Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Святители Христовы.

В декабре, в дни Рождественского поста, Святая Церковь совершает память многих святителей. Недавно, 19 декабря, с особенным, теплым, сердечным чувством мы праздновали память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Отрадно было видеть, как наши храмы наполнились молящимися людьми, ожидающими помощи святого угодника Божьего и чудотворца. На следующий день совершалась память святителя Амвросия Медиоланского. 25 декабря – память двух других святителей Церкви Христовой – Спиридона Тримифунтского и Александра Иерусалимского.

Хотя торжества, посвященные чудотворцу Николаю миновали, но этот святой так дорог сердцу, что не покидает желание говорить о нем. Церковь Божия именует святителя Николая правилом веры и образом кротости, учителем воздержания. Это – первые слова тропаря, составленные Церковью в честь святого. Дальнейшие слова главного песнопения праздника раскрывают нам тайну, которую явила стаду Христову непреложная истина об этом святом. Эти главные дары Божии – образец веры, кротости и воздержания – святитель Николай приобрел через высокое смирение и обогатившись нищетою духа. Величайшее смирение, покорность воле Божьей, отметание какого-либо мнения о себе святой Николай выбрал главными жизненными ориентирами. Воспитанный родителями и благочестивыми родственниками истинным христианином, святой Николай мечтал об уединенном монашеском житии. Он намеревался стать монахом после посещения мест, которые освятил Своим пребыванием на Земле Господь наш Иисус Христос. Но Господу угодно было, чтобы ярчайший светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но возвратился из Святой земли и ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом примерно в десяти километрах к северу от города Миры, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь.

Но однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!». Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы.

И вот скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай. Старец епископ сообщил об откровении другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

С тех пор он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником.

Житие святителя Николая говорит нам, что во время гонений на христианство от нечестивого императора Диоклетиана архиепископ Николай был заточен в тюрьму. Изучение антрополагами святых мощей угодника Божьего подтверждают это. Ученые свидетельствуют, что святой подвергался жестоким пыткам и много лет находился в заточении в очень низком и сыром помещении тюремной камеры. И эту волю Божию о себе святой принял со смирением, утешая и укрепляя христиан, несших страдания рядом с ним.

Когда мы говорим о святых мужах Церкви, то иногда можем ошибочно думать о их жизни, якобы лишенной трудностей и скорбей: идущие вслед за Христом, идут на Голгофу, на добровольное сораспятие Господу. Так, тюремное заключение претерпел и святитель Христов Александр, епископ Иерусалимский. Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном. В начале III века святой Александр был поставлен епископом во Флавии, в Каппадокии. В гонение Септимия Севера за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет.

По освобождении из заключения, святой Александр возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и, по ясному небесному откровению, избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью. Он был известен своею любовью к просвещению.

При Иерусалимской церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писание и существовавших в то время творений христианских писателей. В гонение Декия святой Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал дух свой Господу.

Великой любовью к Богу и людям горело и сердце святителя Спиридона Тримифунтского. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого язычниками.

Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

Святителя Спиридона уподобляют ветхозаветным праведникам Аврааму и Илие за его горячайшую и несомненную веру, гостеприимство, незлобие, за способность управлять земными стихиями, дарованную ему Господом.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу. Мощи его покоятся на острове Корфу (Греция) в церкви его имени.

Чудеса, совершаемые Богом по молитвах этих великих святых, не прекращаются и ныне, но об этом мы поговорим в другой раз.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенского храма г. Балашихи

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -