Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Ночь прошла, а день приблизился.

Совсем немного времени осталось до начала Великого поста: своё благодатное течение он начнёт с ближайшего понедельника, 27 февраля. Мы закончили нашу предыдущую беседу о подготовке к главному посту года размышлениями о Страшном Суде. В прошедшее воскресенье Православная Церковь призывала своих чад к памятованию о грядущем конце истории.

История жизни человечества имеет своё завершение. Когда закончится она не знает в этом мире никто; об этом не знают даже ангелы Божии. Но конец у этой истории будет и нашим Создателем также будет дана оценка жизни каждого из нас. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своём спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Святая Церковь, напоминая нам о Суде Божием, хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления. «Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придётся и нам предстать на Суд и дать отчёт за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти... Ныне или завтра придёт смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чём застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нём» - призывает нас великий русский святой святитель Феофан Затворник.

Ближайший воскресный день, 26 февраля носит название Неделя сыропустная. За богослужением этого дня Святая Церковь призывает вспомнить страницы Священного Писания, где описано Адамово изгнание из рая. Ещё этот день называется Прощёное воскресенье.

“И сие видяще время, ко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света”.

Этими поучительными словами апостола Павла из его послания к римлянам (гл. 13, стихи 11-12) Святая Церковь напутствует христиан перед их вступлением на путь Великого поста. В самом деле, хотя спасение наше всегда рядом с нами, но с наступлением святой Четыредесятницы дело спасения души человеческой настолько приближается к каждому, что, можно сказать, невольно и неотступно требует места в самой этой душе и сердце. Время Великого поста подобно прекрасному и светлому дню для веры и благочестия.

Период Великого поста не стоит воспринимать лишь как время отказа от скоромной пищи. Воздержание от утучняющей наше тело пищи – это не цель, а средство для достижения истинной цели святой Четыредесятницы. Очищение, обновление человеческой души, соединение её с Богом – вот спасительное содержание святых дней Великого поста. Если постясь телесно, человек не будет поститься духовно, то он к прежним грехам может добавить новые. Ведь замечено, что люди, не видящие главной цели поста и лишь бездумно и бесцельно изнуряющие свою плоть, становятся чрезмерно возбудимыми, раздражительными и, не удерживаясь, срывают нервное возбуждение и утомление на своих близких. Этого быть не должно. Истинный пост — это вовсе не  отказ от скоромной пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть и благоприятный» (Стихира на стиховне вечерни в понедельник Первой седмицы поста). Церковно-славянское слово «приятный» имеет значение принимаемый, достойный принятия, а слово «благоприятный» — принимаемый с удовольствием, благоугодный.

Как же добиться того, чтобы пост был приятным? Не будем забывать слова ученика Христова – «Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света». Гнев, раздражительность, крик, брань, пересуды, - это, безусловно, не светлые дела, а тёмные. Желающие поститься с пользой для души, к началу поста должны были уже определить те грехи и греховные наклонности, с которыми в дни святой Четыредесятницы они намерены бороться. Для того и дана нам была столь длительная подготовка к посту. Нелицеприятная, честная оценка своего духовного состояния и есть покаяние. В своих грехах нужно каяться и с помощью Божьей стремиться удалиться от данных тёмных дел. Злой и хитрый враг употребляет все средства, чтобы брать людей в плен страстей без сражения, оставлять их в «плену вавилонском». Но Святая Церковь найдет ещё больше способов образумить нас и пленить в сладкое послушание веры и любви во Христе. Для жаждущих духовной чистоты у Престола Благодати, в храмах, с началом Великого поста, заструится множество свежих источников омовения. Они уже показали свой светлый и спасительный лик. Для страждущих от духовных недугов, покрытых болезненными язвами и струпами грехов, Мать–Церковь приготовила духовные пластыри, целебные мази и бинты. Алчущим духовной пищи она учредила такую трапезу, которая может напитать и самих ангелов. При таком обилии духовных средств, даже самый невнимательный к своей душе, вынужден будет  сознаться и сказать, что в продолжение Великого поста – ближайшее к нам спасение, чем во все другие дни.

Не будем же и мы холодны и невнимательны к своему спасению; воспользуемся драгоценным временем поста для уврачевания душ и сердец наших от яда греховного; дадим Матери нашей - Святой Церкви действовать над нами во спасение наше, как она знает и может; отвратим очи и сердце от всего, что питало в нас желание плоти и гордость житейскую; вникнем прилежно в свою жизнь и совесть, и поспешим сойти с пути погибельного. И сделаем всё это для вечного блага наших душ! Ибо, не напрасно апостол Христов восклицает, что настал час уже нам от сна пробудиться. Для достижения данной цели нужна внутренняя собранность, духовное трезвение, посещение богослужений, покаяние, причастие Святых Христовых Тайн.

Постовое богослужение особенно располагает к подвигам покаяния и особенно богато образами, располагающими душу к умилению. Оставив мирские попечения, открыв двери своего сердца для усвоения божественного учения, множество верующих людей поспешат с ближайшего понедельника в храмы насладиться зарей Великого поста. Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые.

Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей тёмного тона – лилового или чёрного цвета, но всегда красивые. Пост – время не уныния, а несравненной духовной радости. В храме нет яркого освещения, как во время праздничных богослужений, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В течение всего поста звучат стихи святой Псалтыри. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов.

Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения; он называется Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Верующие, в соответствии с церковным уставом, не имея возможности молиться за полной Божественной литургией в первые два дня поста, особенно ожидают первую во время поста Литургию Преждеосвященных Даров, которая служится в храмах в среду, 1 марта. Следующая такая Литургия будет совершаться в пятницу, 3 марта. В субботние и воскресные дни служатся полные литургии, то есть такие, за которыми происходит освящение Святых Даров. Первая суббота поста посвящена великомученику Феодору Тирону; следующие первые субботы Великого поста – родительские – мы молимся об усопших близких. Пятая суббота посвящена Пресвятой Богородице. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Каждое воскресенье поста имеет своё посвящение. О духовной лестнице Великого поста мы будем беседовать в его святые дни.

Первые четыре вечера Великого поста – 27 и 28 февраля, 1 и 2 марта во всех православных храмах по частям читают покаянный канон преподобного Андрея Критского. А ещё один раз канон будет прочитан в четверг на пятой седмице полностью. Чтение этого прекрасного образца великого покаяния проходит в храмах с особым умилением и великопостной торжественностью.

Готовясь начать спасительный путь Великого поста, готовясь к таинству исповеди, вспоминая свои грехи и каясь в них сначала  мысленно, православные христиане примиряются с обиженными ими и обидевшими их. Поступая таким образом, человек учится прощать и просить прощения. Возможность помириться после явных или скрытых ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями даёт православный обычай просить прощение в последнее воскресенье перед Великим постом. Воскресенье это потому и называется «Прощёное воскресенье». Традиционно на Руси, при наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. И сейчас, в храмах, после богослужения этого воскресного дня, в семьях, православные люди делают поклон и на слова «прости меня» отвечают: «Бог тебя простит, меня прости». Раньше на Руси был обычай при расставании с близкими людьми, перед дальней дорогой, просить прощенья. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути.

Отправляясь в путь Великого поста, попросим же прощенья друг и друга, простим всех, сделаем поклоны с целованием и мольбою о примирении и вступим на спасительное поприще строгих дней святой Четыредесятницы.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -