Гладиаторы древнего рима и их классификация. Гладиаторы Древнего Рима – кратко

Гладиатор

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов , которые со временем менялись.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец » означал «Жизнь», а опущенный - «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак . Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями .

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах , но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке . Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту ), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом ). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи , доспех для предплечья (манику ) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus ) вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и средних размеров овальным щитом. Их выставляли на бои против фракийцев , ретиариев , иногда также против гопломахов .
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax ), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем , кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus ) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus ). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus» ), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами , но иногда и с мурмиллонами . .
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком , способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum ), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми:
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи . Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula ), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca , длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами .
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis ) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал , труб и водяных органов (hydraulis ).

Сохранившиеся арены

  • Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) - второй по величине амфитеатр после Колизея;
  • Арена ди Верона - ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны ;
  • Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
  • Амфитеатр в Помпеях - древнейший известный амфитеатр.

Также сохранились арены гладиаторских боёв в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран.

Известные гладиаторы

Гладиаторские бои в других странах

У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён (Источник: Г. Г. Ершова «Древняя Америка: полёт во времени и пространстве» ).

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» - фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953 г.).
  • «Деметрий и гладиаторы» - фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960 г.).
  • «Разбойник Варавва» - фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961 г.).
  • «Сын Спартака» - фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962 г.).
  • «Падение Римской империи» - фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964 г.).
  • «Два гладиатора» - фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964 г.).
  • «Спартак и 10 гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964 г.).
  • «Триумф десяти гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984 г.).
  • «Гладиатор» - художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000 г.).
  • «Последний гладиатор» - художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиа (Германия, 2003 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004 г.).
  • «Империя» - cериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005 г.).

Жёсткие спортивные состязания были частью этрусского погребального обряда в качестве человеческих жертвоприношений.

Римляне приняли этрусский погребальный обряд и со временем изменили его, участников смертельной схватки перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы умершего, в поединке погибал слабый, а сильный боец оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 году до н. э. на Бычьем рынке , где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми», а официальное наименование - mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме . Отныне государство возлагало на своих магистратов заботу об устроении гладиаторских игр, и они стали любимейшим зрелищем, и в Риме, и в провинциях Римской империи. Цезарь в 65 году до н. э . устроил гладиаторские игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы, страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э . по предложению Цицерона был принят закон , запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова «άναβαται» - «поднятый, находящийся на возвышении»).Бойцы андабаты были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

Бестиарий были вооружены дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Велит — пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской римской армии.

Димахер (от греческого «διμάχαιρος» - «носящий два кинжала» ). Сражались они без шлема и щита двумя кинжалами в каждой руке. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

Галл. Бойцы были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Гопломах (от греческого «οπλομάχος» - «вооружённый боец»). Бойцы были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из плотной хлопковой или льняной ткани, набедренную повязку, пояс, поножи. Из доспехов надевали на предплечья (манику) правой руки, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, украшенный кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Из вооружения они носили очень маленький круглый щит, сделанный из одного листа толстой бронзы, образцы щитов сохранились в Помпеях. Бойцов выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

Лаквеарий — «боец с лассо». Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

Мирмиллон — «mormylos» - «морская рыба», бойцы н осили шлем со стилизованной рыбой на гребне, доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы. Мирмиллоны были вооружены мечем гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Пегниарии использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Провокатор — «соискатель». Бойцов изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

Ретиарий — «боец с сетью». Они п оявились на заре Римской империи. Бойцы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение и награждённый деревянным мечом — rudis, но решившие остаться гладиатором. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать по-настоящему захватывающую гладиаторскую игру.

Самниты — древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывает на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён , проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Секутор — это тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями.

Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Секуторы были экипированы латами и оружием, большими прямоугольными щитами и гладиусами. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие — два малых меча, имевшие одну рукоятку или, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили. В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки от плеча до локтя, состоявшая из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

Тертиарии также назывались «Suppositicius» - «заменяющие». В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием — «третьим».

Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Фракийцы носили большой шлем , закрывающий всю голову и украшенный грифоном на лбу или на передней части гребня Грифон был символом богини возмездия Немезиды. Фракийцы носили маленький круглый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч-секира — sicca, длиной около 34 см. Фракийцы сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Венаторы устраивали показательную охоту на диких животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Они выполняли трюки с животными — клали руку в пасть льва, ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке, заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Эквит («всадник»). На санскрите: – конь . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Римской империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

Эсседарий — «боец на колеснице», (от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э., возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии.

Прегенарии в ыступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Почему римские граждане становились гладиаторами?
Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались многих прав свободных граждан, в том числе и права на свою жизнь, которая зависела от исхода боя. Возможно, это освобождало гражданина от долгов, и давало возможность уйти от кредиторов, да ещё и заработать, если на арене понравишься публике во время гладиаторского боя. Видимо, для многих римских граждан гладиаторские бои были хорошей работой — «обут, одет, есть крыша над головой и живёшь на всём готовом».

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара, обеспечивая гладиаторов всем необходимым для подготовки и обеспечения профессиональных бойцов.

Хорошим стимулом для смелого, ловкого и воинственного гладиатора было высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на часть вознаграждения за победу на арене, им доставались монеты, которые зрители бросали на арену во время боя. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Император Тиберий предложил тысячу золотых монет одному из освобождённых рабов-гладиаторов, если тот вернется обратно на арену.

Утром перед состязанием гладиаторов проходила охота на диких зверей (венатио), днём проводилась казнь приговоренных к смерти преступников, их бросали на растерзание зверям. Перед поединком гладиаторы ужинали на публичных банкетах, совместно с местными жителями. Перед началом гладиаторских боев бойцы выходили на арену, устраивая своеобразный парад для предварительного настроя публики и демонстрации своей боевой формы, затем начинались бои гладиаторов.

Количество поединков гладиаторов зависело от количества участвующих соперников. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый поединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Гладиаторский поединок представлял собой рукопашную схватку бойцов с разным оружием. После того как один из бойцов получал ранение или обессиливал, бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о своём желании сдаться и прекратить бой. Судья гладиаторского поединка обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения собравшейся публики — он мог пощадить (миссио) побеждённого или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам, но такое освобождение происходило нечасто, так как это приносило мумерарию только убытки. Мумерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что означало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

Мумерарий мог поднять большой палец вверх (поллиц версо) или направить его вниз — это означало решение судьбы побежденного. Публика тоже выражала свое мнение, показывая большой палец, поднятый вверх, что означал «миссио» (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Большой палец, опущенный вниз, означал, что победитель боя должен нанести побеждённому бойцу смертельный удар (coup de grace).

К гладиаторам мужчинам в Риме было двоякое отношение, их любили и презирали одновременно. Одни граждане Рима смотрели на воинственных гладиаторов, как на своих кумиров, другие — относились к ним с презрением, как к варварам.

Для знатного римлянина было позором участие в гладиаторских боях на арене, и считалось воинской доблестью участие в военных походах, сражениях и войнах.

Автократы — гладиаторы-добровольцы могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные студии для тренировок. Автократы выходили на гладиаторскую арену достаточно редко, два-три раза в год.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Воспитать, обучить воинскому искусству, и содержать такого бойца было очень дорого. Гораздо выгоднее было получать деньги от зрителей за выступление хорошего бойца-гладиатора, чем заплатить за его погребение.

Поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. В 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам.

Женщины на гладиаторской арене бились подобно мужчинам, и тренировались перед выступлением, подобно мужчинам-гладиаторам. Известно, что большая часть гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обречёнными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). К концу Римской республики около половины римских гладиаторов были добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во многих крупных городах страны.

Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Жизнь женщин-гладиаторов была, возможно, тяжелее, чем у мужчин, ежедневные физические тренировки готовили их к владению различными видами оружия во время гладиаторского боя. Некоторые римские женщины, попирая все рамки всех приличий, посещали специальные студии, иные же тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Римский историк Тацита с осуждение упоминает о женщинах с достаточно высоким социальным статусом, участвовавших в гладиаторских боях ради развлечения, и считает эти выступления на арене их позором. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене». В целом римское общество считало женские гладиаторские бои предосудительными и не достойными!

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказал о гладиаторских боях с участием женщин, при императоре Домициане, перещеголявшем в своих развлечениях Калигулу, Нерона и Гелиогабала. Дион Кассий (др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος,) писал, что эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов поздней ночью, в завершение всего гладиаторского представления.

Римский поэт Статий в поэме о гладиаторских боях при императоре Домициане сообщает, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
По свидетельству римского сенатора и историка Тацита (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, желавшие выступить на гладиаторской арене и получить лавры победительниц.

Римский поэт-сатирик Децем Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), обличая пороков римского общества, едко высмеял женщин-гладиаторов : и подробно описал гладиаторское представление:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приёмами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай её хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на её шею, сгибаемую тяжёлым шлемом.
Посмотри, как забинтованы её ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Совершенно очевидно, что женские гладиаторские бои вовсе не выдумка, а факт запечатлённый в античной литературе и истории! Археологические находки подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме, обнаружены надписи местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, барельеф из Геликарнасса , на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. На них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почётное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio) от публики, наблюдающей за ходом боя.


Легенда и Ахиллии.

Ахиллия из Пергама, римской провинции в Малой Азии, была дочерью ‘кастора’ Пергама. Годы ее жизни пришлись на правление императора Марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда её жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

В отличие от своих знатных сверстниц, Ахиллия была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристым характером. Поскольку в обязанности её отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама, его дочь была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и жестокие поединки. Ахиллия не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и не пропускали гладиаторские бои. Ахиллия стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора Партакоса. В людуме она встретила известного учёного врачевателя Клавдия Галена, который изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах, позднее он стал личным врачом императора Аврелия. Галену было около тридцати лет, и он влюбился в привлекательную юную девушку. Гален не отговаривал Ахиллию от занятий по гладиаторскому искусству, а наоборот обучил ее основам человеческой анатомии, показывая самые уязвимые и болезненные для ударов точки тела. Поскольку Ахиллия от рождения была левшой, Партакос научил её использовать это преимущество в бою с правшами.
Эти знания помогли ей Ахиллии совершенствоваться в искусстве вооруженного единоборства, она готовилась по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Ахиллия овладела основами гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвовала в женском гладиаторском поединке. Её умение превзошло все ожидания, она была сильной и красивой девушкой.

Соперницу для Ахиллии нашли быстро, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что её прозвали «Амазония». Вскоре Ахилии и Амазонии пришлось встретиться на гладиаторской арене. Хорошо знакомая с основами гладиаторского искусства, После интенсивных тренировок Ахиллия сразилась с дикой и свирепой сарматской воительницей Амазонией, дравшейся, как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Гладиаторская карьера Ахиллии закончилась так же внезапно, как и началась,

Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью, любила гладиаторские бои и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, Фаустина совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе на юге от Пергама, она увидела поединок Ахиллии и Анахиты. Грозная и непобедимая Анахита ловким ударом поразила Ахиллию, и та запросила ‘миссио’ (пощады). Публика была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались воинственные женщины гладиаторы и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих двух женщинах-воительницах.

Барельеф сражающихся женщин гладиаторов сохранил этот поединок на века «потомству в пример».

Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство.

2017-11-12

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

Бой гладиаторов ретиария и секутора

Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

«Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.

1) Тетраит

О Тетраите стало известно после раскопок 1817 года в Помпеях.
На тех раскопках археологам посчастливилось найти каменные блоки с изображениями побед Тетраита. В последствии аналогичные изображения попадались на территориях современной Франции и Англии, что говорит о великой славе этого гладиатора. Особое внимание уделялось его славной победе над Прудом.

2 и 3) Приск и Вер

К сожалению, об этих гладиаторах информации не так много, точнее сказать доподлинно известно только об одном бое состоявшимся как раз между ними. Этот бой был первым в амфитеатре Флавиев, а такую честь могли оказать только действительно выдающимся бойцам. Согласно историческим записям этот бой длился два часа, и так и не определив победителя Приск и Вер, под одобрительный шум толпы и с напутствия организаторов игр, спрятали свое оружие в ножны и покинули амфитеатр как свободные люди.

4) Спикул
Еще один гладиатор сумевший добиться свободы своими победами. Более того, после освобождения Спикул был одарен домом ничем не отличавшимся от домов вельмож, рабами и богатствами. Спикул был одним из любимчиков Нерона, существует даже такая версия, что незадолго до своего суицида Нерон велел найти Спикула дабы погибнуть от рук великого гладиатора, однако время поджимало Нерона и собственную кончину ему пришлось приблизить самостоятельно.

5) Марк Аттил
Известно, что Марк был римским гражданином и пошел в гладиаторы самостоятельно вследствие большой денежной нужды. Рассказы о его подвигах на арене стали известны нашим современникам только после раскопок в 2007 году.

6) Карпофур

Представленные выше гладиаторы заработали свою славу в схватках с людьми, а вот Карпофур был знаменитым зверобоем (не могу подобрать в русском языке аналог слову Bestiarius). В рассказах о Карпофуре говорится, что он вышел победителем из схватки со львом, леопардом, медведем и даже носорогом!

Человек получивший славу в двойном размере. Первая порция славы досталась ему как непобедимому гладиатору на арене, вторую же он получил после известного мятежа. Отделившись с небольшим войском от основной группой мятежников Крикс успел навести немало шороху, но все же был разбит римскими легионами.

8) Фламма

Фламма был рабом родом из Сирии. Известен он стал тем, что после того как одержал тридцать побед, отказался от статуса свободного человека и продолжил выступления на арене.

9) Коммод

Этот персонаж тоже несколько выпадает из нашего списка, но все же мы не можем не причислить его к числу гладиаторов. Коммод был римским императором и выходил на арену исключительно из жажды славы и крови. Ему было лестно причислять себя к числу искусных воинов, хотя большинство из его соперников были вооружены деревянными мечами, а дикие животные были либо привязаны либо ранены.

10) Ну и последним в нашем списке стоит самый известный ныне из всех существовавших когда-либо гладиаторов - Спартак!

Гладиаторы – от слова гладиус или гладий – римский короткий меч – бойцы-рабы, которые участвовали в поединках на потеху публике в Римской империи, на протяжении практически семиста лет. Одно из первых упоминаний гладиаторских боёв – бои 3-х пар гладиаторов на Коровьем рынке Рима, в 264 г. до н.э. в честь поминок Брута Пере. Последнее же упоминание гладиаторских боёв – указ императора Гонория, о их запрете.

Гладиаторы были рабами, либо военнопленными, либо проданными в рабство за долги, либо преступниками, иногда и свободными гражданами. Молодые и хорошо развитые мужчины попадали в специальные заведения – школы гладиаторов – людусы, где, под руководством управителя школы – ланисты, проходили военную подготовку. Тренеры и учителя занимались с гладиаторами ежедневно, обучая владению разнообразным оружием. К услугам гладиаторов были повара и врачи, гетеры. То есть, жили гладиаторы гораздо лучше обыкновенных рабов, но все эти услуги для них, были самыми простыми инвестициями – вложением денег. Чем лучше живёт гладиатор, тем лучше сражается, побеждает и большую прибыль приносит.

На боях гладиаторов действовал тотализатор – денежные ставки, и владелец гладиатора-победителя получал немалый доход. Но это не отнимало их рабства. Кроме того, на «социальной лестнице рабов» гладиаторы стояли на самой низшей ступени, были не более чем «пылью манежной». Хотя некоторые из гладиаторов, могли добиться освобождения от рабства, но таких было мало. Такие гладиаторы получали рудис – деревянный меч, знак освобождения из рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах.

Итак, гладиаторские бои окончательно входят в жизнь римлян, как самое яркое из зрелищ, в 106 г. до н.э. и постепенно получают грандиозный размах. В честь, каких-либо событий: побед, «коронаций», государственных праздников и прочего, в римском Колизее и других цирках империи начинают происходить массовые сражения гладиаторов.

Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. А Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Цирки или арены для боёв, а так же и школы находились, помимо Рима, в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне.

Вне Римской империи, были известны амфитеатры в Ниме и Арле, в Эль-Джеме в Тунисе. Каждое представление собирало тысячи зрителей. Чтобы избежать однообразия, бои проводились по разным сценариям: бои один на один и групповые, бои на колесницах и конях, бои с дикими зверями, бои на воде на судах – конструкция Колизея позволяла превратить арену в озеро. Постепенно и это стало приедаться, поэтому были попытки изобретать новые системы боя и доспехи, а при Домициане, например, на арену выходили карлики и даже женщины.


Сами бои, как правило, заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой бой. Если же побеждённый, или побеждённые, оставались живы то их участь решали зрители. Известный жест – большой палец вниз или вверх, решал судьбу поверженных. Правда, считается, что жесты были немного иные: пальцы, сжатые в кулак - жизнь, большой палец отставленный в сторону – смерть.

Якобы император, присутствующий в цирке, показывал большим пальцем себе на шею, показывая, куда надо нанести последний смертельный укол мечом. С приходом христианства, как официальной религии Рима, гладиаторские бои приходят в упадок и понемногу забываются. Император Константин в 326 г. н.э. запрещает гладиаторские поединки, но почти через сто лет, в 404 г. н.э. выходит указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки, какое-то время, продолжались вопреки всем указам.

Чтобы как-то разнообразить зрелище, римские гладиаторы делились на типы. Каждый тип был по своему вооружён и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены, как представители одного из завоёванных Римом народов, фракийци, например; часто, как некие выдуманные персонажи – ретиарии. Но не глядя на это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием. Основным оружием были мечи: гладиус – короткий меч легионеров и сика – изогнутый меч, кинжал-пугио; древковое – копья и трезубцы (многие считают трезубец боевыми вилами, но это орудие для охоты на крупную рыбу и морского зверя); гибкое – хлысты, лассо – верёвка с петлёй и сети; экзотическое – скиссор – трубка-наруч с полулунным лезвием на конце. Могли использоваться луки и пилумы – метательные копья.

Для защиты использовались немного разнообразные шлемы, но все они отличались хорошей степенью защиты – закрытые забрала для лица, широкие поля, с которых меч соскальзывал, ослабляя удар. Иногда шлемы украшались перьями или металлическими изображениями рыб или птиц.

Ноги защищались поножами, иногда только одним. На руку надевали гибкий металлический рукав, закрывающий руку от плеча до кисти или простые наручи. Иногда к плечу крепили специальный щиток, закрывающий плечо, шею и голову, но он сильно мог ограничить поле зрения гладиатора. Вместо наручей и поножей могли использовать толстые тканевые рукава и гетры.

В ходу были самые разнообразные щиты: от огромных прямоугольных скутумов легионеров, до маленьких круглых щитов.

Защита корпуса использовалась мало, только некоторые типы гладиаторов использовали панцири или кольчуги, большинство обходилось широкими кожаными поясами, набедренными повязками и туниками.

В зависимости от оружия и использования на поле боя, гладиаторы делились на такие типы:

    Сагиттарий - конный лучник, вооружённый гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию, одет в тунику и без доспехов.

    Мирмиллон - имел шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского "mormylos" – "морская рыба"), а также наруч на предплечье, набедренную повязку и пояс, один понож на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, был вооружен гладиусом и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, иногда также против гопломахов.

    Секутор - специально предназначался для схваток с ретиариями. Секутор был разновидностью мирмиллонов и был вооружён большим прямоугольным щитом и гладиусом, его шлем закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, чтоб защитить лицо от острого трезубца соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    Провокатор ("соискатель"): - его обмундирование могло быть различным, его одевали в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, наруч на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне, он был единственным гладиаторам, защищёнными кирасой, вооружением провокатора были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялся на бои с самнитами или другими провокаторами.

    Гопломах ("вооружённый боец") - он был одет в толстую, тканевую, похожую на брюки одежду для ног, набедренную повязку, пояс, поножи, наруч на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны, был вооружен гладиусом, копьём и маленьким круглым щитом. Выставлялся на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

    Андабат ("находящийся на возвышении") - названы так потому, что сражался верхом на лошади, были одет в кольчугу, как восточная кавалерия, и шлем с забралом.. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

    Эквит ("всадник") – легко вооружённый гладиатор, был одет в чешуйчатые доспехи, носил средних размеров круглый щит, шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями, носил наруч на правой руке, тунику без рукавов и пояс. Эквит начинал бой верхом на коне, но после того, как метал своё копьё, он спешивался и продолжал бой коротким мечом. Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    Пегниарий - использовал кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями, доспехами и шлемами не пользовались.

    Ретиарий – был вооружен трезубцем, кинжалом и сетью, кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом и большого щитка на левом плечевом суставе, не имел никакой одежды, в том числе и шлема. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    Лаквеарий - разновидность ретиария, который старался поймать своего соперника с помощью лассо вместо сети.

    Эсседарий ("боец на колеснице") – вооружался лротиками, которые метал в противника, был одет в открытый шлем, наручи и кольчугу.

    Бестиарий – вооружён дротиком или кинжалом, защищённый наручами и поножами, закрытым шлемом и широким поясом, сражался с хищными животными.

    Велит - пеший гладиатор, вооружённый дротиком с привязанным к нему шнуром для метания, доспехи не использовал, обходясь тканевыми, толстыми наручами и поножами, кожаным поясом. Назван в честь подразделения раннереспубликанской армии

    Самнит – был вооружён большим прямоугольным щитом, имел украшенный перьями шлем, короткий меч, понож на левой ноге и латный нарукавник.

    Прегенарий - выступавший в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу, гладиатор, вооружённый деревянным мечом с телом обмотанным тканью. Сражался только с подобным себе бойцом.

    Венатор – дрессировщик, выполняющий трюки с животными: клал руку в пасть льва; ездил верхом на верблюде, держа рядом льва на поводке; заставлял слона ходить по канату. Гладиатором не считался, хотя был им формально. Его выступления являлись частью гладиаторских представлений. Доспехами и оружием не пользовался.

    Тертиарий ("заменяющий") – гладиатор с самым разнообразным оружием и доспехом. Трое таких гладиаторов выходили на арену, сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием.

    Димахер ("носящий два кинжала") - использовал два меча, по одному в каждой руке, сражался без шлема и щита, были одет в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носил поножи.

    Скиссор – наиболее задоспешенный гладиатор: закрытый шлем, латные рукава, поножи и чешуйчатый панцирь или кольчуга, вооружённый гладиусом и скиссором – трубчатым наручем с полулунным лезвием впереди, скиссор мог играть роль щита, но позволял делать только тычковые удары или очень широкие размашистые движения рукой.

    Галл - был вооружён копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, одет в кожаный пояс и тканевые повязки на руках и ногах.

    Бустуарий – любой тип гладиатора, сражавшийся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    Рудиарий - гладиатор, заслужившие освобождение и, в знак этого, награждённый деревянным мечом - рудисом, но решивший остаться гладиаторам. мог быть тренерам, помощникам, судьёй. Участие его в поединке всегда был очень популярным и зрелищным, так как он обладали огромным боевым опытом.

Теперь несколько легенд связанных с гладиаторами.

- Жизнь гладиатора ценилась очень низко. Жизнь гладиатора ценилась очень высоко, по крайней мере, для его владельца и ланисты. На то, чтобы воспитать отличного бойца уходило много времени и денег. Такой гладиатор приносил огромный доход его владельцу, и смерть такого гладиатора несла огромный убыток. За выигранный бой, на больших праздниках, гладиатор получал некую сумму денег и два-три успешных боя давали ему возможность оплатить некую степень свободы, отдельную комнату в людусе, оплату услуг гетер и лучшую еду.

- В гладиаторы часто шли свободные люди . Гладиаторы считались самой низшей "кастой” даже в среде рабов, и стать гладиатором – огромный позор для римского гражданина. Но очень не редко гражданин Рима шёл в гладиаторы, иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи. Пожалуй единственным благородным от рождения гладиатором был Лу́ций Э́лий Авре́лий Ко́ммод – 18-й римский император в 177 – 192 году н.э. (Случались бои на аренах и между сенатарами, но Коммод, отличаясь большой эксцентричностью во всём, прошёл гладиаторскую школу и провёл на арене 735 боёв, чем вызвал возмущение и неудовольствие римской знати.) Такое его увлечение стало одной из причин его убийства.

- Гладиаторы имели атлетическое телосложение. Во всех фильмах, гладиатор выглядит, как культурист. На самом деле, за два-три месяца до боёв, гладиаторы ели обильную и жирную пищу, заплывая жиром для лишней защиты тела – толстый слой жира защищал внутренние органы.

- Гладиаторы – лучшие бойцы Рима . Бойцы – да, но не солдаты. Запредельные бойцы один на один, они не умели сражаться организованно в группе, в строю, как легионеры - групповой бой на арене практически сразу распадался на отдельные двобои. Не знали тактики построений и т.д. В этом была беда Спартака. Он и его соратники могли обучить людей владеть оружием, но не сражаться организовано. (Даже если Спартак был талантливым военным, как говорят, то научить сражаться бывших рабов, как легионеров было трудно.) Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и было, но не солдатами.