Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Праздник Преображения.

19 августа, в понедельник православный мир будет праздновать Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Незадолго до страшных и спасительных для человечества событий крестных страданий, смерти и воскресения Сына Божьего Он явил ученикам Свою славу. Праздник Преображения Господня дает нам возможность вспомнить все то, что произошло на горе Фавор. Лик Спасителя, Его физическое человеческое тело преобразились.

Что означает само слово «преображение»? Люди по-разному меняют свой образ в жизни, но не всякое изменение является преображением. Лишь обретение такого образа, который во много крат выше и прекрасней бывшего ранее, именуется этим возвышенным словом «преображение».

Господь явил Своим ученикам, а через них и всему миру Свое преображение. Сын Божий пришел в мир для того, чтобы мир преобразился, чтобы он обрел образ, многократно превышающий по величию, силе, красоте тот образ, который есть. Преображение — это мечта, это надежда и это задание. Преображение — это та программа, которую Бог дал роду человеческому, и вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные, семейные, общественные отношения, преображать и преукрашать лицо нашей земли и возносить, как и в этот праздник, горячую молитву о том, чтобы Господь дал нам силы обретать это преображение по Его заповеди, по Его закону, по Его Божественному указанию.

Это день, который учит нас тому, что Бог, вечный и непостижимый, пребывающий там, где мы по своему физическому естеству находиться не можем, — всегда рядом с нами. Господь дал это видение Своей близости людям на горе Фавор. С особой целью преобразился Спаситель, явив ученикам Свою Божественную природу, указуя им в преддверии Своих страданий на то, что Он Сын Божий. Он явил им Свое преображение для того, чтобы они почувствовали близость к ним Самого Бога. Он сделал это для того, чтобы в тот момент, когда Учитель их был вознесен на крест, посрамлен, поруган, когда в глазах всего иудейского народа была растоптана и уничижена Его миссия, — чтобы в тот момент позора и поражения в умершем, бессильном Человеке, в Его мертвом Теле они могли видеть таинственное и спасительное присутствие Бога в их жизни и в истории рода человеческого.

Преображение Господне помогает нам понять почему так много людей не могут поверить в Бога. Так было во времена земной жизни Спасителя, так дело обстоит и сейчас. Многие люди не могут поверить, потому что все окружающее их будто бы о Боге не говорит. Взгляд современного человека обращен туда, где себя являет сила человеческая. Люди восторгаются результатами человеческого разума, поражаются достижениям технического прогресса. Все то, что поражает ум человека, связано с деятельностью человека, и люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед человеком эту возможность — закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.

А Милосердный Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые непреодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Бог использовал такие чудеса, то Он лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому для того, чтобы поверить, нужно не ждать потрясающее сознание чудо, а нужно видеть Бога в окружающем мире.

Удивительные слова находятся в Третьей книге Царств — ветхозаветное повествование о пророке Илии, о том, как предстал он пред очами грозного, жестокого и неправедного царя Ахава. Илия произнес слова, которые ввергли в недоумение и царя, и всех присутствующих при этом: «Жив Господь Саваоф, ибо я предстою перед Ним» (3 Цар. 17, 1). Должно быть, люди повернулись назад, посмотрели вправо и влево, думая: «Где Господь Саваоф? О чем говорит Илия? Кому он предстоит? Он предстоит пред очами грозного царя, и нет здесь Бога Саваофа!» Однако пророк знал, что говорил, потому что он видел Бога, — не физическим зрением, но он видел и чувствовал Бога всей своей природой. Как замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «горячее и искреннее и постоянное памятование о Боге дает нам возможность видеть Бога». А святитель Димитрий Ростовский, размышляя над тем, что произошло с пророком Илией, говорил: «Он предстоял пред лицом царя, но умом своим, мыслью своею, сердцем своим видел Бога».

То, что произошло на горе Фавор, было Богоявлением апостолам. Им предстояла особая миссия, и они увидели прославленного Спасителя. Конечно, и того видения могло быть недостаточно для человека, неспособного видеть Бога, — кто-то мог сказать «привиделось, приснилось, галлюцинация, на солнце перегрелись» или еще нечто подобное. Но апостолы не сомневались, что им была явлена Божественная природа их Спасителя.

Сегодня мы нуждаемся в укреплении нашей веры. Никакие прочитанные книги, никакое образование неспособны открыть человеку Бога — они лишь способны подготовить человека к этому открытию. Но если мы по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) постоянно и горячо памятуем о Боге, если Бог становится центром нашей жизни, — тогда и совершается великое чудо Богоявления. И уже не нужно человеку никаких громких чудес — он будет видеть Бога в каждом шаге своей жизни, в каждом деянии. Более того, будет видеть присутствие Божие в истории, а значит, понимать знаки исторических событий. Живя с Богом, человек будет прозревать духовный, сущностный, онтологический смысл истории, что даст ему великую силу, убережет от соблазна идолопоклонства, от соблазна принять антихриста за Бога.

Может быть, современный человек нуждается в Богоявлении не меньше, чем апостолы на горе Фавор. Будем просить Господа в день Преображения, чтобы Он дал нам память о Нем. Такую память, которая даст нам постоянное предстояние пред Ним, как того сподобился пламенный пророк Божий Илия, который, стоя на земле пред очами царя, видел Бога, всемогущего Творца мира.

Опыт святых, пророков и апостолов — это не опыт небожителей, это опыт людей, с их грехами и проблемами. Но всякий грех и всякая человеческая неправда испепеляются благодатью Божией, которая даруется нам тогда, когда мы со смирением и в простоте сердца предстаем пред Богом, имеющим власть оставлять грехи.

И пусть праздник Преображения поможет нам понять как мы, живущие в мятущемся XXI веке, способны не просто сохранить, но и укрепить веру, которая вводит нас в живое соприкосновение с Всемогущим Богом.

Сегодня мы празднуем великий день Преображения Господня. В послании апостола Петра, которое было прочитано сегодня во время Литургии, содержится удивительный призыв ко всем нам: «Братья, сохраняйте твердость в вашем звании и избрании; так избежите преткновения, ибо так свободно откроются пред вами врата вечного Царства» (см. 2 Петр. 1:10-11). Чтобы доказать правоту своих слов, апостол вспоминает то, что произошло на горе Фавор, — как преобразился перед лицом избранных апостолов Христос, являя Свою Божественную славу. Господь преобразился для того, чтобы апостолы, увидев Его не во славе, а в бесчестии, в поругании, в человеческой слабости, пригвожденным к Кресту, не потеряли веры. Воспоминание о Преображении, о явлении на Спасителе Божией славы должно было укрепить веру апостольскую. И зная этот замысел Спасителя, апостол Петр, очевидец Преображения, говорит о необходимости твердо сохранять звание и избрание.

Что же это за звание, которое апостол предлагает нам твердо сохранять? Это великое звание христианина. В отличие от всех иных человеческих званий, это звание не имеет формального значения, и если мы перестаем жить по закону Христову, мы теряем звание христианина. Конечно, статистически мы продолжаем именовать себя православными — сегодня православными себя называют почти 80% населения нашей страны. Но сохраняем ли мы в таких масштабах подлинное звание христианина? Сохраняем ли мы призвание Божественное, а говоря проще, живем ли мы по закону Божиему? И каждый может сказать, что, формально именуясь христианином, во многих обстоятельствах жизни он не был способен сохранить это звание. И происходит это потому, что слаба наша вера. Когда вера сталкивается с искушениями и соблазнами — с соблазнами плоти или с интеллектуальными соблазнами века сего, — то нередко получается так, что соблазн оказывается сильнее веры, и мы отступаем.

Знал это и апостол Петр, потому что и в его время было точно так же и христиане, принявшие крещение от рук апостольских, нередко подвергались соблазнам и искушениям и забывали и свое звание, и свое избрание. И потому не случайно апостол апеллирует к самому факту Преображения Господа, чтобы еще и еще раз сказать о том, что слово Христово — это слово Божественное. Оно выше всяких интеллектуальных соблазнов, оно дает человеку полноту бытия, в которой и обретается подлинное и непреходящее счастье. С этим счастьем невозможно сравнить никакое удовлетворение плоти — физическое или интеллектуальное.

Эти слова апостольские ныне звучат с особой силой, потому что сегодня перед нами множество соблазнов и искушений. Достаточно обратиться к тому, что предлагает нам современная массовая культура, к тем стереотипам жизни, которые предлагают нам средства массовой информации, и можно ясно осознать ту бездну, которая отделяет Божественную проповедь, великий спасительный идеал от этих скоропреходящих человеческих искушений.

Праздник Преображения Господня помогает нам укрепить нашу веру. Если для апостолов факт Преображения Спасителя на Фаворе должен был повлиять на их внутреннее состояние в момент страданий Спасителя и укрепить их веру, то мы знаем, что после крестной смерти наступило Воскресение. Для нас Фавор соединяется с Воскресением, потому что и в первом, и во втором событии была явлена Божественная слава Спасителя. И мы имеем твердые свидетельства этой Божественной славы. Мы имеем ярчайшие доказательства истинности Христова Воскресения, и на этих доказательствах, явленных нам святыми апостолами и всей 2000-летней историей Церкви, и основывается наша вера в то, что Иисус, распятый на Кресте, есть Сын Божий, Спаситель мира, а значит, все то, что Он предлагает нам — Его закон, Его заповеди, Его слова — есть слова Божественные.

Пусть Господь помогает нам хранить веру — веру во Христа, преобразившегося на Фаворе и Воскресшего из мертвых, веру во Христа, Спасителя рода человеческого, и через эту веру твердо блюсти звание и избрание, к которому мы Самим Богом призваны во Христе Иисусе, Спасителе нашем.

Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин. При подготовке использованы проповеди Святейшего Патриарха Кирилла.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -