Что наблюдали в неживой природе зимой. Явления в неживой природе

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега) , поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха) .
  2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
  4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
  5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин на зимнюю тематику
  2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
  3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
  4. Рисование снежинок.
  5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли) ; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке) , снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П

представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки» . Хотите его послушать?

Ответы детей

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками» , «Звездочка с шестью лучами» )

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
И, зима рассказывая сказки
Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые - исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожалуйста") . Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата) .

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды) , (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды) .

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Всем привет, давно уже листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

Процитируйте из Пушкина: — В тот год стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа..., ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения

Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.

Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

  1. Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2. Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3. И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.

Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.

Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

  • - Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  • - Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.

Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков .

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Наиболее часто встречаемые природные явления зимой:

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния . Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.