Способность человека осознавать свои поступки и мысли. Совесть - регулятор нравственного поведения людей

СОВЕСТЬ - способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, переживая и осознавая свое несоответствие требованиям долга и идеала. Идея и понятие С. складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия ряду принятых норм), С. воспринимается как автономная сущность. В качестве нравственного регулятива она ценится выше благоразумия, ориентирует человека на следование совершенному идеалу.

С. онтологически коренится в стыде и родственна ему; однако С. - это стыд особого рода, «стыд перед самим собой», чувство ответственности человека перед самим собой за совершенные нечестивые поступки. Латинское слово «conscientia» употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и осознания совершенных дурных поступков или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные. Согласно христианскому учению, С. есть «Божия сила» в человеке и раскрывается в полной мере благодаря откровению Христа. В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий»; муки С. воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин ). В средневековой литературе углубление анализа феномена С. было опосредствовано появлением особого термина - «sinderesis», дополнительного по отношению к традиционному латинскому понятию «conscientia»; посредством «sinderesis» обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума», внушено человеку Богом. При этом гносеологический статус C.-synderesis и C.-conscientia трактовался различно. В новоевропейской мысли С. представляется как познавательно-моральная сила, как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. Развитие этой линии в анализе феномена С. естественно вело к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «С.» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «С.».

В наиболее общем плане С. трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как не зависимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как «другое Я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С.: а) С. - это обобщенный и интериоризированный голос значимых авторитетов или культуры в целом, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; б) С. выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека; в) С. не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами С.» говорит Всеобщий закон, высшая Истина. С. - это голос («зов») трансцендентной силы. Эти установки не исключают полностью друг друга; в первой - акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития С.; в двух других - на феноменологии менее и более зрелой С. Как форма морального самосознания и самоконтроля С. выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении С. сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени - со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры С. указывают человеку на его отступления от идеала и обусловливают чувство вины.

С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная, С. предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Как позитивная, С. в отличие от расхожих представлений о ней предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Неспособность человека ориентировать себя на совершенное и духовно высшее может вести к искажению или разрушению «совестного акта» (И.А. Ильин ).

Выражения «спокойная С.» или «чистая С.» в обычной речи обозначают осознание человеком исполнения своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации; при этом «чистая С.» может трактоваться как выражение: а) чувства благополучия и безопасности, как следствие покорности и зависимости (Э. Фромм); б) реакции человека на достигнутое совершенство, на внутреннюю цельность и полноту, самодовольного сознания (Гегель); в) склонности не обращать внимание на суждения С. (Кант). И наоборот, муки С. означают неприятие себя как такового; осуждение себя, раскаяние, выражение сожаления о содеянном и намерения не со-вершать этого впредь. Выражение «свобода С.» обозначает право человека на незави-симость внутренней духовной жизни и на самостоятельное определение своих убеж-дений. В более узком смысле «свобода С.» означает свободу вероисповедания и отправления культа. В собственно этическом смысле слова С. не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении - не чем иным, как жизнью по С.

Литература:

Гегель Г. Дух христианства и его судьба / Философия религии. Т. 1. М., 1975;

Ильин И. А. Путь духовного обновления/Путь к очевидности. М., 1993;

Кант И. Метафизика нравов/Соч. Т. 4(2). М., 1965;

Ницше Ф. Генеалогия морали / Соч. В 2-хт. Т. 2. М., 1990;

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

Фромм Э. Человек для самого себя / Психоанализ и этика. М., 1993;

Butler J. Five Sermons Indianapolis: Hackett Publ. Co., 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 523-524.

Совесть - это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному. Совесть отличается от другого внутреннего контроля, осуществляемого сознанием, чувства стыда. Стыд и совесть - довольно близкие понятия. Стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом.
Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырех направлениях.
1. Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку.
2. Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор.
3. Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его.
4. Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания.
Исходную генетическую основу совести составляет сопереживание, а поскольку она выражается преимущественно в негативном виде, - сострадание. Определяя отношение совести к другим феноменам нравственного сознания, можно отметить также, что она представляет собой особую чувствительность к проявлению зла в собственном поведении (надменности, наглости, несправедливости, допущенной по отношению к другому человеку).
Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести.
Совесть - это специфическое состояние стыда. Она формируется в процессе социализации и воспитания через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо». На ранних стадиях социализации совесть проявляется как «голос» значимого окружения родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоего авторитета. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка часто выступает в форме требования исполнительности.
Совесть - это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей. Совесть указывает на несоответствие поступка долгу. Поэтому исполнение своих обязательств рождает такие понятия, как «чистая совесть», «спокойная совесть». Но это есть временное явление, ибо жизнь сложна, человек попадает в разные ситуации, поэтому совесть переходит в чувство вины (оно проявляется чаще как осуждение себя в форме раскаяния, покаяния, как сожаление о содеянном), потом вновь происходит обретение чувства правильности и т.д.
Однако необходимо отметить, что муки совести могут достаточно наказать только того, у кого она есть. Для натур менее развитых в нравственном отношении значение имеет не совесть сама по себе в ее чистом виде, а некая смесь вины и страха. Угрызения совести исторически формировались не только на основе сострадания, но и страха перед будущим неотвратимым возмездием. В повседневной нравственной жизни очень велика роль наказания, получаемого от людей. При этом важна не столько кара сама по себе, сколько реальная возможность понести ее, неотвратимость наказания. В условиях безнаказанности выходит из строя и такая глубинная моральная система, как совесть. Это, однако, не означает, что лучшим способом воспитания совестливости является суровая карательная практика. Кары необходимы там, где уже сложились серьезные порочные наклонности. На самых первых порах основной упор, безусловно, должен быть сделан на формирование способности к сопереживанию.
В повседневной жизни часто употребляется термин «свобода совести», понимаемый как право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. Совесть не должна быть никакой другой, кроме как свободной.

Добро и зло означают не просто поступки, а действия, которые сознательно соотносятся с определенным стандартом - идеалом. Безразличие относительно добра и зла означает отвлечение от добра, открытость злу. Вспомним выражение Л.Н. Толстого: „...Чтобы честно жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться и метаться. А спокойствие - вечная душевная подлость”.

Добро и зло связаны с душевным и духовным опытом человека, существуют через этот опыт. Утверждение добра и борьба со злом достигаются духовными усилиями человека. Подтверждениям потому может быть рубаи О. Хайяма:

„Ад и рай - в небесах, - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянул, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души”.

Добро и зло относительны. Любые ценности могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт „освоения” данных ценностей по отношению к идеалу, к высшему благу. Подтверждением этого является выражение Данте: „добрыми намерениями устлана дорога в ад”, или российская пословица: „не было бы счастья, да несчастье помогло”.

Обязанность - императивная категория этики. Обязанность - это безусловное следование моральному идеалу , необходимость не допускать порочности, противостоять злу. Это добровольное обязательство, которое берет на себя человек.

Моральное требование может осознаваться как „строгая обязанность” „запрет”, но выдвигается оно в форме рекомендации, не угрожает физическим или организационным ограничением. Если законодательство являет собой внешнее принуждение, то санкции морали носят идеальный характер и применяются к человеку как к свободному и сознательному существу.

Истоком моральной обязанности является общественный интерес. Обязанность формулирует моральное обязательство индивида относительно других людей и самого себя. Общественный характер обязанности часто вызывает внутреннее сопротивление личности, потому что обязанность ограничивает ее свободу , превращает жизнь человека в цепь обязательств, требует подчинить свой личный интерес интересам других людей.

Но „золотое правило” нравственности расставляет все на свои места: „я должен это делать потому, что другой человек должен это делать относительно меня, вследствие чего, мой личный интерес обеспечивается только во время выполнения долга другого человека, а я, в свою очередь, должен хранить его интерес”.

Совесть - это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несовершенство, невыполнение обязанности, свое несоответствие идеала, потому, что должен быть.


В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мыслями или ожиданиями окружающих людей (стыд), а с обязанностью . Совесть требует быть честным даже тогда, когда никто не может контролировать, когда тайное не станет явным, когда о поступке не узнает никто.

Совесть - суровый контролер , внутренний цензор, который карает намного сильнее, чем осуждение других людей. Совесть - одно из важнейших понятий морального сознания, которое, наряду с другими понятиями, отличает человека от животного.

Совесть выполняет функции, присущие морали в целом и действует в четырех направлениях:

1) как побуждение , которое ориентирует на выполнение моральных требований, создает позитивную психологическую установку;

2) как запрещение , которое предварительно осуждает за неправильный потенциальный выбор;

3) совесть может говорить во время действия, регулируя его;

4) как контролер, который оценивает поступки, вызывает соответствующие моральные переживания.

Ответственност ь - категория этики, которая тесно связана с представлением о свободе человека. Совершенно очевидно, что, не имея свободы, личность не была бы в состоянии отвечать за свои поступки: они появлялись бы или как выражение какой-то чужой воли, проводником и орудиями которой оказался данный человек, или как результат слепого случая, проявление безразличной игры естественных сил. Человеку присуща свобода действия, свобода выбора, он способен осмыслено, с учетом возможных последствий выбирать тот или другой вариант поведения, а потому должен нести ответственность за избранное и осуществленное ею.

И. Кант обратил внимание на то, что для человеческой личности не столько свобода является предпосылкой осознания обязанности, сколько, напротив, осознание обязанности является предпосылкой свободы, нужной для реализации: чувствуя необходимость выполнить свой долг, личность создает особые возможности для этого.

Ответственность - это соблюдение определенных моральных обязательств, принципиально открытое для контроля со стороны тех, перед кем эти обязательства приняты.

Морально ответственный человек должен отвечать за все, к чему она имеет отношение, отвечать прежде всего перед своей совестью, а затем и перед другими людьми.

Дружба - этическая категория и понятие морального сознания, которое отображает форму межличностных отношений, основанных на общих интересах и взаимной симпатии. Понятие дружбы связано с предыдущими понятиями - ответственности, обязанности, а также с понятиями общества, братства, любви.

Дружба - это открытость, способность при определенных обстоятельствах жертвовать своими интересами, разделять внутренние переживания другого человека, способность прийти на помощь, бескорыстно радоваться успехам другого человека.

Роль дружбы очень важна в жизни человека, особенно в кризисные моменты жизни. Как сила, которая соединяет людей, дружба всегда считалась важной социальной и моральной ценностью.

Следовательно, сущностные или конкретные категории этики характеризуют мораль со стороны ее содержания, раскрывают характер отношений людей в обществе, знакомят с чертами характера людей, их духовной сущностью.