Списание ндс в 1с. Списание ндс не принятого к вычету в налоговом учете

Необходимость отнесения НДС к расходам возникает в отношении входных налоговых сумм, заявленных к оплате поставщиками, а также лицами, осуществляющими работы различного назначения или услуги (исполнители, подрядчики).

В общей ситуации такой добавленный налог следует выделять на отдельный счет для последующего возмещения. В бухучете в таких ситуациях проводятся двойные записи, уменьшающие итоговый НДС к перечислению. Описанная процедура закреплена в п.1ст.170 НК РФ.

2-й и 5-й пункты ст. 170 содержат исключения из этого стандартного правила, при которых НДС показывается в составе расходов, а не направляется к вычету для уменьшения величины к уплате.

Отнесение НДС к расходам по п.2 ст.170 НК РФ

Добавочный налог подлежит учету в расходах по п.2 ст.170, если:

  1. ТМЦ, оказываемые услуги, работы различного типа, по которым оплачены налоговые суммы, применяются в операциях, не облагаемых добавленным налогом;
  2. Место реализации таких приобретений не относится к российской территории;
  3. Компания работает на одном из спецрежимов и не обладает функциями плательщиков рассматриваемого налога;
  4. Компания освобождена от налоговой нагрузки по НДС по 145 статье;
  5. Ценности используются в тех операциях, которые нельзя назвать реализацией;
  6. ОС, НМА, а также права имущественного типа куплены банковским учреждением, и реализуются до момента начала их эксплуатации (использования).

В указанных операциях входящий налог нельзя возмещать, его надлежит показывать в затратах наряду со стоимостным показателем приобретений, к которым он относится.

Раздельный учет «входного» налога

Приобретения компании (товары, материалы, услуги, работы) могут использоваться для различных операций, при этом среди них могут быть как облагаемые добавленным налогом, так и не облагаемые. По ценностям, впоследствии применяемым в облагаемых операциях, нужно выделять НДС для возмещения. Налог по ценностям, используемым в необлагаемых операциях, следует показывать в налоговых расходах. Чтобы правильно разнести НДС по бухгалтерским счетам в подобных ситуациях, нужно организовать отдельный учет входного налога. Это обеспечивается за счет применения аналитических счетов и субсчетов.

Раздельный учет входящего налога служит необходимым условием для отнесения к расходам НДС по тем приобретениям, которые задействуются в необлагаемых операциях.

Как фирме надлежит организовать раздельный учет, нигде не закреплено. Поэтому каждый экономический субъект решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке. Решение показывается в учетной политике.

Величина НДС, подлежащая отнесению к расходам для налоговых целей, определяется из стоимости, относящейся к необлагаемым операциям, в общей стоимости ценностей, отгруженных за квартал. Точное значение налога для включения в расходы, определяется после того, как закончится квартал. Как именно будет организована эта процедура, какой датой будет проведена операция, решает сама организация, так как никаких строгих правил законодательная база по этому вопросу не имеет. Порядок организации данного процесса включают в учетную политику.

Если доля НДС по необлагаемым операциям незначительно (менее 5%), то можно не разделять учет, а принять весь налог к вычету.

Процедура определения долю НДС по необлагаемым операциям

Необходимо вычислить следующую пропорцию:

НДС для отнесения к расходам = (Стоимость отгруженных ценностей по необлагаемым операциям / общая стоимость отгруженных ценностей за квартал) * общий входящий НДС за квартал.

Пример:

ООО «АБС» отгрузила товары в 1 квартале общей стоимостью 800 000 руб., среди них товары, продажа которых не облагалась НДС, на сумму 200 000. Суммарная величина входного НДС за I кв. получилась 60 000 руб.

НДС для отнесения к расходам = (200 000 / 800 000) * 60 000 = 15 000.

Остальной налог будет принят к вычету.

Отнесение НДС к расходам по п.5 ст.170 НК РФ

В расходы можно также включить НДС в ситуациях, прописанных в п.5 ст. 170, по активам, приобретенным следующим лицом:

  • банком, НПФ, страховой, клиринговой компанией, биржей, инвестиционным фондом и пр.;
  • организацией, занятой страхованием экспортных кредитов и инвестиций от политических и предпринимательских рисков;
  • стороной соглашения инвестиционного товарищества по операциям, проводимым в его границах.

В указанных ситуациях входной налог выступает самостоятельным типом расходов и выделяется отдельно, вычету такие суммы добавленного налога не подлежат. Процедура по отнесению к затратам НДС проводится после их фактической оплаты поставщику (исполнителю). При этом не обязателен счет-фактура для проведения данной операции, но должны присутствовать иные бланки, свидетельствующие о факте свершения операции – договорная документация, передаточные акты, накладные, платежные бланки, в которых указана отдельной суммой величина добавочного налога.

Под правила из п.5 ст.170, попадает НДС по товарам, совершаемым работам, услугам, полученным предоплатам. Нельзя учитывать в расходах налог по приобретенным правам имущественного типа. Что касается основных средств, то списать можно только расходы на оплату налога по тем объектам, которые используются в дальнейшем в производственном процессе. Если объект имеет непроизводственное назначение, то учесть по нему входные налоговые суммы в расходах нельзя.

Все прописанные правила из п.5 ст.170 не являются обязательными для указанных лиц. Возможно выбрать альтернативный способ учета входного налога в виде налогового вычета НДС по стандартным правилам, описанным в ст. 171 и 172.

Организация, имеющая возможность подобного выбора, обязана показать в политике учетного типа удобный для себя способ учета входящего налога, который будет использован в процессе деятельности. Делая выбор, нужно понимать, что НДС по всем входящим операциям должен учитываться с помощью выбранного способа. Не допускается часть налога учитывать в расходах, а часть в качестве вычета, поэтому следует заранее обдумать, каким образом фирме будет удобнее организовать учет.

Проводки по отнесению входного НДС к расходам

НДС, предъявленный поставщиками, выделяется из общей стоимости, прописанной документации, и вносится в дебет 19 счета. Далее он включается в стоимость ТМЦ или основных средств, после чего постепенно передается в расходы по мере продажи товаров, использования материалов, начисления амортизации НМА и ОС.

Проводки при списании НДС в расходы по приобретенным МЦ, задействованным в производственном процессе

Операция Дебет Кредит
Стоимость купленных материалов (без НДС) зачислена по факту оприходования 10 60
Выделен добавленный налог по оприходованным материалам, прописанный в документации поставщика 19 76 (60)
Переданы деньги поставщику за купленные материалы (общая стоимость, включающая налог) 60 51
Добавленный налог после оплаты включен в стоимость материалов 10 19
Стоимость МЦ списана на себестоимость продукции 20, 23 10

Проводки при списании НДС в расходы по товарным ценностям, приобретенным для реализации

Операция Дебет Кредит
Стоимость купленных товаров отражена по факту оприходования на склад 41 60
Выделен добавленный налог по принятым товарным ценностям, прописанный в сопроводительной документации 19 76 (60)
Перечислены деньги за товарные ценности (включая налог) на основании полученного от поставщика счета для оплаты 60 51
Оплаченный добавленный налог показа в стоимости товаров 41 19
Стоимость товаров перенесена на себестоимость по факту их реализации 90.2 41

Если на предприятии организуется раздельный учет входящего налога, что актуально при одновременном выполнении облагаемых и необлагаемых операций, то на счете 19 открываются различные аналитические счета, на каждом из которых будет вестись отдельный учет НДС. Раздельно будет выделяться налог, подлежащий вычету (19-выч), включению в стоимость (19-стоим) и подлежащий пропорциональному распределению (19-распр). Достаточно открыть 3 субсчета к 19-му счету. Изначально НДС зачисляется на субсчет для распределения, после чего налог разносится между остальными субсчетми.

Проводки

Операция Дебет Кредит
Отражена стоимость купленных ТМЦ, принятых к учету от поставщика (без учета добавочного налог) 10 (41) 60
Выделен отдельно добавленный налог, заявленный поставщиком по принятым ценностям 19-распр 60
Выделен налог в доле, подлежащей возмещению 19-выч 19-распр
Выделен налог в доле, подлежащей отнесению к стоимости с дальнейшим списанием в расходы 19-стоим 19-распр
Перечислены деньги по полученному счету за приобретенные ценности 60 51
Доля оплаченного НДС по облагаемым операциям направлена к вычету 68 19-выч
Доля НДС по необлагаемым операциям показана в стоимости МЦ (ТЦ) 10 (41) 19-стоим
НДС включен в состав себестоимости 20, 23 (90.2) 10 (41)

Проводки по отнесению НДС к расходам по ОС

Операция Дебет Кредит
Показана стоимость актива, прописанная в документации поставщика, без НДС 08 60
Выделен отдельно НДС по данному активу из документации поставщика 19 60
Переданы деньги поставщику за полученный ОС (включая НДС) 60 51
НДС после оплаты отнесен к стоимости ОС 08 19
Объект переведен в эксплуатационный процесс по назначению 01 08
Показано ежемесячное начисление амортизационных сумм по объекту 20 (23) 02

В Письме от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158 Минфин подтвердил, что суммы налогов, доначисленные инспекторами в ходе проверок, можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. При этом чиновники не уточнили, какие именно налоги они имели в виду. Включается ли в их число НДС?

Суммы налогов, доначисленные инспекторами по результатам контрольных мероприятий, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К такому выводу пришел Минфин в Письме от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158 . При этом чиновники не уточнили, какие именно налоги они имели в виду. Включается ли в их число – НДС, ведь в НК РФ есть нормы, запрещающие его признание в целях налогообложения прибыли? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на разъяснения чиновников и судебную практику.

Неуплата (неполная уплата) сумм НДС, выявленная налоговым органом в процессе выездной или камеральной проверки, может образоваться в результате как занижения организацией налоговой базы (ставки налога), так и неправомерного применения налоговых вычетов или их невосстановления в случаях, предусмотренных законом. И то и другое, в принципе, расценивается как сумма доначисленного проверяющими НДС.

На налоговых вычетах в рамках данной статьи мы останавливаться не будем – это отдельная тема для разговора. К тому же суммы, которые, по мнению контролеров, включены налогоплательщиком в состав вычетов в нарушение налоговых норм, вряд ли можно считать начисленными налогами в том понимании, в каком они применяются в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Поэтому поговорим о следующем: можно ли признать при расчете налога на прибыль суммы НДС, доначисленные инспекторами вследствие того, что организация не исчислила их при реализации товаров (работ, услуг) и, соответственно, в этот момент (равно как и после окончания проверки) не предъявила к оплате покупателю? На наш взгляд, данная проблема имеет несколько решений.

Позиция Минфина

Она изложена в Письме от 01.02.2011 № 03-03-06/2/20. Налогоплательщик (банк) обратился в финансовое ведомство с такой проблемой. В отношении него была проведена выездная проверка, по результатам которой инспекторы выявили неуплату НДС за 2006 – 2008 годы. Образовалась недоимка вследствие того, что банк не облагал операции, осуществленные в рамках агентских договоров по расчетно-кассовому обслуживанию в пользу третьих лиц. Погасив данную задолженность в 2010 году, поинтересовался: можно ли учесть суммы уплаченного за счет собственных средств НДС в целях налогообложения прибыли исходя из пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Нетрудно догадаться, что ответ чиновников был отрицательным. Основание – положения п. 19 ст. 270 НК РФ. Напомним, что согласно названной норме при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.

К чему же можно «придраться» в этих разъяснениях Минфина?

Да, суммы НДС, которые налогоплательщик-продавец предъявил к оплате своим контрагентам-покупателям в составе цены реализуемых товаров (работ, услуг), в расходы не включаются. И причина этому – косвенный характер налога. Продавец определяет сумму НДС, которая должна поступить от покупателей, и обязуется перечислить ее в бюджет, предварительно уменьшив на величину налога, предъявленную к оплате ему самому в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщик при исполнении своих обязательств перед бюджетом по НДС фактических расходов не несет. Ведь источником его уплаты являются средства покупателей, а не самого налогоплательщика. Правда, данные выводы справедливы лишь в том случае, если последний предъявит налог контрагентам.

Казалось бы, альтернативы этому нет. В пункте 1 ст. 168 НК РФ черным по белому написано: при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Никаких исключений из данного предписания закона не существует. Поэтому-то, наверное, в п. 19 ст. 270 НК РФ о предъявлении контрагенту сумм НДС говорится как о свершившемся факте, а не как о событии, которое с какой-то долей вероятности должно произойти.

Что же получается? На налогоплательщиков, которые проигнорировали (неважно, по какой причине) требования п. 1 ст. 168 НК РФ, ограничения, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ для признания сумм начисленных налогов в целях налогообложения, не распространяются? Ведь согласно п. 19 ст. 270 НК РФ в расходах нельзя учесть только предъявленные покупателям суммы налога. А раз этого не сделано, нет оснований для невключения в прочие расходы сумм НДС, которые организации придется внести в бюджет за счет собственных средств. Вот если бы в норме вместо слова «предъявленных» значилось «подлежащих предъявлению» , тогда другое дело: у налогоплательщиков не было бы оснований для учета косвенного налога в составе расходов, уменьшающих облагаемую базу по прибыли. Но закон сослагательного наклонения не терпит. Судебная практика – тому пример.

Позиция судебных органов

Начнем с того, что в правоприменительной практике по рассматриваемому вопросу есть судебные акты, вынесенные в пользу как налоговиков, так и налогоплательщиков. Однако нельзя не отметить, что последних арбитры поддержали в более поздних решениях. Для удобства приведем арбитражную практику в табличной форме.

Показатели

Судебные решения в пользу…

…налогоплательщиков

…налоговых органов

Реквизиты судебных актов

Постановления:

– АС ВВО от 07.05.2015 № Ф01-942/2015 по делу № А11-4982/2014;

– ФАС ДВО от 19.06.2014 № Ф03-2381/2014 по делу № А73-3481/2012, от 02.09.2013 № Ф03-3614/2013 по делу № А73-16254/2012

Постановления:

– ФАС ДВО от 15.09.2011 № Ф03-4073/2011 по делу № А80-276/2010;

– ФАС МО от 21.05.2009 № КА-А40/4466-09-2 по делу № А40-56737/08-33-236

Выводы судей

Доначисленный налоговиками и уплаченный за счет собственных средств НДС (без предъявления его к оплате покупателям) подлежит учету налогоплательщиком при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено включение доначисленных в ходе налоговой проверки сумм НДС в состав расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль

Аргументы судей

При исчислении налоговой базы по прибыли суммы НДС, полученные от покупателей товаров (работ, услуг), не учитываются при определении размера дохода от реализации (п. 1 ст. 248 НК РФ) и, как следствие, не включаются в состав расходов (п. 19 ст. 270 НК РФ).

В отличие от изложенного регулирования спорные суммы налога дополнительно к стоимости реализованных товаров (работ, услуг) не предъявлялись и в силу данного обстоятельства были уплачены налогоплательщиком за счет собственных средств, иным способом покупателем не возмещались.

Таким образом, п. 19 ст. 270 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку он распространяется только на суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком покупателю.

Следовательно, подлежит использованию пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, предусматривающий учет начисленных сумм налога в составе расходов.

Кроме того, нормы п. 2 ст. 170 НК РФ (на который ссылается инспекция) наряду со ст. 171 НК РФ определяют порядок учета не «исходящего», а «входящего» НДС. В пункте 2 ст. 170 НК РФ закреплены положения, являющиеся исключением из общего правила о заявлении данного налога в качестве налогового вычета, а не из правила, предусмотренного п. 19 ст. 270 НК РФ, который подлежит применению только в отношении «исходящего» НДС, исчисленного налогоплательщиком по операциям реализации товаров (работ, услуг)

Согласно п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по прибыли не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, если иное не установлено НК РФ.

Случаи отнесения НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) закреплены в ст. 170 НК РФ. Спорные суммы НДС под действие указанной нормы не подпадают ,поскольку они подлежали предъявлению покупателям товаров (работ, услуг).

То обстоятельство, что доначисленные по результатам налоговых проверок за предыдущие периоды суммы НДС налогоплательщик не предъявил к оплате контрагентам, а внес их в бюджет за счет собственных средств, не означает, что на него не распространяются положения п. 19 ст. 270 НК РФ.

Обязанность продавца предъявлять покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров соответствующие суммы НДС закреплена в ст. 168 НК РФ. При этом продавец вправе взыскать с покупателя не уплаченные при расчетах за реализованные товары (работы, услуги) суммы, составляющие НДС (делая такой вывод, арбитры Московского округа сослались на п. 9 Информационного письма ВАС РФ от 10.12.1996 № 9 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость»)

А теперь порассуждаем

Как видим, камень преткновения по обозначенной проблеме – положения п. 19 ст. 270 НК РФ. По мнению судей, лояльных к проверяемым лицам, эта норма рассчитана исключительно на налогоплательщиков-продавцов и применяется только в отношении «исходящего» налога, то есть не подлежащего предъявлению покупателю (как того требует п. 1 ст. 168 НК Ф), а фактически предъявленного. В связи с этим арбитры отклоняют ссылку налоговых органов на п. 2 ст. 170 НК РФ, в котором приведен закрытый перечень случаев, когда суммы «входящего» налога относятся на затраты по производству и реализации. По мнению судей, нормы п. 2 ст. 170 НК РФ не являются тем «иным», на что указано в п. 19 ст. 270 НК РФ. Так ли это? Давайте порассуждаем.

Процитируем еще раз последнюю из названных норм: при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а также сумм торгового сбора .

Действительно, из нормы прежде всего вычитывается то, что в ней разговор идет исключительно о налогоплательщике-продавце и только об «исходящем» налоге. Но тогда какие иные случаи имел в виду законодатель? Разве в НК РФ есть какие-либо нормы, разрешающие организации включать суммы «исходящего» НДС в состав расходов? Нам таких норм обнаружить не удалось (хотя есть одна «лазейка», об этом чуть позже).

А что если прочитать слово «предъявленных» не только применительно к продавцу, но и к покупателю тоже? Тогда, на наш взгляд, все встает на свои места. Ведь ни суммы косвенного налога, предъявленные налогоплательщиком-продавцом, ни суммы НДС, предъявленные налогоплательщику-покупателю, на затраты не относятся. Но! Из этого общего правила есть исключение, причем, полагаем, одно – случаи, закрепленные в п. 2 ст. 170 НК РФ. А они касаются только «входящего» налога. Получается, что налоговым законодательством не предусмотрено включение «исходящего» НДС (в том числе начисленного контролерами по результатам налоговой проверки) в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Как вам такая трактовка анализируемой нормы? Именно подобным образом рассуждали суды, вставшие на сторону проверяющих.

Теперь что касается фактического предъявления покупателю сумм НДС. Как отмечалось выше, из положений п. 19 ст. 270 НК РФ следует, что в разряд не учитываемых в целях налогообложения прибыли попадают только суммы НДС, которые были документально предъявлены продавцом к уплате покупателю.

К сведению

В арбитражной практике нам удалось обнаружить иное толкование положений названной нормы. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 23.01.2006 № Ф04-2578/2005(18865-А27-40), Ф04-2578/2005(18884-А27-40) по делу № А27-21352/2004-6 сказано: в соответствии с п. 19 ст. 270 НК РФ в состав расходов не должен включаться НДС, который налогоплательщик предъявил или должен был предъявить покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

Судя по решениям, вынесенным в пользу налогоплательщиков, арбитры не обязывают последних предъявлять своим контрагентам суммы НДС, доначисленные по результатам налоговых проверок. Почему же это происходит? Может быть, служители Фемиды считают, если налог исчислен не самим налогоплательщиком в момент реализации, а налоговым органом в ходе контрольных мероприятий, положения п. 1 ст. 168 НК РФ можно не исполнять? Получается, что организация по своему усмотрению решает, когда ей выставить доначисленные инспекторами суммы НДС для оплаты покупателю, а когда не делать этого и перечислить их в бюджет за счет собственных средств.

Кстати, в рассмотренных ФАС ДВО делах № А73-3481/2012 и № А73-16254/2012 налогоплательщик именно так и поступил. Из доначисленного проверяющими НДС в сумме 22 млн руб. он предъявил налог к уплате (3 млн руб.) лишь одному из контрагентов, а оставшиеся 19 млн руб. внес в бюджет за счет собственных средств, включив эту сумму в состав налоговых расходов. Судьи на таком факте избирательного применения организацией положений п. 1 ст. 168 НК РФ внимание не заострили.

Добавим: разрешая обозначенные споры, окружные арбитры в качестве аргументов использовали выводы, сделанные Президиумом ВАС в Постановлении от 09.04.2013 № 15047/12 по делу № А40-136146/11-107-569 . Налоговики сочли, что ссылка на этот судебный акт некорректна . На наш взгляд, претензии контролеров небезосновательны. Поясним.

Спор, рассмотренный высшими судьями, касался отнесения на расходы сумм НДС, самостоятельно исчисленных налогоплательщиком по ставке 18% и уплаченных им в бюджет в связи с неподтверждением права на применение нулевой ставки по экспортным операциям. Президиум ВАС пришел к выводу, что п. 19 ст. 270 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку общество не предъявляло НДС к уплате контрагентам. Значит, нет оснований для неиспользования пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Но! Дело в том, что НК РФ обязанность предъявлять НДС иностранным покупателям (в отличие от российских) не предусмотрена . Из пункта 9 ст. 165 НК РФ следует, если налогоплательщик отгружал товары на экспорт, но в установленный срок не представил в инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет (заметьте, за счет своих средств) НДС от стоимости товаров, реализованных на экспорт. Кстати, при выполнении ряда прописанных в НК РФ условий эти средства подлежат возврату налогоплательщику.

Согласитесь, обстоятельства дел совершенно разные. Единственное сходство лишь в том, что и в том, и в другом случае налогоплательщики несли затраты по уплате налога из собственных денежных средств. Но основания для этого были у каждого свои: выполнение предписаний закона и решения налогового органа по результатам проверки. Были бы судьи благосклонны к налогоплательщикам, если бы они не внесли в бюджет начисленный налог (ведь согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов учитываются в прочих расходах независимо от факта уплаты)? Полагаем, исход дела был бы другим.

К сведению

В Постановлении ФАС СКО от 10.08.2009 по делу № А32-5096/2007-12/27 факт уплаты НДС, внесенного обществом в бюджет во исполнение решения инспекции, явился основанием для вывода арбитров о правомерном признании этого налога в целях налогообложения прибыли. Причем данные суммы, решили судьи, должны быть учтены в составе внереализационных расходов в соответствии с п. 20 ст. 265 НК РФ .

Подведем итоги

Итак, мы проанализировали позиции компетентных и судебных органов по обозначенной проблеме, указали слабые и сильные стороны их аргументации. А теперь представим на суд читателей собственную позицию по спорному вопросу.

Законодательство обязывает налогоплательщиков внести в бюджет суммы НДС, доначисленные инспекцией вследствие неправомерного занижения ими облагаемой базы по данному налогу. С этим налогоплательщики не спорят.

Поскольку решение налогового органа должно быть исполнено в ограниченные сроки, организации, как правило, погашают недоимку за свой счет. Это обусловлено тем, что неполучение денежных средств (соответственно, и сумм НДС) в оплату отгруженных товаров (работ, услуг) не освобождает налогоплательщика от обязанности исчислить и заплатить в бюджет НДС с реализации. Ведь по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

В НК РФ содержится правило (пп. 1 п. 1 ст. 264), согласно которому сумма исчисленного налога подлежит учету в составе расходов по налогу на прибыль. Однако, поскольку природа косвенного налога (а НДС является таковым) предполагает возмещение затрат налогоплательщика по его уплате в бюджет покупателем товаров (работ, услуг), в п. 19 ст. 270 НК РФ закреплено положение, которое запрещает учитывать в расходах суммы НДС, подлежащего предъявлению покупателям.

Но! Значение этого запрета, полагаем, утрачивает силу в тех случаях, когда налогоплательщик-продавец (по независящим от него причинам) либо лишен возможности предъявить сумму НДС своему контрагенту (например, в случае его ликвидации), либо фактически не получает от последнего никакого возмещения, хотя бы факт предъявления налога к уплате и имел место быть. Причем (внимание!) не полученная продавцом сумма НДС становится дебиторской задолженностью, вытекающей из договора и связанной с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому по истечении срока исковой давности эта задолженность может быть учтена организацией в целях налогообложения в качестве убытка на основании положений ст. 265 и 266 НК РФ. При этом ограничение в признании расходов, установленное в п. 19 ст. 270 НК РФ, списанию сомнительных долгов не препятствует.

Обратите внимание

Минфин не против списания сумм НДС в составе дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности (см. письма от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517). Президиум ВАС (Постановление от 23.11.2005 № 6602/05) придерживается такого же мнения.

О том, что озвученный подход имеет право на существование, свидетельствует арбитражная практика. Пример – Постановление АС СЗО от 12.12.2014 по делу № А42-4051/2012.

Суть этого дела заключается в следующем. Налогоплательщик полагал, что осуществляемая им деятельность НДС не облагается, поэтому выставлял контрагентам счета-фактуры без налога. Суммы НДС, разумеется, не выделялись и в актах выполненных работ, соответственно, не уплачивались покупателями.

Впоследствии налогоплательщик осознал, что нарушал положения гл. 21 НК РФ. Поэтому он скорректировал свои налоговые обязательства, подав уточненные декларации за соответствующие периоды, в которых исчислил НДС к уплате. Эти суммы организация внесла в бюджет за счет собственных средств.

Но на этом налогоплательщик не остановился. Руководствуясь п. 1 ст. 168 НК РФ, он направил в адрес своих контрагентов уведомления о необходимости доплатить НДС. К данным уведомлениям общество приложило исправленные счета-фактуры, которые были оставлены покупателями без ответа и без оплаты. В связи с этим, дождавшись истечения срока исковой давности, организация с соблюдением всех правил списала в налоговом учете дебиторскую задолженность, состоящую из сумм НДС. И сделала это, как посчитал суд, на совершенно законных основаниях.

По мнению контролеров, п. 19 ст. 270 НК РФ и в данной ситуации препятствовал признанию в расходах дополнительно начисленных обществом сумм НДС. Арбитры с таким подходом не согласились. Они решили: поскольку сумма налога была дополнительно предъявлена покупателям в установленном порядке, но не была ими оплачена, общество вправе на основании п. 1 ст. 252, пп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 и п. 1 ст. 272 НК РФ отразить соответствующую дебиторскую задолженность в качестве безнадежного долга в расходах того периода, в котором истек его взыскания.

Итак, мы привели несколько способов признания в целях налогообложения прибыли сумм НДС, доначисленных инспекцией по результатам контрольных мероприятий и уплаченных в бюджет проверяемым лицом за свой счет. Какой из них предпочесть во избежание споров с налоговиками? Выбор за вами.

Дополнительно читайте статью «В ходе выездной проверки доначислены налоги. Как и когда их учитывать в расходах?» в этом номере журнала.

Предметом данных судебных разбирательств были одни и те же обстоятельства, установленные в ходе разных проверок (выездной и камеральной) одного налогоплательщика.

Об этом судебном акте рассказано в статье Е. Г. Весницкой «ВАС РФ: НДС по неподтвержденному экспорту – расходы организации» (№ 10, 2013).

Согласно данной норме в состав внереализационных расходов включаются другие обоснованные расходы.

Списание НДС на расходы разрешено в случаях, предусмотренных ст. 170 Налогового кодекса РФ. Часто в бухгалтерской работе возникают такие ситуации, когда сумму уплаченного НДС невозможно принять к вычету. О том, когда можно учесть НДС в расходах и как правильно отразить данные операции в учете, вы узнаете из этой статьи.

Когда разрешается списать НДС на расходы

В общем случае согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы входящего НДС (того, который уплачивается вами при приобретении товаров, работ, услуг, прав или проведении импортных операций) не входят в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль (или НДФЛ). Однако это не касается ситуаций, перечисленных в пп. 2 и 5 ст. 170 НК РФ. НДС на затраты можно отнести, если:

  • приобретенные товары или услуги планируется использовать в необлагаемых НДС операциях (подтверждение данной позиции - в письмах Минфина РФ от 02.11.2010 № 03-07-07/72 и 13.04.2009 № 03-03-06/1/236);
  • местом их реализации является не Россия (письмо Минфина РФ от 01.10.2009 № 03-07-08/195);
  • вы как налогоплательщик освобождены от уплаты НДС или не являетесь плательщиком этого налога в связи с применением налоговых спецрежимов (письма Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/296 и от 03.09.2009 № 03-11-06/3/227);
  • приобретенные ТМЦ, услуги или права будут использоваться в непризнаваемых реализацией операциях;
  • активы были приобретены банками, НПФ, страховщиками, клиринговыми компаниями, организаторами торговли, профессиональными участниками фондового рынка и подобными им организациями (в строго установленных случаях).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На расходы можно списать не только входящий НДС, но и налог, исчисленный к уплате, если вы уплатили его за свой счет, без предъявления покупателю.

Необходим ли упрощенцам счет-фактура для списания НДС в расходы

С 01.10.2014 продавцам разрешено не выписывать счета-фактуры покупателям-упрощенцам. Однако для этого необходимо подписать специальное соглашение о том, что счета-фактуры оформляться не будут (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Об этом же свидетельствуют и письма Минфина (в частности, от 05.09.2014 № 03-11-06/2/44783).

При этом такое соглашение может быть оформлено в электронном виде.

Если же подобного соглашения нет, то вопрос о наличии счета-фактуры решается неоднозначно, и мнения чиновников разделяются.

Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56398@ сообщается, что для отнесения НДС в расходы счет-фактура необходим (наряду с подтверждающими документами по оплате, актами, накладными). Более того, письмо Минфина РФ от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147 констатирует, что счет-фактура должен не просто быть в наличии, но и обязательно - правильно заполнен.

Однако ранее в письме того же ведомства от 04.10.2005 № 03-11-04/2/94 утверждалось, что документ, подтверждающий расходы по уплате НДС для упрощенцев - это платежное поручение.

Что касается судов, то они считают, что в данном случае подойдут не только счета-фактуры, но и другая первичка (пример - постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 № А31-8435/19). Да и сами налоговики в своих более поздних письмах признавали, что для учета в расходах сумм уплаченного НДС достаточно будет платежек и накладных (письмо УФНС России по Москве от 19.07.2011 № 16-15/071052@).

И все же, поскольку сегодня закон официально разрешает счета-фактуры упрощенцам не выставлять, целесообразнее составить соглашение о неоформлении этих документов. Времени это займет немного, но зато в дальнейшем не придется гадать, как в очередной раз посчитают чиновники и судьи.

НДС по расходам, предъявляемым иностранным поставщиком

Данная ситуация актуальна для тех, кто применяет ОСН. В отношении учета иностранного НДС в расходах российских налогоплательщиков позиция Минфина неоднозначна.

Так, в письме от 28.04.2010 № 03-03-06/1/303 чиновники не разрешают относить его к расходам, мотивируя свое мнение тем, что нормы, изложенные в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, не позволяют уменьшать облагаемую прибыль на суммы налогов, предъявляемые зарубежными поставщиками.

Однако чуть раньше, в письме от 14.02.2008 № 03-03-06/4/8, Минфин посчитал наоборот. Таким образом, налогоплательщик, выбирая ту или иную позицию, касающуюся списания иностранного НДС на расходы, должен понимать, что ему, возможно, придется отстаивать свое мнение в суде.

Итоги

Из общего правила о невозможности включения НДС в расходы НК РФ делает несколько исключений, к числу которых относится дальнейшее использование приобретаемого в не подлежащих обложению НДС операциях. В частности, в расходы НДС можно включать при применении спецрежимов. С рядом особенностей при спецрежимах определяется момент включения в расходы.

Списание НДС на 91 счет производится в ряде ситуаций, когда по каким-либо причинам неправомерно принятие входного налога к вычету (например, отсутствие счета-фактуры при наличии отдельной суммы НДС в ТОРГ-12). Данная статья раскрывает распространенные случаи, при которых налог следует относить на счет прочих затрат.

В соответствии с действующим законодательством входной налог правомерно принимать к вычету только по командировочным расходам на производственные поездки, то есть в случаях, когда произведенные затраты напрямую относятся к основной деятельности организации.

Если командировка имела непроизводственный характер, то целесообразно списание налога в прочие расходы (Дт 91 Кт 19). В связи с тем, что эти издержки исключаются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принятие НДС к вычету незаконно.

Кроме того, есть определенные нюансы в оформлении командировочных документов для производственной поездки, чтобы принять налог к вычету. Обязательные условия:

  1. Наличие счета-фактуры от гостиницы, включая обязательные реквизиты данного документа согласно ст. 169 НК РФ. При этом счет-фактура должен быть оформлен на организацию, а не на командированного сотрудника, иначе принятие к вычету налога не осуществимо.
  2. Наличие БСО (бланка строгой отчетности), оформленного в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. БСО подтверждают авиа- и железнодорожные расходы. Гостиницы также могут предоставлять бланки строгой отчетности (счет-фактура не нужен).

ВАЖНО! В предоставляемых документах, подтверждающих командировочные затраты сумма предъявленного НДС должна быть отображена отдельной строкой.

При принятии решения о вычете НДС по иным документам, не предусмотренным законодательством, нужно помнить о возможности возникновения конфликтных ситуаций с налоговиками.

Отсутствие счета-фактуры при выделенном налоге в закрывающих документах

Распространенной ситуацией при наличных расчетах является отсутствие счета-фактуры при выделенном налоге в акте или чеках. При отсутствии документа принятие к вычету предъявленного НДС незаконно. Поэтому, если получение счета-фактуры по данным закупкам невозможно, целесообразно списание налога на счет 91 (напрямую или через счет 19).

Истекший срок давности принятия налога к вычету

Законодательно установлен 3-летний срок, когда можно принять входной НДС к вычету. Бывают ситуации, когда за этот период отразить вычет налога не представлялось возможным (например, отсутствие счета-фактуры от поставщиков). В данном случае сумма предъявленного НДС относится к прочим расходам на счет 91.

Также отнесение НДС (но не входного, как в предыдущих случаях, а уже начисленного к уплате в бюджет) на счет 91 при истечении срока давности осуществляется при списании кредиторской задолженности перед заказчиком по полученной от него предварительной оплате. Согласно российскому законодательству при получении предварительной оплаты поставщик обязан выставить авансовый счет-фактуру. По выставленному документу начисленный к уплате налог отражается на счете 76 «Авансы полученные». С указанного счета НДС может быть впоследствии предъявлен к вычету: при реализации товара или при возврате денежных средств контрагенту. Если 3-летний срок исковой давности прошел и происходит списание задолженности, сумма НДС списывается одновременно с долгом на счет 91 на соответствующие субсчета: задолженность перед контрагентом относится к доходу организации, предъявленный с предварительной оплатой НДС - к расходам:

  • Дт 62.2 Кт 91.1 - списана кредиторская задолженность перед заказчиком;
  • Дт 91.2 Кт 76 «Ав. пол.» - списан НДС, ранее уплаченный в бюджет с аванса полученного.

Операции с особенностями перехода права собственности

Договор купли-продажи активов может предусматривать особый переход права собственности на имущество после полной оплаты товара. Одновременно с этим поставщик передает закрывающие документы, включая счет-фактуру, при фактической отгрузке активов.

В такой ситуации возникают трудности с принятием налога к вычету. Фактически имущество отгружено, приходные документы предоставлены, товар оприходован (учет ведется на забалансовых счетах до перехода права собственности). С другой стороны, товар еще не перешел в имущество организации, а потому могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов. Исходя из этого целесообразнее оставить НДС «висеть» по дебету счета 19, а после перечисления оплаты принять его к вычету. Если же вдруг организация не успела заплатить своему поставщику, а последний был ликвидирован, тогда ей нужно будет отнести НДС со счета 19 к прочим расходам: Дт 91 Кт 19.

***

Итак, в некоторых случаях (к примеру, когда отсутствует счет-фактура при наличии отдельной суммы НДС в ТОРГ-12) входной НДС невозможно принять к вычету из бюджета, поэтому целесообразно отнести его на счет 91, чтобы избежать конфликтных ситуаций с контролерами.

Предприятие работает на ОСНО. При реализации товаров применяем ставку НДС 18% и 0%. Вопрос: Как правильно списать входной НДС, который не будет подан на возмещение? Отражение в БУ и НУ.

Если НДС не будет подан на возмещение, то в бухучете списание входного НДС отразите проводкой: Дебет 91-2 «Не принимаемые» Кредит 19– списан НДС за счет собственных средств организации.

Входной НДС не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса РФ).

Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении

ОСНО

При расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитывайте (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Входной НДС на расчет налога на прибыль также не повлияет. Это связано с тем, что суммы входного налога, предъявленные российскими контрагентами, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях входные суммы налога нужно включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав). В таком случае сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). О возможности включения в состав расходов суммы НДС (его аналога), уплаченной иностранным контрагентам, см. Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией .

Если выполняются требования статей и