Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Владыка моей жизни.

Продолжаем душеполезные чтения Великого поста. Сегодняшнее чтение, предлагаемое благочестивым читателям, посвящено молитве, которую мы часто слышим в дни Великого поста. Преподобный Ефрем Сирин, передавший эту великую молитву Святой Церкви, жил в 4-ом веке по Рождестве Христовом, а Церковь заповедала молиться этой молитвой во дни святой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и воскресного дня.

Святая Церковь ввела в богослужение Великого поста молитву преподобного Ефрема Сирина для того, чтобы постоянно напоминать нам о том, что именно нужно просить у Господа на пути поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от болезни, так святая Церковь предостерегает нас от искушений, указывая с какой стороны они приходят к нам и какими средствами мы можем отражать их от себя. Чувствуя всю нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, будем внимательнее, войдем в её благое попечение о нас и последуем за её руководством, как дети следуют наставлениям матери. Представляем текст важной церковной молитвы и то, с какими действиями она произносится.

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми;

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

 (земной поклон)

Боже, очисти мя (меня) грешного (грешную)

(двенадцать малых (поясных) поклонов)

Ещё раз вся молитва произносится целиком и в конце совершается один земной поклон.

 

Итак, молитва начинается с обращения – «Господин и Владыка моей жизни». Вот так кратко и ёмко взывает молитвенник к Богу, к нашему Создателю, Который, в отличии от нас, может всё.   Устами праведника святая Церковь призывает нас во время Великого поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Эти немощи, эти губительные для души духовные состояния должны быть побеждены православным человеком. И в дни поста мы сугубо просим у Бога помощи для борьбы с ними. Церковь точно определяет состояния, особенно вредные для души человека. Вслушиваясь за богослужением в слова молитвы много раз, постараемся запомнить, от чего нам нужно сторониться. Особенно в дни Великого поста.

Что такое дух праздности? Прежде всего, это праздность ума в деле нашего исправления. Праздный ум – значит не занятый важным делом совершенствования. В молитве, это опасное духовное состояние поставлено преподобным Ефремом Сирином на первое место. Ум должен трудиться над усвоением слова Божьего, вникать в чтение молитв. Ум должен поощрять нас к разумным подвигам поста, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в своих недостатках и заблуждениях, исполнять требования веры. Вот когда он всего этого не делает, он и является умом праздным, рассеянным, погружённым в мечтательность или опасную чувствительность. Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Дух уныния – это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, которыми наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить уставов Церкви без угрызений совести. Вздыхает, глядя на постную пищу, вспоминая зрелища, которые пришлось оставить, развлекательную музыку, пустые книги… Жаль человека, отягчённого духом уныния. Дух уныния и тоски тяготит человека больше, чем самый строгий пост. Надо безжалостно расстаться с ним, не надо тосковать об удовольствиях! Иначе и не стоило вступать на путь поста. Удовольствия изобрёл ум человеческий, а пост учреждён Самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Желание командовать, распоряжаться другими людьми проистекает от гордости житейской. Крест управления другими людьми и дух любви к начальству - это разные вещи. Хорошо, когда начальствует человек, которому знакомо смирение, который занимает начальствующую должность как послушание от Господа. Опасная это страсть – любоначалие. Жития преподобных отцов нашей Церкви изобилуют примерами того, как они остерегались этой опасности – отказывались начальствовать и становились руководителями лишь по величайшему смирению.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но от чего бы ни происходила эта страсть, она – страсть опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, - если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (см. Мф. 12, 36), - говорит Сам Иисус Христос.

Прося помощи в отражении губящих душу духов, постящейся христианин одновременно просит у Творца дарований духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Поистине, как важны и как нужны нам эти добродетели!

Нерассеянность, целостность нашего ума – целомудрие. Целомудрие, которое понимается обыденным сознанием несколько упрощенно, есть именно цельная мудрость, охватывающая всё единство бытия. Целомудрие есть не что иное, как высшая степень соборного сознания.

Смирение, покорность воле Божьей во всех обстоятельствах нашей жизни, соединённое с глубокой духовной мудростью - смиренномудрие.

Терпение. Преподобный Ефрем Сирин говорит: “Кто нашёл путь долготерпения и незлобия, тот нашёл путь к жизни”.

Любовь – большая из всех добродетелей! Как часто не достает нам настоящей духовной любви. Дай же нам стяжать её, Господи!

Завершается молитвословие ещё одной важной просьбой к Творцу. Просьбой о даровании видеть свои прегрешения и не осуждать того, кто находится рядом. Из практики каждый человек знает как непросто это даётся, а потому понимает, что без помощи свыше исполнить это едва ли возможно.

Когда священник во всеуслышание обращается к Господу и призывает к тому же всех пришедшим на молитву в храм, произносит проникновенные слова преподобного Ефрема Сирина, то он совершает поклоны: земные – то есть, сделав крестное знамение, опускается перед Творцом на колени и склоняется, почти касаясь лбом земли и поясные (малые) – то есть, сделав крестное знамение, склоняется в поклоне, но не преклоняет колен.

Внимательный к великопостной службе верующий обратит внимание, что священнослужитель в разные моменты службы совершает разное количество поклонов. Обычно священник на амвоне, перед Царскими вратами, произнося эту молитву, делает шестнадцать поклонов: вначале три – произнося молитву и деля её на три части, после каждой части земной поклон; затем – двенадцать поясных поклонов, со словами: “Боже, очисти мя (меня) грешного”, и после этого он вновь произносит во всеуслышание великопостную молитву, не разделяя её на части, а в конце молитвы делает один земной поклон. Но в некоторые моменты богослужения священнослужитель делает всего три земных (в Уставе они называются великими) поклона, каждый после произнесения одной из её трех частей. Верующие взирают на молящегося священника и, вдохновляемые его примером, молятся в соответствии с церковным Уставом. Только три земных поклона священник совершает на службе 9-го часа и на вечерне. Мы так подробно говорим о порядке произнесения молитвы святого Ефрема Сирина, поклонах на ней для того, чтобы христиане, приходящие в дни Великого поста на богослужения, лучше себе представляли и понимали особенности церковных служб этого периода и готовились бы к ним.

При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина церковный Устав заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Будем стремиться как можно чаще посещать богослужения Великого поста, вслушиваясь в слова молитвы прп. Ефрема Сирина, и коленопреклоненно будем просить Бога очистить нас.

Даруй нам, милосердный Творец, увидеть собственные грехи, немощи, недостатки. Увидеть их так, как видим мы их у других людей, у наших близких, у наших братьев и сестер. Даруй нам видеть наши собственные грехи, исправлять, восстанавливать разрушенную нашу природу, и не осуждать за грехи братьев, а любить их. Даруй нам это, Господи, потому что Ты благословен всегда, во веки веков.

Подготовлено Балашихинским благочинием

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -