Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Самый великий в Царстве Божием.

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11,7)

Ежегодно 7 июля Святая Церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Это один из великих праздников нашей Церкви. Великие праздники по значимости идут после 12-ти главных праздников года.

Каждый церковный праздник является духовным проникновением в вечность. И Рождество Предтечи Господня Иоанна открывает нам очень многое на пути в вечную жизнь, в Царство Божие. Значение праздника Рождества Предтечи Спасителя гораздо глубже, чем лишь воспоминание как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предсказал пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестил Его в водах реки Иордан. Попытаемся хоть немного исследовать духовную глубину вспоминаемого события.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Пресвятой Богородицы. Господь наш Иисус Христос говорит о нем так: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа.

Святой ветхозаветный пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они не имели детей. Бесплодие считалось у евреев наказанием Божиим за грехи, поэтому на бесплодных смотрели презрительно, как на прогневавших Бога; бесплодную жену еврей мог прогнать из своего дома, выдав ей разводное письмо.

Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Евреи верили, что явление ангела предвещает близкую смерть того, кому он является, поэтому страх, свойственный всем разделявшим это верование, напал и на престарелого священника. Но страх и смущение были тотчас же рассеяны Божиим посланником, сказавшим: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются (Лк. 1, 13-14).

О какой молитве Захарии говорит Ангел? Если Захария и молился прежде о даровании ему потомства, то в описываемое евангелистом время он уже потерял всякую надежду иметь детей, так как не поверил даже Ангелу, возвестившему ему о предстоящем рождении Елисаветой сына. Потому верно, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших Мессию, молился ни о чем другом, как о скорейшем пришествии Его. И вот, в ответ на такую молитву он слышит от Ангела то, чего никак не мог ожидать: и жена твоя Елисавета родит тебе сына. Применительно к этому объяснению речь Ангела может быть выражена так: ты молился о пришествии Мессии; молитва твоя услышана: Он придет скоро; сын твой, которого родит тебе Елисавета, жена твоя, будет Предтечей Его.

Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера. Сикером назывался всякий опьяняющий напиток, приготовленный не из винограда. Словами этими ангел указывает на то, что Иоанн будет назорей, которые, по закону (Числ., гл. 6), должны были воздерживаться в продолжение всей своей жизни от всех хмельных напитков. И Духа Святого исполнится еще от чрева матери (Лк. 1, 15). Этими словами Ангел указывает на необыкновенное обилие даров Духа Святого, которые будут сообщены Иоанну для выполнения его предназначения.

Ангел говорит, что сыну Захарии, Иоанну, предстоит приготовить народ израильский к пришествию Мессии и обратить сынов Израилевых к Господу Богу их.

Евреи того времени, хотя и поклонялись Единому Истинному Богу и соблюдали законы Моисея, но перестали понимать нравственное значение этих законов и считали точное соблюдение обрядовой стороны их единственным условием спасения; на себя они смотрели, как на избранный Богом народ, который должен господствовать над всеми; Мессию ожидали в полном блеске земного величия, как великого завоевателя, который покорит Израилю все народы земли и будет царствовать вечно. Словом, вера их в Бога и обещанного им Мессию была слишком далека от истиной веры их праотцов. Народ с такими извращенными понятиями не мог, конечно, понять учение Иисуса Христа о царстве не от мира сего, и поэтому к принятию этого учения надо было подготовить его. Для решения столь трудной задачи требовался человек, одаренный свыше особой силой духа, такой, например, силой, какой одарен был пророк Илия, великий ревнитель истинной веры в Бога во время безбожия и нравственного отупения народа израильского. Вот почему Ангел говорит, что Иоанн многих (но не всех) из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; предъидет пред Ним (то есть Богом, Мессией) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца (веру) отцов детям, и непокоривым (нечестивым) образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный, и для сего он Духа Святого исполнится от чрева матери своей (Лк. 1, 16-17, 15).

Удивительно, но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника. Не поверил, конечно же, потому, что чувствовал груз своих прожитых лет: он и жена его были слишком стары, чтобы можно было, по человеческим понятиям, ожидать от них потомства; поэтому он попросил от Ангела знамения, то есть доказательства его слов.

Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя - Гавриил, известное Захарии как священнику, из пророчества Даниила; говорит, что послан к нему Богом объявить благую весть о скором пришествии Мессии и рождении Его Предтечи; но, не ожидая ответа Захарии, произносит приговор за неверие: Ты будешь молчать... до того дня, как это сбудется (Лк. 1, 20). Захария становится нем.

Можно подумать, что Захария был наказан Небом. Но ведь это – не наказание в привычном понимании. Это - и поучение, и знамение, и договор.

Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было небесное видение. Захария оставался при храме для служения до конца своей очереди и лишь тогда возвратился в дом свой.

Пророчество Архангела исполнилось: святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, также еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Западно-европейские живописцы очень любили изображать Святой семейство – Пресвятую Богородицу, мнимого отца Спасителя праведного старца Иосифа и вместе с Богомладенцем часто изображали и младенца Иоанна. Дети своей чистотой не могут не трогать душу. Тем более такие младенцы! Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна говорит нам о величайшей ценности рождения человека. Это особенно актуально для сегодняшнего человечества с его непомерным эгоизмом, непомерным стремлением к приобретению собственных удобных условий жизни. Нынешний человек, как правило, не хочет делиться ни с кем радостью бытия. Он не хочет новых людей - детей, боясь потерять хоть что-то из тех благ и удовольствий, которые уже имеет и надеется иметь. Празднуемое 7 июля народом Божием событие – рождение человека – великий укор всем ныне живущим. Ведь известно, что многодетных семей сейчас немного. Сегодня имеют одно, два дитя, а то и вовсе не желают иметь детей, наслаждаясь мнимой свободой…

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Очень важна и показательна история с наречением Предтечи. Что есть имя человека? Как наименование предметов материального мира отражает их суть и предназначение, так и имя человека говорит нам о том каков он и зачем пришел в этот мир. Мы даем своим детям имена тех святых, которых знаем и любим. Не всегда это происходит осознанно. Есть тайна имени человека. Отчасти ее можно выразить словами русского поэта «Есть тонкие властительные связи меж контуром и запахом цветка». Всегда любящие родители, приняв в этот мир свое дитя, ищут имя, соответствующее ему. Так было и в семье праведного Захарии. Информационно насыщенное Евангелие от Луки продолжает подробно знакомить нас с этими событиями.

На восьмой день по закону Моисееву совершилось обрезание новорожденного. Праведная мать назвала мальчика Иоанном. Все были удивлены, так как было принято давать новорожденным имена, бывшие в употреблении в семействе, но никто в их роде не носил этого имени. Часто сыну давали имя отца. Когда спросили об этом святого Захарию, то он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый и безумный царь Ирод, трясущийся за свой земной престол, повелел убить всех младенцев в Иерусалиме, Вифлееме и других селениях. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрылась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария спас сына ценой своей жизни: он ответил, что ему неизвестно место его укрытия, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался строгой постной пищей. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Нередко святого пророка Иоанна Предтечу изображают на иконах с ангельскими крыльями за спиной. Почему? Так иконописцы, являющиеся богословами, но испульзующими не слова, а изобразительные приемы, показывают духовную высоту этого человека, его духовное состояние. Иоанн Предтеча – это человек, который через свою святую и богоугодную жизнь стал ангелом Божиим. Это и ссылка на Священное Писание, где часто говорится о Предтечи как об Ангеле. Все учение Иисуса Христа направлено к тому, чтобы ввести нас в высший мир ангелов, сделать нас ангелоподобными.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое Царство. Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Со времени последнего пророка Малахии прошло больше четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Душа человека жива до тех пор, пока ищет чистоты. Как человек, испачкавший обувь, замаравший одежду, ищет источника воды, чтобы почистить их, так и душа человеческая всегда стремиться к тем, кто может помочь ей вернуть былую чистоту. Кто верил словам пророка Иоанна и каялся в своих грехах, тех он крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанн Предтеча называется Крестителем (в буквальном переводе – Погружателем). При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: «кто внушил вам бежать от будущего гнева?» то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни. «Сотворите же достойные плоды покаяния», то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. «И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Слушая такие слова, народ спрашивал его: «что нам делать?» Иоанн отвечал: «у кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же», то есть прежде всего будьте добрыми. Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: «учитель! что нам делать?» Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: «ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается». Спрашивали его также и воины: «а нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».

Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водою», говорил он, «но вслед за мною идет Сильнейший меня», то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете - Христос, «у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его», то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

Христос был по Своему земному рождению, по человеческой природе, моложе Иоанна на шесть месяцев. Потому Он и говорит, сравнивая Себя с Предтечей: «но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7, 28).

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира. Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его в преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Будем же молиться честному славному пророку Иоанну, будем просить его приблизиться к спасительному истинному покаянию и исправлению своей жизни, чтобы и нам войти в то Божие Царство, где он стоит рядом со Спасителем нашим.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -