Учить алфавит для детей 4. Азбука и Алфавит для детей v1.2.3 скачать торрент

Азбука – это обучающая и развивающая игра для дошкольников 2-5 лет, с помощью которой малыши смогут быстро и весело выучить алфавит, буквы для детей, и научиться их писать.

Возможности Азбуки

  • Изучение букв детям на русском языке, на английском языке (изучение английских букв, а также английский алфавит учить буквы), на испанском и португальском языках;
  • Азбука научит правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги;
  • Азбука для дошкольников включает в себя задания по написанию букв;
  • Говорящая азбука для малышей разовьет фонематический слух;
  • Игра азбука для детей содержит много карточек с разными предметами, изучение которых пополнит словарный запас;
  • Развивающая игра алфавит потренирует мелкую моторику.

Преимущества

  • Изучение азбуки – это 100 ярких и запоминающихся картинок для иллюстрации слов, которые начинаются на разные буквы для малышей.
  • Алфавит игра – это последовательное изучение каждой буквы для детей на русском: слышим, произносим, пишем заглавную и прописную буквы, угадываем и учим слова, которые начинаются на данную букву.
  • Азбука включает задания для закрепления выученных букв: контурные пазлы, а также викторина.
  • Изучаем русский алфавит с озвучкой: веселая азбука для малышей имеет профессиональную закадровую озвучку, благодаря которой малыш научится правильно воспринимать все звуки на слух и выговаривать их.
  • Азбука – это возможность изучать алфавиты 4 языков – алфавит русский (русский алфавит для самых маленьких и русский алфавит для дошкольников), алфавит английский (английский алфавит учить буквы с произношением для самых маленьких и английский алфавит для детей), испанский и португальский алфавиты.
  • Вы можете наши детские развивающие игры скачать бесплатно 2 года от 5 лет.

Для детей каких возрастов подходит

  • азбука для детей 3-х лет;
  • алфавит для детей с 4 лет или азбука для детей 4 года, а также учим алфавит для детей с 4 лет и учим буквы для детей от 4 лет;
  • алфавит для детей 5 лет или азбука для детей 5 лет бесплатно, а также учим буквы для детей от 5 лет.

Как играть в алфавит для самых маленьких

  1. Азбука предлагает последовательное изучение букв. Играя в алфавит детям, малыш сможет поэтапно выучить каждую букву, а именно: её произношение, написание, а также услышит и увидит примеры слов, которые начинаются с этой буквы. Начав изучать алфавит для малышей с буквы А, с ребенком последовательно учим буквы и звуки и открываем для него все буквы, пока учим алфавит для детей с 3 лет!
  2. Детская азбука изучаем буквы: Учимся писать буквы. Начав изучать алфавит детский с буквы А и освоив ее, ребенок сможет сыграть в увлекательную игра изучение букв, закрасив пальцем желтой краской контур этой буквы, нарисованной на заборе. Азбука показывает малышу правильную технику написания букв. После успешного прохождения задания игры “изучаем буквы” ребенок услышит слова похвалы.
  3. Учим алфавит для малышей: Веселая игра с азбукой. Изучаем алфавит и закрепляем знания, играя в детские обучающие игры и выполняя задания – малышу даются 3 контура, в каждый из которых нужно перенести соответствующую букву.
  4. Детские развивающие и обучающие игры и приложения для детей от 3 до 5 алфавит в виде веселой викторины помогут малышу запомнить, с какой буквы начинаются слова, и пополнить свой словарный запас!

Можно сказать, что сегодня бумажный букварь для маленьких и букварь для дошкольного возраста бесплатно остался в прошлом, ведь игра, которая позволяет изучать буквы русский алфавит, полна ярких красок и забавных виртуальных игрушек, чтобы учить алфавит весело. Кроме того, у детские развивающие и обучающие игры и приложения для детей от 2 до 3 лет простой интерфейс, с которым ребенок разберется за минуту.

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Лутонюшка готовится стать учителем

Звуков много на земле,

Всё на свете звучно.

Всё гремит, стучит, звенит,

Жить совсем нескучно!

Произносит звуки лев,

Произносит кошка,

Даже рыба, говорят,

Говорит немножко.

Мне уже не год, не два,

Я стихи читаю.

Звуки строю я в слова,

Буквы изучаю!

Лутонюшка — очень подвижный и любознательный мальчик. Да и друзья у него неугомонные, и все на свете им интересно. Время идет, Лутонюшка растет и все больше хочет увидеть, узнать, многому научиться. Становятся старше и умнее и его кошки, собаки и другие животные со двора.

Совсем недавно, два дня назад, Лутоне исполнилось 5 лет. Но уже в 3 года он знал, что такое звуки, что из звуков состоят слова. Он умел различать звуки в словах. Он кошкам своим, Игрунчику с Крошкой, рассказывал, что слова — это наша речь. И каждый звук, который мы произносим, можно обозначить значком на бумаге — в тетрадях и книжках.

Самый внимательный ребенок

Изучаем тему «школа», даем представление о звуках и буквах, школьных атрибутах; развиваем внимание

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Значки в книгах и тетрадках — это буквы. Значит, слова состоят из букв. Буквы нужно знать, читать и составлять из них слова. Они разные, но часто бывают похожи на какой-то предмет. Посмотри-ка:

С похоже на крючок.

Это буква С , значок.

А — уголочек с перекладиной.

Буква А есть в слове жадина.

Н — две большие палки с маленькой.

Н мы слышим в слове Наденька.

И — между палок двух косая палочка,

И звучит в словах пищалка и считалочка.

- Произнеси звуки: С, А, Н, И.

А теперь читайте сами!

Были буквы, стали — сани.

- Выбери ответ.

1. Лутоне исполнилось недавно: 2 года; 3 года; 5 лет.

2. Звуки произносит: молоток; стул, диван; человек.

3. Слова состоят: из цифр; кружков; карандашей; звуков.

4. Буквы — это: помидоры; книжки; ручки; значки.

Лутонюшкин подготовительный класс

Лутонюшка изучал буквы с помощью мамы Леры и папы Ромы, когда они были дома, Дедули и Бабули и самостоятельно. Ведь он был необыкновенно сообразительный мальчишка. А друзья к нему тянулись и учились от него.

Ничего не оставалось делать Лутонюшке, как открыть школу для своей разношерстной свиты. Попросил он папу с мамой помочь ему построить эту школу. Для детей в Лопатинках школа была, звери в своей лесной школе учились, а где же Лутонюшке домашних животных учить? В собственной школе!

Не тут-то было! Нисколечко не было времени у папы с мамой на строительство школы. У папы уже космический корабль наготове стоял, а мама улетела на другой конец Расеи шахтеров спасать. Папа пообещал Лутонюшку с собой в космос в следующий раз взять, а мама — из шахты руду привезти.

Дедуля с Бабулей были Лутошнюшке тоже не помощники. Как же они Чудесное Полюшко- то бросят! На огороде надо работать все лето. «Как поработаешь, так и поешь!» — объяснял Дедуля. Начитался народных пословиц — так и сыпал ими!

Подумал Лутоня и решил открыть Подготовительный Класс. Дом у Лутони был просторный, комнат — не сосчитать!

Выбрал он комнату самую красивую и большую. Поставил там столы, стулья, доску повесил на стену. Компьютер принес, карандашей, красок, ручек, резинок, тетрадей, прописей, картона, пластилина, цветной бумаги заготовил; книг со сказками и стихами наставил на полках; игрушек разных, таких, которые премудрости всякие усваивать помогут, в коробках притащил. На двери сверху вывеску прикрепил:

«Подготовительный класс».

А ниже расписание повесил:

Учим буквы, дошколята, —

Каждый день.

Физкультминутки —

После каждого урока.

Буквы в клетках и на полках —

Через день.

Стихи, сказки читаем —

Через урок.

Трижды три —

В среду, пятницу, четверг.

Для нескучных ручек

Рисование для малышек-подготовишек.

Все обитатели двора и домашние кошки Крошка и Игрунчик каждый день в подготовительный класс к Лутонюшке приходили, учились — не ленились. Образованными хотели стать, все на свете понимать, все, что знают люди, знать. Пошла учеба!

- Выбери ответ.

1. Школу для друзей-животных построил:

1) папа в космосе;

2) мама на огороде;

3) бабушка в чулане;

4) никто не построил.

2. Дедушка сказал в пословице: «Как поработаешь, так:

1) и полетишь;

2) так и прыгнешь;

3) так и поешь.

3. Лутонюшка открыл для животных:

2) овощную лавку;

3) подготовительный класс.

4. Лутонюшка купил в свой подготовительный класс:

2) арбузы;

3) кастрюли;

4) тетради и ручки.

5. Что повесил Лутонюшка на двери сверху:

1) картину;

2) портрет козы;

3) велосипед;

4) вывеску с расписанием уроков?

Буквы в книгах и на полках

Звук жужжащий — буква Ж ,

Звук шипящий — буква Ш .

Звук жужжащий

Знакомимся со звуком и буквой «ж»

Материал для игры

Карточка с изображением буквы Ж, рисунки.

Ход игры

Произнеси так, чтобы четко слышался звук «ж» в словах: «жжжук», «жжжаба», «жжжилет», «жжжабо», «жжжелудь», «жжжираф».

Повтори любимые «жжиговорки» Луто- нюшки, которые в специальной литературе называются чистоговорки.

Жу-жу-жу — жуку кофточку вяжу.

Жа-жа-жа — прибежали два ежа.

Жи-жи-жи — с медвежатами дружи!

Жо-жо-жо — Жучка ездит на «Пежо».

Жа, жи, жу, жо — ела жаба пирожок.

Хорош пирожок — быстро съел его Дружок.

Красен флажок — зелен лужок.

Туда шажок, сюда шажок — пошел сапожок!

Стоит стожок — вокруг лужок.

- Слушай стишок, изображай жука, повторяй его движения:

Жук на жабу приземлился,

Сел и сразу зажужжжал:

— Жу-жу, жу-жу, жу-жу-жу!

Я на жабе посижу.

Крылья жесткие расправлю,

Покружусь, жужжа «жу-жу».

Жучка страшная залает,

Я от страха задрожу.

➢ Загадки от Лутонюшки. Кто догадливее всех?

Он ходит важный, будто граф,

Он ходит, голову задрав,

Наверно, он всегда в мечтах,

Зверь по названию... (жираф).

Вдруг колючий

Круглый шар

Вдоль дорожки

Пробежал.

Далеко все ж

Не уйдешь,

Я тебя поймаю... (еж)!

Две полоски из железа

Гвоздь в середине прижимает.

Снизу кольца, пальцы вставишь —

рот железки разевают. (Ножницы)

Не пускайте его ближе —

Он с хвостом и в шубе рыжей.

У него в лесу нора,

Кур таскает со двора. (Лис)

В тесто их кладут и в квас.

Тесто всходит — просто класс!

Пирожки и пироги

С ними ты всегда пеки.

С чем? (С дрожжами)

Не сосновый бор, не ельник

Вырос здесь, а — ... (можжевельник).

Треск стоит, люд бежит,

Авто красное спешит.

К небу рвется страшный жар,

Что такое здесь? ... (Пожар)

Звук шипящий

Знакомимся со звуком и буквой «ш»

Материал для игры

Карточка с изображением буквы Ш, рисунки, данный текст.

Ход игры

«Шш» да «шш» — слышу я:

Приползла на луг змея.

Ползет, шипит, собой шуршит.

Шш-шш — не шурши!

- Послушай двустишие и повтори слова, в которых есть шипящий звук.

«Ш» есть в шишке и лапше.

В кошке, мышке и ковше.

А еще звук «ш» пробрался в слова, изображенные на картинках:

- Произнеси так, чтобы четко слышался звук «ш» в словах с картинок: «сушш- ка», «шишка», «горошина», «лягушка», «лошадь», «шуба», «горшок», «каша», «шкаф», «картошка».

- Повтори за Лyтоней «шшиговорки»:

Ши-ши-ши — спите крепко, малыши.

Шиш-шиш-шиш-ши — не шумите, камыши!

Шош-шош-шош-шо — кошек бить нехорошо!

Шо-шош-шо, шо-шош-шо — шар у Сашеньки большой!

Ша-ша-ша — кто-то в доме зашуршал.

Ша-ша-ша-ша — шубка кошки хороша.

Шу-шу-шу — сушки в печке посушу.

Ше-ше-ше — хорошо мне на душе!

Ши-ши, ши-ши — за ушами нет лапши!

Ша-ша-ша — за душою ни гроша!

Ша-ша-ша, ша-ша-ша — латыш встретил латыша.

Шу-шу-шу — шуметь не разрешу!

Ша-ши-шу-ше — капюшон на крепыше.

Игра «Шигралка»

Учим выделять звук «ш» в словах, тренируем память, проявляем сообразительность и смекалку

Материал для игры

Любимая игрушка.

Ход игры

1. Осмотри внимательно комнату, всю квартиру, походи по ней вместе с любимой игрушкой: куклой, зайкой, можно с живой кошкой. Поищи, покажи и назови на столе, на полке, в буфете, в шкафу, на кухне, в коридоре предметы, в названии которых есть звук «ш». Можешь позвать кратко: «Отзовитесь те, что с «ш!»

А можешь объяснить подробнее своей любимой игрушке или любимцу (котенку, собачке), что ты делаешь, во что играешь, выучив стихотворение:

Я в игралочку играю,

Все предметы собираю,

Те, в которых буква «ш».

Назовем игру «Шигралка».

Все играйте — мне не жалко.

Кто там есть, в которых «ш»?

2. Показывай своей кукле, матрешке и называй: «чашка», «шишка», «карандаш», «крышка» и т. д. Чтобы было интереснее, можешь приговаривать, говорить «шигралочки»:

На столе карандаш — будет наш.

В ящике игрушки — куклы-болтушки,

Лягушки-поска кушки.

Вот он мишка — мой братишка.

Это шишка — нет умишка!

Вот машина — резиновая шина.

Где моя игрушка Мышка?

Я нашла тебя, глупышка!

Игрушка-погремушка —

Для крошечной девчушки.

Шкаф, мой шкафчик!

Свои вещи вешал в шкаф

И король, и царь, и граф.

Здесь кровать — на ней подушка.

Мягче, чем лягушка.

Смотрим: шляпа — носит папа.

Вот стоит на полке чашка.

Вот еще одна — близняшка.

Здесь ведро, а в нем картошка.

Кушай, заинька, мой крошка!

Тут каша — кашей кормят нашу Машу.

Ко мне, моя сушка, повешу на ушко!

На кастрюле крышка — не роняй, малышка!

Упражняемся в подборе схожих по звучанию слов - рифм

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

1. Подбери похожие имена, чтобы получилось складно. Вот так:

Маша, Саша, Даша... (Наташа, Таша, Ро- маша, Николаша, Любаша).

Миша, Тиша... (Гриша, Мариша, Ириша...).

Илюша, Петюша... (Андрюша, Катюша, Зину ша, Лидуша, Раюша).

2. Подбери «складные» слова (рифму) к слову «шишка». Не придумал? Читай и запоминай! Повтори слова, которые запомнил, своему домашнему любимцу:

Мишка, парнишка, лгунишка, шалунишка, врунишка, болтунишка, хвастунишка, сынишка, воришка, трусишка, братишка, котишка, плутишка, фишка, афишка, зайчишка, мальчишка.

3. Закончи двустишие: подбери близкое по звучанию слово, которое подходит по смыслу:

Сладко спит Лутошка:

Утомился... (крошка).

На столе картошка,

А во рту... (моркошка).

Подошел ко мне сынишка,

Попросил снять с полки... (книжку).

Со стола упала фишка,

Подхватил ее... (котишка, зайчишка, мальчишка).

Говорит мартышка мышке:

Я в гостях была... (у мишки).

С. Маршак

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

В. Лебедев-Кумач

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки).

С. Сабашников

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула... (зайчишку).

В. Шульжик

Девочка-копуша

Час жевала... (грушу). И. Демьянов

На полу рубашка,

Николай — ... (неряшка)!

И. Демьянов

Шапка - это вам совсем не тапка!

Закрепляем правильное звукопроизношение

Материал для игры

Данные ниже чистоговорки.

Ход игры

Однажды пришел Лутонюшка-учитель на урок и задал козлику странную загадку:

Рано утром встала бабка

И надеть хотела тапки.

Ищет, ищет — нет одной,

Что ей делать, дорогой?

Козлик подумал и ответил:

— Идти в ванную в одной.

А Лутонюшка задает второй вопрос:

— А если бабка ни в какую,

Ищет бабушка другую?

— Пусть попросит тапку у Дедули, — вступил в разговор бычок Рогатик.

— Нет, неправильно, Рогуля, — не согласился Лутоня.

И все звери начали думать, как же быть бабушке.

— А зачем бабушке две тапки? Пусть наденет на голову одну и идет гулять, — додумался котенок Игрунчик, который, как всегда, заигрался и невнимательно слушал учителя.

— Хрю-хрю, очень умный ты, смотрю, — засмеялся поросенок Неряшка. — Кто же на голову тапку надевает?

— Да все в холодную погоду надевают на головы тапки, — серьезно заявил котик.

Тут начали смеяться все животные вместе с Лутонюшкой. Они представили, как это будет выглядеть, если Бабуля, или Дедуля, или свинка с овечкой, да все равно кто, будет ходить с тапкой на голове.

— Тапка — вовсе вам не шапка, — сказал Лу- тоня, четко выделяя звуки «т» и «ш» в словах.

— Когда уж ты, котенок, только научишься звук «ш» выговаривать! Везде «т» вставляешь! И «Шура» у тебя «Тура», и «жук» у тебя «тук», и «шайка» у тебя «тайка», а «ушко» у тебя «утко». А что, если мы вместо «котенок» скажем про тебя — «козенок» или «косенок», а то и «коденок», ты не обидишься, а?

Котенок — гаденок!

Козенок — сын козы,

Косенок, ребенок,

Ты глазом не коси-и! —

пропел поросенок и завизжал: — И-и, и-и, и-и!

— Да сам-то ты как говоришь! — возмутился котенок. — Даже имя свое не можешь правильно сказать: Неряска, Маркуса, Кудряска вместо Неряшка, Маркуша, Кудряшка. Только визжать умеешь да пачкаться!

— Вот-вот, никто из вас правильно звуки не произносит. Надо упражняться в произношении, — сказал Лутонюшка.

Чтобы чисто говорить,

Надо слово повторить

Много, много, много раз.

Есть терпение у вас? —

задал Лутоня вопрос своим ученикам.

Много есть у нас терпенья,

Начинай скорей ученье! —

потребовали животные у Лутони.

— Кто какой звук плохо произносит, — объявил Лутоня, — тот и будет говорить стишки или потешки, которые знает или сам придумает с этим звуком в словах.

- Выучи скороговорки:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Березы и дубы не родят грибы.

Вокруг столбы, под столбами грибы.

Горбятся горбы, дыбятся чубы.

Катит арба, в арбе два боба.

Стоит изба, из скорлупы труба.

Взял обормот сумасброда в оборот.

Игра «Я от Ш поеду к Ж..»

Различаем звуки и буквы Ж и Ш

Материал для игры

Карточки с буквами Ж и Ш.

Ход игры

1. Покажи карточку с буквой Ш или Ж.

Поживу на этаже,

Где моя соседка — Ж,

Где в квартире все жужжат,

Где я видел двух ежат.

Как жужжанье надоест —

Убегу в другой подъезд.

Там живет подружка Ж

На девятом этаже — Ш.

Вот и езжу я на лифте

От Ж к Ш , от Ш к Ж .

2. Отгадай загадки и скажи, в каком слове звук «ш», а в каком «ж».

Я колюча, но не еж,

Раз в году меня ты ждешь.

То покрыта я снежком,

То утащит Дед с мешком.

В дорогой наряд нарядит,

Наверху звезду посадит. (Елка)

Он стоит на слабой ножке —

Белый шарик у дорожки. (Одуванчик)

Слабые ножки,

Боится кошки. (Мышка)

Эта груша из стекла

То как льдинка, то тепла. (Лампочка)

Пушистая царапка, коготки на лапках. (Кошка)

Только днем бывает смелая

Эта кроха, цветом серая. (Мышь)

Вынимаю из игрушки

Я подружку из подружки.

До чего ж они похожи!

Только ростом и не схожи. (Матрешка)

Слиплось зернышко с зерном,

На воде иль с молоком.

Тем вкусней, чем масляней. (Каша)

Игра «Буква Ч в тебе, овечка»

Знакомим со звуком и буквой Ч; закрепляем произношение и узнавание звука «ч» с помощью стихотворений, скороговорок и пословиц

Материал для игры

Данный текст.

Однажды овечка Кудряшка пришла в класс очень веселая. Такая веселая, что, вместо того чтобы слушать, что говорит наставник Лутонюшка, она мечтательно смотрела в окно и даже потихоньку напевала песенку:

Я чудесная овечка,

Буду жить на свете вечно...

— Ах, какая хитрая, — услышав, о чем поет его соседка овечка, сказал громко поросенок Неряшка, — хочешь жить на свете вечно! И я тоже хочу и буду, не ты одна!

— Да ты же моложе меня! — ответила Кудряшка. — Тебе четыре с половиной месяца, а мне сегодня четыре года! День рождения у меня сегодня!

— Так вот почему ты сегодня такая невнимательная! — догадался Лутонюшка. — Поздравляем тебя, Кудряшка, с днем твоего рождения! Живи вечно, будь всегда веселой, красивой и кудрявой! Мы обязательно все сегодня отметим твой день рождения:

Мы шары развесим вечером,

И зажжем цветные свечи мы.

Праздник проведем получше,

И совсем не будет скучно нам! —

объявил Лутоня.

— А как это — получше? — спросила козочка Me калка.

— А вот вечером увидите! — ответил Лутонюшка.

Вечером все начали играть в Чигралочку: за- чекали, зачукали и зачакали.

— Шубка белая овечки греет спинку лучше печки, — продекламировал поросенок Неряшка.

— Шубка белая Кудряшки чище шкурки у Неряшки, — заметил котик Игрунчик.

— Чу-чу-чу — плясать хочу! — заявила свинка Маркуша.

— Ча-ча-ча — надо посетить врача, — сказал Дедуля.

— Чи-чи-чи — ко врачам летят грачи, — сообщил бык Рогатик.

— Чи-чи-чи — ты так сильно не скачи, — попросила жеребенка Галопика лошадка Аллюрка.

— Ча-ча-чач — черный чубчик чешет ткач! — придумал козлик Мекалка.

— Че-че-че — кучер мчит на лихаче! — заржал жеребенок Галопик.

— Чач-чач-чач — скачет чистый черный мяч! — додумалась корова Мумушка.

— Чубатый ткач чихнул на калач! — сообщила кошка Крошка.

— Ча-ча-ча — бычок задал стрекача! — выдал козлик Бе калка.

— Сам ты стрекач! — обиделся бычок Рогатик.

— А ты рогач! — ответил козлик бычку.

~ А ты дергач! — обозвал козлика кот Игрунчик.

— А ты пузач! — придумал, как назвать котика, козлик.

И пошло! Как только друга не называли звери, правда, они не хотели обижать никого и про себя слушать что-то обидное. Просто из-за звука «ч» они придумывали так много «чигральных» слов. В тишине неслось по всей деревне Лопатинки сплошное чеканье:

«Горбач! Трубач! Ковач! Головач! Рвач! Мигач! Пугач! Бородач! Ловкач! Циркач! Сморкач! Спотыкач! Трюкач! Силач! Горлач! Хохлач! Крылач! Рифмач! Косач! Волосач!».

Заяц, заяц-русачок,

На спине нес рюкзачок.

В рюкзачке лежал сачок,

Харч да рваный башмачок! —

пропела козочка Мекалка, приплясывая на двух ножках. И животные начали вспоминать слова, которые были похожи на слова «русачок», «башмачок», «сачок» и «рюкзачок». Их набралось очень много.

Отвечай да выполняй

Повторяй слова, которые кончаются на слог «чок»:

Бачок, кабачок, табачок, чурбачок;

Чердачок, судачок, пиджачок, казачок;

Резачок, рюкзачок, скачок, лачок;

Кулачок, маячок, значок, колпачок;

Черпачок, рачок, брачок, зрачок;

Бурачок, дурачок, тесачок, простачок;

Верстачок, пятачок, ишачок, кушачок;

Грузовичок, половичок, новичок;

Паровичок, боровичок, пуховичок;

Дичок, мужичок, куличок, плавничок;

Паричок, старичок, щелчок, волчок;

Клочок, челночок, чесночок, сверчок;

Сморчок, торчок, паучок, сундучок, жучок;

Лучок, каблучок, облучок, внучок, пучок;

Стручок, сучок, сюртучок, мундштучок;

Бычок, язычок, балычок, ярлычок;

Шлычок, башлычок, шашлычок, смычок;

Крючок, тючок, червячок, землячок;

Светлячок, хомячок, сквознячок, соснячок;

Добрячок, бодрячок, толстячок, пустячок.

Закончи предложение, выбирая слово (рифму) из ряда вышестоящих:

Бычок сушил свой... (тюфячок).

Внучок нарезал... (балычок).

Купил хомяк пуховичок и сразу срезал... (ярлычок).

Волчок повесил на крючок свой старый, рваный... (сюртучок).

Сквознячок не... (пустячок)!

Судак не курит... (табачок).

Показал простачок ишачку... (кулачок).

Очень любит мой внучок свежий молодой... (лучок).

Обломился каблучок — хорошо плясал... (сверчок).

Светит в море маячок — морякам в пути... (значок).

На болоте куличок самый главный... (мужи-

Придумай сам стишок или чистоговорку со словами, кончающимися на «чок».

Буква песенная И, над просторами плыви!

Знакомимся со звуком и буквой «И»; упражняемся в произношении, находя звук «И» в разных словах, стихотворениях, поговорках, считалках

Материал для игры

Данный ниже текст.

Ход игры

Повела однажды лошадь Аллюрка своего жеребеночка Галопика на водопой, — так называются у животных прогулки на речку, или озеро, или ручей, или пруд — одним словом, на водоем. Им интереснее пить водицу не из ведра, а из водоемов, потому что они заходят прямо в водоем и пьют, сколько хочется, сколько желудок возьмет. Напился Галопик воды из речки, поплескался в нагретой солнцем водичке, побегал вдоль бережка по водице, побрызгал водой свою мамочку Аллюрку, намочил пышную гриву и довольный, с улыбкой до ушей, открывающей его лошадиные зубки, прискакал домой:

Иго-го, и-и, иго-и-и!

Как прекрасны летом дни! —

ржал-пел жеребенок, влетая во двор.

— Очень кстати нам твоя радость и твои-и песенки, — сообщил ему Лутонюшка. — Сейчас мы пойдем все в класс, будем звуком «и» и буквой И заниматься.

— Да что там заниматься? Мы что, не знаем этот звук? — сказал поросеночек Неряшка. — Выдыхай воздух изо рта и тяни: «И-и-и-и!». Сколько хочешь выдыхай и тяни — преград нет. А уж слов-то сколько с этим звуком! И-и-и! — протянул поросеночек и, обгоняя жеребенка и всех друзей, побежал в класс, семеня ножками и крутя хвостиком.

В классе Лутоня предложил ученикам называть слова со звуком «и».

— Домик! Помидор! Коридор! Пикник! Крик! Воротник! Родник! Лесник! Мясник! Турник! Рушник! Печник! Иволга! Игла! Игра! — кричали из Разных углов класса животные.

— Шпик! — громче всех визжала свинья Маркуша.

— Ик! Бибик! Чивик! Гик! Лик! Пилик! Чи- лик! — выделяя звук в словах, чивиликала курочка Коконюшка.

— Пик! Чирик-чирик! Тик-тик! Хихик! Чик! Шик! — кричали обе кошки.

— Парник, озорник, турник, лесник, лесовик, боровик, — степенно перечислял пришедший на крик Дедуля. Не осталась в стороне и Бабуля, зашедшая в класс на минутку.

— Черновик, боровик, маховик, пуховик, ледник, тайник, двойник, — продолжила она линию дедушки. И, взглянув на него, добавила: — Старик!

— Он вчера меня постриг, ваш старик, — признался баран Барабан из соседнего подворья.

— Остриг, застриг, настриг, обстриг, подстриг, отстриг, — приставляя к слову «стриг» разные приставки, громко перечислял козел Бекалка.

— Ты крикун и визгун, — сделала вывод коза Me калка.

— Гик, гик, гик — я ходила на родник! — сообщила свинка Маркуша.

— Я стирала половик, — рассказала кошка Крошка.

А лошадка Аллюрка, молчавшая, пока все упражнялись в произнесении звука «и», доложила:

Пили воду мы на речке,

Знаем тоже с И словечки.

А ее сынок жеребенок Галопик высказал очень правильное наблюдение:

Мы без И словечко «пили»

Ни за что бы не слепили!

— Буква «И» — гласная, а все гласные буквы соединяют другие — согласные, — пояснил учитель Лутоня. — «И» — все равно, что мостик между буковками, буквы соединяет и лепит слоги. А кто знает стишки из слов со звуком «и»? — спросил Лутоня.

Там, в лесу, у пышных елок

Шубки сшиты из иголок! —

продекламировал бычок Рогатик, и сразу же наступила тишина. Животные замолчали, потому что каждый вспоминал стишки, которые знал, но никто ни одного такого стихотворения вспомнить так и не смог. И тогда Лутонюшка открыл «Книгу для чтения» и начал читать.

Отвечай да выполняй

- Пока Лутонюшка дает уроки своим животным, выучи стихотворение и найди в нем слова со звуком «и»:

Звери в школу утром шли,

Изумрудину нашли.

Восторгались, любовались,

Блеском камня наслаждались,

Оказалось: ошибались.

Камень был не изумруд —

Просто стекла били тут.

Из зеленого стекла

Изумрудина была.

1. Потренируйся в произношении слов, в которых есть «и», по слогам.

2. Посчитай, сколько всего слов с «и».

3. Назови слова, которые начинаются с буквы «и».

4. Назови слова, в которых «и» стоит в конце слова.

5. Как произносятся звуки, которые стоят перед «и»: мягко или твердо?

Физразминки

Резвятся козы на лугу,

Смеются зайцы на бегу,

Играют в кошки-мышки

Жирафы и мартышки.

А дети в школе устают:

Читают, пишут, познают.

Нельзя им без живинки.

Поможет физразминка!

Лутонюшке всегда было интересно открывать что-то новое. Просто никакого времени не хватало, чтобы все увидеть и узнать. Сядет за стол, начнет картинки в книгах рассматривать, рисовать, раскрашивать, лепить, мастерить — не оторвешь! Пойдет на улицу или во двор играть, резвиться, бегать, прыгать, вертеться, крутиться — не хочется в дом идти, Бабуля никак не дозовется.

«У тебя много-много времени впереди, целая жизнь! Все узнаешь, все увидишь, всему научишься, все сумеешь, — поучал его Дедуля. — Просто надо все чередовать. Делу время — потехе час. Понимаешь?».

Лутонюшка всегда понятливый был. Надо чередовать дело и игру. Поиграл — позанимайся делами, поработал — отдохни, поиграй! Надо, чтобы и ум тренировался, и тело упражнялось, всякие движения выполняло — разминалось, усталость прогоняло. Лутоня чередовал уроки в своем Подготовительном Классе с физзарядкой.

Вот что делали во время занятий и после урока ученики Лутони — овечка Кудряшка, коза Мекал- ка, свинья Маркуша, поросенок Неряшка, корова Мумушка, лошадь Аллюрка, собака Лаюшка, кошки Крошка и Игрунчик, ворона Каркуля, мышка Шуршишка — вот как они руки, пальцы, ноги, туловище разминали.

Игра «Повторяй движения»

Усваиваем простые физические упражнения, приучаем детей к физической культуре и спорту

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Слушай стишки и повторяй движения.

Наши ножки застучали

Встали. Ноги растоптали:

Топ — одной, топ — другой,

Правой — топ, левой — топ.

Раз, два, три — руками хлоп!

Вправо — влево, влево — вправо.

Раз, два, три четыре. Браво!

Быстро двигаем руками

Встали. Руки разметали,

Быстро кверху их подняли!

Хлоп! — и встретились ладони.

Растянули мы гармони.

Вправо, влево повернулись.

Руки вниз. Вперед нагнулись.

Вправо, влево посмотрели.

Чайник сделали...

Встали. Сели. Снова встали

И на месте побежали!

Игра «Электричка»

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Воевода читает стишок и показывает, что надо делать. Когда игра будет знакома, дети могут делать упражнения без подсказки взрослого.

На перроне мы стояли,

Электричку ожидали.

(Переминаться с ноги на ногу.)

Дача наша далеко.

(Вытянуть руки вперед.)

Солнце в небе высоко.

(Встать на цыпочки и потянуться с вытянутыми руками.)

Тут колеса застучали,

(Топать ногами.)

Мимо нас состав промчали.

Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу! Чу!

Я по рельсам быстро мчу!

(Ритмично двигаться на месте с согнутыми руками, держа их на уровне талии.)

Наконец-то поезд наш.

В руки взяли мы багаж,

(Поднять с земли сумки и выпрямиться.)

Поднялись в вагон.

(Протянуть вперед руки со сжатыми кулачками — взялись за поручни — и поочередно поднять ноги.)

(Встать друг за другом, протянуть руки, положить на плечи вперед стоящему и идти друг за другом, изображая электричку.)

Игра «Кругом друг за другом»

Развиваем координацию движений, ловкость, гибкость

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Звери руки вверх подняли,

В кулачок все пальцы сжали.

Дали пальчикам свободу.

(Разжать пальцы.)

Посмотрели на погоду.

(Покрутить головой.)

Стали кругом.

Дали лапы все друг другу —

Получился хоровод.

Ходят вправо, ходят влево.

(Идти по кругу то в одну, то в другую сторону.)

В середине королева.

(Кто-то из детей выходит в центр.)

К королеве тянут руки.

(Обе руки протянуть вперед.)

Подтянуть решили брюки.

(Выполнять наклоны вправо и влево с вытянутыми вдоль боков руками. Захватить пальцами штанины или юбку.)

Вот усталости и нет!

Всем друзьям физкультпривет!

(Поднять руки вверх со сжатыми кулаками.)

Игра «Косолапые мишки»

Учимся ходить на внешней стороне стопы, чтобы кровь свободно бежала в нотах

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Дети выполняют движения по тексту.

Мишки лапы разминали,

Крепко на полу стояли.

Когти-пальцы вверх подняли.

(Поднять носочки.)

А потом на ребра лап

Потихоньку встали.

(Встать на внешние ребра стоп.)

Вперевалочку идут,

Лапки косо ставя.

(Идти на внешней стороне стопы.)

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Быстро, мишки, в лес пошли!

(Идти быстро, косолапя и вразвалочку.)

Соображай и подражай!

Разминаем пальцы и кисти рук.

Зайка пальцами играл,

Загибал и разгибал:

Пальчик с пальчиком —

Два ушка.

Вся ладошка — наш Петрушка,

Закрутился, повернулся,

Нас позвал и улыбнулся.

(Пальцы, прижатые друг к другу, опустить на ладонь, снова поднять и растопырить.)

Будем складывать ладошки.

Сложим так — и будет кошка.

Так - петух.

Вот так — собака.

Получилось? Молодчага!

Под слова текста поочередно разгибай пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого пальца. Сначала проделай это правой рукой, потом левой.

Этот пальчик — мой дедуля,

Этот палец мой — бабуля.

Этот — папа, этот — мама.

А вот этот палец — я.

А все пальчики — семья.

Прыгающий волчок.

Волк — в исходном положении.

Повторяй за ним движения!

Руки положи на пояс,

Вверх подпрыгни 5—6 раз:

Скок — и встань на обе ножки!

Прыгай прямо по дорожке!

Прыгай влево, прыгай вправо.

Ну и умница ты, право!

Часики.

На стене висят часы,

Отбивают такт.

Тик-так, тик-так...

Дети, делайте вот так!

(Наклонить голову сначала к одному, потом к другому плечу.)

Тихо маятник стучит,

Мельтешит вот так:

(Раскачиваться влево и вправо.)

Ноги вместе, руки в бок,

Головою на плечо ляг.

Вправо — влево, вправо — влево.

Так-так. Тик-так!

Буквы в клетках и в тетрадках

Книжка — самый лучший друг,

В ней есть все, что есть вокруг.

Чтобы книжку написать,

Приготовь свою тетрадь.

Будем буквы в ней писать.

В доме у Лутонюшки все очень любят книги. В каждой комнате полки с книгами и книжные шкафы. Когда мальчик был совсем крохой, он брал с полок книжки, открывал их, смотрел на непонятные значки и... ничего не понимал!

Подрастешь — постигнешь эту науку, чтением ее называют. Научишься расшифровывать каждый знак-буковку, складывать буковки будешь и получать слова, которые все предметы на свете обозначают. Ох, сколько ты всего узнаешь, когда научишься читать, а сколько всего сам напишешь и придумаешь, когда писать эти буковки станешь! Наука эта простая для старательных мальчиков и девочек, они быстро и легко эти знаки осваивают, а ленивым нужно время.

Здорово, что все животные и птицы из компании Лутонюшки очень усердными и понятливыми оказались. Быстро буковки узнавать научились и старательно выводили их в тетрадочках.

Разве ты не умнее и не способнее этих птичек и кошек? Кое-какие звуки и буквы ты уже знаешь. Так научись их писать!

Маленькая игралочка

Ответь.

1) овощи собирать;

2) ходить в лес;

3) про все на свете -знать.

3. Писать надо, чтобы:

1) рисовать;

2) гулять;

3) слова получать.

Звук мы буквой обозначим

Учимся обозначать звуки буквами

Материал для игры

Тетрадь, карандаш, резинка, карточки с буквами Ж, Ш, Р, О, А.

Буква Ж в словечке «Жучка» . Посмотри на карточку, назови букву. Скажи, кого напоминает буква Ж.

Она похожа на жука.

Машет ручками: пока!

Три руки и три ноги.

Ходит твердо, без клюки.

Обведи букву Ж — сначала маленькую, потом большую. Попробуй написать сам.

Буква Ш в словечке «штучка» . Посмотри на карточку, назови букву. Ответь, на что похожа буква Ш? Мышка Шуршишка считает, что она похожа на... перевернутую расческу:

У расчески зубьев много,

А у буквы Ш лишь три.

Только буква не расческа,

На картинку посмотри!

Обведи букву Ш — сначала большую, потом маленькую.

Буква Р в словечке «ручка» . Посмотри на карточку и подумай, на что похожа буква Р. Бычок Рогатик сказал про букву Р вот что:

На флажок чуть-чуть похожа

С закругленными углами

Наша тетя Буква Р.

И предложил:

Подрисуем клюв и глаз

Кто получится у нас?

А сам учитель Лутонюшка рассказал такую историю про букву Р:

Рыкал бык, бык ревел,

Он рогами Р поддел.

Полетела Р по полю,

Очутилась в нашей школе

Ворон Р успел схватить

И в тетрадку поместить.

Буква Р стоит на строчке.

Обведи ее по точкам!

Буква О внутри слова «цветок» . Выбери карточку с буквой, похожей на обруч. Это буква О. Послушай стишок, который мама-лошадь прочитала однажды жеребенку Галопику. Какой звук, а значит, и буква здесь выделяется?

Был цветок такой красивый —

Просто глаз не Оторвать.

Жеребенок изумился,

От восторга начал ржать.

О! О! О! И-го-го!

Сравни О на карточке с предметами, похожими на О . Овца Кудряшка заявила, что:

На колечко О похоже, на баранку, сушку тоже.

О — как обруч, О — как мячик.

О — по строчке быстро скачет.

Буква А во всех словечках

Любимцы Лутонюшки часто встречались в его Подготовительном Классе с разными буквами. Лошадь Аллюрка очень подружилась с буквой А. Наверное, потому, что ее имя начиналось с этой буквы и кончалось ей.

— Все, у кого в имени или в названии есть «А», подойдите ко мне! — скомандовала лошадь. — Будем хоровод водить и букву А славить.

К животным, которые разговор вели, присоединились остальные: коза Мекалка, овца Кудряшка. Прилетела ворона Каркуля.

Животные встали в хоровод и запели:

А-а-а! На лугу трава,

Травушка - мурава!

В небе синем синева!

Зелена в саду листва!

В абрикосах дерева!

Букву А несет сова,

Буква А есть в кружевах,

В рукавах есть и в дровах!

И в автобусе А есть.

Надо нам в автобус сесть! —

предложила коза Мекалка. — Пойдемте, сядем в автобус и будем играть. Он особенный, номера у него обозначены буквами, и едет он в поселок Буквенный, где не только А, а все буквы живут.

— А все буквы в Азбуке живут! — сказала овечка.

— Нет, городок Азбучный дальше. Мы в другой раз туда поедем, — сказала лошадь. — А вы занимайте места. Правда, мест мало, и они обозначены только теми буквами, которые мы выучили: место «Ш», место «Ж», место «Ш», место «Р» и место «А». Они прямо на спинках сидений написаны.

— А мы не знаем, как буква А пишется. Вдруг мы это место не найдем? — засомневалась коза.

— Ну, тогда мы сначала научимся писать букву А. В автобус сядем, когда хорошо и красиво будем писать буковку А, — решила лошадь Аллюрка.

Все согласились, взяли тетрадки, и пошли в класс писать.

Напиши букву А сначала в нашей книжке, где для буквы отведено место, а потом потренируйся в тетрадке.

Ответь, на что похожа буква А. Какой ответ тебе больше нравится?

Сравнение лошади Аллюрки.

Треугольник на подставке

Погулять пошел по травке.

Отвалилась голова,

Развалилась буква А .

Сравнение жеребенка Галопика.

Этот двухэтажный дом

К небу тянется углом.

Сравнение котенка Игрунчика.

На шалаш она похожа:

Крыша есть, ворота тоже.

А поросенок Неряшка сказал так про букву А .

Две старушки обнялись,

Тесно руки их сплелись.

Чтоб старухи не упали,

В серединке их связали.

Свинья Маркуша сочинила целую историю про букву А .

По строке шла палка Аля,

А навстречу палка Галя.

Вот и встретились подружки!

Наклонились: ушко к ушку.

Третья палочка бежала,

Между палок длинных встряла.

А овца Кудряшка загадала загадку.

Стоят палочки на горке,

Между палками распорка. (Буква А )

Кот Игрунчик сочинил стишок.

Буква А пошла по делу.

Пояс на себя надела.

➢ Дорисуй букву А. Поставь ее там, где уже нарисована перекладина. Она стоит на том месте в слове, где слышится звук «а», в названиях нарисованных предметов: в начале слова, середине или конце.

Пишем букву Ч в «Калаче»!

Утром следующего дня, накануне которого животные устраивали праздник Дня рождения овечки Кудряшки, все пришли в класс в приподнятом настроении. Они шумели, смеялись, резвились, вспоминая прошедший вечер.

— Чу-чу-чу! Тишины хочу! — прервал их возню Лутонюшка, который держал в одной руке карточку с изображением черепахи и рядом с ней буквы Ч, а в другой — коробочку шоколадных конфет.

Буква Ч есть в калаче,

В усаче, луче, плече...

В черепахе и собачке,

В часиках, жучке и жвачке,

В кабачке, рачке, ключе...

Собачка Лаюшка сорвалась с места, подбежала к березе, под которой стоял стул, перевернула его и притащила на лужайку. Она так и поставила его — в перевернутом виде, спинкой стул упирался в землю, а чтобы он не упал, собачка его придерживала.

Принесла собачка на плече

Вещь, похожую на букву Ч .

Буква Ч — обыкновенный стул,

Если ты его перевернул —

поддержал собачку Лутоня, поднял стул с земли, поставил его на плечо и показал его всем в перевернутом виде. Он ласково погладил собачку Лаюшку по спинке и отдал ей награду — коробку с шоколадными конфетами.

— А еще с чем можно сравнить букву Ч ? — спросил Лутоня.

Приставим к палочке крючок

На левый палочкин бочок, —

придумала сравнение корова Мумушка.

— Молодец, — похвалил Лутонюшка, вынул из кармана маленькую шоколадку и вручил корове.

Мой рогатенький бычок!

Я лизну тебя в бочок? —

спросила ошалевшая от радости Мумушка своего сыночка Рогатика. И, конечно, облизала его всего, даже отдала ему шоколадку.

Я переверну подкову,

Справа прикреплю к ней ножку.

Буква Ч у нас готова.

Скачет резво по дорожке! —

быстро, как говорят, экспромтом, сочинил стишок жеребенок Галопик.

Дедуля пошел во двор и принес из амбара, где хранил все съестные припасы животных, серебряное ведерко с овсом. Он отдал его как приз за экспромт и находчивость Галопику.

Отвечай да выполняй

Поиграй вместе с животными, вспомни слова, в которых есть буква Ч.

Повтори слова:

1) богач, тягач, бородач, ловкач;

2) толкач, циркач, хохмач, ткач, силач;

3) космач, кумач, скрипач, врач;

4) драч, носач, лихач, меч, бич;

5) москвич, кулич, кирпич, смерч, сургуч, сыч.

- Назови предметы и поставь точки там, где должна стоять буква Ч: в начале, в середине или в конце слова.

- Отгадай загадки.

Ходят в каменной рубахе

В час по шагу... кто? (Черепахи)

По дороге едет чудо:

Торчат ножки из-под блюда,

Сверху голова торчит,

Едет молча, не рычит. (Черепаха)

Ночью часто высыпают,

А к рассвету исчезают. (Звезды)

Зарычу, заверчу,

Пыль, бумажки проглочу —

Чистым сделать все хочу. (Пылесос)

Звонко, звонко я звучу,

Еще звонче быть хочу! (Колокольчик)

На цветочек чудный села,

Покачаться захотела. (Бабочка)

Повтори и выучи скороговорки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Чебурахнул Чебурашка о чурбак чужую чашку.

Чуб чесал чабан бичом, чистил чайник кирпичом.

Закончи фразы.

Дайте чашку старичку, хочет он попить... (чай-, ку).

Чебуреки грач печет да ведет при этом... (счет).

В пляс пустились мужички, поснимали... (пиджачки).

Посадили старички в огороде... (кабачки).

Выучи одно из стихотворений.

Собирались в небе тучки,

Ежик выпустил колючки.

Пробирался он бочком

К блюдцу с вкусным молочком.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Напиши букву Ч по образцу — по точкам, а потом и самостоятельно.

В слове звучном «Камыши» букву и всегда пиши!

Пришел однажды Лутоня в Подготовительный Класс давать урок и сразу же загадал загадку:

— Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу, и расшифруйте эту абракадабру.

Буква И — гласный звук.

Слоги без нее — как без рук.

УЛТКА, ГНОМК, ДОМК, ШК — ерунда!

Не поймем без И ни слова никогда.

И поставь меж букв — и слова

Станут всем понятными тогда.

Животные подумали и закричали наперебой:

— Улитка, гномик, домик, шик!

А потом стали сами придумывать слова, в которых пропускали букву И . И, конечно, все их отгадывали быстро, потому что это нетрудно — поставить пропущенный звук «и» в слове. Без «и» же, наоборот, слова произносить труднее, язык словно бы на что-то натыкается.

— Отгадайте, какое слово я загадал? — спросил жеребенок Галопик и произнес: —- Рябна.

— Рябина! — закричали все, кто был в классе.

— Дубна, — сказал новое слово жеребенок.

— Дубина! — сразу же ответили ему.

— Ангна, — загадал жеребенок.

— Ангина! — догадались все.

— Кална, мална, осна, глна, — называл Галопик, а животные отвечали — Калина, малина, осина, глина.

— Балерна! — закричала кукла Июлина.

— Балерина, — догадались играющие, и тут же кто-то назвал слово «юлна». Не сразу поняли животные, какое это слово.

— Юилна! Юлниа! — кричали они.

— Июлина! — сообразила кошка Крошка.

Долго еще играли ученики Лутонюшки. Был тут и рубин — рубн, и льдина — льдна, и свнна — свинина, и Мрна — Марина. Но Лутонюшка сказал, что пора остановиться и дальше изучать букву И.

— В миллионах слов есть звук «И». А какой он в книге? В каком образе по строчкам И бежит? — задал вопрос Лутоня, показал карточку, и все увидели, как выглядит буква И в книжках и тетрадках, т. е. в печатном виде. Ну, и, конечно, учитель спросил, что напоминает буковка И, что похожее видели и встречали вокруг ученики.

То ли это закорючка,

То ль палки две

С одною ручкой, —

задумчиво произнес поросенок Неряшка.

И совсем-совсем не так!

Вижу в букве И зигзаг! —

возразила свинка Маркуша.

— И так, и так! — подтвердил Лутонюшка. — Оба правильно букву И представляете.

— Три палочки, одна меж них наискосок, — раздался чей-то голосок. Это пискнула мышка Шуршишка. И она тоже была права.

Отвечай да выполняй

Посмотри на картинки. Это отгадки к загадкам о предметах и животных, в названии которых есть буква И. Отгадай и обведи рисунок-отгадку.

Все на свете я сшиваю,

Что сшиваю — не ношу.

Одинокой не бываю,

Я с подружкою хожу. (Иголка)

Приносит в праздник мишка

Лесной подарок — ... (шишку).

По дорожке круглый дом

Движется с большим трудом.

Он везет себя к калитке

Вместе с госпожой... (улиткой).

Желтый весь и кислый он,

Цитрус в ямочках — ... (лимон).

Они в труде, строители,

Им не бывает скучно.

В высоком домике своем

Живут все очень дружно. (Муравьи)

Кружится в воздухе

В различных па

И исполняет он

То вальс, то твист.

Холодный ветер

Старому танцору

Гармонист,

А наш танцор —

Осенний желтый... (лист).

- Прочитай слоги на флажках.

- Пиши букву И по образцу: по пунктиру, потом самостоятельно.

- Пройди по тропкам, по которым буквы И, А, О, Ж ходят в гости друг к другу:

- Послушай стихотворение и нарисуй к нему картинку или сделай отдельные рисуночки леса, сороки; изобрази малину, бруснику, гриб, ежа, лукошко. Фантазируй!

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Где малина, костяника?

Расскажи!

Где румяная брусника?

Где грибы на толстой ножке

Сами просятся в лукошко,

Где синеет голубица,

Где живут ежи?

Расскажи, сорока-птица,

Расскажи!

Г. Лагздынь

- Потренируй свою память, выучи стихотворение про сороку наизусть!

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Новая поучительная рубрика игры буквы ориентирована на самых маленьких наших посетителей. Тут мы вместе бесплатно учим буквы, собираем из них слоги и составляем слова. В игровой форме изучать буквы для детей гораздо интереснее, чем старательно и целенаправленно их постигать. Для детей игры буквы приносят немало пользы, ведь так приятно узнать что-то новое не отвлекаясь от любимого развлечения. Только взрослые знают о том, что это простые виртуальные игры про буквы, малыши же думают, что они в компании сказочных героев. Выучить буквы алфавита – серьёзная задача для малышей.

Не у всех ребят получается сразу запомнить незнакомые палочки и крючочки, и уж тем более не все могут эти палочки написать. Игры буквы созданы для того, чтобы облегчить родителям обучающий процесс своего малыша. Запомнить буквы, составить слово из них, найти две одинаковые буквы или несколько похожих знаков – сложное, но занимательное испытание. В развивающие онлайн игры буквы любопытно играть даже самым неусидчивым деткам. И для девочек, и для мальчиков есть замечательные игры, где надо составлять буквы в слова..

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .