Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Животворящая Троица

На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь празднует День Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. Этот день для православных христиан является величайшим праздником. Троицын день - день рождения нашей Церкви. Торжество Святой Троицы в этом году - 19 июня.

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, совершаемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Поминовение усопших в канун праздника Троицы ведёт своё начало со времён апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли её от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах святого апостола Петра, произнесённых им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские говорят нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судию живых и мёртвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днём Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т.к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

В поминовении усопших христиан в канун праздника рождения Церкви Христовой есть ещё один очень важный смысл. День рождения Церкви Христовой – это величайший праздник для нас, живущих ныне на земле православных христиан. Но ведь этот великий день является праздничным и для закончивших свой земной путь православных христиан: у Бога нет мёртвых. Господь наш – Бог живых, где бы они ни находились, на земле ли, или в загробном мире. Греческий старец Порфирий Кавсокалевит говорил: «Кто является членом Церкви, тот не боится второй смерти! (т.е. смерти души). Для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет! Православие – совершенно, в нём нет никакого несовершенства!»

Праздник Святой Троицы часто называют ещё Святой Пятидесятницей, так как по Уставу нашей Церкви приходится он всегда на пятидесятый день после Пасхи. Название это пришло к нам из Ветхого Завета: израильтяне имели особые причины считать пятидесятый день после ветхозаветной пасхи праздничным днём, так как в этот день им дан был Богом Моисеев закон. Для нас же, людей Нового Завета, Пятидесятница – это день, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова была основана Святая Церковь.
     В великий день, посвящённый Живоначальной Троице, Церковь торжественно вспоминает событие Сошествии Святого Духа на апостолов, ставших с этого дня проповедниками Евангелия по всей вселенной. Иисус Христос избрал Своих учеников не по принципу образованности: многие из них были простыми рыбаками. Господь взирал на души и сердца проповедников Евангелия, ведь они призваны были нести слово Божие по всему миру. Поэтому, при вознесении Своём на Небо, Господь наш Иисус Христос обещал облечь апостолов силою свыше, что и было исполнено Им в день Пятидесятницы.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – «исполнишася вси Духа Свята». Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришёл Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

Обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги, как воспоминание о преемственности Ветхого и Нового заветов, сохранён и в нашей Церкви. Ведь Сионская горница, в которой Дух Святой сошёл на апостолов по случаю дня Пятидесятницы, также была украшена древесными ветвями и цветами. Несомненно, апостолы завещали в воспоминание этого великого для них и для всей Церкви дня сохранять этот обычай.

В сознании современного православного христианина, Троицын день также неразрывно связан с травой, цветами и ветвями, которыми каждый год украшается каждый православный храм. Господь дарует нам сохранять этот благочестивый обычай, чтобы мы могли передать его и нашим потомкам, которые могли бы сохранить его до скончания века.

Протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -