Св вмч анастасия узорешительница. Молитва Анастасии Узорешительнице от суда и тюрьмы — читать

Икона Анастасии Узорешительницы помогает людям в том, в чем девушка помогла ближним при жизни: жила она в эпоху гонений на христиан и все свои физические и духовные силы потратила на помощь ближним. Господь наградил ее многими дарами, два из которых прославили святую так, что мы помним о ней и сегодня.

Имя Анастасии означает воскресшая, восставшая из мертвых. Таким образом, святая великомученица предвозвещает нам скорое воскресение в телах всех людей, и в доказательство помогает молящимся своей иконе и сегодня, исполняя их просьбы так же щедро, как и при жизни.

Икона Анастасия Узорешительница: описание

Святая великомученица Анастасия, прозванная Узорешительницей, была коренной римлянкой из богатого и знатного рода. На иконе ее изображают с сосудом елея (растительного масла), которым она врачевала людей. Помимо физической помощи, у святой был несомненный дар слова: она владела утешительным словом и была способна внушать мужество и укреплять сердца людей, которым предстояли испытания. Господь через Своих верных помощников-христиан всегда помогает людям, насколько это возможно. Так он делал и через Анастасию. За многочисленные подвиги помощи нуждающимся она была удостоена дара целительства и утешения, а еще убедительного слова, мужества, нищеты и милости. Она получала откровения от Бога кому и в чем нужна помощь и спешила к страдальцам днем и ночью.

Известно, что после смерти и прославления святой мученик получает больше возможностей влиять на нашу жизнь. Так, перед иконой святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы видим пример истинного христианства и смиренно просим у нее благ, достатка и здоровья – тех вещей, которые она без остатка раздала при жизни. Святая добровольно взяла на себя подвиг девства, нищеты и милосердия ради любви к Богу.

Значение иконы Анастасия Узорешительница

Читая житие святой Анастасии невозможно представить, как способен человек вынести столько добровольных лишений и страданий. Как знатная римлянка с огромным наследством, эдакая наследница олигарха 3 века, раздала все богатство и посвятила жизнь прислуживанию заточенным в темнице, страдающим, голодным и больным за имя Христово. Соответственно, за все облегчения страданий словом и делом, ее прозвали Узорешительницей, то есть, разрешающей от уз (от тесноты, страдания).

Анастасия при жизни терпела много испытаний от мужа, от супружеского долга с которым она уклонилась. Супруг был язычником, а невеста Христова хотела сохранить обет чистоты и притворилась по-женски больной, чтобы избежать близости. Супруг нещадно бил и издевался над мученицей и хотел погубить окончательно, но рука Божия покарала злодея, и Анастасия освободилась от узурпаторства, став вдовой. Поэтому перед ее иконой молятся все, кто страдает от несправедливости и притеснения.

Анастасия Узорешительница – символ мужества и настойчивости. Святая страдала от рук судей, жрецов и императора, но не боялась властей Рима, а твердо исповедовала Христа и в пытках только укреплялась в вере. Ради такой преданности и неоставления креста даже до смерти, как и завещал Спаситель, святая была прославлена как безотказная в милосердии и быстрая в помощи всем терпящим боль, страх и унижение.

От чего помогает икона Анастасия Узорешительница?

Узорешительница, дословно – избавительница от всякого стеснения (страдания). Такое прозвище святая получила за сердобольное стремление облегчить страдания всем гонимым за веру христианам. Таким образом, через ее икону можно обращаться к Анастасии, как живой, и она облегчит наши узы:

  • непраздности (разрешение от уз в родах);
  • тюремного заключения;
  • безденежья;
  • отчаяния и страха;
  • болезни и безысходности.

Анастасии Узорешительнице следует молиться девушкам, которые решили посвятить себя Христу и боятся лишиться девства. К ее помощи можно прибегать, когда есть угроза насилия. Ей молятся о мужестве и укреплении перед испытанием. Эта хрупкая девушка явила нам прекрасный образец жизни и самопожертвования, который будет полезен для нашего поколения. 17 веков подряд жива память о том, как она пламенно отстаивала свою веру, не боясь даже самой смерти.

Икона Анастасии Узорешительницы: молитва

Текст молитвы пред иконой Анастасии Узорешительницы:

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Непростая жизнь была у Святой Анастасии Узорешительницы, но она ее с достоинством прожила, и выдержала все испытания. Анастасия - это образец милосердия и хорошего отношения к людям. В любом обстоятельстве, когда мы терпим несправедливую скорбь, когда уповаем на милость Божию к нам, а также когда хотим исполнения желаемого, но нам не хватает дерзновения просить об этом перед Богом, — нам поможет Анастасия Узорешительница, икона которой помогает в том, в чем мы терпим «узы», то есть лишения, страдания.

Видя ее подвиг, Господь, по ее молитвам за нас, прощает нам очень многое и, желая угодить блаженной своей рабе, Он исполняет нашу просьбу. Следует быть внимательными и тактичными: нельзя просить у Анастасии причинения зла другим, или помощь в несправедливом и сомнительном деле. В таком случае можно получить обратный эффект от молитвы.

Святая Анастасия Узорешительница - икона и молитва помощнице заключенных

Святая Анастасия Узорешительница - особо почитаемая святая в Греции, однако и в России знают о нем: ей посвящено несколько храмов в двух столицах, Москве и Петербурге. Особо почитают ее заключенные, ей молятся от тюрьмы

Анастасия Узорешительница - великая святая

Святая Анастасия жила в III веке по Рождестве Христовом. В это время римский император воздвиг гонение на христиан - их считали государственными преступниками за то, что они не почитали императора Богом, исповедуя Единого Бога - Христа.


В тюрьмах и темницах Рима ожидало страшной казни множество невинно осужденных только за свое вероисповедание людей. Среди них были старики, женщины, дети. Святая же Анастасия была женой знатного римлянина-язычникам за которого ее насильно выдали замуж, сама же она хотела пребывать в девстве, как монахиня. Она тайно приходила в тюрьмы, чтобы облегчить страдания людей: приносила еду, лекарства, делала перевязки, ухаживала за ослабленными. Конечно, все это она делал из сострадания к людям. Однако когда муж ее узнал об этом, он запер ее саму, как в темнице, в ее комнате и жестоко избил. Однако святая Анастасия много молилась в заключении - и мучитель ее пропал во время бури.


Тогда святая продолжила свои дела и отправилась помогать заключенным по всей Римской Империи. Она умела лечить болезни, Господь же наделил ее и даром исцелений тяжелых ран и болезней по молитве к Богу.


Своими словами, помощью и трудами святая Анастасия облегчила страдания многих людей. Ее назвали Узорешительницей, то есть избавляющей от оков потому, что рядом с ней люди словно избавлялись от заключения, поистине же избавлялись и от оков отчаяния, тоски и болезней.


Святая Анастасия нашла призвание в помощи другим и жизни ради других людей. Однако и саму ее гонители христиан подвергли мукам - такой подвиг не мог остаться неузнанным. Святую распяли и сожгли, однако огонь не смог повредить ее тело. Мощи Анастасии - именно так называют. тела святых - забрала одна из женщин-христианок Аполлинария, похоронив среди виноградных лоз.


Мощи ее и по сей день исцеляют всех страдающих и просящих святую о помощи, подвиги и житие ее остаются назиданием доброй жизни, злобы человеческой и награды небесной за добродетель. Они пребывали в Сирмиуме, где она приняла смерть, затем христиане передали мощи в Константинополь. Частицы мощей святой находятся во многих храмах. Наиболее почитаются святыни:


  • в Бенедиктбойерне;

  • на Святой Горе Афон;

  • в соборе во имя святой Анастасии в Хорватии.

День памяти Анастасии Узорешительницы - 4 января. Католики празднуют ее память 25 декабря, в Рождество.



Икона Анастасии Узорешительницы

Образ великомученицы Анастасии – это изображение женщины с крестом в правой руке, и малым сосудом в левой. В сосуде, по мысли иконописцев, находится елей - оливковое масло, употреблявшееся для лечения больных в древние времена. Сегодня елей (в качестве оливкового или подсолнечного масла) освящается за каждым Всенощным бдением в каждом храме. Возможно, и святая Анастасия смазывала раны страдающих освященным елеем, чтобы лекарство было и духовным, ведь она исцеляла молитвой ко Господу.


В Греции святую Анастасию Узорешительницу зовут еще Целительницей, ведь святая исцеляла у современников и душевные раны, освобождала от страха и тревоги, избавляла от отчаяния, лечила от болезней. Само имя Анастасия в переводе с греческого означает «Воскресение».


Образ святой Анастасии традиционно находится в роддомах и тюрьмах. Заключенные просят заступницу об оправдании или сокращение срока. А беременные буквально понимают имя «Узорешительница» и считают святую Анастасию помощницей в благополучном освобождении от оков, уз беременности.


О чем молиться перед иконой Анастасии Узорешительницы

Святая Анастасия Узорешительница - особо почитаемая святая в Греции, однако и в России знают о нем: ей посвящено несколько храмов в двух столицах, Москве и Петербурге. Особо почитают ее заключенные.


Святую Анастасию просят о


    избавлении от грехов и вредных привычек;


    освобождении от тревог, страхов и тяжести на сердце;


    о благополучных родах как освобождающую от уз беременности;


    невинно осужденные об оправдании и торжестве справедливости;


    заключенные преступники - о прощении Господом их грехов и сокращении срока.



Сильная молитва от тюрьмы, избавлении от срока, оправдании невинного Анастасии Узорешительнице

По молитвам к святой Анастасии невинно осужденные обретают надежду на справедливый исход их дела, а преступники каются, надеясь на сокращение срока. Молятся обычно в уединении, перед иконой, но если нет возможности посетить храм или часовню (обычно они есть в местах лишения свободы), можно молиться святой в любом месте, даже своими словами, впрочем, в молитве прошения описаны подробно.


Молиться святой Анастасии Узорешительнице можно онлайн по тексту ниже


Ты, святая Анастасия, была названа тезоименитой Воскресению Христову, о мученица за Господа, ты победила всех врагов своим терпением ради Христа, Которого любила и которого славила, и достигла Царства Небесного. Молись ко Господу Богу, да спасет души наши.


К помощи Узорешительницы обращаются, прося об освобождении и прощении грехов такой молитвой:


О мудрая и претерпевшая много страданий великомученица Божия Анастасия! Ты находишься душой на небесах у Престола Божьего, а на земле данной тебе благодатью Божьей творишь исцеления и чудеса; будь милостивой к нам, молящимся тебе людям, просящим твоей помощи, помолись ко Господу о нас, попроси прощения грехов наших, помощи в добрых делах милосердия, в служении Богу крепкой веры, смирения, радости, кротости и Богу послушания, подай больным выздоровление, страдающим, находящимся в местах заключения, избавление и заступление, освободи невинно заключенных и помолись ко Господу Иисусу, чтобы он подал нам кончину тихую в старости и Царство Небесное, чтобы мы вместе с тобой в радости прославляли Господа во Святой Троице. Аминь


Молитва Анастасии Узорешительнице об освобождении, сокращении срока


О святая Анастасия, Целительница и Узорешительница! Помоги мне в беде, не оставь помощью. Ты радуешься Божьей милости, но в образе твоем святом ты в стенах мрачной тюрьмы моей, так подай и мне, рабу Божьему (имя), обрести утешение от Господа Божьей. Направь молитвы мои ко Господу и попроси прощение грехов моих.
Из-за моих преступлений прошу тебя быть моей заступницей, молитвенницей пред Господом о моих грехах. Склонись надо мной, узником, будь мне в печалях утешительницей, целительницей в болезнях, охраной в нападениях. Испроси у Бога благодать мне, недостойному, молящемуся тебе и любящему тебя. Аминь


Молитвами святой Анастасии да хранит вас Господь!


Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца († ок. 304) по-стра-да-ла во вре-мя прав-ле-ния рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305). Ро-ди-лась в Ри-ме, в се-мье се-на-то-ра Пре-тек-ста-та. Отец был языч-ник, мать Фав-ста - тай-ная хри-сти-ан-ка, ко-то-рая по-ру-чи-ла вос-пи-та-ние ма-лень-кой де-воч-ки из-вест-но-му сво-ей уче-но-стью свя-то-му Хри-со-го-ну († ок. 304 г.; па-мять 22 де-каб-ря). Хри-со-гон учил Ана-ста-сию Свя-щен-но-му Пи-са-нию и ис-пол-не-нию За-ко-на Бо-жия. По окон-ча-нии уче-ния об Ана-ста-сии го-во-ри-ли как о муд-рой и пре-крас-ной де-ве. По-сле смер-ти ма-те-ри, не счи-та-ясь с же-ла-ни-ем до-че-ри, отец вы-дал ее за-муж за языч-ни-ка Пом-плия. Чтобы не на-ру-шить обет дев-ства и из-бе-жать су-пру-же-ско-го ло-жа, Ана-ста-сия по-сто-ян-но ссы-ла-лась на неиз-ле-чи-мую бо-лезнь и со-хра-ня-ла чи-сто-ту.

В тем-ни-цах Ри-ма в то вре-мя на-хо-ди-лось мно-го за-клю-чен-ных хри-сти-ан. В ни-щен-ской одеж-де свя-тая тай-но по-се-ща-ла уз-ни-ков, - умы-ва-ла и кор-ми-ла боль-ных, неспо-соб-ных дви-гать-ся, пе-ре-вя-зы-ва-ла ра-ны, уте-ша-ла всех, кто нуж-дал-ся в этом. Ее учи-тель и на-став-ник два го-да то-мил-ся в за-клю-че-нии. Встре-ча-ясь с ним, она на-зи-да-лась его дол-го-тер-пе-ни-ем и пре-дан-но-стью Спа-си-те-лю. Муж свя-той Ана-ста-сии, Пом-плий, узнав об этом, же-сто-ко из-бил ее, по-ме-стил в от-дель-ной ком-на-те и у две-рей по-ста-вил стра-жу. Свя-тая скор-бе-ла, что ли-ши-лась воз-мож-но-сти по-мо-гать хри-сти-а-нам. По-сле смер-ти от-ца Ана-ста-сии Пом-плий, чтобы за-вла-деть бо-га-тым на-след-ством, по-сто-ян-но ис-тя-зал же-ну. Свя-тая пи-са-ла сво-е-му учи-те-лю: «Муж мой... то-мит ме-ня как про-тив-ни-цу его язы-че-ской ве-ры в столь тяж-ком за-клю-че-нии, что мне ни-че-го не оста-ет-ся, как толь-ко, пре-дав дух Гос-по-ду, упасть мерт-вою». В от-вет-ном пись-ме свя-той Хри-со-гон уте-шал му-че-ни-цу: «Све-ту все-гда пред-ше-ству-ет тьма, и по-сле бо-лез-ни ча-сто воз-вра-ща-ет-ся здо-ро-вье, и по-сле смер-ти обе-ща-на нам жизнь». И пред-ска-зал ско-рую смерть ее му-жа. Через неко-то-рое вре-мя Пом-плия на-зна-чи-ли по-слом к пер-сид-ско-му ца-рю. По до-ро-ге в Пер-сию он уто-нул во вре-мя вне-зап-но на-чав-шей-ся бу-ри.

Те-перь свя-тая вновь мог-ла по-се-щать то-мив-ших-ся в тем-ни-цах хри-сти-ан, по-лу-чен-ное на-след-ство она упо-треб-ля-ла на одеж-ду, пи-щу и ле-кар-ства для боль-ных. Свя-то-го Хри-со-го-на от-пра-ви-ли в Ак-ви-лею (го-род в Верх-ней Ита-лии) на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну, - Ана-ста-сия по-сле-до-ва-ла за сво-им учи-те-лем. Те-ло свя-то-го Хри-со-го-на по-сле его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны по Бо-же-ствен-но-му от-кро-ве-нию бы-ло со-кры-то пре-сви-те-ром Зо-и-лом. Через 30 дней по-сле смер-ти свя-той Хри-со-гон явил-ся Зо-и-лу и пред-ска-зал о близ-кой кон-чине трех юных хри-сти-а-нок, жив-ших неда-ле-ко, - Ага-пии, Хи-о-нии и Ири-ны († 304; па-мять 16 ап-ре-ля). И по-ве-лел по-слать к ним свя-тую Ана-ста-сию. Та-кое ви-де-ние бы-ло и свя-той Ана-ста-сии. Она по-шла к пре-сви-те-ру, по-мо-ли-лась у мо-щей свя-то-го Хри-со-го-на, за-тем в ду-хов-ной бе-се-де укре-пи-ла му-же-ство трех дев пе-ред пред-сто-я-щи-ми им пыт-ка-ми. По-сле кон-чи-ны му-че-ниц она са-ма по-хо-ро-ни-ла их те-ла.

Свя-тая Ана-ста-сия ста-ла стран-ство-вать, чтобы вез-де, где толь-ко мож-но, слу-жить хри-сти-а-нам, за-клю-чен-ным в тем-ни-цах. Так она по-лу-чи-ла дар вра-че-ва-ния. Тру-да-ми и сло-ва-ми уте-ше-ния свя-тая Ана-ста-сия об-лег-ча-ла за-клю-че-ние мно-гих лю-дей, по-пе-че-ни-ем о те-лах и ду-шах страж-ду-щих раз-ре-ша-ла их от уз от-ча-я-ния, стра-ха и бес-по-мощ-но-сти, по-это-му и на-зва-на Узо-ре-ши-тель-ни-цей. В Ма-ке-до-нии свя-тая по-зна-ко-ми-лась с мо-ло-дой вдо-вой-хри-сти-ан-кой Фе-о-до-ти-ей, ко-то-рая по-мо-га-ла ей в бла-го-че-сти-вых тру-дах.

Ста-ло из-вест-но, что Ана-ста-сия - хри-сти-ан-ка, ее взя-ли под стра-жу и от-ве-ли к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну. Рас-спро-сив Ана-ста-сию, Дио-кли-ти-ан узнал, что она все свои сред-ства ис-тра-ти-ла на по-мощь нуж-да-ю-щим-ся, а зо-ло-тые, се-реб-ря-ные и мед-ные ста-ту-эт-ки пе-ре-ли-ла на день-ги и кор-ми-ла мно-гих го-лод-ных, оде-ва-ла на-гих, по-мо-га-ла немощ-ным. Им-пе-ра-тор при-ка-зал от-ве-сти свя-тую к вер-хов-но-му жре-цу Уль-пи-а-ну, чтобы тот скло-нил ее к жерт-ве язы-че-ским бо-гам или пре-дал же-сто-кой каз-ни. Жрец пред-ло-жил свя-той Ана-ста-сии сде-лать вы-бор меж-ду бо-га-ты-ми да-ра-ми и ору-ди-я-ми пыт-ки, по-ло-жен-ны-ми с двух сто-рон око-ло нее. Свя-тая, не ко-леб-лясь, ука-за-ла на ору-дия пыт-ки: «Ок-ру-жен-ная эти-ми пред-ме-та-ми, я ста-ну пре-крас-нее и угод-нее во-жде-лен-но-му Же-ни-ху мо-е-му - Хри-сту...» Преж-де, чем под-верг-нуть свя-тую Ана-ста-сию пыт-кам, Уль-пи-ан ре-шил осквер-нить ее. Но, как толь-ко при-кос-нул-ся к ней, ослеп, страш-ная боль сжа-ла ему го-ло-ву, и через неко-то-рое вре-мя он скон-чал-ся. Свя-тая Ана-ста-сия ока-за-лась на сво-бо-де и вме-сте с Фе-о-до-ти-ей про-дол-жа-ла слу-жить уз-ни-кам. Вско-ре свя-тая Фе-о-до-тия и три ее сы-на бы-ли пре-да-ны му-че-ни-че-ской смер-ти ан-фи-па-том (на-чаль-ни-ком об-ла-сти) Ни-ки-ти-ем в их род-ном го-ро-де Ни-кее († ок. 304; па-мять 29 июля и 22 де-каб-ря). Свя-тую Ана-ста-сию вто-рич-но за-клю-чи-ли в тем-ни-цу и 60 дней ис-тя-за-ли го-ло-дом. Каж-дую ночь му-че-ни-це яв-ля-лась свя-тая Фе-о-до-тия, одоб-ря-ла и укреп-ля-ла в тер-пе-нии. Ви-дя, что го-лод не при-чи-нил свя-той вре-да, иге-мон Ил-ли-рии при-ка-зал уто-пить ее вме-сте с осуж-ден-ны-ми пре-ступ-ни-ка-ми, сре-ди ко-то-рых был и го-ни-мый за ве-ру хри-сти-ан Ев-ти-хи-ан († ок. 304; па-мять 22 де-каб-ря). Во-и-ны по-са-ди-ли уз-ни-ков на ко-рабль и вы-шли в от-кры-тое мо-ре. Да-ле-ко от бе-ре-га они пе-ре-се-ли в лод-ку, а в ко-раб-ле сде-ла-ли несколь-ко про-бо-ин, чтобы он за-то-нул. Суд-но ста-ло по-гру-жать-ся в во-ду, но уз-ни-ки уви-де-ли му-че-ни-цу Фе-о-до-тию, управ-ляв-шую па-ру-са-ми и на-прав-ляв-шую ко-рабль к бе-ре-гу. 120 че-ло-век, по-ра-жен-ные чу-дом, уве-ро-ва-ли во Хри-ста - свя-тые Ана-ста-сия и Ев-ти-хи-ан кре-сти-ли их. Узнав о слу-чив-шем-ся, иге-мон при-ка-зал каз-нить всех но-во-кре-ще-ных. Свя-тую Ана-ста-сию рас-тя-ну-ли над ко-стром меж-ду че-тырь-мя стол-ба-ми. Так окон-чи-ла свой му-че-ни-че-ский по-двиг свя-тая Ана-ста-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца.

Те-ло свя-той оста-лось нев-ре-ди-мым, - по-хо-ро-ни-ла его бла-го-че-сти-вая хри-сти-ан-ка Апол-ли-на-рия. По окон-ча-нии го-не-ний она по-стро-и-ла над гро-бом свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ана-ста-сии цер-ковь.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученице Анастасии Узорешительнице

Победоно́снаго Воскресе́ния/ истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва,/ побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием,/ Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́,/ Его́же возлюби́ла еси́./ Того́ моли́// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Победоносному Воскресению истинно одноименной названа ты (Анастасия от греч. Ανάσταση - Воскресение), мученица Христова, победу над врагами одержала ты терпением мучений Христа ради, Жениха твоего, Которого возлюбила ты. Его моли о спасении душ наших.

Кондак великомученице Анастасии Узорешительнице

Во искуше́ниих и ско́рбех су́щии,/ к твоему́ хра́му притека́юще,/ прие́млют честна́я дарова́ния/ от живу́щия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти, Анастаси́е:// ты бо при́сно ми́ру то́чиши исцеле́ния.

Перевод: В искушениях и скорбях находящиеся, к твоему храму приходя, получают почтенные дарования от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия, ибо ты всегда источаешь для мира исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице

Кондак 1

Избранней угоднице Христовой, всеблаженней великомученице Анастасии похвальное пение приносим, яко имущей многое дерзновение ко Господу еже от всяких бед, скорбей и болезней свобождати верныя, и с любовию взываем сице:

Икос 1

Ангелом уподобилася еси разумом чистым, познавши Того, Иже есть всего видимаго и невидимаго вечное начало и единый конец желаний всех благочестивых; мы же, восхваляюще мудрое обучение твое от святаго мученика Хрисогона, с любовию вопием ти:

Радуйся, возлюбившая веру Христову; радуйся, последовавшая благочестию матере твоея Фавсты.

Радуйся, соблюдшая чистоту девства твоего; радуйся, всегда невидимо охраняемая Ангелами.

Радуйся, чистотою твоею к Богу приблизившаяся.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видящи святая Анастасия, яко мнози христиане страждут в темницах за Имя и учение Иисус Христово, начат со усердием служити им, утешати же и целити я, содействующу Богу, со благоговением поющи: Аллилуиа.

Икос 2

Уразуме богомудрая Анастасия, яко вся мира сего красная тлению причастна суть, и того ради презревши светлыя одежды и утвари многоценны, тайно оболкшися во одежды нищих, вхождаше в темницы послужити исповедником Христовым; мы же, мысленно споследствующе ей, взываем к ней с любовию:

Радуйся, посетительнице заключенных в темницах; радуйся, утешительнице исповедников Христовых.

Радуйся, злато и сребро твое на них расточившая; радуйся, теми стяжавшая Царствие Небесное.

Радуйся, руце и нозе святых омывавшая и власы их очищавшая; радуйся, подражательнице Христова.

Радуйся, недуги их врачевавшая; радуйся, телеса их честне погребавшая.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3

Силою укрепляема свыше, святая мученице, послужи благочестно святым и посрами ненавистника всякия добродетели диавола, наустившаго рабыню открыти деяния твоя пред мужем неверным; мы же, восхваляюще благотворения твоя, Анастасие, поем вкупе с тобою: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи великую любовь о Господе ко всем, в темницах страждущим за имя Христово, еяже ради множицею биена бывши от невернаго мужа, напоследок в дому его себе темницу обрете; темже мужеству ея дивящеся, вопием к ней:

Радуйся, заповедей Христовых усердная хранительнице: радуйся, не словом точию, но и делом сия исполнившая.

Радуйся, душу свою за други положити готовая; радуйся, многое озлобление за Христа приявшая.

Радуйся. терпением своим адаманту крепкому уподобившаяся.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4

Бурю ярости своея воздвиже на тя нечестивый мучитель муж твой, яко пленницу и рабу вмени тя, святая Анастасие; мы же, воспоминающе озлобления от него и страдания твоя, поем укреплявшему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша блаженная Анастасия, яко много претерпе святый учитель ея Хрисогон за Христа, ему же и последова страданьми своими и тайно восписа ему сице: "Учителю! Чаю умрети и ничтоже ино остается, точию да испустивши дух, паду мертва". Мы же, чудящеся терпению твоему, глаголем сице:

Радуйся, не пощадившая плоти своея честныя; радуйся, желавшая расточити богатство твое Бога ради неимущим.

Радуйся, мудро куплю деющая; радуйся, едино имущая попечение о страждущих во узах.

Радуйся, с усердием им служившая; радуйся, небоязненно входившая в темницы.

Радуйся, невозбранно вшедшая в Чертог Небесный.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5

Яко боготечная звезда явилася еси в римстей стране, великомученице Анастасие, посещающи страждущих за Христа в темницах и сердца их в вере утверждающи, да присно взывают с тобою Спасителю всех Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Виде тя богоносный учитель твой Хрисогон в смущении и волнении мира сего сущу, повеле с пророком взывати тебе: "Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя, уповай на Бога», мы же, поминающе скорбь и печаль твою, яже по Бозе, зовем ти:

Радуйся, возложившая все упование твое на Господа; радуйся, претерпевшая тесноту Царствия ради Небеснаго.

Радуйся, чистотою твоею со Ангелы жити на небесех сподобившаяся; радуйся, скорбьми твоими к Богу приблизившаяся.

Радуйся, сподобльшаяся зрети разумными очесы Господа Вседержителя; радуйся, молитвами твоими избавляющая нас от многих скорбей.

Радуйся, ходатайством твоим свобождающая от искушений.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6

Проповедует весь мир христианский честныя подвиги твоя, великомученице Анастасие, и страдания твоя славит, мученическую кончину твою ублажает и поет Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси паче солнца добродетельми твоими в великом граде Риме, егда исполнися предречение учителя твоего святаго Хрисогона о погибели безбожнаго мужа твоего. Свободна бо сущи, с вящшим усердием начала еси пещися о мученицех Христовых; мы же, взирающе с любовию на деяния твоя, глаголем ти сице:

Радуйся, усердная помощнице страждущим; радуйся, божественными словесы утешавшая друзей Христовых.

Радуйся, наставнице, имевшая велие попечение о трех девах: Агапии, Хионии и Ирине; радуйся, тех на подвиг мученичества укрепившая.

Радуйся, честная тела их на избранном месте положившая; радуйся, ум твой горе имевшая.

Радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавшая; радуйся, огнем любви к Богу всецело возгоревшая.

Радуйся, в крове крил Его небесный покров обретшая; радуйся, мужеством твоим врага спасения до конца низложившая.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7

Хотение святаго Хрисогона, еже умрети за Христа, исполнися Божиим Промыслом; егда же узрела еси честныя мощи своего учителя страстотерпца, любезно их лобызающи, восплакалася еси, из глубины души износящи Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать и силу дарова тебе Господь наш, егда восприяла еси подвиг преходити из града в град, посещающи во узах седящих. Мы же, последующе странствованию твоему, умильно вопием ти:

Радуйся, последовательнице стопам Христовым; радуйся, служительнице многим святым.

Радуйся, отрадо тяжко испытуемых; радуйся, надеждо ненадежных.

Радуйся, златом твоим купующая свободу верным от уз темничных; радуйся, Божественными словесы узы страха разрешающая.

Радуйся, молитвами твоими избавляющая нас уз греховных; радуйся, узорешительнице проименованная.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8

Странствование твое со святою мученицею Феодотиею многим ослабу подаде: болящим дарова исцеление, многим умершим уготова погребение, живым на вящшия подвиги добродетели укрепление; нас же недостойных сподоби, святая, молитвами твоими пети разумно Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся храмина темницы исполнися многим плачем и рыданиями твоими, егда рано притекши в ню по обычаю твоему и ни единаго же обретши от узник, за имя Христово всажденных, вси бо в нощь едину повелением злочестиваго царя смерти преданы быша; мы же, вспоминающе скорбь твою о друзех Божиих, взываем тако:

Радуйся, со усердием поискавшая в темницах рабов Христовых; радуйся, паки обретшая тех в небесных селениих.

Радуйся, вземшая с любовию на рамо свое крест Господень; радуйся, сподобльшаяся всюду зрети разумными очесы Господа Вседержителя.

Радуйся, за любовь твою к ближним велие дерзновение к Богу стяжавшая; радуйся, врачевание больным ниспосылающая.

Радуйся, Божиим велением полумертвых возставляющая; радуйся, чистотою уневестившаяся Христу.

Радуйся, великомученице прославленная.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9

Нечестивии мучителие совет сотвориша на тя, страстотерпице непобедимая, хотяще приклонити тя ко идольскому служению; ты же небоязненно взывала еси к ним: "Раба Христова есмь, и пою Ему день и нощь: Аллилуиа".

Икос 9

Витийствова с тобою начальнейший жрец идольский, хотяй лестию уловити святую душу твою; ты же, познавши всю хитрость вражию, посрамила еси мучителя и пременила вся злая во благая, безтрепетно взирающи на орудия мучительская и на вся муки; мы же, дивящеся мужеству твоему, зовем ти умиленными гласы:

Радуйся, отвергшая вся мира сего красная; радуйся, избравшая прияти различныя муки за Христа.

Радуйся, с любовию на смерть идти возхотевшая; радуйся, и самех мучителей терпением твоим удивившая.

Радуйся, страданиями твоими Церковь Христову украсившая; радуйся, избравшая жизнь вечную - Христа.

Радуйся, жреца идольскаго посрамившая; радуйся, демоны ногама твоима поправшая.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10

Спастися всем хотящим людям споспешествуй молитвами твоими, великомученице, пред Господем и испроси разрешение грехов почитающим страдания твоя, да вопием с тобою: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго возлюби всем сердцем своим святая Анастасия и в темницу ввержена бысть за Сладчайшаго Иисуса, надолзе гладом и жаждею истаявающи и молитвою укрепляющися; темже прославляюще тоя честная страдания, возсылаем к ней пение таковое:

Радуйся, последовательнице страстем Христовым; радуйся, украсившаяся победоносною славою.

Радуйся, земною темницею в Небесный Чертог востекшая; радуйся, тамо с мученики водворившаяся.

Радуйся, молитвою твоею у Престола Божия воспоминающая нас; радуйся, узы греховныя скоро разрешающая.

Радуйся, демоны от человек прогоняющая; радуйся, разбойники на путь правды наставляющая.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, прославляюще твоя за Христа страдания, и молим тя: святая страстотерпице, испроси у милостиваго Господа всем людем здравие, долгоденствие и на враги победу и одоление. Нам же, восхваляющим мучения твоя, подаждь мир и спасение, да поем Богу во веки: Аллилуиа.

Икос 11

Светлым и радостным лицем последовала еси на страдание, уготованное ти от мучителей, еже помышляюще с радостию зовем:

Радуйся, в темнице Иллиристийстей гладом моримая; радуйся, питавшаяся надеждою своею - Христом.

Радуйся, от потопления на мори Божиим смотрением избавльшаяся; радуйся, меж четырех столпов протяженная.

Радуйся, уподобльшаяся распятому на Кресте Сыну Божию; радуйся, жегомая огнем даже до смерти.

Радуйся, Узорешительнице, от уз и плоти разрешившаяся.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12

Благодать свыше ниспосли всем нам, притекающим с любовию к иконе твоей, и испроси у Господа прощение согрешений наших, болящим же и страждущим исцеление, да благодарственно вси вопием дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоего вольнаго мучения за Христа, покланяемся страданию твоему, великомученице досточудная, почитаем святую кончину твою и молим тя, простри твою с небесе помощь и на нас, живущих во тьме страстей и искушений и вопиющих ти:

Радуйся, великомученице святая; радуйся, принесшая тело свое в богоприятную жертву во многообразных мучениих.

Радуйся, горлице, взлетевшая во Иерусалим Вышний; радуйся, чистая и непорочная невесто Христова.

Радуйся, кадильнице духовная, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая; радуйся, сокровищнице исцелений неоскудная.

Радуйся, чаше даров Божиих преизобильная; радуйся, всех благих желаний скорая исполнительнице.

Радуйся, светлый образе жития всем чающим спасения.

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13

О многострадальная и предивная святая великомученице Анастасие! Нынешнее наше малое моление приими от недостойных раб твоих, с любовию приносимое тебе, и испроси нам у Христа Бога греховных уз разрешение, да избавимся молитвами твоими гнева Божия и вечнаго осуждения, и да удостоимся в Небесном Царствии купно с тобою во веки пети Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелом уподобилася еси…» и 1-й кондак «Избранней угоднице Христовой…».

Молитва

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Житие святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Бывает, живем мы – ничего особенно плохого не происходит, но и хорошее не часто радует, что-то получается, а что-то ну никак. Где-то услышим, что кто-то обращается к святым угодникам с молитвой и всё меняется, а у нас почему-то не так. Почему нам не помогают святые? – думаем мы. Да потому, что не просим. А если и попросим – то между прочим, наспех, скороговоркой, без особой надежды. И лишь серьёзные жизненные испытания способны пробудить в нашем застывшем сердце горячую молитву – и время находится, и усердие, и силы. И чем серьёзнее испытания, тем способнее мы к молитвенным наукам.

Тюрьма – испытание, куда уж серьёзнее. И неудивительно, что тюремные храмы – явление нынче уже привычное. Молятся, просят исцеления заблудшие души... Тюремные храмы часто строят во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Удивительного здесь ничего нет. Именно она, Анастасия Узорешительница, очень давно, ещё в первые годы христианства, взяла на себя подвиг помогать узникам, томящимся в заключении.

Святая Анастасия родилась в прекрасном городе Риме. Отец её, по имени Претекстат, был сенатором и исповедовал эллинскую языческую веру. А мать её, именем Фавста, была христианкой. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа и впоследствии стал мучеником. От этого святого мужа Анастасия научилась не только грамоте; она научилась также Закону Божию. Она полюбила читать христианские книги, поучаясь в законе Господнем, день и ночь утверждая свое сердце в любви к Богу.

Между тем умерла блаженная мать Анастасии, Фавста. Отец же святой Анастасии против её желания выдал её за некоего Помплия, сенатора и язычника.

Но Бог, к Которому возносились рыдания несчастной девицы, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил её. Анастасия притворилась, что у неё постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу, - и так осталась непорочной девою.

Часто, переодевшись нищенкой, Анастасия выходила из дому, обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, отирала кровь их, обвязывала раны, подавала каждому пищу и питье. В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому, и не скрылось это от её мужа.

Жестоко избив Анастасию, он заключил ее в отдельной комнате, приставив стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителю её святому Хрисогону, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая сама в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя.

Особенно стал притеснять Анастасию муж, когда умер отец её Претекстат; все значительное имение Претекстата перешло к Анастасии, как к единственной дочери. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за её несогласие быть для него женой, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все её имение и жить с другой женою. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма её, тайно написанного ею Хрисогонy: «…Меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, муж томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою... Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым...».

На это письмо пришел такой ответ: «Хрисогон-Анастасии. Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние и чтобы в радости люди не предавались самомнению… Близко время гибели тех, которые не думают прийти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу».

Этим письмом святой Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа её Помплия. И действительно, он вскоре был отправлен в Персию послом. Во время этого путешествия во время бури Помплий утонул в море.

Святая же Анастасия, сохранив свое девство, получила свободу и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их, благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа.

В то время в Римской империи был правителем император Диоклетиан. При нем в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Император Диоклетиан направлял все силы на то, чтобы ни одному христианину не удалось уйти из его рук. Ему донесли, что темницы в Риме наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отказываются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям.

Император приказал казнить всех христиан, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, император начал сначала беседовать с ним, увещевая его отречься от Христа. "Прими, Хрисогон, мой добрый совет, - говорил властитель, - присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима".

Святой отвечал на это: "Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ, который говорить о них: "Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак". Таких свободных речей Хрисогона император слышать не мог и велел отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилища одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома.

Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила плененным христианам, доставляла им на свои средства пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, часто выкупала узников. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим она многим разрешила узы.

Не гнушалась она на руках носить тех, которые не могли владеть ни руками, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, - и сама кормила и поила их, обчищала гной, обвязывала раны. И в том только была её радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова.

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. После смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы, любила ее, как верную рабу Христову.

С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и вдова была схвачена и приведена к императору на допрос. Некий царедворец Левкадий, прельстился её красотой. Он просил не убивать Феодотию, а отдать ему, чтобы он мог на ней жениться. Император согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только не делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою.

Однако Левкадию нужно было сопровождать императора, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же все это время служила вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых.

И вот Диоклетиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел ночью умертвить всех заключенных, чтобы темницы могли вместить других христиан.

Придя наутро в одну из темниц и не найдя никого из страдальцев, Анастасия заплакала. Когда находившиеся там воины спросили ее, почему она так плачет, она отвечала: "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь не знаю, где находятся". Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору.

Тот спросил ее: "Ты христианка?" Святая Анастасия отвечала: “Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно”.

Тогда Флор стал расспрашивать Анастасию об её происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: “Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?” Святая отвечала ему: “Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом”. Флор сказал на это: “Где тот Христос, Которого ты исповедуешь?” Анастасия отвечала: “Нет места, в котором бы не было Христа. Он на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними”. Флор спросил: “Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их”. Святая отвечала: “Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они”.

Поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император. Диоклетиан знал родителей Анастасии и мужа её. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и стал расспрашивать об её состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов: «Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?». Святая мужественно отвечала: «Если б у меня оставалось еще что-нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу».

Видя, как святая свободно говорит, император потерял надежду одолеть ее словами и получить что-нибудь из богатств её, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ее к областеначальнику, сказав при этом: «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной».

Областеначальник встретил святую Анастасию ласковыми словами: «Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убит как злодей». Анастасия отвечала: «И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от бесчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих».

Услышав такие слова областеначальник с яростью воскликнул: «Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке». Тогда святая с усмешкой ответила: «Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая-нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец, кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается». Прерывая речь святой, судья сказал: «Божественный царь наш повелел тебе, отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертью».

Святая отвечала, что умереть за Христа не значит погибнуть, но войти в жизнь вечную.

Увидев, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолийскому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее и, если после неё останется какое имущество, взял бы его в Капитолий. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов. Ульшан с честью привел ее к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестью, чем угрозами.

После долгих ласковых уговоров он предпринял хитрый, на его взгляд, ход: предложил на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой мечи; здесь - золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там - железные раскаленные одры, наполненные горящими углями; здесь - разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы и вериги. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что тешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы.

Когда сказали святой: “Выбери себе с обеих сторон то, что хочешь”,- она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: «Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели». Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу».

Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменит свое желание, дал ей три дня на размышление. Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия тверда в исповедании веры, осудил ее на муки. Но сначала этот безумец, уязвленный её красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи, пока не умер.

Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободной. Она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре после того возвратился и Левкадий. Он опять принялся за старое и по-прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям – поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для неё брак.

Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ничего не получается по причине пребывания здесь Анастасии, злодей воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с детьми послал связанной к проконсулу Никитию, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то он стал грозить ей муками.

На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал: «Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе бессмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной». Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание.

После этого истязания Феодотию отдали одному бесстыдному человеку, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к целомудренной paбе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле неё светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен.

Это чудо ясно видел и проконсул; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных, он обезумел еще больше, приписывая это колдовству. Он велел разжечь печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия и ее чада стали жертвою, благоприятною Богу: они скончалась в огне.

В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго правителя. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: «Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу».

Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: «В Евангелие есть слово Господа моего: продай имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небесах (Мф.19.21). Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько нерассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное».

Разгневался правитель на эти слова и в ярости повелел заключить святую в темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею – Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно её сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженной, о многом расспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее: «Как ты приходишь ко мне по смерти?» Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли они могли приходить к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода и остается здоровой и светлой лицом, правитель заподозрил стражей в том, что они доставляли ей пищу.

Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу.

По истечении других тридцати дней Анастасию вывели из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудили ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различные злодеяния. Всех их решили потопить в море.

Среди приговоренных был один благочестивый муж Евтихиан; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу.

И когда корабль уже должен был погрузиться в воду, внезапно находящиеся на нем люди увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан, Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову.

Выйдя на берег невредимыми, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать.

Анастасию опять схватили и приказали растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе.

Тело её, неповрежденное огнем, было выпрошено одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике.

Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, Аполлинария воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь.

Узорешительница – слово редкое и красивое. Есть в нём какая-то тишина, неприметность – обязательные условия христианского подвига. Святая Анастасия и жила так: раздавала милостыню бедным; скрываясь от чужих глаз, навещала узников; тихим, но твёрдым словом укрепляла их дух; по-христиански погребала останки казнённых мучеников. Происходило это 1700 лет назад. Память Анастасии Узорешительницы празднуется 22 декабря (4 января по н.ст.). «Испроси нам оставления согрешений наших», – просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и – надежду.

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий самые страшные раны. Узорешительница – значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей, маловерия.

Святую мученицу Анастасию называют «Узорешительницей», поскольку ей от Господа подана сила излечивать телесные и духовные болезни. Её предстательством разрешаются узы неправедно осужденных, подаётся утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Как повествует преподобный Андрей Юродивый, при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями.

Частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России – в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Известно, что летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в рамках миссии «Святая Анастасия - надежда на мир» побывали в космосе две иконы Анастасии Узорешительницы.

Тихо, смиренно, но мужественно и стойко прожила святая Анастасия короткую, как утренняя заря, жизнь... Но вот уже 1700 лет перед её иконой горят свечи, читаются акафисты, служатся молебны. Её житие входит в нашу жизнь примером служения Богу и ближнему. Как хорошо, что есть святые, которых мы можем попросить о сокровенном и перед иконой которых мы не стыдимся собственных слёз.

Молитва

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершавши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим, во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклитиане. Отец ее был язычником, мать – тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство.

Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.

Диоклитиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Святая Анастасия издали следовала за своим учителем.

Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии, Хионии и Ирины – юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их.

Исполнив завещанное учителем, святая начала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы, так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова.

Однажды она познакомилась с благочестивой молодой вдовой Феодотией и нашла в ней верную помощницу. Вскоре обе подверглись гонению. Святую Анастасию схватили, когда она находилась в Иллирии. После того, как по приказу Диоклитиана в течение одной ночи были уничтожены все узники-христиане, святая Анастасия пришла в одну из темниц и, не найдя там никого, стала громко рыдать. Тюремщики поняли, что она христианка, и отвели ее к правителю области, который пытался склонить святую к отречению от Христа, угрожая муками, а затем передал ее в руки Капитолийского жреца Ульпиана. Лукавый жрец предложил святой Анастасии выбор между роскошью, богатством и тяжкими страданиями, положив перед ней с одной стороны золото, драгоценные камни и одежды, а с другой – страшные орудия пыток. Языческое коварство было посрамлено невестой Христовой – святая Анастасия отвергла богатство и выбрала орудия пыток. Но Господь продлил путь земного подвига святой. Уязвленный красотой Анастасии, жрец решил осквернить ее чистоту, однако при первом стремлении прикоснуться к ней внезапно ослеп. Обезумев от боли, бросился он бежать к языческому храму, взывая к идолам о помощи, но по дороге упал и умер. Святая Анастасия вышла на свободу и вместе с Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. В скором времени святая Феодотия и три ее сына приняли мученическую смерть. Ее старший сын Евод смело держал себя перед судьей и кротко перенес побои. После долгих пыток их всех бросили в раскаленную печь.

Святая Анастасия была схвачена вторично и приговорена к голодной смерти. Она провела в темнице без пищи 60 дней. К мученице каждую ночь являлась святая Феодотия и укрепляла ее. Увидев, что голод не причинил святой Анастасии никакого вреда, судья приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Среди этих людей был и гонимый за христианскую веру Евтихиан.

Когда корабль вышел в открытое море, воины просверлили в нем отверстия, а сами пересели в лодку. Узникам явилась святая Феодотия и повела корабль к берегу. Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и были крещены святыми Анастасией и Евтихианом. Вскоре все они были схвачены и отданы на мученическую смерть. Святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от Святой Горы Афон монастырь святой Анастасии Узорешительницы.

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница

Тропарь, глас 4

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.