Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

В ожидании чуда.

Приближается праздник Рождества Христова. Православные христиане готовятся к великому Чуду Боговоплощения, к встрече на земле с Богомладенцем Христом. С самых древних времён подготовка к очень важному событию связана у людей с особым ритмом жизни, который называют постом. Время поста подразумевает уклонение от такого течения жизни, когда человек расслаблен и может совершить ошибки. Человек собирается, учитывает важные моменты и совершает действия, помогающие ему понять событие и достойно его встретить и провести.

В Святом Евангелии содержится притча о десяти девах, рассказанная Христом. Готовясь участвовать в свадебном торжестве, десять дев вышли на встречу Жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же вместе со светильниками взяли масла в сосудах своих. И как Жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот Жених идёт, выходите навстречу Ему. Девы проснулись и стали поправлять светильники свои. У мудрых дев они горели светло, потому что в них было масло, а у неразумных они гасли. И сказали они мудрым девам: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но те отвечали: «Чтобы не случился тогда недостаток и у нас и у вас, лучше пойдите, купите себе масла». Те пошли покупать, а тем временем пришёл Жених; мудрые девы вошли с Ним на брачный пир, и двери затворились. Через несколько времени пришли и те девы, стали стучаться и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но Жених отвечал: «Истинно говорю вам, Я вас не знаю». Спаситель окончил рассказ этот следующими словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын человеческий. Господь наш Иисус Христос, призывая верующих к постоянному духовному трезвению, рассказал эту притчу, открывая людям тайны Своего Царства, открывая пути, которыми входят в это Царство. Готовясь встретить Царя Небесного Царства, люди должны бодрствовать, запасая елей благочестия и богоугодных дел. Итак, Сам Бог и Его Церковь призывает нас в дни подготовки к Рождению Спасителя поститься. Следя за своим сердцем и языком, за своим питанием, не употребляя в пищу продукты, ведущие человека к уточнению плоти (это помогает лучше думать и быть более здоровым), не упиваясь вином, воздерживаясь от беспечного и беззаботного времяпровождения, но и не обременяясь сильно заботами житейскими, усердно посещая богослужения, христианин действительно готовится к этому важнейшему событию в жизни человечества - приходу в мир людей Сына Божьего.

Рождение Иисуса Христа, событие, когда Сам Господь ради нашего спасения становится человеком, рождается от Девы Марии - это величайшее и непостижимое Чудо. Мы живём сейчас в ожидании этого Чуда. Да, мы ежегодно вспоминаем о нём, но в то же время, оно ежегодно и совершается! К этой атмосфере ожидания Чуда присоединяется и событие окончания гражданского года. Так дела обстоят на нынешнюю пору жизни человечества, и так сложилось исторически, но, надо заметить, что начало исчисления временного отрезка длинною в календарный год с первого января - сравнительно недавнее решение человеческого ума. И, если вспомнить логическое обоснование этого решения, то оно связано именно с Рождеством Спасителя: время отсчитывают от Рождества Христова. То есть, вначале совершается Рождество Иисуса Христа и от этого глобального для человечества события начинают отсчитывать время - календарный год и время в целом. Мы так сегодня и говорим: «Скоро начнётся 2016 год от Рождества Христова». Или: «Шёл такой-то год от Рождества Христова». Для новозаветного человечества такое решение логично. Но счёт времени от Сотворения мира тоже очень убедителен.

Началу нового гражданского года сегодня люди придают слишком большое значение. Понятно, что окончание года, подведение его итогов, благодарение Творцу за ещё один год нашей жизни - вещи важные и нужные, но новогодняя суета не должна закрывать от нас главное, что происходит в Божьем мире. Это замечание особенно актуально для людей, живущих в православной России. Введение в западном мире григорианского календаря - событие ошибочное: исчисление времени по юлианскому календарю произошло незадолго до Рождества Христова. Христиане западного мира встречают Рождение Сына Божьего значительно раньше. Но так сложилась их история, не наша. Однако очерёдность праздников у них сохранилась: они в начале встречают приход в мир Спасителя нашего мира, а затем, уже в череде святых для них праздничных дней, отмечают и начало Нового года. В России же новый год встречают раньше Рождества. Эта историческая ошибка и является сегодня тем, что называют искушением, а по-другому говоря, испытанием. Испытанием знания истории, испытанием знания приоритетов, испытанием веры Богу и испытанием верности Церкви. Духовное состояние не прошедших этот исторический экзамен незавидно. Про них давно сказано, что они променяли Божий дар на несущественное, на нестоящее. Могут возразить: а невозможно ли весело встретив новый год, не менее весело встретить Рождество? Отвечу. Рождественский пост не является строгим постом года. Время этого зимнего поста готовит нас к празднику Света. Рождество Христово - это праздник великой всемирной радости. Но войти в эту светлую духовную радость сможет лишь тот, кто готовился к этому празднику со всей ответственностью, не размениваясь на мишуру суетного и не важного. Не напрасно для серьёзной подготовки к знаковым и судьбоносным событиям нашей жизни и выбрано это слово - пост. Человек на посту, как воин, которому нельзя спать или одурманивать себя. Постящийся христианин стоит на страже своей души, он ждёт времени, когда совершится то важное, ради чего он живёт. Однако, время Рождественского поста не означает отказ от радости, и даже от мероприятий, где находят место и форумы, и концерты, и подарки. Церковь воспевает в эти дни: «Христос рождается, славьте Его!» Эти слова означают, что Господь и родился уже ранее, более двух тысяч лет назад, и рождается сейчас, и вскоре должен родиться. Они означают, что Он рождается вечно от Своего Небесного Отца. Не было в мироздании такого времени, когда бы Сын Человеческий не рождался бы.

Всё это так. И зная это, мы готовимся к Рождению Спасителя. Это время наполнено предчувствием Таинства, ожиданием Чуда. Совсем не случайно эти праздничные дни, это ожидание Чуда особенно остро чувствуют дети. Их ангельские, тонкие и чистые души трепещут в эти дни и ждут великого Чуда! Так было и в те времена, когда о Рождестве Христовом в нашей стране говорить было нельзя. Я помню то время, когда рухнул богоборческий режим, но на праздничных открытках стыдливо писали - «Поздравляем с праздником Нового года и Рождеством!» Власти запрещали писать про Христа в советское время, но и во времена «перестройки» издатели открыток не осмеливались написать Имени Христа!

Но для истинно верующих людей праздник Рождества Христова был главным праздником декабря. Повторю, что душой чувствовали это и дети, воспринимая последние дни уходящего года как приближение великой Тайны… К этим правильным чувствам детей желаем присоединиться и мы, взрослые.

Одним из наиболее известных атрибутов праздника Рождества Христова является вечнозелёное деревце. Этот символ праздника появился на площадях и в домах христианских стран сравнительно недавно, в XIX веке, сначала в Европе, а затем и в России, и в Америке. Он закрепился в праздновании Рождества потому, что удачно попал в смысл торжества. Ёлка напоминает нам гору, а пространство, образуемое нижними раскидистыми ветками ели, символизирует вертеп - пещеру в горе, где произошло событие Рождества Богомладенца. В таких пещерах в древности находили приют и защиту от непогоды странники, пастухи. Вертепы как место жилища избирали себе и разбойники, не переводящиеся никогда. В вертеп пришлось прийти и непраздной Деве Марии, так как люди вытеснили Её и Готовящегося родиться ради них Бога из своего мира. В самой холодной пещере воплотилось самое горячее сердце, совершилась тайна вхождения Бога в человеческую историю. В то время, когда спали люди, ангельский мир, непрестанно славящий Бога, с благоговейным трепетом взирал на совершавшееся на земле величайшее Чудо.

В убогом вертепе находились животные - невинные и безгрешные твари, всегда знающие Своего Творца. Недалеко находились пастухи, следящие за животными. Им явились ангелы Божии и сообщили великую Тайну Боговоплощения: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (см. Лк. 2,11). Узнали о Рождении и месте Рождения Царя царей и учёные мужи, те, кто искал Бога всю жизнь. Снарядив караваны, они пришли увидеть Его и поклониться Ему и Его Пречистой Матери. Учёные волхвы принесли Новорожденному дары. Главными из этих даров были золото - атрибут царской власти, ладан - приношение, совершаемое Богу и смирна, благовоние для погребения.

Подарки и сегодня находят место в наших домашних вертепах. Детишки так любят это место под ёлочкой, в вертепе, где взрослые возлагают дары, говоря, что подарки оказались в вертепе таинственным образом. Есть ещё семьи, где взрослые говорят своим детям, что подарки принёс не мифический дед мороз (в это разумные дети не верят), а святитель Николай, память которого совершается в декабре. В европейских странах не забыты сказания, что в преддверии Рождества Христова угодник Божий Николай посещает дома христиан, награждая хороших и послушных детей подарками, а строптивых и ленивых - розгами…

Сохранилась, а в нашей стране возрождена, традиция сооружать вертепы, то есть кроме зелёной, празднично украшенной ёлки, увенчанной вифлеемской звездой, сооружают  полусферу, подобие пещеры, где располагают фигуры Девы Марии с Младенцем Христом, святого Иосифа Обручника, мудрых волхвов с дарами и фигурки животных - ягнёнка и других. Нередко такой вертеп устанавливают прямо в храме. Такой вертеп в преддверии праздника Рождества появляется всегда на территории нашего Преображенского храма. Он довольно большой, его обрамляют еловые ветви и украшают мигающие огоньки. Почти все приходящие в храм, останавливаются около него и в молчании стоят, прикасаясь душой в великой Тайне. Всмотримся и мы в образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубоко, духовно глубоко творение Господне! С этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живём, не только как мёртвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всём (см. 1 Кор. 15:28).

Какая слава, какая радость и надежда! Воспоём же с благоговением, любовью и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего сотворённого Им в вечности на небе.

Христиане, готовясь к встрече с Богомладенцем, постятся, особенно часто в дни поста участвуют в богослужениях и церковных таинствах. Да и что мешает христианину, соблюдающему пост, часто прибегать к таинствам исповеди, Святого Причащения? Рождественским постом всегда совершается в храмах и таинство соборования. Большое число людей исповедуется перед соборованием, участвует в таинстве елеосвящения, а затем приступает к Причастию Святых Христовых Тайн.

Уже очень скоро, в таинственную и светозарную ночь Рождества Христова православные христиане, подражая несущим стражу пастухам, соберутся в Божьих храмах, чтобы поклониться Сыну Божьему Рожденному, принести собранные за время поста дары своих сердец, и, в благоговении, вместе с ангельским необъятным воинством восславить Бога и воспеть Ему: «Слава в вышних Богу, и на земле - мир, в людях - благоволение!»

После праздника Рождества потечёт чреда святых праздничных дней, во время которых мы будем стремиться в храмы славить Господа. Не забудем во время святок тех, кто ждал праздника, стремился к нему, желал войти в его радость. Будем милостивы к своим близким, детям, тем, кто нуждается в помощи и защите. На святках христиане богаты на благотворительность, на добрые дела, на подарки. В храмах проводятся яркие и интересные представления с участием прихожан и детей самых разных возрастов. После концерта праздник продолжается на улице, у Рождественского вертепа, где детям и взрослым обычно представляют сюжет на Евангельскую тему – поклонение волхвов Христу, за простотой и видимой театрализованностью которого скрывается большой духовный смысл, донести который детям – особенно младшего возраста – гораздо проще в наглядной и доступной форме. Кстати, вертепом называют ещё кукольный театр в виде двухъярусного ящика с фигурками для уличных представлений на библейские сюжеты. До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. Эта традиция, запрещённая в советский период истории России, возрождается, как и хождение христославов. Празднующие Рождество Христово вместе весело водят хороводы, участвуют в конкурсах, катаются на лошадях и получают вкусные подарки.

Святки - время посещения родных, близких и обездоленных. Пусть этот праздник будет радостным праздником для всех!

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -