Продовольственные карточки в России: причины и цели введения. Социальные продовольственные карточки для малоимущих

Минпромторг опубликовал список продуктов, которые малоимущие россияне смогут купить за счет продовольственных карточек. Какие именно наименования вошли в этот список, что нужно делать, чтобы получить продовольственную карточку, рассказываем в рубрике "Вопрос-ответ".

А сколько будут выделять денег в месяц?

Малоимущим гражданам на продовольственные карты ежемесячно будут зачислять баллы и бонусы. В денежном эквиваленте баланс составит 1200 рублей (ранее озвучивалась сумма 1400 рублей).

Обязательное условие - потратить баллы нужно именно в течение месяца. В противном случае они просто сгорят.

Какие продукты можно будет купить по продовольственным карточкам?

В список войдут товары исключительно российского производства. А именно:

Молочная продукция;

Питьевая вода;

Растительное масло;

Сухофрукты;

Макаронные изделия;

Картофель;

Также в перечень внесены саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. А вот сигареты, алкоголь и другие "вредные" продукты купить по карточке не получится.

В каких магазинах можно будет отовариться по карточке?​

Покупки можно будет совершить в любом магазине, который решит стать участником этой программы. Введение карточной системы на продукты позволит увеличить ВВП на 0,8%, прогнозируют в министерстве.

Как получить эту карточку?

Для того чтобы стать обладателем продовольственной карты, вы должны быть признаны малоимущими. На эту меру социальной поддержки смогут рассчитывать граждане, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.

При признании семьи малоимущей будут учитываться все проживающие совместно родственники. Обычно это супруги, дети, внуки и другие члены семьи.

Нужно собрать определенный перечень документов. Какой именно? Бумаг потребуется много. Начинать придется со справок о доходах. Граждане должны принести выписки о поступлениях в семейный бюджет за последние три месяца. Далее суммарный доход всех трудоспособных членов семьи поделят на три и еще раз на количество членов семьи. Если итоговая сумма окажется ниже прожиточного минимума, семью признают малоимущей.

Многие из вас уже наверняка слышала о новой идее Минпромторга вернуть в Россию продуктовые карточки. Эта инициатива должна стать одним из пунктов адресной помощи малоимущим. Попытались разобраться, как это будет работать.

Как будут выглядеть продовольственные карточки

Создать в России систему дополнительного питания для малоимущих Минпромторг предложил еще несколько лет назад. Тогда авторы инициативы подсчитали, что она позволит увеличить ВВП страны на 0,8 процента. Программа подразумевает, что на банковские карты граждан, которые нуждаются в улучшении питания, будут поступать средства, которые можно тратить на продукты.

Таким образом, фактических карточек, как в СССР, не будет. Будет одна карточка, деньги с которой человек сможет тратить на нужные ему продукты.

Когда запустят?

Сейчас проект находится на стадии обсуждения. В прошлом году Мантуров говорил, что программа продовольственной помощи малоимущему населению будет запущена не раньше второй половины 2018 года. Скорее всего, запустят программу только в 2019 году.

Сколько денег?

Выплаты составят около 10 тысяч на одного малоимущего человека в год, то есть в день на человека полагается 27 рублей.

Что можно будет приобрести по карточкам?

Предполагается, что по электронным сертификатам малоимущие граждане смогут приобрести определенные категории произведенных в России продуктов питания.

Очень важно отметить, что продукты можно будет купить только отечественного производства. При этом основной фокус, по мнению Минпромторга, должен быть на скоропортящейся продукции: молоко и молочная продукция, овощи, зелень, ягоды и фрукты, курица, мясо и мясные продукты российского производства.

В список не вошла рыба (так как она продается в России в основном замороженная, поэтому относится к продуктам длительного хранения), а также «вредные» продукты (алкоголь, сладости и пр).

Продукты длительного хранения (крупы, масло, мука) в карточки не входят. Почему? Цель программы - не накормить голодающих, а дать возможность малоимущим приобрести свежие, качественные продукты по доступной цене. Улучшить свой рацион.

В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока - пастеризованное, вместо консервов - свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем, - заявил «Известиям » замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Кто будет контролировать, что покупать на деньги с карточки?

Интересно, что перечень продуктов существенно расходится с продуктовой частью потребительской корзины, по которой, собственно, и рассчитывается уровень прожиточного минимума населения в каждом регионе. В большей части страны продуктовая часть потребительской корзины включает в себя хлебопродукты (хлеб, мука, крупы, макароны, бобовые), картофель, бахчевые и овощи, свежие фрукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное маргарин и жиры, прочие продукты (соль, чай, специи), мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца — то есть далеко не те продукты, которые предполагается продавать «по карточкам».

Другой вопрос — кто будет контролировать покупки граждан по этой карточке. Продавец? Сам сознательный гражданин? Пока что это находится под покровом тайны.

Как стать участником этой программы?

Пока что сложно говорить, кто именно сможет получить такую адресную помощь. Скорее всего, гражданину нужно будет обратиться в соцслужбу и подать документы, подтверждающие его доход (как это, например, делается в случае получения социальной стипендии или других выплат).

Где можно будет приобрести продукты?

По словам авторов инициативы, принимать карты будут не только торговые сети, но и рынки, ярмарки, объекты нестационарной уличной торговли, частные магазины - при условии, что у них есть система эквайринга (прием карточных платежей).

— Соответственно, любой торговый оператор, имеющий техническую возможность обеспечить подключение и работу по правилам процессинга системы, должен иметь право присоединяться к программе на общих основаниях. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Потребитель сможет купить по карте всё, что лежит на полке и соответствует продуктовому перечню программы, — пояснил замминистра.

Еду для неимущих будут раздавать по талонам

Скоро российские малоимущие, чей доход ниже прожиточного минимума, получат новую государственную помощь - им предложат бесплатные продуктовые карточки, на которые можно будет отовариться самой необходимой едой - хлебом, мукой и дешевым мясом. Сработает ли эта мера в условиях нескончаемого финансового кризиса и продолжающихся антироссийских санкций - еще неясно. Примеры зарубежных государств, где продуктовые карточки существуют несколько десятилетий, не позволяют однозначно утверждать, что это будет панацеей для российской экономики.

Подарок на столетний юбилей

У продовольственных карточек в России недобрая слава. Впервые об их существовании наше население узнало в начале 1917 года. Во время Первой мировой войны возник дефицит сахара, и царское правительство ввело карточки на рафинад. Почти сразу же имперский режим прекратил существование. Временное правительство подхватило эстафету. Помимо карточек на сахар были введены талоны на хлеб и ряд других продуктов, которые к тому моменту были в страшном дефиците.

Спустя несколько месяцев не стало и Временного правительства. К власти пришли большевики. Советский Союз с его хроническим дефицитом оказался настоящей «землей обетованной» для развития системы рационирования, то есть ограниченного распределения ресурсов, в первую очередь продовольствия. За время существования СССР карточки на разные виды дефицитной еды вводились много раз.

Иногда, например в период Великой Отечественной войны, это было оправданно. Но и в мирное время, когда ситуация со снабжением населения самыми заурядными продуктами питания налаживалась, карточки и талоны отменялись не всегда. В результате из 75 лет советского периода при карточках население прожило около 25 лет.

Последний раз в СССР талоны ввели на ставшие дефицитными товарами сахар и водку в начале 1990 х годов. После распада Советского Союза и появления на его обломках современной России страны с рыночной экономикой о карточках и талонах забыли. Как оказалось, не навсегда. В 2017 году - очевидно, к столетию появления первых талонов на сахар - правительство объявило о скором введении продуктовых карточек. Для начала не для всех, а только для малоимущих. Однако лиха беда начало.

Дефицит ни при чем

Истории свойственно повторяться. В социальных сетях, а иногда и прямо с федеральных телеканалов можно услышать абсурдные домыслы, что государство запускает такую программу отнюдь не случайно. С ее помощью правительство якобы собирается подготовить население к дальнейшему ужесточению антироссийских санкций, стихийным бедствиям и даже военному конфликту. Из-за этого, дескать, прилавки российских магазинов рискуют оскудеть, а оставшиеся продукты - резко повыситься в цене.

Те, кто верит в такие апокалиптические «прогнозы», могут расслабиться. Речь идет не о грозящем дефиците продуктов. Об этом свидетельствуют свежие данные Евразийской экономической комиссии, которая предрекает российскому агропрому активный рост в 2017–2018 годах, основными точками которого станут свиноводство и производство куриных яиц: по первому показателю к 2018 году статистика вырастет втрое, а по второму - в 4,2 раза.

Но и при таком продуктовом изобилии существуют миллионы наших соотечественников, которые на свои скромные доходы не в силах себя обеспечить даже элементарными продуктами, входящими в состав потребительской корзины. Вот им-то продуктовые карточки пришлись бы очень кстати.

Идея их введения впервые озвучивалась еще в 2007 году - в связи с сильным подорожанием молока и молочных продуктов. Правда, тогда она не получила развития. Во-первых, потому, что все сверхдоходы, получаемые государством от высоких цен на углеводороды, направлялись в Стабилизационный фонд (год спустя эти средства были израсходованы на поддержку не бедных людей, а крупнейших банков). Во-вторых, в то время правительство ставило целью привести Россию во Всемирную торговую организацию, результатом чего должно было стать насыщение рынка дешевой импортной продукцией и обвал цен, делающий продукты питания доступными даже для самых малоимущих граждан.

В ВТО Россия вступила в 2012 году. Только ожидаемого обвала цен не произошло. Дальше стало еще хуже - цены на нефть обрушились, сверхдоходы от них закончились, зато появились западные санкции и наше ответное эмбарго. На этом фоне идея возврата к продовольственным талонам вновь стала актуальной.

Средство от бедности

В 2015 году Минпромторг вновь озвучил идею программы продуктовых карточек для малообеспеченных граждан, скудные зарплаты, пенсии и пособия которых пострадали от резкого обвала рубля. Сейчас экономика России миновала тяжелую стадию кризиса, но введение такой программы не потеряло своей актуальности. Ведь, по официальным данным, в нашей стране сейчас насчитывается свыше 19 миллионов граждан, живущих за чертой бедности.

Именно им, по замыслу Минпромторга, и предназначены продовольственные карточки, которые планируется внедрить ориентировочно в 2019 году. Таким образом, согласно статистике, на талоны планируется перевести до 13% населения страны, которые будут получать от государства на еду ежемесячно 1,2–1,4 тыс. рублей на человека.

Ежегодно государству эта программа будет обходиться, по предварительным расчетам, в 240 млрд рублей. Однако люди на руки не получат из этих денег ни копейки: продовольственная карта будет электронной, на нее будут начисляться баллы (а не «капать» рубли), которые потребитель сможет использовать исключительно для приобретения определенных продуктов питания отечественного производства. Каких именно - пока еще решается, и не исключено, что к 2019 году рассматриваемый ныне перечень товаров будет дополнен или сокращен.

Есть надежда, что такая инициатива поможет снять остроту вопроса бедности в современной России. Во всяком случае, согласно весеннему опросу ВЦИОМ, 78% граждан считают, что карточки нужны, и только 19% не видят в них смысла (3% затруднились с ответом). Из этого следует, что граждане в большинстве своем воспринимают правительственную инициативу адекватно: не как предвестие голодных времен, а как целевую помощь нуждающимся.

Сегодняшняя ситуация с бедностью в нашей стране - серьезный социальный фактор, который способен негативно сказаться на будущем всего государства. Инициаторы программы возобновления действия продуктовых карточек в России, очевидно, стремятся доказать, что государство у нас является социальным институтом и несет ответственность за граждан. Кроме того, нельзя забывать, что эта программа ставит целью поддержку отечественных производителей и рост потребительского спроса - для оживления розничной торговли и ускорения темпов ВВП.

Бал правит балл

Обладателю продовольственного сертификата придется мириться с рядом ограничений. До конца месяца потребителю нужно будет «отоварить» карту, чтобы не потерять баллы. Баллы, не потраченные за месяц, в конце месяца обнулятся.

Впрочем, пока неясно, как государство в принципе будет начислять баллы на карту. Видимо, их приравняют к денежной единице. Например, 1 балл - 1 рубль. Подобный опыт есть у бизнеса: некоторые крупные торговые сети, рестораны и сетевые кофейни повсеместно раздают клиентам бонусные карты, позволяющие оплатить счет баллами, которые конвертируются при оплате услуг в рубли. Но только в определенных местах и по собственному курсу.

Продуктовый талон будет представлять собой банковскую карту отечественной платежной системы. На первых порах, вероятно, участниками программы станут федеральные торговые сети, у которых есть опыт работы с оплатой покупок бонусными баллами. В их распоряжении находится много кассовых аппаратов и соответствующее программное обеспечение. Если проект будет успешным, то к участию в нем подключатся сначала небольшие региональные торговые точки, а потом малые предприятия розничной торговли.

По примеру Америки

Чтобы спрогнозировать, насколько успешной окажется эта программа в России, стоит обратиться к опыту других стран. Чаще всего и сторонники, и противники этой меры апеллируют к опыту США, где система продовольственных карточек (FoodStamps) была введена президентом Франклином Рузвельтом в 1939 году во время Великой депрессии. Потом, когда Вашингтон официально вступил во Вторую мировую войну, эту программу со скандалом свернули. Впрочем, ненадолго. Новая продовольственная помощь пришла в президентство Джона Кеннеди в 1960 х. Она действует до сих пор, невзирая ни на экономические взлеты США, ни на кризисы.

Продовольственные карты, которые ранее представляли собой бумажные талоны, в эпоху правления Клинтона были заменены на банковский «пластик». На них правительство каждого штата ежемесячно перечисляет определенную сумму в баллах. Потребитель на эти баллы может приобрести продукты - причем исключительно американского производства. На октябрь 2016 года получателями помощи по FoodStamps являлись более 13% американцев, или 43 млн людей, чьи доходы не превышают прожиточного минимума в США.

Пока все очень похоже на то, что замыслил российский Минпромторг. Но вот «сумма прописью» заметно различается - и, увы, не в пользу наших бедных. Получатель продовольственной помощи в США каждый месяц может приобрести продукты на сумму $126. На российские деньги это свыше 7,5 тыс. рублей - в 6 раз больше того, что планируется давать нашим малоимущим.

Впрочем, и у американский масштабной государственной системы помощи есть свои изъяны. Главным ее недостатком считается массовое сокрытие получателями помощи по FoodStamps своих дополнительных доходов. Нередко эта программа начинает работать в ущерб себе - многие малоимущие (особенно мигранты) элементарно не желают трудиться, полагая, что и так не умрут от голода. Нередко получателями FoodStamps в США являются несколько поколений мигрантов (это в полной мере относится и к выходцам из СССР). Чтобы бороться с социальным иждивенчеством, в США даже была введена уголовная ответственность для получателей социальной помощи за сокрытие доходов.

В Европе программы FoodStamps не прижились. В послевоенной Англии и Германии они существовали, но недолгое время. Дело в том, что в развитых странах Старого Света уровень жизни населения изначально был выше, чем в США, а социальная дифференциация - ниже. Многие пенсионеры и бедные семьи, получившие талоны на продовольствие, пришли к выводу, что их выгоднее продать на черном рынке. В результате в магазины, где можно было получать продовольственную помощь по FoodStamps, начали заезжать отнюдь не бедные покупатели в собольих мехах и на дорогих автомобилях. После чего Европа предпочла свернуть подобные программы.

Драйвер для роста

В России при реализации программы продовольственной помощи также стоит учесть негативный зарубежный опыт. Во всяком случае, хотя три четверти населения, согласно соцопросам, одобряют гуманитарную цель программы, более 40% респондентов обеспокоены тем, что помощь государства может использоваться нецелевым образом. Скажем, кое-кто из малоимущих наверняка не упустит шанса обменять свои продовольственные карты на алкоголь. Поэтому государству важно хорошо продумать механизмы защиты банковских карт и обязательно сделать их именными.

Впрочем, пока правительство медлит с решением этого вопроса. По каким причинам? В первую очередь по финансовым. Ведь надо где-то изыскать требуемые 240 млрд рублей в год. Для остающегося дефицитным федерального бюджета такие траты пока представляются непосильной нагрузкой. Есть большая вероятность, что государство может передать реализацию этой программы в регионы, бюджеты которых смогут потянуть дополнительные расходы.

Вместе с тем экономический смысл продуктовых карточек заключается не только в росте потребительского спроса, но и в снижении инфляции. Сейчас ее годовая планка определена в 4%. Однако, если стоимость нефти окажется ниже уровня, заложенного в бюджет ($40 за баррель), то удержать инфляцию в пределах 4% не получится. Цены начнут расти, что вызовет повышенный спрос на доллары, а не рубли. Это грозит свести любую помощь, выраженную в рублях, до нуля.

Впрочем, есть и позитивные моменты. По оценкам МВФ, прирост потребления беднейшего населения любого государства всего на 1% в течение 5 лет позволяет увеличить ВВП самой страны на 0,4%. Россия, таким образом, благодаря продовольственной программе для бедных может получить дополнительный драйвер для экономического роста.

Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством финансов дорабатывает программу адресной продовольственной помощи, сообщает ТАСС. Запуск программы планируется уже в этом году, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Мы очень рассчитываем, что в этом году мы стартанем с этой программой», - сказал он.

В настоящее время программа продовольственной помощи уже прошла основные этапы согласования с ведомствами. Минэкономразвития поддержало программу, на очереди доработка с Минфином, добавил Мантуров.

Одна из задач программы, по его словам, — обеспечить адресную поддержку тем категориям граждан, которые не могу себе позволить приобрести определенный набор продуктов питания. Например, свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи.

«Чтобы стимулировать такую возможность, мы выходили с инициативой внедрения продовольственных субсидий через систему адресной поддержки. Такая система работает во многих странах мира», — сказал Мантуров.

Министр подчеркнул, что это не накопительная система и будет правильнее, если граждане будут полностью тратить выделяемые средства на продукцию отечественных производителей. «Если в течение месяца ты не потратил эти деньги, они сгорают», — сказал он.

Стратегия-2017

Говорить о Стратегии продовольственной помощи Минпромторг начал еще осенью 2015 года. Она предполагает поддержку определенных категорий граждан путем создания специальной карты.

На запуск программы продовольственных карточек для малоимущих граждан может потребоваться 240 млрд руб., рассказал замглавы министерства Виктор Евтухов.

По его словам, финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — порядка 15-16 млн человек.

В Минсельхозе затраты на программу оценили в шесть раз ниже - в 40 млрд рублей, рассказал осенью 2016 года глава министерства Александр Ткачев. Он сообщил также, что его ведомство прорабатывает создание механизма внебюджетного финансирования программы, так как в бюджете соответствующие средства пока отсутствуют.

Карточка для малоимущих граждан будет представлять собой «электронную карту покупателя», на которую будут зачислять средства. Их можно будет тратить на определенные виды товаров и продуктов, в частности на свежие скоропортящиеся отечественного производства.

В программу в настоящее время включены мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца и зелень.

Исключены крупы и мясные консервы. Однако в Минпромторге не исключали расширение перечня, в него может войти замороженная рыбная и мясная продукция. На импортные товары и продукты льготы распространяться не будут.

Также отмечалось, что в программе продуктовых электронных карт смогут участвовать все торговые точки, которые подключены к центральной процессинговой системе программы, курировать программу будет один из крупнейших банков в стране.

Программа может «обеспечить бюджетную эффективность в размере минимум 2 руб. вклада в ВВП на каждый рубль, вложенный в программу», сообщал Евтухов. Помимо того, что нуждающиеся получат помощь, программа поддержит спрос на российские продукты питания, торговлю и сельское хозяйство, планирует министерство.

Ранее Минпромторг рассчитывал, что программа электронных продовольственных карт покупателя может заработать во второй половине 2016 года.

Нет денег, нет программы

Данной программой должен заниматься не Министерство промышленности и торговли, а Министерство труда и социальной защиты, считает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По мнению экономиста, если эта программа действительно направлена на социальную поддержку населения, то заниматься ею должно профильное министерство.

«Я понимаю, почему Минпромторг хочет реализовывать эту программу — с другой стороны, это поддержка отечественного производителя. Но, по-моему, отечественный производитель сейчас особых проблем не испытывает: импорт сократился, переориентировался на другие страны, собственное производство реально выросло», — добавляет эксперт.

Если и запускать программу, то, по словам Смирнова, она должна коррелировать с другими программами поддержки малоимущего населения, которые реализуются в России. «Меня напрягает отсутствие взаимодействия между Минпромторгом и Минтрудом - это неразумно, помощь может попасть тем, кто в ней реально не нуждается, а нуждающиеся могут ее и не получить», — резюмирует экономист.

Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

То, что предлагает Минпромторг, «касается поддержки промышленности, а не поддержки населения», потому что программа будет вынуждать людей покупать определенные виды продуктов, считает она.

«Хорошо это или плохо, я не знаю. Нужно ли еще больше стимулировать покупать отечественное, когда доходы продолжают сокращаться, для меня большой вопрос. Особенного выбора у бедных людей нет, соус песто и прочие деликатесы они и так не покупают. В какой мере это поддержит российскую промышленность, для меня загадка», — говорит Зубаревич.

Оба эксперта обратили внимание на то, что информации о выделении бюджетных денег на программу продовольственного обеспечения пока не появлялось. В Минфине не ответили «Газете.Ru» на соответствующий вопрос и другие запросы о возможной конфигурации программы.

Если соответствующие расходы были бы включены в текущую версию бюджета, Минпромторг в конце года об этом сообщил бы, полагает Смирнов из ВШЭ. Зубаревич также задалась вопросом об источниках финансирования. «Если это дополнительные деньги для российских потребителей, то вопрос - откуда возьмутся деньги? Это что, дополнительные средства федерального бюджета, которых нет? Пока нет ответа на этот вопрос - нечего и обсуждать», — резюмировала она.

В Минпромторге дополнительные вопросы о программе и ее финансировании также оставили без ответа

Предполагается, что карточка будет представлять собой пластиковую «электронную карту покупателя». На нее ежемесячно будут зачислять денежные средства в виде баллов. Использовать баллы на продукты нужно в течение месяца, неистраченная сумма сгорит.

Кто сможет получить такую помощь?

Малоимущие граждане, которые не могут позволить себе купить определенные виды продуктов. Предполагается, что право на помощь нужно будет подтвердить документально.

Какие продукты можно будет приобрести и на какую сумму?

В приоритете окажутся те продукты, которых не хватает в рационе: свежие и полезные, отличающиеся от дешевых суррогатов мясо, рыба, овощи, молочные продукты отечественных производителей, а также семена и саженцы. Ранее Минпромторг сообщал , что ежемесячная выплата может составить 1400 рублей .

Карточными системами пользовались в разных странах, в том числе, в СССР и России: в период «военного коммунизма» до перехода к политике НЭП, затем в конце 20-х годов. Карточки устанавливали определённые нормы потребления товаров на человека в месяц. Крестьяне и лица, лишённые избирательных прав (бывшие дворяне, священники и другие) в распределении не участвовали. Эта система просуществовала вплоть до 1935 года. Во время Великой Отечественной войны страна вновь вернулась к карточной системе.

В 1983 году в СССР была введена талонная система. Талоны выдавали на некоторые дефицитные товары, потом список расширился: стали продавать сигареты, водку, мыло, сахар, соль, колбасу и ряд других товаров.

Талонная система в России стала сходить на нет в начале девяностых в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платёжеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года.

Правда ли, что новую систему карточек придумали в США?

В США действует федеральная программа помощи гражданам, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы. Ранее для этого использовались бумажные талоны, которые были вытеснены пластиковыми картами. В настоящее время продовольственную помощь там получает около 43 млн. человек . Средний месячный размер пособия на человека составляет 126 долларов. Для получения помощи домохозяйства должны соответствовать определённым критериям, прежде всего по уровню доходов.

Сколько людей в России нуждаются в продовольственной помощи?

Получателями помощи могут стать около 15 млн человек .

Согласно обзору Центрального Банка на основе результатов соцопроса фонда «инФОМ», половине россиян в минувший год приходилось отказываться от запланированных трат: ремонта, отдыха, покупки мебели, лечения. Каждый пятый отказывается от покупки овощей и фруктов, каждый четвертый экономит на одежде, а треть опрошенных не может купить колбасу, сыры и рыбу. Согласно данным «Левада-Центра», 58% граждан экономят на еде . В январе на Гайдаровском форуме Ольга Голодец сообщила, что зарплату ниже МРОТ (7,5 тыс. руб.) получают почти 5 млн россиян .

Что-нибудь еще будут делать для бедных?

Предполагается, что с 2018 года россияне с низким достатком также будут обеспечены бесплатным питанием в столовых при различных организациях и других заведениях общепита.

Ранее в Минфине предлагалось выплачивать пособия по бедности. По утверждению представителей ведомства необходима реализация целого комплекса мер по поддержке малообеспеченных россиян. Кроме того, в российском законодательстве необходимо четко закрепить понятие «нуждаемость».