Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Юбилей Крестителя Руси.

…Крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства.

Святейший Патриарх Кирилл

 

Конец июля и начало августа – время молитвенного обращения к памяти святых равноапостольных княгини Российской Ольги и великого князя Владимира. В этом году мы вспоминаем 1000-летие преставления ко Господу Крестителя Руси, принёсшего нашей стране свет Христовой веры. Через призму главного события эпохи — крещения Руси — оценивается и значение святого князя Владимира. Соединив воедино разрозненные славянские племена единым стержнем православной веры, князь Владимир получил величественное здание российской государственности.

Религиозные ценности являются первоосновой, как самоидентификации отдельной личности, так и народа в целом. Они же являются и основанием для интеграции людей в общество. В фундаменте каждого народа лежит единство личных идентификаций составляющих его людей — их культурные ценности, духовные святыни, нормы, смыслы и идеалы бытия на протяжении всей истории. Религиозные ценности образуют важнейший исходный пункт цивилизационной идентичности всякого народа. Именно они составляют сердцевину генетического кода любой цивилизации.

Празднования 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира даёт нам возможность с радостью обратиться к жизни знаковой личности нашей истории, к тому, чем жила душа Князя Красное Солнышко.

… “Как ты уверовал? – обращается к покойному князю над его гробом митрополит Иларион, - Как воспламенился любовью Христовой? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному?” И сам отвечает: “Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией”… Действительно, самая непостижимая тайна на свете – тайна человеческой души. Семена, посеянные святой княгиней Ольгой, проросли и в душе её младшего внука.

Сам Господь избрал князя Владимира способствовать распространению и утверждению на нашей земле веры Христовой. Бог призвал этого великого человека, и человек внял гласу Творца. Князь Российский Владимир чувствовал неистинность языческой веры, сердце его искало Истину. Слуги князя, обойдя всю вселенную, свидетельствовали, что прекраснее православной веры нет на земле ничего. Они рассказывали о своих впечатлениях о богослужении, которое совершалось в Константинополе в Великой церкви святой Софии, и говорили, что не понимали, где находились в то время: на земле или на Небе. Возгорелось сердце великого князя, и он воспылал желанием стать христианином и просветить народ русский  верой Христовой. В тропаре святому Владимиру Православная Церковь сравнивает его со святым апостолом Павлом. Почти десять веков разделяют этих святых мужей, но сходны их судьбы, сходна их деятельность и одинаково плодотворны результаты их проповеди. И тот и другой разгоняли светом Христова учения тьму язычества, но перед этим, следуя вере отцов, “ревнуя о законе”, прежде много гнали Церковь Божию. Но пути Божии неисповедимы, как и Своего гонителя сделал Господь первоверховным апостолом, так же Он обратил к себе и великого князя, ставшего Крестителем Руси. Интересен и тот факт, что перед крещением и апостол Павел и князь Владимир ослепли. И лишь крестившись вновь обрели зрение. Слепота буквальная являлась отражением слепоты духовной. В момент совершения таинства крещения апостол Руси прозрел в знак чудесного уверения, что Господь пребывает в церкви Православной. Это событие вселило в князя Владимира ещё большую ревность по Бозе.

Крещение князя Владимира произошло в 987 году, и было связано с его походом на византийский город Корсунь (Херсонес). Захватил князь и Константинополь, вернувшись из похода с греческой принцессой Анной. Её принудили к браку с русским государем. Она же помогла внезапно ослепшему жениху и с крещением. Епископ Корсунский с царицыными священниками, огласив, крестили Владимира. И когда епископ возложил руку на него, тотчас прозрел Владимир. И увидев своё внезапное исцеление, прославил Господа: “Теперь я узнал истинного Бога”. Очень точные слова! До крещения князь в основном узнавал о Боге, хотя, конечно, сердцем чувствовал Его. Но чтобы узнать Бога, нужно особое Божие снисхождение к человеку, отчётливо и сильно переживаемое как личная встреча с Ним. Владимир ждал этой встречи, и она произошла. Увидев чудо исцеления князя, крестилась и его дружина.

Приняв крещение сам, князь приступил к крещению подданных. Внук святой Ольги был мужем великого государственного ума. Его деятельность была направлена не только на расширяющие страну завоевания, но и на внутреннее укрепление молодого Русского государства. До обращения к истинному Богу руководитель языческого народа был разгульным, жестоким, сластолюбивым и коварным человеком. Однако душа князя не находила радости и покоя от такой жизни. От природы он был умным, и, несмотря на все свои прегрешения до принятия христианства, добрым человеком. Авторитет князя был велик, народ любил и чтил его. Поэтому князю, задумавшему провести всеобщее крещение Русской земли, достаточно было обратиться к народу: “Аще кто не обрящется заутра на реце, богат ли, или убог, или нищ или работен, противен мне да будет”. Страх оказаться “противным князю”, а также его дружине, боярам, всей правящей верхушке был сильнее жалости к гонимому по Днепру Перуну. В отличие от легенды, крещение на Днепре произошло довольно мирно. Наш народ сразу, всем своим существом воспринял веру Христову, так как чистым было его сердце и расположенным к принятию добра. Владимир же, возревновавший о новой вере, принялся усердно разрушать идолов, которых сам ранее и понаставил. Но лучшей его проповедью стала новая жизнь во Христе, позволившая широко развиться лучшим качествам натуры князя Владимира. Он делом являл человеколюбие, усердно заботился о неимущих. Князь принял решение отказаться от смертной казни особо опасных преступников, как сам объяснял, - “боясь греха”. Недаром в народной памяти князь Владимир навсегда остался как “ласковый князь”, “Красное солнышко”. Эти прозвища он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души.

Он строил для инвалидов богадельни, которые содержались на его средства. Это - одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала фактически взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времён князя Владимира, ни позже.

За двадцать пять лет христианского правления князя православная вера распространилась по всей Руси в качества веры главенствующей. Если мы вспомним, сколько десятилетий до этого на нашей земле не прекращалась проповедь христианства, то не сможем не согласиться с мнением большинства историков: Крещение Руси при великом равноапостольном князе Владимире было логичным завершением многовекового духовного процесса.

Русская Церковь с первых дней своего существования стала мощной общественно-государственной объединительной силой, которая предопределила всю последующую историю восточнославянских народов. Христианская вера стала важнейшим скрепляющим фактором в процессе формирования нашего национального самосознания. Дух Христова учения и авторитет Церкви проникли во все сферы государственной и общественной жизни. Христианство создало на Руси такие благоприятные условия, что уже при Владимире-Крестителе наблюдается скорый государственный рост и кристаллизация её общественной жизни. Даже с точки зрения сухой, объективной исторической науки очевиден коренной перелом в жизни восточных славян, связанный с Владимировым княжением, качественный скачок в обретении ими собственной устойчивой государственности, развитии культуры, в становлении нравственного самосознания.

Конечно, не всё проходило гладко: языческое противоборство также является историческим фактом. И ещё многие века в народе рядом с искренним исповеданием христианства спокойно уживались пережитки языческого прошлого. Поднимают они свою губительную голову и сейчас. Но главное было сделано – проповедовать христианство начала православная культура, принятая Русью от Византии, но скоро органически переродившаяся в великую уникальную, человечную и прекрасную древнерусскую христианскую культуру, раскрывшую в полной мере духовную мощь, одарённость, душевную щедрость нашего народа. Эта культура крепче, чем меч, соединила разрозненные племена в единое государство, стала единым языком для всех сынов Руси. Чистый свет православия, исходивший от изумительных по красоте храмов, от монастырей и школ, со страниц православных книг, из созвучий духовных народных стихов, всё глубже и глубже проникал в души последующих поколений. Россия вошла в общеевропейское культурное пространство, что открыло огромные горизонты для всестороннего развития восточнославянских народностей, проживавших на её территории. Равноапостольный князь заложил основы того развития, которое продолжается до сих пор.  

Даже XX век, с его жесточайшими гонениями на верующих, не сумел до конца уничтожить плоды судьбоносного события, которое произошло благодаря князю Владимиру. В годы безбожия, когда нашему народу насильственно прививали атеизм, огонь веры Христовой продолжал гореть в сердцах исповедников, а культура продолжала оставаться носительницей тех христианских ценностей, которые были заложены в основу цивилизационной идентичности восточных славян ещё с крещения Руси.

Стремительный расцвет древнерусского государства произвёл огромное впечатление на соседние европейские народы. Значительный международный авторитет Киевской Руси виден по династическим бракам с европейскими царственными домами.

Результаты деятельности святого равноапостольного князя Владимира столь значительны, что его всегда вспоминали и вспоминают в самые ответственные моменты истории нашей страны.

Святой князь Владимир является не только создателем нашей государственности, он, как подчеркнул Святейший Патриарх, «принёс нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы – Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор». Креститель Руси открыл нам истинное богопознание, дал возможность быть во Христе избранным народом Божиим, благоуханием Христовым, чадами Света, наследниками Царства Небесного (1 Петр. 2:9; Еф. 5:8; Иак. 2:52; Кор. 2:14-16), всё то, чем живёт наша Церковь и наш народ на протяжении вот уже более тысячи лет.

Таким образом, святой князь Владимир создал основание, на котором воздвигнут тысячелетний собор православной веры, российского государства и русской культуры. Заложенная святым равноапостольным князем Владимиром христианская вера превратилась в фундаментальную цивилизационную основу российского общества.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -