Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Врата ада не одолеют ее.

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»

Мф.16:18

12 июля – память святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла

В этом году наша Святая Церковь отмечает юбилей – 1025 лет крещения великой страны, славную дату со времени своего основания. Нынешний подъем Русской Церкви начался с дней празднования 1000-летия крещения Руси. Много времени прошло с дней юбилейных торжеств, и сегодня, наверное, мало кто из нынешних прихожан православных храмов помнит те дни, но помнящие с радостью свидетельствуют, что храмы наполнены новыми людьми, новым поколением. Редкие молодые люди, приходящие тогда в Божии храмы, видели, что их окружали пожилые люди. Многие из них были очень пожилыми, молодых лиц почти не было; и некоторым казалось, что под натиском организованной атеистической пропаганды, под натиском административного давления всей мощи государства Русской Православной Церкви не устоять, что это - то самое последнее поколение, которое уйдет и на его месте ничего более не будет.

Но так думали только те, кто не знал и даже не догадывался о подлинной природе Церкви, которая не есть дело рук человеческих. Это дело Божественное, это воплощение воли Самого Бога в человеческой истории. И хотя эту волю осуществляют люди, ограниченные и подверженные греху и соблазнам в силу самой ограниченности человеческой природы, Божия сила и Божие могущество пребывают в этом историческом существовании Церкви Христовой.

Этот разговор о Церкви, о ее природе, особенно уместен и актуален не только в юбилейный год памяти крещения Руси, но и тогда, когда мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла.

Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16:13-19) помогает нам понять сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя «за кого Меня почитают люди?» ученики Его сказали: одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, явившегося на землю, кто-то — за Иеремию или кого-то из пророков. Тогда Спаситель, обращаясь к ним, спросил: «ну а вы за кого Меня почитаете?» Это был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже немалое время были вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. И вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И в ответ на этот вопрос Петр сказал: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».

Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра в традиционном понимании и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Это ведение, это знание находилось за пределами его знаний человеческих, за пределами его опыта, за пределами его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.

И затем Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, они свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слушали, и в результате этих рассказов мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром, — «Ты еси Христос, Сын Божий». А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям.

Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.

И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную борьбу с теми, кто не желал слышать его слова.

И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.

Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации. Оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости.

И результат удивительный. В далеком XXI веке мы, живущие в разных городах необъятной России, отделенные большим географическим пространством и еще более потрясающим пространством временнЫм от тех событий, собрались сегодня для того, чтобы прославить святых первоверховных апостолов Петра и Павла, поклониться их свидетельству, почерпнуть мудрость в их словах, обрести вдохновение для нашего служения, нашего свидетельства, которое ни при каких обстоятельствах не будет простым. Оно за всю христианскую историю никогда не бывало простым. Но для того чтобы сказать: «Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира», нужно иметь в первую очередь те убеждения, источником которых является Сам Господь.

И потому, осуществляя свидетельство миру, члены Церкви Христовой совершают не свое человеческое дело, руководствуются не политическими, экономическими или какими-то иными соображениями — они со смирением делают то, что делали апостолы и их преемники, движимые силой благодати Божией, получившие ведение не от человеков, а от Самого Иисуса Христа через Его слово. Мы все как Церковь — и архиереи, и духовенство, и верующий народ — призваны словом и жизнью своею свидетельствовать о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин.

При подготовке материала использован текст проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и репродукции росписей кисти иконописца Андрея Филиппова.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -