Ты откуда облако из страны. Смешной случай из жизни

Картотека по игротерапии

Подготовил: Шувалова И.Л.

ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

1. Игра «Утята»

Правая ладонь движется волнообразно справа налево и «исчезает» под мышкой и «выплывает» обратно. Пальцы правой руки обозначают утят - сначала их 5, затем 4, 3, 2, 1. Когда все утята спрятались, то песенка поётся без дви-жения. Мама и папа - это левая рука и ладонь, изогнутая, как голова утки. Клюв (большой палец) открывается во время речи утки.

Пятеро утят плыли ясным днём,

Мама говорит: «Кря-кря-кря-кря!»

Вот они исчезли за островком.

Но только четыре возвращаются назад!

Не плывут утята ясным днём,

И никто не скрылся за островком.

Папа говорит: «Кря-кря-кря-кря!» Пятеро утят возвращаются назад!

  1. 2.Игра «Прятки»

Используется для успокоения. Чередуются моменты бодрствования и покоя, когда глаза закрываются ладоня-ми на текст «сыграем в прятки». Остальные жесты ил-люстрируют текст стихотворения.

Сыграем в прятки, - сказала луна,

С неба скатившись в лес.

Сыграем в прятки, - сказал ветерок

И за холмом исчез.

Сыграем в прятки, - увидев звезду,

Сказали ей облака.

Сыграем в прятки, - сказала волна

Причалу у маяка.

Сыграем в прятки, - сказали часы,

Тик-так, динь-динь, диги-дон.

Сыграем в прятки, - сказал я себе

И погрузился в сон.

(Уолтер де ла Мэр, перевод В. Лунина)

А утром глазки проснулись

И увидели мир вокруг,

А утром ушки проснулись

  1. 3. Игра «День и ночь»

Используется для успокоения и концентрации внимания. Чередуются жесты рук снизу вверх (бодрость) и сверху вниз (успокоение).

Солнышко восходит,

Солнышко заходит.

Месяц восходит,

Месяц заходит. Звёздочки сияют, Звёзды засыпают. А ребятки встали, «Здравствуйте!» - сказали.

Завершение стихотворения - активное чередование от-крытого жеста (А) и жеста закрытия (Е). Можно использо-вать прыжки.

  1. 4.Игра «Я вижу мир - мир видит меня»

Чередование открытого жеста и жеста, направленно-го к себе (Е), - обращение к окружающему миру и внутрен-нему миру человека.

Я вижу солнце -

Солнце видит меня.

Я вижу звёзды

Звёзды видят меня.

Я вижу травы -

Травы видят меня.

Я вижу людей -

5.Игра «Успокоение»

Жесты строятся по принципу, аналогичному предыду-щей игре.

Ты откуда, облако?

Из страны дождей!

Ты откуда, речка?

Я сестра морей!

Ты откуда, ветер?

Из степной страны!

Ты откуда, речка?

Я из тишины.

(В. Степанов)

6. Дружеское приветствие

Руки через стороны поднимаются вверх над головой и формируют округлый жест - солнышко. Пальцы рук сце-пить, средние просунуть вниз - это язычок колокольчика, пальцы ритмично постукивают друг по другу. Руки слегка покачиваются из стороны в сторону. Затем свободным открытым жестом опускаются вниз.

Утром солнышко взойдёт,

Колокольчик свой возьмёт.

Колокольчиком звенит,

И Маша здесь, И Саша здесь...

2. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

1. «Бабочка»

Пальчиковая игра для старших дошкольников. Кисти рук сложить тыльной стороной друг к другу, сцепить мизин-цы, безымянные, средние и указательные пальцы. Вывер-нуть «наизнанку», перемещая сцепленные кисти рук вниз и к груди - образовался «кокон», внутри которого «живёт гусеница» - большой палец. Будим «гусеницу» большим пальцем другой руки. Затем обратным движением кисти расцепляются и превращаются в бабочку - ладони стано-вятся крыльями бабочки.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму,

Но она промчалась мимо:

Март, апрель, капель, весна!

Просыпайся, не до сна! Крылышки ты расправляй. Бабочкой теперь летай.

(В. Егоров)

  1. 2.«Дождик»

Указательный палец имитирует падение капли, а ладонь - это лист дерева. Капля скатывается по листу. Индюки и куры - соединить большой и указательный пальцы, а ос-тальные три растопырить как хвост. Головку мака изоб-ражаем сложенными ладонями, покачиваем ими.

Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли, Умывая чисто

На деревьях листья. Индюки и куры Недовольны, хмуры, И, присев на землю, Под скамейкой дремлют.

Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли. Весело кивает

В огороде мак, Будто отвечает: «Так, так, так!»

(В. Бардадыш)

  1. 3.«Первые птицы»

Движение ладоней около земли, затем над голо&ой. За тем соединить большой и средний пальцы - это ттицы, они «летают» высоко и щебечут.

У земли пока что грязно, У земли пока что мокро, А у неба всё прекрасно, У него уже просохло! И уж гости были днём, И уж песни пели в нём!

4. «Сороконожки»

Сороконожки - это пальцы обеих рук, и они двигаются по коленкам навстречу друг другу.

Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, Еле-еле их разняли.

(М. Пинская)

5.«Паучок»

Соединить большой палец правой руки и указательный левой, а также большой палец левой руки и указательный правой. Крутящимся движением менять пальцы, постепен-но поднимая руки вверх. Мотылёк- скрещенные ладони рук.

Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка так тонка, Крепко держит мотылька. Паутинка рвётся, Мотылёк смеётся!

(М. Пинская)

  1. «Рыбки»

Вирли-Тирли - это указательный палец правой руки, ТирЛи-Вирли - левой. Вирли-Тирли «плавает» сначала волно-образно вверх и вниз, а затем импульсивно вперёд. А Вирли-Вирли наоборот.

В ручейке весёлом жили

Две маленькие рыбки золотые.

Одну звали Вирли-Тирли, а другую Тирли-Вирли.

И так они были похожи друг на друга,

Что когда видели Вирли-Тирли,

То думали, что это Тирли-Вирли. А когда видели Тирли-Вирли, То думали, что это Вирли-Тирли. Вот они такие Рыбки золотые!

  1. ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ
  1. «Море волнуется раз»

Один ребёнок импровизирует на ксилофоне, остальные дети движутся свободно в пространстве помещения, как волны в море:

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется - три -

Морская фигура, на месте замри!

Ребёнок заканчивает музыкальную импровизацию и вы-бирает самую красивую фигуру. Новый импровизатор са-дится за музыкальный инструмент.

  1. Музыкально-двигательная импровизация «В лесу»

Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на кси-лофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги - это корни, руки - ветви, тело - ствол дерева:

В лесу деревья стоят,

Корнями в землю упираются,

К небу веточками своими тянутся.

А между ними ветерок летает,

Три или четыре ребёнка становятся ветерками и дви-жутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем дру-гая группа становится ветерком. Чтобы сменить позу стоящих детей, можно использовать прыжки:

В лесу деревья стоят,

Подрастают.

Прыжок с топаньем, чтобы почувствовать стопы.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

Можно использовать разные образы для движения - сне-жинки, лисички или зайчики, птицы, осенние листочки.

  1. Музыкально-двигательная импровизация

«На полянке»

Строится аналогично предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплоща-ются в цветы, их руки - лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.

  1. Музыкально-двигательная импровизация

«Ручеёк»

Строится аналогично предыдущей. Дети сидят на полу - они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети - это весёлый ручеёк.

  1. Музыкально-двигательная пространственнаяимпровизация «Ветер»

Движение группы детей осуществляется сначала по кру-гу, а затем дети следуют за педагогом по форме восьмёр-ки (лемнискаты). Форма лемнискаты представляет собой одну из самых гармоничных пространственных форм и широ-ко используется в двигательной терапии. Можно обозначить середины обоих петель лемнискаты. Например, это будут скалы, двое детей будут стоять уверенно и неподвижно (мож-но выбрать детей с гиперактивным поведением).

6. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Цветы»

Форма движения групп детей, превратившихся в пчёлок, вокруг статично расположенной группы детей, ставших цветами, представляет собой плавную кривую. Дети рас-полагаются по группам в пространстве комнаты, образуя четырёхугольник и его центр (цветы). По очереди каждая группа облетает вокруг цветов и возвращается на своё место. В центре могут находиться дети с трудностями в социальном общении (дети с аутичным поведением).

7. Игра «Кругооборот года»

Дети сидят в кругу на корточках, движение начинается снизу вверх - пробуждение, затем сверху вниз - засыпание. Движения олицетворяют сезонные процессы природы, рит-мическое повторение кругооборота года. (Стихотворение создано автором для иллюстрации прохождения Солнца по Зодиакальному кругу. Каждая строка - один знак, начиная с созвездия Козерога.)

В глубокий сон погружена, В предчувствии затаена... Просыпается весной, Одевается травой, Расцветает летом, Солнышком согрета. Из сияющей дали Льётся свет к рукам Земли. Соберёт с полей колосья, Осенью наряды сбросит, А зимою спит Земля, В снег укутаны поля...

4. СЧИТАЛКИ

1. Атмосфера доброты

Используется накануне Рождества. На каждое четверо-стишие один ребёнок выходит из круга.

Всех морей и речек,

Коней и овечек

Мне сынок дороже,

Родной человечек.

Камушек и палку,

Розу и фиалку -

Всё отдам - не жалко

Этому малышке.

Козочку во хлеве,

Корочку на хлебе,

Звёздочку на небе

Этому малышке.

Тёплые одёжки.

Башмаки на ножки,

Вкусные лепёшки

Этому малышке.

Крякали утята,

Ржали жеребята,

Пели соловьята

Этому малышке.

Добренькие глазки,

Новенькие сказки,

Песенки и ласки

Этому малышке.

(Г. Лагздынь)

2. Весёлое настроение

Можно использовать на Масленицу.

Голубь, гусь и галка -

  1. Весёлое осеннее настроение

Катилось яблоко по огороду

И упало прямо в воду - Бульк!

  1. Аллитерация со звуком «Б»

Звук «Б» создаёт оболочку, чувство защищённости.

Беленький барашек

Белей белых кашек,

Белей беленькой луны,

Белей замарашек.

(Г. Лагздынь)

  1. Светлое пасхальное настроение

Птичка-чечевичка,

Покажи яичко!

Голубое в точечку,

  1. Считалки-загадки

Солнце печёт,

Липа цветёт,

День прибывает.

Когда это бывает?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

7. Зимняя считалка

Ребёнок выходит из круга кружась, как снег.

Пух да пух, пух да пух,

Сугробик там, сугробик тут! Ух!

Стихи

о лете

для средней группы

«Все зима...»

Все зима...

А где же лето ?

Звери, птицы!

Жду ответа!

Лето, -

Ласточка считает, -

Очень скоро прилетает.

В гости к бабушке

К бабушке Ульяне

На коне Буяне

По полям колхозным

Едет наша Таня.

До свиданья, город,

до свиданья, поезд!

А навстречу - речка,

будто синий пояс.

Над водою мостик -

узкая дощечка.

Но коню Буяну по колено речка.

Вброд идет он смело

и телегу тянет,

Будто в лодке едет

маленькая Таня.

Весело и тряско

ехать ей в телеге!

Вот бежит навстречу

жеребенок пегий.

Ребятишки смотрят,

встав на низкий мостик, -

Может, к ним в деревню

Таня едет в гости?

К бабушке Ульяне

На коне Буяне

Улицей колхозной

Едет наша Таня.

Машут ей ветвями

яблоньки из сада.

Бабушка Ульяна

будет внучке рада.

Ромашка

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

Лето

Что ты мне подаришь, лето ?

Много солнечного света!

В небе радугу-дугу!

И ромашки на лугу!

Что еще подаришь мне?

Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клены и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы, выйдя на опушку,

Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ

Нагадала много лет !

«Летний вечер тих и ясен...»

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

Веселое лето

Наконец спешит к нам в дом.

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Было целый год со мной!

ИЮНЬ

Солнце в небе светит ярко,

Но в густой тени не жарко.

Тут и там поют птенцы -

Леса новые жильцы.

В. Степанова.

ИЮЛЬ

В золотых цветах опушка,

Пчёлы водят хоровод.

В камышах кричит лягушка:

Из-за речки дождь идёт.

В. Степанова.

АВГУСТ

До утра в лесу тепло

От смолистых сосен.

Белка гриб несёт в дупло...

Наступает осень.

В. Степанова.

СОЛОМЕННОЕ ЛЕТО

Соломенное лето ,

Соломенный песок.

Соломенная шляпа

Сползает на висок.

Соломенные дали,

Соломенные дни.

Соломенные кони

На солнышке видны.

Соломенное небо,

Соломенный шалаш.

Соломинкой рисую,

Забыв про карандаш.

В. Степанова.

ГЛУПОЕ ПУГАЛО

С неба дождик моросит,

В листьях сада шелестит.

Мокнет сад-огород,

Мокнет мяч у ворот.

Что ты, пугало, стоишь,

Что ты, глупое, грустишь?

Раз - рука,

Два - рука,

Разгони-ка облака!

На одной ноге привстань -

С неба радугу достань.

В. Степанова.

В ГОРОДЕ ТРАВ

На каждой травинке

Висит по росинке.

На каждой росинке -

По капле зари.

Цветные горят

На траве фонари.

В лугах фонари

Зажигаются летом

Не вечером поздно,

А утром, с рассветом.

Не страшно букашкам

И весело мошкам

Скакать по овражкам,

Бежать по дорожкам.

В. Степанова.

ВЕСЁЛЫЙ ДРУГ

Смеётся луг, хохочет луг

Весёлыми цветами.

И за моря, и за леса

Разносятся ветрами.

Смеётся он весь день до слёз

До звонких слёз -

Вечерних рос.

В. Степанова.

КОНИ НА ЛАДОНИ

Я нагнулся над рекой,

Зачерпнул воды рукой,

Вдруг смотрю, а по ладони

Беспокойно мчатся кони.

Дышат белые бока...

До чего же быстро гонит

Ветер в небе облака.

* * *

Полем ветер пролетел -

Колокольчик зазвенел.

Не пойму - откуда он,

Раздаётся в поле звон?

Проглядел я все глаза:

В поле ветер да коза.

В. Степанова.

ОБЛАКО

Ax, какое облако,

Облако глубокое,

Белое да лёгкое

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далёкое -

Не достать рукой.

Проплывёт и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой.

В. Степанова.

ЛОПУШИНАЯ УЛИЦА

Лопушиная улица,

Полутень, полусон.

Лопушиные жители

Смотрят с разных сторон.

Лопоухо лопочут,

Лопушком лопушат,

Никому не мешают,

Никуда не спешат.

Лопоухо живётся

Лопухам в лопушне,

И не надо о джунглях

Им рассказывать мне.

Пусть они не узнают

У родных берегов,

Что немного похожи

На далёких слонов.

В. Степанова.

ВЕТЕР

Убежал куда-то ветер,

Летний ветер в ранний час.

А когда спустился вечер,

Он вернулся, обнял нас.

И запахло мятой,

Мятою немятой.

В. Степанова.

В ГОСТЯХ

Я у бабушки в деревне,

Где бушуют лопухи,

Птицы скачут по деревьям,

Распевают петухи.

Ходят взрослые и дети

По дорожкам босиком,

Подпоясывает ветер

Нас воздушным пояском.

Из бревенчатых колодцев

С журавлями на весу

Достают хозяйки солнце,

Вдоль по улице несут.

Начались в лугах покосы,

И, как будто невзначай,

В полосатых майках осы

Прилетают к нам на чай...

Хочешь - нет ли -

А встречай!

В. Степанова.

ТЫ ОТКУДА, ПРЕСНЯ?

Ты откуда, облако?

Из страны дождей.

Ты откуда, речка?

Я - сестра морей.

Ты откуда, ветер?

Из степной страны.

Ты откуда, песня?

Я из тишины.

В. Степанова.

НЕНАСТЬЕ

Нелётная погода,

Капелей бубенцы.

Сидят и ждут полёта

Притихшие скворцы.

Сидят и ждут просвета

На небе дождевом.

Качается на ветках

Их дом-аэродром.

В. Степанова.

ОБЛАКА ИЗ МОЛОКА

На деревню свысока

Опускались облака.

Опускались не спеша,

Белой пеною шурша.

Опустились, а потом

Напоили молоком

Всех коров!

В. Степанова.

Почему лето короткое

Почему для всех ребят

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

С утра на лужайку

С утра на лужайку

Бегу я с мячом,

Бегу, распеваю

Не знаю, о чем...

А мячик, как солнце,

Горит надо мной,

Потом повернется

Другой стороной

И станет зеленым,

Как травка весной.

Жара

Среди двора стоит Жара,

Стоит и жарится с утра.

Залезешь в глубину двора -

И в глубине стоит Жара.

Жаре давно уйти пора,

Но всем назло стоит Жара.

Сегодня, завтра и вчера

Везде Жара, Жара, Жара...

Ну неужели ей не лень

Стоять на солнце целый день?

Лето

По тропиночке идет

Золотое лето .

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

Утро

Застегнут луг на все росинки.

Неслышно к ним пробрался луч,

Собрал росинки в паутинку

И спрятал где-то между туч.

Туман

Побелил туман

Березки

И ромашки побелил.

Утром

Лег на берег плоский,

Видно выбился из сил.

За ночь отдохнул

От дел

И куда-то улетел!

Смелый ручей

Он по равнине мчался...

И вдруг...

Обрыв...

Сорвался...

Но он звенит, поет:

Я рад,

что превратился в

во-

до-

пад!

Хороший день

До чего хорош денек:

Веет легкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни тужурки,

Ни калош...

До чего денек хорош!

Улитки

Где вы прячетесь, улитки?

В мокрых травах у калитки.

Утром пьем росу из флоксов,

В полдень дремлем у колодца,

Вечером, когда не жарко,

Расползаемся по парку.

Под березами без спешки

Объедаем сыроежки.

* * *

Пчелка золотая сладенький медок

Собрала, летая , в глиняный горшок.

Собрала, летая по полям, лугам,

Устали не зная, дар бесценный нам.

Собрала, не скрою, летнее тепло,

Чтоб оно зимою нас согреть могло.


Август

Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзинки собирает

Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

Как мы проводили время

Мы гуляли, загорали,

Возле озера играли.

На скамейку сели,

Две котлеты съели.

Лягушонка принесли

И немного подросли.

Лето

Если дует ветер

Теплый, хоть и с севера,

Если луг - в ромашках

И комочках клевера,

Бабочки и пчелы

Над цветами кружатся,

И осколком неба

Голубеет лужица,

И ребячья кожица

Словно шоколадка...

Если от клубники

Заалела грядка -

Верная примета:

Наступило лето

Ромашка

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке -

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Лето

Что ты мне подаришь, лето ?

Много солнечного света!

В небе радугу-дугу!

И ромашки на лугу!

Что еще подаришь мне?

Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клены и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы, выйдя на опушку,

Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ

Нагадала много лет !

Стихи

про лето

для детей старшей группы

Утренняя песенка

С добрым утром! Будет спать!

Видишь: встало солнце...

И тебе пора вставать!

Погляди в оконце:

Умываются цветы

Светлою росою...

Как цветочки, так и ты

Освежись водою!

Видишь, пчелка тянет сок

Из медовой кашки...

Ты ж напейся, мой сынок,

Молочка из чашки!

Вон оделся весь листвой

Сад наш, зеленея...

Ты оденься, мальчик мой,

Также поскорее!..

И беги, беги, играй

На свободной воле,

И расти, и расцветай,

Как цветочек в поле!

«Лето красное; росы студеные...»

Ручеек

Ручеек, ручеек,

Ты, как ниточка, идешь.

Под тобой блестит песок.

Весел ты, хоть неглубок.

Ручеек, ручеек,

Ты уходишь и поешь.

Вьются пчелки меж стеблей,

Прогудит мохнатый шмель.

Ты бежишь скорей, скорей.

Вдруг неволя средь камней -

Вспенясь звонче, веселей,

Зажурчишь ты: «Мель, мель, мель!»

Неширок ты, ручеек,

Неглубок ты, ну так что ж!

Ручеек, ручеек,

Ты бежишь и ты поешь!

Днем какие были

Звуки у реки!

Громко воду пили,

Чавкая, быки.

Шел удильщик важно,

Звякая ведром,

И гудел протяжно

Груженый паром.

А еще мальчишки,

Словно три стрижа,

С деревянной вышки

Прыгали, визжа.

Вечер наступает.

Гаснут облака.

Молча отдыхает

Сильная река.

Лишь плеснется щука -

И опять ни звука.

Зеленые кони

На синюю речку

Вечерней порою

Зеленые кони

Пришли к водопою.

Склонились они

Над прохладной

Водицей

И долгие годы

Не могут напиться.

Им хочется

В чистое поле

Умчаться,

Да только нельзя

От воды оторваться

Им хочется вихрем

Лететь по дороге,

Да в землю вросли

Непослушные ноги...

Зеленые кони -

Плакучие ивы,

Склонились над речкой

Зеленые гривы.

* * *

Ясно утро. Тихо веет

Теплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймленное кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывет;

Вот один взмахнул лениво

Крыльями - и вдруг

Влага брызнула игриво

Жемчугом вокруг.

Цветок

Над уснувшей нивой дышит

легкий ветерок;

Он ласкает, он колышет

полевой цветок.

И цветок от ласки нежной

ветерка дрожит,

И глубокий, безмятежный

Отдохнуть цветку отрадно

в тишине ночной:

Днем его палил нещадно

душный летний зной.

Беспокоили козявки,

шумно копошась;

А теперь, к душистой травке

венчиком склонясь,

Он заснул. Горит звездами

синий свод небес ,

За уснувшими полями

тихо дремлет лес;

Спят и травка, и былинка

и от ветерка,

Чуть блестя, дрожит росинка

в чашечке цветка.

Уморилась

Солнце желтым косяком

Улеглось на лавке.

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду

Квакала лягушка,

Я слыхала, как в саду

Плакала кукушка.

Я видала гусака

У цветочной грядки.

Он большого червяка

Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья -

Вот певун хороший!

Я видала муравья

Под тяжелой ношей.

Я такому силачу

Два часа дивилась...

А теперь я спать хочу,

Ну вас, уморилась...

* * *

Дедушка Туман

Лес - в карман,

Поля - в карман

Спрятал дедушка Туман.

Спрятал копны, и стога,

И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман

Спрятал дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

За рекою в гору лез -

Потерял поля и лес.

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

У высокого кургана,

Где дремал

Костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

К.Бальмонт

РОСИНКА

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я,

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни?

И.Бунин

Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд

Отражая свои берега.

И. Суриков

ЯРКО СОЛНЦЕ СВЕТИТ...

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём...

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Братья-месяцы

Братья-месяцы дружили,

В гости летом приходили.

Приносил с собою брат

То, чем был всегда богат:

Нёс янтарный виноград.

(Елена Эрато)

Жаркая пора

Лето - жаркая пора,

Светит солнышко с утра,

Даже если дождь пойдёт -

Вокруг сияет всё, поёт.

Летом - синяя река

И плывут в ней облака,

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

(Елена Эрато)

Грибной дождик

Летний дождик в тучке жил,

И со всеми он дружил.

Заглянул с утра он в сад -

И ему там каждый рад,

Поспешил когда он в лес -

Там полным-полно чудес:

Поднимаются листочки -

Из-под них видны грибочки.

(Елена Эрато)

Лето

Лето - это солнца луч,

Тёплый дождик из-под туч,

Лето - яркие цветы

Необычной красоты,

Лето - тёплая река,

Стайкой в небе облака.

Лето! лето к нам идёт!

Всё ликует и поёт.

(Елена Эрато)

Летний день

Как хорош он, летний день,

Весело играет тень,

В саду бабочка порхает,

Зяблик что-то напевает,

У куста цветущих роз

Стайка пляшущих стрекоз,

И жужжит весь день пчела -

Мёд душистый принесла.

(Елена Эрато)

Тропинка

Летом солнышко смеётся,

И тропинка змейкой вьётся,

В гости лес всех приглашает,

Ягодами угощает.

По тропинке в лес пойдёшь -

Много ягод наберёшь.

Далеко бежит тропинка,

Ягод полная корзинка.

(Елена Эрато)

Круглый год. Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

(Самуил Маршак)

Летний ливень

Летний ливень лyжи налил -

Целые моpя!

Дача встала y пpичала,

Бpосив якоpя.

Только мой коpабль отважный

Боpется с волной,

И неважно, что бyмажный

Паpyс надо мной.

(Ирина Токмакова)

Приезжайте в гости к нам

Приезжайте в гости к нам

За город, на дачу.

Чудеса покажем вам

Мы с сестрёнкой Дашей:

Как у нас растёт лучок

И цветёт картошка,

Как танцует червячок

На моей ладошке.

(Валентина Минькова)

Лето

По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

(Николай Зидоров)

Хороший день

До чего хорош денёк:

Веет лёгкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо

Ни сапог,

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни тужурки,

Ни калош...

До чего денёк хорош!

(А.Шибаев)

Летняя песенка

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

(Т Белозёров)

В мире великом

Много чудес:

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зеленой и ягодой дикой?

Блеск изумруда

Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков -

Разве не чудо?

(Г.Галина)

Подсолнух

Днём подсолнух в огороде

улыбается погоде.

По орбите круговой

вертит рыжей головой.

-Я, -хвалился он пырею, -

вместе с Солнцем землю грею!

(М. Пронько)

В знойный день

В поле солнечно и тихо

Сушит землю знойный день.

Призадумалась гречиха,

Свесил голову ячмень.

И не видят, что над бором

Туча вздыбилась горой,

Что печаль их скоро-скоро

Дождь развеет озорной.

(Г.Ладонщиков)

Нарядное лето

Нынче солнце в кружевной рубашке

Белоснежных тонких облаков,

В кружевах поляна из ромашек,

И земля похожа на альков.

Торжествует летняя природа,

В разноцветных шествуя нарядах,

Дарит нам хорошую погоду

За долготерпение награду.

(Л. Кузьминская)

Отчего так много света?

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день.

Ну, а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче.

(И. Мазнин)

Пусть гремит сильнее гром,

Молния сверкает.

Говорят, что под дождём

Вырасту большая…

Но на улицу под дождь

Не пускает маменька.

Видно, хочет, чтобы дочь

Оставалась маленькой.


Поставь в конце предложение знаки препинания. - Ты откуда, облако - Из страны дождей - Ты откуда, речка - Я - сестра морей -Ты откуда, ветер - Из степной страны - Ты откуда, п есня - Я - из тишины.

Ответы:

Ты откуда, облако? - Из страны дождей. - Ты откуда, речка? - Я - сестра морей. -Ты откуда, ветер? - Из степной страны. - Ты откуда, песня? - Я - из тишины.

Похожие вопросы

Шувалова Ирина
Картотека «Игровая терапия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

КАРТОТЕКА

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Подготовил:

Учитель-дефектолог

Шувалова Ирина Леонидовна

г. Братск, 2016

ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

1. Игра «Утята»

Правая ладонь движется волнообразно справа налево и «исчезает» под мышкой и «выплывает» обратно. Пальцы правой руки обозначают утят - сначала их 5, затем 4, 3, 2, 1. Когда все утята спрятались, то песенка поётся без движения. Мама и папа - это левая рука и ладонь, изогнутая, как голова утки. Клюв (большой палец) открывается во время речи утки.

Пятеро утят плыли ясным днём,

Мама говорит: «Кря-кря-кря-кря!»

Вот они исчезли за островком.

Но только четыре возвращаются назад!

Не плывут утята ясным днём,

И никто не скрылся за островком.

Папа говорит: «Кря-кря-кря-кря!» Пятеро утят возвращаются назад!

2. Игра «Прятки»

Используется для успокоения. Чередуются моменты бодрствования и покоя, когда глаза закрываются ладонями на текст «сыграем в прятки». Остальные жесты иллюстрируют текст стихотворения.

Сыграем в прятки, - сказала луна,

С неба скатившись в лес.

Сыграем в прятки, - сказал ветерок

И за холмом исчез.

Сыграем в прятки, - увидев звезду,

Сказали ей облака.

Сыграем в прятки, - сказала волна

Причалу у маяка.

Сыграем в прятки, - сказали часы,

Тик-так, динь-динь, диги-дон.

Сыграем в прятки, - сказал я себе

И погрузился в сон.

(Уолтер де ла Мэр, перевод В. Лунина)

А утром глазки проснулись

И увидели мир вокруг,

А утром ушки проснулись

3. Игра «День и ночь»

Используется для успокоения и концентрации внимания. Чередуются жесты рук снизу вверх (бодрость) и сверху вниз (успокоение).

Солнышко восходит,

Солнышко заходит.

Месяц восходит,

Месяц заходит. Звёздочки сияют, Звёзды засыпают. А ребятки встали, «Здравствуйте!» - сказали.

Завершение стихотворения - активное чередование открытого жеста (А) и жеста закрытия (Е). Можно использовать прыжки.

4. Игра «Я вижу мир - мир видит меня»

Чередование открытого жеста и жеста, направленного к себе (Е, - обращение к окружающему миру и внутреннему миру человека.

Я вижу солнце –

Солнце видит меня.

Я вижу звёзды

Звёзды видят меня.

Я вижу травы –

Травы видят меня.

Я вижу людей –

5. Игра «Успокоение»

Жесты строятся по принципу, аналогичному предыдущей игре.

Ты откуда, облако?

Из страны дождей!

Ты откуда, речка?

Я сестра морей!

Ты откуда, ветер?

Из степной страны!

Ты откуда, речка?

Я из тишины.

(В. Степанов)

6. Дружеское приветствие

Руки через стороны поднимаются вверх над головой и формируют округлый жест - солнышко. Пальцы рук сцепить, средние просунуть вниз - это язычок колокольчика, пальцы ритмично постукивают друг по другу. Руки слегка покачиваются из стороны в сторону. Затем свободным открытым жестом опускаются вниз.

Утром солнышко взойдёт,

Колокольчик свой возьмёт.

Колокольчиком звенит,

И Маша здесь, И Саша здесь.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

1. «Бабочка»

Пальчиковая игра для старших дошкольников. Кисти рук сложить тыльной стороной друг к другу, сцепить мизинцы, безымянные, средние и указательные пальцы. Вывернуть «наизнанку», перемещая сцепленные кисти рук вниз и к груди - образовался «кокон», внутри которого «живёт гусеница» - большой палец. Будим «гусеницу» большим пальцем другой руки. Затем обратным движением кисти расцепляются и превращаются в бабочку - ладони становятся крыльями бабочки.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму,

Но она промчалась мимо:

Март, апрель, капель, весна!

Просыпайся, не до сна! Крылышки ты расправляй. Бабочкой теперь летай.

(В. Егоров)

2. «Дождик»

Указательный палец имитирует падение капли, а ладонь - это лист дерева. Капля скатывается по листу. Индюки и куры - соединить большой и указательный пальцы, а остальные три растопырить как хвост. Головку мака изображаем сложенными ладонями, покачиваем ими.

Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли, Умывая чисто

На деревьях листья. Индюки и куры Недовольны, хмуры, И, присев на землю, Под скамейкой дремлют.

Так ли? Так ли? Так ли? - Спрашивают капли. Весело кивает

В огороде мак, Будто отвечает: «Так, так, так!»

(В. Бардадыш)

3. «Первые птицы»

Движение ладоней около земли, затем над голо&ой. За тем соединить большой и средний пальцы - это птицы, они «летают» высоко и щебечут.

У земли пока что грязно, У земли пока что мокро, А у неба всё прекрасно, У него уже просохло! И уж гости были днём, И уж песни пели в нём!

4. «Сороконожки»

Сороконожки - это пальцы обеих рук, и они двигаются по коленкам навстречу друг другу.

Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, Еле-еле их разняли.

(М. Пинская)

5.«Паучок»

Соединить большой палец правой руки и указательный левой, а также большой палец левой руки и указательный правой. Крутящимся движением менять пальцы, постепенно поднимая руки вверх. Мотылёк- скрещенные ладони рук.

Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка так тонка, Крепко держит мотылька. Паутинка рвётся, Мотылёк смеётся!

(М. Пинская)

6. «Рыбки»

Вирли-Тирли - это указательный палец правой руки, ТирЛи-Вирли - левой. Вирли-Тирли «плавает» сначала волнообразно вверх и вниз, а затем импульсивно вперёд. А Вирли-Вирли наоборот.

В ручейке весёлом жили

Две маленькие рыбки золотые.

Одну звали Вирли-Тирли, а другую Тирли-Вирли.

И так они были похожи друг на друга,

Что когда видели Вирли-Тирли,

То думали, что это Тирли-Вирли. А когда видели Тирли-Вирли, То думали, что это Вирли-Тирли. Вот они такие Рыбки золотые!

ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ

1. Музыкально-двигательная импровизация «Море волнуется раз»

Один ребёнок импровизирует на ксилофоне, остальные дети движутся свободно в пространстве помещения, как волны в море:

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется - три –

Морская фигура, на месте замри!

Ребёнок заканчивает музыкальную импровизацию и выбирает самую красивую фигуру. Новый импровизатор садится за музыкальный инструмент.

2. Музыкально-двигательная импровизация «В лесу»

Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на ксилофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги - это корни, руки - ветви, тело - ствол дерева:

В лесу деревья стоят,

Корнями в землю упираются,

К небу веточками своими тянутся.

А между ними ветерок летает,

Три или четыре ребёнка становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком. Чтобы сменить позу стоящих детей, можно использовать прыжки:

В лесу деревья стоят,

Подрастают.

Прыжок с топаньем, чтобы почувствовать стопы.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

Можно использовать разные образы для движения - снежинки, лисички или зайчики, птицы, осенние листочки.

3. Музыкально-двигательная импровизация «На полянке»

Строится аналогично предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки - лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.

4. Музыкально-двигательная импровизация «Ручеёк»

Строится аналогично предыдущей. Дети сидят на полу - они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети - это весёлый ручеёк.

5. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Ветер»

Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за педагогом по форме восьмёрки (лемнискаты). Форма лемнискаты представляет собой одну из самых гармоничных пространственных форм и широко используется в двигательной терапии. Можно обозначить середины обоих петель лемнискаты. Например, это будут скалы, двое детей будут стоять уверенно и неподвижно (можно выбрать детей с гиперактивным поведением).

6. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Цветы»

Форма движения групп детей, превратившихся в пчёлок, вокруг статично расположенной группы детей, ставших цветами, представляет собой плавную кривую. Дети располагаются по группам в пространстве комнаты, образуя четырёхугольник и его центр (цветы). По очереди каждая группа облетает вокруг цветов и возвращается на своё место. В центре могут находиться дети с трудностями в социальном общении (дети с аутичным поведением).

7. Игра «Кругооборот года»

Дети сидят в кругу на корточках, движение начинается снизу вверх - пробуждение, затем сверху вниз - засыпание. Движения олицетворяют сезонные процессы природы, ритмическое повторение кругооборота года. (Стихотворение создано автором для иллюстрации прохождения Солнца по Зодиакальному кругу. Каждая строка - один знак, начиная с созвездия Козерога.)

В глубокий сон погружена, В предчувствии затаена. Просыпается весной, Одевается травой, Расцветает летом, Солнышком согрета. Из сияющей дали Льётся свет к рукам Земли. Соберёт с полей колосья, Осенью наряды сбросит, А зимою спит Земля, В снег укутаны поля.

СЧИТАЛКИ

1. Атмосфера доброты

Используется накануне Рождества. На каждое четверостишие один ребёнок выходит из круга.

Всех морей и речек,

Коней и овечек

Мне сынок дороже,

Родной человечек.

Камушек и палку,

Розу и фиалку –

Всё отдам – не жалко

Этому малышке.

Козочку во хлеве,

Корочку на хлебе,

Звёздочку на небе

Этому малышке.

Тёплые одёжки.

Башмаки на ножки,

Вкусные лепёшки

Этому малышке.

Крякали утята,

Ржали жеребята,

Пели соловьята

Этому малышке.

Добренькие глазки,

Новенькие сказки,

Песенки и ласки

Этому малышке.

(Г. Лагздынь)

2. Весёлое настроение

Можно использовать на Масленицу.

Голубь, гусь и галка –

3. Весёлое осеннее настроение

Катилось яблоко по огороду

И упало прямо в воду - Бульк!

4. Аллитерация со звуком «Б»

Звук «Б» создаёт оболочку, чувство защищённости.

Беленький барашек

Белей белых кашек,

Белей беленькой луны,

Белей замарашек.

(Г. Лагздынь)

5. Светлое пасхальное настроение

Птичка-чечевичка,

Покажи яичко!

Голубое в точечку,

6. Считалки-загадки

Солнце печёт,

Липа цветёт,

День прибывает.

Когда это бывает?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

7. Зимняя считалка

Ребёнок выходит из круга кружась, как снег.

Пух да пух, пух да пух,

Сугробик там, сугробик тут! Ух!