Описание католического собора. Особенности католического вероучения, культа и церковной организации

Внутреннее убранство Римско-католического костела под воззванием Святейшего Сердца Иисуса.

Активное распространение католичества в странах Среднеазиатского региона началось во II половине XIX и начале XX вв. и связано было с русской экспансией на Востоке. Так по статистике к 1917 году в Туркестане проживало 11 тыс. католиков, 7 тыс. из которых проживали в Ташкенте. Это были поляки, литовцы, немцы, французы, латыши из числа военнослужащих царской армии, которых правительство посылало служить подальше от родины: на Дальний Восток, в Туркестан, на Кавказ. Также в Туркестане было много ссыльных, военнопленных западноевропейцев и беженцев.

В 1912 году возле католической часовни началось строительство большого ташкентского католического храма. В строительстве того храма участвовали солдаты-католики, среди которых было немало квалифицированных специалистов.

Строительство католической церкви под воззванием Святейшего сердца Иисуса завершилось в 2000 году, спустя 88 лет с момента закладки ее первого камня. Храм сразу был признан одним из самых красивых и необычных для Востока архитектурных сооружений современного Ташкента. Надо сказать, что архитектура, декор и интерьер храма впечатляют. Храм построен в готическом стиле, внутри здание облицовано мрамором и гранитом, а двери и мебель изготовлены из ценных пород дерева. Подсвечники, канделябры, художественная ограда и перила и др. изготовлены кузнецом В. Пилипюком.

На первом этаже храма находятся помещения крипты-часовни (той самой, построенной при о. Пранайтисе в начале XX в.), зал Иоанна Павла II и зал св. Антония.

На втором этаже располагается торжественный главный зал, где проводятся воскресные мессы. Почетное место в зале занимает алтарь с дарохранительницей, украшенной 2-метровой скульптурой Христа.




Между огромных колонн расставлены ряды массивных деревянных скамей для прихожан. Напротив алтаря под сводами храма установлен 26-голосный орган - подарок Боннского прихода св. Павла. Зал украшен изображениями сцен из Библии, цветными витражами, католической символикой. Справа от алтаря находится исповедальня, где католики совершают таинство покаяния.

Мессы в ташкентском католическом храме ведутся ежедневно на четырех языках: русском, английском, польском и корейском.

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин - кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники... Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой - мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом - Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.

Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла - мол, придут тут такие, вопросы задавать будут... Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.

Как я уже писал раньше, отец Павел - поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.

Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.

На самые простые вопросы типа "А это что такое?" отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.

Итак.


Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах - от духовного до архитектурного.
Алтарь - это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы - пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте - святилище. И чаще всего на особом сооружении - жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же...). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь - это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени - в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.


За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб - в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша - но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь - например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!


Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется "амвон" (от др. греч. "возвышение"), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон - это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же - католической и православной - с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.


А вот готичные стулья за амвоном - это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески "кафедра" и означает просто "стул". Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие "экс кафедра" - что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.


Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм - ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают ("стоя" - это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда - опускаются на колени. Для колен - вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.


Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме - событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.


Икона на стене - встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами "Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире". С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.


Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам - отделяют основное помещение храма от "пресвитория". Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках - это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.


Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие - приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.


Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган - слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.


На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа...


Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем...


Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.


С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.


Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.


На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.


На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими - более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.


Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам - общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь - это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.


Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров...


Портреты на стене - это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду - основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: "Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме".


Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи:)


В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.


Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.


Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.


И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах - исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.


Исповедальня разделена на два помещения. Одно - для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.


Второе - только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.


Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой - стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.


А это уже не в храме, конечно:) На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками...

Кто не пришел на экскурсию - зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Из книги автора

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

Обряды и традиции римско-католической церкви

Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. В настоящее время в мире насчитывается 1,086 млрд католиков. При этом их число увеличивается за счёт роста количества верующих в Азии, Африке и Америке. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является доминирующей конфессией во многих странах Европы (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). В 21 государстве Европы католики составляют большинство, а в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину населения. В западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, немало католиков в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»). На Ближнем Востоке наибольшее число католиков насчитывается в Ливане. В Африке проживают от 110 до 175 млн католиков. В Российской империи до 1917 г., по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (преимущественно в Царстве Польском и Саратовской губернии) и католические храмы были почти во всех центрах российских губерний. В современной России (2005) существует около 300 приходов римско-католической церкви.
Характерной чертой католицизма было его учение о церкви (экклезиология), о её посреднической роли. Католическую церковь всегда отличал ярко выраженный монархический и иерархический характер, в основу которого было положено учение о том, что сам Иисус Христос передал своё первосвященство апостолу Петру, преемниками которого считаются папы. До II Ватиканского собора католическое богословие учило, что римско-католическая церковь является единственной истинной Церковью Христа, поскольку только она имеет постоянную иерархию, унаследованную от апостолов, и первенство, унаследованное от Петра. Сегодня существует понимание того, что церковь является знаком и орудием и посредством неё Бог призывает и приближает мир к своему Царству.

Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат церкви называется Римской курией, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан (было создано в 1929 г. на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений). Святой престол является объектом международного права и постоянным наблюдателем при ООН, получившим в июле 2004 г. право голосования. Католические церкви восточного обряда возглавляются патриархами или верховными архиепископами. Основной территориально-административной единицей католической церкви является епархия (или диоцез), которая возглавляется епископом.

Особое значение в деятельности католической церкви имеют так называемые «институты посвящённой Богу жизни» - монашеские ордена и конгрегации, а также светские общества «апостольской жизни». Монашеские организации имеют собственные уставы (утверждаемые папой). Ещё одной особенностью католической церкви является принцип сакраментальности. Учение о церковных таинствах, которое было разработано схоластами ещё в Средние века, рассматривало таинства как источники благодати, которая может быть воспринята независимо от личных достоинств получателя. Но современное католическое богословие таинств подчёркивает, что они являются прежде всего знаками веры. Таинства сообщают благодать, поскольку представляют собой её явные знаки, и эффективность воздействия таинства ставится в зависимость от глубины веры и благочестия того, кто его принимает. В настоящее время все церковные таинства, как и само богослужение, совершаются не на латыни, а на национальных языках, чтобы сделать эти знаки более понятными.

Три таинства - крещение, миропомазание (конфирмация) и евхаристия - относятся к христианскому посвящению.

  • Крещение. Католическое понимание крещения состоит в том, что в нём отпускается первородный грех и все личные грехи, в которых крещаемый искренне раскаивается. Не принявшие таинства крещения в Царствие Небесное войти не могут. Помимо крещения водой, в католической традиции признаётся «крещение кровью», под которым понимается мученическая смерть за Христа, и «крещение желания», которое получают те, кто выраженно или скрыто желает принять крещение, но в силу обстоятельств не может участвовать в этом таинстве. «Даже те, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церкви, могут считаться анонимными христианами, если их благочестивая жизнь фактически является ответом на Его благодать, которая в достаточной мере посылается всем». В латинском обряде крещение обычно совершается через возлияние воды на голову, а не через погружение в воду.
  • Миропомазание (конфирмация) . Богословие миропомазания начало развиваться лишь в эпоху Средневековья. Считается, что миропомазание даётся Святым Духом для укрепления веры (ad robur), в то время как благодать крещения даётся ради прощения (ad rbissionb). В римско-католической церкви таинство миропомазания совершается только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях: например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство или в случае отсутствия епископа на территории, где расположен приход), причём дети принимают его не при крещении, а в подростковом возрасте (обычно в 14-15 лет), после того как они достаточно прочно усвоили основы вероучения и уже осознанно посещают храм и приступают к таинствам. Иногда обряд миропомазания совершается и одновременно с крещением - как правило, если крещение принимается в зрелом возрасте. Но и в первом, и во втором случае подчёркивается, что оба обряда представляют собой два аспекта одного таинства посвящения.
  • Евхаристия . Учение католической церкви содержит положения о жертвенном характере евхаристической службы и пресуществлении Святых Даров. Бескровная жертва Евхаристии отождествляется с Жертвой Иисуса Христа на Голгофе, поскольку и тогда, и сейчас жертва приносится во искупление грехов живущих и умерших. В латинском обряде для совершения Евхаристии употребляется не квасной, а пресный хлеб, который имеет форму круглой плоской облатки (гостия), и сухое виноградное вино (как красное, так и белое). В латинской традиции также отсутствует обычай причащения младенцев. К таинству Евхаристии (первому причастию) дети приступают в возрасте 9-10 лет, после того как они получат начальные знания об основах вероучения. Обряд первого причастия, как правило, совершается в первое воскресенье после празднования торжества Тела и Крови Христовых (май-июнь).

Два таинства - покаяние и елеосвящение больных - связаны с исцелением души и тела.

  • Покаяние (исповедь). К Средним векам таинство покаяния включало в себя четыре элемента: епитимья (дела покаяния), исповедь, сокрушение и разрешение от греха священником (отпуст). Кающийся был обязан признаться во всех серьёзных грехах священнику, который выступал в роли судьи.
  • Елеосвящение больных. В Средние века обряд елеосвящения больных в основном совершался над умирающими, отсюда и его определение Петром Ломбардским как extrba unctio («последнее помазание»). II Ватиканский собор вернул этому таинству название «елеосвящение больных», подчеркнув, что оно «предназначено не только для тех, кто стоит на пороге смерти». Сегодня последнее помазание известно как viaticum - священное напутствие, которое совершается по возможности во время мессы.

Христианский брак считается нерасторжимым, хотя в отдельных случаях допускается его аннуляция, и в этом случае он объявляется «несвершившимся таинством», т. е. не существовавшим. Основания для аннуляции брака были определены в Кодексе канонического права, в 1918 г., но с тех пор список дополнений расширился.

Одной из ярких особенностей католической традиции является широкое почитание Девы Марии, которая была провозглашена не только Матерью Иисуса Христа (Christotokos), но и Богородицей (Theotokos). Это положило начало почитанию Богоматери, и к VIII в. в Риме отмечались четыре праздника, установленные в честь Девы Марии: Благовещение, Очищение Пресвятой Девы Марии (Сретение), Взятие Божией Матери на Небо и Рождество Богородицы. В конце того же века восточные церкви добавили к ним праздник Зачатия Пресвятой Богородицы. Решающий вклад в развитие католической мариологии внёс св. Бернар Клервоский (1091-1153). Он утверждал, что если Иисус Христос выступает не только посредником между человеком и Богом, но и судьёй, то человек нуждается в посреднике между ним и Христом. И в народе образ милостивой заступницы Марии нередко противопоставлялся суровому образу Христа Вседержителя. Почитание Богородицы было особенно распространено в XI- XV вв. К XII в. широкое распространение получили Розарий (чтение молитв по чёткам, включающее пятидесятикратное повторение молитвы Ave Maria) и Angelus («Ангел Господень» - чтение молитв Богородице утром, в полдень и вечером, возвещаемое ударами церковного колокола). Мария рассматривается прежде всего как высочайший нравственный пример и как совершеннейший член церкви.

Литургическая традиция и календарь

Каждый день года в церковном календаре отмечается либо памятью святых, либо праздником, подвижным или неподвижным.

Рождественский период. Рождественский период начинается 24 декабря с Навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Этот период посвящается одному из главных великих праздников - Рождеству Христову. Канун праздника, 24 декабря, характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь. А с 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). Праздник отмечается в течение 8 дней (октавы).

Период Великого поста . Период Великого поста (Quadragesima) охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Он начинается в Пепельную среду, выпадающую на одно из чисел с 4 по 21 февраля. Затем следуют шесть недель Великого поста. В соответствии с церковными предписаниями каждый католик обязан хотя бы один раз в год - в Великий пост или в Пасхальный период - принять участие в таинствах покаяния и евхаристии. Каждую пятницу Великого поста во всех католических храмах совершаются особая процессия, называемая «Крестный Путь», и поклонение Святому Кресту. Кульминацией Великого поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Триденствием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) четверг, посвя-щённый воспоминанию Тайной вечери, Великую (Страстную) пятницу, посвящённую воспоминанию Страстей Господних, и Великую (Святую) субботу - канун пасхального торжества.

Рождество Христово. Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом (Мф. 1: 18-25; 2: 1-15; Лк. 1: 2, 1-20), это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии. Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («трёхдневной Пасхой»), чем подчёркивается его тесная связь с тайной Спасения.

В этот период в храмах и в домах устанавливаются венки Адвента - венки из ветвей ели с четырьмя свечами (белого, фиолетового или красного цвета): первая свеча - «свеча пророков» - символизирует пророков и Иоанна Крестителя, которые предсказывали приход Спасителя в мир, а также царей-волхвов, ожидавших знамений о Его рождении; вторая - «свеча звезды» - символизирует Вифлеемскую звезду, засиявшую на небе за несколько недель до рождения Богомладенца; третья - «свеча пастухов» - символизирует пастухов, которым явился ангел и возвестил о рождении Сына Божия; и четвёртая - «свеча ангелов» - символизирует ангелов, ликующих и воспевающих славу Богомладенцу на небесах. Венок является символом прославления скорого пришествия Спасителя в мир, пламя горящих свечей - символом Самого Иисуса Христа, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8: 12), а количество свечей соответствует количеству недель Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается одна свеча, во второе - две, в третье - три и в четвёртое - четыре свечи.

Во время Адвента в храмах ранним утром совершаются особые богослужения в честь Девы Марии, называемые Рораты (по первому слову входного песнопения: «Rorate, cаeli, desuper» («Кропите, небеса, свыше» (Ис. 45: 8). Они особо подчёркивают, что во время Адвента христиане вместе с Девой Марией ожидают пришествия Спасителя. Символом этих богослужений является зажжённая свеча, которая освещает путь идущих в храм до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, её помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

В первый день Адвента родители дарят детям «календари Адвента» - коробочки, имеющие ячейки с открывающимися дверцами по числу дней Адвента. В каждую ячейку помещается маленькая шоколадка в форме звезды или дерева либо небольшая игрушка, а на дверце ячейки изображается сюжет с текстом из Священного Писания на тему Рождества. Каждый день дети открывают одну дверцу календаря и получают сладкий подарок. Эти календари побуждают детей к размышлениям о смысле праздника Рождества и скрашивают ожидание Сочельника.

В канун Адвента в классах воскресных школ часто сооружается «рождественская лестница» - небольшая лесенка, количество ступенек которой соответствует числу дней Адвента. На верхней ступеньке лестницы крепится Вифлеемская звезда и устанавливается фигурка Младенца Иисуса, а у нижней - пустые ясли с сеном. По мере приближения Рождества фигурка Младенца Иисуса опускается на ступеньку ниже, чтобы в день праздника оказаться в яслях. Как и «календарь Адвента», «рождественская лестница» помогает детям наглядно ощутить приближение радостного праздника.

В канун праздника - Навечерие Рождества (лат. Vigilia - канун, преддверие) - 24 декабря, в течение всего дня соблюдается строгий пост, а вечером совершается торжественное Рождественское богослужение. В XIII в. появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли (лат. рraesepium - ясли, кормушка для скота), в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали устанавливать не только в храмах, но и в домах верующих. Так появились рождественские вертепы - композиции из фигурок, изображающих Младенца Иисуса, Деву Марию и св. Иосифа, волхвов и пастухов, пришедших поклониться Богомладенцу, а также животных - ослёнка и телёнка, лежащих у яслей и согревающих Младенца Иисуса своим дыханием.

С 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике Рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека как «Света миру» (Ин. 8: 12).

В дни празднования Рождества у многих народов установился обычай преломлять «рождественский хлеб » - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой в Рождественский сочельник, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Делясь облаткой с близкими, друзьями и знакомыми, люди прощают друг другу обиды и желают Божьего благословения, благодати, мира и счастья.

Наиболее характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели . Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозелёное растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: её стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается также день прародителей Адама и Евы как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, пришедшего в мир ради его спасения. Рождественская ель - это и символ всего мироздания, миниатюрное выражение сути жизни - как небесной, так и земной, поэтому каждое ёлочное украшение тоже имеет свой особый смысл. Венчающая ель звезда является символом Вифлеемской звезды, озарившей путь волхвам, спешащим поклониться родившемуся Спасителю; шары символизируют плоды райского древа и небесную жизнь; поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы возвещают людям о приходе Христа; бусы напоминают о цветении растений в ночь на Рождество. Сюжетные ёлочные игрушки - фигурки пастухов с овечками, колокольчики и звёзды тоже символы Рождества.

Фигурки разных животных символизируют различные качества, необходимые человеку в жизни, - мудрость, храбрость, сообразительность, быстроту и т. д. - и привлекают в дом благополучие, а фигурки - фрукты и овощи символизируют богатство и изобилие в новом году. Широко распространён и обычай вешать на ёлку орехи, завёрнутые в разноцветную фольгу, мандарины, яблоки, пряники, конфеты. Часто внутрь таких украшений для детей прячут разные маленькие игрушки. Особым украшением рождественской ели были свечи - символ света и звёзд, сиявших на небе в час рождения Иисуса Христа. Сначала таких свечей-фонариков было ровно 12 (по числу апостолов и месяцев в году), но в настоящее время вместо свечей используются гирлянды с электрическими лампочками. В России обычай устанавливать рождественскую ель распространился в XVIII в.

В большинстве западных стран существует обычай украшать стены и двери домов венками из ветвей хвойных деревьев и падуба (вечнозелёный кустарник с ярко-красными шаровидными плодами). Такой венок имеет двойную символику: он не только знак триумфа, выражающий радость о пришествии в мир Иисуса Христа, но и символ тернового венца, который напоминает о будущих страданиях Христа и Его Крестной Жертве.

Одним из самых популярных рождественских растений является красная пуансеттия (растение семейства молочайных), которой украшают храмы и жилища, - эта традиция зародилась в Латинской Америке и пришла в Европу в XIX в. Пуансеттия обычно зацветает в канун Рождества, и её красные прицветники по форме напоминают звезду, поэтому это растение часто называют «Вифлеемской звездой».

В Германии и скандинавских странах в канун Рождества на окна выставляют зажжённые семисвечники . В христианской традиции семисвечник символизирует семь светильников Небесного Престола Бога Вседержителя и семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 4: 5; 5: 6), а также свет семи Даров Святого Духа, изливающихся на верующих благодаря Искупительной Жертве Иисуса Христа и заключённых в семи таинствах церкви. Семисвечники устанавливаются на окнах в знак того, что христиане бодрствуют в ожидании прихода на землю Иисуса Христа, подобно невестам, ожидающим прихода Жениха с горящими светильниками.

Евангельское повествование о том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну (Мф. 2: 11), легло в основу традиции дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки. И важное место в этой традиции со временем занял образ святого Николая , архиепископа Мир-ликийского (IV в.). Особое почитание и широкая популярность в народе этого святого, а также рассказы жития о заботливом отношении святого к детям и бедным, которым он даже втайне оказывал помощь, сделали его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. Так возник трогательный и любимый детьми образ св. Николая (сканд. Santa Claus) как Рождественского Деда, приходящего к ним с подарками в дни праздника.

Пасха

На середину февраля - начало мая выпадают два этапа пасхального празднества: предпасхальный период - Великий пост и празднование Светлого Христова Воскресения - Пасхи (евр. «песах» - прохождение) - самого главного праздника христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда (синедриона) и с одобрения римского наместника Понтия Пилата (I в. от Р. Х.).
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Этот праздник установлен и уже отмечался в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала её празднованию дней, предшествующих торжеству Воскресения Христова и последующих за ним. В зависимости от характера воспоминания каждый этап праздника имел своё наименование - Пасха Страданий (или Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.

Великий пост

Празднованию Пасхи предшествует 7-недельный период Великого поста, или Святой Четыредесятницы, - время строгого воздержания, когда христиане готовятся к встрече праздника Пасхи. Этот пост установлен в воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.
Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. Народы Западной Европы, отмечая этот праздник, проводят карнавалы (лат. carne levari-um - удаление мяса и carne, vale! - прощай, мясо!) - костюмированные шествия и театрализованные представления, а с четверга предпостной недели до вторника перед Великим постом устраивают обильные застолья с большим количеством мясных и жирных блюд (поэтому эти дни получили названия «жирный четверг» и «жирный вторник»).

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, получила название Страстной. В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства брака и крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется великим. В католических храмах на время Страстной недели (до Великой пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия.
В Великую субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия. Для христиан день Великой субботы является временем приготовления к встрече праздника Пасхи. Обычно в течение всего этого дня в храмах освящаются блюда пасхальной трапезы - сдобная выпечка, крашеные яйца, мясные продукты (колбаса, ветчина и т. д.) и соль.

Общехристианской традицией, восходящей к I в. от Р. Х., является крашение пасхальных яиц. Согласно преданию, святая Мария Магдалина, одна из учениц Христа, придя с проповедью веры в Рим, попала во дворец императора Тиберия и стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена во время посещения императора было принято подносить ему дары. Но Мария Магдалина была очень бедна и поэтому принесла в дар правителю Римской империи обычное куриное яйцо. Выслушав святую, Тиберий не поверил ей и ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора яйцо окрасилось в красный цвет, чем была засвидетельствована истинность слов о Христовом Воскресении. С тех пор христиане всего мира стали окрашивать на Пасху яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия. В христианской традиции пасхальное яйцо имеет особую символику: желток символизирует Христа, поскольку из желтка возникает жизнь; белок - белые пелены, в которые был облечён Христос, когда Его положили во гроб; скорлупа символизирует гроб - могилу Христа; красный цвет яйца - Кровь Христову и возрождение человека к вечной жизни благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. А разбивание яйца символизирует раскрытие гроба, т. е. Воскресение Христово.

По традиции многих народов Западной и Центральной Европы, кроме освящённых крашеных яиц и сдобной выпечки, на праздничный пасхальный стол обязательно подаётся испечённый из бисквитного теста барашек (иногда его делают из сахара или сливочного масла). Пасхальный барашек символизирует Иисуса Христа как Агнца Божьего, добровольно принёсшего Себя в жертву ради искупления человечества. Не менее распространённым является и обычай украшать деревья перед домом крашеными яйцами (деревянными, пустыми или в сеточках), а также бумажными цветами, цыплятами и зайчиками (именно они «приносят» маленьким детям пасхальные яйца и подарки). Жители городов чаще устанавливают такие пасхальные деревца в своих домах.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Со времён апостолов оно совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.

В латинской традиции празднование Пасхи достигает своей кульминации во время богослужения Пасхальной ночи, которое начинается с наступлением темноты и оканчивается с зарёй воскресного дня. Светильничное богослужение начинается с того, что в храме полностью гасится свет и на открытом воздухе за пределами храма разжигается огонь, который затем освящается священнослужителем. От освящённого огня зажигается Пасхал - высокая свеча, как правило, жёлтого или белого цвета, которая по традиции украшается крестом, знаками Альфы и Омеги, числами текущего года и пятью гвоздями красного цвета, символизирующими пять ран Христовых (гвозди изготавливаются либо из дерева, либо из вкраплённых в воск красных ягод). Затем священнослужитель вносит в тёмный храм горящий Пасхал и, стоя поочерёдно у входа, в середине и перед алтарём храма, три раза поднимает Пас-хал с возгласом: «Lumen Christi!» («Свет Христов!»), на что прихожане отвечают: «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). Пламя Пасхала распределяется среди верующих, и после того, как все зажгут от Пасхала свои свечи, он устанавливается перед алтарём.

Затем поётся торжественная Пасхальная похвала (Praeconium paschale) - гимн, прославляющий и благословляющий свет Пасхальной свечи (по начальным словам гимна это благословение также называется «Exsultet»). Во время пения «Exsultet» все верующие стоят с зажжёнными свечами. Далее, под звон колоколов, церковный хор поёт славословие «Gloria» («Слава в вышних Богу»), во время пения которого в храме зажигаются все светильники. После завершения обряда крещения все верующие торжественно провозглашают отречение от сатаны и обновляют обеты собственного крещения.

Католический храм

В основе плана традиционного католического храма лежит базилика в форме креста - прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (обычно три) - так называемых кораблей или нефов . В восточной части храма центральный неф завершается полукруглой апсидой , в которой располагается алтарная часть - это место, где рождается Свет и сияет Солнце Справедливости Христа. Перед апсидой продольные нефы пересекает трансепт (поперечный неф), который и образует в плане крест. Над центром пересечения нефов, символизирующим Сердце Иисуса, надстраивается либо большой купол, лежащий на широком барабане, либо небольшая башенка с острым шпилем (если храм построен в готическом стиле).

В западной стороне храма в центре фасада располагается нартекс - центральный вход, который нередко разделяется на внешний (экзонартекс) и внутренний. Раньше нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. Над нартексом обычно находится круглое витражное окно - «готическая роза». Это символ Богоматери - «Роза без шипов», символ вечной любви без преград, побеждающей смерть. С фасада храма эта «роза» выглядит как изысканный геометрический орнамент, но изнутри она воспринимается как бесплотный свет, озаряющий души пришедших к Богу. Над фасадом возводится колокольная башня (одна или две), которую венчает либо длинный остроконечный шпиль, либо купол с крестом наверху. Стиль храмовой базилики непрерывно развивался и обретал новые формы в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.

Характерной особенностью интерьера католического храма является отсутствие в алтарной части иконостаса, который заменяет невысокая алтарная перегородка. Алтарная часть храма называется пресвитерий - это место, где расположен алтарь, где происходит богослужение и где в особой дарохранительнице, называемой табернакул , хранятся Святые Дары - хлеб, пресуществлённый в Тело Христово. Место расположения табернакула можно легко определить по горящей перед ним неугасимой лампаде.

Кроме центрального алтаря, в храме могут быть и боковые приделы в честь святых. В интерьере храма размещены иконы, статуи и картины, изображающие Иисуса Христа, Богородицу и святых, а также наиболее значимые эпизоды евангельских сюжетов. Перед многими изображениями верующие устанавливают свечи. Непременным атрибутом интерьера католического храма являются 14 «стояний» - изображений Страстей Христовых (в виде барельефов или картин), которые размещены на боковых стенах храма. Перед ними совершается богослужение Крестного Пути (Via Crucis) по пятницам Великого поста.

В храме также выделяется особое место для хора - как правило, это балкон, расположенный над центральным входом, и ризница - отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов (обычно располагается в одном из трансептов). В католическом храме обязателен орган; обычно он устанавливается на уровне второго яруса храма с южной или северной стороны либо на балконе для хора. Мужчины при входе в храм обязательно снимают головные уборы. Женщинам покрывать голову не обязательно. При входе в храм располагается сосуд с освящённой водой, или кропильница, в которую опускают пальцы правой руки и затем совершают крестное знамение - в латинской традиции оно совершается пятью пальцами (символ пяти Ран Христовых) и слева направо. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (на правое колено) перед табернакулом, и каждый раз, проходя мимо него, верующие совершают коленопреклонение или склоняют голову. В латинской традиции существуют строго определённые правила стояния и коленопреклонения во время совершения литургии. Все главные молитвы Евхаристического канона выслушиваются верующими коленопреклонённо; об их начале оповещает министрант (мальчик - прислужник у алтаря) звоном в небольшой колокольчик. Начальные чтения на литургии Слова и проповедь верующие выслушивают сидя.

В боковых нефах обычно размещаются скамьи для молящихся, имеющие внизу подколенники для коленопреклонений, и кабинки, в которых совершается исповедь, - конфессионалы , а середина центрального нефа всегда остаётся свободной для прохода.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах - «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Католические храмы отличаются от православных определенными обрядами. Латинский, восточно-литургический и другие западные - все они имеют место в этой вере. Видимый глава католической церкви - это который возглавляет Святой престол и, конечно же, Ватикан в Риме. Стоит отметить, что история таких архитектурных памятников, как католические храмы, очень богата и разнообразна. Каждый из них отличается своими особенностями.

Самые известные католические храмы

Собор Санта-Мария дель Фьоре располагается в Италии, во Флоренции. На тот момент, когда его строили, он был самым большим собором во всей Европе. На сегодняшний день является третьим по величине. Нельзя не отметить уникальнейший купол, высота которого достигает 91 метра, а в диаметре - 42-х метров. На его фасаде красуется фамильный герб Демидовых, которые внесли значительный денежный вклад в оформление этого собора. Знаменит также который располагается в Риме. Он является самым большим христианским храмом в мире (высота - 136 м, длина - 218 м). Строить его начинали в 1506-ом году, там, где раньше была древняя базилика, где и находились останки пресловутого Нельзя не отметить Базилику святого Иштвана, которая является самым большим храмом во всём Будапеште. В нём спокойно может поместиться 8,5 тысяч человек. Общая его площадь составляет около 4730 кв. м. План этой базилики чем-то напоминает греческий крест. И, конечно же, широко известна Базилика святого Адальберта, которая располагается в Венгрии. Этот кафедральный собор является самым большим храмом страны и пятым по величине во всём мире.

Соборы Москвы

Римско-католический храм, располагающийся в Москве, является самым большим во всей России. Он рассчитан на пять тысяч мест. Томаш Иосифович Богданович-Дворжецкий, архитектор храма, создал поистине шедевр. Велось строительство этого собора с 1899-го по 1917-ый год. Сам храм был освящен в 1911-ом году. Следует отметить, что в 1938-ом году собор у католиков отобрали. Полностью его вернули в 1996-ом году. Данный храм представляет собой неоготическую трехнёфную крестовидную базилику. Это кафедральный собор, в котором проходят мессы на разных языках. Это и французский, и английский, и польский, и русский, и испанский, и даже латинский. Следует отметить, что там даже проводят тридентские святые мессы и богослужения в соответствии с армянскими обрядами. В этой церкви установлен один из самых больших во всей России орган.

История храма

Если говорить про католические храмы, а также их историю, то следует отметить, что данный собор связан с весьма интересными фактами. Этот храм было разрешено строить лишь вдалеке от самого центра столицы и других значимых церквей. Ещё при этом было запрещено возводить скульптуры и башни снаружи здания. Чуть раньше было сказано, что храм у католиков отобрали в 1938-ом году. Тогда его разграбили и сделали из священного места общежитие. Нельзя не отметить тот факт, что и Вторая мировая война затронула церковь: из-за бомбардировок было разрушено несколько шпилей и башенок. В 2002-ом году, весной, храм был задействован в молитве на Розарии с папой и католиками из разных уголков земли. А в 2009-ом году, 12-го декабря, собор праздновал десять лет с того момента, как он был обновлен. Спустя полтора года, 4-го сентября 2011-го года, было пышно отпраздновано столетие этого потрясающего здания.

Дальнейшая судьба храма

Этот католический храм на Грузинской улице никогда не бывает пуст. В нём организовывают катехизацию, различные молодёжные встречи, музыкальные концерты, что проходят в рамках каких-либо благотворительных мероприятий, а также многое другое. Церковная лавка, библиотека, редакция известного на сегодняшний день журнала под названием “Католический вестник - Свет Евангелия”, офис христианской благотворительной организации, фонды - всё это относится к храмуНепорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Храмы Петербурга

В Москве имеется довольно много различных церквей, о которых говорить можно долго. Но католические храмы Петербурга заслуживают особого внимания. Например, костел святого Станислава. Само здание построено было в 1823-25 годах на углу Мастерской и Торговой улиц. Католический храм святого Станислава возводился на том самом месте, где располагался садовый участок и дом митрополита по имени Станислав Богуш-Сестренцевич. Своё имя он получил именно в память о нём. Стоит отметить, что на сегодняшний день рядом с храмом действует духовная библиотека. Это здание является вторым католическим собором города Санкт-Петербург. До него существовал лишь храм святой Екатерины. Несмотря на достаточно скромные размеры собора, приход стремительно рос. К 1917-му году количество прихожан превысило 10 тысяч человек.

Развитие храма

В 1829-ом году католический храм святого Станислава открыл училище имени Сестренцевича. Следует отметить, что достаточно длительное время (с 1887-го года по 1921-ый) в соборе служил видный деятель, а также знаменитый благотворитель Католической Церкви всей России - Антоний Малецкий, являвшийся епископом. О данном факте внутри храма напоминает красивая мемориальная доска.

Различия православных и католических церквей

Эта тема является достаточно популярной в христианстве. Стоит отметить, что католические и православные храмы имеют как сходства, так и отличия. Первое, самое главное сходство - то, что приверженцы обеих вер являются христианами. Это известно всем. Католические храмы отличаются от православных как по своему внешнему виду, так и по общепринятым обрядам. У них несколько разнится понимание Церкви и её единства. Православные разделяют таинства и веру, а вот католики ещё и считают необходимым наличие главы - Папы. Католическая Церковь считает, что от Отца и Сына исходит Святой Дух, исповедуя в Символе Веры. В православии немного по-другому. Они исповедуют Дух Святого, который исходит лишь от Отца. В католицизме таинство брака должно заключаться на всю жизнь - разводы запрещены. А вот в отдельных случаях разрешает развестись.

Ещё католики приняли догмат, гласящий о Девы Марии. А это значит то, что даже первородный грех якобы не коснулся её. Православие прославляет святость Божьей Матери, но полагает, что рождена она была с первородным грехом, точно так же, как и остальные люди.

Сходства православия и католицизма

Стоит отметить, что, несмотря на массу различий, эти две религии похожи между собой. И православие, и католицизм признают все христианские таинства, которых всего существует семь. Точно так же у них существуют общие нормы (иначе говоря - каноны) церковной жизни и главные компоненты обрядности: характер и количество совершения всех таинств, последовательность и содержание богослужений, интерьер, а также компоновка храма. Ещё есть одно сходство: богослужения ведутся на национальных языках. К тому же используется латынь (как известно, мёртвый язык) в католических и старославянский язык (не употребляемый в быту) - в православных церквях. Несмотря на всевозможные различия, православные христиане, точно так же, как и католики, по всему миру исповедуют учение Иисуса Христа. И тут самое главное помнить: пусть когда-то предубеждения и ошибки людей разъединили христиан, но вера в единого Бога до сих пор нас объединяет.