Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Покров Пресвятой Богородицы

В начале следующей недели, во вторник, 14 октября, нас ожидает всемилюбимое торжество – праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Каждый православный христианин знает, как высоко почитает Святая Церковь Преблагословенную Деву Марию: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим» обращаемся мы к Ней в церковных в песнопениях.  Святая Церковь в глубочайшем почитании возносит Матерь Божию выше херувимов и серафимов – пламенных и ревностных бесплотных служителей Божиих. Почему Церковь так высоко чтит Царицу Небесную?

И в грядущий праздник  радостного торжества Божией Матери в честь Ее Покрова, распростертого над миром, уместно задаться  еще одним вопросом: что ожидает от нас Пресвятая Богородица?

Евангельское чтение, которое звучит почти на все богородичные праздники, дает ответы на оба эти вопроса. О чем это чтение? Некая женщина, взирая на Господа нашего Иисуса Христа и внимая Его учению, воскликнула – «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27), то есть как же блаженна Та, Которая носила Тебя в Своем чреве, через Которую Ты воплотился и пришел к нам, Которая питала и воспитала Тебя! Господь, будто не обращая внимания на похвалу Своей Пречистой Матери, отвечает «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).

На первый взгляд такой ответ Спасителя  на похвалу в адрес Его Пречистой Матери  может показаться несколько уничижительным по отношению к Пресвятой Богородице, но это не так! Спаситель такими Своими словами не принижает Свою Матерь – Он воздает Ей самую высокую похвалу, и показывает в чем истинная суть Ее величия и блаженства. Христос как никто другой знал нравственную высоту Своей Преблагословенной Матери. Мы чтим Пресвятую Богородицу как Родительницу Бога-Слова, но Господь указывает и на суть Ее личности, Ее  жизни, на то, почему Она смогла вместить Того, Кого не вмещает и весь мир: «блаженны слышащие слово Божие и хранящие его».

Конечно, Она не могла Сама сделаться источником святости, ибо Единый Источник ее – Всесвятой Бог, но Она явила в Себе наибольшую восприимчивость к святости, стала наиболее удобовместимым для нее сосудом, явила наибольшую способность к благодатному единению с Богом.

Еще до воплощения Сына Божиего Богоматерь сделалась по преимуществу Благодатною (см. Лк. 1, 28), более всех прочих людей способною вмещать благодать, более всех готовою сказать: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему», как и сказала Она Архангелу Гавриилу, принимая благую весть о воплощении от Нее Бога Слова (Лк. 1, 38). Бог после многовекового попечения о роде человеческом нашел в нем Ту, Которая явилась белоснежною лилией чистоты и святости среди терниий  страстей и грехов человеческих. Обрел наконец Ту, Которая могла носить Его в Себе, обрел Себе Жилище среди  падших людей. С тех пор многовековое духовное неплодство человечества разрешилось: «от неплодного бо корене сад живописен израсти нам Матерь Свою, иже чудес Бог и ненадеющихся надежда» (Стихиры праздника Рождества Богородицы).

Ко времени прихода Сына Божиего в мир людей человек потерял способность к истинной добродетели. Язычники, порабощенные страстями, ходили своими путями, и добродетель, как остатки утраченного богоподобия, вспыхивала в них лишь подобно искрам, скоро потухавшим, или подобно огням обманчивым.

В народе еврейском была законная праведность, но эта «собственная праведность» (Рим. 10, 3), поскольку она не коренилась в богодарованной вере, многих не приводила к спасению, а отводила от него. Дела добродетели могут потерять свою цену, если проистекают не из доброго источника.

Ни «естественная» добродетель язычников (Рим. 2, 14), ни законная праведность народа еврейского не давали людям привиться к святому корню праведности Божией. Оставалось одно средство для человека падшего – очистительное покаяние, с призыва к которому и начали свою проповедь Предтеча Христов и Сам Христос. Покаяние перед Богом должно соединяться с верою в Него, а вера, подобно лучам солнца, вливает в душу свет и теплоту, живит сердце. Из покаянной веры легко зарождается и любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на любые подвиги ради Бога и добра. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих. Лепта вдовицы, принесенная в жертву Богу от усердия любви, ценна в очах Божиих более, чем великие, по-видимому, дела человеческие, любовию не согретые.

Покров Пресвятой Богородицы, распростёртый над миром, Ее горячая молитва за род человеческий, обращенная к Ее Божественному Сыну, - это плод блаженной истинной божественной любви. Это то, о чем мы слышим в звучащим на праздник Покрова Евангелии.

Прославляя Покров Пречистой Богоматери, взирая на Ее молитвенное предстояние перед Богом, мы должны стремиться к истинному блаженству, к разрешению от неплодства наших душ, чтобы нам не устами только восхвалять преславный Покров Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной.

 Будем молить Богоматерь, чтобы Она помогла нам избавиться от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса (Лк. 2, 19) жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат (Мф. 13, 8), то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны (Лк. 16, 24).

Взирая в праздничный день на Покров Богородицы, будем стараться внимательно слушать слова Божии, будем хранить, соблюдать, то есть стараться понимать, что говорит каждому из нас Господь. Если мы будем так поступать, то всегда пребудем под Покровом Божией Матери, и Она поможет нам идти по этому пути слышания гласа Божия в каждый момент нашей жизни, и своими молитвами приведт нас в Царство Своего Сына и Бога.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенского храма г. Балашихи

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -