История любви: Жорж Санд и Фредерик Шопен. История любви: Фредерик Шопен и Жорж Санд - Владимир Ковалев Совсем не медовый месяц

Они так и не стали мужем и женой. Их роман принёс обоим больше страданий, чем счастья. Но даже сейчас, спустя почти двести лет, люди вспоминают историю их любви.

Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были - хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений - он писал музыку, она - книги.

К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которой было немного за тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить супруга, уехать вслед за любовником в Париж и написать несколько романов под мужским псевдонимом «Жорж Санд». Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.

Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за отвратительная женщина - Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу обратила внимание на молодого композитора.

Санд и Шопен часто пересекались на разных светских мероприятиях. После общения с писательницей мнение музыканта о ней изменилось, и спустя какое-то время пара начала встречаться - пока втайне от окружающих. Спустя несколько месяцев влюблённые стали жить вместе открыто, а в конце 1838-го уехали «зимовать» на Майорку - вместе с детьми Санд, как одна семья. В то время Шопена, который с детства страдал от туберкулёза, мучили приступы кашля, и пара надеялась, что мягкий климат поможет поправить здоровье.

Портрет Жорж Санд художника Огюста Шарпантьё. 1838 год.

Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы, к которым прикасался больной, приходилось сжигать - разумеется, оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека, страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли - их приютили лишь в монастыре.

На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают - по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.
Вернувшись во Францию, «семейство» поселилось в поместье Жорж Санд. Но и там счастья не было: Шопен по-прежнему болел, сын ревновал мать к чужому мужчине. А повзрослевшая дочь наоборот - настраивала «отчима» против матери. Отношения постепенно начали сходить на нет, и в 1847 году Шопен не выдержал. Музыкант собрал вещи и ушёл. Санд не стала его останавливать.
История любви: Жорж Санд и Фредерик Шопен

Фредерик Шопен. Maria Wodzińska, 1835 год.

Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.

«Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком», - писала сама Жорж композитору.

А вскоре прекратились и письма. В последний раз Шопен и Санд встретились случайно - за полтора года до смерти композитора. Он не стал разговаривать с бывшей возлюбленной, но до конца жизни поддерживал тёплые отношения с её дочерью. А умирая, всё-таки вспомнил писательницу: «Она обещала, что я умру в её объятьях».

В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани» возникают чёткие ассоциации: Лукреция - это сама писательница. А молодой эгоист Кароль, которого она так любила и из-за которого погибла, очень напоминает Шопена. Однако реальность отличалась от сюжета романа. Санд пережила своего любимого на 27 лет. После его смерти у неё был ещё один мужчина - с ним она оставалась до последних лет, ухаживая за хозяйством и заботясь о детях.

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь - слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.

2.

Шопен и Жорж Санд - Великие мелодии любви

XIX век… Особая историческая эпоха, которая подарила миру огромное число открытий и научных достижений. Это время расцвета литературы, музыки, живописи, культуры. А самое главное - это время восхитительных, завораживающих любовных историй.
XIX век… Век красивой музыки, литературных гостиных и светских салонов. Век очаровательных, романтических женщин и благородных, решительных мужчин.
роскошный дым
из золотого века
два человека



История любви Жорж Санд и Фредерика Шопена считается едва ли не самой романтичной из всех, известных веку девятнадцатому. И вдвойне притягательной оттого, что действующие лица, словно насмехаясь над стандартами эпохи, словно опережая время на полтораста с лишним лет, так зеркально поменялись ролями. Мужественная и решительная Жорж Санд и нежно-романтический Шопен. Так, во всяком случае, многим тогда казалось…
россыпи чувства
парижского дуэта
молоточками

Аврора-Люсиль Дюпен, баронесса Дюдеван, более известная как Жорж Санд, родилась 1 июля 1804 года.
К моменту их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 33 года. Писательница была старше его на 6 лет. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд. В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана, который отнюдь не отличался тонкостью натуры. О молодой супруге он вспоминал, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. «Сначала нас воспитывают в святости, а потом отдают мужьям, как молодых кобылиц», - писала она в своем дневнике. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о несправедливости «мужского мира» и в результате, по ее собственному выражению, превратили ее в «Спартака среди рабынь». Постоянные ссоры между супругами делали свое дело. Их брак разваливался на глазах, и спустя 12 лет после свадьбы 30-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.
тонкие пальцы
тонкий духов аромат
тонкие чувства

В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Несмотря на мужской костюм, который вовсе не красил писательницу, у Жорж Санд не было недостатка в поклонниках. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывают у нее материнские чувства.
музыка...слово...
сердце одно на двоих
бьется искусством

Уже начавший завоёвывать европейскую известность 26-летний польский музыкант Фредерик Франтишек Шопен появился в Париже в 1836 году и сразу же стал желанным гостем самых изысканных аристократических парижских салонов. Экзальтированные светские дамы бурно восхищались полонезами, мазурками и вальсами молодого гения.
если б искусством
можно сердца удержать
вечно б любили...



Сын матери-польки и отца-француза, Шопен по праву рождения не принадлежал к аристократии и всегда преклонялся перед людьми с титулами. Он не любил большие аудитории, предпочитая играть в салонах - для избранных.
Его голубые глаза были скорее одухотворёнными, нежели мечтательными, улыбка тонкой и мягкой, но никогда горькой. Цвет лица нежен и прозрачен, светлые волосы шелковисты, нос выразительно изогнут. Он был среднего роста и хрупкого телосложения, а его движения отличались грациозностью. Держался же Шопен с таким благородством, что с ним непроизвольно обращались как с князем. Это был символ врождённого изящества и мужского целомудрия.
Настоящий расцвет дарования придётся на 1838-1847 годы, именно тогда он создаст лучшие свои произведения, а в его жизнь войдёт одна из самых известных и скандальных женщин своего времени, писательница Жорж Санд.
строчки романа
экспромты аккордами
прикосновений

Одни считали её бессовестной и распутной женщиной, другие восхищались её талантом, умом, смелостью поведения. Мужское имя в качестве псевдонима и мужские наряды, сигары и свободные взгляды шокировали многих. Но, как бы там ни было, они встретились…
па в ритме вальса...
витиеватый сюжет
жизнесплетенья

Осень одолела Париж проливными дождями. Надо было куда-то пойти, бороться с хандрой в одиночку становилось всё тяжелее. Шопен вспомнил, что у графини К. в этот день журфикс, и так как на часах было начало одиннадцатого, он, не раздумывая, отправился туда. Что-то необычное окутало его, когда он поднимался по лестнице. Это был тончайший запах фиалок. Войдя в салон, сев в углу, неподалёку от камина, стал рассматривать гостей хозяйки. Постепенно часть из них разошлись, остались только самые близкие друзья дома. Шопен согрелся, развеселился и, сев к фортепиано, начал импровизировать.
Светлые прозрачные, как хрусталь, звуки музыки наполнили зал. Окончив свою музыкальную сказку, он поднял глаза от клавиатуры. Перед ним, опершись белоснежной красивой рукой об инструмент, стояла просто одетая дама и внимательными тёмными глазами смотрела на него. От неё пахло фиалками, и она смотрела так, будто пыталась проникнуть Шопену прямо в душу.
ноты-клавиши
музыка любви парит
пламенем свечи

Через некоторое время, собираясь уходить, она подошла к нему вместе с Листом и наговорила ему комплиментов.
Шопен был польщён, но она совсем ему не понравилась: «Какая несимпатичная женщина эта Санд! Да и женщина ли она? Я сильно склонен считать, что нет!» Вскоре после этой встречи он даже написал родителям: «Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но её лицо мне несимпатично и вовсе мне не понравилось. В нём даже есть нечто такое, что меня отталкивает».
...Перед самым уходом из дома графини д"Агу Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми - писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.

Но не красотой одной побеждает женщина! В характере Жорж Санд, в её умении держаться с мужчинами было, вероятно, нечто настолько притягательное, против чего не могли устоять даже те, кто явно не симпатизировал ей и не любил её. Лучшего доказательства, чем любовь Шопена нельзя и сыскать.
запах объятий
на елисейских полях
польской полыни

Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм - в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным - его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Иногда его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
лунная полночь
вальсом пшеничных волос
с левой педалью

В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию - целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом было необходимо заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен - по испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно - весть о болезни композитора распространилась по всему городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного.












Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию. Однако ни один корабль не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью - сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
В лице Жорж Санд Шопен обрёл верного понимающего друга, человека, тонко чувствующего его творчество. Как-то она сказала по поводу двух его вальсов: « Они стоят всех моих романов». И она не льстила и не лукавила - она действительно так думала и чувствовала.
музыка любви
о, "Фантазия - экспромт"!
вечная тема...

Они проводили чудесные вечера вдвоём и творили, творили, творили. Творчество Авроры Дюдеван приобретало всё большую глубину, вальсы и мазурки Шопена поражали силой своих чувств. Поистине эта близость была им обоим на пользу.
Тулуз де Лотрек
да шансонетки его,
вам и не снилось!

Именно здесь композитор написал один из своих шедевров - опус 28-й, здесь же написаны 24 прелюдии. Жорж Санд готовила переиздание «Лелии», работала над новым романом «Спиридон» и писала очерк «Зима на острове Майорка». Хотя ей было куда сложнее сосредоточиться на творчестве: больной Шопен (в ту пору он уже болел туберкулёзом) капризничал, не мог привыкнуть к местной кухне, она готовила для всей семьи, ходила по лавкам, воспитывала детей. Женщине, «обёрнутой в слова», как её называли, на романтический сплин просто не оставалось времени.
краски Монмартра
вымазал Делакруа
крышку рояля

В начале февраля 1839 года путешественники решили вернуться на родину. В это время Шопен уже был серьёзно болен туберкулёзом. Зиму и осень он будет проводить в Париже, а весну и лето в имении Жорж Санд в Ноане. И Жорж станет для Фредерика заботливой медсестрой, подругой, поклонницей его таланта, но теперь это уже не любовная связь, которая прекратилась после прибытия с Майорки, а дружеская.
По возвращении в Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фредерика постепенно пошло на поправку. Но вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали пылким чувствам, к тому же Жорж убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице - она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми - третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках - Жорж бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый, как на званый обед. Они прожили вместе еще 8 лет.
мельница чувства
шум жерновов Мулен Руж
в такт краковяку

Шопен высоко ценил музыкальный вкус Жорж Санд и, исполняя перед ней свои новые произведения, внимательно прислушивался к её замечаниям. Со своей стороны он тоже помогал Жорж советами. Когда она работала над романом «Консуэло», главная героиня которого была певицей, именно Фредерик выступал музыкальным консультантом
Их дом словно магнитом притягивал многих выдающихся людей. Частыми гостями были Бальзак, Гейне, Делакруа, Лист. По вечерам виртуозной игрой Фридерика восхищались самые блестящие дамы парижского света. Именно им, герцогине Вюртенбергской, графиням Эстергази и Потоцкой, баронессе Ротшильд, польщённый Шопен посвящал свои произведения. Ей же ни одной вещи он так и не посвятил. Возможно, сказывались его болезненная застенчивость и нежелание афишировать их связь. Впрочем, кто знает?
полька льняная
в даль уплывает зимой
скорбной сонатой

Здоровье Шопена продолжает ухудшаться. Малейшая физическая нагрузка вызывает одышку, и зимой 1843-1844 года его приходилось вносить на лестницу собственного дома. 1844 год как будто приносит облегчение, и друзья надеются, что его здоровье улучшится. Но это всего лишь надежды.
9 лет Жорж самоотверженно ухаживала за Шопеном. А он был из числа трудных пациентов. Нуждался в тщательном уходе, но устраивал сцены, когда забота становилась слишком явной. В ещё большей степени не выносил пренебрежения к своим нуждам. Когда он бывал чем-то раздражён, то мог дуться целыми днями. Порой проявлял чисто детское упрямство и обидчивость, но мог быть и резким, язвительным, даже грубым.
Жорж научилась не только терпеть его выходки, но и достаточно быстро гасить их. Вообще Санд с самого начала относилась к Шопену скорее как мать, нежели возлюбленная. Она всегда рядом с ним, но в августе 1847 года Жорж Санд разорвёт отношения с композитором
страсти баллада
вздох с Нотр-Дам де Пари
в Речь Посполиту

Они расстались в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу. Морис злился, Жорж Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж Соланж Шопен относился совершенно иначе - во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж одно время даже подозревала, что Фредерик тайно влюблен в ее дочь. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва
звук растворился
пальцы на клавишах сникли
"Где ты, Богиня?"

«Прощайте, мой друг,- писала она.- Скорее поправляйтесь от всех ваших недугов. У меня есть все основания полагать, что так оно и будет. В этом случае я могу только благодарить Бога за такую странную развязку дружбы, которая в течение девяти лет поглощала нас обоих без остатка».
Их последняя случайная встреча состоялась в начале марта 1848 года в доме одного их общего друга. Встреча поразила обоих. Жорж Санд, полная раскаяния, желая помириться с ним, подошла и протянула руку. Он побледнел, отшатнулся и вышел из зала, не промолвив ни слова.
В его записной книжке всегда хранился локон её волос, который он перекладывал из старой книжки в новую. Этот локон он положит и в записную книжку 1849 года, последнего года своей жизни.
А болезнь вытягивает из Шопена последние силы. Происходит полное обрушение организма, и ни музыка, ни мужество композитора уже не в состоянии помочь ему. Шопен уничтожает всё, созданное им за последний период, признаваясь, что уже не может написать ни единой ноты. Сохранились лишь две мазурки.
стынет дыханье
роза на гроб упадёт
звуком последним

Жорж Санд никто не сообщил о последней болезни и смерти Фредерика. В его спальне, заваленной цветами, не было его букета. Впрочем, так, наверное, и должно быть. Те, кто скрывали от него, что она готова была на крыльях лететь к нему, были правы. Она не простила бы себе, если б волнение от их встречи укоротило его жизнь на день или даже на час.
В 1849 году, за год до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».
Сердце Фредерика Шопена перестанет биться в третьем часу утра 17 ноября …

XIX век… Особая историческая эпоха, которая подарила миру огромное число открытий и научных достижений. Это время расцвета литературы, музыки, живописи, культуры. А самое главное – это время восхитительных, завораживающих любовных историй.
XIX век… Век красивой музыки, литературных гостиных и светских салонов. Век очаровательных, романтических женщин и благородных, решительных мужчин.


роскошный дым
из золотого века
два человека


История любви Жорж Санд и Фредерика Шопена считается едва ли не самой романтичной из всех, известных веку девятнадцатому. И вдвойне притягательной оттого, что действующие лица, словно насмехаясь над стандартами эпохи, словно опережая время на полтораста с лишним лет, так зеркально поменялись ролями. Мужественная и решительная Жорж Санд и нежно-романтический Шопен. Так, во всяком случае, многим тогда казалось…


россыпи чувства
парижского дуэта
молоточками


Аврора-Люсиль Дюпен, баронесса Дюдеван, более известная как Жорж Санд, родилась 1 июля 1804 года.
К моменту их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 33 года. Писательница была старше его на 6 лет. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд. В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана, который отнюдь не отличался тонкостью натуры. О молодой супруге он вспоминал, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. «Сначала нас воспитывают в святости, а потом отдают мужьям, как молодых кобылиц», – писала она в своем дневнике. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о несправедливости «мужского мира» и в результате, по ее собственному выражению, превратили ее в «Спартака среди рабынь». Постоянные ссоры между супругами делали свое дело. Их брак разваливался на глазах, и спустя 12 лет после свадьбы 30-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.


тонкие пальцы
тонкий духов аромат
тонкие чувства


В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Несмотря на мужской костюм, который вовсе не красил писательницу, у Жорж Санд не было недостатка в поклонниках. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывают у нее материнские чувства.


музыка...слово...
сердце одно на двоих
бьется искусством


Уже начавший завоёвывать европейскую известность 26-летний польский музыкант Фредерик Франтишек Шопен появился в Париже в 1836 году и сразу же стал желанным гостем самых изысканных аристократических парижских салонов. Экзальтированные светские дамы бурно восхищались полонезами, мазурками и вальсами молодого гения.


если б искусством
можно сердца удержать
вечно б любили...


Сын матери-польки и отца-француза, Шопен по праву рождения не принадлежал к аристократии и всегда преклонялся перед людьми с титулами. Он не любил большие аудитории, предпочитая играть в салонах – для избранных.
Его голубые глаза были скорее одухотворёнными, нежели мечтательными, улыбка тонкой и мягкой, но никогда горькой. Цвет лица нежен и прозрачен, светлые волосы шелковисты, нос выразительно изогнут. Он был среднего роста и хрупкого телосложения, а его движения отличались грациозностью. Держался же Шопен с таким благородством, что с ним непроизвольно обращались как с князем. Это был символ врождённого изящества и мужского целомудрия.
Настоящий расцвет дарования придётся на 1838-1847 годы, именно тогда он создаст лучшие свои произведения, а в его жизнь войдёт одна из самых известных и скандальных женщин своего времени, писательница Жорж Санд.


строчки романа
экспромты аккордами
прикосновений


Одни считали её бессовестной и распутной женщиной, другие восхищались её талантом, умом, смелостью поведения. Мужское имя в качестве псевдонима и мужские наряды, сигары и свободные взгляды шокировали многих. Но, как бы там ни было, они встретились…


па в ритме вальса...
витиеватый сюжет
жизнесплетенья


Осень одолела Париж проливными дождями. Надо было куда-то пойти, бороться с хандрой в одиночку становилось всё тяжелее. Шопен вспомнил, что у графини К. в этот день журфикс, и так как на часах было начало одиннадцатого, он, не раздумывая, отправился туда. Что-то необычное окутало его, когда он поднимался по лестнице. Это был тончайший запах фиалок. Войдя в салон, сев в углу, неподалёку от камина, стал рассматривать гостей хозяйки. Постепенно часть из них разошлись, остались только самые близкие друзья дома. Шопен согрелся, развеселился и, сев к фортепиано, начал импровизировать.
Светлые прозрачные, как хрусталь, звуки музыки наполнили зал. Окончив свою музыкальную сказку, он поднял глаза от клавиатуры. Перед ним, опершись белоснежной красивой рукой об инструмент, стояла просто одетая дама и внимательными тёмными глазами смотрела на него. От неё пахло фиалками, и она смотрела так, будто пыталась проникнуть Шопену прямо в душу.


ноты-клавиши
музыка любви парит
пламенем свечи


Через некоторое время, собираясь уходить, она подошла к нему вместе с Листом и наговорила ему комплиментов.
Шопен был польщён, но она совсем ему не понравилась: «Какая несимпатичная женщина эта Санд! Да и женщина ли она? Я сильно склонен считать, что нет!» Вскоре после этой встречи он даже написал родителям: «Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но её лицо мне несимпатично и вовсе мне не понравилось. В нём даже есть нечто такое, что меня отталкивает».
...Перед самым уходом из дома графини д"Агу Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми – писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.
Но не красотой одной побеждает женщина! В характере Жорж Санд, в её умении держаться с мужчинами было, вероятно, нечто настолько притягательное, против чего не могли устоять даже те, кто явно не симпатизировал ей и не любил её. Лучшего доказательства, чем любовь Шопена нельзя и сыскать.


запах объятий
на елисейских полях
польской полыни


Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным – его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Иногда его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.


лунная полночь
вальсом пшеничных волос
с левой педалью


В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию – целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом было необходимо заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен – по испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора распространилась по всему городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного.
Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию. Однако ни один корабль не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью – сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
В лице Жорж Санд Шопен обрёл верного понимающего друга, человека, тонко чувствующего его творчество. Как-то она сказала по поводу двух его вальсов: « Они стоят всех моих романов». И она не льстила и не лукавила – она действительно так думала и чувствовала.


музыка любви
о, "Фантазия - экспромт"!
вечная тема...


Они проводили чудесные вечера вдвоём и творили, творили, творили. Творчество Авроры Дюдеван приобретало всё большую глубину, вальсы и мазурки Шопена поражали силой своих чувств. Поистине эта близость была им обоим на пользу.


Тулуз де Лотрек
да шансонетки его,
вам и не снилось!


Именно здесь композитор написал один из своих шедевров – опус 28-й, здесь же написаны 24 прелюдии. Жорж Санд готовила переиздание «Лелии», работала над новым романом «Спиридон» и писала очерк «Зима на острове Майорка». Хотя ей было куда сложнее сосредоточиться на творчестве: больной Шопен (в ту пору он уже болел туберкулёзом) капризничал, не мог привыкнуть к местной кухне, она готовила для всей семьи, ходила по лавкам, воспитывала детей. Женщине, «обёрнутой в слова», как её называли, на романтический сплин просто не оставалось времени.


краски Монмартра
вымазал Делакруа
крышку рояля


В начале февраля 1839 года путешественники решили вернуться на родину. В это время Шопен уже был серьёзно болен туберкулёзом. Зиму и осень он будет проводить в Париже, а весну и лето в имении Жорж Санд в Ноане. И Жорж станет для Фредерика заботливой медсестрой, подругой, поклонницей его таланта, но теперь это уже не любовная связь, которая прекратилась после прибытия с Майорки, а дружеская.
По возвращении в Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фредерика постепенно пошло на поправку. Но вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали пылким чувствам, к тому же Жорж убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице – она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми – третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках – Жорж бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый, как на званый обед. Они прожили вместе еще 8 лет.


мельница чувства
шум жерновов Мулен Руж
в такт краковяку


Шопен высоко ценил музыкальный вкус Жорж Санд и, исполняя перед ней свои новые произведения, внимательно прислушивался к её замечаниям. Со своей стороны он тоже помогал Жорж советами. Когда она работала над романом «Консуэло», главная героиня которого была певицей, именно Фредерик выступал музыкальным консультантом.


Их дом словно магнитом притягивал многих выдающихся людей. Частыми гостями были Бальзак, Гейне, Делакруа, Лист. По вечерам виртуозной игрой Фридерика восхищались самые блестящие дамы парижского света. Именно им, герцогине Вюртенбергской, графиням Эстергази и Потоцкой, баронессе Ротшильд, польщённый Шопен посвящал свои произведения. Ей же ни одной вещи он так и не посвятил. Возможно, сказывались его болезненная застенчивость и нежелание афишировать их связь. Впрочем, кто знает?


полька льняная
в даль уплывает зимой
скорбной сонатой


Здоровье Шопена продолжает ухудшаться. Малейшая физическая нагрузка вызывает одышку, и зимой 1843-1844 года его приходилось вносить на лестницу собственного дома. 1844 год как будто приносит облегчение, и друзья надеются, что его здоровье улучшится. Но это всего лишь надежды.
9 лет Жорж самоотверженно ухаживала за Шопеном. А он был из числа трудных пациентов. Нуждался в тщательном уходе, но устраивал сцены, когда забота становилась слишком явной. В ещё большей степени не выносил пренебрежения к своим нуждам. Когда он бывал чем-то раздражён, то мог дуться целыми днями. Порой проявлял чисто детское упрямство и обидчивость, но мог быть и резким, язвительным, даже грубым.
Жорж научилась не только терпеть его выходки, но и достаточно быстро гасить их. Вообще Санд с самого начала относилась к Шопену скорее как мать, нежели возлюбленная. Она всегда рядом с ним, но в августе 1847 года Жорж Санд разорвёт отношения с композитором


страсти баллада
вздох с Нотр-Дам де Пари
в Речь Посполиту


Они расстались в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу. Морис злился, Жорж Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж Соланж Шопен относился совершенно иначе – во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж одно время даже подозревала, что Фредерик тайно влюблен в ее дочь. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва


звук растворился
пальцы на клавишах сникли
"Где ты, Богиня?"


«Прощайте, мой друг,- писала она.- Скорее поправляйтесь от всех ваших недугов. У меня есть все основания полагать, что так оно и будет. В этом случае я могу только благодарить Бога за такую странную развязку дружбы, которая в течение девяти лет поглощала нас обоих без остатка».
Их последняя случайная встреча состоялась в начале марта 1848 года в доме одного их общего друга. Встреча поразила обоих. Жорж Санд, полная раскаяния, желая помириться с ним, подошла и протянула руку. Он побледнел, отшатнулся и вышел из зала, не промолвив ни слова.
В его записной книжке всегда хранился локон её волос, который он перекладывал из старой книжки в новую. Этот локон он положит и в записную книжку 1849 года, последнего года своей жизни.
А болезнь вытягивает из Шопена последние силы. Происходит полное обрушение организма, и ни музыка, ни мужество композитора уже не в состоянии помочь ему. Шопен уничтожает всё, созданное им за последний период, признаваясь, что уже не может написать ни единой ноты. Сохранились лишь две мазурки.


стынет дыханье
роза на гроб упадёт
звуком последним


Жорж Санд никто не сообщил о последней болезни и смерти Фредерика. В его спальне, заваленной цветами, не было его букета. Впрочем, так, наверное, и должно быть. Те, кто скрывали от него, что она готова была на крыльях лететь к нему, были правы. Она не простила бы себе, если б волнение от их встречи укоротило его жизнь на день или даже на час.
В 1849 году, за год до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».
Сердце Фредерика Шопена перестанет биться в третьем часу утра 17 ноября …


сердце Шопена
как драгоценный сосуд
спрятан в Варшаве


Как и завещал композитор, во время вскрытия его сердце было извлечено из тела и доставлено на Родину, в Варшаву, где оно с тех пор хранится в церкви Св. Креста. А похоронен Шопен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Жорж Санд суждено было пережить Шопена на 27 лет. Забыла ли она его? Лучший ответ, наверное, слова самой писательницы: «Жизнь – это глубокая рана, которая редко затягивается и никогда не заживает».


Эйфеля башня
высокомерно глядит
"Здесь похоронен..."


Их отношения были бурными и завершились отнюдь не счастливой развязкой. Но без Жорж Санд не было бы самых проникновенных, самых пронизывающих душу шедевров Фредерика Шопена.
Да и её жизнь стала бы куда бедней. И автобиография Санд в отсутствие в её жизни Шопена читалась бы куда как менее интересно, а мы не узнали бы этой истории, которая не даёт ответа на вопрос, что такое любовь?, но в который раз убеждает нас, что «тайна сия велика есть»…


облаком сердце
между весной и зимой
солнца синкопой


Говорят, что в семье может быть лишь один гений, а удел второго - жить в его тени. Однако бывает и по-другому. Он был хрупким, романтичным, почти библейской красоты композитором, а она не только скандальной писательницей, но и женщиной, чья сумбурность потрясала Европу. И тем не менее Фредерик Шопен и Жорж Санд соединили свои судьбы в романе, который продлился десять лет.

на фото: куклы Жорж Санд и Фредерика Шопена, Вальдемосса , Майорка

После смерти Фредерика Шопена в 1849 году под обложкой его дневника нашли маленький конверт. Выведенные на нём буквы гласили «ЖФ» (Жорж и Фредерик), а внутри лежала прядь волос Жорж Санд . Шопен боготворил Санд . Она была его няней, компаньоном, музой и возлюбленной.

Амандин Аврора Дюпен, именно такое имя было дано Жорж Санд при рождении, была писательницей и предвестницей феминизма, практически всегда показывалась на публике в мужском костюме и с сигарой. Она вышла замуж за флегматичного барона Дюпена, когда ей было всего 19 лет, и бросила его спустя девять лет, чтобы с головой отдаться своим романтическим страстям.

Жорж Санд и Фредерик Шопен познакомились на ужине у любовницы Франца Листа, графини д’Агу. Молодой композитор развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила, что двум творческим личностям, возможно, будет интересно познакомиться друг с другом. Но у Шопена эта встреча оставила лишь неприятный осадок. «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? - рассказывал он своему другу. - Да и женщина ли она вообще?». Это и неудивительно, что Шопена с его изысканными манерами, с его чувством прекрасного шокировало бурильное поведение писательницы на публике и её внешний вид. А вот Жорж Санд с первой встречи была поражена этим польским виртуозом.

Судьба позже сводила их не раз. И после близкого общения они прониклись взаимной симпатией. Сначала Шопен и Санд встречались тайно, но в 1838 году об этом романе шумел весь Париж. Зимой этого же года влюбленные вместе с двумя детьми Санд, дочерью Соланж и сыном Морисом, отправляются на испанский остров Майорка. В те годы Фредерик Шопен страдал от туберкулёза и постоянных приступов кашля, и выбор места для путешествия еще и определялся тем, что мягкий климат, возможно, поможет Шопену поправить здоровье.

Они прибывают туда настоящей семьей, но счастье их длилось недолго. Несмотря на то, что Жорж Санд ухаживала за Шопеном каждый день, здоровье его в Испании лишь ухудшилось. А как только владелец дома узнал, что молодой композитор болен, то тотчас же приказал им убираться. По законам того времени все вещи и мебель, к которым прикоснулся больной туберкулёзом полагалось сжечь. Стоимость пропавшего имущества пришлось оплачивать Шопену и Санд. Они упорно пытались найти новое жилье, но никто не соглашался помочь им. Поэтому единственное прибежище, в котором их семье отказать не могли, был монастырь. Хотя и там долгое время нрав Жорж Санд выдержать не могли. Для монастырских стен женщина, одетая в мужское платье и курящая, была слишком сильным потрясением.

Пара принимает решение вернуться в Париж. Но сколько не упрашивала Жорж Санд , ни один из кораблей не хотел принять больного на борт. Всё-таки Санд и Шопену удалось уговорить одного из капитанов, правда гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выдали кабину по соседству с загоном для свиней. Жорж Санд молча перенесла все неудобства, а вот Шопен позже вспоминал, что у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него.

Весной 1841 года Жорж Санд и Фредерик Шопен возвращаются во Францию. Влюбленные принимают у себя Гейне, Бальзака, Делакруа. Шопену это изысканное общество приходится по вкусу, к тому же все знаменитые гости трепещут от его музыки. Жорж Санд гордится своим Шопетте или Шопинским, как она шутливо его называет. Это был период их счастья, когда чувства в комфортной атмосфере вспыхнули с новой силой. Зимой влюбленные живут в Париже, на лето уезжают в деревушку Ноан. Жорж Санд пишет роман «Консуэло» с главной героиней певицей, а Шопен помогает любимой как музыкальный консультант.


«Жорж Санд и Фредерик Шопен», Эжен Делакруа

Но здоровье Шопена лишь ухудшается. Весной 1844 года его приходится на руках вносить на лестницу дома. Жорж Санд поняла, что ей придется взять полную опеку над всей семьей, так как Шопен был болен и полностью погружен в свои мысли, он жил в каком-то своем отдельном мире. Вся семья поселилась в поместье Жорж Санд . Об их отношениях по-прежнему было много слухов. Многие обвиняли Санд в том, что она убивает Шопена, другие же напротив называли композитора «злым гением» и «крестом» Санд. Сама же писательница по прежнему была без памяти влюблена в Шопена, поэтому, стараясь всячески помочь ему, свела их отношения к чисто дружеским. Но сам Шопен воспринимал такое положение, как обидное, и постоянно ревновал, считая, что у Санд появились новые любовники.

«Если какая-то женщина и могла внушить ему полное доверие, то это была я, а он этого никогда не понимал… Я знаю, что многие люди меня обвиняют, — одни за то, что я его измотала необузданностью своих чувств, другие за то, что я привожу его в отчаяние своими дурачествами. Мне кажется, что ты-то знаешь, в чём дело. А он, он жалуется мне, что я его убиваю отказами, тогда как я уверена, что я его убила бы, поступая иначе…», - писала Жорж Санд другу Шопена, Альберу Гржимале.

Детям Жорж Санд увлечение их матери тоже приходилось не по вкусу. Сын Морис постоянно ревновал мать к Шопену. И в 1946 году, после сильной ссоры с Морисом, Фредерик Шопен заявляет о своем твердом решении покинуть их дом. Санд же принимает сторону сына и не удерживает своего партнера. «Этого не могло быть, не должно было быть, Шопен не вынес моего вмешательства во всё это, хотя оно было необходимо и законно. Он опустил голову и сказал, что я его разлюбила. Какое богохульство после восьми лет материнской самоотверженности! Но бедное оскорблённое сердце не сознавало своего безумия», - пишет позже Санд.

А вот уже повзрослевшая дочь Санд, Соланж, напротив настраивала композитора против Санд. По некоторым слухам она и сама была влюблена в Шопена. Об этом свидетельствует их тесная дружба вплоть до самой кончины Фредерика Шопена . Соланж в своих письмах постоянно рассказывала Шопену о новых пассиях Жорж Санд , еще сильнее отдаляя их. Позже Санд пишет Шопену: «…она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Памятник Шопену и Жорж Санд в Париже

Постепенно переписка Шопена и Жорж Санд прекратилась, и они вовсе утратили связь. Встретились после этого лишь случайно в марте 1848 года. Об этой встрече Санд написала так: «Я думала, что несколько месяцев разлуки излечат рану и вернут дружбе спокойствие, а воспоминаниям справедливость… я пожала его холодную дрожащую руку. Я хотела говорить с ним — он скрылся. Теперь я могла бы сказать ему, в свою очередь, что он разлюбил меня». У неё так и остались о нём прохладные воспоминания.

В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани», который вышел в 1947 году, многие увидели явные параллели с отношениями писательницы и композитора. Безумно влюбленная Лукреция — это сама Санд, а вот предмет её любви Кароль, очаровательный эгоист, ставший причиной её гибели, списан с Шопена. Хотя сам Фредерик Шопен всегда отказывался узнавать себя в этом герое.

Но предсказания Санд не сбылись. Она пережила Шопена на 27 лет. Да и всё указывает на то, что Шопен продолжал любить Жорж Санд до конца своей жизни. Об этом свидетельствует и конверт, найденный в его дневнике, и слова, которые он произнес за несколько дней до смерти: «Она обещала, что я умру в её объятьях».

Отношения с Санд для Шопена всегда были непростыми. Генрих Гейне так писал о великом композиторе: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему — это рана, малейший шум — удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных». Несмотря на то, как нелегко было Шопену жить в атмосфере эпатажа и постоянного надрыва, всё же многие исследователи сходиться во мнение, что свои лучшие произведения он написал именно в период их совместной жизни.

Фредерик Шопен, 1849 год

Жорж Санд, 1865 год

Они были разными людьми, разнилось и их творчество, оба они принесли друг другу немало страдания. Но, невзирая на это, их десятилетний роман до сих пор считается одним из самых невероятных. Притяжение, которое держало их вместе, может быть объяснено их совместной поглощенностью работой. Шопен никогда не писал лучше, чем в те годы, которые он провел с Жорж Санд в Ноан: он волновал клавиши весь день, в то время как она писала всю ночь. И, в конце концов, у нас есть невероятная по своему строению музыка и романы, которые рассказывают о том, как это быть женщиной во времена Санд. Поэтому, несмотря на всю сложность, никто не может назвать их отношения ошибкой.

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)