Замок Шамбор: фото и интересные факты о красивейшем дворце Франции. История замка шамбор

Долина Луары – один из самых богатых историческими памятниками регион Франции. Нигде в Европе не встретишь такой концентрации замков, как здесь – в бассейне Луары их больше ста. Свыше 20-ти замков внесено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них – расположенный неподалёку от Блуа Шамбор, один из самых знаменитых замков Франции, признанный шедевр ренессансной архитектуры.

Любовь и замки

Франциск Первый, взошедший на трон в 1515 году, слыл покровителем искусств и лелеял мечту о постройке замка, достойного величия Франции. Покорив Северную Италию, король сам был покорён архитектурой этой страны, её пышными дворцами и могучими замками, и ему захотелось построить что-то подобное у себя. Он встречался с выдающимися архитекторами, художниками и скульпторами, некоторых из них король уговорил переехать во Францию, в том числе знаменитого Бенвенуто Челлини. В 1516 году приглашение Франциска принял сам Леонардо да Винчи, получивший официальное звание первого художника, инженера и архитектора короля.

Таким образом, «кадровая проблема» была решена. Недостатка в средствах властелин богатейшей страны Европы в то время тоже не испытывал. Оставалось лишь выбрать подходящее место для постройки. И тут в ход событий вмешалась любовь.
















Находясь во Франции, король не сидел в Париже, а непрерывно разъезжал по стране со всем своим двором. Во время одной из поездок по долине Луары Франциск остановился в поместье графа де Тури неподалёку от Блуа, где познакомился с женой хозяина Клод, приходившейся внучкой его воспитателю, маршалу Франции Пьеру де Рогану. Ветреный король воспылал к ней горячей страстью и вызвал ответное чувство, что предопределило выбор места для замка – Франциск хотел быть ближе к своей возлюбленной.

Лес Шамбор с Х века был собственностью графов Блуа и их любимым охотничьим угодьем, поскольку отличался живописностью и изобилием дичи. С воцарением предшественника Франциска на французском троне Людовика XII лес стал частью королевского домена. С древних времён здесь стояла небольшая крепость, на месте которой король и решил отстроить новую резиденцию, призванную поразить возлюбленную и весь остальной мир своим великолепием.

Имя архитектора, руководившего строительными работами, остаётся неизвестным, тем не менее нет сомнений, что свою лепту в проект внесли зодчий Доменико да Кортона по прозвищу Боккадор, и Леонардо да Винчи. Правда, великий флорентинец рисовал свои эскизы для другого замка, к тому же умер за полгода до начала работ, а вот Боккадор непосредственно принимал участие в проектировании.

В конце 1519 года строители приступили к подготовительным работам. Местность идеально подходила для дворца. Короля не устраивала лишь незначительность речушки Коссон, на берегу которой велось строительство. Одно время он даже вынашивал мысль повернуть воды Луары, чтобы она протекала у стен замка, однако денег для реализации амбициозной идеи оказалось недостаточно.

Возведение Шамбора было одним из самых грандиозных строительных мероприятий эпохи Ренессанса. При строительстве замка использовали более 220 тысяч тонн камня, в работах участвовали до 1800 человек. Работа велась в тяжёлых условиях болотистой местности, и многие рабочие умерли от болотной лихорадки.

Жилой корпус замка был закончен в 1537 году, а в 1540 году завершились работы по возведению двух этажей северо-западного крыла, где располагалась часовня, спроектированная Жаком де Гумблем, соавтором идеи об изменении русла Луары. Здесь же находились хозяйственные службы. Королевские апартаменты размещались в северо-восточном крыле и обрели завершённый вид в 1547 году, когда заказчика уже не было в живых.

Исторические судьбы Шамбора

Таким образом, строительство замка продолжалось на протяжении всего царствования Франциска. После первоначального всплеска энтузиазма монарх охладел к своему детищу и даже не каждый год приезжал сюда на охоту. Тем не менее, замок оказался настолько великолепным, что Франциск, желая поразить могуществом Франции своего главного оппонента в большой политике, испанского императора Карла V, пригласил его на встречу именно в Шамбор.

После смерти Франциска замок на столетие оказался практически заброшен. Новая жизнь Шамбора началась при Людовике XIV. В 1670 году здесь впервые была представлена на суд публики пьеса «Мещанин во дворянстве», поставленная самим Мольером, а в 1684-м королевские апартаменты были радикально перестроены по образцу версальских покоев Короля-Солнце.

В дальнейшем Шамбор неоднократно менял своих владельцев и обитателей. Здесь жил изгнанный король Польши Станислав Лещинский, квартировал полк графа Морица Саксонского, проводил свои опыты знаменитый алхимик и маг граф Сен-Жермен, проживало семейство ближайшего сподвижника Наполеона маршала Бертье.

Последним королём, владевшим замком Шамбор, был внук Карла X Анри, герцог Бордосский, носивший также титул графа Шамбор. Правда, королём с тронным именем Генриха V Анри был лишь номинально, Францией никогда не правил и провёл почти всю жизнь в изгнании.

В 1870 году во время войны с Пруссией в Шамборе размещался военно-полевой госпиталь. В 1930 году государство выкупило замок у одного из представителей семейства Бурбон, а с 1947 года в замке начинаются работы по созданию инфраструктуры с целью сделать его максимально привлекательным для туристов. В 1981 году историческое и культурное значение Шамбора было признано на международном уровне – замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дитя Возрождения

После окончания работ замок являл собой поистине сказочное зрелище. В архитектуре новой королевской резиденции органично соединились черты итальянского и французского Ренессанса. Шамбор имеет явное сходство с макетом замка, сделанного Боккадором для Карла VIII. Замок построен вокруг квадратного в плане здания, прозванного донжоном и повторяющего внешне французские средневековые крепости. Также в соответствии с местной традицией в углы донжона встроены башни. Длина замка по фасаду составляет 156 метров, ширина 117 м. Всего в здании насчитывается 426 комнат и 77 лестниц.

Донжон насчитывает 5 этажей, а выстроенный вокруг него жилой корпус - три. Этажи разделены крестообразными залами на четыре одинаковых сектора с жилыми комнатами. План в виде креста не использовался с античных времён и был возрождён лишь в 1507 году Браманте, строителем собора святого Петра в Риме. Таким образом, итальянское влияние налмцо. Разделение этажей на самостоятельные, но одинаковые жилые апартаменты было характерно для флорентийских поместий, что также выдаёт руку итальянского мастера.

Во время приездов короля в жилом корпусе квартировал двор. Говорили, что многочисленные лестницы замка, представляющие собой настоящий лабиринт, специально спроектированы столь запутанными, чтобы королевские фаворитки не могли встретиться. Некоторые лестницы снабжены пандусами, позволявшими всадникам въезжать прямо в апартаменты, не спешиваясь.

Конструкция каркаса здания, несомненно, принадлежит Леонардо да Винчи. Он же спроектировал великолепную сдвоенную винтовую лестницу в центре донжона. Оба ряда ступеней закручиваются в одну сторону, нигде при этом не пересекаясь. Лестница прорезает все этажи и выходит на широкую террасу, очень характерную для стиля да Винчи. Отсюда открывается замечательный вид на кровлю, украшенную декоративными башенками-пинаклями, колоннами, фонариками, скульптурами саламандр (саламандра была частью монограммы короля). К небу тянутся многочисленные каминные трубы.

Венчает лестницу фонарь высотой 32 метра, это самая высокая точка замка. Первоначально он был сквозным, позже в окна вставили витражи. Купол фонаря поддерживается арками, он увенчан королевской лилией.

Скульптурное оформление интерьеров Шамбора также носит отчётливые признаки итальянского влияния, кроме резных капителей, выполненных в типично французской манере. Всего в замке около 800 капителей.

Королевские апартаменты, помимо жилых комнат, включали два зала. Большой зал на первом этаже предназначался для официальных приёмов. Второй зал, расположенный этажом выше, оформлен в стиле итальянского Возрождения и служил рабочим кабинетом. Потолок кабинета украшен королевскими эмблемами – буквой F и саламандрой.

Капелла, занимающая большую часть северо-западного крыла, является самым просторным помещением замка. Дорические колонны и фронтоны поддерживают высокий свод, навевая воспоминания об античности. Часовня и апартаменты короля расположены симметрично относительно донжона, таким образом, центральный жилой корпус, предназначенный для придворных, располагается строго между ними – между властью земной и небесной. Таков был замысел самого Франциска, склонного к символизму.

По пышности и великолепию Шамбор не имел себе равных в Европе вплоть до постройки Версаля. Внешний вид замка и в наши дни поражает воображение. О прежней роскоши интерьеров сейчас можно судить лишь по архитектурным элементам – богато украшенным лестницам, каминам, окнам, резным капителям. Старинная мебель, которую сейчас можно увидеть в Шамборе, относится к более поздним эпохам. Мебель времён самого Франциска не сохранилась, поскольку гарнитуры переезжали вместе с королевским двором.

Вокруг замка простирались изобиловавшие дичью охотничьи угодья общей площадью 5500 гектаров, окруженные стеной, длина которой составляет 32 км. Сейчас бывший дикий лес Шамбор является лесопарком со статусом заповедника. Это крупнейший огороженный лесопарк в Европе. Доступ посетителей разрешён на территорию в 1000 га. Здесь водятся олени, кабаны и многие другие животные, свыше 100 видов птиц.

В настоящее время Шамбор – второй по посещаемости среди замков и дворцов Франции, уступающий лишь Версалю. Гостей привлекает замечательная архитектура замка, его уникальные интерьеры, великолепные виды, открывающиеся с террас. В апартаментах выставлены прекрасные образцы антикварной мебели, а в картинной галерее можно увидеть редкие портреты французских монархов. Большой интерес туристов вызывают также фееричные светомузыкальные представления, регулярно проходящие у стен Шамбора с 1952 года.

Посещая достопримечательности Франции, можно ли обойти стороной замок Шамбор?! Этот величественный дворец, по которому ходили знатные особы, сегодня можно посетить в ходе экскурсий. Опытный гид расскажет об истории строения, особенностях архитектуры, а также поделится переходящими из уст в уста легендами.

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.


Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.


Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.

Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в . Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из . Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.

История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.

Официальная дата рождения Шамбора – 6 сентября 1519 г. С того дня в Шамборе разворачивается масштабная стройка. Сначала замок должен был стать просто охотничьей резиденцией: примитивный план предлагал только донжон посреди огороженной прямоугольной крепостной стеной площади. Донжон по плану на каждом этаже украшался 4 круглыми башнями и 4 залами, образующими крест. Это новое «чудо света» должно было увековечить имя создателя – Франциска I, «принца-архитектора». Развитие планов не сохранилось в архивах, но, возможно, Леонардо да Винчи, обустроившийся неподалеку в Амбуазе в конце 1516 г., принимал в них участие, так же как и архитектор Доменико Барнаби да Кортона.

Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.

Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Людовик в Шамбор больше не приезжает.

Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.

При Наполеоне в замок отправляется генерал Ожро, который восстанавливает ограду, запирает ворота в парк, чтобы хоть как-то спасти владения. Сам император решает открыть в замке школу для девочек, но это намерение не воплощается в жизнь. В 1809 г. владение передается маршалу Луи-Александру Бертье, принцу Нёшательскому и Ваграмскому за его заслуги перед императором. Бертье приезжает в замок только один раз – на охоту. После смерти маршала владения выставлены на продажу. Его покупает государство, чтобы подарить внучатому племяннику Людовика XVIII, молодому Генриху д’Артуа, герцогу Бордо. Позднее он получит имя «графа Шамборского». Сменяющиеся режимы Июльской монархии, Второй империи не позволяют Генриху жить на родине, но он внимательно относится к поддержанию в порядке своего замка и парка, следя за владением через управляющего и тратя немалые деньги на ремонт, реставрацию зданий и благоустройство охотничьих угодий. Замок официально открывается публике. Во время франко-прусской войны в нем располагается военный госпиталь, а в 1871 г. его кратко посещает хозяин – «граф Шамборский». Именно в нем он составляет манифест-обращение к французам с призывом восстановить монархию. После его смерти в 1883 г. замок по наследству переходит его племянникам – принцам Бурбонским-Пармским.

В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.

Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола, символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.

Третий этаж замечателен своими четырьмя залами, в которых сохранились следы первоначальных позолоты и живописи. В каждом зале кессонный потолок из 80 скульптурных ячеек с символами королевской власти: саламандр, иногда окруженных факелами в форме лилий, монограммы « F » с короной. Саламандры Шамбора иллюстрируют девиз Франциска I nutrisco et extinguo (Я вскормлюсь благим огнем и потушу огонь плохой).

Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.

Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Угодья Шамбора

Кроме замка проект Франциска I включал и парк. Через 5 лет после начала строительства король предпринимает меры по созданию лесного угодья для охоты и охраны дичи, как это делалось в большинстве крупных замков XV-XVI вв. Но этот парк поражает своими размерами: это самый большой огороженный стенами парк во Франции. И в самом его центре располагается замок. По сей день в парке водится живность: это олени и кабаны – эмблематичные животные Шамбора, а также средиземноморские муфлоны (бараны), завезенные с Корсики, из ботанического сада Парижа, зоопарка Винсенна и из бывшей Чехословакии. В парке находится несколько прудов.

В деревне Шамбор расположено несколько отелей и ресторанов. Замок Шамбор – самый посещаемый из в департаменте Луар-е-Шер.

На втором этаже замка находится Музей охоты и природы.

В замке регулярно проходят выставки.

Посещение Шамбора

КАК ДОЕХАТЬ ДО ЗАМКА ШАМБОР

На машине по шоссе А10 (направление Bordeaux, затем Mer или Blois), платный паркинг в 200 м от замка (4 евро): Автомобильные трансферы

ВРЕМЯ РАБОТЫ ЗАМКА ШАМБОР
СТОИМОСТЬ ВХОДНОГО БИЛЕТА В ЗАМОК ШАМБОР

Взрослый – 11 евро

Дети до 18 лет в сопровождении взрослого – бесплатно

К числу самых красивых старинных построек в Долине Луары относится французский замок Шамбор. Глядя на него, создается впечатление, что он парит в воздухе. Своим строительством он обязан властному воину и эстету Франциску I. Будучи охотником, король решил построить не просто охотничий дом, а замок, который бы поражал своей красотой и великолепием. Об истории этого замка пойдет речь в статье.

Замок, как олицетворение новой эпохи

Шамбор - это нечто большее, чем просто замок. Он возник на стыке эпох: средневековья и ренессанса, став олицетворением последней. Блестящее свидетельство рассвета короля Франциска I - огромная конструкция замка с необычными для того времени архитектурными элементами возвышается над пышной зеленью окружающего пейзажа. Этот замок прославился строгостью неординарной архитектуры и умелым распределением изысканных скульптурных украшений. Известно, что в строительстве здания замка, носящего явные следы итальянского стиля Доминико де Кортона и Леонардо да Винчи, участвовали французские каменщики. Королевский замок Шамбор - символ престижа и власти Франциска I.

Описание замка

Изначально замок был задуман как крепость, но, впоследствии, был перестроен. Он выглядит как воздушный замок, который не служит целям обороны, а лишь демонстрирует власть доброго короля, ценителя красоты. Строение имеет внушительные размеры: длина фасада чуть больше 165 метров, а ширина 117 метров, количество комнат более 400.

Своеобразное отражение социальной жизни середины 16 века - замок Франции Шамбор. В центре королевского дворца, возвышающаяся над другими постройками, башня с короной и лилией - символами королевской власти. Левое крыло - это невысокая капелла с крестом, и довольно скромные башенки, изображающие духовенство и дворянство, подчиняющееся монарху. На зданиях, расположенных ниже, находятся террасы, и невысокие постройки, подобные народу, который преклонил колена перед троном, и несет на своих плечах тяготы жизни.

Материал для строительства

Замок был построен из известнякового туфа. Этот белый камень, легко поддающийся обработке, подвержен разрушениям под воздействием атмосферных явлений. Учитывая это, цоколь здания был сложен из камня, более устойчивого к погодным условиям. Почти все строительные материалы доставлялись из ближайшего к замку порта Сен-Дье, а оттуда на стройку по реке Луаре. Кровельный шифер замка Шамбор (фото ниже), напоминающий итальянский мрамор, использовался для геометрических узоров, украшающих чердачные помещения и дымоходы. Во времена Франциска I крыши покрывались также позолоченным свинцом, что производило на гостей короля неизгладимое впечатление.

Франциск отказался от своего плана изменить русло Луары, вместо этого был прорыт канал от притока реки, и вокруг замка появился крепостной ров с водой. Это был грандиозный, по своему размаху, замысел. Кстати, замок строили 18 000 рабочих в течение 17 лет.

Несмотря на это, огромные расходы на строительство замка того стоили. Франциск произвел впечатление на своего заклятого врага Карла V. "Приезжайте ко мне", - сказал он римскому императору, имея в виду Шамбор. И действительно, когда его противник приехал в замок, он, якобы, воскликнул: "Это сумма всего того, что человечество могло создать в искусстве!".

Лестницы замка

Но что на самом деле скрывается за лилией и короной? Как можно попасть, если не в жизни, то хотя бы в сказочном дворце, снизу на самый верх? Это лестницы замка, которых в нем, внешних и внутренних, насчитывается 77. Среди них центральная, единственная в своем роде, двойная винтовая лестница замка Шамбор. Это чудо изобретательского ума Леонардо да Винчи. Она состоит из двух разных, открытых, и расположенных друг над другом пролетов. Лестница закручивается вокруг полой колонны, внизу которой есть проход, через который без труда можно попасть с одной лестницы на другую.

Великий гений так и не увидел замок. Он ушел из жизни, когда строительство только началось. По рассказам очевидцев, зафиксированных в исторических бумагах, он умер на руках своего мецената. Строительство замка так никогда и не было завершено на протяжении столетий. Вот что сказал по этому поводу сам Франциск: "Если бы кто-то, начиная строительство, думал о его завершении, оно бы никогда не началось".

Ремарка из мемуаров Мадмуазель де Монтальсье (1659 год)

"Лестница - это самый удивительный и необычный элемент дворца. Она сделана так, что, тот, кто по ней поднимается, видит того, кто спускается, но не встречается с ним. Хозяину дома нравилось играть со мной в эту игру. Он спускался по лестнице, а я поднималась. Его очень развлекала мысль, что я думала, что должна встретиться с ним. Меня это тоже очень забавляло".

Внутреннее описание замка

Не будь этой знаменитой лестницы, не было бы и главного центрального объекта, названного донжоном. Прекрасно сконструированные стропильные фермы донжона строили корабелы. Они занимались этим в короткие промежутки между ожесточенными боями с Карлом V, когда морской флот не нуждался в их помощи.

Замок Шамбор никогда не предназначался для отражения атак, но построен был, как образец укрепленного замка средневековья. В нем, возможно, тоже по идее Леонардо да Винчи, располагались первые современные королевские апартаменты. Впервые появляются одинаковые комнаты, расположенные друг над другом на нескольких этажах. Прямо около лестницы начинаются большие залы, расположенные в форме греческого креста, и похожие на улицы. Они соединяют комнаты, служат для приемов и театральных представлений.

В углах здания и в башнях находятся четыре апартамента квадратной или круглой формы. Каждый апартамент состоит из одного большого зала с высокими потолками и шести невысоких комнат с потолками пониже.

Апартаменты расположены на разных этажах и соединяются небольшими винтовыми лестницами. Идеально для заговоров и интриг, что любила тогдашняя знать.... Кроме того, лестницы есть в круглых апартаментах в угловых башнях. Есть конструкции, ведущие во двор. Можно сказать, что главными внутренними достопримечательностями замка являются его лестницы.

Рабочий кабинет короля

Внутри замка Шамбор находится рабочий кабинет Франциска I. Везде буква "F". С нее начинается Франциск и Франция. Саламандра на королевском гербе олицетворяет лозунг короля: "Я сжигаю все, но не сгораю сам". Чтобы немного перекусить, король пользовался обычными способами. В маленьком кабинете Франциска была мойка, и небольшая печка для разогревания еды. Франциск I редко приезжал в свой загородный замок, и всегда оставался там ненадолго. В целом, он провел в нем всего 100 дней, как утверждают библиографы короля.

Охотничьи угодья

Обычно на стол подавалась дичь. В отличие от своих предшественников, неугомонный Франциск не любил охоту с соколами и с сетью. Он предпочитал травлю, псовую охоту на лошадях. Длина стены, окружающая королевские охотничьи угодья, составляла 33 километра. Проехать вдоль нее можно было за 8 часов. Сейчас здесь находятся природные заповедники, и в настоящее время они считаются самыми богатыми дичью во всей Франции.

В своих воспоминаниях современница короля Франциска Мадмуазель де Ескюдери, любительница верховой охоты пишет: "Ничто не сравнится с роскошью экипажей и радостью, которую мы испытывали, когда убивали загнанного зверя. Самые большие олени становились нашей добычей меньше, чем за час".

Продолжение строительства замка

После смерти Франциска работы по строительству продолжил его сын Генрих II. После этого монументальное здание замка пустовало много лет. Лишь Король Солнце достроил капеллу и левое крыло замка.

В середине фасада, между двумя центральными башнями, окна второго этажа освещают апартаменты Людовика XIV. Вместо саламандры и буквы "F" Франциска I, в апартаментах появились - солнце и буква "L" Людовика XIV. Король Солнце разделял политические взгляды Франциска, который выступал за абсолютизм. Он, как и его предшественник, приезжал в Шамбор охотиться. Говорили, что его приводила сюда и любовь. К тайнам замка Шамбор в эпоху галантного века, относят террасы крыши, где было немало укромных уголков, ставших прекрасным местом уединения влюбленных парочек на свежем воздухе.

В построенном им замке, ставит свои спектакли Мольер. По указу короля, здесь прошла премьера его "Мещанина во дворянстве". Первый прогон спектакля стал провальным. Придворные выгнали актеров из театра, но труппа Мольера получила еще один шанс. На этот раз король был в отличном настроении. Ему понравилось, как актеры высмеивают дворянство, и тех, кто купил дворянский титул. Придворные тоже хвалили пьесу, которую сначала разнесли в пух и прах. Им пришлось смотреть ее три раза подряд.

Новые хозяева замка

После эпохи короля Солнце замок опять на полвека опустел. Шамбор немного оживило пребывание в нем изгнанного из Польши короля Станислава Лещинского и его жены, тестя и тещи Людовика XV. Хотя изгнанный король приказал засыпать крепостной ров и разбить на его месте парк, комары и малярия вынудили его все-таки уехать. Он уехал с женой также тихо, как и приехал.

Следующим хозяином становится маршал Саксонский, внебрачный сын Августа Сильнейшего. Он получил замок Шамбор (фото выше) за свои военные заслуги. В замке появился один из каминов, который он привез из Саксонии. В Шамборе победоносный вояка жил как король. Вместе с его личным полком, саксонскими добровольцами, в Шамборе занимались строевой подготовкой и устраивали парады сотни солдат из разных стран. Маршал Франции Морис де Сакс умер в возрасте 54 лет после дуэли с ревнивым графом де Конти. Его последними словами были: "Жизнь - это сон. Мой сон был чудесным, но коротким". После этого Шамбор вновь долго пустовал, и в печальном одиночестве постепенно приходил в упадок.

Реконструкция замка

После свершения французской революции правительство повело себя варварски: мебель продали, содрали полы и продали как древесину, обои ободрали и выбросили на мусор. Во что превратился замок? Это были запустелые комнаты, где паук сплел паутину над саламандрой Франциска I. Впечатление было такое, что все только и хотят того, чтобы уничтожить бедный Шамбор. Замок все еще существовал, но он никому не был нужен...Это был отель для остановки в путешествии, которого никогда не было. Фантазия. Воздушный замок из камня...

В течение пятисотлетней своей истории замок использовался, как резиденция, не более 20 лет. И, как следствие, помещения, в которых не живут, ветшают и становятся непригодными для жизни в них...

Только на стыке двух веков в замке опять началось строительство и ремонт, а если быть точными - реставрационные работы после Второй мировой войны.

Каким стал после реставрации замок? Сейчас он белоснежный. Замок, портрет которого красуется на многих сувенирах, глянцевых журналах, туристических проспектах Франции. В него стремятся попасть миллионы туристов со всего мира, чтобы его полюбоваться чудесной архитектурой, проникнуть в тайны и отведать фирменный малиновый ликер, приобретенный в нем.

Как добраться в замок Шамбор?

В замок, находящийся в 120 км от Парижа, можно добраться по автотрассе А 10, двигаясь в южном направлении. Ориентироваться нужно на указатель Blois. Общественный транспорт также доставит вас в замок, как на поезде, так и автобусе или на такси. Если поездка в замок планируется не на один день, можно остановиться на ночлег в отеле, который находится в пяти километрах от замка. Это отель Chateau de Colliers (Rd 951, 41500 Muides-sur-Loire). Он расположен в старинном поместье XVIII века, практически на берегу Луары.

Отведать французскую кухню предложат в кафе d’Orleans на территории замка. Там же можно купить десерт, закуски, салаты. Недалеко от замка есть хороший ресторан Saint Michel (Place Saint-Louis, 41250 Chambord), с террасы которого, отлично виден замок. Все предусмотрено для большого потока туристов.

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.