Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Ключи Истории.

«История — это не просто наука, история — это неотъемлемая часть жизни. Не может быть настоящего, не может быть будущего без прошлого. А история занимается прошлым, и очень часто из того, как мы трактуем историю, из того, как мы её понимаем, какие мы акценты делаем, вырастает то, что мы называем национальным самосознанием. На нынешнем этапе развития России консолидированное национальное самосознание является непременным условием формирования солидарного общества».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Мы всегда будем помнить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Праздник Великой Победы, 70-летний юбилей этого важного исторического события побуждает нас к духовному его осмыслению. Каждый раз, когда приближается 9 мая, у нашего народа возникает особое настроение. В этот день людей переполняют одновременно самые разные чувства: и гордость, и, конечно, скорбь о погибших. Возникает и множество вопросов, на которые, наверное, мы всегда будем искать ответы, ведь это действительно была величайшая эпопея в русской истории, и сколько бы ни прошло времени, слава героев тех времен никогда не померкнет! Вечная память защитникам Отечества, низкий поклон за жертвенный подвиг, глубочайшее уважение ветеранам!

Суть тех событий, историю Великой Отечественной, да и в целом историю Россию, историю мира нельзя рассматривать вне духовного, вероисповедального аспекта. Именно такой подход с точки зрения Церкви даёт нам ключи к пониманию последней, невиданной дотоле войны и её исхода.

Россия никогда не выступала как агрессор, как захватчик чужих земель. Она – всегда освободитель. Все крупные войны, которые обрушивались на нашу страну, в которых России приходилось принимать участие, были инициированы извне. Нет сомнений: суть каждой такой агрессии заключалась в стремлении уничтожить на земле оплот Православия. Эту задачу враг рода человеческого – диавол – пытался и пытается решить, используя разные государства, разные демонические личности. И в XX веке за всю историю нашей православной страны она столкнулась с ситуацией, когда у сатаны появилась реальная возможность решить эту задачу не только агрессией из-за рубежа России, но и в её собственных пределах.

Вот почему с начала этой страшной войны, меньше чем за месяц фашисты подошли к Смоленску и почти сразу взяли большую часть города. В древнем православном городе на тот момент действовала одна кладбищенская церковь! Последний смоленский архиерей был расстрелян в 1937 году. В знаменитом Успенском соборе Смоленска находился атеистический музей, с портретами Ленина и Маркса на иконостасе. Слугам сатаны была дана возможность притронуться к величайшей сакральной ценности православной Руси – Смоленской иконе Божией Матери! После отступления фашистов из Смоленска святыня исчезла.

Существует ли взаимосвязь между этими событиями: между тем, что наши войска отступили к Смоленску и тем, в каком состоянии был древний русский город? Связь здесь самая прямая.

…Вера в сказку и мифогилозирование прошлого – беда на все времена. Двадцатый век, отстоящий от нас недалеко, получил свою истинную оценку лишь из уст Святой Церкви. К сожалению, ясного понимания причин и последствий страшного социального, религиозного и политического потрясений прошлого века нет ещё у многих наших соотечественников. Но вот этот факт никто никогда не оспаривает: пришедшие к власти в России безбожники уничтожали то святое, что являлось исконным достоянием нашего народа — Церковь, святыни. Часто приходится слышать: «Всё было хорошо, вот не надо было им Церковь трогать!» Но ведь именно борьба с Богом, отвержение Его бытия, уничтожение Церкви, как оплота богопочитания и является главным ключевым пунктом веры тех, кто захватил власть в России в начале 20 века. Да, большевики предложили нашему народу новую религию. И, надо сказать, предложили не без серьёзных предпосылок к этому…

Святитель Тихон Московский смотрел на происходящие в России революционные потрясения 20 века как на пламя очистительного огня, через которое Господь повёл Русскую Церковь, а значит и страну. Удивительны контрасты истории: с эпохи Петра Первого 200 лет Русская Православная Церковь жила без Патриарха и возвращение к его избранию шло абсолютно параллельно с взятием власти в стране большевиками. Последние после смерти святителя Тихона вновь оставили патриаршую кафедру опустевшей… Но война вернула власти к этому вопросу.

Главная проблема большевиков и тех, кто пошёл за ними, заключалась в том, что они жили с идеологией, построенной не на реальном знании человеческой психологии, человеческой души, а на каких-то фантазиях, нереальных идеях. Они вообразили, что можно разрушить Церковь и при этом сохранить у людей патриотический дух. Но как это возможно?! Естественно, что при такой античеловеческой, антинародной политике страна была обескровлена и не способна к сопротивлению в той войне.

Страна вступила в войну крайне ослабленной. Миллионы людей находились в лагерях, миллионы были расстреляны и уничтожены. Армия была обескровлена, вся её верхушка — репрессирована. Это чудо Божие, что фашизм был низвергнут и побеждён. Но победа над фашизмом тогда была одержана ценой колоссальных человеческих потерь и благодаря подвигу, прежде всего, нашего народа.

Важным моментом войны была битва за Москву, потому что Москва являлась и является для людей святыней. Невозможно было в той ситуации сдать город, как это сделал великий Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.

В период Второй мировой войны была уже другая страна и другая Москва. И речь, действительно, шла о выживании целой страны. Народ, несмотря на неоднозначную нравственную ситуацию, начал сплачиваться для защиты своих святынь, для защиты своих городов. Немаловажную роль при этом сыграло и постепенное изменение политики властей по отношению к Церкви. Советское правительство всегда знало, что Церковь обладает тем потенциалом, который можно использовать для поднятия боевого духа народа, и обратилась к нему.

О изменении идеологии советских властей в этот период нужно сказать особо, и об открытии православных храмов, в частности. Можно предположить, что эту идею подсказали большевикам агрессоры. Они стали открывать храмы на оккупированных территориях. То есть, это был ключевой момент. Такими действиями аккупанты как бы показывали – вот ваши власти храмы закрывали и уничтожали, а мы пришли и изменили эту ситуацию. К службе в открытых фашистами храмах привлекали наших священников. О нравственном выборе священнослужителей в такой тяжёлой ситуации хорошо рассказано в фильме Владимира Хотиненко «Поп». С одной стороны служить в таком храме было равносильно предательству, а с другой стороны открывалась реальная возможность помогать людям, находящимся в связи с двойным гнётом в очень тяжёлом положении.

В сентябре 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча Сталина с иерархами нашей Церкви, после которой советским властями было дозволено избрать Патриарха, открыть духовные школы, и были решены многие юридические вопросы, не решавшиеся годами. Это не был акт покаяния власти после тех гонений, которые обрушились на Церковь: спустя короткое время эти гонения продолжились.

Не надо забывать и о том, что резкое изменение политики государства в отношении Церкви было связано с перспективой открытия второго фронта в Европе. Сталин хотел показать англичанам и американцам некое цивилизованное лицо Советского Союза. И здесь всплыл вопрос о Церкви, потому что известно, что англичане в Советский Союз направили делегацию, в составе которой был архиепископ Йоркский. Нужно было создать видимость религиозной свободы в СССР, и для того, чтобы произвести положительное впечатление на англикан, вспомнили, что у нас тоже есть Церковь и её глава, Патриарший Местоблюститель, которому был запрещён въезд в Москву. Его срочно вызвали, и после кремлевской встречи Сталина с митрополитами было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха, причём в кратчайшие сроки. В результате иностранцам было представлено, что Церковь в Советском Союзе имеет не просто свободу, но и привилегированное положение.

Конечно же, по-своему это был очень циничный акт, но для Церкви он имел огромное значение, потому что с этого момента кровавые и масштабные гонения были приостановлены или, скажем, уменьшились. Период после 1943 года и вплоть до смерти Сталина был относительно благополучным в жизни Церкви, хотя она и продолжала жить в стесненных условиях.

Эти духовные размышления о войне и победе в ней названы «Ключами Истории». Нет сомнения, что у этой войны есть разные истории, разные пласты и, соответственно, ключи к их пониманию. Есть история сугубо военная; есть история политическая; есть история духовная — духовная жизнь народа во время войны.

С первых дней той страшной войны дух патриотизма, желание защитить Родину овладел миллионами людей, составлющих тогдашний Советский Союз. Это – священный долг. И война потому сразу же была названа священной. Главным здесь явилось православное мировоззрение, впитанное душой народа за века, и которое представителям новой власти не удалось вытравить из людей за чуть более 20 лет своего правления. В первой беседе мы говорили о том, что наш народ самоотверженно поднялся защищать Отечество. И поднялся под началом богоборческой власти. И это также является беспрецедентным актом национального самопожертвования.

Нельзя не заметить, что с такой постановкой вопроса не все русские люди согласились, поэтому в истории Великой Отечественной войны есть и страница под названием «коллаборационизм», то есть помощь врагу. С этим Россия никогда прежде не сталкивалась. Но, осуждая преступления, нельзя не сказать: ведь всё это тоже было связано с репрессиями перед Второй мировой войной. Картина была очень сложная, многосоставная, но самое главное — народ сплотился для защиты страны, Отечества, святынь, своих городов; сплотился вопреки действиям власти, несмотря на те гонения, которые власть развязала против собственного народа. Вот почему нам дорога эта война. Именно поэтому мы не можем говорить об этой войне без трепета, без преклонения перед памятью людей, отдавших жизни ради нынешних поколений. То, что мы выиграли войну, — это заслуга всего народа — выдающихся полководцев, солдат и офицеров, тружеников тыла и всех людей, отдавших жизнь за свою страну, за её будущее.

Все страницы истории нашего участия в войне — жертва, которую принёс весь народ в целом и каждый человек в отдельности. Среди нас нет, наверное, людей, чьи предки не стали бы жертвами этой войны. С самого детства я слышал много историй об этой войне в семье от её участников, фронтовиков и тех, кто мучался в тылу, выкапывая из замёрзшей земли остатки сгнившего картофеля, пугающегося от рёва фашистских самолётов, летящих на бомбёжку Москвы. Помню своего деда Ивана Герасимовича. Он вернулся покалеченным с советско-финской войны, имевшей место в истории в канун Второй мировой. Помню его высохшую правую руку… Можно сказать, что у каждого из нас с этой войной связаны подобные истории. Поэтому нам небезразлично то, что происходило тогда, и как наш народ откликнулся на эту беду.

Русская Православная Церковь подошла к войне в почти разрушенном виде. Десятки, сотни пастырей, архипастырей были уничтожены или находились в лагерях. Но не война, а Господь спас Свою Церковь. Исторические обстоятельства могут складываться по-разному, но, действительно, к тому времени и Церковь была абсолютно обескровлена, практически физически уничтожена. Перед войной на всей территории Советского Союза оставалось около ста действующих храмов, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы; всего четыре архиерея, а до революции их было около 300. Практически Церкви, как таковой, не осталось. Но интересно, что в первый же день войны, когда ещё Сталин молчал и руководство страны было в растерянности, митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился к народу с горячим призывом встать на защиту Родины.

Это удивительное послание. Ведь митрополит Сергий его написал в тот же день, когда было объявлено о начале войны, — 22 июня. Сталин со своей речью обратился только через 12 дней, а реакция архипастыря была мгновенной и абсолютно точной, такой, какой только могла быть реакция настоящего священнослужителя и истинного патриота. Церковь сохраняла свою силу даже тогда, когда от неё оставался один процент духовенства, епископата. Церковь оставалась огромной духовной силой, которая помогала людям в те страшные годы. Мы знаем очень много историй военного времени, когда священники выходили на боевые позиции, спасали раненых, когда в тылу врага, на оккупированных территориях разворачивались православные миссии, как например, Псковская миссия, о которой никто практически ничего не знал до недавнего времени, когда историки стали о ней говорить.

В какой стране мы живём сейчас? На этот вопрос отвечают, например, итоги XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Этот последний крупнейший церковно-общественный форум назывался «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Он объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч человек, принявших участие в региональном этапе, форум свидетельствовал: Православие занимает совершенно особое место в истории и культуре народов исторической Руси, является прочной основой их духовных и культурных традиций.

Сегодня, - говорится в документах форума, - мы призваны бережно хранить национальную историческую память, не забывать о своих духовных истоках и не допускать ложной трактовки исторических событий, касающейся, в том числе и переосмысления роли народов-победителей в Великой Отечественной войне. Народы исторической Руси объединяет не только культура и традиции — нас объединяют общие духовно-нравственные ценности и православная вера, принесённая на наши земли святым равноапостольным и великим князем Владимиром, 1000-летие преставления которого отмечается в текущем году. Задача особой важности для нашего общества сохранить духовное и культурное единство братских славянских народов, вышедших из крещальной Днепровской купели.

Русская Православная Церковь, как и в предыдущие века, сегодня является выразителем чаяний миллионов верующих России и других стран канонической ответственности Московского Патриархата и стремится содействовать подлинному единению и духовно-нравственному просвещению народов, сохранению и приумножению богатого духовного и культурного наследия, завещанного нам святым князем Владимиром.

Будем помнить и знать историю страны, будем свято беречь духовные ключи к пониманию Истории. От этого зависит наше настоящее и будущее.

Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -