Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Пойте Господеви вся земля.

Полночью, лунной полночью
Шорохи в саду, старом саду.
Речка застыла беспомощно,
В прорубь глядит на звезду.
 
Руки деревья подняли
В праздничных кружевах.
Служится служба Господняя,
Слышите эти слова:
 
- Христос рождается, славите,
Христос с небес, срящите,
Христос на земли, возноситеся,
Пойте Господеви вся земля!
 
И отражает деревце
Светлые часы пред Рождеством.
Ветка со мной поделится
Белым своим торжеством.
 
Светом исполнясь внутренним,
Светится Млечный мост.
Правит Святую Утреню
Хор православных звезд.
 
- Христос рождается, славите,
Христос с небес, срящите,
Христос на земли, возноситеся,
Пойте Господеви вся земля!

Вот и наступил праздник света – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В самой холодной пещере воплотилось самое горячее сердце, совершилась тайна вхождения Бога в человеческую историю. В то время, когда спали люди, ангельский мир, непрестанно славящий Бога, с благоговейным трепетом взирал на совершавшееся на земле величайшее чудо. «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2,11).

Глубокий смысл рождественских событий нам лучше всего раскроет икона Рождества Христова. В ней есть изображения, которые не всегда понятны современникам. Мы не обойдём эти непонятные места стороной, а объясним их.

Первая задача иконы – через видимые краски передать духовный смысл происходящего. Поэтому не случайно икона Рождества сводит в одном сюжете разновременные события, чтобы этим подчеркнуть необычность, чудесность совершающегося.
В центре иконы – младенец Иисус Христос в тёмной, холодной пещере - вертепе.

Сын Божий рождается в пещере, символизирующей мир до пришествия Христа. Чёрная пещера – это образ мира, сердцевина земли, средоточие материальности, в самую глубину которого сходит Бог. Стены пещеры каменные и холодные, как и большинство сердец человеческих. Цвет пещеры на иконе тёмный до черноты: тьма без малейшего просвета. И на фоне тьмы сияет чистейшая белизна одежд Младенца. По слову евангелиста Матфея народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. (Мф. 4:16) Бог в мире – это свет миру.

Богомладенец туго спелёнут – это символ смирения: ради спасения Своего создания Бог принимает плоть человеческую; Сын Божий, исполняя повеление Бога Отца смиряет Себя до образа раба, смиряет себя до крестной смерти (см. Флп. 2:7). Ещё совсем недавно матери знали, что младенцев надо пеленать, причём довольно туго. В этом заключается не только польза для тела, но и для духа. Быть может, в нынешних вольностях уже в младенчестве («прогрессивные открытия» педиатрии) лежит начало того, что с современными чадушками всё труднее совладать?..
В ясли к Спасителю заглядывают вол и ослик. С одной стороны это символизирует пророчество Исаии (Ис. 1:3). «Вол знает владетеля своего, и осёл - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет». С другой стороны – это два народа: израильтяне и язычники.
Богородица лежит на склоне горы наподобие камня. Она символизирует собой пророчество Даниила (Дан. 2 глава), о камне (Царстве Божьем), который сокрушит истукана на глиняных ногах (языческая империя). Об этом слышим мы в Паримиях – особых чтениях на богослужении Рождественского сочельника. С камнем соотносится не только Рождённый, но и чудесно Родившая – Дева Мария. Взгляд Богородицы обращен к праведному Иосифу.

Икона Рождества напоминает о сомнениях Иосифа в непорочности зачатия Христа: возле Иосифа изображён старичок в лохматой шкуре – это и есть злой помысел. Мария взирает на того, кому первая весть о чудесном Рождестве причинила боль. Праведный старец, узнав о непраздности Девы Марии, смутился. По закону своего народа он должен был предать супругу, которой не знал, в этом случае смерти, но чудный старец помышляет тайно отпустить Её, сохранив жизнь Ей и Ребёнку. Ангел Божий уверяет Иосифа в непорочности Пресвятой Богородицы. Сюжет уверения Иосифа, подтверждая чудесность, божественность Рождества, говорит нам о том, что Христос – истинный Бог.

Напротив праведного Иосифа изображены женщины, омывающие Младенца Христа. Это старшие дочери старца. По преданию одна из них, Саломия, также усомнилась в непорочности и девственности Родившей и дерзнула сама проверить невероятное сообщение повивальной бабки. За это рука её отнялась, до тех пор, пока она искренне не покаялась. На иконе показано, как, обретшая веру Саломия, омывает Младенца. Сюжет уверения Саломии, подтверждая подлинность воплощения, говорит нам о том, что Христос – истинный человек.

Люди слева и справа – волхвы и пастухи. Они символизируют собой два народа. Народ Ветхого Завета – «Израиль по плоти» – представлен пастухами, в то время как человечество, от язычества пришедшее прямо ко Христу, минуя суровость Ветхого Завета, представлено волхвами-персами. Также пастухи и волхвы символизируют собой людей, пришедших ко Христу сердцем и ищущих Истину разумом, причём путь последних, жаждущих «исследованием найти Бога» всегда оказывается длиннее. Об этом языком иконописи говорит то, что пастухи стоят непосредственно у входа в пещеру, а волхвы ещё далеко за холмом. И пастухов, и волхвов в Вифлеем привели ангелы. Одним ангелы явились непосредственно, другим в виде звезды. Ангелы славословят тайну воплощения.

Звезда и луч над пещерой говорят нам о том, что небо пришло на землю, чтобы освятить её. Рождество – не праздник новизны, но обновления. Пришествием Бога старый мир не сжигается, не обессмысливается, а обновляется, преображается.

Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего всё великое, величественное, дивное, о чём человек только может мечтать. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас… Господь открылся не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побеждённым; презренным для тех, кто верит только в силу и в земное величие. В ночь Рождества Христова, когда Бог стал человеком, когда Сам Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжёлой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далёкий путь, который простирался перед странниками - без крова и без тепла. И в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключёнными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей день –в больших городах и на просторах земных так много таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждёт, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей обездоленных, ставших чужими, потому что люди, другие люди исключили их из своего сердца и из своей судьбы. Одиночество – страшное, жгучее, почти невыносимое одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Это – начало Его пути.

Вот каким явился перед нами Бог… Он захотел стать одним из нас, стать таким, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога. Чтобы не помышляли, будто Бог так велик и так далёк, что к Нему доступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в нашей обездоленности. Он не постыдился нас, «стал как мы все», не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился – через Свою любовь, через Своё понимание, через Своё прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришёл не праведных, Он пришёл грешников возлюбить и взыскать. Он пришёл для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нём не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые потеряли в себя всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог – хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Только те, которые верят в силу и ни во что иное, только те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, сострадание, милосердие – закон жизни.

Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека. Бог в ночь Рождества сущностно (по природе) стал Человеком. Из этого мы делаем вывод: как велик человек! Человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остаётся собой? Так велико творение рук Божиих, которое Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И вещество, из которого состоим - наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой! И явиться нам в славе, в величии, которого часто мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и всё сотворил.

Всмотримся в образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубоко, духовно глубоко творение Господне. С этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живём, не только как мёртвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всём (см. 1 Кор. 15:28).
Какая слава, какая радость и надежда! Воспоём же с благоговением, любовью и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего сотворённого Им в вечности на небе.

За церковным торжеством Рождества Христова следует череда особенного празднования великого благоволения Божьего к миру. Двенадцать праздничных дней, начиная с 7 января, называются «святками». 18 января – Крещенский сочельник, день строгого поста, подобно Рождественскому сочельнику.

Во все святочные дни православный люд спешит в храмы Божии, славить родившегося Христа, благодарить Спасителя. Святые праздничные дни призывают верующих к милосердию и сострадательности к нуждающимся людям. Своим пришествием Господь открыл для человечества эру милосердия и любви.

Очистим наш ум и уразумеем великую тайну Рождества Христова; очистим наше сердце и насладимся радостью праздника, простирающейся от неба до земли, - радостью сладостной и восхитительной. Подобное нам воспринял от нас Господь, чтобы спасти человечество, воспринял подобное нам, чтобы оскудевшему дать большую благодать и чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -