Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Ныне отпущаеши...

Двунадесятый праздник Православной Церкви, который носит название Сретение Господа нашего Иисуса Христа, будет праздноваться скоро, в понедельник, 15 февраля. Всенощное бдение состоится накануне, вечером воскресного дня.

Каждый неленостный молитвенник знает эти слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2: 29). Мы ежедневно слышим их за богослужением каждого дня, произносится в молитвах, звучит за таинством Крещения. Но откуда пришли они в нашу жизнь?

Эти слова первоначально изошли из уст великого человека. Они были произнесены на все века святым и праведным Симеоном Богоприимцем. Великий старец, держа на своих руках Богомладенца Христа, две тысячи лет назад возвестил не только о том, что произошло во вселенной, в человеческой истории, для всех людей, но и о том, что произошло в его сердце. Он свидетельствует, что Бог дал ему увидеть чудо пришествия Спасителя в мир сей.

Святое Евангелие говорит нам, что старец Симеон восклицает, обращаясь к Богу: «Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 30-32).

Святой Симеон благодарит Бога, что Господь Духом Своим Святым открыл Ему истину рождения Богомладенца Христа, в чём показал неизреченное Своё смирение и любовь к роду человеческому. Он благодарит Бога и за то, что пришёл, как сообщает апостол и евангелист Лука, «по вдохновению в храм» (Лк. 2: 27), когда Дева Мария и Иосиф Обручник пришли туда же в сороковой день после рождения Иисуса Христа, чтобы исполнить предписания Моисеева закона. Дева Мария принесла в храм Богомладенца по исполнении дней очищения, хотя и не имела нужды после сверхъестественного, безболезненного, неискусомужного рождения Христа Спасителя в совершении этого обряда, для принесения в жертву двух горлиц, или двух птенцов голубиных за первенца, (Лк. 2: 11-14; ср.: Лев. 12: 2-8; Исх. 13: 12-13; Числ. 3: 13; 8: 16-18). Вот почему на иконе праздника Сретения Господня праведный Иосиф Обручник изображается с голубями.

И, казалось бы, что в центре события, ежегодно празднуемого Православной Церковью, должно было бы находиться совершение обряда Моисеева закона, но праздник Сретения Господня смещает акцент с совершения предписаний закона на встречу праведного Симеона с Богомладенцем. Поэтому все богослужебные тексты праздника воспевают именно эту неизреченную встречу, и до того активно указывают на это, что и сам праздник уже в Древней Церкви начинает называться именем этой встречи, что на церковно-славянском языке звучит Сретение.

Но этот акцент на встрече св. Симеона с Богомладенцем в совершении праздника Сретения Господня сделан Церковью и на основании важности его богословско-пастырского содержания. Потому что встреча Симеона Богоприимца с Христом явилась символом, образом встречи человека со своим Творцом. Даже более этого, она стала символом встречи Ветхого и Нового Заветов, пророчеств и исполнения их. И, в частности, личность праведного Симеона проявилась настолько глубоко в данной встрече, что стала поучительной на все времена в поиске приближения человека к Богу. Поэтому в центре внимание рассмотрения образа Симеона Богоприимца стоит его вера.

Старец Симеон был одним из многих тысяч верующих израильтян, искренне ожидавших пришествия Мессии. Но происходил он, по всей видимости, из священнического рода и был, вероятно, одним из служителей Иерусалимского храма, с этим согласуются и его действия при встрече с Христом Спасителем. Это можно предположить и из сообщения о нём богослужебных текстов праздника Сретения, где св. Богоприимец именуется священником, святителем, священноделателем, приносившим законные жертвы, очищавшим кровными жертвами людей Израиля.

Церковное предание сохранило и известие о том, что этот человек был одним из 70 толковников, которые переводили тексты Священного Писания Ветхого Завета с древнееврейского на древне-греческий язык, откуда и название этого перевода - от Семидесяти, или, по-латински, Septuaghinta. Они начали осуществлять этот перевод по приглашению египетского царя Птоломея Филадельфа (282-246 гг. до Р.Х.), который происходил из эллинистической династии Латидов, берущей своё начало от одного из полководцев Александра Македонского. Египетский царь Птоломей пожелал пополнить всемирно известную Александрийскую библиотеку переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. Для этого он призвал из Иерусалима учёных мужей, знающих оба языка. И среди этих 72 переводчиков был, по преданию, и праведный и благочестивый учёный муж Симеон, на котором почивал Дух Святой.

По преданию, праведный Симеон трудился над переводом книги пророка Исаии, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда переводчик дошёл до пророчества «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то слово «альма», которое в еврейском языке означает деву, но может означать и молодую женщину, - перевёл словом «парфенос», что по-гречески - собственно «дева». И тут вдруг он усомнился в правильности перевода, потому, что подумал о невозможности рождения младенца от девы, и хотел изменить его, как подсказывал ему его разум. Но как только подумал св. Симеон об изменении перевода, явился ему Ангел Божий и возвестил, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца.

Мы не можем представить себе явление ангела человеку. Как это происходит? Но, совершенно точно, что это явление и небесное предложение не являлись насилием над человеком. Невольник – не богомольник.

Естественно, как богобоязненный человек, Симеон удержался от намеченного им исправления и поверил словам вестника небесного, преодолевая в себе сомнения и борьбу ума и сердца, веры и знания. Он, как один из ученейших людей своего времени, вынужден был вести эту борьбу в своей душе, дисциплинируя свой ум, запрещая ему желать давать ответы на все вопросы, которые человеческому разуму не под силу решать. Святой Симеон, как верующий человек, всегда помнил об этой ограниченности ума человека, даже самого развитого, и отдавал решение этих вопросов своей вере, т.е. принимал как истину то, что открывает человеку Божественное Откровение, каким бы оно ни было непонятным и необъяснимым для нашего разума. Это была не простая борьба желания человеческого ума объяснить непостижимые Божественные истины. Но, благодаря искренней вере, праведный Симеон успешно преодолевал в себе эти желания ума, оставив на все времена пример того, как даже самый развитый ум, ученейший человек, может успешно исследовать доступные для человеческого разума объекты, отдавая необъяснимое для его ума вере. Потому что такой человек, отдавая решение непостижимого для ума вере сердца, спокойно принимает истины Божественного Откровения, устанавливая в душе своей баланс между знанием и верой, в чём и заключается истинное просвещение человека светом Божественной правды.

И это мы видим в жизни святого праведного старца. Он настолько просвещался благодатью Божественного Света, что стал водим Духом Святым. Ему не мешали добытые умом знания, потому что они занимали подобающее место в его душе, даже подчеркивая, указывая на важность, необходимость и особенную значимость веры в жизни человека. Такая душа, воистину, становится вместилищем Святого Духа, ибо она совершает то, что Бог ждёт от человека, чтобы облагодатствовать его, - смиренного и кроткого состояния, в котором действует благодать Господня. И не только в подчинении ума вере Симеон стал примером в поиске приближения и единения с Богом, но и в совершении уже на земле жизни небесной.

О том, что жизнь праведного Симеона была уже небесной на земле, свидетельствуют также литургические тексты. Ведь не случайно св. Симеон, приведённый в храм Духом Святым, берёт на свои руки Богомладенца Христа и восклицает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Этим Богоприимец свидетельствует, что, увидев исполнение пророчеств, он видит новую жизнь, которую несёт человечеству новорожденный Спаситель. В одном из важных песнопений праздника говорится, что старец Симеон в этой таинственной встрече уходит от плотского состояния: «Духом во святилищи представ на руки восприят закона Владыку, вопия: ныне со уз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром: видех бо очима откровение языков, и Израилю спасение». Затем в стихах богослужения указывается, куда он уходит, к какому состоянию: «Закон же в Писании исполняя Человеколюбец, в церковь ныне приносится, и сего приемлет старыми руками Симеон старец, ныне отпушаеши мя, вопия, ко оному блаженству: видех бо Тя днесь плотию мертвенною обложеннаго, животом господствующа, и смертию владычествующа». А во второй стихире говорится, что, приняв Богомладенца на руки, Симеон уже удаляется от тления и входит в мир вечный, нетленный: «Тем Тя видев Симеон взываше: из истления мя разреши яко видех Тя днесь».

Таким образом, слова «ныне отпущаеши» говорят не столько о смерти, которая должна была прийти к Симеону, как ему было обещано Духом Святым по свидетельству евангелиста Луки, сколько о преображении старца, о его переходе от земного состояния к горнему. Симеон становится полностью небесным. Он, приняв на руки Христа Спасителя, освятился, преобразился и стал свидетелем уже другой жизни, вечной, той жизни, которую родившийся Спаситель пришёл дать человечеству. Симеон стал свидетелем уже этого грядущего перерождения человека. Поэтому он не только свидетельствует о своём вхождении в эту вечность грядущего перерождения людей, но и пророчествует о том, как грех, зло, дьявол будут противостоять этому приходящему восстанию человечества от греха и тления к правде Божией, святости и вечности. Он прямо говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2: 34). Потому что всё будет зависеть от желания человека, будет ли он преодолевать в себе грех или будет поддаваться ему. И всякий, кто будет каяться в своих грехах, будет очищаться благодатью Божьей и обретать жизнь в Царствии пришедшего Мессии. А тот, кто этого делать не будет – окажется вне Его Царствия. Старец Симеон пророчествовал о той жестокой битве, что ведёт зло и дьявол с Создателем за обладания человечеством. Но Спаситель, отдав Себя в жертву за людей, на крестную смерть, разрушил царство дьявола и открыл райские двери для своих последователей. Пророчествуя об этой борьбе, Семеон обращается к Пресвятой Богородице Деве Марии и говорит: «И Тебе оружие пройдет душу» (Лк. 2: 35), указывая, как Ей будет трудно видеть распятым Своего Сына, Христа Бога нашего. Но, пророчествуя об этой крестной смерти Спасителя, святой Семеон уже свидетельствует о ней как об источнике возрождения человечества и торжества Божьей правды, которая уже преображает его и всех тех, кто будет принимать Евангелие Родившегося в Вифлееме Сына Божия Христа Спаса.

Пророческие слова святого Богоприимца исполнились вскоре и исполняются ныне. Христос пришёл в мир для спасения всех людей, но спасение это может быть только добровольным. Господь дал человеку возможность выбирать между добром и злом. И потому от человека зависит: восстанет ли он для жизни с Богом или отпадёт от Него. Одни люди с радостью приняли и принимают Христа, веруют в Него как в Бога, любят и исполняют святое учение Спасителя, а другие отвергают Его. Христос, таким образом, по слову праведного Симеона, является «предметом пререканий» – Его принимают или отвергают. Так относятся ко Христу на всём протяжении существования христианской Церкви вплоть до сего дня: одни – с верой и любовью, другие – с неверием или ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Второго Пришествия Иисуса Христа: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

В храме при этом также была 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2, 37 - 38).

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

Веяние мира, тишина и спокойствие разливаются в мире в праздник Сретения Господня. Очи праведного Симеона видели спасение мира, и потому он спокоен и отраден. Старец мирно отошёл ко Господу, Которого Единого принял, возлюбил в своей жизни и Которому служил, продолжив это служение в небесной жизни. Поучаясь в Законе Божьем, взирая на жизнь святых Божьих угодников, спасая для вечности свои души, сподобимся и мы в конце земного пути воспеть подобно праведному Симеону. К этому призван каждый православный христианин.

Подготовлено Балашихинским благочинием

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -