Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Палитра весны духовной.

«Какие уста изобразят рай? Какой язык опишет славу его? Какой ум составит подобие лепоты его? Сокровенное лоно его недоступно созерцанию. Поэтому с удивлением буду взирать на одно внешнее; и это покажет мне, сколько далёк я от сокровенного.»

Так писал об эдеме, о рае Божием тайновидец Ефрем Сирин, святой, сопровождающий нас во все дни Великого поста. Подошла к концу Святая Четыредесятница, и в самом её конце мы беседуем о цвете богослужений Великого поста, и, в частности, богослужений Страстной седмицы.

Вместе с преподобным Ефремом мы взираем на красоту церковную, говорим о внешнем убранстве священнодействий Церкви, пытаясь проникнуть в сокровенное.

Внимательный богомольник не может не согласиться, что и во время великопостного периода жизни Святой Церкви её богослужения весьма многоцветны. Недавний воскресный день, подаривший нам велию радость праздника Входа Господня в Иерусалим, ещё носит название Цветоносной Недели. Только сами эти слова так много говорят нам о цвете богослужений и духовной палитре молитв Великого поста!

За Вербным воскресением следует Страстная седмица. Она, конечно же, побуждает Церковь обратиться к тёмному строгому и скорбному цвету облачений. В древности в Православной Церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни Святой Четыредесятницы.

Но, даже когда сегодня, богослужения Страстной седмицы совершаются в ризах чёрного цвета, особенности этой седмицы таковы, что в Великий Четверток (Четверг) богослужение, за которым вспоминается Тайная Вечеря Спасителя, совершается в ризах фиолетового цвета. В этот знаменательный день года все православные христиане стремятся быть в храме, чтобы соединиться с нашим Спасителем и Богом в Таинстве Святой Евхаристии.

Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Это важный и принципиальный момент, рождающий соответственные богословские мысли. Соединение светло-синего и красного – создаёт гармонию фиолетового. «Пусть оба цветка близки друг к другу и каждый из них имеет свой цвет; если они соединены между собою, то дают от себя новый цвет; а если плоды их соединены, то производят новую красоту, и листья у них получают уже новый вид.» (прп. Ефрем Сирин).

Фиолетовый цвет – особенный, у него есть бесконечно много красивых оттенков. И сами названия их красивы: лиловый, сиреневый, фиалковый, аметистовый, сливовый, синеловый, пурпурный, deep purple, аквамариновый, аметистовыйантрацитныйбагрянец, барвинковый, карминовый...

Лиловый цвет - величественный, благородный, царственный, глубокий, возвышенный... Он сочетает в себе пламя красного и безмятежность голубого, страстность и бесстрастие. Лиловый существует в природе везде, а человек с давних времён справедливо определил его цветом царской власти.

Великий Пяток (Пятница) – самый скорбный день года. Господь страждет и умирает на Кресте, искупая Своё творение. Литургии в этот день нет.

В самом конце Страстной седмицы, когда смолкнет уже плачь души человеческой о своём падении и несовершенстве, когда звучит уже плачь о преданном и распятом Божественном нашем Учителе, есть важный богослужебный момент, когда произойдёт кардинальное изменение. Мы говорим о богослужении Великой Субботы. «Сия Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен».

День Великой Субботы — день пребывания тела Иисуса Христа во гробе. Как известно, благообразный Иосиф снял тело Спасителя с Креста и, обвив Его Плащаницею, положил во гроб, иссечённый в скале. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошёл во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад — это называется «сошествием во ад» — и выводит оттуда души праведников. День преблагословенной Субботы – это день, когда свет Христова Воскресения уже начинает проникать в грешный и падший мир людей. В ознаменование этого факта на литургии Великой Субботы, после чтения Апостола, цвет всех богослужебных облачений и всего, что есть в храме церковного, мгновенно меняется с тёмного (часто чёрного) но сияющий белый цвет. Это очень красивый, впечатляющий и важный момент богослужения! Это символ того, что «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Особенным знамением того, что произошло Воскресение Христа и Его победа над смертью, является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в день Великой Субботы и является одним из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире. После литургии положено совершать благословение хлеба и вина в память древней традиции — оставаться в храме до пасхальной Утрени.

Белый цвет тождествен солнечному свету, а свет — это Господь, Творец, Бог, благо, жизнь, полнота бытия. «Кто видел целые сонмы питающихся одною славою Божию? Ризы их – свет, лица их – сияние: постоянно поглощают и источают они полноту благодати Божией.» (прп. Ефрем Сирин).

Об особенном, уникальном положении белого цвета много сказано в Священном Писании - книгах Ветхого и Нового Заветов.
О белом цвете - фаворском свете Преображения Господня, то есть о Свете Божества написано во всех синоптических евангелиях: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2); «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3); «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29).

Белый цвет в другой книге Нового Завета - «Апокалипсис»: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (Откр. 1, 14); «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11); «И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14).

В одной из церковных молитв говорится: «Сам Человеколюбче Царю, давый нам снегосветлою одеятися одеждою от воды же и Духа…»

По священномученику Дионисию Ареопагиту, «Белый стихарь — это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления».

В одеяниях белого цвета совершается начало богослужения на Пасху Господню. Полный ожидания чуда и трепета перед ним – чуда Христова Воскресения – Крестный ход на стыке Субботы и Воскресения совершается в белоснежных ризах. «Блажен нищий, устремляющий взор к этой стране, наполненной несметным множеством богатства! Аметисты и другие драгоценные камни отложены вне её, изринуты оттуда, как сор; они осквернили бы эту страну. Если бы внёс кто туда бериллы и прочие драгоценные камни, они показались бы мутными и тёмными в этой лучезарной стране.» (прп. Ефрем Сирин)

Праздники, связанные с Господом, всегда окрашены в белый цвет. В самом точном эквиваленте этих торжеств облачения должны быть светоносными, но это, по понятным причинам, здесь, на земле, почти невозможно. Говорю «почти» потому, что есть исключения. Так мы читаем в житиях, что свет исходил от преподобного Серафима Саровского, когда он говорил Николаю Мотовилову о Боге и являл Его Святые Дары; так сходил Дух Святой в причастную Чашу при совершении богослужений преподобным Сергием Радонежским; так исходило сияние от главы святителя Иоанна Шанхайского. Но это – чудесные явления, а потому – исключительные. Святой преподобный Феофан Грек прибегает к графическому приёму, когда показывает на знаменитой иконе Преображения Господня сияние, исходящее от Спасителя мира. И это в церковном изобразительном искусстве тот язык условности, который понимает и принимает душа верующего человека. В нашей Церкви всегда будут согревать душу тихие огоньки лампад и свечей таинственного пасхального крестного хода, и всегда будут происходить истинные, спасительные чудеса, а не свето-технические эффекты.

В развитии пасхального богослужения есть впечатляющий душу и зрение момент, отражающий суть Праздника праздников. Во время пения пасхального канона священнослужители облачаются в ризы разных цветов. Белый цвет – свет – как бы зримо являет нам то, из чего он состоит. Разложение белого луча на семь ярких цветов напоминает нам о семи благодатных дарах Святого Духа.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме…

Пасхальное богослужение – радостное и стремительное, один цвет сменяется другим, сообщая важное.

Так жёлтый или золотой цвет в силу своей уникальности и смысловой нагрузки, является одним из главных цветов Церкви. Он занимает почётное место в символике всех стран и исповеданий. Едва ли можно говорить о золотом как о цвете – это, скорее не цвет, а духовное понятие, состояние.

Золотой цвет- это цвет солнца и цвет огня как главных материальных источников жизни на Земле. Золотой – это цвет Бога, царский цвет. Золотой цвет обязателен в иконописании и в искусстве как отсутствие цвета, как свет божественный, как неземное свечение. Образы Господа, Его Пречистой Матери и святых имеют светящийся золотистый фон, что подчеркивает святость того, что на них изображено. Отсутствие тени в иконописи подчёркивает нематериальность, духовность изображённого. Золотой блеск мозаик и икон позволяет почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначает самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконах Божией Матери.

Этот цвет по той же причине является основным в геральдике. Согласно классической традиции в европейской геральдике золотой - это символ верховенства, величия, уважения, великолепия, богатства. В средневековой рыцарско-дворянской символике золотой был символом богатства, силы, честности, верности и постоянства.

Из Библии известно, что ковчег завета и скиния были обложены золотом, из золота был сделан светильник. Сосуд, где хранилась манна, стамна и прочие священные предметы скинии, были сделаны из золота.

Итак, если белый цвет символизирует Божественный свет, то золотой (жёлтый) символизирует Господа как Царя царей.

Число оттенков золотого (жёлтого) цвета так велико, что нет возможности назвать все; вот некоторые: янтарный, персиковый, абрикосовый, палевый, шафрановый, кремовый, горчичный, танжериновый жёлтый, ecru, goldenrod, кукурузный, лимонный, кадмий…

Своя смысловая нагрузка есть у каждого цвета, которым сияет Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение.

Итак, Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. На пасхальном богослужении белый цвет является в полном своём великолепии и составе. Но уже пасхальная литургия, а затем вся Светлая седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

Красный цвет в Церкви остается неизменным во всё время пасхальных торжеств, вплоть до праздника Вознесения. Церковь благословляет считать красный главным цветом Светлого Христова Воскресения.

Автор – протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -