Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Подготовка к Великому посту.

Скоро начнётся Великий пост. Святая Церковь уже начала готовить своих чад к этому ответственному периоду. Данная публикация служит этой же цели.

В переводе с церковно-славянского на современный русский язык Неделя означает воскресенье, а седмица – семидневный период, то, что мы по-русски называем неделей. Подготовительных воскресных дней (недель) в периоде подготовки к главному посту года несколько; в подготовку входят также и некоторые субботы, и, конечно же, сами седмицы. Наличие подготовительного периода, его содержание, открывает нам, прежде всего, что Великий пост сводится, отнюдь, не к воздержанию в пище, как думают многие, а к духовному деланию, к богомыслию, к истинному исповеданию. Назовём недели, субботы и седмицы подготовки к благодатному пути, которого жаждет верующее сердце.

Прошедшее уже воскресение, 21 февраля, называлось Неделей о мытаре и фарисее. Такое название этот воскресный день получил от евангельского чтения, звучавшего во время Божественной литургии. Следующий за названной Неделей  воскресный день – 28 февраля - по той же причине назван Церковью Неделей о блудном сыне. Через седмицу от этого подготовительного к посту дня Церковь собирает своих чад на Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу. Это будет 5 марта. Следующий за этим день – Неделя о Страшном Суде (мясопустная). С 7 марта начнёт своё течение седмица сырная, более известная как масленица. Это последняя седмица перед Великим постом. 13 марта, в Неделю сыропустную мы соберёмся в храмах Божиих для Воспоминания Адамова изгнания. Это ещё и Прощёное воскресение – последний день, последнее воскресение перед Великим постом. К этому дню верующие и готовящиеся к началу Великого поста христиане уже не вкушают мяса целую седмицу. 13-го же марта совершается заговенье и на другие пищевые продукты животного происхождения. Вечером последнего перед Великим постом дня христиане собираются в храмах для совершения чина прощения. С понедельника, 14 марта, начнётся собственно Великий пост, или как его ещё часто называют Святая Четыредесятница. Всех же дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Страстной седмицей,  завершающейся в Великую субботу насчитываем всего 70 . Порядок церковных служб этого спасительного периода жизни изложен в Триоди постной. С Недели о мытаре и фарисее началось в храмах звучание упомянутой богослужебной книги. Триодь переводится как Трипеснец. Так такие книги называются от большого количества канонов, содержащихся в них, – особых церковных гимнов, состоящих из трёх блоков, именуемых песнями.

В Неделю о Блудном сыне притчей ( Лк. 15, 11 - 32), исшедшей из пречистых уст Божиих, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит навстречу, лобызает её, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Эта притча Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Луки, учит добродетелям покаяния и прощения. У богословов есть очень глубокие и интересные толкования данной притчи, но самую её суть понимает каждый человек. В преддверии Великого поста напоминание о том как Господь любит нас, Своих детей, блудных и так часто уходящих от Него на сторону далече, как никогда особенно уместно. Будем же всегда помнить о любви Божией к нам и будем дорожить этой великой Отцовской любовью к падшему роду человеческому. Господь хочет спасения каждой душе.

В церковном уставе упоминаются две Вселенские родительские субботы. Одна из них всегда бывает перед Неделей (воскресением) мясопустной. Наличие перед Великим постом такого особого поминовения усопших связано с изменением поминовения усопших в ходе Великого поста. В мясопустную родительскую субботу живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божьих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знакомых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времён и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся – явить в полной мере свою братскую любовь к ним.

Заупокойная служба мясопустной субботы, как и Троицкой родительской субботы, очень умилительная и трогательная, исключительная по своему содержанию. Она специально составлена только для этих двух дней года. Святой священноисповедник Афанасий (Сахаров) замечательно пишет о песнопениях Мясопустной субботы. Одно из них «начинается пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!». Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это как  обоснование самой нашей молитвы за усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которыми Святая Церковь спешит (такова её любовь) обратиться к усопшим раньше, чем к живым. «Христос воскресе… дерзайте вси мертвии».

В мясопустную субботу, накануне Великого поста, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Святая Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня, хочет как бы приободрить усопших, а вместе с ними и живых. «Христос воскресе…дерзайте!»

Мясопустной эта суббота называется потому, что это последняя перед Святой Четыредесятницей суббота, в которую, готовящиеся к строгому посту верующие, в соответствии с уставом могут есть мясо. И вкушение мяса перед постом для христиан возможно ещё и в следующее за этой субботой воскресенье (в Неделю мясопустную), а эта суббота - последняя мясопустная – мясо-отпустная. Некоторые люди неверно понимают слово «мясопустная», думая, что оно происходит от слова «пусто». Нет, оно происходит от слова «отпуст». В эти два дня – субботу и воскресенье, 5 и 6 марта – мы отпускаем, прощаемся с возможностью употреблять мясо на время Великого поста. 6 марта – заговенье на мясные продукты перед Великим постом; с понедельника начинает своё течение сыропустная седмица – масленица. Эта седмица для употребления продуктов животного происхождения, исключая мясные, является сплошной. То есть, блины с маслом, сметаной и прочим можно вкушать и в среду, и в пятницу.

Вернёмся к содержанию богослужения 5 марта - предстоящего поминального дня. Наряду с поминанием наших почивших сродников во Вселенскую родительскую субботу совершается поминовение вообще всех прежде почивших. И в этот день такому поминовению отдаётся предпочтение. Молитва носит всеобъемлющий, вселенский характер. Святая Церковь, предоставляя верующим очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших, постоянно поучает  одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божьих преставльшихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть ещё множество братьев во Христе, которых мы, и никогда не видя их, должны любить, о которых, даже и не зная их имён, должны молиться. Так наша Церковь устанавливает и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, - молитва о нём будет непрестанно возноситься до скончания веков.

Во время Великого поста, в его 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы также совершается особое (нарочитое) поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Мясопустная суббота – ВСЕЛЕНСКАЯ, а эти три - просто родительские.  Во Вселенскую субботу на первом месте поминовение всех прежде усопших и вместе с ним поминовение наших сродников; там поминовение сродников выдвигается на первое место.

Придём же в святой день поминовения перед Великим постом и помолимся ко Господу о всех от века усопших православных христианах, исполнив заповедь Церкви и таким образом внесём залог в её сокровищницу в счёт поминовения и нас самих в века последующие, да исполниться и на нас неложное слово Христово: «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк., 6, 6).

На 6 марта в этом году пришлась Неделя о Страшном Суде. Это день, когда Православная Церковь вспоминает о грядущем конце истории. История жизни человечества имеет своё завершение. Когда закончится она не знает в этом мире никто; об этом не знают даже ангелы Божии. Но конец у этой истории будет и Творцом также будет дана оценка жизни каждого конкретного человека. Предпоследнее подготовительное воскресенье перед началом Великого поста - Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своём спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Приведём текст евангельского чтения, звучащего за Божественной литургией этого дня.

 

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Так поведал всем на земле о Своём праведном суде Господь Иисус Христос. Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -