Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Димитриевская родительская суббота.

6 ноября - Димитриевская родительская суббота.

Святая Церковь считает усопших православных христиан такими же своими членами, как и живых, и признает молитву об усопших как способ общения живых и умерших и как дело любви. Молитва живых за умерших во Христе братьев и сестёр – наш неотъемлемый долг.

Принято считать каждый субботний день наилучшим днём для поминовения усопших; ведь и само название этого дня в переводе на русский язык означает день покоя. Людей, закончивших свой земной путь, мы называем упокоившимися, усопшими. В субботу мы усиливаем моления за них. В церковном календаре, однако, есть особые субботы. Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницы.

Православная Русская Церковь сверх указываемых Уставом поминальных суббот имеет ещё два особых поминальных дня: субботу перед днём святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября) и день на Фоминой седмице, так называемую Радоницу. Последний поминальный день связан с праздником Светлого Христова Воскресенья и потому не имеет строго определённого дня в году, а подвижен, как и сам праздник Пасхи.

Димитриевская родительская суббота тоже приходится на разные числа. Но она бывает в конце октября или в начале ноября. Это – ближайший субботний день перед 8 ноября (26 октября по церковному календарю) – днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Собор в честь зачатия Божией Матери в Высоцком монастыреОбратим внимание на субботу перед днём памяти этого святого. Народное предание говорит нам, что поминовение усопших в субботу перед 8 ноября установлено в 1380 году великим князем Московским Димитрием Иоанновичем для поминовения павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 21 сентября 1380 года. На поле Куликовом многие доблестные русские воины сложили свои головы за независимость нашей страны от иноземцев. Не одну седмицу продолжались поминовения и погребения защитников Отечества. Так как собрались они на поле битвы с Мамаем из разных мест Руси, то и их тела отправлялись на подводах в те же места, чтобы быть погребенными на малой родине. Например, святой князь Владимир Серпуховской свёз тела земляков, павших на поле брани, в центр своего удельного княжества – город Серпухов и на месте братской могилы вырос величественный Зачатьевсий собор Высоцкого монастыря, основанного в тот же год по благословению преподобного Сергия Радонежского. Так поступали многие князья-военачальники – великие (т.е. московские) и удельные. Так зарождалась Димитриевская родительская суббота…

Но обычай осенних поминок мы находим ещё в глубокой древности у языческих народов, например, литовцев, германцев. Кажется, был он и у славян. Об этом говорится, например, в «Душеполезном Чтении» за октябрь 1871 года. Там высказывается мнение, что Димитриевская родительская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны (святитель Димитрий Ростовский). С принятием христианства древняя традиция сохранилась, но, разумеется, приняла другой характер, ибо Святая Церковь всегда всё доброе собирает отовсюду, но облагораживает, совершенствует, возвышает.

Первоначально уже в православной Руси осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере нашей страны, как остаток древней практики и сейчас совершается поминовение усопших в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка седьмой седмицы по Пасхе, поминки по таким людям также совершались перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Отсюда, кстати, идут народные поверья, что могилы усопших сродников в последний раз в году посещают на праздник Покрова, приводя места захоронения в порядок. И следующее посещение кладбища планируют уже на Радоницу, т.е. на весенние пасхальные празднества.

Однако вернёмся к событиям установления поминовения усопших христиан в октябре-ноябре. Возможно, что после Куликовской битвы святой благоверный князь Димитрий, совершив в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою», установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днём святого великомученика Димитрия Солунского – днём своего Ангела, своего небесного покровителя. Строго говоря, название этому осеннему дню поминовения дало имя святого Димитрия Солунского, имя которого получил в крещении московский князь, прозванный за победу на Доне Донским. Но мы, говоря о Димитриевской родительской субботе сегодня, её название связываем и со святым Димитрием Донским. В XIVвеке название поминального дня связывали лишь со святым Димитрием из города Солунь, которого славяне считали своим особым покровителем, «отечествулюбцем славянских народов», и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал, т.е. участвовал в битве,  против Мамая.

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так и явилась на православной Руси Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, и которой нет в Греческой Церкви.

Не ослабевает память о воинах, павших на Куликовском поле, но суббота перед 8 ноября посвящена теперь не только их памяти, но вообще «всем от века усопшим православным христианам, нашим близким, сродникам и знаемым». По любви российских книжников XVII и начала XVIII веков к словесным преувеличениям эта суббота иногда даже называлась вселенской. Однако, это неправильно.

В субботний день в конце октября или начале ноября храмы России, в том числе и церкви балашихинской земли, наполнятся молящимися. Люди придут помянуть «всех в вере и уповании на милосердие Божие преставльшихся православных христиан». Внимая просьбам верующих, будет возносить свои молитвы Святая Церковь. В этом молении будет уделено особое внимание христолюбивому воинству Российскому - всем, на полях брани и при исполнении воинского долга жизней своих не пощадивших «за други своя», за святое Отечество наше.

Этот материал родился на основе знакомства с замечательным творением святого отца нашей Церкви священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего и славившего своим житием Бога в нелёгком XXвеке. У святого владыки есть труд, который он назвал «Поминовение усопших по Уставу Русской Православной Церкви». Святитель Афанасий приступил к работе над этим авторитетным церковным творением вскоре после смерти своей горячо любимой им матери. Владыка Афанасий с особым трепетом относился к памяти усопших; не без основания считая, что у святых людей были и святые родители. У него всегда с собой во всех ссылках и тюрьмах были синодики для поминовения этих людей.

Нынешняя история России ясно свидетельствует нам о торжестве правды Божией: в советский период истории было сделано безбожной властью всё возможное, чтобы поминовение славных защитников нашего православного Отечества, сложивших свои честные главы на поле Куликовом, уже никогда не совершалось… Я застал Серпуховский Высоцкий монастырь в период его возрождения. Тогда в нём уже полным ходом совершалось монашеское делание, но Всесвятский собор, тогда ещё не возвращённый Церкви, был местом для сваливания отходов человеческой жизнедеятельности… В конце двадцатого века поминовение воинов святого князя Серпуховского Владимира Андреевича, прозванного Храбрым, тогда только робко восстанавливалось, но уже было неудержимым. Никакие происки врага рода человеческого не угасят в благодарной памяти потомков этот великий их подвиг. Век XIVили век XXI… Для памяти народной не существует временного фактора. Собор в честь зачатия Божией Матери в Высоцком монастыре был воздвигнут по обету над местом захоронения наших славных солдатушек – защитников Отечества, защитников Православия, и никакие богоборцы никогда не преодолеют своей ненавистью величия этого подвига. Как обещал князь Владимир Андреевич Богу и Его Пречистой Матери, что если одержат православные победу над врагом, и если останется он жив в этой битве, то построит собор на серпуховской земле в честь зачатия Богородицы, так и сделал: Господь услышал молитву святого мужа, а князь выполнил обещание.

И ныне в монастыре Пречистой Владычицы ежедневно поминают славных защитников православной Руси. Господь с нами! Так кто же сможет победить нас? Господь - просвещение моё и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь – Защитник жизни моей, от кого устрашусь?

Автор - Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашиха.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -