Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Праздников праздник.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Основа и венец веры

Пасха Христова имеет самый длительный период празднования. По числу праздничных дней этот период называется Пятидесятница. Праздник Пасхи является светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством от самого своего начала. С апостольских времён особенно торжественными являются первые семь дней. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день.

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». В эти светоносные дни мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства греху и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Большое число верующих молились за праздничным богослужение, совершённым в светозарную ночь с 15 на 16 апреля. Оно начинается всегда на границе суток красивым крестным ходом, относящим нас к моменту скорого течения к Гробу Господню жен-мироносиц, обнаруживших Гроб опустевшим и получившим от ангелов Божиих известие о Воскресении Христа Спасителя. Крестный пасхальный ход совершается в белых облачениях. Этот белый цвет – свет – появляется ещё за богослужением Великой субботы. Момент смены тёмных одежд и облачений службы на блистающие белые необычайно красив и впечатляющ. Его символическое значение заключается в том, что свет Христова Воскресения уже начинает освящать мир Божий в канун торжества Пасхи Христовой.

Цвет праздника

Сложившийся в Церкви Христовой канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета. Он символизирует божественный нетварный свет и семи основных цветов спектра солнечного света, из которых состоит белый цвет: во исполнение слов апостола и евангелиста Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола»  (Откр.4:3-4). Эту радугу цветов, из которых состоит белый цвет, верующие могли лицезреть по окончании крестного хода, при начале пасхальной утрени. Священнослужители сменяют друг друга на песнях пасхального канона, облачаясь в ризы разных цветов. Символически и визуально – это очень красивый и выразительный элемент пасхальной службы. Вообще, буйство цвета и света – одна из важных составляющих праздника Пасхи Господней. Торжество и красота цветности Божиего мира, славящего Своего Создателя здесь во всем. Красный цвет облачений, украшенный золотом, – кульминационный в этом смелом, стремительном и радостном действии. Под сводами храма постоянно и неудержимо льётся главное: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Пасхальные обычаи и традиции

Богослужения Светлой седмицы необыкновенно радостны, стремительны и скоротечны. В них почти нет чтения, а звучат высокоторжественные пасхальные песнопения. Службы Святой Пасхи радуют яркими красками, пасхальными приветствиями, братскими лобзаниями, крестными ходами, которые совершаются на Светлой седмице ежедневно после Божественной литургии.

Христосование, то есть братское духовное целование, означает, что мы дети нашего Небесного Бога. В праздник Светлого Христова Воскресения это духовное родство особенно дорого для нас. Подходящий восклицает: «Христос Воскресе!», и слышит в ответ: «Воистину Воскресе!»

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос Воскресе!» заключается вся сущность христианской веры, вся твёрдость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Всё то, что готовилось к светлому празднику, находит своё применение. Блюда с освящёнными куличами, пасхой, яйцами всегда ставят в центре праздничного стола. Традиционно пасхальный стол на Руси - сытный и обильный. Однако при праздничном настроении не стоит забывать: очень легко и быстро можно растерять то, что собиралось с большим трудом и так долго.

Символ торжества

Символ Пасхи Христовой – красное или раскрашенное яйцо. Христиане в пасхальные дни к пасхальному приветствию и целованию прибавляют и дарение раскрашенных яиц. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился ещё в I веке от Рождества Христова.

В древности на Руси яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полёт фантазии этим не ограничивается.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения. Традиционно каждая трапеза на Светлой седмицы начинается с вкушения кулича и других, освящённых Церковью снедей.

Артос

На Светлой седмице верующие получают в храме и кусочки артоса. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освящённый хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств Светлой седмицы, раздаётся верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознёсся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими и употребляются как духовное врачевство от болезней и немощей.

О посещении кладбища

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи Церковь не рекомендует ездить на кладбище и совершать панихиды. Отпевание в дни праздника совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В текущем году Радоница – 25 апреля. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

***

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

Святая Церковь и её чада - современные христиане великий праздник Пасхи освящают особыми делами благочестия, милости и благотворения. Это мы делаем подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти.

Подготовлено Балашихинским благочинием

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -