Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

У врат Великого поста.

Движение по кругу церковных богослужений скоро вновь приведёт нас к вратам Великого поста. Святая Церковь уже начала готовить своих чад к этому ответственному периоду. Данная публикация служит этой же цели.

И мы в преддверии Святой Четыредесятницы опять, как и каждый год, встретились с Закхеем –  прошедшая Неделя (воскресенье) была посвящена воспоминанию встречи Христа с этим жителем древнего Иерихона.  Закхей - «праведный, справедливый» - по имени (ибо это означает его имя), был грешным по делам человеком, начальником мытарей, который очень долго и Бога не боялся, и людей не стыдился.

Но именно этот грешнейший многих грешников удостоился войти в церковную историю, потому что дал образ первых шагов падшего человека навстречу Господу. Да, начальник над сборщиками налогов в Иерихоне много нагрешил, многих обманул, многих обокрал, но, услышав об Иисусе, он очень захотел его увидеть. Однако, как ни старался, не мог этого сделать: Спасителя всегда окружало большое количество людей, а Закхей был маленького роста. Тогда, зная, что путь Спасителя будет пролегать рядом с большим деревом, Закхей забрался на эту смоковницу и стал ждать. Он не рассчитывал на что-то большее, он просто хотел посмотреть на Мессию, хотел Его просто увидеть. Видимо сердце грешника было чёрным не до конца, оно жаждало очищения и обновления, оно томилось под тяжестью грехов. И произошло спасительное: Христос не только подошёл к смоковнице, на которую взобрался Закхей, но и остановился под ней, поднял Свой взор на человека и сказал: «Закхее, потщався слези, днесь в дому твоем подобает Ми быти». И Закхей быстро слез с дерева и принял Бога в своём доме. Окружающие и соседи Закхея недоумевали – что может делать Мессия в доме великого грешника. А в доме том происходило спасительное событие. Принявший Христа Закхей покаялся в своих согрешения и обещал Богу половину своего имения раздать нищим, а всем тем, кого он обидел, возместить убытки в четырёхкратном размере. Покаяние Закхея, его стремление исправить свою жизнь – это как раз то, зачем Бог и воплотился, то, зачем Он, став человеком, пришёл в мир людей. Иисус Христос, принимая покаяние Закхея, называет его настоящим сыном Авраама, то есть истинно верующим человеком. Авраам – отец всех истинно верующих. Евангельское чтение Недели о Закхее заканчивается словами Христа: «Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего». И пример жизни покаявшегося Закхея явил откровение о милосердии, о внимании Христа к обращению грешного человека, к самым первым шагам к исправлению.

Мы наши беседы о подготовке к Великому посту начинаем с воспоминания о Закхее-мытаре, ибо, подобно ему, немало людей ещё блуждают по распутиям жизни во мгле житейского тумана, озираясь туда и сюда, водимые призрачными целями, вдали от Бога.

Следующий воскресный день, подготовительный к началу Великого поста, носит название Неделя о мытаре и фарисее.

Храм Божий – дом Отца нашего небесного – дом молитвы. В него созывает Он детей Своих, чтобы в молитвенном общении они острее почувствовали Его близость, Его любовь, чтобы тепло Отцовского назидания и силу Его унесли с собой в трудности человеческой жизни. Всех Он видит, Свет Его Евангельской истины освящает собравшихся до последних глубин. Так было во времена земной жизни Спасителя, когда фарисей и мытарь молились в огромном Иерусалимском храме, так и сейчас зрит Господь нас с вами, предстоящих Ему с молитвой, так будет всегда – до последних дней мира.

Но о молитве только двух богомольцев говорит евангельская притча ближайшей подготовительной Недели. Фарисей и мытарь. Почему именно они обратили на себя внимание Всевидящего Ока? Чем отличились? Казалось бы, между ними нет ничего общего. Один стоит в первых рядах молящихся, первый, как праведник, он и во мнении людей; другой остановился у дверей храма, как последний перед Богом, и в глазах окружающих он – вопиющий грешник. Фарисей возносит свой взор ввысь с молитвой: «Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы»; мытарь зрит подножие ног своих и, ударяя себя в грудь, шепчет: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Две молитвы устремлены к Богу: два состояния души, два образа жизни. Оба человека – в храме, оба – с молитвой на устах, но обоих ли покрыла милость Божия и Его благоволение? И слышим мы глас Божий: «Сказываю вам, что сей (мытарь) пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется».

Безумствует на молитве, предстоя пред Богом в храме, фарисей: «несть, якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). В этих кратких словах излилась, обнажилась его душа во всей полноте и во всей своей неприглядности: здесь и самодовольство, и любование собой, уничижение и укорение других, превосходство над всеми. В эти минуты, стоя пред святилищем, он забыл Бога, любящего праведников и милующего грешников, знающего наше тайное и, значит, единого имеющего власть судить. Забыл фарисей, что ин суд человеческий, ин суд Божий. Не достойнее ли ему было, заглянув в своё сердце, прошептать в слух Господа: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего». Не произносит этих спасительных слов самовлюблённый, самодовольный фарисей. Ведь он не как прочие человецы, не как тот мытарь, не хищник, не прелюбодей. Да что там, за праведность – «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» - Бог ещё за заслуги и воздать должен. Бог ему должен.

От дверей храма от человека, не смеющего поднять глаз от земли, слышит Бог безмолвное: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Так кратко, но с каким сокрушением сердечным! А «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Молитва принята, грешник оправдан.

В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам о пути Христовом, о пути спасения: о смирении и покаянии. «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Мы сегодня в храме Божием. Слава Богу! Но посмотрим в глубину души своей во свете этого евангельского чтения. Ответим себе на вопрос: кто мы? Что речет о каждом из нас Господь?

Кратко, но ёмко это чтение, и не случайно звучит для нас это слово Божие. Опасность впасть в фарисейское состояние самодовольства, самопревозношения и осуждения, укорения других подстерегает всякого. Только истинные праведники чужды подобных искушений, но и они строго стоят на страже своей души, чтобы не нашёл в неё лазейку враг рода человеческого. В нас же, в молве житейских попечений пребывающих, неприметным образом могут объявиться эти, отводящие от спасительного пути, чувствования и взгляды.

В нас, безусловно, есть добрые, истинно христианские качества. Мы любим храм Божий, стараемся каждый праздник почтить молением за службой, но при виде забывших о храме не шелохнётся ли в душе иногда самодовольная мысль: «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы». Мы утешаемся молитвой, но бываем обидчивы, раздражительны, празднолюбопытны, славолюбивы, но бываем невоздержанны в пище, неосторожны в словах. Мы трудолюбивы, но скупы и безучастны к нужде ближнего, а если и благотворим, но при этом не сохраняем чистоту сердечную. И надо увидеть своё нравственное состояние и устрашиться увиденного, тогда сердце наше непременно исторгнет вопль мытарев: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Мы же часто довольны проявлением внешнего своего благочестия. И фарисейское «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы», если и не является нашей молитвой, то всё же подспудно приживается в глубине души, самодовольством услаждая жизнь.

Но убоимся и тени помысла: «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы». Страшен душе самоцен, гибель для души – оценивать других, сравнивая с собою. Тотчас всё доброе в нас теряет пред Богом всякую цену и достоинство и становится достоянием вражией гордыни. Но как же одновременно в сердце нашем уживаются обе эти молитвы? Борются в душах наших мытарь и фарисей, борются с переменным успехом. И как надо быть внимательным, чтобы не возобладала в нас молитва, не получившая от Господа оправдания. А слова Господа: «… всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», - не дадут забыть нам, что истинное христианское делание всё запечатлено и проникнуто смирением и любовию.

Чтобы предохранить себя от фарисейского превозношения перед другими, надо беспристрастно всматриваться в свою душу. По самолюбию, свойственному человеку, мы хорошо усматриваем в себе добрые качества, но слепы и снисходительны к своим недостаткам. Не зная самих себя истинно, мним, что мы лучше других. Но стоит начать всматриваться в свою совесть, в своё сердце при свете евангельских истин, и мы сделаем для себя важное открытие: не только не лучше, но во многих отношениях мы хуже других.

Чтобы освободиться от греха самоцена и самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили в себе жилище Святому Духу. Но и они до конца жизни носили в устах и в сердце молитву : «Боже, милостив буди мне, грешному».

А если взглянем выше сонма святых, если откроется нашему взору Крест с Божественным страдальцем на нём и рядом стоящей сострадающей Ему Матерью, то сердце и ум наш познают путь во след Христа и Его Пречистой Матери, и останется в сердце нашем навсегда непрестанная молитва: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Мытарь – грешник и фарисей – мнимый праведник, оба они назидают нам: «не надейтесь на свою праведность, но всю надежду своего спасения возложите на беспредельную милость Божию, вопия: «Боже, милостив буди мне, грешному!» На исходе земной юдоли в преддверии вечности для человека будет важна и нужна только одна молитва: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Подготовлено Балашихинским благочинием на основе проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Продолжение в следующем номере

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -