Военное обозрение и политика. Военное обозрение и политика Су 152 прокачка экипажа перки

Советская противотанковая самоходка седьмого уровня, обладает низкой подвижностью, так что действовать зачастую приходится в одних боевых порядках с тяжелыми танками.

Предшественник советской противотанковой САУ ИСУ-152.

Модули

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(HP)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
Вес
(кг)
Цена
(|)
VI 135/228/86 700/700/910 3.39 0.5 3.43 2500 49290
VII 122 мм А-19 обр. 1937 г. 175/217/61 390/390/465 6.65 0.43 2.86 2600 94000
VIII 122 мм Д-25С обр. 1944 г. 175/217/64 390/390/465 8.08 0.41 2.86 2590 106400

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

СУ-152 в игре

Исследование и прокачка

Модули СУ-152

Выбор орудия - в зависимости от тактики, которой вы придерживались на своём долгом и трудном (но, надеюсь, интересном и захватывающем) пути к «Зверобою»:

122 мм Д-25С обр. 1944 г.

Если вы выбирали скорострельное и точное орудие с невысоким уроном - 57 мм ЗиС-8С на АТ-1, 57 мм ЗИС-2 на СУ-76, 85 мм Д-5С на СУ-85, 100 мм Д-10С на СУ-100 - то ваш выбор -122 мм Д-25С обр. 1944 г. , топовое орудие СУ-152, обладает самым высоким показателем ДПМ (единицы урона в минуту) - отличным соотношением разового урона и скорострельности, неплохой точностью, а также посредственной бронепробиваемостью. Для стрельбы лучше всего использовать преимущественно Бронебойные снаряды, так как Осколочно-Фугасные 122 мм снаряды обладают довольно малым уроном. Эта пушка отлично подходит для тактики «непосредственной поддержки атаки».

152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг.

Если вы предпочитали орудие с большим разовым уроном - 76 мм Л-10С на АТ-1, 76 мм ЗИС-3 на СУ-76, 107 мм ЗиС-6С на СУ-85, 122 мм Д2-5С на СУ-100 - то ваш выбор -152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. - базовое орудие СУ-152. «Фугасница», «Дрын», «Глушило», «Полено» - прозвища данного орудия говорят сами за себя. Сорокавосьмикилограммовые снаряды 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. , несмотря на довольно посредственную бронепробиваемость, обладают огромным уроном. Бронебойные снаряды способны пробить броню таких «крепких орешков», как КВ, Тигр, Королевский Тигр, «Фердинанд» и даже грозный «VK4502(P) Ausf. B». Однако помните - если у вас заряжен ББ снаряд, не рискуйте, очень тщательно цельтесь в самые уязвимые и слабобронированные точки врага. Иначе, если броня не будет пробита - вас уничтожает ещё до того, как вы перезарядитесь. Фугасные снаряды152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. обладают ещё большим уроном, но их бронепробиваемость очень мала. В основном эти снаряды применяют для того, чтобы покалечить и максимально снизить эффективность тяжелых танков противника: часто, после единственного попадания ОФ снаряда, например, по Королевскому Тигру, у последнего выходит из строя половина экипажа, а также тяжело повреждаются сразу несколько модулей: орудие, боеукладка, гусеницы, приборы наблюдения. И последнее: помните, что 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. - одно из самых неточных в игре. Тем не менее, практически единственная «ниша» гаубицы-пушки 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. в игре — ведение огня с дальних и средних дистанций. На практике, ближний бой для СУ-152 заканчивается очень быстро — обнаружив вас после вашего выстрела, противник в первую очередь стремится сбить вам гусеницы, сблизиться и зайти сбоку. В этом случае без поддержки товарищей вы обречены.

Боевая эффективность

СУ-152 - весомый аргумент на поле боя. При использовании ОФ снарядов 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. даже ТТ 10 уровня получают ощутимый урон из любого положения и частенько «встают на гусли». Что является неплохим подспорьем, поскольку долгую перезарядку можно выждать за укрытием. Однако настоящий кошмар для противника наступает, если удается бить в слабобронированные борта и корму: в этом случае поглощение фугасного урона минимально, и повреждения в 600 и выше позволяют почувствовать себя хозяином положения.

Советские ПТ в игре идейно не предназаначены выдерживать огонь противника, однако начиная с су-152 (и далее по ветке) у нас появляется «троллфейс» — толстенная и довольно большая по площади маска орудия, которую совершенно нормально не пробить орудиями 10 уровня. Поэтому если есть выбор, из-за укрытия высовываемся справа. Если все-таки случился ближний бой лоб в лоб, следим, куда именно целится противник, и «пританцовываем», норовя подставить гусеницы или маску. Иногда это позволяет «чудом спастись» от верной смерти, когда какой-нибудь ис-3 получает о нас парочку непробитий.

Достоинства

  • высокий урон;
  • средняя скорострельность;
Недостатки
  • слабое бронирование;
  • большая заметность;
  • плохой обзор;

Оборудование, снаряжение и боеприпасы

  1. «ПТ САУ огневой поддержки атаки» , орудие - 122 мм Д-25С обр. 1944 г. :

ББ25БП0ОФ7

Масло активируется на весь бой и дает САУ прирост в мощности двигателя в 5%, что пригодится при следовании за ударной группой.

  1. «Становой хребет обороны» , орудие - 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг.:

ББ0БП5ОФ21

Ограничитель требует активации при этом даёт прирост мощности в 10%, но на короткое время. В начале боя, уже наметив свою будущую огневую позицию, нужно включить ограничитель и на максимальной скорости занять её, выключив ограничитель сразу по остановке. Каждая перебежка от одной позиции к другой должна производится на «форсаже», с максимальной скоростью и со включенным ограничителем. Однако не стоит увлекаться, иначе можно повредить двигатель и оказаться с грустным лицом и печальным видом в самый напряженный момент под конец боя.

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  • В игре базовое орудие СУ-152 называется 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. На самом деле, САУ СУ-152 была вооружена специальной модификацией этой гаубицы-пушки - МЛ-20С. Различия между качающимися частями самоходного и буксируемого вариантов обуславливались необходимостью обеспечения удобства работы заряжающего и наводчика в стеснённом боевом отделении самоходки. В частности, маховики горизонтальной и вертикальной наводки у МЛ-20С располагались слева от ствола (тогда как у152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. - по обе стороны) и самоходный вариант орудия дополнительно оснащался зарядным лотком.
  • Первое орудие, доступное для исследования - 122 мм А-19 обр. 1937 г. - та же самая неточность. Во первых, настоящее её название - «122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.» , где 1931 - год принятия на вооружение пушки в первоначальном варианте, 1937 - год принятия на вооружение с изменённым лафетом, при неизменной качающейся части. И это всё - буксируемые, то есть «колёсные», варианты. Для установки в САУ в конструкцию пушки были внесены те же изменения, что и в МЛ-20. Отличия самоходного варианта пушки (А-19С) от буксируемого (А-19) заключались в переносе органов наведения орудия на одну сторону, оборудовании казённой части лотком-приёмником для удобства заряжания и введении электроспуска. А-19С не устанавливалась на СУ-152, так как была разработана уже после завершения серийного производства СУ-152 и была предложена как вариант вооружения новой САУ ИСУ-152. В декабре 1943 года опытный образец «Объект 242» новой САУ был построен и передан на испытания. 12 марта 1944 года САУ была официально принята на вооружение РККА под индексом ИСУ-122, с апреля того же года началось её серийное производство.
  • Бронебойщик - за отличные показатели бронепробиваемости 122мм пушки Д-25С обр. 1944г.

СУ-152










КУРСКИЕ "ЗВЕРОБОИ"
Обычно рассказ об истории самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-152 начинают с декабря 1942 года, когда конструкторское бюро Челябинского Кировского Завода (ЧКЗ) получило задание на ее разработку. Но этот факт является только логическим завершением целой последовательности событий, развернувшихся в самом начале сороковых годов ХХ столетия. Как известно, "зимняя" война между Советским Союзом и Финляндией выявила целый ряд пробелов в техническом оснащении Красной Армии. В частности, советские войска испытывали острейшую необходимость в мощных огневых средствах, способных эффективно поражать долговременные фортификационные сооружения линии Маннергейма. Чтобы решить эту проблему, были возобновлены работы по опытной тяжелой САУ СУ-14Бр2 на базе агрегатов танков Т-28 и Т-35, вооруженной 152.4-мм орудием. Ее прототип оснастили противопульным бронированием, но почти сразу же выяснилось, что оно не обеспечивает должной защиты на предполагаемых дистанциях боя. Кроме того, увеличение массы машины за счет бронирования привело к значительной перегруженности моторно-трансмиссионной группы. С теми же проблемами столкнулись и разработчики другой тяжелой САУ СУ-100Y. Тем не менее, задача оснащения Красной Армии тяжелым штурмовым орудием была решена. Но такой машиной стала не самоходка, а танка КВ, оснащенная 152.4-мм гаубицей М-10 в высокой башне кругового вращения. Сейчас ее называют КВ-2, а тогда машину именовали как "КВ с большой башней". Прототип КВ-2 показал хорошие результаты при стрельбе по захваченным финским ДОТам, но к моменту выпуска первых серийных машин "зимняя" война уже закончилась.
Выпущенные до начала Великой Отечественной войны КВ-2 приняли самое активное участие в боях ее первого периода. Только использовались они совершенно не в том качестве, на которое рассчитывались - целями для них служили не укрепления, а вермахта. За неимением бронебойных снарядов по ним стреляли бетонобойными. Как правило, попадание такого снаряда в любой немецкий того времени превращало его в груду чадящих обломков. Мощное бронирование КВ-2 позволяло ему выходить из боя победителем, имея на своей броне десятки вмятин от попаданий снарядов врага. Такая их эффективность была для немцев просто шокирующей. Но, к сожалению, довоенные танки серии КВ имели много недоработок в конструкции и производственных дефектов, особенно в трансмиссии. Поэтому многие машины были уничтожены или оставлены своими экипажами из-за механических поломок узлов и агрегатов. Кроме того, КВ-2 проигрывали КВ-1 и Т-34 в динамических характеристиках и оснащались низкоскорострельной артсистемой, огонь из которой можно было вести только из неподвижной машины. Ресурсоемкость и стоимость производства танков КВ-2 были также очень высокими, поэтому решение о прекращении их производства вскоре после начала войны представляется довольно логичным. Налицо была ситуация, когда затраты на производство КВ-2 не соответствовали результатам их боевого применения: весьма успешно бороться с танками врага могли гораздо более дешевые Т-34, а возможность поражать укрепления неприятеля по известным причинам так и осталась невостребованной на первом этапе войны.
Такое положение дел сохранялось достаточно продолжительное время. Но к осени 1942 года обстановка существенным образом изменилась - у Красной Армии появились возможности по организации мощного контрудара с целью окружения и ликвидации сталинградской группировки неприятеля. В обстановке строжайшей секретности были проведены все необходимые приготовления и 19 ноября 1942 года по немцам и их союзникам был нанесен мощный и неожиданный для них удар. Роли воюющих сторон поменялись - Красная Армия наступала, вермахт оборонялся. В целях усиления обороны немцы построили большое число укреплений, инженерных и минно-взрывных заграждений. Также они использовали часть сооружений бывших советских оборонительных обводов Сталинграда, взятых в ходе летне-осенних боев 1942 года. Для успешного их преодоления Красной Армии потребовалась класса самоходных штурмовых орудий. Однако к этому моменту практически все выпущенные ранее КВ-2 были потеряны. Поэтому в ходе сталинградского контрнаступления советским войскам приходилось либо терять время, ожидая огневой поддержки артиллерии (которая практически вся была на тот момент буксируемой), либо штурмовать немецкие позиции без артиллерийской поддержки, обагряя своей кровью каждую пядь родной земли. Такая ситуация никоим образом не устраивала высшее армейское руководство, поэтому в самый разгар сталинградского контрнаступления, в декабре 1942 года, конструкторскому бюро ЧКЗ было выдано задание на разработку тяжелого самоходного штурмового орудия. Всего за 25 дней коллектив завода представил прототип новой машины под заводским обозначением У-11 на базе тяжелого танка КВ-1С. Для ее вооружения была выбрана 152.4-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года, созданная КБ артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым. На тот момент это орудие было одним из лучших по своим характеристикам среди представителей советской тяжелой артиллерии. Оно могло выступать как в роли гаубицы с навесной траекторией полета снаряда для борьбы с укреплениями, обстрела по площадям и разрушения заграждений, так и в роли пушки с настильной траекторией полета снаряда - для стрельбы прямой наводкой и уничтожения бронированных подвижных целей. Для решения всех этих задач орудие МЛ-20 имело соответствующие типы боеприпасов:
осколочно-фугасная пушечная ОФ-540
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530
осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
бетонобойный гаубичный снаряд Г-530
Однако по сравнению с предыдущей моделью штурмового орудия - танком КВ-2 - вооружение не удалось разместить во вращающейся башне из-за значительно большей длины отката орудия. Поэтому артсистему смонтировали в неподвижной шестигранной боевой рубке. При этом качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 почти не претерпела изменений; она крепилась к специальной раме-станку, которая, в свою очередь, соединялась с передней броневой плитой боевой рубки. Выступающие за габарит рубки противооткатные устройства орудия защищались массивной броневой маской, которая служила также уравновешивающим элементом. Такое конструктивное решение позволило расширить полезный объем боевого отделения и улучшить его обитаемость (конструкторы Уральского Завода Тяжелого Машиностроения при разработке средней САУ СУ-122 разместили орудие на тумбовой установке, которая по своим возможностям уступала рамной. Поэтому уже в ходе работ по модернизации СУ-122 ее оснастили рамной конструкцией установки орудия, а впоследствии она использовалась во всех новых образцах средних и тяжелых самоходок). Ходовая часть от танка КВ-1С каких-либо серьезных изменений не претерпела.
В боевой рубке размещается экипаж самоходки и - 20 артвыстрелов раздельного заряжания. Экипаж состоит из 5 человек: командира машины, командира орудия (наводчика), механика-водителя и заряжающего с замковым. В качестве личного оружия члены экипажа имеют пистолет-пулемет ППШ и несколько ручных гранат Ф-1. Для управления артиллерийским огнем самоходка оснащалась телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца. Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК и переговорное устройство ТПУ-4БисФ.
Прототип самоходки, получивший индекс КВ-14, был показан правительству в самом начале 1943 года. После этого ЧКЗ получил приказ о немедленной подготовке серийного выпуска этих машин. Такая ультимативность объяснялась достаточно просто - помимо необходимости в штурмовых орудиях при наступательных боевых действиях, КВ-14 была единственной машиной, способной уничтожать новый немецкий тяжелый танк Pz Kpfw VI "Тигр" на любых дистанциях боя. Коллектив ЧКЗ, проявив максимум усилий и трудового героизма, выполнил поставленную задачу - первые серийные самоходки КВ-14 покинули сборочные цеха завода в феврале 1943 года. Здесь надо отметить то обстоятельство, что на тот момент ЧКЗ выпускал не только тяжелые танки КВ-1С, но и куда большее количество средних Т-34. Поэтому сборочных линий под КВ-14 проходила таким образом, чтобы никоим образом не нарушить производство "тридцатьчетверок" и продолжать выпуск тяжелых КВ-1С. Только уже после запуска в серию тяжелого танка ИС и самоходок на его базе производство Т-34 на ЧКЗ было свернуто в их пользу.
Новые машины весной 1943 года начали поступать в учебные части, а затем и в действующую армию. Тогда их переименовали в СУ-152, на этот раз уже окончательно. В процессе выпуска новых самоходок в них вносились небольшие конструктивные изменения, направленные на улучшение технологии их производства и боевых качеств. В частности, для СУ-152 была разработана турельная установка зенитного пулемета ДШК. Однако век СУ-152 в производстве оказался недолгим - на ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка, который хоть и являлся прямым наследником КВ, но "обратной совместимости" с ним по узлам и механизмам не имел. Пока отработка его не была закончена, ЧКЗ выпускал СУ-152 и "переходную " КВ-85 (т. к. башню для нового танка сконструировали быстрее, чем ходовую часть и ее можно было поставить на шасси КВ). К концу осени 1943 года эти работы были успешно завершены и постепенно место СУ-152 на конвейере заняла ее прямая наследница ИСУ-152. Всего за этот период ЧКЗ выпустил свыше 600 СУ-152 (Различные авторы приводят отличающиеся цифры, например в обзоре В. Н. Шункова "Оружие Красной Армии" указано на 620 выпущенных СУ-152, а в других источниках часто встречается упоминание о 704 выпущенных самоходках этого типа).

Изначально самоходками СУ-152 вооружались отдельные тяжелые самоходно-артиллерийские полки (ОТСАП) в составе 12 машин каждый. Несколько таких подразделений были сформированы весной 1943 года, но главные события, где самоходкам СУ-152 предстояло сыграть важную роль, были еще впереди. Советское командование имело достаточно разведданных о готовящемся немецком летнем наступлении на Курской Дуге, в том числе и о возможном массированном применении неприятелем новых танков и САУ. Из всей советской бронетехники только СУ-152 могли успешно им противодействовать без необходимости тесного сближения. Поэтому на самые танкоопасные направления были переброшены 24 СУ-152 в составе двух ОТСАП. Бойцы-пехотинцы с восторгом встретили появление новых советских самоходок, а они, в свою очередь, их не разочаровали. 5 июля вермахт начал свою операцию "Цитадель", обрушив на советскую оборону мощнейший танковый удар. Действуя в обороне в основном из засад, СУ-152 показали, что нет такой вражеской техники, которую они не могли бы уничтожить. 152-мм бронебойные снаряды разбивали средние немецкие танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, броня новых "Тигров" и "Пантер" тоже не могла ничего противопоставить этим снарядам. Зачастую за неимением бронебойных снарядов по танкам врага стреляли фугасными или бетонобойными. При попадании в башню фугасный снаряд срывал ее с погона. Бывали моменты, когда эти башни буквально летали в воздухе. Наконец, СУ-152 была единственной советской боевой машиной, способной успешно противостоять грозной немецкой САУ "Фердинанд". Многие самоходчики на Курской Дуге проявили героизм и высокое умение владеть вверенной им техникой, например майор Санковский вместе с экипажем своей СУ-152 уничтожил только за один день 10 немецких танков. За все время Орловско-Курской операции его ОТСАП записал на свой боевой счет 7 "Фердинандов" и 10 "Тигров", не считая прочих немецких машин других типов (в разных источниках цифры слегка разнятся, в некоторых упоминаются уничтоженные 8 "Фердинанды" и 12 "Тигров"). За такую результативность против бронированного "зверинца" вермахта СУ-152 приобрела в Красной Армии почетное прозвище "Зверобой".
Разумеется, СУ-152 отнюдь не была идеальной конструкцией. Как и все советские САУ той же компоновочной схемы, она имела небольшой угол горизонтальной наводки (12 градусов). По этому показателю она проигрывала большинству немецких САУ того же назначения (т. е. штурмовым орудиям или истребителям танков). Только в конструкции ИСУ-122С советским разработчикам удалось улучшить этот параметр. Как следствие, СУ-152 была уязвима к фланговым атакам. Кроме того, 60-мм бортовая броня в 1943 году уже не могла служить надежной защитой от снарядов немецких длинноствольных 75-мм и 88-мм орудий. Большая масса 152-мм артвыстрелов раздельного заряжания требовала от заряжающего столь же большой физической силы и не способствовала повышению и без того невысокой скорострельности. В городских штурмовых боях не помешало бы наличие пулемета. Ходовая часть СУ-152 унаследовала от КВ-1С все ее недостатки в моторно- трансмиссионной группе. Но несмотря на все это, самоходка имела у фронтовиков репутацию очень нужной машины в любых боевых обстоятельствах - ее огромная огневая мощь с лихвой компенсировала все недостатки.
После победного завершения Курской Битвы СУ-152 активно использовались в наступательных действиях Красной Армии на всех фронтах от Карелии до Крыма. Организация ОТСАП в конце 1943 года претерпела существенные изменения - теперь в полку по штату была 21 самоходка - 4 батареи по 5 машин плюс еще одна машина командира полка. В 1944 году ОТСАП начали постепенно перевооружаться на более совершенные ИСУ-152 и ИСУ-122. В конструкции этих машин удалось устранить многие недостатки, которые шли от исходного базового шасси КВ, а также усилить бронирование без увеличения общей массы САУ. Разработанная для СУ-152 турельная установка пулемета ДШК как раз и пригодилась для оснащения новых САУ серии ИСУ. Сами же самоходки СУ-152 продолжали активно использоваться в боях с вермахтом, поэтому лишь немногие из них встретили победную весну 1945 года. Но в отчаянной схватке летом 1943 года они заложили еще один камень в основание Великой Победы.



Одна СУ-152 экспонируется в подмосковной Кубинке в Музее бронетанковой техники при НИИБТ Полигоне.


Библиография:
1. Броне-сайт, апрель 2003
2. Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. - Мн.: Харвест, 1999. - 544 с.

Энциклопедия танков . 2010 .

В декабре 1942 года конструкторское бюро ЧКЗ (Челябинский Кировский завод) получило задание на разработку тяжелого штурмового орудия. В рекордные сроки, всего за 25 дней коллектив завода представил готовый прототип машины, имеющей заводское обозначение У-11. САУ была создана на базе танка КВ-1С. Основным ее стала 152-мм гаубица пушка МЛ-20 обр. 1937 года. В то время данная артиллерийская система была одной из лучших среди всех советских тяжелых гаубиц. Орудие могло использоваться как для стрельбы прямой наводкой и уничтожения бронированных подвижных целей, так и для огня с закрытых позиций по навесной траектории для обстрела по площадям, разрушения заграждений и укреплений противника.

Предыдущей моделью советского штурмового орудия являлся танк КВ-2, вооружение которого размещалось во вращающейся башне. Повторить конструкцию этого танка мешал более значительный откат орудия, поэтому орудие было установлено в неподвижной шестигранной бронерубке. При этом качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 практически не претерпела изменений. Орудие крепилось к специальной раме-станку, который в свою очередь соединялся с передней бронеплитой рубки. Выступающие за габариты рубки противооткатные устройства орудия были прикрыты массивной бронемаской, которая выполняла и роль уравновешивающего элемента. Использование конструктивного решения со станком позволило улучшить обитаемость и полезный объем рубки. Ходовая часть самоходки полностью была заимствована у тяжелого танка КВ-1С не претерпев каких-либо существенных изменений.


Прототип самоходки, получил обозначение КВ-14, и был продемонстрирован правительству уже в начале 1943 года. После демонстрации ЧКЗ получил приказ о немедленной подготовке серийного производства данных САУ. Такая поспешность объяснялась достаточно просто – войска нуждались в штурмовых орудиях при ведении наступательных операций, также КВ-14 был единственной машиной, которая могла уничтожать новый тяжелый танк вермахта Pz Kpfw VI «Тигр» на любых дистанциях боя. Впервые с ним советские войска столкнулись в сентябре 1942 года под Ленинградом.

Коллектив челябинского завода, проявив максимум усилий и настоящего трудового героизма, поставленную задачу выполнил – первые серийные САУ КВ-14 вышли из сборочных цехов завода уже в феврале 1943 года. При этом надо выделить то обстоятельство, что в 1943 году ЧКЗ занимался не только выпуском тяжелых танков КВ-1С, но и производил куда большее количество средних танков Т-34. Поэтому адаптация сборочных линий завода под КВ-14 проходила таким образом, чтобы не навредить массовому производству Т-34 и продолжать выпуск тяжелых танков КВ-1С. Лишь после запуска в серию нового тяжелого танка ИС и САУ на его базе выпуск Т-34 на ЧКЗ был свернут.

В армию новые машины попали уже весной 1943 года. Здесь их окончательно переименовали в СУ-152. В процессе серийного производства в конструкцию машин вносились различные несущественные изменения, которые были направлены на улучшение их боевых качеств и технологичности. Так на СУ-152 появилась турельная установка зенитного пулемета ДШК, которая была установлена лишь на те машины, которые прошли модернизацию на заводе-изготовителе в 1944-1945 годах. Век САУ СУ-152 в производстве оказался недолгим. На ЧКЗ полным ходом шли работы по созданию нового тяжелого танка, который хоть и был прямым наследником КВ, но «обратной совместимости» узлов и деталей с ним не имел. Пока не были закончены работы над его шасси, на ЧКЗ продолжался выпуск СУ-152 и переходной модели КВ-85, к концу осени 1943 года все работы по новому тяжелому танку были завершены и место САУ СУ-152 на конвейере заняла ее наследница ИСУ-152. Всего в течение 1943 года была выпущена 671 самоходка СУ-152.


Особенности конструкции

Броневой корпус и рубка САУ сваривались из катанных бронеплит толщиной в 75, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита была дифференцированной, противоснарядной. Броневые плиты, из которых собиралась рубка, располагались под рациональными углами наклона. Для того чтобы обеспечить доступ к агрегатам и узлам двигателя на крыше моторного отделения был спроектирован большой прямоугольный люк с выштамповкой и отверстием для заливки воды в систему охлаждения двигателя. Также в бронеплите над трансмиссионным отделением находилось еще 2 круглых люка, которые использовались для доступа к механизмам трансмиссии САУ.

Весь экипаж самоходки размещался в броневой рубке, которая объединяла в себе отделение управления и боевое отделение. От двигательной установки рубка отделялась специальной перегородкой, в которой были сделаны шиберы, предназначавшиеся для вентиляции боевого отделения САУ. Когда шиберы были открыты, работающий двигатель создавал необходимую тягу воздуха, которой было достаточно для обновления воздуха в обитаемом пространстве СУ-152. Для посадки-высадки из машины члены экипажа использовали правый круглый одностворчатый люк на крыше рубки, а также прямоугольный двустворчатый люк, расположенный на стыке крышевой и задней бронеплит рубки. Слева от орудия размещался еще один круглый люк, но он не предназначался для посадки-высадки экипажа. Данный люк использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела, однако в результате возникновения экстренной ситуации он также мог использоваться для эвакуации экипажа самоходки. Основной аварийный люк для покидания машины располагался в днище позади сидения механика-водителя.

Главным оружием САУ СУ-152 выступала модификация МЛ-20С нарезной 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 обр. 1937 года. Различия между качающимися частями буксируемого и самоходного вариантов в первую очередь были обусловлены необходимостью обеспечения удобства работы наводчика и заряжающего в тесных условиях закрытой рубки. Так маховики вертикальной и горизонтальной наводки на орудии МЛ-20С были расположены с левой стороны ствола, тогда как у буксируемого варианта с обеих сторон. Также МЛ-20С дополнительно оснащалась зарядным лотком. Углы вертикальной наводки орудия составляли от -5 до +18 градусов, сектор горизонтального обстрела равнялся 24 градусам (по 12 в каждую сторону). Длина ствола гаубицы-пушки составляла 29 калибров. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3,8 км., максимально возможная дальность стрельбы – 13 км. Оба поворотных механизма орудия были ручными, секторного типа, обслуживались наводчиком САУ, спуск МЛ-20С также был механическим ручным.


Боекомплект орудия состоял из 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды и метательные заряды в гильзах размещались у задней стенки боевого отделения САУ и вдоль его бортов. Скорострельность орудия находилась на уровне 2 выстрелов в минуту. Для самообороны экипаж самоходки использовал 2 пистолета-пулемета ППШ (боекомплект 18 дисков на 1278 патронов), а также 25 гранат Ф-1.

САУ СУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизелем В-2К жидкостного охлаждения. Максимальная мощность двигателя 600 л.с. Пуск дизеля обеспечивался при помощи стартера СТ-700 мощностью в 15 л.с. или сжатым воздухов из двух баллонов по 5 литров каждый, расположенных в боевом отделении САУ. Самоходка имела достаточно плотную компоновку, при которой основные топливные баки общим объемом в 600 литров были расположены в моторно-трансмиссионном и боевом отделении машины. Дополнительно САУ СУ-152 могла комплектоваться 4 наружными баками объемом по 90 литров каждый, которые устанавливались вдоль бортов моторно-трансмиссионного отделения и не были связаны с топливной системой двигателя. Дизельный двигатель самоходки работал в связке с четырёхступенчатой коробкой передач с демультипликатором (8 передач вперед, 2 назад).

Ходовая часть САУ СУ-152 была аналогична ходовой части тяжелого танка КВ-1С. Подвеска САУ – индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра на каждый борт. Напротив каждого опорного катка к корпусу САУ были приварены ограничители хода балансиров подвески. Ленивцы с винтовым механизмом натяжения гусеницы находились спереди, а ведущие колеса со съёмными зубчатыми венцами – сзади. На каждый борт самоходки приходилось также по 3 малых цельнолитых поддерживающих катка.


Боевое применение

Первоначально самоходками СУ-152 вооружались отдельные тяжелые самоходно-артиллерийские полки (ОТСАП), каждый из которых включал в себя по 12 боевых машин. Несколько таких подразделений были сформированы уже к весне 1943 года. В оборонительной операции Красной Армии на Курской дуге приняло участие 2 полка, вооруженных этими машинами, которые были развернуты на северном и южном фасе Курской дуги. Из всей советской бронетехники только данные САУ могли уверенно бороться со всеми типами бронетехники немцев, не сближаясь с ней.

Ввиду малого количества (всего 24 штуки), заметной роли в Курской битве данные самоходки не сыграли, но важность их наличия в действующих частях не подвергается сомнению. Применялись они по большей части как истребители танков, так как только САУ СУ-152 могла достаточно эффективно бороться с новыми и модернизированными танками и САУ вермахта практически на любой дистанции боя.

Стоит отметить, что большую часть немецкой бронетехники в Курской битве составляли модернизированные версии танков PzKpfW III и PzKpfW IV, «Тигров» использовалось около 150, «Пантер» около 200, а «Фердинандов» – 90. Тем не менее, даже средние немецкие танки, лобовая броня корпуса которых была доведена до 70-80 мм. были грозным противником для советской 45 и 76-мм артиллерии, которая не пробивала их калиберными боеприпасами на дальности свыше 300 метров. Более эффективные подкалиберные снаряды имелись в войсках в недостаточном количестве. В то же время снаряды СУ-152 вследствие большой массы и кинетической энергии обладали сильным разрушительным потенциалом и их прямые попадания в бронированные цели приводили к серьезным разрушениям последних.


САУ СУ-152 доказали, что не существует такой немецкой техники, которую они не могли бы уничтожить. Бронебойные снаряды 152-мм гаубицы просто разбивали средние танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Броня новых танков «Пантера» и «Тигр» также не способна была противостоять данным снарядам. Из-за нехватки в войсках 152-мм бронебойных снарядов экипажи САУ часто использовали бетонобойные или даже просто осколочно-фугасные выстрелы. Осколочно-фугасные выстрелы также обладали неплохой эффективностью при использовании по бронированным целям. Нередко отмечались случаи, когда фугасный снаряд при попадании в башню срывал ее с погона. Даже если броня танка выдерживала удар, разрывы таких боеприпасов повреждали ходовую часть, прицелы, орудия, выводя танки противника из боя. Иногда для поражения немецкой бронетехники достаточно было близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж САУ майора Санковского, командовавшего одной из батарей СУ-152, за один день боев записал на свой счет 10 вражеских танков (возможно успех относился ко всей батарее) и был представлен к званию Героя Советского Союза.

В наступательной фазе Курской битвы СУ-152 также достаточно хорошо себя зарекомендовали, выступая в роли мобильной тяжелой артиллерии, которая усиливала пехотные и танковые части Красной армии. Часто самоходки сражались в первых линиях наступающих войск, но нередко использовались и более рационально – в качестве средства огневой поддержки второй линии атаки, что положительно сказывалось на выживаемости экипажей.

Тактико-технические характеристики: СУ-152
Масса: 45,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,95 м., ширина 3,25 м., высота 2,45 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 20 до 75 мм.
Вооружение: 152-мм гаубица МЛ-20С
Боекомплект: 20 снарядов
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 43 км/час, по пересеченной местности – 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 330 км.

22-05-2016, 22:58

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в гостях легендарная машина, памятнике которой установлены во множестве городах – сейчас мы рассмотрим СУ-152 гайд.

Друзья, наверняка многие из вас знают, что СУ-152 танк является ярким представителем ПТ-САУ СССР и занимает седьмую ступень в дереве развития. При этом стоит отметить, что преимущественно все ПТ в данной ветке являются весьма сильными и этот экземпляр не исключение, а скорее прямое тому подтверждением.

ТТХ СУ-152

Начнем рассматривать данный агрегат с самых очевидных ТТХ, ведь мы имеем типичный для ПТ-САУ нашего уровня запас прочности и самый плохой обзор среди одноклассников.

Если же обратить внимание на СУ-152 характеристики бронирования, то снова не видно каких-то удивительных цифр, все довольно слабенько. Однако мы имеем большую и очень крепкую маску орудия, которая действительно хорошо держит удар, да и некоторые скосы в лобовой проекции, периодически спасающие от случайных снарядов более низких по уровню танков.

Что касается подвижности, то тут ПТ-САУ СУ-152 WoT несколько противоречивая машина. С одной стороны нас наделили хорошей максимальной скоростью, за счет того, что удельная мощность двигателя у нас чуть больше 13 лошадей на тонну, разгоняемся мы довольно быстро и динамикой обладаем хорошей. Но проблема в другой, этот советский агрегат неповоротлив и скорость при движении назад у нас всего 11 км/ч, а это частенько выходит боком.

Орудие

С вооружением у СУ-152 World of Tanks дела обстоят очень интересно. Дело в том, что именно благодаря этому нюансу данный танк очень комфортно себя чувствует как в стоковой комплектации, так и в топовой.

Итак, первая пушка шестого уровня – это фугасница калибром 152 миллиметра. Разумеется, у нее никакая точность, огромный разброс, длительное время сведения и все в таком роде. Но в этом варианте нам абсолютно все равно кто заедет в прицел, мы в любом случае нанесем урон фугасом, а если выстрел придется в какое-нибудь уязвимое место или по небронированной цели, результат превзойдет все ожидания. ДПМ у этого ствола не очень большой – 2373, но удовольствия от игры вы получите массу.

Для любителей пострелять голдой тут присутствуют кумулятивные снаряды с огромным показателем бронепробития, они практически полностью компенсируют недостатки в точности, но урон имеют не такой большой, как фугасы.

Второе СУ-152 орудие – это всем знаковый деструктор с весьма посредственным бронепробитием (стоит возить с собой голдовые снаряды) и весьма хорошим разовым уроном. Главным достоинством этой пушки является ДПМ, который насчитывает примерно 3163 единицы урона в минуту.

В остальном этот ствол также имеет довольно большой разброс и сводится довольно долго. Кстати, обе пушки опускаются вниз на 6 градусов, что не очень комфортно, но к этому можно привыкнуть. Правда, углы горизонтальной наводки тоже не лучшие, по 8 градусов в каждую сторону, наверное, это плата за огромный урон.

Примечательно то, что даже выкачав СУ-152 танк до топовой комплектации многие все равно играют со стоковым орудием, чтобы получать больше фана, да и обделенными вы себя чувствовать уж точно не будете.

Преимущества и недостатки

Так как все характеристики уже рассмотрены, и мы поговорили об обеих пушках, пришло время подвести первые итоги и рассказать, какие же наиболее сильные и слабые стороны имеет данная ПТ-САУ.

Плюсы:
Вариативность вооружения;
Отличная фугасница с огромной альфой;
Огромный ДПМ у топового орудия;
Неплохая подвижность и динамика;
Крепчайшая маска орудия.

Минусы:
Слабое общее бронирование;
Низкая маневренность;
Плохая скорость при движении назад;
Некомфортные УВНы и УГНы;
Отвратительный обзор.

Оборудование для СУ-152

Для СУ-152 оборудование играет очень важную роль, ведь только благодаря его правильному подбору можно будет чувствовать себя в бою наиболее комфортно и приносить максимальную пользу команде. Исходя из этого, выбор будет следующим:
1. – выше скорострельность, значит выше и урон в минуту, актуально для обеих пушек.
2. – также крайне важно в обоих случаях, ведь скорость сведения хромает как у фугасницы, так и у Д-25С.
3. – у нас очень плохой обзор для своего уровня и только установкой этого модуля можно хоть как-то улучшить этот показатель.
Имейте в виду, приведенные выше три варианта для СУ-152 WoT наиболее эффективны, менять их на что-то не целесообразно, ведь ни , ни , ни , не смогут компенсировать наши недостатки в полной мере.

Обучение экипажа

Хотя с обучением экипажа все обстоит несколько проще, чем с выбором оборудования, тут тоже нужно хорошенько подумать, ведь процесс прокачки довольно длителен, а брать что попало уж точно не стоит. Таким образом, на СУ-152 перки качаются следующим образом:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для СУ-152

Выбирать на СУ-152 снаряжение проще некуда, ведь эта машина прекрасно себя чувствует с джентльменским набором в виде , и . Однако лучше все же использовать премиумные расходники, которые хотя и стоят дороже, не раз спасут вам жизнь в бою. Кстати, последний вариант можно заменить на , буст характеристик нам не повредит.

Тактика игры на СУ-152

Говоря откровенно, на СУ-152 тактика ведения боя во многом зависит от того, какое орудие вы выбрали.

Если вы предпочитаете играть с фугасницей, вам лучше подойдут ближние и средние дистанции, но нельзя забывать о нашей слабенькой броне и маневренности, так что в ближний бой вступать можно только в крайних случаях. В остальном играем от альфы, делаем выстрел и закатываемся назад, при этом лучше, если ваш СУ-152 будет находиться в укрытии.

А для выбравших деструктор, то есть топовое орудие, более выгодной позицией будет стоять в густых кустах на второй линии. С этой пушкой танк СУ-152 может более удачно вести огонь с дальней дистанции, но в любом случае задерживаться подолгу на одном месте не стоит. Анализируйте мини-карту, переезжайте, когда позиция потеряла свою актуальность и тем более, если вас засветили.

Касательно общих советов, из-за нашего слабого обзора, наилучшим вариантом игры на советской ПТ-САУ СУ-152 Worl of Tanks будет работать по союзному засвету и реализовывать свой большой урон. Старайтесь светиться как можно меньше, берегите свои очки прочности и всячески помогайте команде. Стоит также бояться арты и подвижных танков противника, которым не составит труда закрутить нас.

СУ-152 - легендарная советская самоходка, которую прозвали Зверобоем за способность уничтожать немецких Тигров, Пантер, Элефантов и других танковых зверей.

Безусловно, главным козырем этой боевой машины является гаубица МЛ-20, способная стрелять снарядом калибра 152мм. Масса снаряда составляет более 40кг, вылетая из ствола орудия он облает огромной разрушительной силой. Попадание из 152 орудия могло уничтожить не только вражескую бронированную технику, но и небольшое здание .

В воспоминаниях бойцов нередко упоминается, что СУ-152 использовались для борьбы со снайперами, от попадания из орудия МЛ-20 двух-трех этажное строение, где прятались снайперы складывалось.

Как исследовать СУ-152 в WoT

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 в World of tanks расположена на седьмом уровне. Чтобы исследовать СУ-152 в World of tanks потребуется набрать 31500 опыта на СУ-100, стоимость СУ-152 составляет 1305000 серебра . Следующая за СУ-152 машина в дереве исследования советских тяжелых противотанковых установок - ИСУ-152, чтобы исследовать ее потребуется набрать на СУ-152 75000 опыта.

Как играть на СУ-152 в World of tanks

СУ-152 советская самоходка, которой присущи черты большинства боевых машин этой ветки исследований в World of tanks - хороший разовый урон, плохая точность, посредственная подвижность, которая, однако, позволяет успеть занять нужные позиции на этой боевой машине.

Хорошей маскировкой СУ-152 похвастаться, также, не может, выстрел из орудия большего калибра практически гарантировано ведет к обнаружению самоходки. Поэтому, играя на СУ-152 в World of tanks следует всегда рассчитывать варианты отступления перед выстрелом.



СУ-152 в WoT может выступать как в качестве поддержки тяжелых танков на второй - третей линии атаки, так и в качестве оборонительной огневой точки, заняв выгодную позицию.

На СУ-152 можно выбрать один из двух конкурентоспособных вариантов вооружения: первый гаубица МЛ-20, второй пушка Д-25С. Рассмотрим подробнее оба варианта.

Какое орудие на СУ-152 лучше

В стоковой комплектации в World of tanks на СУ-152 установлена гаубица МЛ-20 , это орудие обладает отличной огневой мощью, основным снарядом стоит выбрать фугасный, который может нанести 910 урона при полном побитии. Можно выбрать и более затратный вариант стреляя кумулятивными снарядами, но это будет очень дорого.



СУ-152 с орудием МЛ-20

СУ-152 с гаубицей МЛ-20 способно оказать достойное сопротивление любому сопернику, это орудие настолько хорошо, что многие ставят его и на топовую версию боевой машины. Установив на СУ-152 гаубицу МЛ-20 в боекомплект нужно включить фугасные и кумулятивные снаряды, бронебойные возить не стоит, у них слишком плохо пробите.

При игре в World of tanks с фугасницей МЛ-20 стоит помнить, что вражеская броня уменьшает урон фугасного снаряда снаряда, поэтому следует стрелять в наименее бронированные части танков - корму или борта. Выцелить слабые места боевых машин будет непросто МЛ-20 не отличается хорошей точностью.


Игра на СУ-152 с орудием Д-25С более традиционна, из этого орудия стоит стрелять бронебойными или подкалиберными снарядами. Бронебойный снаряд способен нанести 390 урона. Орудие Д-25С гораздо скорострельнее и точнее чем МЛ-20.



Таким образом, выбрав орудие Д-25С вы сможете наносить 390 урона при пробитии и стрелять чаще. Однако следует учесть, что вы будете попадать в бои, в том числе, и с танками девятого уровня, пробить которые в лоб будет нелегко, а иногда и невозможно.


Установив гаубицу МЛ-20 вы будете реже стрелять, но сможете огрызаться играя даже против девяток. Выбор орудия зависит от стиля игры и предпочтений, если вы умеете играть на фугасницах выбирайте МЛ-20, если вам удобнее играть на пушках, стреляющих бронебойными снарядами используйте Д-25С.

СУ-152 на кумулятивных снарядах

Если вы готовы хорошенько потратиться для эффективной игры, то вам стоит выбрать вариант с установкой гаубицы МЛ-20, и использованием кумулятивных снарядов, бронепробитие которых, лучше чем у подкалиберных для Д-25С, при этом урон от пробития 152-ым снарядом составит 700 единиц прочности.

Какие модули исследовать на СУ-152 в World of tanks

В первую очередь на СУ-152 стоит исследовать ходовую , далее если вы предпочитаете играть с фугасницей нужно исследовать двигатель , что несколько улучшить динамику танка.

Если вы хотите установить на СУ-152 орудие Д-25С , то после ходовой нужно исследовать орудие А-19 , затем - Д-25С и после этого прокачать двигатель .

Какое оборудование установить на СУ-152 в WoT

Как было отмечено СУ-152 одна из типичных советских САУ в World of tanks, для этих боевых машин отлично подходит досылатель улучшающий скорострельность, усиленные приводы наводки , ускоряющие сведение и вентилятор для активной игры в качестве поддержки тяжелых танков, или стереотруба для игры от обороны. Любители засад могут заменить приводы на маскировочную сеть .