Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Троицын день.

На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь празднует День Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. Этот день для православных христиан является величайшим праздником. Троицын день - день рождения нашей Церкви. Торжество Святой Троицы в этом году пришлось на 31 мая.

У великого и значимого торжества есть несколько названий, определяющих его суть. Поговорим о некоторых из них.

Праздник Святой Троицы часто называют ещё Святой Пятидесятницей, так как по Уставу нашей Церкви приходится он всегда на пятидесятый день после Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Название это пришло к нам из Ветхого Завета: израильтяне имели особые причины считать пятидесятый день после ветхозаветной пасхи праздничным днём, так как в этот день им дан был Богом Моисеев закон. Для нас же, людей Нового Завета, Пятидесятница – это день, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова была основана Святая Церковь.

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Петров или апостольский пост в текущем году начнётся с 8 июня. В связи с сравнительно ранней Пасхой этот пост будет длиться более месяца: он заканчивается празднованием в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которое ежегодно совершается 12 июля.

Поминовение всех усопших благочестивых христиан накануне Дня рождения новозаветной Церкви ведёт свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли её от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Родительской Субботы. В словах святого апостола Петра, произнесённых им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол, на которого, как и на других избранных учеников Христа излиялся в этот день Дух Святой, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мёртвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днём Святой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестёр наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

Обратимся ещё к одному названию грядущего праздника, о которм уже было упомянуто. В великий день, посвящённый Живоначальной Троице, Церковь торжественно вспоминает событие Сошествии Святого Духа на апостолов, ставших с этого дня проводниками Евангелия по всей вселенной. Иисус Христос избрал Своих учеников не по принципу образованности: большинство из них были простыми рыбаками. Господь взирал на души и сердца проповедников Евангелия, ведь они призваны были нести слово Божие по всему миру. Поэтому, при вознесении Своём на Небо, Господь наш Иисус Христос обещал облечь апостолов силою свыше, что и было исполнено Им в день Пятидесятницы.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – «исполнишася вси Духа Свята». И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. По Промылу Божиему Сошествие Святого Духа на апостолов произощло во время, когда Иерусалим был наполнен большим количеством верующих, собравшихся на праздник со всех концов земли. И каждый из облагодатствованных учеников Христа после чудесного сошествия на него Духа Святого начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире. Люди, прибывшие из других областей Святой земли и из других стран услышали спасительную проповедь апостолов на своём языке.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришёл Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

Обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги, как воспоминание о преемственности Ветхого и Нового заветов, сохранён и в нашей Церкви. Ведь Сионская горница, в которой Дух Святой сошёл на апостолов по случаю дня Пятидесятницы, также была украшена древесными ветвями и цветами. Несомненно, апостолы завещали в воспоминание этого великого для них и для всей Церкви дня сохранять этот обычай.

В сознании же современного православного христианина, Троицын день также неразрывно связан с травой, цветами и ветвями, которыми каждый год украшается каждый православный храм. Господь дарует нам сохранять этот благочестивый обычай, чтобы мы могли передать его и нашим потомкам, которые могли бы сохранить его до скончания века.

Вот какой грандиозный праздник Церкви ждёт нас в ближайшие дни. Он настолько велик, что для того чтобы определить его содержание Святая Церковь употребляет несколько его названий. Этот праздник, в первую очередь мы именуем Днём Святой Троицы, Троициным Днём. Также мы называем его Днём Рождения Христианской Церкви. Правильным будет назвать его и Днём Пятидесятницы. Ещё это и День Сошествия Святого Духа на апостолов. День Святой Троицы предваряется моитвой об усопших членах Церкви – Троицкой Родительской Субботой. Следующий за Днём Святой Троицы день посвящён Святому Духу. Это большой праздник. Если есть возможность, то хорошо бы и в День Святого Духа прийти в храм на богослужение.

Седмица, следующая за Днём Святой Троицы – вся праздничная. У неё есть народное название – «зелёные святки». По окончании празднеств, с понедельника, с 8 июня, начинается Петров пост. Кто чтит святых апостолов, кто понимает их подвиг в очах Божиих и перед всем человечеством, должен соблюдать этот нестрогий летний пост.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -