Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Ликует Церковь Русская.

Как прекрасный плод Твоего спасительного сеяния земля Российская
приносит Тебе, Господи, всех святых, в той просиявших...

В первое воскресенье Петрова поста, во вторую Неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, Святая Церковь совершает празднование в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Это значительный церковный и национальный праздник сегодняшней России.

Нашу страну с давних времён именуют святой. Такой она была, такой и остаётся. Наименование святости было усвоено нашей Родине ради того бесчисленного сонма святых людей, просиявших, «яко многосветлая светила», на Русской земле. И один подвижник веры и благочестия своим примером может кого-нибудь побудить к подвигу. Великое же множество святых, просиявших во всяком месте, чине и подвиге, дают надежду и крепость в своей жизни многим соотечественникам. Человек, которого мы именуем святым, благодатью Божьей прославленным, являет всякому человеку пример собственной решимости, любви к Богу и ближним, а также великой милости Господней, которую Создатель явил этому человеку при жизни, и по его отшествии от нас являет нам ради его за нас молитв. Особенное церковное поминовение всех святых совершается не только и, быть может, не столько ради нас, но ради всей нашей страны, ради наших родственников и соотечественников. Церковь всегда возносит молитвы о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве христолюбивом «да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Всякому верующему и так понятно, а сомневающийся может убедиться на примере истории, что тихая жизнь, без великих потрясений и скорбей, была в России тогда, когда среди народа велико было благочестие и вера. И когда вера оскудевала в людях, то Господь посылал серьёзные испытания. Перед последними великими потрясениями, начавшимися первой Мировой войной и революцией 1917 года, среди церковных людей была осознана необходимость в праздновании памяти всех святых, просиявших в нашей земле. И такое празднование было установлено на Поместном Всероссийском Соборе, проходившем в 1917-1918 годах, хотя истоки празднования восходят к глубокой древности.

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII в. она издавалась некоторыми частными типографиями. Из-за великих политических и государственных нестроений в начале XVII в. это празднование почти исчезает, но гимнографическое творчество, посвящённое важной теме, продолжается. В середине XVII века появляются отдельные службы на юге и севере России. Их авторы - иеромонахи Мелетий (Сириг) и Сергий (Шелонин). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов, совершаемой Церковью в сыропустную субботу. Большого распространения в богослужебной практике эти конкретные тексты служб не получили, и сегодня являются уникальными церковными документами прошлых эпох.

Помимо гимнографических произведений для службы русским святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых русских чудотворцев, а иеромонах Сергий (Шелонин) - «Похвальное слово русским преподобным».

Как упомянуто выше, современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., а многие из принявших это решение, вскоре стали мучениками и тоже были причтены к Собору русских святых. На заседании 7 (20) августа был заслушан доклад профессора Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 - Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146-147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русским святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе. Заслушав доклад, исторический Поместный Собор РПЦ определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) авг. (Деяние 150 - Там же. С. 216-217). Дополнение и исправление службы было поручено профессору Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 году. Священноисповедник Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание её вышло в Москве в 1946 г. Эта дата указывает нам на онтологическую связь праздника с историей страны. После победы над фашизмом всем была очевидна помощь русских святых в схватке с демонической силой. Правящая элита советского государства в трудные годы войны, которая для России началась в день памяти всех русских святых, воззвала к Русской Церкви о духовной помощи. Нет сомнения, что лютый враг был низвергнут не только усилиями живущих, но и по молитвам святых русских небожителей. Ещё во время той страшной войны Русская Церковь на непродолжительное время обрела некоторую ослабу от пут безбожного режима. Издание отредактированной службы русским святым в первый послевоенный год ещё одно тому подтверждение.

Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг. (Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995). Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием святителя Афанасия выделить её в круге праздников РПЦ; она включает богатейший гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать эту службу как в воскресный, так и в будний день. Помещённое в Минее последование включает многочисленные и уникальные тропари, кондаки, каноны, более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни, Евангелие утрени, литургии: прокимны, аллилуиарий со стихами, причастный стих; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые её части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), некоторые её тексты (напр., стихиры-подобны «Земле Русская…») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.

Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, который празднуется во вторую Неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, продолжает и распространяет праздник Всех святых, который празднуется в предыдущий воскресный день. Внутренняя духовная логика такой последовательности церковных праздников заключается в следующем. Воскресные дни в течение всего года являются предпочтительными для воспоминания наиболее важных духовных событий. Воскресенья, когда Святая Церковь подводит итоги своей спасительной миссии на земле, следуют, конечно же, за днём Святой Троицы (Пятидесятницы). В праздник Сошествия Святого Духа на апостолов, мы отмечаем отправной момент созидания Церкви. Сам праздник Троицы связан с Пасхой Христовой и празднуется на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Пасхалия, т.е. конкретный день Пасхи в каждый год конкретен: он высчитывается и потому является началом подвижного круга церковных праздников. В первое воскресенье по Пятидесятнице Церковь чествует всех святых угодников Божьих, а во второе воскресенье по Пятидесятнице совершается празднование всем святым, в земле Российской просиявшим. Теперь понятно почему подвижен день празднования всем русским святым – он связан с Пасхой Господней, с днём Святой Троицы.

Празднуемый ежегодно Святой Русской Церковью Собор хронологически начинается ещё до крещения Руси с первомучеников российских Феодора и Иоанна, принесёнными в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, и протягивается сквозь столетия до новомучеников и исповедников Российских, прославивших Бога в веке минувшем. Одни христиане, вошедшие в этот великий Собор, жили в маленьких сёлах и весях удельных княжеств, другие в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне как св. Силуан, на Аляске как св. Герман, на Филиппинах как св. Иоанн Шанхайский, в Японии как святитель Николай (Касаткин), в Европе и Америке. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители, и юродивые правдолюбцы. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.  

С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице святого Феодосия Печерского, поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам образец другой святости - житие преподобного Сергия Радонежского, уединившегося в монастыре для молитвы. В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит, как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского.  

В XVIII веке подчинённая жёсткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке суровые гонения дают длинный как никогда список новомучеников и страдальцев за веру Христову.  

Празднуя собор святых, в земле Российской просиявших и читая описания жизней святых всех веков, исключая последний, приходишь к выводу: порой трудно представить, какие тягости и невзгоды доводилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена.

Век двадцатый стал для России особенным в том смысле, что никогда ещё дотоле государственная машина не обрушивалась всей своей мощью на веру православную. В связи с этим обстоятельством страна наша и принесла великий и прекрасный плод сеяния Христова, о котором говорится в тропаре праздника. Прошлый век стал проверкой для России на святость. О грядущем испытании знали: все лучшие представители нашего народа, священнослужители Русской Православной Церкви, верующие ученые, творческая и техническая интеллигенция, направляли свои духовные усилия на благо страны и на спасение всех её жителей во Христе. К сожалению, некоторая, малая часть населения России уже была отравлена ядом нигилизма, безверия, бунтарства. С болью духовенство России взирало на политические потрясения, мятежи, социальные конфликты, устраиваемые ненавистниками православного Отечества. Революционеры всеми средствами стремились разрушить мир и спокойствие в Российской державе. Многие видные деятели Церкви и государства обращались к народу с призывом сохранять верность Богу и властям, от Него поставленным, предупреждали об ужасах грядущей революции. Духовенство Православной Церкви обращалось к Господу с горячей молитвой о предотвращении в России этой катастрофы...

На Архиерейском Соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование. И некоторые выходили. Но немногие. А расстреливали всех.  

Имена многих верных Христу известны, имена иных бесчисленных боголюбцев канули в Лету, от многих остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Все они умирали от голода, холода, пули… Но они не боялись смерти. Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают уже совершенно свободно и без страха гонений тоже тысячи христиан – молиться святым соотечественникам.

Прошлый век попытался перечеркнуть всё, что было создано за прошедшее 1000-летие в области духовного просвещения, нравственности, культуры. Была объявлена война и русской святости - уничтожались храмы, иконы, осквернялись и самые святые мощи угодников Божиих. Но Господь победил этот, воюющий на Него, мир, укрепил Свою Святую Церковь. Он дал силу и крепость нашим соотечественникам выдержать гонения, которые сопоставимы с гонениями первых веков Христианства. В одном из докладов Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сказал о времени испытаний прошедшего века так: «На нашей земле, на Святой Руси в XX веке свершился великий мученический подвиг. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» ( Мк. 13: 13).

Прославление святых есть неотъемлемая, необходимая составная часть духовной жизни Церкви и её апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Духовный опыт святых ХХ века – прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия».

Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских ХХ века, осуществлённая на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 года, и принятые в связи с этим соборные решения определили принципы и канонические критерии, по которым развивается исследовательская работа комиссии по канонизации святых в настоящее время, а также определили процедуру включения имён вновь выявленных подвижников, пострадавших за веру Христову, в Собор новомучеников и исповедников Российских и в Месяцеслов РПЦ.

Синодальная Комиссия по канонизации святых и ныне продолжает изучать материалы, поступающие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объём деятельности этой комиссии, возглавляемой митрополитом Ювеналием, по-прежнему связан с выявлением имён новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений — бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о… святых, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались… терпя недостатки, скорби, озлобления (Ев. 11:32—37).

В 2000 году было прославлено святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. Как же пополнилась великая рать наших святых? До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных. Сейчас же среди наших небесных заступников большинство составляют мученики.
Были святые правители Руси, благоверные князья, начиная со святого Владимира Крестителя. Ныне этот лик увенчан святыми царственными страстотерпцами – государем Николаем и членами его святой семьи.
Много было у нас святителей - святых епископов, митрополитов - и это созвездие многократно умножилось новыми светильниками, которые, будучи преемниками апостолов, как все апостолы Христовы, приняли смерть за Христа. Апостолы по всему миру возвещали Евангельские заповеди, среди которых самая удивительная: «Возлюби врагов своих», и наши новомученики на деле исполнили эти заповеди.

Славилась земля Русская своими преподобными - великими старцами и молитвенниками за православный народ - и прошедшее гонение самым своим остриём было направлено против монастырей и монахов, как наиболее ярких символов церковности. Помолимся в святой день праздника дивному старцу, преемнику преподобного Сергия, наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Крониду (Любимиву), расстрелянному на Бутовском полигоне. Помолимся богомудрому архиепископу Тверскому Фаддею, внесшему ценный вклад в русскую богословскую науку. В своих трудах святитель ясно показал, что основой обучения и подлинного просвещения является христианство, что любая форма воспитания и преподавания вне этого фундамента развращает человека, убивает его душу и сердце. Как это актуально для нынешней России! Много раз владыку Фаддея арестовывали. Он отбывал заключение среди воров и убийц. Заблудшие люди издевались над архиереем Божьим, пока их главарю не явилась во сне Матерь Божья, которая сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы лютой смертью погибнете». Уголовники просили у Владыки прощения. Архиепископа Фаддея приговорили к расстрелу и привели приговор в исполнение 31 декабря 1937 года. Многие гонители Христа в самом деле погибли лютой смертью, оставив недобрую память потомкам, а мощи святителя были обретены нетленными уже в наши дни.

Среди святых священнослужителей наших, в основном, были монашествующие. Кроме них мы молились святому праведному Иоанну Кронштадтскому. А теперь святые священники составляют половину всех новомучеников - из более чем полторы тысячи новых святых около 700 составляют священники. И это примечательно, т. к. белое духовенство всегда составляет большинство среди пастырей. Сколько клеветы на Церковь и её служителей было излито в годы, предшествующие великим потрясениям XX века?! Так называемая «прогрессивная пресса» начала XX века не стеснялась обвинять русских священников в невежестве и различных пороках, всячески подрывая авторитет священнослужителей. Это делалось для того, чтобы оторвать народ Божий от духовенства, чтобы увести людей из спасительной ограды Церкви. Но вот грянули страшные годы, и наши батюшки кровью своей утвердили право называться пастырями добрыми, полагающими жизнь свою за овец.
Воистину добрым пастырем был святой праведный Алексий Мечёв. Община храма святителя Николая на Маросейке в Москве в трудные годы жесточайших гонений явилась образцом стояния в православной вере. Священномученик Сергий (Мечёв) в те тяжёлые времена отдал много сил для окормления православной молодёжи, которая была собрана в этой общине. Многие из питомцев святых батюшек стали священниками, уставщиками, певчими, сохранили живую связь со своими духовными отцами даже после их телесной смерти.

Но наши новомученики и исповедники не только увеличили число святых угодников Божиих, Собор святых был также расширен новыми служениями. Явились святые старосты, распространители свечей, церковной утвари, псаломщики и певчие, члены Приходских советов. Помолимся святой Татиане Гримблит и другим подвижникам, в трудные годы лишений, голода и репрессий не боявшимся помогать заключённым священнослужащим.

Среди духовных писателей возвеличим и самого составителя божественной службы Всем святым, в земле Российской просиявшим священноисповедника Афанасия (Сахарова) епископа Ковровского. Работа по составлению этой службы была поручена святителю на Поместном Соборе и это послушание угодник Божий исполнял всю свою жизнь. Из 33-х лет епископского служения 29 он провёл в тюрьмах, лагерях и ссылке, но даже в этих условиях он не оставлял своего труда.
Нет выше подвига, чем подвиг мученический! Почему он ценится так высоко? Спаситель заповедовал нам любить друг друга, как Он возлюбил нас. «Больши сея любве никто же имать, да кто душу положит за други своя» (Ин. 15, 13). И Сам Господь, по словам апостола Павла, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестныя» (Флп. 2, 8). Наши святые новомученики своим Христоподражательным подвигом значительно укрепили корень нашего Отечества. Не случайно старец последнего времени архимандрит Иоанн Крестьянкин называл святых угодников корнем. Современные христиане должны прививаться к этому святому корню. Если мы собрались богоугодно почтить память наших святых соотечественников, то должны помнить наставления святителя Иоанна Златоустого, сказавшего, что почитание святых состоит в подражании им.
Как все святые Собора Российского возлюбили Господа! И мы с вами призываемся к проявлению нашей любви к Богу. Постараемся оправдать высокое звание христианина и наследников русской святости: будем проявлять действенную любовь к Творцу и ближним своим, совершать дела благотворительности, ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, посещать церковные службы, соблюдать заповеди Божии. Нам нужно больше читать книг с житиями наших новых святых. Будем чаще молиться им, называть своих детей и внуков их именами. И тогда, при сравнении нашей Родины с деревом, сможем иметь надежду, что крона этого дерева будет пышно зеленеть. Возродится в былой великой силе Святая Русь. Молитвами святых сродников наших спасёт и помилует всех нас Господь.

Автор - Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашихи

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -