о церковной памяти, но сердце верующего человека не только вспоминает, но и переживает, то есть как бы вновь проживает, подобные события, послужившие основаниями для праздников Святой Православной Церкви.

Слово «баптисто» с греческого переводится как «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, пронизанной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода может не только созидать, но и разрушать, уничтожать - так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение, которое совершал Предтеча Господень Иоанн, было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

Крещение Сына Божьего

И вот к пророку Иоанну, совершающему крещение, то есть свидетельствующему о чистоте тех людей, которые приходили к нему на Иордан и каялись в своих грехах, приходит Иисус из Назарета. Иоанну было открыто, что к нему пришел Сын Божий, которого так ждало все человечество. Предтеча Сына Божьего указывает на Иисуса, приближающегося к месту Иоаннова крещения и обращается к народу, говоря про Христа. Предтеча Господень говорит: «Вот агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира. Сей есть о Котором я сказал: «за Мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его, но для того пришел крестить Его в воде, чтобы Он был явлен…» (Ин.,1:29-31). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его. Креститель Иоанн, считая себя недостойным прикоснуться к главе воплотившегося Бога, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель.

Богоявление

В событии Крещения Господа Иисуса Христа, по свидетельству евангелистов (Мф. 13:16-17), совершилось явление Триединого Бога. Потому праздник Крещения известен еще под названием Богоявления. С другой стороны, Иисус с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его. «До дня крещения Он был неизвестен народу, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - потому Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который крестился». В тропаре и кондаке - основных церковных стихах, отражающих суть празднуемого события - ясно выражено значение Крещения и как явления Божества Святой Троицы («Троическое явися поклонение»), и как явления Сына Божия («Явился еси днесь вселенней»).

Итак, праздник Крещения называется еще праздником Богоявления так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом (См. Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:26-34.) Вот как пишет об этом евангелист Марк: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый принимающий крещение в Святой Церкви приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение - это начало восстановления первозданного образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся, посвященная Богу, жизнь.

Великое водосвятие

В сам праздник Крещения и накануне, в крещенский сочельник, в храмах совершается Великое водосвятие — Чин великого освящения воды. Церковь молится при этом, чтобы вода освятилась «силою и действием, и наитием Святого Духа», чтобы Господь даровал ей благодать исцеления души и тела и отгнания видимых и невидимых врагов.

Крещенская вода носит название Великая Агиасма, что в переводе с греческого означает «святыня». Еще ее называют богоявленской – речь идет об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это суеверие. Благодать освящения подается воде одна и та же и различать их не нужно. Великую святыню берегут, с благоговением окропляя ею свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда нас посещают тяжелые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни или скорби. Тогда нам особенно нужна благодать, в том числе и почерпаемая от святой воды.

В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне праздника Богоявления совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки святого Пророка. Раньше разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления верующие шли на реку Иордан для водосвятия. 

Праздник Просвещения

Святая Церковь празднует день Святого Богоявления еще с апостольских времен, заповедуя в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

Крещением Спаситель начинает Свой земной подвиг, чтобы указать людям путь спасения их душ. Вступая в воды Иордана, принимая Сам крещение от Своего Предвозвестника, Иисус Христос омывает не свои грехи (их у Бога нет), а грехи человеческие. Тотчас за Крещением последовало сорокадневное пребывание Христа на уединенной горе, в посте и молитве, а затем Его проповедь с первыми ее словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». (Мф. 4:17). Эти спасительные слова, всегда звучащие для человека, стремящегося к спасению бессмертной души, с особой силой вскоре будут звучать в православных храмах: подготовка к подвигу Великого поста не за горами.

С древнейших времен в Церковном Уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «седящих во тьме и сени смертной» (Мф.4; 16), спасти падший род человеческий.

Вступая на путь спасения, человек принимает крещение, входя через это таинство в Церковь Божию. Христианское крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)).

Современники спешат приобщиться к тайне важнейшего праздника Святой Церкви, к особой его атмосфере, почерпнуть святой крещенской воды, освятить себя и свои жилища.

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -