Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Небесных воинств архистратиги.

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил.

 Тропарь бесплотным силам

Собор Архистратига Божиего Михаила и прочих небесных сил бесплотных – один из главных праздников ноября. Этот праздник Святая Церковь всегда празднует 21 ноября. В народе этот праздник именуется Михайловым днем.

Святая Церковь на основе Священного Писания учит, что кроме физического, существует великий духовный мир, населённый разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник». Священное Писание зовёт ангелов так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чём же собственно состоит  жизнь бесплотных сил в духовном мире, который они населяют, и в чём заключается деятельность ангелов — мы знаем весьма мало. Ангелы пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание, а потому для человека многое из жизни небесных бесплотных сил не поддаётся пониманию.

Церковь черпает информацию о бытии существ, населяющих невидимый Божий мир, из Божественного Откровения, содержащегося в Священном Писании – в книгах Ветхого и Нового Заветов. Священное Писание и Божественное Евангелие, как самая значимая часть Библии, сообщают нам лишь то, что необходимо для нашего спасения. Можно даже сказать, что Писание сообщает не всё, а лишь самое главное, потому что кроме него существует ещё и Священное Предание, без которого правильно понять, и тем более в полноте уразуметь, учение Церкви невозможно.

Главная цель создания и существование бесчисленного ангельского воинства заключается в служении Творцу. Ангельское воинство исполняет волю Божию в отношении Промысла Творца о созданном Им мире. Церковь учит, что через ангелов Господь осуществляет Своё попечение о мире, о спасении живущих в нём. Ангелы помогают людям спасать бессмертные души, отвращаться от зла, служить добру, воспитывать детей, управлять государством… Святые отцы Церкви Христовой, сподоблявшиеся особых откровений, такие, например, как святитель и великий учитель Церкви Иоанн Златоуст, преподобный и богоносный Серафим Саровский и иные, говорят нам о необъятности ангельского воинства, о том, что нет на земле цифры, которым можно было бы его обозначить. Ангелы, исполняя волю Божию, активно участвуют в жизни видимого мира, однако это участие сокрыто от телесных очей и познаётся верой. Явление ангелов, видимое человеческим взором, явление крайне редкое и происходит по особому Божьему повелению. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является Архангел Михаил. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Имя Михаил значит «Кто, как Бог». И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Архангел Михаил —  глава святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, именуется «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Святому пророку Даниилу было предсказано о помощи истинно верующим христианам со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Христов Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле в своём послании, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни верующих людей и целых народов, знающих истинного Бога, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьём низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник Собора (т. е. собрания, совокупности) святых ангелов во главе с Архангелом Михаилом 21 ноября (8 ноября по церковному календарю).

Архангел Михаил - архистратиг (т.е. верховный военачальник), полководец воевода верных Богу ангелов, победоносный враг сатаны, победитель зла, считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело.

Он низринул диавола и всех павших духов с Неба. Не лишил Архангел Михаил своего заступничества нас и нашего Отечества. Не случайно на многих воинских знаменах на Руси изображали Михаила как архистратига христолюбивого православного воинства нашей страны. Вот уже более тысячи лет Архангел Михаил является покровителем земли Русской. 

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с копьём а одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного архангелу Богом) в другой. Также Архангел Михаил может быть представлен в иконописи как Архистратиг сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса. Из наиболее распространённых икон, посвященных Архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных».

Изображение Архангела Михаила мы встречаем в важнейших геральдических изображениях России: он один из щитодержателей на гербе Российской империи;

«Орден святого Михаила Архангела» — династическая награда Российского императорского Дома.

Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска, Киева (он изображён на гербах этих городов) и Сочи. В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь, а в Петербурге один из замечательных замков северной столицы. Одному из чудес Архангела Михаила был посвящен знаменитый Чудов монастырь, располагавшийся на территории Московского Кремля. Много славных и важных событий истории России связано с этой обителью, уничтоженной в годы безбожного лихолетья. Верующие и ныне берегут и передают из поколения в поколение молитву, начертанную на стене святыни, уничтоженной богоборцами.

Празднование 21 ноября Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Праздник носит название Собора, потому что в этот день прославляются все бесплотные силы небесные, т.е. все небесное воинство, верное своему Создателю, служащее Ему, постоянно прославляющее Творца.

В борьбе с грехами, страстями и пороками представители ангельского воинства оказывают верующим постоянную поддержку. У каждого христианина есть свой ангел-хранитель. В Михайлов день мы совершаем празднование всем ангельским силам, чествуем и своего ангела, но наиболее прославляем Архистратига Михаила, тем самым воссылая славу Небесному Отцу и Творцу видимого и невидимого миров.

Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенского собора г. Балашихи

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -