Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Помышляю день страшный.

Беседа вторая: Недели о Блудном сыне и о Страшном Суде

Помышляю день страшный и плачу деяний моих лукавых, како отвещаю Бессмертному Царю.

Седален покаянен, гл. 6, окт. понед. Утра

 

Продолжается период подготовки к началу Великого поста. Прошедшее воскресенье, 12 февраля, было второй подготовительной Неделей, в которую Святая Церковь предложила нашему вниманию в евангельском чтении притчу Спасителя о блудном сыне.

Эта притча касается непосредственно всех нас: в ней излагается история Божия домостроительства о спасении; отпадение человека от Создателя в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха. Она указывает нам и путь возвращения в объятия Отчи. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» - молим мы.

Сын Отчий меньший, сын любимый рвётся из-под родительской опеки. Казалось бы, благие желания руководствовали им, он хотел познать жизнь, хотел свободы для своих сил, ума. Горел намерением сам выстроить свою жизнь. Но в сердце своём он отверг совет и любовь Отца. И это был тот первый грех, который, войдя в чистое сердце, омрачил его, открывая путь многим страстям, стерегущим человеческую душу. В тот момент помыслов о грехе, об опасностях, таящихся на дорогах жизни в своеволии, не было в юном сердце. Любовь Отца, огорчившись сама, не огорчает сына отказом, не ограничивает вожделенной им свободы. Полученное наследство обещает безбедную, благополучную жизнь.

«Собрав все, мний сын, отъиде в страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно». Скоро, очень скоро Отчий любимый сын стал сыном блудным. За первым неосознанным грехом нелюбви явились многие его исчадия, и в угаре грехов он дошёл до блуда – полного отпадения от Бога, Отца небесного. Ища свободы, он попал в неволю, отверг послушание по любви, своеволием стал рабом греха, и греха смертного.

Тот же путь проходит всякий грешник. Начинается это прискорбное шествие с помрачения ума, за ним неминуемо следует расслабление воли, затем происходит искажение совести, и, как следствие всего этого, кончается вражья работа падением – растлением тела. Наступает для падшего страшный решительный момент жизни. Ад уже при жизни готов пожрать свою жертву, но и Господь не хочет смерти грешника и обстоятельствами жизни стучится в омраченное сердце, и дай Бог откликнуться ему на этот Божий зов.

«Смотрите, братия, чтобы кто из нас не ожесточился, обольстившись грехом», - предупреждает Господь грешников. Ожесточение – друг отчаянию. Бедствия вразумили блудного сына, и лишения стали для него тем благом, которые заставили его задуматься о себе и своей беспутной жизни. «В себе же пришед» (Лк. 15, 17), вспомнил он прошлую жизнь в отчем доме, осознал падение своё, увидел душу свою во мраке греха, и на краю гибели возопил о помиловании.

Вот это и нам – призыв к покаянию. Чтобы начать каяться, мы должны прийти в себя, увидеть свою душу и сердце, свои дела, ведь когда мы грешим, то мы вне себя, безумствуем и не отдаём себе отчёта, что творим.. Как часто и мы подобно евангельскому юноше ищем свободы своим желаниям, своему произволу и не сразу понимаем, что свобода эта обращается для нас же рабством. Отпав от Бога, лишённые Божией благодати, мы не можем не испытывать духовный голод, мучительный для души. Мгла обступает сердце, томление души столь велико, что человек не находит себе места и близок к отчаянию. Уходя на сторону далече, уподобляясь по духовной жизни непривлекательным животным, мы  в духовном же смысле питаемся и пищей свиней – рожцами, то есть всяческими подделками и подменами, вплоть до лжедуховности. Помраченный грехом ум не может помочь бедствующему. И горе, если не придёт отчаявшемуся помощь извне.

Блудный сын, голодавший на чужбине, перед грозящей ему гибелью не дал места отчаянию, услышал глас Божией любви и «в себе пришед». И открылся ему весь путь его падения, начиная со своевольного оставления стези, начертанной Промыслом Божиим, до момента падения – мерзостного попрания всего Божьего. Вспомнил он и былую родительскую любовь к нему. Пробудившееся в душе грешника покаянное чувство породило святую решимость припасть к ногам Отчим с повинною. «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единого от наемник твоих». Смиренное и сокрушенное сердце не помышляет о сыновстве, оно рабски просит милости быть только наемником и уже в этом зрит для себя прощение.

Но «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».  И на блудном сыне это обетование исполнилось вполне: «еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облабыза его», и возвратил ему все сыновние права. «Тако, глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся», - свидетельствует Спаситель в этой притче.

Ближайшее к нам воскресенье, 19 февраля – это ещё один подготовительный день перед началом Великого поста. Он носит название Неделя о Страшном Суде.

Во всем Евангелии нет истины столь страшной, как истина Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Его всемирного Суда.

Воистину страшен Суд Твой, Господи!

Когда в мире должно произойти что-то значительное, Бог обыкновенно задолго даёт некоторые предуказания о имеющем быть событии. По слову Господа так будет и пред тем великим и страшным днём. «Дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу», - обещает Он через пророка Своего Иоиля.

Чудеса на небеси: солнце без лучей холодное и тёмное; луна без сияния – тёмный кровавый диск.

Знамения низу: войны людей такие, что лицо земли покроется кровью; и кого не убила война, убьёт голод; кто убежит глада, будет погибать от моровой язвы. Море, взволнованное бурями; суша, колеблемая землетрясениями, будут последними предуказаниями конца веков. И когда всё обратится в безумный хаос, послышится последний трубный глас. И это будет миг всеобщего воскресения. Воскреснут все мёртвые, кого похоронила под собой земля, кого поглотило море, кого растерзали звери. Все родившиеся до сего времени мужи, жены, дети, юноши, старики, праведные и грешные восстанут в одном возрасте и состоянии, получив одеяние прежней плоти, только с различием собственных дел. И все, все без исключения будут призваны к Страшному и Великому Судии.

Каждый из нас, верующих, ежедневно исповедует эту великую истину в Символе веры: «Верую в Господа Иисуса Христа (…) грядущего со славою судити живых и мертвых» (7-й член Символа веры). Иисус Христос, праведный Судия, приидет судить живших на земле людей: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Когда все народы предстанут пред страшным судилищем, тогда в этом сонме будем стоять в трепете и мы, и рукописание наших дел, слов, тайных помышлений и чувств будет отражено на нашем облике, без свидетелей обличая нас.

Вообразим на минуту, что час этот настал, устремим взор пред собой: кто нас судит? А затем обратим взгляд на себя: кто же подсудимый? Судящий – Бог, а подсудимый – я, грешный человек.

Бог Судия – весь гнев без милости. Подсудимый грешник – виновник без оправдания. Вспомним Христа Бога на вершине Фаворской горы, когда апостолы пали ниц, устрашившись Славы Его, Его Света. А ведь там, на Фаворе, был только луч сияния Божества. Но Бог, явившийся ради правосудия, каков будет Он тогда для нас в Своём естественном Величии, в Своём праведном гневе? И в тот миг все увидят и поймут, какое безграничное зло совершали, оскорбляя грехами Владыку. В тот последний и единственный деньвсе мы станем или оправданными, или осуждёнными. Суд над нами свершится во мгновение. Совестные книги нашей жизни отобразят дела, слова, думы и всё тио, что мы тщательно хранили от глаз людских и что пытались утаить и от Бога. Тогда взыщет Судия праведный с каждого из нас веру православную, самой жизнью явленную и исповеданную; несокрушимость печати Дара Духа Святого, в крещении нам дарованной; неоскверненного хитона тела и души, обетами сохранённого.

Освящённые светом Евангельских Истин, все увидим деяния свои во всей неприглядности: каждый лукавый наш помысел явится шипом в терновом венце Спасителя, каждое непотребное слово – плюновением на Его Божественный Лик, и каждый смертный грех поставит нас в ряды распинателей, пригвоздивших Христа Бога ко Кресту. В миг Суду мы «воззрим Нань, Его же прободоша». Увидим себя соучастниками человеческого злодения против Спасителя – Бога. Тогда страшно станет нам, страшно и горько о жизни безвозвратно погубленной, и позднее раскаяние прожжёт души. Но оно будет бесполезно, наш жизненный искус подошёл к концу, время милости Божией окончилось. Суд Божий – это тот экзамен, который определит нашу вечную участь.

Так пусть теперь ещё мы всё это предувидим и устрашимся будущего. Для нас, Слава Богу, время последнего Суда ещё не наступило, и в нашей власти повлиять на будущее решение. При жизни мы стоим между раем и адом, между светом и тьмою. Есть ещё нам время и возможность оправдаться покаянием и слезами. И вздохом благоразумного разбойника с креста: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», гласом мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному», - сокрушением сердечным потщимся снискать милость Спасителя к нам, падшим.

Совсем немного времени остаётся до начала спасительного времени Великого поста. Станем на страже души и сердца своего, вооружившись Верою и Истиною, а наипаче оградимся доверием Слову Божию. Не судите, да не судими будете, и Суд без милости, не сотворшим милости, милость превозносится над Судом. Так можно избежать будущего страшного приговора. Прося к себе милости Владыки, будем милостивы и сами ко всем, чтобы услышать милующий нас приговор: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира» (Мф. 25, 34).

Подготовил протоиерей Александр Бутрин на основе проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -